Рефераты

Очерки истории аула Кища

Очерки истории аула Кища

План:


Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2


Глава 1 Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища----------------------------------------


Глава 2 Кищинцы в годы Гражданской войны в         Дагестане-\-----------


Глава 3 Участие Кищинцев в Великой Отечественной      войне------------


Глава 4  Духовная жизнь и быт жителей аула Кища---------------------------


Заключение----------------------------------------------------------------------------51


Библиография-------------------------------------------------------------------------53














Введение.


За  последние  годы всё чаще появляются отдельные  работы и статьи, посвящённые изучению различных периодов истории дагестанских аулов, в частности некоторые моменты, периоды развития аула Кища. Основная цель дипломной работы  изучить прошлое, проследить те коренные изменения, которые произошли в общественной и духовной жизни кищинцев. Материал для своей  дипломной работы собрал из различных источников.

Следует отметить, малочисленность письменных источников, освещающих историю и социально-экономическое развитие аула. Значительная часть материала (уникальные рукописные книги, документы, письма) хранятся в личных архивах жителей аула.

Имеющиеся краткие описания авторов, разбросанные по самым разнообразным и разнохарактерным изданиям, не создают сколько-нибудь полной картины. Все имеющиеся сведения о кищинцах весьма отрывочны и туманны. Некоторые сведения содержатся в книгах Ибрагима Ибрагимова «Нарушенная клятва», «Род продолжится» на даргинском языке[1], «Материальная культура даргинцев» под общей редакцией ряда авторов[2], история Дагестана[3].

Источниковедческой основой при написании этой дипломной работы - “Очерки истории аула Кища”, послужили материалы районного архива, годовые отчёты аула Кища, предания и рассказы старожилов аула, воспоминания участников гражданской и Великой Отечественной войн. Одновременно изучал архивные материалы фондов ЦГА республики Дагестан. Кроме того, посетил почти все исторические места, связанные с историей аула Кища.

Данная дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии. В основу первой главы большой частью легли исторические предания и легенды, сохранившиеся в памяти народа, которые находят некоторые исторические подтверждения.

При написании вопроса об этимологии аула использовал частушки К(ъ)удула Бахмуда[4]. Исследования в области исторических корней аула Кища проводились на основе книги Р.М. Магомедова: «Памятник истории и письменности даргинцев в 17 веке»[5].

При написании вопроса о сельском управлении аула до революции пользовался источником «История Дагестана»  многотомник[6].

Авторы труда «Материальная культура даргинцев» С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов,  А.Г. Пашаева  придают большое значение в Кайтагском участке  производству тканей из конопли,  но они мимоходом упоминают о кищинцах, когда речь идёт о производстве шерстяных  тканей из сукна  (ихъла). В данной работе этот вопрос раскрыть полно.

При написании первой главы частично пользовался материалом из «Учёных записок» ИИЯЛ им. Г. Цадасы[7].

В ходе написания  2-рой главы «Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане» основным источником послужили материалы из фондов ЦГА РД[8]. При раскрытии этого вопроса широко использовал воспоминания участников этих событий. Некоторые воспоминания участников Гражданской войны подтверждаются записями, которые хранятся в фондах ЦГА РД. В фондах сохранились записи об участии бывших красных партизан - кищинцев в Гражданской войне в Мамедкале, Маджалисе, Дербенте, Карабудахкентском районе.

Для раскрытия 3-й главы, вопроса об участии кищинцев в Великой Отечественной войне, пользовался архивным материалом администрации селения Кища  Дахадаевского района. При раскрытии вопроса о кищинцах, сражавшихся на фронтах войны использовал воспоминания самых участников Великой Отечественной войны.

При рассмотрении главы 4 «Духовная жизнь и быт жителей аула Кища» широко пользовался материалами «Материальная культура даргинцев»[9].  Вопрос, касающийся обрядов, праздников, селян написал со слов старожилов и аксакалов аула, а также книгой молодого писателя, уроженца и жителя селения Кища Ибрагима Ибрагимова[10].

Со слов Жяхпарла Сулайбана мы узнаём об известном исполнителе народных мотивов на чунгуре Цандла Али, который по мастерству превзошёл самого Амарла Батырая, известного мастера наигрышей Кайтаг-Дарго.

В данной дипломной работе, разумеется, не все вопросы освещены достаточно полно, из-за малочисленности письменных и других источников. Я лишь попытался внести определённый вклад в разработку некоторых  вопросов, касающихся различных сторон  истории и культуры отдельной этногруппы даргинцев.

