Анархия
Анархия
АНАРХИЗМ
Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.
Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение
и начал играть определяющую роль в системе общественно-политических
взглядов народников. Большинство из них поначалу, находились под
влиянием бакунистских идей. М.А.Бакунин, на первое место выдвигал
борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами
и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге
“Государственность и Анархия” - он предложил своим последователям
единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное
восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось
организация вольного братского союза
“производительных ассоциаций, общин и областных федераций,
обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера
должна была стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста,
его постоянной готовности к революции. “ Живой ток революционной
мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского
мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и
создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести
в стране социальную революцию.
Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка
А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью
подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной
революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи,
искавшие действительные способы борьбы с самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице
П.А, Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев”м ( членов кружка
Н.В. Чайковского) - он составил программный документ организации,
манифест -- “Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего
строя ?“ В этом документе идеалом будущего строя объявлялась
“ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной
власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы
Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы
подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в
самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать
на успех”.
Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений
у российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых
больших судебных процессах 70-х годов, организованных правительством
против революционеров ( процессы “50-ти” и “193-х” ), наиболее видные
обвиняемые почитали за честь называть себя анархистами.
В 70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработку
концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством
анархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников
своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза
и гормонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной
жизни объективными законами природы. Под анархией он понимал “
мировоззрение основанное на механическом понимание явлений “,
Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ.
В своих построениях новый теоретик российского анархизма значительное
место уделил вопросам революции. Он не считал народ готовым к немедленному
революционному выступлению и ставил вопрос о создание анархической
партии для “ тихой подготовительной идейной работы ”. Социальную
революцию он считал закономерным явлением исторического процесса,
“ резким скачком вверх “, который должен привести к полному уничтожению
все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-комунизм
можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе
революции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут сделать
только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы
из интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость
революционного правительства, не признавал ни какой революционной
диктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно вырождается
в произвол и в деспотизм”.
В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного
подъема и невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный
спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как
об общественно-политическом движении, обединяющем леворадикально,
демократически настроенные слои общества.
Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической
жизни страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает
организация российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов
за границей“, издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия
и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий
и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу
анархистов-комунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность
Российскому анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина,
М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в томже году организовать
первого российского анархического печатного органа за границей
- - газеты “Хлеб и Воля”.
В самой России первые анархистские группы появляются весной
1903 г. в г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции
и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине
Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс
образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий
линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах,
а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада
и Юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в
1905-1907 годах. “Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав
и Одесса.
Социальную основу анархического движения составляли преимущественно
кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные
элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих
недовольные существующими порядками, но слабо представляющие
пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить обобщенный
портрет анархист периода первой российской революции, то он бы выглядел
так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего возраста,
имевший начальное образование и представлявший, представлявший
как правило демократические слои общества. Касаясь модного сегодня
национального вопроса, заметим, что в анарходвижении преобладали
евреи (по отдельным выборкам их число достигает 50%), русские (до
41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не было
лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель
Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит
(1858). Основная масса крупных организаторов движения -
М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,
Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,
В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине
- конце 70-х гг. XIX в., т.е. к моменту
революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители
и теоретики анарходвижение имели высшее или среднее специальное
образование, большие навыки агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением
сил революции и частичным разгромом анархических организаций.
В этот период на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура
привлекла внимание не только революционеров, но и сторонников
правительства, пытавшився в своих целях авторитет великого ученого
и мыслителя.
А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина
войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост
министра. Крапоткин отказался ответив:” Я считаю ремесло чистильщика
сапог более честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных
размышлений стало его участие в работе Государственного совещания
в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика
анархизма проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и
левых”, действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика
считавшего, что достичь царства анархии можно будет только в условиях
мира и демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло
бороться.
Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени
разрозненны.
Колебание различных частей анархического движения не спасли
его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В
дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой,
разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь
оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись в родную стихию
борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде,
Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его
лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов,
был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных
планов государственного строительства. Большевики опосались соединения
идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических
слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы
все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”,
в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных
отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв
к созданию собственных вооруженных сил. “Вольные анархические
дружины” нужны были анархистам ”для организованного удара... по
власти, для смертельной за социальную революцию”. В публикации содержалась
прямая угроза большевикам:” Если вы станите на нашем пути к анархии,
к камуне, мы растопчем и вас”. Весной 1918 г. анархисты приступили к
созданию постоянных боевых отрядов. Кадры “боевиков” предназначались
для борьбы “за идеалы анархизма”, с “контрреволюцией” в России, а
также для подавления выступлений “германских белогвардейцев”.
Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного
развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры,
грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские
анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование
по захвату особняков в городе.
Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться
окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной
для них была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных
пропорциях с красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали
требования анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце
марта 1918 г. члены Московской Федерации анархических групп официально
уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания
на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций. Такая
позиция создала угрозу возможных насильственных действий против
большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой
для анархистов?
Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве
стали усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление
анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей
и латышских стрелков из охраны Кремля
был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение
сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное
сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре
было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде,
подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.
Верхушка движения не имевшая после смерти
П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика,
раскололась на несколько частей.
Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение
своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая
часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была
выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии
пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.
Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество,
и усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в
СССР. Кто-то возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами,
но как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили
одинаково - на стройках и лагерях
ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические
организации в стране прекратили свое существование.
|