Рефераты

Государственный строй России в период сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XV...

Государственный строй России в период сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XV...

 

Министерство образования и науки

Тихоокеанский Государственный Университет

 

 

 

 

                                                                          

 

 

Контрольная работа

по теме: Государственный строй России в период сословно-представительной монархии

(середина XVI – середина XVII)

 

                     



        Выполнил:   студент 1 курса Ю ЗУ -2

        Шевцова Ирина Александровна

        Шифр:          50440319

   Проверил: доктор и.н. Алепко А.В.    

 















г. Хабаровск 2006 г.

План работы

Введение

1.     Увеличение власти царя.

2.     Боярская Дума и Земские соборы.

3.     Центральное и местное управление.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

1.      Введение

В середине 16 века Россия была единым государством, раскинувшимся по бескрайным просторам Восточноевропейской равнины. Её рубежами были Белое и Баренцево моря на севере, Чернигов, Путивль и рязанские земли на юге. Она простиралась от берегов Финского залива и Смоленска на западе до Северного Урала и нижегородских земель на востоке. Размеры территории Русского государства возросли с 430 тыс. кв. км в начале 60-х годов 15 века до 2800 тыс.кв.км к 30-м годам 16 века. В него входили земли, населённые русским народом, жителями европейского Севера и частично Сибири (карелы, коми, ханты, манси и др.), а также Поволжья.

Основная масса населения жила в сёлах и деревнях. Деревеньки были небольшие, в 3-4 двора. Городское население в новгородских землях составляло всего около 3-4%. Но города росли быстро, прирост населения в них превысил 60%. Население страны к этому времени возросло с 5-6 млн. чел. в начале века до 9 млн. Увеличилась и его плотность.     

Хотя Россия к середине 16 века и была единым государством, всё же вследствие относительной слабости экономического развития отдельные земли и княжества, вошедшие в её состав, не были ещё спаяны крепкими экономическими связями. Были ещё очень сильны следы удельной децентрализации.

К середине 16 века в результате стяжательской деятельности церковников резко возросло монастырское землевладение. Сосредоточение земельных богатств у монастырей-вотчинников вызывало недовольство бояр, дворян и самой великокняжеской власти, не оставлявшей надежды на ликвидацию или, по крайней мере, ограничение монастырского землевладения.

Рост барщины и оброка потребовал укрепления власти помещиков. В России, как и в других странах к востоку от Эльбы, 16 век был временем развития крепостничества.

На фоне господства натурального хозяйства в России к середине 16 века обнаруживаются новые явления, свидетельствующие о росте товарного производства. В условиях единого государства изменялся характер товарного обращения на местах: отдельные районы начали специализироваться на производстве какой-либо ведущей группы товаров (что определялось географическими и экономическими условиями этих районов). Феодально-раздробленная Русь сколько-нибудь широкого разделения труда не знала.

Рост товарного производства давал возможность увеличивать количество вывозимых товаров и расширять их ассортимент.

Укрепление международного авторитета России также содействовало развитию её внешнеторговых связей с Западом и Востоком. При этом торговля с восточными странами в первой половине 16 века имела большее значение для экономического развития России, чем торговля с европейскими странами.

   Упрочились торговые связи Русского государства с Прибалтикой.     Русское правительство на рубежах страны строило крепости, которые постепенно обрастали посадами и становились городами.

   К середине 16 века в России уже было до 160 городов. В столице Русского государства насчитывалось около 100 тысяч жителей. По своим размерам и численности населения Москва была одним из крупнейших европейских городов. Свыше 25 тысяч человек  жило в это время в Новгороде.

   Характерной чертой товарного производства этого времени было всё увеличивавшееся применение наёмного труда в промышленности.

   Высшая власть к середине 16 века в Российском государстве осуществлялась великим князем и Боярской думой. С образованием единого государства возрос авторитет великокняжеской власти. Великому князю принадлежало право назначать на высшие государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооружённые силы страны и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы.        Великокняжеский суд был высшей судебной инстанцией.

   В основе объединения русских земель в единое национальное государство были свои особенности, которые повлияли на процесс образования сословно-представительной монархии. Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

   Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию, содержанию и службе вооружённых сил.

   Кроме того, в условиях возраставшей феодальной эксплуатации и обострения классовой борьбы феодалы, особенно служилое дворянство, были неспособны собственными силами подавить сопротивление эксплуатируемого большинства. Для этого потребовалось усиление суда и полиции, создание и укрепление соответствующих им карательных учреждений в центре и на местах.


1.Увеличение власти царя.


   Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё время существования сословно-представительной монархии, ибо она зависела от воли и характера каждого конкретного правителя, а также от различных внутриполитических ситуаций. В 1547 году Иван Грозный был венчан на царство в Успенском соборе Московского кремля. Принятие царского титула укрепляло авторитет центральной власти, ставило русского царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока. За время его правления в стране были проведены мероприятия направленные на укрепление самодержавной власти и ослабление политической власти бояр.

   К отправлению правосудия привлекались представители зажиточной части местного посадского населения и черносошных крестьян. Дела дворян изымались из судов наместников. Вводилась смертная казнь за разбой, к которому причислялись и антифеодальные выступления. «Судебник» был дополнен статьями, предусматривающими ответственность за судебные злоупотребления и взяточничество.

   В 1550-1556 годах были проведены реформы в армии, направленные на организацию единых боеспособных вооружённых сил и ослабление командных позиций боярства за счёт усиления в армии роли дворянского сословия.

   Реформы государственного управления пятидесятых годов значительно подорвали политическую власть боярства и способствовали укреплению царской власти и центрального аппарата.

