Рефераты

Курсовая: Основы фотографии

Курсовая: Основы фотографии

Введение

В переводе с греческого языка слово фотография означает «светопись».

Фотография — это теории и методы получение видимого изображения объектов на

светочувствительных фотографических материалах.

Фотографию по праву считают одним из величайших изобрете­ний позапрошлого века.

Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и

изобретателей многих стран мира. Ими изучалось действие света на

светочувствительные вещества, разрабатывались способы получения с их помощью

прочных светописных изобра­жений и совершенствовалась аппаратные

технические средства.

Изобретателем первого способа получения фотографических изображений на

фотослоях с галогенидами серебра считается французский художник и

изобретатель Жак Дагерр. Пользуясь для рисования камерой-обскурой (прибор —

предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает схемная комната»).

, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в ней

изображения. В 1829—1835 гг. Ж. Дагерр проводил эту работу совместно с Н.

Ньепсом. После смерти Н. Ньепса Ж. Дагерр обнародовал новый оригинальный

способ получения фотографических изображений и назвал его дагерротипией.

Сообщение о новом изобретении было сделано 7 января 1839 г. известным физиком

и астрономом Араго на заседании Парижской академии наук. Сущность способа

была изложена 19 августа 1839 г. в докладе Араго объединенному собранию

Парижской ака­демии наук и Академии изящных искусств. IX Международный

конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 г., постановил

считать 7 января 1839 г. юбилейной датой — днем изо­бретения фотографии.

Принцип получения фотографических изображений способом дагерротипии состоял в

том, что серебряную пластинку сначала тщательно очищали, а затем помещали в

специальный ящик над сосудом с металлическим йодом. Испаряясь, йод оседал на

ее по­верхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро —

вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластинку помещали в

кассету камеры-обскуры и на нее экспонировали ярко освещенные предметы с

выдержкой в несколько минут. Под дей­ствием света на пластинке получалось

слабое изображение. Его усиливали, т. е. проявляли парами ртути, которые

оседали на уча­стках, где подействовал свет. Этот процесс проводили в

специаль­ном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью. Для ускоре­ния

процесса испарения ртути сосуд подогревали.

Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки йодистого серебра

и закрепить тем самым изображение, пользова­лись раствором поваренной соли.

Несколько позже для этих це­лей стали применять тиосульфат натрия.

Изображение на дагерротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути

и серебра. При определенном угле наклона на дагерротипе было четко видно

позитивное изображение.

Таким образом, в результате дагерротипного процесса полу­чали снимок в одном

экземпляре, что являлось одним из сущест­венных его недостатков. Кроме того,

следует_ указать на высокую стоимость снимков. Несмотря на эти недостатки,

дагерротипия очень быстро привлекла к себе внимание.

В 1840 г. английский исследователь Д. Ф. Годар сумел значи­тельно повысить

светочувствительность дагерротипных пластин, обрабатывая их смесью йода с

бромом, что позволило уменьшить выдержки при экспонировании. Уменьшению

выдержек способст­вовало также совершенствование съемочной оптики. Так, уже в

1840 г., т. е. через год после официального обнародования пер­вого способа

фотографии, профессором Венского университета И. Пецвалем был

разра­ботан метод расчета фотогра­фических объективов. В этом же году им был

рассчитан пер­вый портретный объектив, по­строенный затем известным немецким

оптиком П. Ф. Фохтлендером.

Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Вильям Генри Фокс

Талбот. Он получил сравнительно высокочувстви­тельную бумагу, которую

из­готовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и по­следующего

очувствления рас­твором азотнокислого серебра. Бумагу в сыром виде

экспони­ровали в камере-обскуре. По­лучаемое изображение закрепляли в

растворе поваренной соли, Этот способ, названный фотогенным рисованием, был

из­ложен Талботом в его первом официальном сообщении Коро­левскому обществу

31 января 1839 г.

Для печати с полученных при съемке бумажных негативов Талбот также

использовал очувствленную бумагу, которую экспо­нировал под бумажным

негативом на сильном свету. По достиже­нии достаточной плотности изображения

его закрепляли.

