|
Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена
Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена
Содержание
Введение
Образование
Афинского государства
Реформы Солона
Реформы Клисфена
Заключение
Литература
Введение
Первые на
территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во
II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего
Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав
традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам,
выросшим на почве особого античного мира.
Античное
общество и античные цивилизации сложились на берегах Средиземноморья, которое в
первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с
другими землями. Подобно тому, как древневосточные общества были цивилизациями
великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной
военно-торговыми отношениями.
Античные
государства почти с самого начала своего образования стали стремиться выйти за
пределы первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие
государственных форм здесь проходило на фоне колонизаций - поначалу
военно-торговой, затем чисто завоевательной - других областей Европы, Африки,
Малой Азии. Имперская политика составляла существенный фактор деятельности
властей. В результате крупнейшие античные государства развились в значительные
империи - в период своего исторического заката поистине мирового масштаба
(империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в
мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения
метрополии и колоний, принципы управления в масштабе континентов.
Благодаря
особенностям социальных отношений своего времени, античное государство
составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это
государство в главном было построено на принципах народовластия и гражданской
свободы, соединенных с особым общинно-полисным политическим строем.
Создание гос-ва в Афинах
Аттическая
область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского
завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили
более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной Аттике
ионийцы делились на 4 племени: Гелеонты, Аргадеи, Айгикореи и Гоплеты, - каждое
со своими культом и некоторыми особенностями в той роли, какую они играли в
общем ионическом союзе племен (их и называли "блестящими",
"земледельцами", "козопасами" и "вооруженными"
соответственно). Сложившееся в XI-X вв. до н.э. первоначальное объединение племен
носило характер общинной конфедерации, в которую вливались сначала три, потом
четыре, пять и т.д. племен. Поселения-центры четырех племен постепенно слились
воедино вокруг древнего города Кекропии, ставшего затем Афинами по
утвердившемуся культу богини. Единство нового полиса обеспечивалось в основном
единой военной организацией племен.
В социальном
отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в свою очередь,
разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в произвольном порядке
группировались во фратрии - особые
религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии
складывались в филы, которые после
синойкизма стали чисто территориальными подразделениями общей территории
полиса, причем не только город, но и вся Аттика соответственно делилась на 4
филы. Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была
наследственной, и советом
пританов
в числе четырех (видимо, глав племен). Пританам принадлежала высшая судебная
власть в полисе и право объявлять военную мобилизацию. Особую роль играли главы
семейств и кланов: они были вправе взимать свою долю податей, начальствовать в
своем клане, даже приглашать царя на свое собрание. В опоре на такие
родоплеменные привилегии, элита стала формироваться в столь важный для Древних
Афин социальный слой земельной аристократии. В начале VIII в. до н.э. новому
социальному членению общества был даже придан уголовно-правовой статус,
восходящий к прежним особенностям племен: первый класс назывался эвпатридами (обладателями больших
земельных наделов с большим урожаем), второй - всадниками, третий - зевгитами (разночинцами).
Во второй
половине VIII в. до н.э. давление на крестьянство со стороны аристократии
начало возрастать, ранее свободные земледельцы попадают под кабалу разного вида
к знати. Появляется категория земледельцев-пелатов и шестидольников (отдающих
5/6 урожая), затем зависимые крестьяне превращаются в рабов, если не
выплачивают долг; наконец, к исходу VII в. до н.э. растет число продаваемых за
Аттику рабов. Знать превращается в социально господствующий слой, и это
вызывает ускоренную эволюцию надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю
государственную структуру, подчиненную интересам этой знати.
Примерно с
середины VIII в. до н.э. под давлением эвпатридов потеряла свое прежнее значение
власть басилевса: его сделали выборным и полномочия его свели к религиозной
сфере. В 752 году до н.э. вместо царя был избран эвпатридами особый правитель -
притан сроком на 10 лет, затем
появилась должность архонта; с начала VII
в. до н.э. архонтов стали избирать на год, и их стало девять (с 682 года до
н.э.). Функции постоянного властного органа стал обретать прежний совет родовой
знати - ареопаг (заседавший на
холме святилища бога войны Ареса).
К середине VII
в. до н.э. аристократическое правление в Афинах приобрело вид организации
раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных должностных лиц,
соподчинявших свои полномочия с советами знати.
