Рефераты

Ответы на экзаменационные вопросы по Истории Государства и Права Зарубежных стран


28. Великая Французская буржуазная революция: этапы, особенности, значение.

Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция. Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными производительными силами. В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Но Генеральные штаты с самого начала работы вступили в конфликт с королевской властью. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию. Выделяют три основных этапа французской революции: 1) 14 июля 1789г.-10 августа 1792 г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. - установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793 г. - 27июля 1794 г. - якобинская диктатура. С началом революции сформировались три основные группировки в антифеодальном лагере: фельяны - представлявшие интересы главным образом крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты, представлявшие торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию; якобинцы, представлявшие мелкую и среднюю буржуазию, ремесленников и крестьянство. Важнейшим этапом на пути формирования буржуазной государственности во Франции стало принятие Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Особое внимание уделялось "естественным и неотъемлемым правам человека", "народному суверенитету", "разделению властей". К естественным и неотъемлемым правам человека Декларация относила свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Свобода понималась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода, свобода печати, свобода вероисповедания. Большое значение придавалось праву собственности. Собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Всем гражданам предоставлялось право лично или через своих представителей участвовать в выработке законов. Предусматривалось создание трех организационно-независимых ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Провозглашалась неприкосновенность личности, а также такие важнейшие правовые принципы, как "нет преступления без указания о том в законе"; "обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке"; "никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще  примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления". Но в реальности многие положения Декларации носили чисто абстрактный характер. В 1791 г. принимается первая Конституция Франции. Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Национальное собрание определяло численность вооруженных сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение мира. Исполнительная власть вручалась королю, который командовал вооруженными силами, осуществлял общее руководство внешней и внутренней политикой. Судебную власть осуществляли выбранные на определенный срок судьи, которые могли быть отстранены от должности лишь в чрезвычайных обстоятельствах. Избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, с соответствующим определенным имущественным цензом и цензом оседлости, не находящимся в услужении и внесенным в списки национальной гвардии. Однако действие этой Конституции продолжалось недолго. 10 августа 1792 г. в результате вооруженного выступления народа король был свергнут. Ведущей политической силой в законодательном собрании стали жирондисты. Было объявлено о создании высшего органа государственной власти - Национального конвента. Внесены изменения в избирательное право: возрастной ценз был снижен до 21 года, сняли и имущественный ценз. Исполнительная власть от короля перешла в руки Временного исполнительного совета. Декретом от 25 сентября 1792 г. Франция объявлялась республикой. Но жирондисты не предприняли мер для разрешения острых социально-экономических противоречий, полной ликвидации феодальных отношений в деревне, облегчения положения широких народных масс. В результате инициатива перешла к наиболее радикальной части буржуазии - якобинцам, возглавляемым Робеспьером, «угоном и Сен-Жюстом. 2 июня правительство жирондистов было свергнуто. Якобинцы разрешили раздел общинных земель, конфискацию и льготную продажу крестьянам земель эмигрантов и контрреволюционеров. В июне 1793 г. якобинцы принимают новую конституцию, состоящую из Декларации прав человека и гражданина и собственно текста конституции. Декларация прав человека и гражданина базировалась на Декларации 1789 г., но с более рациональным подходом к проблеме политических прав и свобод. Но во введении к конституции было отражено положение о войне до полной победы над врагами революции. Высшим органом государственной власти при якобинцах стал Конвент, ему принадлежало право издания и толкования законов. Непосредственное управление страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии Конвента, прежде всего Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности. Важное место в системе новой власти занял Революционный трибунал, в нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь. К лету 1794 г. основные задачи революции были решены. Это, а также политический террор привели к сужению социальной базы якобинцев и их отстранению от власти. Летом 1794 г. (27 июля или 9-го термидора) в ходе вооруженного переворота якобинская республика пала. Установилась так называемая термидорианская республика. Политическая власть переходила в руки крупной буржуазии. Для упрочения ее политической власти принимается Конституция 1795 г., из которой исключаются наиболее революционные положения якобинской конституции. Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка. Вынужденная вести одновременно борьбу с выступлениями народа и дворянской реакцией, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной диктатуры. В ноябре 1799 г. (18-19 брюмера) популярный и амбициозный генерал Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство (Директорию). Наполеон сосредоточил в своих руках основную полноту власти и занял пост первого консула. Юридическим закреплением нового строя стала Конституция 1799 г. Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство народа через плебисцит. В 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. он принимает титул императора, в его руках сосредоточивается не только исполнительная, но и законодательная власть. Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рычагами исполнительной власти.  

