|
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
Потитко-правовая
идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)
4 касты («варны»):
брахманы – из уст
мирового бога (воспитание …),
кшатрии – из рук
(управление государством, война),
вайшьи – из бедер
(обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),
шудры – из ступней
(обслуга, грязный труд).
Рабы – не люди, а
орудия труда.
Если человек не
исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание
(«данду» - палка).
Если исполняет то - ?????
Путиль: «Из четырех
видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения,
царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».
В брахманизме
приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно
отход от брахманизма.
Логика приоритета
священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).
«Будда» -
просветленный.
Основная цель –
достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через
ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные
страдания).
«Я не называю
человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея
духовного равенства, каждый творит свою судьбу.
«Насилие не
уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или
«ненависть» вместо «насилие»).
Т.е. идея: увеличение
насилия вызывает его встречный рост.
Политико-правовые
учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)
Все учения
различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе
(«зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.
Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея
патернализма:
государство
– это разросшаяся семья,
монарх
– отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;
патернализм
– власть отца и его забота о семье,
2) идея
меритократии – власти достойных
власть
не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом
невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,
3) идея
человеколюбия:
забота
старших о младших и уважение младшими старших,
«человека
нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без
еды и образования привить мораль бесполезно,
4) отрицательное
отношение к законам:
закон –
всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное
отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить
себя просто ради выживания,
5) советы
чиновникам:
древние
считали позором для себя не успевать за собственными словами,
в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в
речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в
речах,
и
т.д. (очень много советов)
Шань-Ян
(338-390 г. до н.э.)
возглавлял течение
легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).
Противоположность
Конфуция:
1)
государство – это аппарат подавления собственного народа, а
монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен
народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,
2)
доброта и человечность – мать всех проступков,
т.е.
в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За
малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда
не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда
не будет поджогов»),
3)
необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче
управлять
в
империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и
сами философы, за хранение книг – суровое наказание,
4)
ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,
5)
разрешил покупать чиновничьи должности.
Ранее
в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции
духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных
родов.
Шань-Ян
изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и
умные люди.
Империя Цинь,
построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.
Полное прекращение
междоусобиц, «зловещее спокойствие».
Греция.
Политико-правовые идеи софистов.
Софос – мудрость, софисты
– платные учителя мудрости.
Старшие софисты – разработка
проблем государства, управления.
Младшие софисты – упор на
технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то,
что не теряли – должно быть у вас»).
Их советы адвокатам: вывести
соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо
очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя
туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к
адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …
Старший софист
Протагор:
1)
золотой век человечества – в будущем: люди раньше
были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям
стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.
2)
справедливость – понятие относительное (что
справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),
3)
мера всех вещей – человек (идея «что для чего
существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно
быть ради человека).
Афины: Сократ
По решению суда был
приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.
Идеи:
1)
управлять должны знающие,
2)
закон и справедливость – понятия тождественные.
Именно за эти идеи
Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и
за развращение молодежи.
Причина такого
решения суда:
1)
занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …),
жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,
2)
жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то
атеист, а атеизм – совращение молодежи.
Платон
(ученик Сократа).
о формах правления:
иерархия в порядке ухудшения:
1)
аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись
ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),
2)
олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных
больше, то существует недолго, превращается в демократию),
3)
демократия (власть народа, необученных, неграмотных
людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство –
доблесть»; демократия перерастает в охлократию),
4)
охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен
лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),
5)
тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем,
что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой
централизации и т.п. – перерастание в тиранию),
6)
тирания – жестокая власть одного (против тирании
выступают лучшие – опять возврат к аристократии).
Идеальное государство (вечная и
оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:
- разумность – стремление
думать,
- честолюбие – стремление
к славе,
- вожделение –
необходимость физиологического комфорта.
Тогда в идеальном
государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и
ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).
Принципы жизни
философов и стражей:
1)
общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,
2)
общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый
опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),
3)
общественное воспитание детей.
Аристотель.
Ученик Платона,
воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об
оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо
больше, чем об общественной.
Формы правления по
Аристотелю:
|
|
Власть
одного
|
Власть немногих
|
Власть
многих
|
«Правильная»
|
монархия
|
аристократия
|
полития
|
«Неправильная»
|
тирания
|
олигархия
|
демократия
|
Черчилль: «Демократия
– самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».
Демократия:
1)
слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через
равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.
2)
к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому
поступающие безответственно.
Полития – власть
образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда
будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и,
одновременно, грамотна.