Первым по
значению был архонт-эпоним (называвшийся
так потому, что его имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в
гражданский реестр в год его службы). Он устанавливал правила жизни полиса,
считался "стражем семьи", контролировал соблюдение отцами семейств
своих прав и обязанностей, выступал как "защитник слабых"; в связи с
этим ему принадлежали значительные судебные полномочия. На второе место был
отодвинут басилевс-архонт: он выполнял
религиозные жреческие обязанности на празднествах, был также председателем
особого суда из глав 4 фил (пританий) по делам об убийствах, о неповиновении
главам полиса. Третьим архонтом был полемарх - военачальник,
ответственный за безопасность полиса (вместе с главным советом); для этого он
наделялся полицейской властью и правом карать незначительные проступки граждан
и, особенно, неграждан города. Остальные архонты (6 фесмофетов) выполняли в основном судебные функции.
Наиболее существенным признаком ранней государственной организации было, как
видно, сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц.
Рядом с
ареопагом стоял Совет - булэ. В него пожизненно
входили отбывшие их должности архонты, иногда - другие представители знати.
Совет осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного
строя; он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел
право присуждать к изгнанию.
Военная
организация опиралась на систему навкрарий, особых
группировок населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48) во
главе с одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли 4 притана (по одному от филы),
они и были высшим военным руководством ополчения полиса. Каждая навкрария
должна была выстроить и оснастить военный корабль для флота (с экипажем),
выделить двух всадников и солдат пехоты; для этого внутри навкрарии вводилось
собственное налогообложение на военные нужды.
Во второй
половине VII в. до н.э. в Афинах, как и в других греческих полисах,
социально-политические противоречия знати и земледельческого населения,
стремление воссоздать прежний романтизированный социальный уклад привели к
учреждению тирании. С правлением
тиранов, особенно наиболее известного Драконта (около 621 года до н.э.),
связывается появление в полисе писаного законодательства, направленного на
стабилизацию общественного уклада.
Реформы
Солона, их значение
Выходец из
земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт Солон
(640-560 гг. до н.э.) был приглашен на должность архонта в 594 году, с тем
чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить общественное
согласие на основе нового уклада. Солон отказался от тирании, но жестко
реализовал реформы, которые в целом переустраивали государственную организацию
на более широкой социальной основе, отвечавшей интересам большинства народа.
В качестве
предварительного условия преобразований Солон провел так называемую сейсахтею (букв. «стряхивание
бремени») – отмену всех долговых обязательств в полисе; должники были прощены,
земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь
запрещалось давать в долг под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил
буквально все афинское общество, поскольку не был осуществлен полный передел
земли (как надеялись бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ.
Впрочем, кризис был настолько велик, что афиняне предоставили все
государственные полномочия Солону и впредь.
Сохранив за
аристократией исключительное право на занятие высших государственных
должностей, Солон придал аристократии имущественный характер. Старым
четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам, зевгитам и фетам) был
придан новый смысл: в них зачислялись граждане соответственно своим доходам (не
менее 500, 300, 200 мер зерна в год). Помимо того, что категория граждан отныне
могла меняться и зависела от исчисления ценза,
для других, невысших, слоев были предусмотрены свои возможности решать
политические вопросы.
Все слои
населения отныне допускались к участию в народном собрании и могли быть судьями;
полномочия собрания были невелики, и все дела предварительно решались в других
советах. Рядом с ареопагом был поставлен новый совет – булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой
филы (или Совет 400); именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие
вынесению на народное собрание. За ареопагом были оставлены надзор «за всем» и
охрана законов.
Солон отменил
большинство изданных до него законов, в частности законодательство Драконта
(кроме уголовного), и издал целую серию правил, касавшихся суда, гражданских
прав, брачно-семейной сферы и т.д., которые создали совершенно новый правовой
порядок. Отныне все граждане могли обращаться в суд сами, выступать в защиту
потерпевшего и преследовать преступника (это устраняло патриархальные права
эвпатридов). Граждане Афин обязаны были во время междоусобия занимать твердую
политическую позицию под угрозой отнятия прав.
Предметом
особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно
выправилось положение женщин в полисе. Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым
по важности предметом законов Солона.
Реформы,
проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно сформировали
целостный государственно-политический уклад. Родовая знать стала
преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными
институтами.