К этому периоду относится и появление терминов «фотогра­фия», «негатив»,

«позитив», предложенных английским ученым Д. Гершелем. Он также предложил

использовать раствор тиосуль­фата натрия для закрепления фотографических

изображений.

Способ Дагерра просуществовал как основной до 1851 г. К этому времени

английским исследователем Фридериком Скот Анчаром был разработан новый способ

фотографии — мокрый коллодионный процесс.

Принцип этого процесса состоит в следующем: Нитроклетчатку (продукт обработки

отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют в смеси спирта и эфира.

В полученную Массу — коллодион — вводят соли йода и брома и раствор поли­вают

на стеклянную пластинку. После того как слой слегка за­стынет, пластинку в

сыром виде погружают в сосуд с раствором азотнокислого серебра, т. е.

коллодионный слой очувствляют. Все операции проделывают при неактиничном

освещении. В резуль­тате химической реакции в коллодионном слое образуются

галогеннды серебра — вещества, чувствительные к свету. После этого пластинку

в сыром виде помещают в фотоаппарат и фотографи­руют объект. Проявляют ее в

растворе пирогаллоловой кислоты или пирогаллола и закрепляют в растворе

тиосульфата натрия.

Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион при этом растрескивался и

отслаивался от стекла. Это явилось существен­ным недостатком мокрого

коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье.

Были и энтузиасты — фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде на

съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали в

собранном виде на тележках.

Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись

работы теоретического характера. В 1855 — 1861 гг. английский физик Д. К.

Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.

В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса мно­гими

исследователями делались попытки заменить коллодий дру­гими веществами. Так,

в 60-х годах прошлого века проводились опыты по применению желатины в

качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ

был описан щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое

проявляющее вещество.

Основываясь на работах предшественников, англичанин Ри­чард Медокс, врач по

специальности, предложил в 1871 г. пер­вый практически пригодный способ

изготовления бромосеребря­ной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу

появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и

значительно повысить их светочувствительность. Следует от­метить, что

основной метод современной фотографии также осно­ван на применении

галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот

способ претерпел значительные усовершенствования. Была повышена общая

светочувствительность фотослоя, а также расширена зона его спектральной

чувствитель­ности вплоть до инфракрасных лучей. Принцип очувствления

фо­тографических пластинок к длинноволновой области спектра был разработан в

1873 г. немецким ученым Г. В. Фогелем. Для этих целей, т. е. для

ортохроматизации фотопластинок, им был исполь­зован кораллин.

В конце 80-х годов XIX в. американской фирмой «Кодак» было освоено

производство негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида.

Современная фотография также использует принцип галогенида серебра.

Подготовка к фотосъемке.

В процесс подготовки к фотографической съемке входят: подбор негативного

фотоматериала и светофиль­тров, проверка исправности фотоаппарата, зарядка

кассет, уста­новка фотоаппарата, решение задач композиции и освещения объекта

съемки, определение выдержки.

Вид и марка негативного фотоматериала, подбираемого для фотосъемки, зависят

от типа используемого фотоаппарата, усло­вий съемки, требований к негативу и

снимку, а также от художест­венного замысла фотографа.

При подборе того или иного вида негативного материала руко­водствуются

особенностями снимаемого объекта, соотношением его яркостей, особенностью

окраски, условиями освещения и т. п. На подбор негативного материала влияет

также и изобразительная задача, которая ставится перед снимающим.

Необходимость применения светофильтров вызывается многими причинами. Основная

из них — различие в спектральной чувстви­тельности глаза и негативного

фотоматериала, что приводит к тем или иным искажениям в передаче объектов на

снимке, имеющих цветную окраску. Кроме того, нередко при съемке заранее

задается условие подчеркнуть или высветлить тот или иной цвет, что также

обеспечивается с помощью светофильтров. Каждый светофильтр высветляет цвета,

близкие к его цвету, и притемняет обратные ему цвета.