   Однако боярство, имея огромные вотчины, сохранило за собой экономическую независимость. Подрыв политического могущества бояре рассматривали как ущемление своих законных прав, а в возвышении дворянства видели угрозу для своего привилегированного положения. Всё это вызывало озлобление родовитой феодальной знати против царской власти.

   Иван Грозный последовательно проводил политику подавления боярского сопротивления. Он выдвинул задачу подрыва экономической мощи феодальной аристократии путём ликвидации её обширного вотчинного землевладения и наделения за этот счёт землёй дворянства. Эту цель преследовало введение опричнины (1565).

  Изучение обстоятельств создания в Русском государстве опричнины подводит к очень сложному вопросу о противоречивости политического развития России в 16 веке. В 50-60-х годах в стране утвердились сословно-представительные институты и тут же она делает шаг в сторону деспотического режима. Однако то обстоятельство, что система опричной военной диктатуры была принята органом сословного представительства, вовсе не означало перехода от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию. Через полтора года, в 1566 году, в трудное военное время, Грозный снова обратился за содействием к земскому собору. Очевидно, введение опричнины представляло собой опыт применения на практике одного из возможных вариантов государственности. Середина 16 века - время появления ряда государственных проектов. Иван Пересветов, Андрей Курбский, сам царь выступают с предложениями политического характера, используют опыт Византии, Турции, Польши и т.д., и, прежде всего, наблюдения над русской действительностью. А в жизни совершалось противоречивое взаимодействие двух линий эволюции государственного строя, из которых одна вела к сословно-представительной монархии общеевропейского типа, другая - к абсолютизму с отчётливыми чертами восточной деспотии.

   Учреждение опричнины было для Грозного шагом к укреплению самодержавия. Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму.

   Но и в дальнейшем Грозный не смог обойтись без помощи сословных учреждений. В 60-х годах 16 века в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским государством, и напряжённой Ливонской войны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений. В июне 1566 года в Москве был созван земский собор о войне и мире с Польско-Литовским государством.

   После смерти Грозного наступает известное ослабление самодержавия, усиление борьбы в среде правящих верхов, дворцовые смуты.    Господствующие сословия стремятся поднять роль земского собора как органа, который должен содействовать укреплению центральной власти в стране, в частности, участвовать в решении вопроса о престолонаследии.    Русский приказный деятель, эмигрант 17 века Г.К. Котошихин выделяет особый период в истории Русского государства начиная с избрания («обирания») на царство Фёдора Ивановича (1584 год) и до воцарения Алексея Михайловича, считая этот период временем ограниченной монархии.

   Соборное уложение 1649 года закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор и т.п.).

    Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы.

   В практике законодательной  деятельности  Русского государства  со второй половины  17 века  появилось понятие  «именной указ», т.е. законодательный акт, данный только царем, без участия боярской думы. Из 618 указов, данных в правление Алексея Михайловича со времен издания  «Соборного Умножения», 588 указов  были именными, а  боярских приговоров было принято  только 49. Из анализа этих актов  видно что, все  именные указы  носили характер  второстепенных актов верховного управления и суда: служебных назначений, указов воеводам, утверждения  наказаний  или отмены их и т. д. Боярские же приговоры были наиболее  важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом, основами  финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности  государства. Таким образом, основные законодательные акты того времени проходили ещё через Боярскую думу.

   Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений. В царствование слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682 года) значение Боярской думы даже временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором.

   Итак, несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства во второй половине 17 века идёт процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.

   Характер заседаний Боярской думы резко изменился. Члены её не рисковали теперь проявлять какое-либо «высокоумничанье».

   С 50-60-х годов установилась практика докладов царю начальниками важнейших приказов. Так, в 1669 году по понедельникам царю докладывали начальники Разрядного и Посольского приказов, по вторникам - Большой казны и Большого прихода, по средам - Казанского и Поместного и т.д.

   Свидетельством возраставшей власти царя к середине 17 века явилось создание Приказа тайных дел.

   Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

   Другим важным мероприятием правительства на пути дальнейшего укрепления единодержавия было создание центрального органа финансового контроля. Крупные хищения государственных средств чиновниками приказов побудили правительство учредить в 1655 году Счётный приказ.   Нерегулярно, каждый раз по специальному указу дьяки и подьячие всех приказов должны были являться в Счётный приказ с приходными и расходными книгами для проверки правильности и законности финансовых операций. Этот финансовый контроль вызвал недовольство приказной бюрократии, и Приказ в 1678 году пришлось упразднить.

    Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что с середины 16 до конца 17 века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру 1 совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.

 

2. Боярская Дума и Земские соборы

В осуществлении своей власти великие князья, а затем цари опирались на крупных феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственные вооружённые силы. Выражением их политической самостоятельности в централизованном государстве являлся, прежде всего, феодальный иммунитет (право осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции: сбор налогов, суд без вмешательства великокняжеской или царской администрации). Великий князь московский и цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской

Думе. Первоначально в Думе было четыре думных дьяка - по посольским, разрядным, поместным делам и делам Казанского приказа.    Думные дьяки вели делопроизводство Боярской думы.

Поскольку князь (царь) разделял власть с крупнейшими феодалами страны, постольку функции Боярской думы были неотделимы от его прерогатив.   Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 года и судебники 1550, 1589 годов. Статья 98 Судебника 1550 года считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: «а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться». Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 года царь «приговорил со всеми бояры», ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах «царь указал и бояре приговорили».

Боярская дума была законодательным органом. Вместе с великим князем, а затем царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. В большинстве законов 16 века есть такая формулировка: «уложил царь со своими бояры».