Мне представляется , что дипломная работа «Очерки истории аула Кища» сыграет положительную роль в деле воспитания у подрастающего поколения любви к собственной истории и культуре.







Глава 1.  Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища.


Даргинцы занимают центральную часть Дагестана. На севере они граничат с аварцами и кумыками, на юге - с лезгинами и табасаранцами, на востоке  -  с кумыками и на западе  -  с лакцами и аварцами.

Недалеко от районного центра Дахадаевского района  -  селения Уркарах  -  в километрах семи к западу расположено селение Кища. Оно раскинулось в очень живописной местности. Отроги Большого Кавказского хребта (а именно горы Лис) обступают селение с юга и с запада, а с севера  -  скалистая гряда.

Село находится на высоте 1300 - 1400 метров над уровнем мирового океана и расположено на ровной местности, окружённой альпийскими лугами и разбросанными по всей территории островками леса (осиняка и дубово-орешника) и одиночными деревьями дикой груши и многочисленными кустарниками рододендрона.

При подходе к селу путь несколько раз пересекается чистыми горными речушками с холодной ключевой водой. Из Кища хорошо видны  зимой и летом, покрытые снегом горы: Алардагъ, Курудагъ, Камчадагъ, Магьрукь. Эти горы находятся к юго-западу от Кища, на расстоянии 75-78 км. На северо-западе от селения проходит мощный скалистый хребет Лис. На расстоянии 4 км к северу возвышается гора Къяба (отсюда  и само название Къяба-Даргинской местности). Через село проходит узловая дорога в Харбук, Хуршни, Шулерчи и Дейбук. Если посмотреть со стороны или с вершины горы Лис,  видны многие селения Акушинского и Дахадаевского районов, селение Кища действительно отличается своим равнинным местом расположения.

Интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям: он  связан с интересом к настоящему. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить, после них знали, как жили они и хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так всегда было, так и создавалась история.

Люди особенно интересовались тем  как, когда, кем был основан аул, что происходило в данном месте, интересовало самое «начало», хотелось узнать, откуда всё повелось  название ставшее понятным, стремились обычно объяснить, увязав его с именем легендарного основателя населённого пункта, или с событием, происходившим в данном месте.

Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурными событиями.

Какова же судьба аула Кища и его жителей? Имеющие архивные и археологические материалы и устное народное творчество дают основания придти к такому выводу, что аул Кища неоднократно подвергался вражеским нашествиям извне и феодальным грабежам.

Археологические памятники показывают, что современная территория даргинцев была заселена ещё в древно-каменную эпоху[11].

Рассматривая историю, как науку, изучающую развитие человеческого общества как единый закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса развития общества в целом, есть основание придти к такому заключению, что исторические судьбы кищинцев тесно были связаны с судьбами всех народов Дагестана, кищинцы в нерушимой семье братских народов Дагестана  развивали свою культуру и отстаивали от вражеских вторжений свои насиженные земли и свободное существование.

 В процессе образования села главным, определяющим является стремление расположить поселение в таком месте, где оно было бы обращено к солнцу большую часть дня. После того, как выбрано место, рассматривался вопрос о близости источника воды[12].

Другой важный фактор - оборонительный, селение представляло собой естественные крепости.

Марков Г.Е. указывал, что «в Дагестане всё, что может служить для защиты страны находится в целесообразном порядке: тропинки едва существуют, аулы неприступны, каждое жилище в отдельности неудобопроницаемо и все эти кажущиеся неудобства дагестанской жизни носят один стиль, созданы по плану как бы одного архитектора[13].

Далее продолжает он, - в Дагестане я бывал в деревнях, имеющих доступ единственно через одни узкие ворота, такие аулы прикреплены к скалам на крутых стенах ущелий и к скалистым хребтам.

Макаров Г.Е., побывав на Кавказе, пишет: «Засели в местах, к которым не проберёшься ни сверху, ни снизу. Каждая деревня составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону.

Все эти факторы учитывались в процессе образования селения Кища. Об этом свидетельствует название, и место расположения первоначального села. Многие сторожили аула, подтверждают, что нынешнее нижнее селение называлась «Ц1урмиг1янт», что значит, аул расположенное на высокой горе  (скале), окружённой с трёх сторон высокой скалой до 100м., с одной стороны окружён каменной стеной шириной 2,5м., высотой 3-4м., вход в село только через единственные ворота, охраняющих   вооруженными сторожами[14].

Ныне сохранились ворота крепости и являются воротами жилой площади Гасатаева Магомеда и Някъакар Гаджи (чулак Гаджи), сохранились также развалины крепости. О названии (первоначальном) Ц1урмиг1янт нижнего селения Кища свидетельствует передающие от поколения к поколению частушки Къудула Бахмуда:

                     Ц1урмиг1янтра г1ят1иис

                    Пат1иматра наб ририс ...