Кроме светофильтров, можно также применять линзы, удлиня­ющие фокусное

расстояние объектива, и диффузионные фильтры. Они смягчают оптическое

изображение (например, при портретной съемке). Иногда пользуются съемочными

сетками, представляю­щими собой сплошную или с отверстием в середине сетку из

белой или окрашенной ткани. С помощью съемочных сеток добиваются смягчения

резкости фотоизображения по всему кадру или по его краям. Степень влияния

сетки зависит от плотности ткани и ее рисунка, цвета и расположения сетки по

отношению к объективу фотоаппарата. С помощью оттененных и ступенчатых серых

филь­тров можно добиться плавного или резкого притемнения той или иной части

кадра.

Широко распространенные зеркальные и дальномерные фото­аппараты устанавливают

относительно объекта съемки по изобра­жению на матовом стекле и в

видоискателе, т. е. производят кадри­рование изображения. Перед кадрированием

находят точку съёмки, т. е. такое положение фотокамеры, при котором объект

может быть передан наиболее выразительно. Таким образом, при кадрирова­нии

решаются как технические (установка объекта в поле зрения камеры), так и

изобразительные задачи.

При съемке фотообъективом с нормальным фокусным расстоя­нием удаление

фотоаппарата от снимаемого объекта должно быть, как правило, не меньше ширины

или высоты этого предмета. Это правило не соблюдается при съемке части

объекта, т. е. при круп­ноплановой съемке.

Резкими можно передать предметы, находящиеся не только в одной плоскости, но

и занимающие определенное пространство по глубине. Как было сказано ранее,

глубина резко изображаемого пространства зависит от величины фокусного

расстояния фото­объектива и числа диафрагмы. При определении и установке ее

границ руководствуются специальными таблицами или шкалой глубины резкости на

объективе фотоаппарата.

Так же следует особое внимание обратить на композицию.

В переводе с латинского слова «композиция» означает составление, соединение,

связь. В фотографии под компо­зицией понимается выбор объектов съемки,

гармоничное объедине­ние отдельных элементов снимка в единое художественное

целое.

Пространство выражается в плоскости снимка тем или иным сочетанием линий, т.

е. его восприятие связано с линейной перспективой.

К основным элементам композиции относятся также и такие факторы, как

освещение, расположение смыслового и зрительного центров снимка,

использование тональной перспективы — все они способствуют раскрытию

содержания снимка.

Линейный рисунок фотоснимка обусловливается расстоянием от аппарата до

объекта съемки, высотой и направлением съемки, крупностью плана и другими

факторами. При одном положении фотоаппарата получают правильное выражение

геометрические размеры и плохо или совсем не передается объемность объекта, а

при другом достигается хорошая передача всех трех его измере­ний: ширины,

высоты и длины. В фотографии наибольшее распро­странение при всех видах

художественной съемки получила фото­съемка под углом к объекту.

Фотографируют обычно с высоты человеческого роста. Однако существует также

съемка с нижней и верхней точек, т. е., как иногда говорят, съемка с нижнего

и верхнего ракурса. При съемке с нижнего ракурса объекты получаются

преувеличенной высоты и приобретают монументальность, а с верхнего ракурса —

умень­шаются по высоте.

Большие наклоны оптической оси фотоаппарата приводят к перспективным

искажениям вертикальных параллельных линий, т. е. к их сходу. Так, в

результате съемки высоких зданий с ближ­него расстояния и с нижней точки

кажется, что здание завали­вается назад. Эти искажения заметны тем больше,

чем больше угол наклона оптической оси фотоаппарата, чем меньше расстоя­ние

до объекта съемки и чем короче фокусное расстояние фото­объектива.

В зависимости от высоты точки съемки и наклона оптической оси съемочной

камеры изменяется положение линии горизонта. Как правило, линия горизонта

располагается или подразумевается на снимке не посередине, а на высоте 1/3

или 2/3 кадра, что создает лучшую зрительную уравновешенность изображения.

Наклон ли­нии горизонта по диагонали кадра может обеспечить получение

динамичного снимка, например, при передаче движения. Созданию иллюзии

движения помогает диагональное размещение объекта в кадре. Этому способствует

также правильный выбор фазы движения объекта и иногда смазанность его

контуров или фона.

