|
Механизм фашистской диктатуры в Германии
Механизм фашистской диктатуры в Германии
МОСКОВСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
ПО
Истории
государства и права зарубежных стран
Тема: «Механизм
фашистской диктатуры
в
Германии»
ВЫПОЛНИЛ: студент
1-го курса
Бабич О.Б.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Москва, 2001 г.
Тема
реферата: Механизм фашистской диктатуры в Германии
Содержание
Введение 2
Приход фашистов к власти 2
Механизм фашистской диктатуры_ 2
Законодательство 2
Уничтожение оппозиции 2
Огосударствление прессы 2
Государство равно партии 2
Административная централизация 2
Идеологическая пропаганда 2
Штурмовики 2
Служба безопасности 2
Судебная система 2
Государственное регулирование экономики в
фашистской германии 2
Армия 2
Заключение 2
Список использованной литературы_ 2
ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок,
связка, объединение), политическое течение, возникшее в период общего кризиса
капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил
империалистической буржуазии. Ф. у власти — террористическая диктатура самых
реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения
капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты Ф.— применение крайних
форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий
антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование
государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный
контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей, способность
путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически
активизировать часть населения в интересах эксплуататорского строя (массовая
база Ф.— по преимуществу средние слои капиталистического общества- мелкая
буржуазия). Внешняя политика Ф.— политика империалистических захватов.
Общность черт, присущих Ф. как
политическому течению, не исключает существования различных его форм. Так,
преобладание милитаристских сил характерно для военных фашистских режимов.
В
борьбе за создание массовой социальной базы Ф. выдвинул систему взглядов (т. н.
фашистская идеология), использовавшую в значительной мере реакционные учения и
теории, сложившиеся до его появления (расистские идеи; антидемократические
концепции Ницше и Шпенглера, Джентиле; антисемитизм; геополитика,
паннационализм, цивилизационность и т. д.).
В
центре фашистской идеологии — идеи военной экспансии, расового неравенства,
«классовой гармонии» (теории «народного сообщества» и «корпоративности»),
вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория
«тотального государства»). В наиболее концентрированном виде эти идеи были
выражены в книге А. Гитлера «Моя борьба» («Mein Kampf», 1925). Весьма
существенная черта фашистской идеологии — крикливая демагогия с целью
маскировки её истинного содержания. Этой цели служило, в частности,
спекулятивное использование Ф. популярности идей социализма в массах.
Возникнув
как реакция на революционный подъём, наступление которого возвестила
Октябрьская революция в России, Ф. превратился в ожесточённого и опасного
противника всего прогрессивного человечества и прежде всего международного
революционного рабочего движения. Агрессивная внешняя политика, проводимая
фашистскими режимами, утвердившимися в ряде стран капиталистической Европы
(Германии, Италии, Испании и др.), привела в конечном счёте ко 2-й мировой
войне. Развязанная фашистскими государствами, она обрушила величайшие бедствия
на народы Европы и других регионов.
Фашизм в Германии
появился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из
разновидностей реакционных милитаристских националистических течений, когда
антилиберальные, антидемократические движения приобрели общеевропейский
характер. В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25 пунктов",
ставшей впоследствии программой Национал-социалистской немецкой рабочей партии.
Пронизанная националистическими, шовинистическими идеями превосходства
германской нации, программа требовала реванша для восстановления
"справедливости, попранной Версалем".
В 1921 году складываются организационные основы
фашистской партии, основанной на так называемом фюрер - принципе,
неограниченной власти "вождя" (фюрера). Главной целью создания партии
становится распространение фашистской идеологии, подготовка специального
террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил
и, в конечном счете, для захвата власти.
В 1923 году вслед за всеобщей забастовкой
германского пролетариата фашисты предпринимают прямую попытку захватить
государственную власть ("пивной путч"). Провал путча заставляет фашистских
главарей изменить тактику борьбы за власть. С 1925 г. начинается «битва за
рейхстаг», путем создания массовой базы фашистской партии. Уже в 1928 г. эта
тактика дает свои первые плоды, фашисты получают 12 мест в рейхстаге. В 1932 г.
по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая
партия, представленная в, рейхстаге.