Что значило:

                   Я разрушу Цурмиант

                   Себе возьму Фатиму ...

В старину в окрестностях нынешнего села Кища существовали несколько поселений (махьи): Дибга  ая, Шумрала ая, Иркниша, Хуламуркраци ая, Шумрала ая, Дахцани, Бурцца пик. В результате многочисленных нападений со стороны эти поселения и хутара начали переселяться на равнину близ Цурмиант. Что послужило образованию нынешнего селения Кища, ки (киттибил) -  верхнее, ши - село. По рассказам, жители 6 поселений отправили послов к талхану (правителю) Цурмиант с просьбой, чтоб им разрешил переселиться близ Цурмиант. Правитель дал на это согласие потому, что в силу этого у него увеличивалась сила и власть. У каждого поселения была своя специализация. Об этом говорили археологические раскопки на местах. Между стенами находили поломанную каменную посуду, наконечник для сохи, принадлежности для повозок, для арбы и волов, каменный топор и др.. Некоторые из них находятся  в школьных музеях. О специализации поселений Дахцани, Шумрала ая, Иркниша говорит то, что и сегодня в окрестностях этих хуторв получают большие урожаи зерна. Бурцца пик и Дибга ая были известны как  скотоводы, у них была соответствующая местность.

400 лет назад объединение этих поселений и дало новое название Кища. Есть версия, которую выдвигаю я сам: ки (к1иибил - второе) ши -  селение. На основе старого первого села (Цурмиант) возникает новое второе (к1иэсил) село, к1виши - селение из двух сёл - К1иша. Возможно, что эти три версии способствовали возникновению названия селения Кища и они взоимодополняют друг друга. Вот эти версии  можно считать традиционными версиями о возникновении названия аула.

Хотелось указать ещё на то, что нижнее Кища имело кроме названия «Цурмиант» другое название «Газигунт». Об этом рассказал один из сторожилов аула, исполнитель (мангуш) Алиев Гасан доносил сведения нижнекищинцам и начинал со слов - слушайте жители Газиганта...

Кища является одним из старинных и исторических аулов Дахадаевского района, это подтверждается многочисленными памятниками. Этому свидетельствует книга профессора Р.М. Магомедова «Памятники истории и письменности даргинцев» изданная в Махачкале 1964 году. В нём указывался «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго». Памятник относится к началу 18 в., периода правления Кайтагского уцмия Рустем-хана. Правда сама запись сделана в 1828г., но как свидетельствует примечание к сборнику, он переписан кадием Нухом из аула Кища с более древнего текста, который настолько старый, что стал затруднительным для чтения[15].

Этот свод заповедных законов Кайтаг-Дарго  записан при общем согласии всего уцмия Дарго.

В рассматриваемое время Дарго расчленялось на следующие земли: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго, в состав которого входило и аул Кища.

Для обозначения Кайтаг-Дарго употреблялось и название Уцмия Дарго. Название Уцмия-Дарго подчеркивало, что население данной территории входило во владение уцмия. В постановлениях Кайтагского уцмия Рустем-хана, опубликованных в «Сборнике сведений о кавказских  горцах» сказано, что этот свод был отдан на хранение в селение Кища[16].

В Дагестане имелись сельские общества, пользующиеся  в решении спорных  вопросов  доверием и авторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна таким селением являлось селение Кища. Здесь имелись знатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов в том числе «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго[17].

Дагестанские сельские судьи известны под названием картов (карт-слова кумыкское и значит «старик», «почётный»). Карты, кадии или муллы были в каждом селении, однако число их было весьма неопределённо и зависело от величины селений: в Уркарахе было 12 картов, Кищах и Харбуке по 8, в Кубачах - 7, в Утамыше - 4[18]. Судебные дела в Кайтаге рассматривались сельскими старейшинами, почётными лицами (судом маслиата) или кадиями, если эти дела относились к их компетенции. Если спорящие бывали из разных  селений и дела были серьёзны, то они обращались к тому старейшину или кадию, который считался наиболее опытным и авторитетным. Дела по крупным кражам, убийствам и увозу женщин рассматривались только в главных селениях магала. Если решением старейшин главного селения или кадия стороны оставались недовольные, они могли передать жалобу на рассмотрение в общественном месте, куда периодически для этого собирались старейшины всего магала и представители почетных лиц  (по 2-3 или 4 человека от каждого селения). Если и этим решением стороны оставались, недовольны, то они обращались к самому уцмию и с его разрешения отправлялись в Кища, где оканчивали свой спор по уцмийским адатам[19].