Два вида
справедливости:
-
уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,
-
распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и
государством (государство не может «любить» всех одинаково).
Политико-правовые
учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)
Основные
принципы организации жизни общин:
1)
общность имущества,
2)
обязательность труда для всех,
3)
равенство,
4)
отсутствие духовенства и культов,
5)
осуждение богатства.
Сформулировано
«золотое правило нормативной регуляции»:
«относись к другим
так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».
Два аспекта:
1)
какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,
2)
каким судом судите – таким судимы будете.
Основные
произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».
1)
человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство,
несправедливость),
2)
человек живет по божественной воле.
Государство и город –
синонимы.
Идея 1: те, кто
живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.
Идея 2:
насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших
овец).
Идея 3: концепция «как
спастись от греха».
Различие между
проступком и преступлением:
«Если страсть губит
душу и тело, то это проступок,
если действует во
вред другому – это преступление».
Фома
Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.
Основное произведение
– «Сумма теологии».
Признан официальным
теологом католической церкви.
В Библии – вся власть
от бога.
Выделение трех
элементов государственной власти:
1)
Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.
2)
Происхождение власти: по наследству или силой.
3)
Использование власти:
a.
если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой
власти необходимо подчиняться,
b.
если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на
восстание.
«Возможно, тиран
послан народу за его грехи».
Субординация законов:
1)
Вечный закон – закон мироздания, «божественный
разум».
2)
Естественный закон («естественный» - «человеческий»,
осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и
законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению,
размножению, познанию истины).
3)
Человеческий закон (феодальное право): человеческие
законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:
a.
записаны (тогда как естественные законы не записаны),
b.
предусматривают наказание за нарушение.
4)
Божественный закон – Библия.
Призывал силой (с
помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают
основы жизни.
Средневековая
ересь о праве и государстве.
Ересь –
оппозиционное течение внутри господствующей церкви.
Два вида ереси:
1)
плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:
a.
требует социального и имущественного равенства,
b.
требует ликвидации церковной организации и духовенства.
Представители плебейской ереси – «богомилы»???.
Помещики – слуги дьявола.
2)
бюргерская ересь:
a.
требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие
от феодалов),
b.
требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10
часть отдают церкви).
Политико-правовое
учение Никколы Макиавелли.
Основное произведение
– «Государь».
Основные идеи:
1)
выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой
действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны
интересы людей),
2)
отделил политику от религии и морали (против
католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия,
призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель –
благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).
3)
советы государю:
a.
государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все
наказания проводить разом,
b.
государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем
одинаково),
c.
дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным –
поручать подданным,
d.
государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше
убить, чем грозить».
Политико-правовые
идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).
Основные
произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца»
(написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.
Жанр – утопический
социализм.
Утопия –
несбыточное (ни где я ????), блаженная
страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о
духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.
Критика существующего
строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».
Государство
ответственно за своих подданных.
Государство – орудие
для угнетения бедных.
Запутанные законы
выгодны для богатых (бедный не может получить образование).
Основные идеи:
1)
общественная собственность,
2)
обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе
солнца» – 4 часа),
3)
все должны приносить пользу обществу,
4)
общественная трапеза,
5)
законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов –
регламентация семейно-брачных отношений,
6)
против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.
Два вида исполнения
смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться
порохом.
Теория естественного
права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)
Права, которыми люди
обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет
позитивными правами.
Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал
государство как чудовище).
1)
человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война
всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая
власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,
2)
законов должно быть как можно меньше.
Дж.Локк: «Законы
подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».
Для защиты
собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это
сторож.
Идеи либерализма.
Три ветви власти:
исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).
Разработал теорию
трудовой собственности. Труд является определителем собственности.
Различия в подходах:
-
Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),
-
Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.
Классическая теория
демократии.
Монтескье: «О духе
законов».
Есть буква законов и
дух законов.
На дух законов
влияют:
-
физический фактор (климат, территория и т.д.),
-
моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).
Автор идеи разделения
властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Разработал теорию
сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права
заменить закон, предложенный другой ветвью власти.
Начал разрабатывать
концепцию гражданских прав человека:
1)
отметил опасность свободе человека со стороны уголовного
законодательства,
2)
недопустимость оскорбления естества человека при наказании,
3)
недопустимость наказания за помыслы,
4)
о нескромных словах.
Б.Спиноза:
«Богословно-политический трактат».
1)
государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,
2)
законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и
монарх – тоже),
3)
нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами
наград, ни страхом наказания.
|
|