Рефераты

Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

В 1865 году была издана особая инструкция делопроизводства; все дела распределялись между столами (их в Олонецком губернском правлении было 8)[61]. Столы состояли под управлением делопроизводителей. Число их, равно как и размер сумм на писцов и канцелярские расходы каждого губернского правления, определялось особым расписанием министра внутренних дел.

Упразднялся один стол распорядительного отделения и один ревизионный (его дела передавались в особый стол). В губернском правлении оставались столы: газетные и особые. Первый управлялся редактором Губернских ведомостей, второй – первым помощником секретаря. В газетном столе производились дела: переписка по изданию Губернских ведомостей, рассылка официальных изданий в подчиненные губернатору правлению места и должностным лицам, сношения с сенатской типографией. В особом столе были сосредоточены общие дела, касающиеся всего правления: по хозяйственной, денежной, экзекуторской, архивной, типографской и регистратурной частям; сюда же поступала отчетность по делопроизводству как самого губернского правления, так и подчиненных ему мест[62].

Что касается распорядительных отделений, то здесь производились основные дела: обнародование законов и указов в губернии, определение и увольнение канцелярских чиновников, составление формулярных (послужных) списков, выдача свидетельств лицам, удостоенных звания почетных граждан, надзор за исполнением законов, наблюдение за правильным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на Думы и Ратуши; охрана порядка и тишины в губернии, отсылка крепостных крестьян по просьбе помещиков на поселение в Сибирь (до отмены крепостного права 1861г.), принятие мер к поимке беглых крестьян; сведения о состоянии почты, дорог, мостов, переправ; данные о народонаселении, торговле, промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор за исправностью мер и весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2 и 3 отделения осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями (сведения о недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные органы, наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов, сведения об арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке преступников по приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц, возникающих по вопросам о земле.

Примечательно, что губернское правление лишь передавало в судебные органы, а не судило само[63].

Кроме распорядительных в состав канцелярии губернского правления входили: строительное и врачебное отделения. Первому передавались дела упраздненной еще в 1864 году Строительной и Дорожной комиссии. Строительным отделением управлял губернский инженер (одновременно член общего присутствия). В помощь ему назначается губернский архитектор с правом совещательного голоса в общем присутствии при рассмотрении дел, касающихся строительной части. В случае отсутствия, болезни или другим причинам губернского инженера замещает губернский архитектор. В ведении строительного отделения находятся также младшие инженер и архитектор, а также секретарь. Кроме того, сюда же может назначаться некоторое число дополнительных техников, как с правами государственной службы, так и по найму. В обязанности строительного отделения входит: составление и рассмотрение проектов, смет, производство строительных работ, проверка отчетов. В его ведение переходят здания и сооружения, построенные содержащиеся на средства общественных сословий, земских сборов, капиталов приказа общественного призрения. Занятия между чиновниками отделения определяются по назначению губернского инженера. На содержание строительного отделения Олонецкого губернского правления в месяц уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим должности губернских и младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].

В 1865 году в состав губернского правления вошло также особое врачебное отделение (объединенные Врачебная управа, Комитет общественного здравия и оспенный комитет). В отделение входили: губернский, врачебный инспектор, доктор медицины и акушер, оператор, помощник врачебного инспектора, старший советник, лекарь и делопроизводитель с помощником[65].

В состав канцелярии губернского правления входили канцелярия присутствия (управление осуществлял старший секретарь). Сюда же назначались: помощник секретаря (переводчик), регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской части, 2 помощника. Кроме того, в Олонецкое губернское правление входили: губернская чертежная, типография, архив и регистратура. В губернской чертежной состояли: губернский землемер (начальник чертежного отделения), два помощника (младший и старший), делопроизводитель и уездные землемеры. На губернского землемера возлагались все распорядительные и исполнительные действия, наблюдение за делопроизводством по делам межевания, за порядком хранения межевых документов. Кроме того, он являлся членом общего присутствия губернского правления и участвовал в заседаниях его по межевым делам.

В 1869 году управляющим межевым корпусом было предложено распределить обязанности между губернским правлением и губернской чертежной. В обязанности правления по межевым делам входили: распоряжения о выдаче жалования и задельной платы, отпуск денег на прогоны, выдача суточного содержания чиновникам губернской чертежной, рассмотрение жалоб на действия землемеров, объявление землевладельцам решений судебных инстанций. Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о полевых и чертежных работах), ведомости о недоимках, хранение межевых документов и дел, а также общие распоряжения о назначении землемеров на полевые работы, распределение между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.