У арабиста из селения Кища М. Абакарова имеется текст договора кищинского джамиата на арабском языке, составленный в 1272г х. (1855-56), где говорится: «Если один человек убьёт другого и убийца неизвестен, то семья убитого возбуждает тяжбу против двух подозреваемых, затем из них выбирает одного, которого назначают в канлы (кровник) и навсегда выселяют из аула. А другой (второй подозреваемый) по истечению года отдаёт 6 туманов (60руб.) в качестве дията. Этот договор касается всех жителей аула[20].

Таким образом, маслиатные решения представителей сельскохозяйственных обществ, решения джамаатов и сельских судей являлись источником обычного права, сложившегося в Дагестане.

Основными видами наказания по обычаям были: 1) дият или кровная месть; 2) изгнание на срок или бессрочно; 3) штрафы в пользу общины. Все эти наказания сопровождались обязательными взысканием причинённого ущерба в пользу потерпевшего.

Смертная казнь адату  неизвестна, и не было лиц или органов для осуществления смертной казни. Но адат во многих случаях допускал право убивать преступника.

В старом Дагестане имелись сельские общества, пользующиеся в решении спорных вопросов доверием и авторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна славилось своим беспристрастием в решении  спорных  дел селения  Кища. Здесь имелись знатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов, в том числе и первичного текста «Свода заповедных законов»[21].

 Многие статьи из этого свода проводились в жизни кищинцев до последнего периода в частности: 1) за убийство - уйти в изгнание. Изгнание производилось по специальному постановлению джамиата.

По преданию аул Уреги (Урагъи) Дахадаевского района явилось частью села Кища, которое находится на расстоянии 48км. Этому свидетельствует тот факт, что диалект урагинцев является кищинским. Далее, различные название местности Уреги являются одинаковыми с кищинскими. До сегодняшних дней остались родственники урегинцев в Кищах, в частности нижнекищинец Ражабкадиев Хайдар имеет родственников. Как рассказывают старики, даже в последние годы из бывших владений урагинцев  (проданные кищинцами) кищинцы возили хлеб в Уреги.

О возникновении этого села вспоминали пожилое население Кища.

В селении Уркарах жил один богатый и безжалостный талхан (правитель). Он постоянно бесчинствовал, эксплуатировал соседние аулы . В те времена в ауле Кища жили три брата с отцом Х1яйдаром. Они пасли отару овец. Слышал об этом талхане Х1яйдар.

В один день, когда пасти овец собирался отец строго наказал ему: «Если появится талхан, прошу сынок потерпи, в драку не лез, ничего не говори». Сын отправился пасти овец. В полдень на коне прискакал талхан и ничего не сказав чабану, схватив на скаку самого жирного барана и ускакал. Этот же случай повторился на следующий день. Но на третий день отец даёт наказ младшему из сыновей «Не оставляй его, чтоб он надсмехался над твоими братьями». Он сделал дело как наказывал отец. Когда талхан схватив барана, хотел возвратиться, схватив за грудь, повалил на землю и ударил кинжал в сердце.

Такому повороту действий недовольные соседние селяне собрались в местности - Кьямхъу - и были согласны с таким решением. В местности от Бац1ары до Макьикь в ручей была брошена солома, на каком берегу будет соломы больше - та земля до конца сбора урожая находилась в пользовании селян. Поэтому эта местность сначала лета до конца осени находилась в пользовании Уркарахцев, а зимой - кищинцев. Недовольные этим кищинцы, виновных в этом семью Х1яйдара и ихний тухум, по решению джамиата были изгнаны из селения (урагъибти). Говорят, так возникло село Уреги.

Притом и само название - Уреги - в переводе с даргинского означает  - изгнанные - из селения Кища в основном и из соседних населённых пунктов в последующем. Ещё в древности Кища славилась, как аул земледельческое, которое обеспечивало зерновыми культурами соседние сёла. По преданию кищинцы обеспечивали зерном 7 сирагинских сёл. Старики рассказывают, что приезжие говорят, — что шум деревянных кура (лопат) в период молотьбы был слышен в Кубачах.

Экономическое положение кищинцев хорошо показано в книге Б.Г. Алиева «Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане» в одном из предании говорится:

«Талханы (правители) были в прошлом и в Дибгаая и Журклиая, однажды они поспорили между собой, кто из них богаче. Первый сказал, что он может протянуть от своего поселения до Журклиая золотую цепь, а второй сказал, что сможет протянуть от свое го хутора до Дибгаая бурдюки, наполненные мукой.» Преданиеотразило экономическое положение беков, наличие в их собственности огромных богатств, что было основой сосредоточения и политической власти над местным населением[22].

