|
Джон Локк. Государство и право. (доклад)
Джон Локк. Государство и право. (доклад)
Учение Локка о государстве и праве.
Джон
Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде “Два трактата
о государственном правлении”.
Локк
полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного
суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей,
законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил,
дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину
раннебуржуазного либерализма.
Эта
доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж. Локку, до
возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В
предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”. Господствует
равенство ,”при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто
не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы,
кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее
наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает
обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях
надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и
собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить
государство. Локк особенно акцентирует момент согласия : “ Всякое мирное
образование государства имело в своей основе согласие народа”.
Государство
представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое
под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию,
правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех
прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается
тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного
блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также
право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства
от нападения извне.
Строя
государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно
точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают государству. О
каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им
естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи . право на
жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и
ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные
границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Целью
деятельности государства , по Локку, должны быть охрана собственности и
обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать
осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей,
оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с
злоупотреблениями властью.
На
закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми
общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры
добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий
государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание,
исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми
законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает
разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и
служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не
содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи
стабильность и долговременность действия.
Ратуя
за режим законности, он натаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни
обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “ управлять согласно
установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не
путем импровизированных указов”. Законы тогда способствуют достижению “главной
и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве
абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что
он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности,
который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других
лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы.”
Как
все иные политические установления, как само государство, позитивные законы
создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все совершаемое
каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц.
Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо,
чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его большая сила, которую составляет
согласие большинства”.
Поддерживание
режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества
непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства
были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие
принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному
учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная
власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями
с иностранными государствами. Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей
полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического
использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия
“отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-властной деятельности
располагаются им в иерархическом порядке. Первой место отводится власти
законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны
подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками
законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная)
довольно активное влияние.
Вопрос
о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со
времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал какого-то
особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм
правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое
устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной,
конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская
государственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка важнее всего
было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и
добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структуру правления”
, охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе
всех.
Локк
отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы
раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию - политический
строй, где имеет место “осуществление власти помимо права”. Когда органы
власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя
надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только
дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной
собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов
таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк
парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир,
а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и
угнетателям.
В
отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть,
у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к небесам”, применить силу
против “ несправедливой и незаконной силы”. По закону, “изначальному и
превосходящему все людские законы” , народ “обладает правом судить о том,
судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам”.
Суверенитет народа , по Локку, в конечном счете (и это явно обнаруживается в
кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства.
Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный
договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть
государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно
правомерным.
Учение
Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии
раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно
вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой
научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и
переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.
Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие
практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18
столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового
времени на Западе: французской и американской.
|
|