Средства, отпускаемые из общей суммы Олонецкого губернского правления  на содержание губернской чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на содержание сторожа, канцелярские материалы, отопление помещения в год уходило всего лишь 3000 рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].

Это небольшое пособие не позволяло в полной мере реализовать на практике деятельность губернской чертежной, и это приводило к тому, что дела забрасывались, их решение затягивалось, и нередко дела оставались нерешенными.

Таким образом, с 1865 года состав губернских правлений дополнился рядом должностных лиц, ведающим специальным управлением (губернский врачебный инспектор, губернский инженер). Губернатор (председатель), вице-губернатор, два советника, асессор, губернский архитектор (с совещательным голосом), губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер – таков постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников (см. Таб. 5.)[67]. Эти штаты сохранились вплоть до 1876 года.

1 июля 1876 года министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении личного состава губернских правлений и канцелярий губернаторов. Этим указом упразднялись должности – асессора, помощника чиновника по счетной экзекуторской части, 1-го помощника регистратора, трех делопроизводителей с помощниками, помощника секретаря, а также одного советника[68].

Такой состав губернского правления с небольшими исправлениями сохранился до 1917 года (см. Табл. 6).

Новое расписание 1876 года подвергло изменению и Олонецкое губернское правления. упразднялся один стол распорядительного отделения и особый стол. Пятый и шестой соединялись в один, а дела особого стола были распределены между первым, третьим и газетным столами.

Таким образом, теперь в канцелярии было два распорядительных отделения, каждое из которых имело три стола (см. Табл. 7)[69].

Что касается порядка решения дел губернском правлении, то здесь мало что изменилось.

Дела, решаемые губернском правлении, делились на судебные, распорядительные и исполнительные.

К судебным делам относятся: отдача под суд чиновников не полицейского ведомства, дела по наказаниям за корчемство (корчемство – промысел привозом и продажей запрещенных напитков, когда торговля ими не идет от казны или от откупа)[70], порубку леса; вопросы о подсудности, дела по наложению денежных взысканий с чиновников, частные жалобы на медлительность в судах I-й степени, отрешение канцелярских чиновников от должности; дела по сомнению в законах. Эта группа дел решалась постановлениями присутствия губернского правления большинством голосов[71].

Распорядительные дела решались постановлениями присутствия с утверждения губернатора. Это дела, касающиеся определения, увольнения, перемещения и награждения чиновников, наложения денежных взысканий; сюда же относятся распоряжения о благоустройстве городов, дела по учреждению опек, образование общественных банков и ссудных касс, приведение иностранцев к присяге на подданство и т.д.[72]

Исполнительные дела могли вершиться постановлениями присутствия, самими советниками или же вице-губернатором. Без утверждения губернатора решались дела об исключении их доходного звания лиц, а также дела об определении и увольнении канцелярских служителей.

Все же во второй половине XIX века большая власть губернии находилась в руках губернатора. Только с его утверждения вершились дела, касающиеся службы чиновников и лиц, служащих по выборам: определение, увольнение, представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям; именно он делал распоряжения к охране народного здравия, ведал открытием Рекрутских присутствий в губернии; он устанавливал надзор за тюремными замками. В его компетенцию попали также такие дела губернского правления, как открытие частных типографий, взыскание недоимок, проведение народной переписи в губернии и некоторые другие.

Вице-губернатор (вторая после губернатора) по значимости личность в губернии. Он также мог решать дела губернского правления: вел переписку, касающуюся служащих данного губернского учреждения (о выдаче жалования, свидетельств на вступление в брак), он вел дела о службе канцелярских служителей, давал распоряжения об исполнении судебных решений; новые указы и законы по его утверждению могли быть образованы в Губернских ведомствах. Вошедшие в законную силу постановления губернского правления могли быть изменены или отменены только Правительствующим сенатом и императором[73]. Дела в отделениях губернского правления производились в ведении советников.

