Рефераты

Курсовая: Эколого-правовой режим недропользования

Курсовая: Эколого-правовой режим недропользования

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:

1. Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,

2. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по

охране окружающей среды,

3. Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),

4. Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля

1995 г ) — Закон о недрах,

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;

6. Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,

7. Уголовный кодекс РФ — УК РФ,

8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;

9. Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,

10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,

11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;

12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,

13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП.

Содержание:

Введение:

1. Недра как объект эколого-правового

режима недропользования.

Основная Часть:

2.

Особенности государственного регулирования эколого-правового

режима недропользования: понятие, органы, функции

ü Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

ü Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных

ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

ü Планирование использования и охраны недр

ü Правовое регулирование распределения и перераспределения

недр и полезных ископаемых

ü Государственный контроль и надзор за рациональным

использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

ü Разрешение споров по вопросам пользования недрами

3. Понятие права недропользования.

Заключение:

4. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

В единой системе природной среды недра являются элементом, наи­более тесно

связанным с землей.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя,

а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,

простирающаяся до глубин, доступных для геологиче­ского изучения и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8

февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения,

возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ,

ее конти­нентального шельфа, а также в связи с использованием отходов

горнодо­бывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа,

сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая под­земные воды,

рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплек­сного

рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов

государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из

настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных

законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах

действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения

недропользования на континентальном шельфе РФ в соответ­ствии с федеральным

законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить

данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции федерального закона

от 8 февраля 1995 г.).

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей

отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных

отходов и токсичных веществ, могут регулироваться дру­гими федеральными

законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о

недрах.

Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях

регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся

в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются

государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения

недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи,

дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме

случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют

используемые участки, представляющие собой геометризован­ные блоки недр, и

неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа

[2].

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах

территории РФ в интересах народов, проживающих на соответ­ствующих

территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государст­венные про

граммы геологического изучения недр, воспроизводства мине­ральной базы и

рационального использования недр, по представлению федерального органа

управления государственным фондом недр и под контролем государственных

органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей

среды.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ

стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на

национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее

суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам

РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторож­дения полезных

ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения на

основании совместных решений федеральных органов госу­дарственной власти и

органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении федерального

значения, в том числе освоенных и подго­товленных к добыче полезных

ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе

к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок

отнесения их к федеральной собственности уста­навливаются федеральными

законами.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы:

выступают непосредственным продолжением земельной терри­тории; запасы

полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как

ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным

средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и

пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр

для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных

трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена,

для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восста­новлению, в

процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторож­дения распределены

неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной

степени.

В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной

поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с

возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей

природной среде в целом, здоровью человека.

Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и

находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а

также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже

открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Откры­тыми

месторождениями считаются такие, наличие которых точно установ­лено. Все

остальные месторождения признаются еще не открытыми.

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и

необ­щераспространенные.

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного,

кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий),

галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-

фаянсовых изделий, лорициновой, красоч­ной, бетонитовой, кислотоупорной),

долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме дннасового), мел, гипс,

мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме

горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые

(железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим.

Месторождения необщераспространенных полезных ис­копаемых делятся на

месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного

значения.

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утверж­денными

классификациями полезных ископаемых раздельно для каж­дого вида минерального

сырья.

Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые и

забалансовые.

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запа­сы,

использование которых в настоящее время экономически целесообраз­но и которые

должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использова­ние которых в

настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных

компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных

ископаемых, нахождения их в трудных гор­нотехнических условиях и т.п., но

которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения.

Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение

месторождения, поскольку балансовые запасы являются объ­ектом эксплуатации и

включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время

забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные

особому правовому режиму и относящиеся к месторождени­ям регионального и

местного значения.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе

продукции при пользовании недрами[3]»

предусмотрено впредь до вступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок

применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для

при­влечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу

минерального сырья, использовать положения настоящего Указа.