Большое влияние на линейную композицию оказывает и рас­стояние до снимаемого

объекта. При съемке общим планом, т. е. при съемке со сравнительно большого

расстояния, получают мелкое изображение объектов. Съемку средним планом ведут

с более близких расстояний. Если объект занимает почти всю площадь снимка, то

такой вид съемки называют съемкой крупным планом; при еще более крупном

масштабе — съемкой макропланом (в плоскости снимка получают только часть

объекта, фрагмент).

Следует указать, что, помимо принятого классического соотно­шения сторон

кадра 2:3 и 3:4, получили широ­кое распространение квадратный и удлиненный

снимки.

Большое влияние на изобразительное качество снимка оказы­вает расположение

объекта съемки на картинной плоскости.

Очень большое значение имеет умение выделить на снимке сюжетно важный объект.

Эта цель обычно достигается комплексом изобразительных и технических средств,

основными из которых являются: передача основного объекта в более крупном

масштабе; показ основного объекта на переднем плане; передача основного

объекта резким, а второстепенных — менее резкими; более высокая яркость

сюжетно важного объекта (все остальные объекты на­ходятся в затемненной

зоне).

Тональная или воздушная перспектива передается воздушной средой, когда

близкие предметы на снимке получаются более кон­трастными, чем удаленные.

Тональная перспектива хорошо передается при тумане и дымке. Ее можно

усилить съемкой через го­лубые и синие светофильтры. Иногда применяют также

туманные светофильтры (ступенчатые и оттененные). При съемке с желтыми и

оранжевыми светофильтрами эффект воздушной дымки умень­шается или исчезает

вообще.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЕМКА

Процесс фотографической съемки состоит из ряда различных операций. Решаемые

при съемке задачи можно условно разделить на две взаимосвязанные группы —

технические и творческие. Подготавливаясь к съемке, выбирают фотоаппарат,

объектив, фотографический материал и светофильтр, необходимые для данного

вида фотосъемки. Затем, если требуется, фотограф устанавливает фотоаппарат на

штатив, находит наилучшую точку съемки, определяет требуемые выдержку,

диафрагму и т. д. Одно­временно решаются вопросы композиционного построения

снимка, т. е. наиболее выразительного размещения в нем объектов, соче­тания в

плоскости изображения световых и тональных элемен­тов и др.

Съемочное освещение.

Слово фотография в дословном переводе озна­чает светопись. Свет играет

исключительно важную роль в фото­графическом воспроизведении окружающего

пространства. Объем и форма предметов, их цвет, фактура поверхности

передаются на снимке благодаря освещению.

При фотографической съемке используют как естественное освещение, так и

освещение искусственными источниками света.

При выборе световых условий решаются три основные задачи освещения:

фотографическая, композиционная и изобразительная

Фотографическая задача связана с чисто техническими вопро­сами. Сюда входит

определение правильной экспозиции, создание на объекте съемки определенного

интервала освещенностей и яр­костей, который сможет передать используемый

фотоматериал.

При решении композиционной задачи освещения фотограф вы­бирает такие световые

условия, при которых объект съемки и со­держание снимка в целом были бы

переданы максимально выгодно с художественной точки зрения. Здесь в качестве

элементов фото­композиции используют тени, блики, световые пятна и т. п.

Благо­даря свету, организуется внимание зрителя на основном объекте и

скрываются второстепенные.

Изобразительная задача состоит в решении вопроса передачи объемности

предметов и пространства на гладкой двухмерной плоскости фотографического

снимка. Передача пространства до­стигается, например, тональной перспективой,

т. е. передачей близко расположенных предметов более контрастными по

сравне­нию с удаленными предметами.

Таким образом, съемочное освещение позволяет получить на фотослое правильно

экспонированные изображения с выявлением формы, объема, фактуры и цвета (или

тона) объектов, с точным соответствием результатов съемки поставленной

технической и ху­дожественной задаче (обеспечение этих условий обнаруживается

после обработки экспонированного фотоматериала).

По характеру освещение может быть светотеневым и то­нальным.

При светотеневом освещении объем объекта съемки выра­жается четко с помощью

ярко выраженных светов и теней. Этот вид освещения создается направленным

светом, падающим на объект под некоторым углом.