Будучи высшим органом управления страной, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам.   Переговоры с иностранными послами вела специальная ответная комиссия из членов Боярской думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение и решение великого князя (царя) и Боярской думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.

Укрепляя свою власть, великие князья и цари 16 века стремились ослабить роль и значение боярской аристократии. Уже с середины 16 века из Боярской думы выделилась так называемая «комната», «ближняя дума» - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие тайные, экстренные и придворные дела. С мнениями, внушёнными этой «ближней думой», царь выступал на заседаниях Боярской думы.

В 1547-1560 годах, в правление Ивана Грозного, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского «ложничего» А. Адашева, священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева, князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой «Избранной рады», как впоследствии называл её Курбский, Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую и другие), определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления.

Деятельность опричнины в оба её периода (1565-1572, 1573-1584 года) была направлена на преодоление пережитков феодальной раздробленности, подрыв экономической и политической мощи боярской аристократии. Место истреблённых представителей наиболее строптивых феодальных фамилий в Боярской думе заняли родственники царя, менее знатные представители феодального класса: окольничие, думные дворяне, думные дьяки.

После смерти Ивана Грозного значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играет Боярская дума в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала 17 века. В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606 - 1610 годах, кроме Боярской думы, в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 года к власти пришла Боярская дума. Фактически всё управление государством осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы (Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого и других). Это боярское правление получило у современников наименование «семибоярщины». В договорах, заключённых с польскими интервентами 4 февраля и 17 августа 1610 года, бояре пытались подчеркнуть это возросшее значение Боярской думы.

   Несмотря на возросшее к началу 17 века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество.      Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов.

   Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.

   Характерной особенностью 17 века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству.

   На заседаниях Боярской думы утверждались решения приказов (статейные списки). Дума была высшей служебной инстанцией государства.

Боярская дума просуществовала весь 17 век, хотя её значение в последнее десятилетие века сильно упало.

    С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и, прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы  включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

   В оценке значения земских соборов в дореволюционной историографии господствовали в основном два направления. Если славянофильная историография  (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков,  Ю.Ф. Самарин) идеализировала земские соборы как «советы всей земли», осуществлявшие единение царя с «землёй», то большинство буржуазных исследователей (Б.Н. Чичерин, П. Павлов-Сильванский, В.И. Сергеевич, В.Н. Латкин) скептически относилось к земским соборам, считая их бесправными органами, созываемыми царями лишь в случае острой необходимости.

   Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании), земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем   Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.

   Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

   Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня, и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником. Б.А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

   После собора 1549 года, как видно из речи Грозного на Стоглавом соборе, началось устроение «по всем землям ... государства» старост, целовальников, сотских, пятидесятских, т.е. введение земского самоуправления. Эти мероприятия Грозный противопоставляет тем «земским нестроениям», которые охватили страну после смерти его отца Василия 3, когда были «предния законы порушены». Земский собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола.

   Особенность земского собора 1565 года заключается в том, что он собрался не по инициативе царя, а по инициативе сословий, в отсутствии царя, уехавшего в Александровскую слободу. Отъезд Грозного из столицы вызвал активизацию действий сословных групп, причём отнюдь не стихийного характера, а в организованных формах собора. Этот собор, рождённый к жизни необходимостью решить основной государственный вопрос - о главе государства, нельзя назвать иначе чем «земским» (он рассматривал «великое земское дело»).

   После волнений  чёрных людей 1547 года был созван земский собор, который должен был обеспечить феодальный правопорядок. В 1565 году задачей собора было парализовать возможность волнений. Инициативу этого взяли на себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила, ранее не входившая в состав земского собора - купцы и посадские верхи.

   В январе 1565 года земский собор в Москве действует не как совещание при царе, а как орган, ведущий переговоры с царём.

До нас дошли довольно подробные известия о земском соборе, собранном во время Ливонской войны в 1566 году. Создание коалиции Ливонского ордена с Польшей, Швецией и Данией, первые неудачи войны и предложение   Польшей невыгодного мира вызвали потребность в созыве земского собора.   Сохранившаяся приговорная грамота собора даёт возможность подсчитать его состав: Собор состоял из Боярской думы (30 человек), духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33 человека), дворян (20 человек), и торговых людей (75 человек). Последние две группировки, по-видимому, ещё не избранные на местах, а приглашённые на собор правительством, составляли почти три четверти и определили те социальные силы, которые в будущем играли наиболее активную роль в истории земских соборов.

   Крайне скудны сведения о соборах 70-80-х годов 16 века.

   После смерти царя Фёдора Ивановича в начале 1598 года был собран земский собор, на котором присутствовало 417 человек: члены боярской думы, верхи духовенства во главе с патриархом, дворяне и посадские. Ввиду прекращения старой династии Рюриковичей по предложению патриарха собравшиеся «обрали ... на царство» Бориса Годунова.

   В начале 17 века, в годы польско-шведской интервенции и народных волнений, земские соборы носили характер узких по составу, наспех собранных заседаний, выдававших свои решения за мнение «всей земли».

  Очень пёстрое по классовому составу совещание, собранное Д. Пожарским в Ярославле во время похода второго ополчения на Москву в 1612 году, называло себя также земским собором («Советом всея земли»).

   Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным из всех земских соборов (700-800 человек). Это был единственный Земский собор, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян. На соборе развернулась борьба различных группировок, предлагающих кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В. Воротынского и даже В. Шуйского.

Победила группировка, поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына «тушинского» патриарха Филарета, связанного родственными узами с династией Рюриковичей. 7 февраля 1613 года большинство собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателем новой царской династии.

   Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов.

   В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

   С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.

   На многолюдном соборе 1642 года члены Боярской думы, верхи духовенства, а также представители провинциальных дворян, стрелецких голов и торговых людей занимались изысканием средств помощи казакам, захватившим в устье Дона мощную крепость крымского хана Азов. На этом же соборе представители поместного дворянства и городов подали челобитные, выражая свои сословные притязания.

   Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.

   Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной монархии 17 века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки.

Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года.

   Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство срочно созвать Земский собор.

   Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией. 

   Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство расчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.

   Дворяне-помещики и посадские через земские соборы разрешали свои дела, минуя приказную волокиту. Земский собор собирался чаще всего в одной из кремлёвских палат ( Грановитой, Столовой и других ). Открывали собор дьяк или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора (например, на соборе в 1642 году). Ответ на вопросы повестки давался по «отдельным статьям» каждым сословием. На Земском соборе 1649 года бояре и духовенство заседали отдельно от остальных депутатов.

   Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 год) и дней (1642 год) до нескольких месяцев (1648-1649 года) и даже лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 года).

   Решения Земского собора оформлялись в соборный акт - протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

 

3.      Центральное и местное управление.

 Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине 17 века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод.    Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам.

  Подавляющее большинство дореволюционных историков относило возникновение приказов уже к концу 15 века, связывая их происхождение с разросшимися функциями «Казны», ростом значения в деле управления Боярской думы, механическим переводом в Москву органов управления присоединённых княжеств.

   Осуществление отдельных функций государства в 15 веке поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер. Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Первоначально в 15 веке эти должностные лица осуществляли свои задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались «для письма» (с начала 16 века) чиновники помельче - подьячие, объединённые в особом помещении-канцелярии - «избе», «дворе».   Процесс образования «изб», «дворов» - канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца 15 века и до середины 16 века) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие своих канцелярий - «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». Так, в первом из возникших «дворов» (Казённом) впредь до образования соответствующих «изб» велись разрядные, поместные, разбойные, ямские и другие дела.

   Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим её должностным лицом представляла зародыш будущего приказа. С середины 16 века «избы» - канцелярии стали превращаться в постоянно действующие центральные бюрократические государственные учреждения - приказы. Это нашло отражение и в увеличении круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической иерархии и внутренней структуры, складывании определённых приказных порядков деятельности и форм делопроизводства.

   Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия, состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя московского, а также служилых людей - дворян и детей боярских.     Объединение русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали постоянного усилия и усовершенствования вооружённых сил.

Ряд первых центральных государственных учреждений русского национального государства имели военное назначение. К этой группе относились Разрядный, Поместный приказы, а также Оружейная палата.

   Во второй половине 16 века появились другие приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.

   Разрядный приказ возник при дьяке «с разрядом». Разрядный приказ ведал личным составом армии русского государства: заведовал её комплектованием, учётом, денежными и поместными окладами.    На особых смотрах, проводимых приказом для дворян и детей боярских, определялась способность их к воинской службе. Каждого нового служилого человека («новика») на смотре «верстали» на военную службу, т.е. определяли размер его земельного и денежного жалованья. Первоначально существовало до 25 «статей» этого «верстания»; к концу 16 века их число было сведено до 6. Для определения в «статью» учитывались происхождение, опыт предыдущей службы и т.д.

Служилые люди обязаны были выходить на смотры и войну «конны, людны и оружны», т.е. выставлять вооружённых слуг или холопов, вначале «по силе», а со временем издания Уложения о службе 1555 года «со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в дальний поход о дву конь». Смотря по службе приказ, увеличивал или уменьшал оклад служилых людей, повышал или понижал их в чине. За неисправную службу или отсутствие («нетство») приказ мог не только понизить, но и отобрать данные за службу «в оклад» земли.

Этот приказ тщательно вёл книги всем служилым людям в государстве с обозначением их поместного и денежного жалованья. Списки дворянам и детям боярским, составлявшиеся при «разборе», «верстании» и «раздаче» им жалованья, назывались «десятнями».

Разрядный приказ давал распоряжения относительно похода и содержания войска, заведовал постройкой крепостей, пограничных городов, включая их население и земли, а также ведал пограничной службой.

Кроме военных функций, разряд имел чисто административные функции по делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников и волостелей, воевод, послов, судей приказов, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. Уже во второй 16 века Разрядный приказ приобрёл значение важнейшего приказа Русского государства. В конце 16 века ему были окончательно подчинены сохранившиеся ещё от феодальной раздробленности областные разряды (Новгородский, Смоленский, Рязанский), которые приобрели в дальнейшем характер военно-окружных управлений.

В 17 веке Разрядный приказ имел довольно сложную структуру. Приказ подразделялся на 5 территориальных столов (Московский, Владимирский, Новгородский, Севский, Белгородский) и столы специального назначения: денежный и приказный.

Из территориальных столов важнейшим считался Московский. Он ведал комплектованием личного состава приказов, воевод, укреплениями пограничных линий, разбирал местнические дела.

Все остальные территориальные столы вели учёт рядового состава армии в пределах определённого военного округа («Разряда»). Здесь велись списки состава служилых - десятни, смотренные списки служилых людей, акты приёма и передачи городов воеводами (расписные списки). Белгородский и Севский столы, кроме того, заведовали пограничным военно-административным управлением. Связь Разряда с другими приказами осуществлял приказный стол.