29. Формирование буржуазного права Франции.

Глубокое вторжение французской революции в сферу права объясняется конкретными историческими причинами, обусловившими эту революцию, острым противоречием между феодальным правом и насущными потребностями капиталистического развития. В отличие от Англии, во Франции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, в стране отсутствовало единое национальное право.

Создание единой правовой системы французская буржуазия считала одной из основных задач. Великая французская революция способствовала росту авторитета закона и превращению его в основной источник буржуазного права. Для французской буржуазии именно закон, а не обычай или судебная практика стал наиболее эффективным средством упразднения феодальных институтов и выработки правовой системы. Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочиями устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития капитализма, когда закон был наиболее удобной формой выражения общей воли господствующего класса.

Поэтому во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно основываться на писаном праве (законе), а не предшествующей судебной практике (судебном прецеденте).

Создавая новую правовую систему, французская буржуазия с самого начала стремилась придать ей систематизированный вид. Уже Конституция 1791 г. предусмотрела принятие гражданского и уголовного кодекса, хотя в силу бурного развития революции был принят только уголовный кодекс.

Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона произвело окончательную отмену дореволюционного права и ряда революционных законов, не соответствовавших ее интересам, и приступила к выработке кодексов.

За короткий отрезок времени, с 1804 по 1810 г., было издано 5 основных кодексов (гражданский, торговый, уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный), охвативших все основные для нового времени отрасли права и вошедших в историю под названием Кодификации Наполеона.

Первым из них в 1804 г. был принят гражданский кодекс, или, как его еще называют, кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона воплощает и развивает правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.:

принципы юридического равенства, законности, единства права, свободы.

Кодекс построен по так называемой институционной системе. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и 3-х книг. Первая книга посвящена лицам, вторая - имуществу и различным изменениям собственности, третья - различным способам приобретения собственности.

Кодекс устанавливает, что всякий гражданин Франции пользуется гражданскими правами,.причем осуществление гражданских прав не зависит от социального статуса гражданина.                                          

Характерно, что кодекс не признавал юридических лиц. Это было вызвано,   с одной стороны, боязнью воссоздания в этой форме феодальных организаций и, с другой, преобладанием индивидуальной формы предпринимательства.

Кодекс не дает определения права собственности, но дает основные правомочия собственника - пользование и распоряжение. Из права собственности на вещь вытекает и право собственности на все, что эта вещь производит. Устанавливается свобода собственности. Но эта свобода не должна нарушать интересы третьих лиц.

Особое внимание кодекс уделяет недвижимой собственности на землю, которая дает право не только на землю, но и на недра и воздух этого участка.

В отношении движимых вещей юридическим основанием собственности является факт владения, предполагая, что это добросовестное владение. Обвинение в "недобросовестном владении" требовалось доказать.

Кроме этого кодекс Наполеона регламентирует и другие вещные права: право на чужие вещи  (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитута, право залога), владение, держание.

Большое внимание кодекс уделяет обязательствам. Дается понятие договора как соглашения лица или лиц, обязывающего их в отношении другого лица или  лиц сделать (или не делать) что-то. Понятие предмета договора совпадало с предметом обязательства. Кодекс определяет условия действительности договора - согласие сторон и незыблемость договора.

Среди договоров кодекс выделяет договора дарения, мены, купли-продажи, найма.

Кроме договоров, обязательства, согласно кодексу, возникали и из-за причинения ущерба.

Гражданский кодекс регулирует и брачно-семейные отношения. Кодекс рассматривает брак как договор, и потому необходимым условием для его заключения было согласие обеих сторон. Брачный возраст устанавливается для мужчин с 18 лет, для женщин - с 15 лет. До достижения мужчинами возраста 25 лет, женщинами - 21 года необходимо согласие родителей на брак. Допускается развод. Семейные отношения базировались на полновластии мужа и отца, запрещении для женщин осуществлять самостоятельные юридические действия. Имущественные отношения регулировались договором, заключаемым до брака.