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима

недропользования: понятие, органы, функции

Регулирование эколого-правового режима недропользования представ­ляет собой

деятельность государства, направленную на наиболее рацио­нальное, эффективное

использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами

природы

Различается государственное регулирование со стороны собственников недр,

которое осуществляется государственными органами и от имени госу­дарства, и

внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями

(изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование

пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных органов

государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования

входят

разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,

определение и реализация федеральной политики недропользования, определение

стратегии использования, темпов воспроизводства, дальней­шего расширения и

качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и

реализации федеральных программ,

установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка

соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе клас­сификации запасов

и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,

создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов

геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за

счет государственных средств,

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных

ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность,

определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных

ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр

федерального значения, регионального значения и местного значения,

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых.

государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, ведение государственного учета месторож­дений и

проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по

геологическому изучению недр,

распоряжение недрами континентального шельфа РФ,

введение ограничений на пользование недрами на специальных участ­ках для

обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,

распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за

исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,

определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за

пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам

полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование

участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на

условиях раздела продукции,

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

связанных с пользованием недрами,

защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъек­тами РФ,

заключение международных договоров РФ по геологическому изуче­нию,

использованию и охране недр,

государственный контроль за геологическим изучением, рациональ­ным

использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения

Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается на

федеральный орган управления государственным фондом недр и его

территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая может

передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования

субъектами РФ

Законом РФ о недрах определена компетенция органов государствен­ной власти

субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользо­вания на своих

территориях в нее входит:

принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов

субъектов РФ о недрах;

участие в разработке и реализации государственных программ геологиче­ского

изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

разработка и реализация территориальных программ развития и ис­пользования

минерально-сырьевой базы;

создание и ведение территориальных фондов геологической информации,

распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих

субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,

участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах

полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или

опасность;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторож­дений и

проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполь­зуемых для

строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных

ископаемых;

распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих

территориях и выделение совместно с РФ участков недр феде­рального,

регионального и местного значения;

определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр

регионального и местного значения в установленных пределах;

установление порядка пользования недрами в целях разработки мес­торождений

общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а

также строительства подземных сооружений местного значения;

защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов

граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участ­ками недр

регионального и местною значения,

заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной

деятельности при пользовании участками недр региональ­ного и местного

значения;

определение условий и порядка пользования месторождениями полез­ных ископаемых;

государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным

использованием недр в соответствии с установленным порядком,

регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за

исключением отнесенных к ведению РФ.

В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного

самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений

недропользования. Так, в их компетенцию входит:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и

экологических интересов населения территории при предоставлении недр в

пользование и отводе земельных участков,

развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной про­мышленности,

предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на

разработку месторождении общераспространенных полезных ископае­мых, а также

на строительство подземных сооружении местного значения,

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земель­ных

участках в случае нарушения положений настоящего Закона,

контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспро­страненных

полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых,

введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных

пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транс­порта и связи в

случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей,

нанести ущерб хозяйственным объектам или окружа­ющей среде

Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования

является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее

рационального использования и охраны недр в интересах нынеш­него и будущих

поколении народов Российской Федерации

Государственное регулирование отношений недропользования осуще­ствляется

посредством управления, лицензирования, учета и контроля

В задачи государственного регулирования входят

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий

период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам,

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков

недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых,

установление квот на поставку добываемого минерального сырья,

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регу­лируемых цен

на отдельные виды минерального сырья,[4]

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения,

использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами

Государственное управление отношениями недропользования осуще-

ствляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ,

Го­сударственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республик в

составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления

других субъектов РФ, а также органом управления государственным фондом недр.

Орган управления государственным фондом недр создает свои терри­ториальные

подразделения.

Положение об органе управления государственным фондом недр ут­верждается

Правительством Российской Федерации.

Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей и

отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции

составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие

законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав

Российской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевые органы

местного самоуправления и соответствующая администрация.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ решают вопросы планирования и организации раз­ведочных работ,

устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирова­ния и квотирования

полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных ископаемых

и т.д.

На систему специальных органов возложены функции регулирования (управления)

поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации. Комитет по

геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994 г.

[5] (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов РФ)

осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по

вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также

функции управления государ­ственным фондом недр.