В старину кищинцы сдавали землю в аренду соседним земледельцам. Земли местности Бац1ари и шантла сани возделывали земледельцы из Уркараха и Кубачи, а урожаи делили поровну с кищинцами.

Урожай считался нормальным, когда получали от 30 бирха и более зерна ( бирха = 7,5 сях1, 1 сях1 = 2,5кг., т. е. 1 бирха =7,5 х 2,5 = 18,75кг.). Прогрессивные методы высева и возделывания, применяемые местными крестьянами давали огромные урожаи. До сих пор в народе ходит слух о том, что некто из тухума Ккяммая умудрился собрать с 10 посеянных сях1а пшеницы около 30 бирха отборного зерна и что упомянутый крестьянин, удивлённый и обрадованный доселе невиданным урожаем разрубил топором бирху (сосуд, куда высыпалось зерно и являлось мерилом сыпучих материалов), под предлогом, что «Меня аллах вознаградил стольким зерном, что мне больше его не потребуется до конца своих дней».

В селении имеются множество кварталов, в частности: Убил ши (нижнее село), ХЬар ши, Г1ялижай, Санакант (солнечная сторона), КЪябтар, Урц1наки, Лагьала бах1 (вершина голубей), Г1аржа, ХЪар ши (верхное село), Ухти, Кур-ку бах1, Дай ши (центр села), Шурагье бях1 (склон озера) и др..

Издавна кищинские мастерицы славились на весь округ по изготовлению и выделке тканей из местного натурального сырья: шерсти, конопли и ворса. Особого умения достигли мастерицы по изготовлению и выделке - пачи - материала на шерстяной либо хлопковой основе, прозванной в народе Кищинской шотланкой.

Для доревалюционного Дагестана была характерна общая культурная отсталость и сильное влияние мусульманской религии и духовенства на массы трудящихся.

Политика царизма по отношению к народам национальных окраин, в том числе народам Дагестана состояла в том, чтоб убивать зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык и держать в невежестве, непосредственным результатом этой политики явилось неразвитость и политическая отсталость этих народов. Об этом говорят данные первой всеобщей переписи населения 1897г., по которой из 571154 жителей области, грамотных было 52 826 человек, т. е. менее 2,5% населения. Естественно и среди кищинцев их было мало.

В политическом развитии кищинцы находились в отсталом положении. Большую роль в управлении аулом, как и в других горных аулах, играл сход жителей аула (мужчин). Сход (джамиат) собирался на базарной площади по зову мангуша. Он состоял из совершенолетних домохозяев и должностных лиц аула. В собрании участвовали по одному старшего члена от каждого хозяйства аула.

До реформы сельского управления, проведённой в конце Х1Х в. на основе церковного «Положения о сельском управлении Дагестана» почти вся власть «военная и административная» находилась в руках Кадия, который считался главой во всех тухумах аула «шила хулал»). Он решал все вопросы и семейного и политического.

«Положение о сельском управлении Дагестана», утверждённое главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868г. значительно урезало права сельского Кадия.

В распоряжении схода аула находились общинные земли, сбор общественных и казённых податей. Он принимал соответствующие меры при стихийных бедствиях, выносил приговоры об изгнании из аула вредных жителей, мог лишить права участия в собраниях джамиата.

Старшина аула (шила юзбаши) и его помощники назначались окружным начальником на неопределенный срок. На собрании джамиата избирались сельские судьи. Они носили в виде знака отличия  медали с надписью «сельский судья». Медаль 1891г. с такой надписью находится в настоящее время, в уголке музея Кищинской средней школы №2. С опеляционными жалобами обращались жители других аулов к судьям селения Кища[23].

По имеющимся данным, до распространения ислама, Кищинцы были язычниками, как и в других аулах, ислам в Кищах насаждался силой оружия.

После того, как арабы установили своё господство в Дагестане роль арабского языка и арабской культуры в жизни его населения не успели проявиться. Влияние арабской культуры на Дагестан стало ощушаться позднее[24].

Несмотря на трудности изучения арабского языка, тяга кищинцев к арабскому языку была. Из числа кищинцев вышли арабисты -учёные, которые в совершенстве овладели этим языком и составляли труды в различных областях науки. К таким арабистам относятся Курбанов Исакади, Магомедов Ахмед - Гаджи Кадий, который работал кадием в Кайтаго - Табасаранском округе, в Маджалисе. В последние годы жизни работал кадием в селении Кища. До 1956г. сохранились много рукописей, а потом они исчезли бесследно. Известно, что эти труды были написаны известными арабистами.