Наследование осуществлялось по закону и завещанию, но свобода завещания была несколько ограничена, наличие законных наследников давало им обязательное право на определенную часть имущества.

В 1807 г. был принят Торговый кодекс как дополнение гражданского. В нем излагались специальные правовые нормы применительно к торговле. Принятие торгового кодекса закрепило дуализм частного права (т.е. деление его на гражданское и торговое) во Франции.

Уголовное право во Франции регулировалось уголовными кодексами 1791 г., а затем 1810 г.

Уголовный кодекс 1810 г. является классическим буржуазным кодексом. Он состоит из 4-х книг, посвященных перечню преступных деяний, наказаниям, их видам.

Кодекс дает классификацию преступных действий на: 1) преступления, которые караются мучительными или позорящими наказаниями; 2) проступки, карающиеся исправительными наказаниями; 3) полицейские нарушения, карающиеся полицейскими наказаниями.

К мучительным и позорящим наказаниям относились смертная казнь, каторжные работы пожизненные и срочные, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях допускались клеймение, выставление у позорного столба, лишение гражданских прав.

К исправительным наказаниям относились тюремное заключение, временное лишение прав, штраф.

Преступления и проступки делились на публичные и частные. Публичные были направлены против государства и общественного спокойствия, частные - против интересов частных лиц.

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. закрепил принцип назначения судей правительством и установил систему суда, соответствующую делению преступлений на три вида.

Первой инстанцией был мировой судья, разбирающий полицейские правонарушения. Вторая инстанция - суд исправительной полиции, так называемый коллегиальный суд, действующий без присяжных заседателей. Третьей инстанцией был апелляционный суд, который состоял из 2-х отделений: по уголовным и гражданским делам. Возглавлял всю судебную систему кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Была установлена смешанная форма процесса. Первая стадия, предварительная, несла в себе черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия господствовала состязательная форма. Ей были присущи гласность и устность, предусматривалось участие адвоката.

Впоследствии буржуазное право Франции стало основой складывающейся континентальной системы права. Ее основные признаки: 1)закон является основным источником права; 2) систематизированность права - наличие кодексов;

3) деление права на частное и публичное; 4) глубокое влияние римского права.


31. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки. Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в 1875 г.

Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в принятии 3-х конституционных законов.

Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой народом на 4 года, и Сенатом.

Исполнительную власть осуществлял Совет Министров.

1870 - Поражение империи во Франко-Прусской войне - во Франции установлена III  Республика.

Был установлен институт парламента (сначала временно, до приглашения монарха, но потом о кандидатуре  монарха не договорились). Единой конституции не существовало.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, но он только ее глава. Президента избирает Национальное Собрание и  Законодательный Корпус  на совместном заседании абсолютным большинством обеих палат. Президент - французский гражданин или иностранец, кот. жил во Франции 10 дел, возраст 20 лет. Президент имел право издавать декреты(НПА)  и послания (изложения его точки зрения).

Президент обнародовал законы в течении месяца. Правительство назначал и отправлял в отставку Президент, но оно отвечало перед Палатой депутатов.

РМ - Президент.

25.02.1875 - Учредительный закон - Ст.1 - Законодательная власть - Палата депутатов и Сенат. Депутат - на 4 года - 20 лет - всеобщим голосованием. Военнослужащие, чиновники и государственные служащие лишались избирательных прав.

Сенат - 75 пожизненных сенаторов. Президент становился сенатором по истечении срока, остальные сенаторы из 306 чел. - избирались на 9 лет  с сорокалетнего возраста.

Полномочия Законодательного Корпуса.

1. Палаты могли инициировать пересмотр Конституции на совместном заседании.

2. Текущее законодательство - палата Зак. совместно с Сенатом .

3. Бюджет вотировался в каждой палате отдельно.

4. Палата Депутатов выдвигала обвинения против гос. чиновников , которых судил сенат.



32. Развитие германского государства в 19 веке. Конституция 1871.