В целом, для этого периода времени (1855 – 1881гг.) характерно значительное увеличение числа чиновников как Российской империи, так и Олонецкой губернии. К середине XIX века общая численность служащих составляла 61,5 тысяч человек[74]. С середины века положение в Олонецкой губернии стало медленно улучшаться. Сказались усилия как местной администрации, так и правительства. В это время в губернии, да и по всей стране, расширилась сеть образовательных учреждений, широко практиковалась приглашение и направление на службу чиновников из других губерний страны[75].

Приглашенным чиновникам правительство гарантировало некоторые льготы (пособия, двойные прогоны), однако на практике нередко складывалась противоречивая ситуация. Служащие могли долгое время оставаться без работы, несмотря на открывающиеся вакансии. Будучи зачисленными в штат Олонецкого губернского правления, они месяцами не получали жалование и влачили жалкое существование[76].

Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годах, необходимо рассмотреть формулярные списки чиновников за эти годы.

Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского правления.

Формулярные списки представляли собой таблицу, содержащую 15 граф (с 1864года – 14 граф)[77].

Сюда, по-прежнему, вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, а также вероисповедание, жалование, делались пометки о знаках отличия; сословное происхождение. Далее давались данные о недвижимом имуществе (учитывалось родовое и благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены). В седьмой графе давался послужной список (с указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.

Следующая графа определяла способен или нет данный человек к продолжению статской службы и повышению чина; давались сведения об отпусках (с указанием дат); данные об отставке и о получении ми при отставке чинов. Последняя графа давала информацию о семейном положении служащего, о вероисповедании жены и детей. Примечательно, что если раньше дети перечислялись с указанием возрастов (сначала мальчики, затем девочки), то теперь проставлялись год, месяц и число рождения детей в той же последовательности.

В последней четверти XIX века формулярные списки выполняли функцию типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII века, так называемых групповых списков, в которых приводились сведения о чиновниках всех местных учреждений по губерниям[78]. Формулярный список был обязательным документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.

Такой информацией является графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне, причем в их число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената, и дворяне, доказывающие дворянство.

Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. это дети обер-офицеров (их, по-прежнему, большинство), поручиков, солдат; встречаются даже внуки корнетов (по данным 1860 года – один представитель). Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников, дьяков, протоиереев, на 1860 год – один сын пономаря). Значительная часть служащих – воспитанники приказов общественного призрения из других губерний (Архангельской, Рязанской, Ярославской), на службу в Олонецкую губернию также приглашались воспитанники отделений писцов. Дети канцелярских служащих составляли незначительную часть в штате Олонецкого губернского правления (по данным 60-х годов XIX века – 6,1%, 70-х годов – 9,7%)[79]. Сюда же зачислялись дети непривилегированных сословий – мастеровые, мещане, приказнослужительские дети, дети горных рабочих, почтальонские дети.

Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1850-е, 1860-е и 1870-е годы, можно говорить о сокращении численности дворян в Олонецком губернском правлении (1850-е годы - их численность составляла 43,8% от общего количества служащих, в 1860-е годы – уже 37,9%, а в 1870-е годы только 35,5%)[80]. Возросло к 60-м годам количество чиновников из военного звания (если в 1850-е года – дети военных составляли 16,3%, то уже в 1860-е – 27%). В 1870-е года однако численность детей военных сократилась до 22,6%. Усиливали свои позиции в губернском правлении и дети священнослужителей (1850-е годы – 14,1%. В 1860-е – 24%, в 1870-е – уже 25,8%) (см. Табл.8)[81]. Уход детей священнослужителей в чиновники в этот период времени свидетельствует о падении авторитета духовенства.

Вообще, при утверждении чиновника на какую-нибудь должность большое внимание уделялось образованию, поэтому в 50-х и особенно в 60-х годах прием в число служителей Олонецкого губернского правления заметно сократился.

Если говорить о количестве приезжих чиновников, находящихся в составе Олонецкого губернского правления в 1850 - 70-е годы, то эта цифра довольно значительная – 24,3% от общей численности служащих. Это чиновники из Ярославской, Архангельской, Смоленской, Харьковской, Минской, Черниговской, Вологодской, Новгородской, Санкт-Петербургской губерний, а также из Польши.

Правительство всячески содействовало привлечению в Олонецкую губернию квалифицированных специалистов, предоставляя, кроме годового оклада и годовых прогонов, дополнительные суммы: по прослужении восьми лет чиновник получал одну четверть от оклада, четырнадцати – половину, двадцати – три четверти, двадцати пяти – полный оклад. Тем самым был значительно повышен уровень специалистов в Олонецком губернском правлении. Все же большую часть чиновников составляли местные служащие (75,7%)[82].