Реформы Солона носили
компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в "Сравнительных описаниях
" пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения
отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а
людям богатым – обеспечение долговых обязательств".
Реформы
Клисфена, из значение
Ни демос ни эвпатриды не
были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и
привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после
солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями
демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были
окончательно подорвать господство родовой знати.
В Афинах была
создана новая территориальная
организация,
положенная в основу государственного строя. Все полноправное население (вне
прежних фил и фратрий) было расписано на 100 демов
(условных слобод). Каждый гражданин должен был приписан к такому дему;
собственно с занесения в список и начиналось право гражданства. Дем обладал
самоуправлением: на собрании избирали демарха,
а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм и
своих выборных лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы,
исполнительная комиссия, представители в общеполисном управлении). Помимо
этого, вся Аттика была поделена на 3
тритии:
Город, Берег, Внутренняя земля. Филы и демы были приписаны к тритиям
произвольно, иногда даже из разных концов полиса. Тритии не имели существенного
значения и влияли только на организацию пританов. Старые роды оказались
разобщены на разные филы и демы, и сплочению знати и зависимости от них
торгово-ремесленного населения был положен конец.
Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса
(булэ) был увеличен до 500 членов, по 50 от каждой новой филы; установлен и
возраст для избрания в него. Булэ стал не только общеполитическим, но и
исполнительным органом: он делился на 10 секций, каждая из который занималась
срочными решениями в положенную ей десятую часть выборного года. В 501 году до
н.э. булэ впервые принес присягу в том, что будет придерживаться в своей
деятельности законов. Роль булэ несколько ограничивалась народным собранием,
которое отныне должно собираться раз в десятую часть года для избрания
магистратов, решения вопроса обороны, лишения прав гражданства. Однако все
вопросы выносились на собрание лишь с одобрения Совета полиса. К этому же
времени относится появлении коллегии
10 стратегов
(по одному от филы), которым вручалась военная и исполнительная власть, ранее
принадлежавшая архонтам.
Сформировался новый политический статус гражданина. Права афинского
гражданина стали неразрывны с особыми правилами на получение земли: в 506 году
до н.э. упрочена была система клерухий
(первая
клерухия устроена в 570-560 гг. до н.э.), когда по решению народного собрания
семьям выделяли землю в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии.
Граждане получили право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет
оценена опасной для блага полиса: в 506 году до н.э. введена практика остракизма, особого голосования об
изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение большинства. С 501 года до
н.э. утвердился новый порядок обязательной военной службы граждан
безотносительно к их имущественному цензу.
Заключение
история государства и права Древней Греции ,
как одна из составляющих дисциплины "История государства и права
зарубежных стран", представляет особый интерес при рассмотрении вопросов
образования государства и зарождения правовых норм.
Политическая история Аттики являет собой
классический образец возникновения государства. Энгельс пишет: "Как
развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью
вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив
их настоящими органами государственной власти; как место подлинного
"вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих
родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть",
которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла
быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии,
мы нигде не можем проследить лучше чем в Древних Афинах".
После победы афинян, которыми командовал
Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом –
архонтом-эпонимом. Своей задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение
политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой
крупной реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени".
Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство
за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу,
продажу несостоятельных должников в рабство.
Кроме того Солон издает законы ограничивающие
землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и
запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон поощряет развитие
ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.
Важнейшей реформой Клисфена было введение
нового административного деления Аттики на три территориальных округа:
1)
город
Афины и его пригороды;
2)
внутренняя
центральная полоса;
3)
береговая
полоса.
Реформы Клисфена сыграли большую роль в
становлении греческой демократии. "После Клисфена Афинское государство
сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".
Реформы Клисфена уничтожили остатки родового
строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали
аристократическую республику. Однако высшие государственные должности, как и
прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.
Литература:
1. История государства и
права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд. Под ред. проф.
Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М, 1999. – 624 с.
2. Всеобщая история
государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А..
Т.1 – М, 1999. – 528 с.
3. Всеобщая история
государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М, 1999. – 456 с.
4. История Древней Греции:
Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд. – М, 1996.- 399с.
5. Историки
античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М, 1989
6. История древнего
мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. 3-е изд. М,
1989. Т.1-3.
7. Лурье С.Я.
История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993
8. История
политических и правовых учений. Древний мир. Под ред. В.С. Нерсесянца. М, 1985.
|
|