Основными задачами указанного Комитета являются: осуществле­ние

государственного регулирования работ по геологическому изучению и

использованию недр территории суши и континентального шельфа;

организационное обеспечение функционирования государственной си­стемы

лицензирования пользования недрами; осуществление функций государственного

заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд;

установление порядка государственного учета и регистрации работ по

геологическому изучению недр; проведе­ние государственной экспертизы запасов

полезных ископаемых и др.

К специальным органам, осуществляющим регулирование горных от­ношений, относится

также Госгортехнадзор России, который является федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим государ­ственное нормативное

регулирование вопросов обеспечения промышлен­ной безопасности на территории РФ,

а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции. Положение о

Федеральном горном и промышленном надзоре утверждено Указом Президента РФ от 18

февраля 1993 г.[6] Основными задачами

этого органа являются: организация и осуществление на территории РФ

промышленной безопасности и государ­ственного надзора за всеми

недропользователями и соблюдение требований по безопасному ведению работ в

промышленности; осуществление горного надзора; разработка и осуществление мер

по профилактике производственного травматизма и др.

В тех субъектах РФ, где поисковые и геологические работы ведутся в меньших

размерах, создаются территориальные геологические управления и тресты,

границы компетенции которых часто не совпадают с границами административных

районов и областей. Порядок организации поисковых и разведочных работ

определяется инструкциями и положениями Комитета по геологии и использованию

недр РФ.

Некоторые функции в области управления недрами возложены на ведомства

добывающих отраслей промышленности. В соответствии со ст. 35 Закона РФ о недрах

основной задачей государственного регулирования отношений недропользования

является обеспечение воспроизводства ми­нерально-сырьевой базы, ее

рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих

поколений народов РФ.

Государственное регулирование отношений недропользования осуще­ствляется

посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачи

входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий

период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков

недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континен­тального

шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регу­лируемых

цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области неологического изучения,

использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами, а также рационального использо­вания и охраны недр.

ü Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рациональною комплексного использо­вания недр,

определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых

в пользование, запасы полезных ископаемых раз­веданных месторождений подлежат

государственной экспертизе.[7]

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается

только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки

разведанных запасов полезных ископаемых на государст­венный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии гео­логического

изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу

геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и

качества запасов полезных ископаемых

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информа­ция об

участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации под­земных

сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Предоставление таких участков недр в пользование разреша­ется только после

проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологиче­ской,

экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование

участках недр осуществляется органом управления государст­венным фондом недр

или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона).

ü Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных

ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр,

разработки федеральных и региональных программ геологического

изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленно­сти,

рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых,

а также для решения других народнохозяйственных задач ведется государственный

кадастр месторождений полезных ископаемых и составля­ются государственные

балансы запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

включает сведения по каждому месторождению о количе­стве и качестве основных

и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся в

них компонентах, горнотехни­ческих, гидрогеологических, экологических п

других условиях разработ­ки месторождения и его геолого-экономическую оценку,

а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых.

Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геоло­гических

работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд и

территориальные геологические фонды, располо­женные на территории республик и

других субъектов РФ.

Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государст­венные

балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве,

качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям,

имеющим промышленное значение, об их размеще­нии, степени промышленного

освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными

запасами полезных ископаемых.

Количество и качество, условия залегания, степень изученности,

на­роднохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоения

запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасов

полезных ископаемых, дополнительно разведанных в про­цессе разработки

месторождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссией

Российской Федерации по запасам полезных иско­паемых.

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие

промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при

последующих геологоразведочных работах при раз­работке месторождения,

подлежат списанию с государственного баланса полезных ископаемых в

установленном порядке по согласованию с орга­нами государственного горного

надзора.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ис­копаемых п

государственный баланс запасов полезных ископаемых состав­ляются и ведутся

Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической

информации, предоставляемой предприятиями, осу­ществляющими геологическое

изучение, в федеральный и территориаль­ный фонды геологической информации в

соответствии с Законом о недрах,

а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществля­ющих

разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предо­ставляемой в

указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской

Федерации.