30
января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера
Германии. Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его
партия даже с немногочисленными союзниками не имела большинства в рейхстаге Это
обстоятельство не имело, однако, значения, поскольку кабинет Гитлера был
"президентским кабинетом", а Гитлер — "президентским
канцлером". Вместе с тем результаты выборов 1932 г. придали определенный
ореол легитимности его канцлерству. За Гитлера голосовали самые разные
социальные слои и группы населения. Широкая социальная база Гитлера создавалась
за счет тех, у кого после поражения Германии была выбита почва из-под ног, той самой
сбитой с толку агрессивной толпы, чувствующей себя обманутой, потерявшей вместе
с имуществом жизненную перспективу, испытывающей страх перед завтрашним днем.
Социальную, политическую и психологическую неустроенность этих людей он сумел
использовать, показывая им путь к спасению себя и униженного отечества, обещая
различным кругам и группам населения все, что они хотели: монархистам —
восстановление монархии, рабочим — работу и хлеб, промышленникам — военные
заказы, рейхсверу — новое возвышение в связи с грандиозными военными планами и
пр. Националистические лозунги фашистов привлекали немцев больше, чем призывы к
"разуму и терпению" социал-демократов или к "пролетарской
солидарности" и построению "советской Германии" коммунистов.
Гитлер пришел к власти, опираясь на прямую
поддержку официальных и неофициальных правящих кругов и стоящих за ними
реакционных социально-политических сил, которые считали необходимым установить,
в стране авторитарный режим, чтобы покончить с ненавистной демократией и
республикой. Испытывая страх перед все больше набирающим силу левым движением,
перед революцией и коммунизмом они хотели, установить авторитарный режим, с
помощью "карманного" канцлера.
Гинденбург явно недооценивал Гитлера,
называя его за глаза "богемским ефрейтором". Немцам же он подавался
как "умеренный". При этом предавалась забвению вся скандальная
деятельность НСДАП. Первое отрезвление немцев пришло на следующий день после
прихода Гитлера к власти, когда ,тысячи штурмовиков устроили грозное факельное
шествие перед рейхстагом.
Приход
к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало
планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического
парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа,
создание "нового порядка" — открытого террористического буржуазного
режима.
Вначале, когда открытое
сопротивление фашизму не было окончательно подавлено (еще в феврале 1933 г. во
многих местах Германии проходили антифашистские демонстрации), Гитлер прибегал
к "чрезвычайным мерам", широко использовавшимся в Веймарской
республике на основе чрезвычайных президентских полномочий. Он формально
никогда не отказывался от Веймарской конституции. Первый репрессивный декрет
"о защите немецкого народа", подписанный президентом Гинденбургом,
был принят на основе ст. 48 Веймарской конституции и мотивировался защитой
"общественного спокойствия".
Для
оправдания чрезвычайных мер Гитлеру в 1933 г. потребовался провокационный
поджог рейхстага, в котором была обвинена Коммунистическая партия Германии.
Вслед за провокацией последовали два новых чрезвычайных постановления:
"против измены германскому народу и против изменнических действий" и
"о защите народа и государства", принятых, как было объявлено, с
целью подавления "вредных для государства коммунистических насильственных
действий". Правительству предоставлялось, право брать на себя полномочия
любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных
разговоров, неприкосновенности собственности, прав профсоюзов.
С
первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в
соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее
осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом — ставилась задача
сплотить немцев в некую "народную общность", на втором — превратить
ее в "общность боевую".
Для
сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от
"чужой крови", преодолеть классовые, конфессиональные,,
идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических
партий, кроме НСДАП, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских,
верных "фюреру и рейху", а также путем "унификации
государственного аппарата" и пр. Проделав эту "внутреннюю
работу", Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе
"внешней", важнейшей задачей которой являлось завоевание жизненного
пространства, вытеснение живущих там народов, главным образом народов Восточной
Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны. Решением задач первого этапа
фашистское государство и НСДАП занимались в основном до 1935 г. С этого времени
началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война.
Смена
гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в
законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933
г. рейхстаг принимает Закон "Об устранении бедственного положения народа и
государства", на основании которого правительство получает законодательные
права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов,
принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г.,
формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой —
"если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат"). В законе
специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их
исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят
как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим
основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке
всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской
партии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее
представительными учреждениями.
После
смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства
должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках
Гитлера — "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому было
предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших
должностных лиц империи, но и своего преемника, С этого времени Гитлер начинает
планомерное уничтожение всех возможных путей оппозиции, что было прямым
воплощением программных установок нацистов и основного внедряемого ими
требования — фанатичного, слепого подчинения воле "фюрера германского
народа".