С деятельностью Разрядного приказа связан Поместный приказ, возникновение которого было также обусловлено ростом значения служилого дворянства. Если Разрядный приказ устанавливал поместный «оклад» (земельное жалованье за службу), то наделение («дача в оклад») осуществлял Поместный приказ. До образования этого приказа и то и другое производил Разрядный приказ.

В 1577 году впервые встречается упоминание Поместного приказа.

Поместный приказ заведовал государственными землями, раздаваемыми в поместья. Всякий, кто определялся на службу, подавал в Разрядный приказ челобитную с просьбой выделить ему земельное поместье.

В приказе велись книги с обозначением размеров всех поместий. Эти книги назывались даточными.

Приказ посылал писцов, дозорщиков, межевщиков и других чиновников для составления различных учётных документов: писцовых, переписных, окладных, дозорных, приправочных, межевых и других книг. Здесь же выдавались акты на право владения землёй: жалованные, вводные, отказные грамоты.

Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей, собирал подати с земель, находившихся в его владениях.

Возрастание в 17 веке роли и значения помещиков-дворян в армии и гражданском государственном аппарате (приказы и воеводы), увеличение размеров поместного землевладения, постепенное сближение поместного и вотчинного землевладения делало Поместный приказ одним из важнейших приказов государства.

В начале 17 века приказ провёл описание земель с целью восстановления нарушенных во время интервенции и крестьянской войны прав помещиков. Писцовые и переписные книги помогали рассматривать многочисленные земельные тяжбы между помещиками и вотчинниками. Кроме того, эти книги являлись документами, на основании которых производилось налоговое обложение.

Поместный приказ вёл активную борьбу с возросшими побегами феодально-зависимых крестьян, посылая на места с широкими полномочиями специальных сыщиков. В период подавления крестьянской войны  под руководством Степана  Разина приказ рассылал  сыщиков на территории, подведомственные другим приказам.

Стрельцы - пехотинцы, вооружённые огнестрельным оружием и проживавшие в особых городских слободах, получавших за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное) жалованье. С их появлением связано создание Стрелецкого приказа, впервые упоминаемого с 1571 года.

В 17 веке возросло число стрельцов, которые принимали активное участие не только в охране границ государства и войнах, но использовались для караульной и полицейской служб, борьбы с пожарами. Наряды стрельцов несли караулы в Кремле и на московских улицах. Стрельцы проживали особыми слободами и занимались в свободное от службы время ремеслом, мелкой торговлей. Каждый полк имел свою канцелярию - стрелецкую избу.   Возглавлявшие стрелецкие полки полковники были не только командирами, но и судьями для стрельцов.

Все дела по службе, содержанию, управлению и суду стрельцов осуществлял      Стрелецкий приказ. Ему же была подведомственна и часть казаков.

После стрелецкого мятежа 1697-1698 годов Пётр 1 приступил к ликвидации стрелецких войск. Компетенция стрелецкого приказа изменилась: он стал заниматься административно-хозяйственными делами, что и вызвало его преобразование в 1701 году в Приказ земских дел, наследовавший функции упразднённого ещё в ноябре 1699 года Земского приказа по полицейскому управлению Москвой. 

Службой и жалованием наиболее привилегированной части казаков, находящихся на службе Русского государства, ведал в 1613-1643 годах  Казачий приказ.

Иноземный приказ ведал не только иноземцами находящимися на службе Русского государства, но и русскими людьми, служащими в полках нового («иноземного») строя. Приказ проводил пожалования иноземцев землями и крестьянами, осуществлял суд над иностранцами. Для разбирательства судебных дел в приказе существовали толмачи и переводчики.

Появление полков нового строя вызвало учреждение и специальных приказов. Наиболее важным из них был Рейтарский приказ (1649-1701 года), который ведал рейтарскими полками: их комплектованием, снабжением, обучением и судом.

В последние десятилетия 17 века Рейтарский и Иноземный приказы имели одного начальника и общих дьяков.

      Возросшее в 17 веке производство вооружения осуществлялось предприятиями и мастерами, подведомственными Пушкарскому приказу,   Оружейной палате и созданному в 1647 году Ствольному приказу.

   Чрезвычайными мерами по укреплению южных границ Русского государства и строительству городов руководил Приказ городового дела (1638-1644 года).

   Близким к военной организации Русского государства был Аптекарский приказ, основанный в конце 16 века. Первоначально он являлся придворным учреждением, обслуживавшем царя, царскую фамилию и близких ко двору лиц. В 17 веке приказ превратился в государственный центр медицинского дела.

   Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.   Один из самых древних приказов Русского государства - Казённый приказ - был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казённом дворе относится к 1493 году (опальный князь Андрей Васильевич Большой сидел в «тюрьме на Казённом дворе»), но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше. Само упоминание Казённый приказ впервые упоминается в 1512 году.

   Являясь главой Казённого приказа - важнейшего дворцового ведомства, сложившегося как общегосударственное учреждение ранее многих других ведомств, казначей уже со второй половины 16 века осуществлял и общегосударственные задачи: он ведал дипломатическими сношениями, ямскими, поместными, холопьими и другими делами. Здесь же на Казённом дворе находился и печатник - хранитель «большой государственной печати», прилагаемой к важнейшим общегосударственным документам (и прежде всего документам дипломатического характера).   

    Ещё в первой половине 16 века в помощь казначею по отдельным государственным функциям появились соответствующие дьяки: ямской, посольский, поместный. Первоначально они подчинялись казначею, и их делопроизводство велось на Казённом дворе, но с течением времени они обособляются на своих «дворах» или в приказах как начальники соответствующих самостоятельных государственных учреждений. Но даже после образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и Холопьего приказов казначей продолжал играть огромную роль в общегосударственных делах, особенно в вопросах внешней политики.