Тоновое освещение характеризуется нечетким выражением объема объекта съемки.

При этом объект освещается или рассеян­ным светом или светом, направленным

параллельно оптической оси объектива фотоаппарата.

Иногда, кроме светотеневого и тонового освещения, приме­няется так называемое

локальное и силуэтное освещение. При локальном освещении световой пучок

падает на ограниченную часть объекта или съемочного пространства. Силуэтное

освещение отличается тем, что передний план затемнен, а предметы,

находя­щиеся в глубине кадра, освещены более сильно.

Основные элементы освещения. Объект съемки обычно осве­щается в помещении

несколькими источниками света, различаю­щимися между собой по направлению

светового потока и относи­тельной интенсивности, что дает неодинаковые

освещенности на разных участках объекта.

Различают следующие шесть видов света:

общий заполняющий;

основной направленный (рисующий);

выравнивающий;

моделирующий;

контровый;

фоновый.

Основной направленный (рисующий) свет пред­назначен для освещения сюжетно-

важной части объекта съемки или нескольких объектов. Он обеспечивает разницу

освещенностей объекта и передает объем, форму и фактуру поверхности

предме­тов, изображаемых на снимке.

Выравнивающий свет подсвечивает теневую сторону объекта съемки и создает тем

самым необходимый световой ба­ланс между светлыми и затемненными участками. В

качестве источника выравнивающего света иногда используют экраны-от­ражатели.

Основное назначение моделирующего света — создание бликов и теней необходимых

размеров и формы с целью получения того или иного эффекта, например подсветка

глаз, волос и т. д.

Контровый свет служит для обрисовки контура объекта и отделения его от фона.

Фоновый свет дает необходимый для каждого конкретного случая уровень

освещения поверхности фона и способствует тем самым решению определенной

задачи.

К каждому из этих основных видов света предъявляются свои требования. В связи

с этим конструируются специальные освети­тельные приборы, различающиеся между

собой по характеру из­лучения, мощности, возможности изменять диаметр и

интенсив­ность светового пучка и т. д.

Общий заполняющий свет обеспечивает проработку де­талей объекта съемки,

находящихся в теневых участках.

Световые приборы.

Рассмотрим наиболее распространенные осветительные приборы и характер

создаваемого ими освещения. Современная светотехника и электроника

предоставили в распоряжение фотографа множество разнообразных по конструкции

и световым параметрам источников света, начиная от обычных электрических и

кончая импульсными газоразрядными лампами.

Электрические лампы, используемые для освещения помещений, различаются между

собой по мощности, а значит, и по силе создаваемого ими светового потока и

имеют прозрачный, матированный или молочный стеклянный баллон. Такая окраска

стекла баллона позволяет получать более мягкое, рассеянное освещение.

Промышленность выпускает также специальные фотолампы, яркость которых ощутимо

больше яркости обычных электроламп, что достигается горением лампы в режиме

перекала. Срок их службы колеблется в пределах 2 - 8 ч, в связи с чем их

следует включать только на короткое время самой съемки. Как обычные, так и

перекальные электролампы могут иметь внутренний зеркальный отражатель,

позволяющий концентрировать в одном направлении идущие от раскаленной нити

лучи света.

Чрезвычайно малыми размерами и высокой яркостью характеризуются кварцевые

галогенные лампы. Внутренний объем баллона в них заполнен парами йода,

значительно улучшающими светотехнические параметры ламп.

Совершенно самостоятельную группу представляют собой импульсные газоразрядные

лампы, излучающие свет в виде очень короткого (1\500 – 1\10000с) и мощного

светового импульса. Внутренний объем баллона таких ламп заполнен инертным

газом-ксеноном, через который в обычных условиях электрический ток не

проходит. Когда же с помощью высоковольтного импульса напряжения газ в

баллоне лампы ионизируется и становится проводником электрического тока,

через него происходит разряд специального конденсатора, накопившего большой

электрический заряд, и газ, превратившись на тысячную долю секунды в плазму,

излучает мощный световой импульс. Преимущества таких ламп - малые размеры,

большая яркость, высокая экономичность и постоянство светового потока;

недостаток - невозможность визуально контролировать светотеневой рисунок,

создаваемый таким источником на объекте съемки.