Вслед
за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были
распущены все профсоюзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена
Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихода к власти Гитлера
партии "самораспустились". В июле 1933 г. было запрещено законом
существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и
руководимых ею организаций. "В Германии, — провозглашал закон, —
существует только одна партия, НСДАП, все другие запрещаются". Попытки
"поддержать организационные структуры какой-либо другой политической
партии" наказывались тюремным заключением до трех лет.
Проводя
"интеграционную политику государства и партии", нацисты
"унифицировали" не только партии, но и прессу. Органы печати, кроме
нацистских, либо ликвидировались, либо включались в систему фашистской
пропаганды. Законом от 24 марта 1933 г. "О защите правительства
национального возрождения от коварных посягательств" уголовной
ответственности в виде тюремного заключения до двух лет подлежали все лица,
которые допускали "грубое искажение действительности, высказывали
суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию империи или отдельным
германским землям, или авторитету правительства империи или — 'отдельных земель
и правительственных партий". Каторга грозила тому, кто своим деянием
наносил "тяжелый ущерб империи".
В
декабре 1933 г. издается Закон "Об обеспечении единства партии и
государства", объявляющий фашистскую партию "носительницей немецкой
государственной мысли". В соответствии с этим законом лично Гитлером
формировался и фашистский рейхстаг (на основе списков, "одобренных"
плебисцитом), а на посты министров и другие должности назначались только лица
из нацистской партийной верхушки. Более того, впоследствии было предписано, что
любое назначение на государственную должность, произведенное без согласия
соответствующего органа фашистской партии, будет считаться недействительным.
В целях дальнейшей концентрации власти, или
"унификации политического режима в империи и областях", Законом от 7
апреля 1933 г. "0 слиянии областей с империей" во все земли стали
назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники
(штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 января 1935 г. был
принят новый Закон "Об имперских наместниках". Имперские наместники,
согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях
"представителями имперского правительства", в задачу которых входило
"наблюдение за выполнением политических директив фюрера и
рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на
имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения
и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия
имперского наместника в Пруссии.
Ландтаги земель сначала были отстранены от
формирования земельных правительств, а 30 января 1934 г. были законодательным
путем ликвидированы. Правительства земель были подчинены имперскому
правительству, а наместники перешли в ведение министерства внутренних дел.
Законом "0 ликвидации рейхсрата" от 14 февраля 1934 г. был упразднен
и орган представительства земель в имперском парламенте — рейхсрат. Земли были
вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением "0
германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного
самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних
дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями
нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.
Превращение рейхстага в бесправное,
марионеточное учреждение, так как его новый состав формировался исключительно
на партийной основе, ликвидация органов местного самоуправления были тесно
связаны с общей бюрократизацией государственного аппарата. Проводились чистки
государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех,
кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц "неарийского происхождения",
запрещались браки чиновников с "неарийками" и пр.
Функции
партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между
тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии
был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера,
совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской
партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду с продолжающим существовать
имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по
вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в
которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии,
начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу которого
входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга
экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся
непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями.
Германия
была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но
сохранялось и старое административное деление на земли и провинции,
администрация которых продолжала существовать и играть большую роль в
проведении в жизнь нацистских планов.
Важным
звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие
широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г.
было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое
Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В
ведении министерства общественного просвещения и пропаганды была
"имперская палата культуры", контролирующая музыку, изобразительное
искусство, театр Культурная политика "Третьего рейха" была направлена
на создание "идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом
плане", на превращение литературы и искусства "в боевое оружие
партии". При этом специальный надзор устанавливался "за духовным и
мировоззренческим обучением и воспитанием партийных кадров", с этой целью
в 1934 г. было создано даже специальное государственное ведомство. Из академии
литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие
представители немецкой культуры, а также "расово-недостойные" лица,
получившие впоследствии название "недочеловеков". Одной из первых
акций "имперской палаты культуры" была реорганизация немецкой
академии литературы с повальной проверкой ее членов, когда каждый член академии
должен был дать ответ на вопрос, намерен, ли он "участвовать в решении
национальных культурных задач". Все члены академии должны были также
заполнить специальную анкету, как профессиональные чиновники, в которой одно из
требований заключалось в предоставлении доказательств "арийского
происхождения". В мае 1933 г. была проведена публичная акция сожжения книг
противников национал-социализма и "расово-чуждых" авторов.
Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма
молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими
молодежными организациями (Юнгфольк, Гитлерюгенд" и др.). Лидер «Гитлерюгенд»
официально именовался "лидером молодежи Германского рейха" и нес
персональную ответственность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцлером.
После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных организациях стало
обязательным. Эти организации включались в разветвленную систему разнообразных
нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.
Нацисты создали мощный террористический
аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г.
возникли первые вооруженные отряды — "служба порядка" фашистов,
которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти
отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения
на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила
название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались
деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся
лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.
Наряду с погромной деятельностью отрядам СА
отводилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г.
в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету
1,933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере, усиления
рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, официально
провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка
населения. Гитлер пожертвовал своей "партийной армией", чтобы
привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия
собственной "партийной полиции", усилив ее специальными отрядами СС,
которым было поручено истреблять "внутренних врагов".
В
состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие
руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров,
военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные
"специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера.
Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений
"мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по
подавлению противников фашистского режима.
Войскам
СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фашистами было создано 23 концлагеря и
2 тыс. их филиалов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. человек. В
одном только Освенциме, построенном в 1939 г., было истреблено около 4 млн.
человек из многих стран. Гитлеровцы применяли газовые камеры и другие
технические средства, дающие им возможность безграничного уничтожения людей.
Они использовали геноцид, освященный их оккультной верой в свое расовое и
духовное превосходство над людьми, как средство достижения своих политических
целей, достижения мирового господства.
В
апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо),
которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию
безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО),
включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой
порядка (СД) сходились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.
В
1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности,
подведомственное Гиммлеру, как рейхсфюеру СС, который вместе с министром
внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций как в
своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и
Гиммлером было издано постановление об уничтожении "бесполезных для
военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было
создано Имперское общество лечебных и попечительских учреждений, в которых
было. умерщвлено 275 тес. немцев. Перед нападением на СССР войсковые соединения
СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий), проведено вооружение общих
отрядов СС. Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена
главная роль в "расово-идеологической войне на уничтожение" СССР.
Значительным изменениям подверглась и
судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из
принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в
государственной измене, следовало за любой вид, оппозиционной режиму
деятельности. Кроме обычных судов в каждом, судебном округе еще в 1933 г. были
созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г.
сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал
по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного
предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию,
защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали
военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г.,
военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние
месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными
трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых
в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.
Агрессивные
цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех
материальных, ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем
непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы
господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности
в осуществлении этих целей полностью совпадали. Б 1933 г. был создан
Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность
определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг
к
установлению централизованной формы правления в сфере экономики,
просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.
Закон "О подготовке органического
построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший
нацистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в
промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование
хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями
соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на
"имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось
до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного
производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления
хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И
отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись
"фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые
были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью
осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.
С 1935
года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не
только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных
отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам
подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности
хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и
представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона
"Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое
ведомство— Управление генерального уполномоченного по военной экономике.
В
1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода
всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг.
Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало
предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло
конкуренцию.
Уже
в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов,
которое формировало применительно к своим целям новые промышленные объединения,
существующие параллельно с имперскими. Новое министерство в соответствии с
общей линией всеобъемлющей, милитаризации государственного аппарата постепенно
поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и
др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста
государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.
Милитаризация промышленности, всестороннее
вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов
гражданского права и попыткам создания нового, "народного"
гражданского кодекса на основе гитлеровского понимания индивидуальной свободы,
которая "должна быть ограничена, если она противоречит свободе
нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось
понятие "субъективные права", которые они хотели или вообще отменить,
или заменить понятием "субъективные права члена НСДАП". Предлагалось
убрать из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его понятием
"партийный статус лица". Основополагающим принципом проекта нового
гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г, стала формула:
"право — это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим
пересматривались понятия: "собственность", "юридическое
лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной
ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества
становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона
"Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось,
что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием
ответственности перед общим благом народа и рейха".