   С образованием Русского централизованного государства возросли и его международные связи. Это повлекло за собой появление должности посольского дьяка (1486 год).

   Все важнейшие решения по вопросам внешней политики по-прежнему принимали царь, «поговоря с братьею и бояры», т.е. местом общего руководства внешней политикой была Боярская дума. Переговоры с послами вела специальная комиссия из бояр и посольского дьяка, который вскоре стал думным дьяком. Посольский дьяк выступал посредником между Боярской думой и послами. Он вёл дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях Боярской думы. Для переписки первоначально использовался канцелярский аппарат Казённого двора, где происходили заседания думской комиссии и посольского дьяка с послами.

    С образованием централизованного русского государства значение ямской службы возросло: по дорогам, идущим от Новгорода, Смоленска, с юга от «яма» к «яму» ехали к царскому двору иностранные послы. От Москвы по этим же дорогам пробирались великокняжеские и царские воеводы и чиновники.

   Недовольство широких масс усилением феодального гнёта, возрастание значения в государстве поместного служилого дворянства повлекло за собой создание группы судебно-полицейских приказов: Разбойного, Земского, Холопьего и Судных.

   Со времени введения повсеместно губных учреждений Судебником 1550 года возникла необходимость центрального постоянного государственного учреждения, осуществлявшего руководство губными органами и надзор за их деятельностью. В 1555 году была составлена Уставная книга Разбойного приказа.

   В 17 веке Разбойному приказу принадлежало общее руководство полицейской расправой по разбойным, татиным и приводным делам. Во главе приказа стояла следственно-судебная коллегия из боярина (окольничего), дворянина (стольника) и двух дьяков. 

   Земский приказ в Москве осуществлял полицейские функции: наблюдал за безопасностью и порядком, вёл борьбу с корчемством и пожарами, следил за содержанием в чистоте улиц и за городским благоустройством, собирал налоги с московского тяглового населения и судил его. Земский приказ проводил переписи дворов и церквей. В конце 17 века он был объединён со   Стрелецким приказом, с которым разделял полицейские функции по Москве.

С усилением феодального гнёта к середине 16 века связано появление Приказа холопьего суда (Холопьего приказа), ведавшего делами о поступлении в холопство, судом о кабальном холопстве и т.п.  

   В 17 веке приказ осуществлял юридическое оформление индивидуального закрепления крестьян, регистрацию дворовых всех вотчинников и помещиков, всякого рода кабал и крепостей. 

    В тесной связи с реформами 60-х годов 16 века находилось создание группы судных (судебных) приказов в 90-е годы: Московского (1598 год), Владимирского (1593 год), Дмитровского (1595 год), Казанского (1591 год). Каждый из этих приказов заведовал судом служилых людей определённой территории государства, неподсудных местным властям по указу 1549 года.

   Судебная обособленность дворян и детей, боярских в особых судебных приказах являлась одним из проявлений возросшего значения помещиков и поместного землевладения в Русском государстве.

     В 17 веке из четырёх территориальных судных приказов продолжали действовать Владимирский и Московский, которые являлись привилегированными судами для представителей всех групп господствующего класса феодалов. Указом 1699 года оба эти приказа были объединены в один под названием «Судный». 

   В 17 веке Приказ Большого прихода ведал сбором прямых и косвенных налогов с большей части государства. Он же сдавал на откуп бани, лавки, гостиные дворы и погреба, взимал плату с клеймения товаров, с мер «чем всякие товары и питья меряют», ведал таможенными сборами. Иногда этому приказу передавались даже ямские сборы.

   В отличие от других финансовых приказов Приказ Большого прихода был чисто финансовым, не управляющим никакой территорией. В 1680 году дела этого приказа были переданы в Приказ Большой казны. Этот приказ возник в 1622 году и ведал он сборами налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами. В отношении к этому населению приказ выполнял административные и финансовые функции. В ведении Приказа Большой казны находился и Денежный двор, который распоряжался чеканкой монеты.

Скрепляя государственной печатью и регистрируя каждый попавший в него документ, Печатный приказ был важным звеном в системе бюрократического государственного аппарата России 17 века с его развитым бумажным делопроизводством.

Расширение территории государства вызвало образование группы чисто территориальных приказов.

В 1637 году управление Сибирью, находившееся в ведении Казанского приказа, обособилось в ведомство особого Сибирского приказа. Сибирский приказ назначал и смещал сибирских воевод, дьяков и других служилых людей; ему подчинялись размещённые по сибирским городам стрельцы и другие ратные люди; приказ заведовал сбором ясака с нерусских народов, денег, хлеба и соли с русского населения, размещением ссыльных и надзором за ними.

В 17 веке имелась значительная группа дворцовых приказов, из которых наибольшее значение имел Приказ Большого дворца, ведавший обширными, разбросанными по территории всего государства землями.

При этом приказе сложилась система «дворов», заведовавшая снабжением царского дворца всем необходимым: Кормовой, Хлебный, Житенный, Сытенный. Продолжали функционировать и некоторые другие ранее известные приказы: всю первую половину века существовали Ловчий и Сокольничий приказы, весь век - Конюшенный, Постельничий и Казённый; в связи с развитием приказного аппарата последний постепенно теряет своё общегосударственное значение, превращаясь в личную казну царя, хранилище золотых и серебряных изделий, драгоценных материй и т.п.

Возникли также некоторые новые дворцовые приказы: Приказ золотых и серебряных дел, Царская мастерская и Царицына мастерская печати.

Особо хочу остановиться на характеристике Приказа тайных дел и  Монастырского приказа.