ü Планирование использования и охраны недр

Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасов и

месторождении полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных в

пользование, не связанное с добычей полезных иско­паемых Проекты планов

использования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающими

минеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и

предприятиям — прави­тельствами республик, входящих в состав РФ, и

соответствующими орга­нами дру1их субъектов РФ Планы использования и охраны

недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации

Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы с

потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также другими

нуждами народного хозяйства

ü Правовое регулирование распределения и перераспределения

недр и полезных ископаемых

Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый при

предоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых эти

участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами

Например, для геологического изучения недра предоставляются на основании

разрешении, выдаваемых специально на то уполномоченны­ми государственными

органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в целях,

не связанных с добычей полезных ископа­емых, происходит в порядке,

устанавливаемом законодательством Россий­ской Федерации и республик, входящих

в ее состав, других субъектов РФ.;

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии,

которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для строительства

и эксплуатации подземных сооружении, не свя­занных с добычей полезных

ископаемых Для образования особо охраня­емых геологических объектов недра

предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода —

геометризованного блока недр

Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная орга­низации или

предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей полезных

ископаемых

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строи­тельство и

эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов

участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.

При определении границ горного отвода учитываются пространствен­ные контуры

месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и

эксплуатации подземных сооружении, границы безопас­ного ведения горных и

взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны

сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными

объектами, зданиями и сооружения­ми, разносы бортов карьеров и разрезов и

другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с

процессом геологического изучения и использования недр

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предо­ставлении

лицензии на пользование недрами. После разработки техниче­ского проекта,

получения на него положительного заключения государственной экспертизы,

согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и

государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие

уточненные границы горно­го отвода (с характерными разрезами, ведомостью

координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой

составной части

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право

осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с

предоставленной лицензией

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического

изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых

горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или

строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных

ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом

недр или его территориаль­ного подразделения придается статус геологического

отвода В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы

несколько пользователей недр Их взаимоотношения определяются при

предоставле­нии недр в пользование

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в

целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригород­ных зон,

объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью

запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и

здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых

(кроме общераспространенных) предоставляются органами государствен­ного

горного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнад-зора), для

разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых —

соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации в

органах государственного горного надзора

Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отвода

запрещается

Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промыш­ленная

разработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрами

предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах

предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных

и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных

подземных вол

Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горного

отвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхности

для строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооружении

Право на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, но

является основанием для ходатайства об о1воде земельного участка, порядок и

условия которого регулируются ЗК РФ.

Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят у

предприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняют

обязательств, предусмотренных в горноотводном акте

ü Государственный контроль и надзор за рациональным

использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

Государственный контроль за рациональным использованием и охра­ной недр имеет

своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользо-вателями установленного

порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном

порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения,

использования и охраны недр. правил ведения государственного учета и

отчетности Он осуществляется органами государственного геологического

контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора,

природоохранными и иными контроль­ными органами

Государственный контроль за рациональным использованием и охра­ной недр

осуществляется органами государственного геологического кон­троля во

взаимодействии с органами государственного горного надзора,

природоохранительными и иными контрольными органами

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с

пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями

недр законодательства, утвержденных в установлен­ном порядке стандартов

(норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их

вредного влияния на население, окру­жающую природную среду, здания и

сооружения, а также по охране недр.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием

недрами, возлагается на органы государственного горного надзора, которые

осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного

геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами,

профессиональными союзами

Компетенция органов государственного горного надзора, права, обя­занности и

порядок работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использова­нием и

охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимися

недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов

Правильность разработки месторождений полезных ископаемых кон­тролируется

маркшейдерской, геологической и иными службами.

Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации недр

и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами, является

государственный горный надзор.

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных

ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях

недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах,

является собственностью заказчика, финансировавшего рабо­ты, в результате

которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на

пользование недрами.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в

порядке, установленном законодательством РФ для других объектов

собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате про­ведения

работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности, если

при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные

договором.

Геологическая и иная информация, полученная за счет государствен­ных средств,

предоставляется по установленной форме в федеральной и соответствующий

территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и

систематизацию.

Порядок и условия использования указанной информации определя­ются органом

управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ.

Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и

иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту

информацию или сведения о ней в федеральный и соответствующий территориальный

фонды геологической информации и определяют условия ее использования

Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность инфор­мации во время

ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона о недрах)

ü Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Споры по вопросам пользования недрами разрешался органами го­сударственной

власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в

порядке, установленном законодательством

Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат

финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами,

обжалование решении государственных органов, противоречащих на­стоящему

Закону, в том числе об отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами

или о досрочном прекращении права пользования недрами,

обжалование действии и решений должностных лиц и органов, проти­воречащих

настоящему Закону,

обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, пра­вил) по

технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и

окружающей природной среды

К ведению районной (I ородскои) администрации относится разреше­ние споров

между предприятиями, организациями, учреждениями и граж­данами по вопросам

выдачи лицензий на право пользования недрами, а также по вопросам пользования

недрами в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственных или бытовых

нужд

Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов

(городов), разрешаются соответствующей районной (городской) администрации, а

между сторонами, находящимися на территории двух или более республик, краев,

областей, — по поручению Правительства Российской Федерации

Органы государственного горного надзора разрешают споры между предприятиями,

организациями и учреждениями по вопросам пользования недрами в связи с

разработкой месторождении полезных ископаемых (кроме месторождении

общераспространенных полезных ископаемых), а также по вопросам пользования

недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

Органы государственного геологического контроля разрешают споры и вопросы

пользования недрами между организациями, возникающие в связи с геологическим

изучением недр

Понятие права недропользования.

Радикальная реформа пользования недрами в условиях перехода к рыночным

отношениям должна заключаться в стимулировании горнодо­бывающих предприятии к

рациональному использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах

земли

Повсеместно до йены быть внедрены малоотходные, безотходные и

ресурсосберегающие технологии, комплексная переработка полезных ис­копаемых,

методы обогащения руд и минералов, использование подземных выработок

При установлении планов добычи угля, нефти и других полезных ископаемых

необходимо утвердить их и на сопутствующие им природные ресурсы, строительные

материалы, подземные воды, торф, древесину, различные минералы

Необходимо, чтобы для каждого конкретного месторождения утверж­дались запасы

всех природных ресурсов при установлении платы за каждый из них. Тогда это,

безусловно, будет способствовать наиболее комплекс­ному использованию всех

природных ресурсов, находящихся в недрах

Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни и

деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятся в

ведении органов местного самоуправления Основным требо­ванием, предъявляемым

к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических

и экологических аспектов, а при­дание этим взаимоотношениям качественно

нового содержания Ограни­ченность и невозобновляемость полезных ископаемых,

содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии,

сбереже­ния при их эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе

производства Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы,

полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной

среде и ее составным элементам

В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть

субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в

том числе юридические лица, и граждане других госу­дарств, если иное не

предусмотрено законодательством РФ и ее субъектов.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только

государственные предприятия. Недра предоставляются в пользова­ние

государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям,

учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования является

горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер,

промысел и т.п.)

Однако мелкие месторождения золота, промышленное освоение кото­рых

экономически нецелесообразно, могут передаваться для разработки отдельным

старателям или артелям, осуществляющим эту работу личным трудом и за свои

счет, по договор} с горнодобывающими предприятиями в пределах их горных

отводов, а отдельным гражданам — по разрешитель­ному удостоверению,

выдаваемому горнодобывающими предприятиями, контролирующими их добычу

полезных ископаемых

Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределах предо­ставленных

им земельных участков имеют право добывать общераспрост­раненные полезные

ископаемые, торф, пресную воду для своих хозяйственных и бытовых нужд (без

предоставления горного отвода), а также пользоваться недрами для

удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не с вязанных с добычей полезных

ископаемых Пользование недрами в этих же целях может быть разрешено

сельскохозяйственными предпри­ятиями, организациями и учреждениями другим

гражданам, проживающим в сельской местности

В соответствии со ст. 6 Закона РФ о недрах недра предоставляются для

регионального геологического изучения, включающего региональные гео­лого-

геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологи­ческие и другие

работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические

работы по прогнозированию землетрясений и иссле­дованию вулканической

деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за

режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного

нарушения целостности недр,

для геологическою изучения, включающего поиски и оценку место­рождении

полезных ископаемых,

разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов

горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств,

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых,

образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культур­ное,

эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные

полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и

другие подземные полости),

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических

коллекционных материалов

Недра могут предоставляться одновременно для геологического изуче­ния

(поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может

производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно

по его завершении

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в

соответствии со статусом этих территорий.