Основная масса сельчан продолжали жить в условиях сельской общины  свободными крестьянами. Были хозяйства, достигшие значительных успехов. Так, например, в хозяйстве Гаджиева Гаджи-Ахмеда из нижнего Кища имелось 1500 голов овец, 300 голов лощадей и соответствующие им земельные владения.

До настоящего времени в Кищах сохранились название тухумов. В Кищах употребляют термин (тухум), (жинс), (насаб), (тайпа), (тарап), и т.д.. В настоящее время в Кищах имеются следущие из наиболее известных тухумов:

1.   Х1асбулти - земледельцы и скотоводы.

2.   Г1яйнилавхъали - земледельцы и скотоводы.

3.   Къат1у - земледельцы и скотоводы.

4.   Ччяму - земледельцы и ткачи.

5.   К1уц1ли - земледельцы, скотоводы и ткачи.

6.   Жях1ни - скотоводы и ткачи.

7.   Бялла - скотоводы.

8.   Г1усманхъали - купцы и сапожники (корни от евреев).

Тухумы в Кищах были очень дружны между собой. Имелись кладбища у отдельных тухумов, например, у тухумов Ччяму и Гасбаловых. Раньше невесту брали только из своего тухума, а если юноша имел двоюродную сестру, то в первую очередь он женился на ней. Например, из тухума К1уц1ли и Бялла не брали в жёны и не выдавали за парня этого тухума, девушку другого тухума.

Многие жили в бедности. Спали прямо на полу, подложив овечий тулуп, и говорили: «Что человек без тулупа - этот человек труп». Касумов Омарасхаб рассказывал, что у них семья была большая. И что у них в семье был только один овечий тулуп. «Мы, до конца недоев ужин, спешили, занят  этот тулуп, так как, кто первым её занимал, тот и спал на нём, остальные же спали на сухой соломе». Здесь мы видим, как бедно жили горцы в Дагестане.

О печке не имели представления. В углу комнаты были очаги (пав), где прямо на полу разжигали огонь, а кушать готовили в медных посудах, подвещанных на длинных цепях. В настоящее время такие очаги сохранились в некоторых домах, в частности, в доме Абдуллаева Касума Абдуллаевича, Исрапилова Гусейна и в других. Комнату горца украшали медные и фарфоровые посуда, на дне с отверстием, служившее для вещания на стену.

В натуральном в своей основе хозяйстве даргинцев важное значение имела обработка кожи, шерсти растительных волокон. Среди домашних промыслов, первостепенное положение занимало производство тканей, шедших на изготовление одежды[25].

Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что объясняется значительным развитием овцеводства. Сукноделием занимались почти во всех селениях даргинцев, изделия которых славились по всему Кавказу и были известны в Закавказье под названием «кубачинские шали»[26].

Наряду с сукноделием большое значение имело изготовление тканей из конопли - дук1уми. Центрами изготовления этих тканей явились в основном селения Кайтагского уцмийства, в том числе Кища, Кубачи, Харбук и др..

По преданию в Кайтагском уцмийстве и за её пределами славились кищинские сукна. это подтверждают даже жители близ лежащих селений[27].

Как и другие даргинцы, кищинцы для производства сукна использовали веретено (дурук), прялку (икалазари) и мотывало (чирхла, арклуми), станок (кидигъ) и челнок (ч1ух1яра). Здесь перечислены основные части сукнодельного ткацкого станка, которые сохранились и хранятся в школьном музее (КСШ №2).

Кищинцы продавали сукна в соседних селениях Кайтагского округа и в других сёлах соседних округов Дагестана. Часто, сообщают старики, свидетелями которых являются сами, приезжали скупщики, покупали большими партиями. Известными мастерицами считались: Амирова Патимат, Ибрагимова Патимат, Рашидова Загьра, Амирова Аминат и др. Куски конопляных тканей и ныне находятся в музее нашей школы (КСШ  №2).

Конопляные ткани (дук1уми) использовались не только для мужской и женской одежды, но и для обделки войлочных сапог (варгьила дабри). Станок для конопляных тканей (души бушан чекча) по своему устройству значительно отличался от более простого ткацкого станка для сукна. Он представлял собой деревянный каркас на четырёх ножках треугольной формы, несколько напоминающий остов горской арбы.