Вышеупомянутым Приказом тайных дел первоначально заведовал тайный дьяк, при котором находилось 6-7 подьячих. К концу существования Приказа во главе его стояла целая дьячная коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобитного и Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15). Основной функцией Приказа тайных дел был контроль за деятельностью приказов. Этот контроль мог носить явный характер и проявляться в затребовании для «ведома» (контроля) различных дел, сведений, отчётности из других приказов, в проверке приказного делопроизводства при непосредственном участии царя. Тайный контроль заключался в посылке подьячих Приказа с секретным наказом о контроле некоторых послов, которые «много чинять не к чести своего государя», или воевод, допускавших «много неправд ... над ратными людьми».

Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказом, так и воеводами) было рассмотрение Приказом челобитных, поданных лично царю. После рассмотрения дела по челобитной в Приказе тайный дьяк докладывал о нём царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую думу, разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из других приказов.

Приказ тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал в этом Приказе. Здесь он имел свой стол с особым письменным прибором, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчётов, слушал доклады, рассматривал дела и т.п. Возглавлявшие приказ тайные дьяки пользовались большим влиянием в государственных делах. Приказ был упразднён в 1676 году.

17 век был веком расцвета и падения приказной системы управления. На протяжении века существовало до 80 центральных бюрократических учреждений - приказов разного значения, функций и величины.

Важной особенностью приказной системы управления является крайняя пестрота и неопределённость функций приказов. Почти каждый приказ 16-17 веков выполнял не только функции управления: в его ведении находились также определённые территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание приказа и выполнение его задач, а население их судилось в приказе.

Этой сложностью определения функций приказов объясняются и трудности классификации приказов. Все созданные классификационные схемы можно считать условными.

Во главе каждого приказа стоял начальник - «судья»; иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование (казначей, печатник, дворецкий, оружничий и т.п.). Судьи приказов в 17 веке назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Шёл процесс бюрократизации верхушки феодального класса - думных чинов[i]. Некоторые думные люди управляли сразу несколькими приказами. Любимец царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов был «судьёй» пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти, Иноземного и Аптекарского.

С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества («гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры.   Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служители из дворян и детей приказных людей.

Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на повытья. Столы возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности; по территориям; по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

В определении характера управления в приказах среди историков не было единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие - единоличным. В действительности в приказах существовал особый, приказной характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судья рассматривал вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, они рассматривали каждый в отдельности. Характерной особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.

Приказная система с её централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок: её заменила более прогрессивная система управления - коллегиальная.

С образованием централизованного государства меняется и местное управление. Вводится регламентация наместнического управления. Особенно наглядно это выступает в Белоозерской уставной грамоте, данной Иваном 3 населению Белоозерского княжества в 1488 году, вскоре после присоединения его к Русскому государству. Первые статьи этой грамоты определяют количество «корма», взимаемого с каждой «сохи».

Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - являлось составной частью мероприятий, проводимых великокняжеской властью в целях укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только совпадали с пожеланиями поместного дворянства, но находили поддержку и сочувствие черносошного крестьянства. И те и другие были заинтересованны в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. По Белоозерской уставной грамоте наместник и его тиуны судили вместе с сотскими и «добрыми» людьми из населения. В Судебнике 1497 года этот порядок был узаконен.

В связи с военными нуждами и укреплением обороноспособности государства во второй половине 15 века «городовое дело», т.е. заботы о строительстве и укреплении городов, стало важнейшей и повсеместной обязанностью населения.

Появляются особые должностные лица местного управления - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления.

Назначаемые великим князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики не зависели ни от наместника, ни от Боярской думы. Они подчинялись непосредственно великому князю по ведомству казначея, в заведовании которого находились первоначально военно-административные дела и прежде всего учёт и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. С образованием Разрядного приказа городовые приказчики по характеру их главных функций попали, по-видимому, в его ведение.

Со второй четверти 16 века функции городовых приказчиков значительно расширились. Им был поручен надзор за великокняжеским земельным фондом в городах и уездах, за описанием земель, раскладка и сбор ряда общегосударственных денег, надзор за косвенными налогами (таможенными и мытными сборами). Городовые приказчики получили право «ковать в железо» и сажать в тюрьму неплательщиков государственных налогов.

Всё чаще городовые приказчики принимали участие в наместничьем суде как по уголовным, так и по гражданским делам.

Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.

Конец 15 - первая половина 16 века ознаменовались ломкой социально-экономических отношений в Русском государстве. В этих условиях значительную остроту приобрели участие в ересях и побегах, индивидуальные террористические акты и групповые выступления «лихих людей».

Вначале правительство пыталось усилить карательные меры против «лихих людей» с помощью введения в состав суда наместников выборных от населения. В 1539-1541 годах правительство по просьбе населения выдало наместникам так называемые губные грамоты, в которых устанавливался порядок организации и деятельность новых «губных» органов.

Первые губные грамоты получило население Белоозерского и Каргопольского уездов в октябре 1539 года. По этим грамотам преследование, ловля и казнь «лихих людей» в каждом уголовно-полицейском округе («губе») возлагались на выборные «губные» органы.

С 1555 года губные органы были введены повсеместно. В каждом губном округе (волости, а в последствии уезда) из дворян или детей боярских выбирался губной староста. Для утверждения в должности избранный являлся в Разбойный приказ, где получал соответствующий наказ. Аппарат губного старосты, состоящий из старост, десятских и «лучших» людей, вскоре был заменён несколькими «целовальниками», избираемыми из крестьянской и посадской верхушки и утверждаемыми на месте «целования креста» с обещанием верной службы.