По данным послужных списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.

Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1855 – 70-е годы, то можно говорить, что возрастные рамки заметно изменились (в 50-е года – средний возраст 31 год, в 60-е – 32 года, а в 70-е – 29 лет), то есть чиновники, в среднем молодели. Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1864 года – один в возрасте 64 года), так и несовершеннолетние (по спискам за 1806 год – один в возрасте 15 лет)[83].

Большая часть чиновников по-прежнему, имела среднее образование. Велико было число выпускников гимназий (50-е годы – 60%, в 60-е – 75%), а также число чиновников, окончивших духовные семинарии (в 60-е годы – 17%). Чиновники, имеющие военное образование составляли в губернском правлении 14%, а получившие домашнее образование – 4%. Незначительная часть чиновников имела высшее образование. Некоторые чиновники вообще нигде не учились и не имели аттестата об образовании (по данным 1865 года – один человек) или же не окончили полного курса наук[84].

Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 года имела среднее образование, и это способствовало их большей квалификации.

Владение недвижимостью редко составляло больше одного деревянного дома. Очень редкими являлись случаи владения землей, а также крестьянами (в среднем, на каждого чиновника до отмены крепостного права приходилось по 5 душ). Основным источником доходов для чиновников Олонецкого губернского правления была государственная служба.

По данным формулярных списков можно установить и вероисповедание служащих. В большинстве своем, это православные (по данным 1860-х годов – 85%, 70-х годов – уже 90,3%), однако число католиков также было значительно (это большая часть поляки). Наличие чиновников – поляков на службе в Олонецком губернском правлении объясняется вероятно тем, что после польского восстания 1863 – 1864 годов шло значительное высиление его участников и сочувствующих восставшим в отдаленные губернии Российской империи. Примечательно, что число чиновников – католиков в 1870-е годы значительно сократилось (так, если в 1806-х годах католиков насчитывалось 15% от общего числа чиновников Олонецкого губернского правления, то в 70-е года их число было уже 9,7%)[85].

Частыми были различного рода награждения; это пожалование чинов, почетных званий, денежные выплаты. Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны), медали (в память войны 1853 – 56 гг.), так и за заслуги в гражданской службе (орден Св. Владимира (за 35 лет службы)), знаки отличия.

Редкими и сейчас были для чиновников случаи нахождения под следствием и штрафы.

Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем, для каждого делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина. Исключения составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые чиновники. По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение служащих Олонецкого губернского правления.

Как правило, это холостые молодые люди (» 46%), доля женатых, но не имеющих детей составляла » 20%. 31% служащих были женаты и имели, в среднем, троих детей; обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся. 3% чиновников были вдовцами[86].

Характеризуя деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годы, можно отметить, что по сравнению с предшествующим периодом (1825 – 1855 года) произошли значительные изменения. Функции и задачи, которые выполняло Олонецкое губернское правление оставались прежними. Но структура модифицировалась. В состав Олонецкого губернского правления были включены новые структурные подразделения – строительное и врачебное отделения. Служащие этих отделений незначительно, но увеличили штат Олонецкого губернского правления (в 1865 году). Были введены новые специальные должности: губернский инженер, губернский архитектор, младший инженер, младший архитектор, врачебный инспектор, помощник врачебного инспектора. Однако наряду с введением новых должностей, происходит сокращение таких штатных единиц, как помощник секретаря, помощник делопроизводителя, казначей, помощник казначея, помощник архивариуса и секретари. В 1876 году происходит дальнейшее сокращение аппарата в связи с преобразованиями в структуре Олонецкого губернского правления. Упразднение двух столов повлекло за собой увольнение десяти сотрудников (в большинстве случаев, это чиновники, ответственные за ведение делопроизводства в отделениях).

Кроме того, следует отметить, что существенным образом изменились и расходы правительства на содержание губернских правлений. За 31 год (с 1845 по 1876 годы) расходы увеличились в два раза с 25.706 рублей в 1845 году до 52.650 рублей в 1876 году.

Все это может говорить о том, что правительство уделяло большое внимание развитию государственных учреждений на местах и, в частности, губернским правлениям.

Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1881 - 1900-е годы.

 

В России 1881 – 1900-х годов, по-прежнему главой местной администрации был губернатор. Кроме того, что он продолжал оставаться председателем различных губернских совещательных учреждений (присутствий, комитетов, комиссий), в 1880-е годы он получил право влиять на местные судебные органы (просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей)[87].

Под его представительством продолжало действовать и губернское правление (высшее административно-полицейское учреждение губернии).

В рассмотренный период времени (1881 – 1900 годы) губернское правление, по-прежнему, играло большую роль в управлении губернией.

Власть губернского правления распространялась на всю губернию и была полицейской, судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и принудительной. Оно обнародовало в губернии законы и указы императора и Сената и прочих государственных учреждений, наблюдало за повсеместным исполнением законов, разрешало все пререкания о подсудности городских и уездных лиц своего ведомства, принимало жалобы на медлительность, проволочку, беспорядки и неправильные действия полицейских учреждений, управляло делами общественного благоустройства, охраняло общественную безопасность, права личности и собственности, ведало делами народного здравия, оспопрививания и пресечения скотских падежей, продовольствия, хозяйства и промышленности. Губернское правление также занималось определением и увольнением (в том числе в отпуска) канцелярских служителей и чиновников в губернии, готовило послужные о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках и отсылало их к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства[88].

1881 – 1900-е годы в Олонецком губернском правлении продолжают действовать старые расписания должностей и окладов содержания чиновников 1876 года. Правда, в 1897 году были увеличены оклады губернатора до 10.000 рублей (раннее 7.000) и вице-губернатора до 4.500 рублей (ранее 3.000)[89].

Губернское правление, как и прежде, состояло из общего присутствия и канцелярии.

В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор (с правом совещательного голоса) и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной, межевой или врачебной части. Состав чинов губернского правления (за исключением должностей вице-губернатора, советников, губернского врачебного инспектора, губернского инженера и губернского архитектора) при желании могли быть уменьшены министром внутренних дел[90].

Роль общего присутствия, по-прежнему, сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[91].

Канцелярия губернского правления была разделена на пять отделений: 1, 2 – распорядительные, 3, 4 и 5 – соответственно строительное и врачебное отделения и ветеринарная часть, а также канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Отделения делились на столы, которых было шесть.

В распорядительных отделениях, по-прежнему производились основные дела: обнародование законов и указов императора и Сената в губернии, надзор за исполнением законов, за правильным и безопасным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение иностранцев к присяге, дела по учреждению, переводу и закрытию ярмарок, сведения о состоянии всех недоимок в губернии, определение увольнение канцелярских служителей и чиновников и т.д.[92]

Строительным отделением, по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда же назначались: губернский архитектор, младший инженер и архитектор и делопроизводитель. Так же могло назначаться и некоторое число дополнительных техников. Строительное отделение, как и раньше, заведовало строительной и дорожной частью в губернии.

Врачебное отделение находилось под управлением губернского врачебного инспектора. Здесь же состояли помощник губернского врачебного инспектора, делопроизводитель с помощником, фармацевт.

В 1898 году ветеринарная часть, бывшая прежде в ведении врачебного отделения, была выделена в особое отделение под управлением губернского ветеринарного инспектора.

Канцелярия общего присутствия состояла под управлением секретаря. Здесь также находились: чиновник по счетной и экзекуторской части, редактор с помощником, регистратор с помощником и архивариус с помощником.

При губернском правлении, по-прежнему, состояли: типография, чертежная, регистратура и архив. Губернская типография состояла под управлением редактора (начальника газетного стола); при нем состоял один помощник. Губернская чертежная (межевое отделение) находилась в ведении губернского землемера и подчинялась вице-губернатору. Здесь также состояли два помощника землемера (старший и младший), делопроизводитель, уездные землемеры[93].

Таким образом, в 1881-1900 гг. постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников пополнился одним должностным лицом: губернским ветеринарным инспектором. Отныне сюда входили: губернатор (в качестве председателя), вице-губернатор, два советника, губернский архитектор, губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер и губернский ветеринарный инспектор[94].

Что касается порядка решения дел в губернском правлении, то здесь ничего не изменилось по сравнению с 70-ми годами XIX в. Принципы решения дел также остались прежними.