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения

срока

На определенный срок недра предоставляются в пользование, для геологического

изучения — на срок до 5 лет, для добычи полезных иско­паемых и в целях, не

связанных с добычей, — на срок до 20 лет, при совмещении указанных видов

пользования ~ на срок до 25 лет

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства

и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей полезных

ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях

Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр

Сроки пользования недрами исчисляются со дня пре­доставления права на это

пользование.

Ранее действующим законодательством о недрах недра предоставлялись в пользование

на основании горного отвода По новому законодательству о недрах они

предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая

является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком

недр в определенных границах (обоз­наченных в горном отводе) в соответствии с

указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее

оговоренных требований и условий. Лицензия удостоверяет право на проведение

работ, указанных в ст. 6 Закона Допускается выдача лицензии на несколько видов

пользо­вания недрами Лицензия предоставляется одновременно с предоставле­нием

земельного участка.[8]

Лицензия содержит данные о целевом назначении работ, указание

пространственных границ участка недр, границ земельного участка, сроки

действия лицензии и сроки начала работ, условия, связанные с платежами, и

другие данные.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Нарушения законодательства об охране и использовании недр можно подразделить

на несколько групп (ст. 49 Закона о недрах)

Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с наруше­нием

настоящего Закона, являются недействительными, лица, виновные в совершении

указанных сделок, а также в

предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не

предусмотренным настоящим Законом,

нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами,

самовольном пользовании недрами,

выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к

необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других наруше­ниях

рационального использования недр, приводящих к порче месторож­дения,

нарушении настоящего Закона, нарушениях, утвержденных в установ­ленном

порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с

пользованием недрами, по охране недр и окружающей при­родной среды, в том

числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение

полезного ископаемого в состояние, непри­годное для эксплуатации,

нарушении права собственности на геологическую и иную информа­цию о недрах

либо ее конфиденциальности,

самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

необеспечении сохранности здании, сооружений, а также особо охраняе­мых

территории и объектов окружающей природной среды при пользова­нии недрами,

уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблю­дения за

режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков,

систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами,

невыполнении требований по приведению ликвидируемых или кон­сервируемых

горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспе­чивающее безопасность

населения, а также требовании по сохранности месторождений полезных

ископаемых, горных выработок и буровых сква­жин на время их консервации,

неприведении участков земли и других природных объектов, нару­шенных при

пользовании недрами, в состояние, пригодное для их даль­нейшего

использования, несут уголовную ответственность в соответствии с

законодательством РФ, а также административную ответственность в соответствии

с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения

настоящего Закона

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользо­вателю недр в

результате деятельности предприятии, учреждении, органи­зации, органов

государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении

естественных свойств недр или создании условии, частично или полностью

исключающих возможность дальнейшего пользо­вания недрами, подлежит возмещению

за счет. собственных средств пред­приятии, учреждении, организации и

граждан, средств соответствующих бюджетов

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользовате­ля недр,

виновного в выборочной отработке богатых участков месторож­дении полезных

ископаемых, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего

пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств

пользователя недр Подлежит возмещению также вред, причиненный государству, в

случае, если участок недр не передан в пользование

Размер вреда определяется федеральным органом управления государ­ственным

фондом недр Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем

взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может

быть заменена проведением работ по восстановлению нару­шенных естественных

свойств недр

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания

полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за

время незаконного пользования недрами

За нарушение законодательства о недрах должностные лица и граждане подвергаются

штрафу, налагаемому в административном порядке (ч 1 ст. 55 КоАП РСФСР)

[9]

За выборочную отработку богатых участков месторождений, приводящую к

необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископае­мых; за

сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых

при добыче; за порчу месторождении полезных ископаемых и другие нарушения

требований рационального использования их запасов (ч. 2 ст. 55 КоАП РСФСР);

за утрату маркшейдерской докумен­тации; невыполнение требовании по приведению

ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в

состояние, обес­печивающее безопасность населения, а также требовании по

сохранению месторождении, горных выработок и буровых скважин на время

консер­вации (ч. 3 ст. 55 КоАП РСФСР); за нарушение правил и требований

проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или

приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или

условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных

ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных

ископаемых; за утрату геологической документации, дубликатов проб полезных

ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении

недр и разработке месторождений (ст. 55 КоАП РСФСР) штрафу подвергаются

должностные лица.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс

РСФСР об административных правонарушениях, принятого Госдумой 24 апреля 1996 г.