Целям подготовки и ведения войны была подчинена
и политика нацистов по отношению к рабочим — политика тотального контроля над
ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы,
создали "Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, официально
объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к
которой перешли кассы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены
и предпринимательские союзы; а предприниматели объявлялись "вождями"
предприятий, На основании Закона "0 порядке национального труда" 1934
г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий
труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного
посредника" между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому
Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство
назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".
В
1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод
на военные заводы, если этого требовали задачи "особого
государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти
было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым
видам работ в свободное от основной работы время. В условиях "тотальной
мобилизации" 1943 г. по распоряжению генерального уполномоченного по
мобилизации рабочей силы принудительный труд был распространен на мужчин от 16
до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные
предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной экономики и
снабжения населения.
Нацистская
верхушка поставила своей целью создание самой сильной армии в мире. В 1935 г. в
Германии была введена всеобщая воинская повинность для мужчин от 18 до 45 лет.
Срок службы был определен сначала в 1 год, затем в 2 года. Версальский договор
был попран, а вместе с тем сняты все препоны для роста вермахта, солдаты
которого воспитывались в духе антикоммунизма, презрения к другим народам,
поклонения силе.
Еще
в 1934 г. вместе с полномочиями президента к Гитлеру перешли полномочия
главнокомандующего Германской империи, которые непосредственно осуществлял
военный министр (министр рейхсвера, а с 1935 г. — министр вермахта). Гитлер
ввел клятву верности каждого солдата и офицера вермахта в личной верности ему и
готовности пожертвовать собой ради безусловного ее соблюдения. В 1934 г. эта
клятва была введена для всех государственных служащих. Военно-политическому
управлению министерства принадлежали командно-координационные функции в
отношении штабов различных войск: сухопутных, воздушных, морских.
В целях дальнейшей концентрации военной
власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное министерство как
промежуточную инстанцию между ним и армией, превратив его из
военно-политического управления в свой личный штаб верховного командования
вооруженных сил (ОКВ), центральным органом которого стал штаб оперативного
руководства.
Верховному
главнокомандующему непосредственно подчинялись главнокомандующие сухопутных,
военно-воздушных и военно-морских сил со своими генеральными штабами. Особую
роль в системе военных органов играл Генеральный штаб сухопутных войск (ОКХ),
численно превосходящий ОКВ, что объяснялось огромным значением именно
сухопутных войск во второй мировой войне. После первого крупного поражения
гитлеровских войск под Москвой в ноябре 1941 г. Гитлер взял на себя
командование сухопутными войсками с их генеральным штабом. С 1939 г. вновь
созданный Совет министров по вопросам обороны империи стал назначать во все
военные округа "уполномоченных по национальной обороне", которые
должны были для успешного решения задач "обороны" координировать
работу всех военных и гражданских учреждений.
Гитлер
создал также мощный разведывательный аппарат секретной службы рейха, главным
объектом деятельности которого сразу же после прихода нацистов к власти стал
Советский Союз. Разведывательные центры, работавшие против СССР, были
организованы при германском посольстве в Москве, при Кенигсбергском
университете, крупных монополиях и др. В.1941 г. был сформирован особый штаб
руководства разведывательной и диверсионной работой в СССР. В его ведении
находилось 60 школ, в которых проводилась подготовка агентуры для
разведывательной и диверсионной деятельности. Общее руководство военной
разведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью находилось в руках
Управления разведкой (Абвер). Разведывательную и подрывную деятельность против
СССР вел и Отдел иностранных армий Востока, созданный при генеральном штабе
сухопутных сил.
Гитлеровская армия с момента своего создания
стала важным элементом аппарата подавления противников фашизма. Еще в 1936 г.
на основании специального приказа Гитлера "0 применении армией
оружия" было разрешено использовать ее для подавления "внутренних
беспорядков". Войска СС осуществляли политику террора, устанавливали фашистский
"новый порядок" путем массовых убийств, казней на оккупированных
территориях в тесном взаимодействии с действующей армией.
В
марте 1938 г. к Германии было присоединено независимое государство Австрия.
Следующей жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия. В результате
Мюнхенского соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Англией, Францией с
фашистской Германией, Чехословакия лишилась значительной части своей
территории, присоединенной к рейху. Это был разгром независимого государства
без военных действий, за которым последовала в 1939 г. и военная оккупация
страны. В сентябре 1939 г. гитлеровцами была захвачена Польша. В июле 1940 г.