Более полно охарактеризовать деятельность, численность и состав Олонецкого губернского правления в 1881 - 1900 гг. можно, рассмотрев формулярные списки чиновников данного губернского учреждения.

Формулярные списки имели прежнюю табличную форму и содержали 14 граф. Они давали важные сведения о чиновниках.

Графа о происхождении позволяет выяснить, что в 1881 - 1900 гг. большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дети дворян (как личных, так и потомственных; по данным 1897 года – один потомственный дворянин Казанской губернии)[95].

Значительная часть служащих – дети военных. Это дети обер-офицеров (их большинство), урядников (по данным 1885 г. – один чиновник)[96].

В губернском правлении служили и дети чиновников. Это дети статских, надворных, титулярных, советников,  губернских и коллежских секретарей, канцелярских служащих.

В штат Олонецкого губернского правления входили и дети клира (дети священников, дьяков, пономарей).

Сюда же зачислялись и выходцы из непривилегированных сословий. Это дети крестьян – 3,1%, мещан – 1,7%, купцов – 1,7%, лекарских учеников – 1,9%, дети горных рабочих – 1,9%.

Если сравнивать социальный состав чиновников в 1881 - 1890 и 1891 – 1900 гг., можно говорить о значительном уменьшении числа дворян в Олонецком губернском правлении. Их численность в 1881-1890 гг. составила 32,5% от общего количества чиновников, тогда как в 1891-1900 гг. – 23%.значительно сократилось и число детей военных. Если в 1881 - 1890 гг. их было 29,7%, то в 1891 - 1900 гг. – 22%. Такая же ситуация складывалась и в отношении детей клира (в 1881 - 1890 гг. – 15,9%, в 1891 - 1900 гг. – 12,3%). Зато значительно увеличилось число детей чиновников с 10,5% (в 1881 - 1890 гг.) до 31,8% (в 1891 - 1900 гг.) (см. Табл. 9)[97].

По данным послужным спискам можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.

Если сравнивать средний возраст служащих в 1881 - 1890 и 1891 - 1900 гг., то можно говорить, что возрастные рамки изменились (в 1881-1890 – средний возраст составил 38 лет, а в 1891 - 1900 – 34 года), то есть чиновники, в среднем, молодели. Но были и исключения. Так, по данным 1885 г. один чиновник в возрасте 73 лет[98], по данным 1890 г. – в возрасте 65 лет[99].

По данным формулярным спискам можно установить и вероисповедание служащих. Это в большинстве своем православные люди (93,4%). Католики составляли в штате губернского правления всего лишь 6,6%[100].

Если говорить об уровне образования чиновников за 1881 – 1900-е годы, то в большинстве это люди, окончившие уездные училища (23,5%). Чиновники с гимназическим образованием составляли 18,8%, столько же насчитывалось служащих с высшим образованием. Семинарское образование имели 14,2%. Городские, приходские, реальные и ремесленные училища окончило 16,5% чиновников. 5,9% служащих Олонецкого губернского правления имело военное образование, и только 2,3% получило домашнее образование[101].

Что касается материального положения служащих, то, как правило, чиновник имел в собственности лишь один дом, причем доставшийся ему от родителей (родовое имущество). Правда, были случаи, когда чиновник имел землю (по данным 1890 года – один служащий владел 1579 десятинами земли (благоприобретенное имущество))[102]. Были даже чиновники, имеющие родовое имение (на 1885 год – один чиновник, у матери которого в собственности имение и 295 душ временнообязанных крестьян)[103].

Чиновников, по-прежнему, жаловали орденами (Св. Станислава, Св. Анны и Св. Владимира), медалями (в память войн 1853 – 56 гг. и 1877 – 78 гг.; в память императора Александра III), знаками отличия беспорочной службы. По данным 1885 года есть даже один служащий, награжденный крестом князя Карла Румынского[104].

Довольно редкими были случаи нахождения чиновников под судом, штрафы. На 1885 год имеется один чиновник под судом, осужденный за взятничество и злоупотребление своими обязанностями и приговоренный к заключению на срок 1 год и 4 месяца с лишением в дальнейшем права на получение знака отличия беспорочной службы и ордена Св. Владимира за выслугу лет[105].

По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение служащих Олонецкого губернского правления.

