|
От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и еди...
От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и еди...
От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к
равноправному сотрудничеству России и единого Йемена. ( Абдулсамад Абдулла Ахмед, соискатель ученой степени кандидата
исторических наук, кафедра теории и истории международных отношений С-ПбГУ)
Отношения
России и Йемена в сфере экономики вплоть до 1990 г. оценивались с точки зрения
объема кредитов, помощи и товаров, которые СССР представлял двум йеменским
государствам – Йеменской Арабской Республике и Народной Демократической Республике
Йемен. Поскольку обратный процесс не имел места, можно утверждать, что
отношения в этой области носили односторонний характер. Однако, период,
последовавший за развалом СССР, поставил экономику России перед лицом
многочисленных кризисов, спровоцированных советским наследием, что ослабило ее
настолько, что задолженность по зарплате и внешний долг оценивался в 150
миллиардов долларов, а доходы гражданина постсоветской России не покрывали и
половины его самых насущных потребностей. В 1992 г. показатель инфляции
оценивался в 2000%, а курс национальной валюты по отношению к доллару обрушился
с 180 рублей за доллар в 1992 г. до примерно 5400 рублей за доллар к 1996 г[1].
Все
это превратило Россию из страны – кредитора в страну – должника, из
государства, которое когда-то оказывало безвозмездную помощь, выдавало ссуды и
кредиты, в государство, которое теперь само нуждалось в подобной помощи.
В
этот же период произошло объединение ЙАР и НДРЙ в единое государство.
Внутриполитическое положение объединенного Йемена в первые годы его
существования было крайне тяжелым. Сумма этих факторов сделала невозможным для
йеменской и российской стороны выполнение даже минимальных объемов торговых
соглашений, подписанных еще во время существования СССР. Так случилось с соглашением,
подписанным в Сане в феврале 1991 г., которое касалось вопроса учреждения
постоянного советско-йеменского правительственного комитета по
торгово-экономическому, техническому, научному и культурному сотрудничеству,
который вплоть до настоящего момента не провел ни одного заседания.
Важнейшие же контакты Йемена и России в сфере экономики в
период 90-х годов XX в., можно свести к следующему:
В
1992 г. состоялось подписание технического и финансового соглашения между
Главным учреждением портов Йемена и российской компанией «Техноэкспорт», целью
которого было строительство пристани длиной 450 м в йеменском морском порту
Салиф и углубление порта до 46 футов для обслуживания судов водоизмещением в 50
тысяч тонн. Общая стоимость этого контракта составляла 38 миллионов долларов.
Работы начались в 1993 г.
В
ноябре 1997 г. в Парижском клубе кредиторов 80 % йеменского долга России,
который составлял 6,7 миллиардов долларов, были списаны. К оставшимся 20% были
применены Неапольские условия, которые предписывали аннулирование двух третей
от этих 20% и постепенную выплату последней трети в течение длительного срока.
Это событие получило широкий резонанс. Многие экономисты и чиновники в Йемене и
России рассматривали произошедшее как устранение препятствия, которое мешало
развитию отношений Йемена и России. Наконец, некоторые российские источники
говорили, что проблема остаточного йеменского долга была полностью разрешена
путем погашения его во время осуществления в Йемене проектов приватизации[2].
В
настоящий момент имеется ряд показателей, свидетельствующих о том, что Йемен и
Россия стремятся развивать двусторонние экономические отношения. В Йемене
сейчас существуют четыре филиала российских компаний, три из них – филиалы
государственных компаний, и один представляет акционерную компанию. В нефтяной
сфере их задачи лежат в рамках подрядов и строительства, а в сфере разведки и
исследований они осуществляют различные подряды и капиталовложения.
В
Йемене сейчас работают 18 торговых представителей российских компаний и
промышленных предприятий, цель деятельности которых – распространение и сбыт
ряда российских товаров: промышленное оборудование, средства передвижения,
лекарства и медикаменты, домашние электроприборы и др.
Совсем
недавно Йемен представил России семь проектов торговых соглашений, нацеленных
на активизацию экономических отношений между странами. В настоящий момент они
изучаются ответственными органами и готовятся к подписанию. Таким образом,
Йемен надеется, что эти соглашения откроют российским компаниям доступ к
йеменскому рынку, а, особенно, к сотрудничеству в таких областях, как нефтяная
и газовая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство и ирригация.