немецкие войска заняли Париж, затем последовали новые победы агрессора. К
моменту нападения на СССР Германия контролировала обширные территории
Центральной и Восточной, большую часть Западной и Северной Европы. В ее руках
находилось побережье Балтийского моря, значительная часть Франции. Мощная
военно-экономическая база оккупированных государств была поставлена на службу
гитлеровской Германии, целью которой была провозглашена "защита
цивилизации от угрозы большевизма", а фактически — уничтожение СССР.
Против Советского государства фашистская
Германия, вместе со своими союзниками и сателлитами выставила 5-миллионную
армию (немецких, итальянских, румынских и других войск), на вооружении которой
было 3500 танков, ' 4900 самолетов и пр. В ходе второй мировой войны, в которой
участвовало 61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11 млн.
уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали инвалидами. Главную же
тяжесть войны вынес на своих плечах Советский Союз, который в течение 4 лет вел
Великую Отечественную войну, стоившую (по неуточненным данным) 30 млн. жизней
его граждан. Советскому Союзу принадлежит решающая роль в разгроме фашистской
военной машины, а вместе с ней одного из самых реакционных и агрессивных,
претендующих на мировое господство государств в человеческой истории.
Разгром
в 1945 г. фашистской Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции
при решающем участии СССР нанёс тяжёлый удар по Ф. Однако в некоторых
капиталистических странах правящим классам удалось в послевоенные годы продлить
существование диктаторских режимов фашистского типа. В странах, возглавлявших
фашистский блок, корни Ф. были ликвидированы не полностью. Начавшаяся после 2-й
мировой войны «холодная война» привела к оживлению наиболее реакционных, в том
числе фашистских, элементов и в тех капиталистических государствах, которые
входили в прошлом в состав антигитлеровской коалиции. Не менее важно и то, что
социальные и политические процессы, породившие Ф. и превратившие его на
определенном историческом этапе в весьма влиятельную силу (развитие
государственно-монополистического капитализма и углубление общего кризиса
капитализма, экономические и политические потрясения в странах
капиталистического мира), продолжают происходить и в современном
капиталистическом обществе. В капиталистических странах, правящие круги которых
придерживаются традиционных методов правления, сложилась более или менее
влиятельная крайне правая оппозиция, в ряде случаев откровенно фашистская или
полуфашистская по своему характеру. Сила и влияние этой оппозиции колеблются в
зависимости от изменения экономической конъюнктуры и состояния международной
обстановки, возрастая нередко при обострении кризисных явлений внутри страны и
на международной арене и ослабевая при смягчении напряжённости.
В некоторых случаях фашистские и полуфашистские
элементы в союзе с милитаристскими силами предпринимают попытки захватить
господствующие позиции путем военных переворотов. В ряде стран была установлена
террористическая военно-фашистская диктатура: в 1954 — в Парагвае, в апреле
1967 — в Греции (свергнута в июле 1974), в сентябре 1973 — в Чили, и др.
Большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику оказывает реакционная военщина
и в ряде других латиноамериканских странах.
В
современных условиях фашистские силы принимают новое обличье, стремясь нередко
отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого. Поэтому,
говоря о современном Ф., чаще всего употребляют термин неофашизм. В условиях
обострения общего кризиса капитализма неофашистские силы широко применяют т. н.
стратегию напряжённости, организуя террористические и др. подрывные акции,
чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление о
полной неспособности парламентских правительств обеспечить общественный порядок
и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в объятия
«легальных» неофашистов (Австрия – 1999 г.). В целом, однако, позиции Ф. после
2-й мировой войны гораздо слабее, чем до неё. Свержение Ф. в Португалии,
Греции, а также крах франкизма в Испании и Пиночета в Чили — убедительное
свидетельство слабости фашистских режимов в современных условиях. Расстановка
классовых сил в промышленно развитых капиталистических странах в ряде случаев
ограничивает самовластие монополистической буржуазии. Форсируемой власть
имущими тенденции к сдвигу вправо противостоит тенденция к расширению
демократии, являющаяся результатом упорной борьбы трудящихся масс и прежде
всего рабочего класса. В обстановке распространения антифашистских настроений
правящие классы капиталистических стран часто считают опасным переход от
буржуазно-демократических форм правления к открыто фашистским методам.
1.
О.А. Жидков,
Н.А. Крашенинникова «История государства и права зарубежных стран», М., 2000 г.
2.
«Философский энциклопедический словарь», М., 1983 г.
|
|