Осветительные лампы без специальных рефлекторов используют крайне редко,

поскольку они освещают в равной степени не только объект съемки, но и все

окружающие предметы. При этом образуется большое количество случайного

рассеянного света, появляются паразитные блики и рефлексы, мешающие съемке.

Поэтому для более полного использования света лампы и возможности направлять

ее световой поток в нужную сторону применяют специальные рефлекторы, от формы

и размеров которых в значительной степени зависит характер идущего от лампы

светового потока. В большинстве случаев рефлекторы снабжены арматурой

(зажимы, струбцины), позволяющей закреплять их в нужном положении и в

определенном месте. Рефлектор с лампой можно крепить к спинкам стульев и к

другой мебели или к специальным штативам.

Естественно, что для освещения можно использовать и обычные бытовые

осветительные приборы - настольные лампы, бра, люстры, торшеры и т. д.,

однако они менее удобны и в большинстве случаев не позволяют создать

необходимое освещение объекта съемки.

Импульсные электронные приборы, именуемые лампами-вспышками, весьма

разнообразны. Это и миниатюрные лампы небольшой мощности, предназначенные для

фотолюбителей, и более мощные осветители, рассчитанные в основном на

профессиональных фотографов. Во всех случаях питание таких ламп-вспышек

осуществляется от сети переменного тока, батарей или встроенных

аккумуляторов. Синхронизация световой вспышки лампы с работой затвора

фотоаппарата происходит с помощью специального провода синхронизации, либо

путем непосредственного электрического соединения цепей синхронизации лампы

со встроенными в фотоаппарат контактами, либо световым лучом.

Поскольку длительность светового импульса чрезвычайно мала, необходимо, чтобы

в момент вспышки кадровое окно фотоаппарата было полностью открыто. В

противном случае проэкспонируется только часть кадра и снимок будет испорчен.

Это условие выполняется для всех выдержек в фотоаппаратах с центральными

затворами и лишь для сравнительно длительных выдержек в фотоаппаратах со

шторными затворами. В описании фотоаппарата всегда указана наиболее

короткая выдержка для съемки с лампой-вспышкой. Безусловно, можно

воспользоваться и более длительными выдержками, однако необходимости в этом

нет.

В практике фотографической съемки большое применение находят источники

электрического света. Ос­новными из них являются: электрические

лампы накаливания, люминесцентные лампы, импульсные газоразрядные лампы.

Источники электрического света различаются по световым и электрическим

характеристикам.

К световым характеристикам относятся: световой поток, свето­отдача,

спектральный состав, характер распределения света, срок службы лампы; к

электрическим — напряжение, сила и вид тока, мощность, схема включения лампы

в электросеть.

В группу электрических ламп накаливания, используемых в фо­тографии, входят

нормальные осветительные, фотографические, прожекторные и кинопрожекторные

лампы. Все они относятся к газонаполненным и отличаются друг от друга формой,

разме­рами колбы, конструкцией цоколя, формой светящегося тела.

В последнее время в нашей стране и за рубежом все большее применение находят

новые источники света — кварцевые галоген­ные лампы. В качестве галогена

обычно используется йод. Гало­генные лампы имеют вольфрамовую нить накала, в

принципе не от­личающуюся от нити других ламп накаливания, заключенную в

кварцевой колбе небольших размеров. В колбе, кроме инертного газа, содержится

небольшое количество йода.

По сравнению с обычными лампами лампы с йодным циклом имеют следующие

преимущества: меньший габарит, больший срок службы, более высокую световую

отдачу, не изменяющиеся в тече­ние всего срока службы световой поток и

спектральный состав излучения.

Кроме перечисленных ламп накаливания, большое примене­ние находят так

называемые зеркальные лампы типа ЗН, пред­ставляющие собой законченный

осветительный прибор с отра­жающей поверхностью. Передняя стенка зеркальных

ламп ма­тирована.