Германия всегда была политически раздробленной. Даже сложилось убеждение, что раздробленность, сепаратизм – это национальная черта немцев, которые не могут жить в едином государстве. К началу XIX в., в XVIII в. на политической карте мира существовала так называемая Священная Римская Империя, она включала в себя в то время более 300 германских государств. (1)1806 г., это дата начала первого шага к объединению Германии, еще под эгидой Франции, 16 формально независимых прирейнских государств были объединены в Рейнский союз. Впоследствии их число увеличивалось. К Рейнскому союзу можно применить характеристику американской конфедеранции. Формально возник он как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но их отношения с Наполеоном этих государств строились, скорее, как отношения вассалов и сюзерена. Как государства, находящиеся под протекторатом Наполеона. Государства Рейнского союза объявили о своем выходе из Священной Римской империи германской нации, таким образом она перестала существовать в это время как объединение. (2) После поражения Наполеона приняли страны победительницы Союзного акта 1815 г.и на его основании. и был создан так называемый Германский союз 1815‑го года. Это второй шаг объединения. Сюда вошли такие крупные государства, они к этому времени окончательно приобретают характер ведущих, как Австрия и Пруссия. И это дает начало дальнейшему соперничеству между ними за лидерство в процессе объединения Германии. Таким образом и был создан Германский союз. Новое объединение также не было достаточно крепким и позитивным для развития Германии. Дело в том, что в это время Германия существенно отставала от остальных европейских стран, и это было связано, главным образом, с ее политической раздробленностью. Германский союз не создал ни центральных органов власти кроме единственного, так называемого Союзного сейма, в котором главенствующая роль принадлежала Австрии. По союзному соглашению принять конституции с наличием демократических прав и свобод, что и было сделано большинством стран. Таким образом начался формироваться германский конституционализм.  (3) Следующим важным событием в истории Германии была революция 1848 г. Раздробленность, была тормозом на пути капиталистического развития, и это осознавало большинство населения всех немецких государств. Против объединения, конечно, стояли князья, герцоги, определенная верхушка юнкерства – высшего дворянства, бюргерства, бюрократии, высшей военщины, отстаивающей свои наследственные и благоприобретенные привилегии. Оппозиция выступала с различными программами объединения Германии. Предложили единственную рациональную и осуществимую программу объединения. Это создание федеральной конституционной монархии с федеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств – Пруссии или Австрии. После восстания в Пруссии в 1848 г. требовали введения конституции и прочей демократии, но революция подавлена и обещания невыполнены, однако сдвиги в жизни наметились социальные, и экономические, и политические. В 1850 г. была принята прусская конституция. Решили создать единую конституцию, опубликована в 1849 г., однако государства не объединились и объединения Германии не произошло.(4) И здесь на политическую арену выходит Бисмарк, который становится министром-президентом(?) Пруссии, и который направляет всю свою политику на объединение Германии. Эта империя, которая создавалась железом и кровью, держалась только на силе. Пруссия делала все для того, чтобы обеспечить себе роль гегемона. Т.е., она долго и упорно работала над этим. Прежде всего, что сделала Пруссия: решила проблемы экономического и таможенного объединения Германии. Затем Пруссия с 1819 по 1833 гг. добилась заключения целого ряда таможенных соглашений с отдельными немецкими государствами. Таким образом, уже в 1854 г. был создан таможенный союз немецких государств, в который вошли и 20 членов Германского союза. В 1847 г. на конференции таможенного союза был принял общегерманский Вексельный устав. Его тоже разработала Пруссия. А в 1861 г., это беспрецедентно, тоже под непосредственным нажимом Пруссии, и под ее редакцией, принимается первый общегерманский торговый кодекс. (5) В 1871 г. была принята первая конституция Германской империи, единого государства. Таким образом, на политической карте мира появилась единая Германия. Во главе государства стоял прусский король, отныне – германский император. Создавался двухпалатный парламент.Как только Бисмарк исчерпал себя и не смог подавлять демократические настроения, это стало датой политической смерти Бисмарка. Он был вынужден уйти в отставку. Так закончилась эра объединителя Германии и создателя Германской империи.

В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными". В статьи третьей главы Конституции 1871 г. "Союзный совет" (Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств (преимущество Пруссии - в Бундесрате 17 из 58 мест). Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр. Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", от имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц. Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Формально "всеобщее избирательное право" также не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся, помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, "нижних чинов войска и флота, находящихся на службе" и пр. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу - с 20 до 28 лет) к составу армии.