Россия также выражает свое желание и готовность развивать эти связи. Президент
Общества Российско-йеменской дружбы заявил, что он ознакомился с
представленными проектами, которые будут осуществляться в свободной
экономической зоне Йемена, и что он уже особо отметил два проекта – проект
строительства рыболовецкого порта и рыбоперерабатывающих предприятий, а также
совместное проведение геолого-разведочных работ в районе одного из нефтяных
залежей. Кроме того, было заключено соглашение об отправке
научно-исследовательского судна с целью поиска мест скопления рыбы.[3]
Становится очевидным, что в ближайшее время мы станем
свидетелями заметного развития российско-йеменских экономических отношений. К
такому выводу нас подталкивают целевая установка России на распространение
своих капиталов за рубеж и желание Йемена привлечь в свою экономику как можно больше
государств и предприятий
Как сообщил бывший премьер-министр РФ Михаил
Касьянов на встрече с йеменским президентом в декабре 2002 г., Россия и Йемен заключили соглашение о взаимной защите капиталовложений.
По словам Касьянова, Правительство России готово поддержать усилия российских
компаний по осуществлению проектов
в Йеменской Республике. В настоящее время российские компании развивают
экономическое сотрудничество с йеменскими фирмами в энергетической сфере,
строительном комплексе, а также в проведении ирригационных мероприятий,
строительстве и эксплуатации портовых сооружений. Президент Йемена Али Абдулла Салех в свою очередь сказал, что его
республика заинтересована в привлечении российских инвесторов и отметил, что в Йемене действует лояльное законодательство, которое позволит
обеспечить защиту инвестиций российских компаний, поступающих в экономику
республики[4].
Не менее пристального внимания заслуживают
отношения между Йеменом и Россией в военной сфере. Начиная с 1990 г., их можно
разделить на два этапа: этап практически полного прекращения этих отношений и этап восстановления и ускоренного развития связей в этой области.
Первый этап охватывает период с 1990 по 1997 г.
В это время отношения между Российской Федерацией и Йеменом переживали период
охлаждения, а иногда даже вовсе прерывались. Причиной этого были события,
происходившие в Йемене и России: Йемен не мог в этот период оплатить ни одну
сделку вследствие крушения экономики, в то время как задолженность Йемена
России, оцениваемая в 80 % от общей суммы долга в 6,7 миллиардов долларов, не
давала России права заключать со страной контракты на поставку вооружений. Все
это происходило в тени удушающего экономического кризиса в России, который стал
причиной остановки нескольких военных заводов. В этот период можно говорить о
предельном сокращении сотрудничества в военной сфере, которое на тот момент
ограничивалось приездом в Йемен время от времени русских специалистов, которые
должны были осуществлять ремонт ранее поставленной техники и обучение йеменских
военных.
Второй этап начался в 1998 г. и продолжается по
настоящее время. С начала 1998 г. происходят первые шаги на пути к сближению
Москвы и Саны в рассматриваемой области. Первой ласточкой этого процесса был
приезд в Йемен 26 марта 1998 г. российской делегации, возглавляемой
генерал-майором В. А. Пахомовым, заместителем российского министра по
внешнеэкономическим связям. Стороны обсудили перспективы военно-технического
сотрудничества. Президент Йеменской Республики встретился с членами делегации.
Очевидно, этот визит проложил путь к урегулированию по ликвидации
задолженности, большую часть которой составляли долги за поставки военной
техники. За этим последовало подписание 25 сентября 1999 г. в Москве соглашения
по реструктуризации йеменской задолженности, чему предшествовал приезд в
столицу Йемена г. Сана военной делегации от Министерства Обороны Российской
Федерации во главе с Начальником Генерального Штаба РФ 10 июля 1999 г. С
началом 2000 г. развитие отношений приняло более серьезный характер. Йеменский
Министр Обороны Мухаммад Дейф Алла в сопровождении Начальника Воздушных Сил и
Воздушной Обороны Йемена и заместителя Начальника Штаба по делам планирования
нанесли в Москву в марте 2000г. официальный визит. Ответом на это был
аналогичный визит с российской стороны: Сану посетил Министр Обороны России
Игорь Сергеев с целью участия в празднествах по случаю десятилетия со дня
восстановления единства страны.