В практике фотосъемки иногда находят применение люмине­сцентные лампы,

которые отличаются друг от друга по мощности, спектральному составу

излучения, размерам колбы. К люмине­сцентным источникам света относятся лампы

типа ЛД (люми­несцентная дневного света), ЛБ (люминесцентные белого света),

ЛХБ (люминесцентные холодного белого света), ЛТБ (люми­несцентные теплого

белого света).

В последнее время ряд фирм выпускает специальные освети­тельные приборы для

фотопавильонов и других помещений, в ко­торых в качестве источника света

применены импульсные газо­разрядные лампы.

В нашей стране эти источники света получили распространение среди

фотокорреспондентов, некоторой части фотографов и фото­любителей.

Источники электрического света используются в специальных осветительных

приборах, разных по конструкции, эксплуатацион­ным и другим данным. Ниже

приводятся краткие сведения об этих приборах.

Осветительные приборы, предназначенные для освещения объектов съемки, принято

делить на две самостоятельные группы: светильники и прожекторы. К первым

относятся осветительные приборы, рассчитанные на освещение предметов,

находящихся на близком расстоянии, ко вторым — на освещение удаленных

пред­метов. Перераспределение света, испускаемого лампой в светиль­нике,

происходит благодаря отражению его от белого окрашенного, эмалированного или

зеркального колпака (контротражателя).

Курсовая: Основы фотографии

Приборы этого типа имеют угол рассеяния света до 180° и могут быть выполнены

в виде световых площадок (рамп) или многолам­повых софитов. К светильникам

относятся также и зеркальные лампы, имеющие угол рассеяния около 50°. По

конструкции разли­чают прожекторы с отражательной (с контротражателем),

прелом­ляющей (с линзой) и смешанной оптикой (с контротражателем и линзой).

Благодаря возможности фокусировать лампу путем пе­ремещения ее относительно

линзы угол рассеяния света, даваемого прожектором, может изменяться.

На рисунке приведены основные виды осветительных приборов, применяемых для

освещения объектов при фотографической съемке: а — светильник для общего

освещения объектов светом, излучаемым непосредственно лампой и отражаемым

контротража­телем; б—светильник для освещения объектов отраженным све­том

(лампа закрыта экранирующим колпаком); в —светильник для освещения

объектов направленным светом; г — светильник с отражателем «зонтик» с

белой матовой или зеркальной алюминированной поверхностью; д — прожектор

со ступенчатой линзой; е— прожектор, дающий узкий концентрированный ,

световой пучок.

Характер света, испускаемого осветительными приборами, вы­ражается кривой

светораспределения, показывающей величину силы света, распределяемого в

пространстве перед прибором.

К основным характеристикам осветительных приборов отно­сятся также:

максимальная сила света (обычно для сфокусирован­ного луча); полезный

световой поток; угол рассеяния (для про­жектора минимальный и максимальный);

коэффициент полезного действия; спектральная характеристика излучения (обычно

совпа­дает с характеристикой ис­точника света); качество (равномерность)

светового пятна, даваемого прибором. Осветительные приборы

имеют также электрические, механические и эксплуатационные

характеристики, включающие в . себя род тока, потребляемую мощность или

силу тока, напряжение, габарит, массу, максимальную продолжительность

непрерывной работы, степень защищенности источника света от окру­жающей

среды, температуру наружной поверхности и т. п.

Различают три основных способа крепления осветительных при­боров: напольный

(штативный), настенный (консольный), потолочный (подвесной). Кроме

того, существуют осветительные приборы с системой крепления, связанной с

фотоаппаратом (напри­мер, электронно-импульсные приборы).

Выбор осветительных приборов применительно к тому или иному виду съемки

определяется функциональным назначением прибора в схеме освещения объекта, т.

е. видом света, который должен создаваться данным прибором; характером

освещения, вы­бранным фотографом (преимущественно светотеневое, тональное,

смешанное); величиной светочувствительности пленки, светосилой оптики;

спектральной характеристикой применяемого фотомате­риала.