ст. 211 органы государственного горного надзора рассматривают дела об

административных правонаруше­ниях статьями 46, 55, ст. 56 (за нарушения,

совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 562,

частью первой ст. 88 и ст. 89. Этим законом установлено, что рассматривать дела

об административных правонарушениях и налагать административные взыскания

вправе, опре­деленные этим актом соответствующие должностные лица. (п.п. 1—5)

Федеральный орган по геологии и использованию недр, осуществля­ющий охрану

минеральных ресурсов континентального шельфа РФ рас­сматривает дела об

административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 561, 56

3, 845 и 846. Этот орган вправе рассматривать дела

об административных правонарушениях и налагать административные взы­скания от

имени федерального органа вправе соответствующие должност­ные лица.

Статьей 2192 КоАП РСФСР установлено, что Федеральный орган по охране

окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющий охрану минеральных и

живых ресурсов континентального шельфа РФ, рассматри­вает дела об

административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5б\ 562 и

84, а налагать административные взыскания от имени

федерального органа вправе, установленные соответствующие должност­ные лица,

указанные в п. п. 1—3.

В соответствии со ст. 255 У К РФ предусмотрена уголовная ответствен­ность за

нарушение отдельными гражданами правил разработки недр, а равно правил сдачи

государству добытого ими из недр земли золота или других драгоценных металлов

или драгоценных камней. В соответствии со ст. 253 УК РФ охраняются богатства

недр континентального шельфа. Нарушение законодательства о континентальном

шельфе Российской Фе­дерации, влекущее за собой применение уголовной

ответственности каса­ется возведения сооружений и иных установок на

континентальном шельфе, создания вокруг них зон безопасности без надлежащего

на то разрешения; необеспечения охраны сооружений и установок;

поддержания постоянных средств предупреждения о наличии и лик­видации

сооружении и установок, эксплуатация которых окончательно прекращена;

непринятия в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря от

вредоносных отходов. Подлежат наказанию также ино­странные лица, проводящие

на континентальном шельфе исследования, разведку, разработку естественных

богатств и иные работы, если это не предусмотрено соглашениями между

Российской Федерацией и заинтере­сованным государством или специальным

разрешением, выданным ком­петентными властями РФ.

Материальная ответственность заключается в том, что предприятия, организации,

учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причи­ненные нарушением

законодательства субъектов Федерации.

Должностные лица предприятий и организаций, виновные в наруше­нии

законодательства о недрах, привлекаются к материальной и дисцип­линарной

ответственности согласно законодательству о труде.

Курсовая: Эколого-правовой режим недропользования

[1] Федеральный закон «О внесении изменений

и дополнений в Закон РФ «О недрах». Принят Государственной Думой 8 февраля 1995

Г.//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 283.

[2] См.: Федеральный закон от 30 ноября

1995 г. «О континентальном шельфе»//(СЗ. РФ. 1995. № 49. Ст. 4694).

[3] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 3.

[4] Постановление Правительства РФ об

утверждении «Положения о поряд­ке и условиях взимания платежей за право на

пользование недрами, акваторией и Участками морского дна» от 28 октября 1992

г//САПП РФ 1992 № 18 Ст. 1466, а также Инструкцию Минфина РФ и др. ведомств от

4 февраля 1993 г «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на

пользование недрами» //Налоги и сборы 1993 №22

[5] С. 3. РФ. 1994. № 18 Ст. 2083

[6] САПП РФ 1993. № 8 Ст. 657.

[7] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г.

«Об экологической экспертизе» // СЗ. РФ 1995. № 48. Ст. 4556

[8] Постановление Верховного Совета РФ от

15 июля 1992 г «О порядке введения в действие Положения о порядке

лицензирования пользования недрами» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ 1992 № 33, Ст. 1917, а также приказ Комитета РФ по

геологии и использованию недр от 16 мая 1995 г, которым утверждена «Инструкция

о порядке переоформления лицен­зии на пользование недрами»//Российская газета

1995 7 июня

[9] См. Закон РФ от 14 июля 1992 г «О

порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об

административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ 1992 № 34 Ст. 1970


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