Как правило, это женатые люди (» 62%), доля женатых и имеющих детей составляла 49,2%, на них приходилось по два ребенка. На 1894 год имеется один чиновник женатый третьим браком[106], а также на 1897 год чиновник, усыновивший ребенка[107]. 33% служащих были холостыми (по данным 1888 года – два холостяка в возрасте 67 и 70 лет)[108]. Невелико было число вдовцов - 5%[109].

В целом, можно сделать вывод, что серьезных изменений в деятельности Олонецкого губернского правления в рассмотренный период времени (1881 – 1900 годы) не произошло. Новым было то, что появилось структурное подразделение – ветеринарная часть, за счет чего состав Олонецкого губернского правления увеличился на одну штатную единицу. Были повышены оклады содержания губернаторов и вице-губернаторов. Однако нельзя утверждать, что это говорит о стабильности в работе Олонецкого губернского правления. Правительство не предпринимало никаких мер по модернизации и усовершенствованию личного состава Олонецкого губернского правления, не заботилось об улучшении материального положения чиновников.

Также правительство не уделяло внимание проблеме ведения делопроизводства, что несомненно сказывалось на эффективности работы Олонецкого губернского правления.

Глава IV. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1901 - 1918-е годы.

 

В начале XX в России продолжало существовать старое административно-территориальное деление.

Глава местной администрации – губернатор сохранял за собой основную власть в губернии. Именно он был председателем различных совещательных учреждений: присутствий, комиссий, комитетов, которые дополняли деятельность губернского правления (высшего административно-полицейского учреждения губернии)[110].

В начале XX века губернское правление продолжало играть большую роль в управлении губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное учреждение управляло в силу законов всей губернией. Губернское правление обнародовало законы и указы императора, Сената и прочих государственных учреждений, вело надзор за исполнением законов, наблюдало за правильным и безостановочным движением дел  в других учреждениях, управляло делами общественного благоустройства, охраняло общественную безопасность, права личности и собственности, ведало делами народного здравия и продовольствия. Оно занималось определением и увольнением канцелярских служителей и чиновников в губернии, собирало сведения о них и отсылало к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства послужные списки о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках[111].

Начало XX века – являлось временем глубочайших перемен, связанных с двумя русскими революциями и I Мировой войной. Это в какой-то степени повлияло и на деятельность местных учреждений Российской империи.

В период с 1905 по 1914 гг. сохранились все основные звенья местной администрации, полиции, жандармерии и охранки. Однако I русская революция вызвала усиление деятельности карательных звеньев государственного аппарата, а введение различных стадий так называемого «исключительного» положения значительно расширило компетенцию местных органов Министерства внутренних дел[112]. Это относится и к деятельности Олонецкого губернского правления.

Вплоть до своего упразднения 20 февраля 1918 года постановлением Олонецкого губисполкома в Олонецком губернском правлении продолжают действовать, правда, с небольшими изменениями старые расписания должностей и окладов содержания чиновников от 9 марта 1876 года.

Губернское правление, по-прежнему, состояло из общего присутствия и канцелярии (см. Табл. 10).

Губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор, губернский землемер и асессор входили в состав общего присутствия. Вице – губернатор, советники участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной или врачебной части.

Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов организации и делопроизводства[113].

Канцелярия состояла теперь из пяти отделений: 1, 2 – распорядительные, 3, 4 и 5 – соответственно строительное, врачебное отделения и ветеринарная часть, а также канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Сохранилось старое деление на столы, которых было шесть. В распорядительных отделениях производились основные дела: обнародование в губернии законов и указов императора и Сената в губернии, надзор за исполнением законов, определение и увольнение канцелярских служителей и чиновников в губернии, увольнение в отпуск, временное замещение вакантных мест, наложение взысканий на должностные лица за медлительность и нерадение к службе, дела о розыске различных лиц, о народонаселении, торговле, промышленности, дела о наложении опек, сведения о состоянии всех недоимок в губернии, попечение о прекращении нищенства и бродяжничества, принятие мер к поимке и рассылке беглых и т.д.[114]

Кроме распорядительных, в состав канцелярии губернского правления: входили строительное, врачебное отделение и ветеринарная часть.

Строительным отделением, по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда же назначались: губернский архитектор, младший инженер и архитектор и делопроизводитель. Там же могло назначаться и некоторое число дополнительных техников. Обязанности строительного отделения оставались прежними: заведование строительной и дорожной частью в губернии.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