В состав прибора импульсного света входит отражатель с газо­разрядной лампой

и блок питания. Блок питания состоит из ис­точника тока, электролитических

конденсаторов, трансформатор сопротивлений, переключателя и неоновой лампы,

сигнализирую­щей о полноте зарядки конденсатора и готовности прибора к

ра­боте.

Особенности съемки при искусственном освещении.

Съемке в условиях искусственного освещения присущи свои особенности. Большое

значение имеет расстояние между объектом съемки и источником света, которое

чаще всего ограничено несколькими метрами. Изменение этого расстояния

неизбежно приводит к изменениям в освещенности. Изменение освещенности

пропорционально квадрату изменения расстояния: так, если расстояние между

осветителем и фотографируемым объектом увеличить вдвое, то освещенность

объекта уменьшится вчетверо. Это обстоятельство всегда необходимо учитывать

при съемке.

Важное свойство света - направленность светового потока, непосредственно

связано как с линейными размерами источника света, так и с расстоянием от

него до объекта съемки. Ориентировочно эту зависимость можно представить

следующим образом: если линейные размеры излучающего свет тела близки или

равны расстоянию от источника до объекта съемки, то освещение объекта носит

мягкий, светотональный характер; если же линейные размеры источника света в

десятки раз меньше расстояния от него до объекта съемки, такое освещение

можно считать направленным. Характеристики освещения при различных

соотношениях этих размеров приведены ниже:

Характер освещения Соотношение размеров источника света и расстояния от источника до объекта съемки
Мягкое светотональное освещение без четко выраженных теней 1:1
Мягкое освещение с едва выраженными размытыми тенями От 1:1 до 1:3
Мягкое освещение с плавными переходами от света к теням От 1:3 до 1:6
Достаточно контрастное освещение с нечеткими контурами теней От 1:6 до 1:10
Контрастное освещение с четкими границами тени 1:10

Каково же практическое значение такой зависимости? Прежде всего, исходя из

приведенных данных, легко определить размеры рефлекторов осветительных ламп,

необходимые для создания того или иного по характеру освещения. Так, если

необходимо осветить лицо человека мягким рассеянным светом без четких, резких

теней, размеры рефлектора осветительного прибора должны быть близки к

величине расстояния между прибором и объектом съемки.

Именно по этой причине в специальных студиях и съемочных павильонах для

создания мягкого рассеянного освещения устанавливают осветители с размерами

излучающей поверхности, превышающими 1 - 2 м. Обычные софиты обеспечивают

рассеянное освещение лишь на расстояниях 30 - 70 см; при большем удалении их

от объекта съемки свет становится все более направленным, все более жестким.

Особенно хорошо заметна направленность светового потока ламп-вспышек, размеры

рефлекторов у которых не превышают 5 - 10 см.

В большой степени направленность светового потока зависит от структуры

отражающей поверхности рефлектора. Чем она ближе к зеркальной, тем меньше

рассеивает свет, тем более направленным становится световой поток. Тесно

связана направленность светового потока с формой рефлектора: чем рефлектор

глубже, тем более узкий пучок света он позволяет получить. Эта взаимосвязь

при использовании обычных осветителей и ламп накаливания большей частью

малозаметна. Однако при съемке аппаратами с короткофокусными объективами и

освещении объекта лампой-вспышкой непосредственно от фотоаппарата узкий

световой пучок может стать причиной неравномерного экспонирования фотопленки

по поверхности кадра: центральная часть будет иметь нормальную экспозицию, а

края кадра - недоэкспонированы.

Часто для смягчения светового потока от какого-либо осветительного прибора на

его пути непосредственно около осветителя устанавливают светорассеиватель,

представляющий собой металлическое кольцо, на которое натянута марля или

тюль.

Этот способ малоэффективен, и потому для получения мягкого рассеянного

освещения следует использовать в качестве вторичного излучателя с большими

линейными размерами белые экраны, применяемые при просмотре диапозитивов или

любительских кинофильмов. В этом случае мощный источник света (галогенную

лампу большой мощности или лампу-вспышку) устанавливают на расстоянии 60 - 90

см от подвешенного на штативе или на стене экрана, напротив его центра, и

направляют световой поток лампы на экран. Отразившийся от поверхности экрана

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