 При прядении нити из хлопковых волокон почти всегда применялась прялка. Пряжу из хлопка обычно подкрахмаливали, используя для этого пшеничную или ячменную муку. Хлопчатобумажные ткани в отличии от других видов, нередко делались в клетку, для чего часть пряжи, идущей на уток, красилась. Первоначально в качестве красящего материала широко использовали марену, кору дуба, сажу из дымохода, медный купорос.

Подытоживая первую главу, мы приходим к выводу, что аул Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурными и яркими страницами жизни аула, что Кища является одним из старинных и исторических сёл Дахадаевского района, что видна из первой главы настоящей дипломной работы.






Глава 2. Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане.

                                    

Февральская буржазно-демакратическая революция 1917года явилась переломным пунктом в истории народов России. 7 ноября 1917года победила Великая Октябрьская революция. Весть о революции быстра разнеслась по всем уголкам царской России. Дошла и до кищинцев.

Революция не внесла коренных изменений в положении трудящихся масс в том числе и горцев. Областной исполком стал местным органом Временного правительства в Дагестане. Правой рукой этого органа было мусульманское духовенство.

В мае 1917 года на съезде горцев Кавказа, состоявшийся во Владикавказе, было образовано духовное управление во главе с Нажмутдином Гацинским.

Горцы, томившиеся под двойным гнётом жестокого классового и национального гнёта, встретили эту весть с большим восторгом. Жители аула, выступая на митингах, говорили, что нужно принять участие в борьбе за установление советской власти в Дагестане. Особо выступали на митинге будущие красные партизаны: Тамирхан Курбанов, Рабадан Магомедов, Багомед Гаджимусаев, Сулейман Гаджиев, Магомед Исаев, Магомед Ахмедов.

Участник этих событий сообщает: «По имени Курбан, фамилию не знаю, который участвовал в Первой мировой войне, за отличие в этой войне, наверное, - продолжал он -, был награждён медалями, которые висели у него на груди. Приехал он на коне, имел в руках саблю. Он скакал на коне по главной улице села, махал саблей то вправо, то влево и кричал: «Товарищи, будет новое время, не будет богатых и бедных и т.д. Подобное.» Большинство не верили, вскоре он уехал в армию[28].

Октябрьская революция вывела страну гор к социализму, минуя капиталистическую формацию в своём развитии. Толька она разрешила наболевшую в Дагестанских условиях проблему земли. Принятый на втором Всероссийском съезде Советов «Декрет о земле» имел большое значение для горцев Дагестана. Этот декрет в корне изменил положение горцев.

Политическая и экономическая отсталость окраин России затрудняла победу революции на местах. Так и случилось в «стране гор». Реакционные органы Временного правительства, крупные представители духовенства оказывали упорное сопротивление революции.

Руководство революционными силами в Дагестане осуществлялась образовавшимся в ноябре 1917 года военно-революционным комитетом.

Контрреволюционеры сплачивались и готовились к походу, и 25 марта 1917 г. по приказу облисполкома выступили на Порт-Петровск. В Порт-Петровске была свергнута революционная власть. В Дагестане был установлен деспотический режим. После изгнания банд Гацинского с плоскости, 2 мая 1918г. был образован областной военно-революционный комитет, который руководил в дальнейшей революцией в Дагестане.

22 мая 1919года авангардные части Деникина прибыли в Порт-Петровск. Благодаря повседневной работе коммунистов, разъяснению ими сущности колониальной политики иностранных интервентов и белогвардейцев в результате огромного недовольства трудящихся и горцев в июне 1919года началось всенародное восстание против деникинцев.

Свободолюбивые горцы, покинув свои сакли, сёла, уходили в партизанские отряды и боролись за Советскую власть. Среди них были Тамирханов Магомед, Багомедов Рабадан, Гаджимусаев Багомед, Гаджиев Сулайбан и др.[29].

Они сражались в различных округах Дагестана: в Маджалисе, Мамедкале, Дербенте, Карабудахкентском районе и в других местах. Они сражались в окрестностях селения Кища, в частности в сражении «Унеу-Къяб».

Некоторые партизаны погибли в годы Гражданской войны. В их числе были Курбангаджиев Магомед, который погиб в сражении за Дербент. Курбанатаев Магомед, Хидриев Магомед, Алиев Магомед погибли в Маджалисе[30].

Дагестанский народ оказал величайшую помощь, подняв всенародное восстание в тылу Деникина, отвлекал его силы. Они помещали продвижению его банд вглубь России.

Когда кищинцы узнали о приближении контрреволюционных сил, собрались на площади в центре села, где выступил один из партизан Курбанов Тамирхан, который в тот период работал в Маджалисе чекистом. Он говорил о том, что весь Дагестанский народ поднялся на борьбу с деникинцами.