Однако развитие отношений между странами в
военно-технической сфере не ограничивалось лишь обменом делегациями. Во время
этих визитов был достигнут ряд важных соглашений в сфере военного
сотрудничества. Среди заключенных сделок можно назвать контракт 1999 г., в
соответствии с которым Йемен должен был получить 14 самолетов типа «Су-27» и
поставки по которому начались в 2001 г., а также контракт, заключенный в мае
2000 г. на поставку 30 танков российского производства типа «Т-72».[5]
Что же касается самого крупного контракта,
который был заключен в этот период и который неоднократно упоминали СМИ, то это
соглашение, подписанное в феврале 2000 г. на сумму 1,5 биллиона долларов, в
соответствии с которым Йемен должен был получить 40 самолетов марок «Сухой»,
«Миг» и «Ми» новейшей разработки, а также 5 ракетных комплексов «Земля-небо»
С-300, 100 танков «Т-72», 100 модернизированных единиц для транспортировки
войск, 20 установок морского базирования «Симарш» для запуска ракет и ракеты
лазерного наведения «Корунд», пробивающие броню. [6]
Уже во время визита Министра Обороны России в
Сану на переговорах с Президентом Йемена Али Абдуллой Салехом и йеменским
министром обороны были заключены предварительные соглашения относительно
дальнейшего увеличения поставок российского оружия и военной техники, а также
относительно возможности обучения молодых йеменцев в военных академиях России и
увеличения числа военных специалистов, командированных в Йемен.
Развитию
российско-йеменских отношений в военно-технической сфере во многом
способствовало стремление Йемена обновить свои вооруженные силы, ввести в
использование новейшее оружие. Оплата этих сделок стала возможной благодаря
резкому увеличению цен на нефть и сохранению их на высоком уровне в последние
годы. С другой стороны было стремление России увеличить объем экспорта своих
вооружений, который является одной из важнейших статей национального дохода.
Во время визита в
Россию президента Йеменской Республики Али Абдуллы Салеха в декабре 2002 г. на
встрече с Владимиром Путиным стороны договорились об укреплении долгосрочных
военно-технических связей. Кроме того, было подчеркнуто, что Россия и Йемен будут
наращивать сотрудничество в торгово-экономической и научно-технической сферах, активизируют
свои связи в нефтегазовой и топливно-энергетической отраслях, транспорте, гидротехнической
и строительной сферах, включая выполнение производственно-технических работ и подготовку
кадров. Будет поощряться взаимодействие компаний и других предпринимательских структур
обеих стран в области капиталовложений путем обеспечения защиты инвестиций и создания
для этого благоприятных условий. Стороны будут расширять координацию в международных
финансовых, торговых и экономических организациях, стимулировать проведение семинаров,
научно-промышленных и торговых экспозиций и выставок в двух странах[7].
Новый импульс российско-йеменские
экономические отношения получили на недавно состоявшейся в Санкт-Петербурге
встрече Али Абдуллы Салеха с губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко.
Стороны обсудили различные аспекты взаимоотношений двух стран, а также
договорились об установлении и развитии побратимских связей между
Санкт-Петербургом и городом Аденом, являющимся экономической столицей Йемена[8].
Сотрудничество между Россией и Йеменом должно
развиваться исходя из обоюдных интересов и с учетом реалий рыночной экономики, а
также тех изменений, которые произошли на мировой арене. Решение этой насущной
задачи требует глубокого осмысления огромного опыта советско-йеменских
отношений, начало которым положил Санский договор 1928 года. То, что этот опыт
должен быть оценен в целом с положительной стороны, не подлежит никакому
сомнению. Йеменский народ знает, что ни дореволюционная Россия, ни Советское
государство - в отличие от ряда западных держав - никогда не проводили по
отношению к Йемену, как и другим странам арабского мира, политику колониальной
экспансии и не преследовали захватнических целей. В наши дни, когда и советская
эпоха, и эпоха разделенного существования йеменского народа стали историей и на
них можно посмотреть “со стороны”, есть возможность оценить этот опыт объективно,
с учетом не только преобладающих положительных его сторон, но и недостатков.
[1] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 132(на
арабском языке).
[2] Там же.
С. 136.
[3] Интервью Президента общества российско-йеменской дружбы йеменскому
информационному агентству « Саба». Сана. Март 2001. (на араб.яз).
[4] Информация с сайта компании Брокеркредитсервис // info@bcs.ru // 18.12.2002
[5] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 142.(на
арабском языке)
[6] Поставки оружия в Йеменскую Республику // Газета «аль-Хаййат». Лондон.
22.03.2000.(на арабском языке).
[7] По данным информационного агентства «Интерфакс-АВН». 18.12.2002.
[8] «А.А.Салех начал визит в Россию с Санкт-Петербурга» // г. «26
сентября». Сана. 08.04.2004. (на араб.яз.)
|
|