Таким образом, институт губных старост вслед за городовыми приказчиками способствовал упразднению кормленщиков.

Этого требовало и поместное дворянство, заинтересованное в увеличении государственных средств и ликвидации произвола кормленщиков-бояр.

Повсеместно земская реформа была проведена в государстве лишь в 1555-1556 годах.

С этого времени в уездах и волостях, где ещё отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов» (старост), а также «лучших людей» (целовальников или земских судей). Делопроизводство земского старосты и целовальников вёл выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город.

В осуществлении своих функций земский староста и целовальники опирались на ранее выборные должности крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских.

Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределённый срок и население их могло «переменить». Позднее для них были введены ежегодник выборы.

В ведении земских органов находились сбор подати - «откупа», а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей.

В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

Кроме этих местных органов управления, существовали и другие - таможенные и кабацкие выборные головы и целовальники, осуществлявшие сбор косвенных налогов

Крестьянская война и польско-шведская интервенция в начале 17 века потребовали создания твёрдой власти на местах. По росписи городов и уездов в 1614 году видно, что в 103 городах с уездами были уже назначены воеводы, в 1616 году - в 138, а в 1625 году - в 146 городах. Воевода стал основным звеном местного управления.

Претенденты на место воевод - бояре, дворяне и дети боярские - подавали на имя царя челобитную, в которой просили назначить на воеводство, чтобы «покормиться». Однако официально воевода за свою службу получал, помимо вотчин, поместные денежные оклады. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царём и Боярской думой и подчинялся тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом.

Срок службы воеводы длился обычно 1-3 года.

В большие города назначали нескольких воевод; один из них считался главным. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.

Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой производились все дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяком. Здесь хранились государевы грамоты и печать, приходные и расходные книги и росписи разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В крупных городах приказные избы разделялись на столы, находящиеся в ведении подьячих. При смене воевод сдавались все дела и казённое имущество по описям и книгам (сдаточным описям или росписным спискам).

Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности.

Широкими были финансовые полномочия воеводы.

Сборы государственных налогов проводили выборные лица: прямых - старосты и целовальники, косвенных (таможенных и кабацких сборов) - головы и целовальники. Воеводы осуществляли финансовый контроль за деятельностью этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные деньги.

Воевода обладал большими военно-административными функциями. Он набирал на службу служилых людей - дворян и детей боярских, вёл их списки с указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, производил периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа.

Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами, пушкарями и т.п.

Ответствен был воевода за все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казённые съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.

На окраине государства воевода заведовал также и пограничным делом: он высылал разъездные «станицы» и «сторожи» в степи, устраивал «засеки», острожки и засечные крепости.

В разной степени подчинения у воеводы находился ряд должностных лиц: осадный голова (комендант крепости), засечные, острожные, стрелецкие, казачьи, пушкарские, объезжие, житничьи и ямские головы.

   В 17 веке продолжали существовать обе формы «самоуправления» - губная и земская. В каждом округе (губе) ведал губной староста, его помощниками были целовальники. Судопроизводство и делопроизводство по губным делам проводилось в губной избе дьяком и подьячими. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а также выборные от населения сотские и десятские.    Губного старосту свободное население округа выбирало из дворян и детей боярских; целовальники выбирались из черносошных крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в 17 веке значительно вырос. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовные дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т.п.

    Земские органы «самоуправления» - земские старосты и целовальники - избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей между населением, надзирали за тем, чтобы тяглецы не уклонялись от несения тягла. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т.п. Делопроизводство по земским делам велось в земской избе, где хранились окладные земские книги.

   В полицейском отношении земские органы были полностью подчинены воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влияния на земские органы, но безуспешно. В наказах воеводам запрещалось «денежные сборы и в мирские дела вступаться и воли у них в их мирском окладе и в иных делах отымати».

   Помимо губных и земских органов, в 17 веке существовали и другие выборные органы. В каждом уезде находилось несколько таможен, возглавляемых таможенными целовальниками; таможни уездов подчинялись таможенному голове, при котором существовала таможенная изба.        Значительно расширилась в 17 веке сфера деятельности суда, который превратился в одно из главнейших звеньев карательной политики государства. Имущественные наказания (денежные штрафы и конфискации) были оттеснены на задний план жестокими наказаниями. По «Уложению» 1649 года смертная казнь применялась в шестидесяти случаях.

В городах, где преобладало не казачье торгово-ремесленное население, существовало средневековое купеческое «самоуправление» в виде магистратов и ратуш, во главе их стояли бурмистры, а в состав входили райцы (советники). Крестьяне в сёлах выбирали войтов (старшин) и лавников (присяжных заседателей).


Заключение

   Существовавшая в России сословно-представительная монархия с Боярской думой, приказами и воеводами к концу 17 века не соответствовала социально-экономическому строю страны.

Задачи внешней политики, развитие мануфактурной промышленности, внутренней и внешней торговли, борьбы с преступностью требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата государства в центре и на местах.

В    первой четверти 18 века сословно-представительная монархия превратилась в абсолютную, приказы и воеводы были заменены возглавляемой Сенатом системой бюрократических учреждений - коллегий, а на местах - губернаторами и другими должностными лицами. Русское государство превратилось в Российскую империю.







































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.  Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., Высшая школа, 1968.

2.  История СССР. С древнейших времён до наших дней. Т.2. М., Наука, 1966, Т.3., 1967

3.  Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., Наука, 1969.

4.  Памятники Русского права. М., Госюриздат, 1957.

5.  Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в 16 - 17 вв. М., Наука, 1978.


  

                                                                                                                  


























.



© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