Деникинцы добрались до Уркараха.

Осенью 1919года вооружённый отряд деникинцев ворвался в окрестности селения Кища. Деникинцы в Уркарахе не решились бесчинствовать и направились в селение Кища. На территории возвышенной местности «Зиннукьачи» деникинцы установили пушки , намериваясь разрушить аул до основания.

Жители знали о приближении деникинцев, поэтому женщины и дети ушли в леса и горы , предварительно угнав с собой скот и собрав пожитки. Селяне оказали упорное сопротивление, но силы были неравными. В неравном бою были захвачены в плен 8 бывших красных партизан. Среди них были все бывшие красные партизаны с нижнего селения: Курбангаджи, Магомедов Абдуразак, Багомедали, Гаджиев Муталиб, Магомедалиев Магомед и др.. Их выстроили в ряд на вершине скалы, под названием «Алила шурми - скала Али», угрожая смертью пленников, потребовали от селян 300 голов крупного рогатого скота, серебро и 50 м. самотканого сукна стального цвета, на что получили категорический отказ от жителей. К этому времени селение находилось в огне и в дыму пожара. Один из партизан Курбангаджи прыгнул со скалы, а семеро - укрылись в дыму пожара и бежали в горы.

Командир пушечной батареи деникинцев Абулкасам торжественно кричал: «Работает или не работает Абул - Касума мажар?!», - щедро паля из пушечных жерл  в приземистые сакли кищинцев[31].

Вслед за этим начались бесчинства, озлоблобленные белогвардейцы подожгли весь хлеб, свезённый на ток, но потом по приказу обратно потушили огонь.

Причинив незначительный ущерб кищинцам, белые двинулись на Харбук. По пути в Харбук произошла неравная схватка в местности «Иркниша». Здесь взрослое население кищинцев оказало упорное сопротивление белогвардейцам. Трое кищинцев - Билалов Магомед, его сын Багомед и Алиев Гасан были зверски убиты.

К этому времени Халидов Али был направлен на коне в соседние аулы, чтобы поднять соседних жителей для совместной борьбы против белых.

Объединённые силы партизан и селян соседних сёл выбрали удобное место для битвы, в местности «Унеу-Къяб». В сражении «Унеу-Къяб» 27 августа 1919г. совместно с нами были харбукцы, дейбукцы, и три партизана из Хайдака.

Абулкасум посылает гонца в Маджалис за помощью, но отряд, двигавшийся ему на помощь, попадает в ловушку уркарахских, меусишинских и кищинских партизан. Только жалкие остатки доходят до селения Кища.[32]

Партизаны готовы были отдать свою жизнь, но не допустить дальнейшее продвижение белогвардейцев. Битва в «Унеу-Къяб» завершилась полным поражением  белых и блестящей победой горцев. Эта битва показала силу и гордость горцев, их мужество в защите своей сакли.

Одновременно деникинцы потерпели поражение в Дершлагаре (Сергокала). В связи с этим деникинцы вынуждены были покинуть окрестности селения Кища и бежать вплоть до Дербента.

Из фондов ЦГА РД, по протоколам комиссии по делам бывших красных партизан и красногвардейцев, при Дахадаевском районе исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов видно, что кищинцы принимали участие в Гражданской войне в Дербенте, в Маджалисе, на Карабудахкентском фронте и на других фронтах. Некоторые из них были убиты в ходе войны: Магомедов Таймаз убит на Дербентском фронте, Хидиров Магомед убит бандами Карекова и т.д.. А другие были исключены в виду недостаточности участия в войне, согласно инструкции Центральной комиссии красным партизаном зачислялся провоевавший минимум 40 дней.

Вот список некоторых из них:


1.   Курбанов Каребагома

2.   Абубакарров Магомед

3.   Умалатов Магомед

4.   Курбанов Булат-Гаджи

5.   Гасанов Магомед

6.   Магомед Гаджи Муса

7.   Рабаданов Магомед

8.   Ахмедов Ибрагим

9.   Ахмедов Магомед

10.Курбанов Т.

11.Курбанов Гаджи Мурад

12.Каниев Магомед

13.Магомедов Таймаз

14.Магомедов Рабадан

15.Багомедов Пирмагомед

16.Гаджиев Сулейман

17.Магомедов Мах.

18.Нурмагомедов Абубакар

19.Хидиров Магомед

20.Джафаров Нурмагомед

21.Рабаданов Баганд

18 кищинцам не хватившим несколько дней было отказано в зачислении в состав красных партизан.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