33. Буржуазное право Германии 19-начала 20 в.

Объединение Германии потребовало и унификации действующего права. Германия под воздействием законодательства Наполеона пошла по пути-кодификации своего права.

В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражданского права. В значительной мере оно базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. Первая книга кодекса содержит общие для всех институтов нормы. Вторая книга рассматривает обязательства, третья - вещное право, четвертая - семейное и пятая книга - наследственное право.

Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражданского права юридического лица, но он не определяет правоспособность юридических лиц.

Вещное право, согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и движимые вещи, к последним относится все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей.

Выделяется целый ряд вещных прав: право собственности - владение, пользование чужими вещами (земельные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты и т.п.).

Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ признает договор. Фиксируются принцип свободы договора, условия заключения и расторжения договора.

В семейном праве единственной формой брака является гражданский брак. Брачный возраст устанавливался для мужчин с 21 года, для женщин с 16 лет. Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований. Имущественные отношения определялись брачным договором, хотя закон предусматривает возможность раздельного права собственности на имущество.

Наследование могло быть по закону или завещанию. В принципе признавалась свобода завещания, но законные наследники могли требовать выделения обязательной доли. В число наследников по закону входили все родственники.

Уголовное право регулировалось составленным в 1870 г. Уголовным уложением Северогерманского союза. Уложение подразделяло все преступления на 3 категории: 1) собственно преступления, 2) проступки и 3) полицейские нарушения.

Применение смертной казни в мирное время предусматривалось лишь в двух случаях:

убийство главы государства и убийство по заранее составленному плану.

Кроме смертной казни среди наказаний предусматривались тюремное заключение, арест, ограничение в правах, штраф.

Уголовный процесс строился на принципах состязательности, независимости следственного судьи от прокурора и допущении защиты на стадии предварительного следствия.

В суде действовал принцип свободной оценки доказательств.

Германский уголовный кодекс оказал большое влияние на развитие уголовного права других стран, прежде всего Японии.


34. Основные черты права Нового времени.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.





























35. Революционная борьба за независимость и образование США. Формирование конституционного законодательства.

Противоречия ме­жду рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быст­ро нарастать по мере экономического подъема рабовладель­ческих штатов. После принятия Иллинойса в состав союза в стра­не оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих.  В конце 1860 — начале 1861 г. правящие рабовладель­ческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру  на сецессию, т. е. на выход из федерации и на провозглаше­ние в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфе­деративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г. Победа капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в ходе Гражданской вой­ны, который первоначально был более благоприятен для южан, наступил после решения принципиального вопроса буржуазно-демократической революции — вопроса о раб­стве. Первоначально рабство на территориях взбунтовав­шихся штатов было отменено Прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гра­жданской войны (1865), была принята XIII поправка к консти­туции, которая предписала: "В Соединенных Штатах или ка­ком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны су­ществовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено". Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели положения XIV поправки, которые запретили шта­там принимать законы, ограничивающие льготы и привиле­гии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой про­цедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрис­дикции в равной защите законов. Две эти поправки создали юридические условия не толь­ко для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Вер­ховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституцион­ным Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционны­ми законы штатов, устанавливавшие "раздельные, но рав­ные возможности" для белых и черных. Последняя "поправка Гражданской войны"  XV, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соеди­ненных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по при­знаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахожде­нием в подневольном услуженииПринятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политиче­скими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм, эко­номический хаос, угроза гражданской войны — все это тре­бовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов. В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созы­ве в мае в Филадельфии специального конвента из делега­тов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмот­реть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию. Филадельфийский конвент представлял собой неболь­шую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт полити­ческой деятельности в своих штатах. Все делегаты конвен­та были состоятельными людьми. В его состав входили вы­дающиеся деятели эпохи. Все понимали важность исполняемой миссии. Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представля­ет собой весьма краткий документ. Она состоит из. преамбу­лы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. По мнению делегатов власть едина, но она имеет три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную. Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти  Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых форми­руется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — ле­гислатурами штатов. Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти — Верхов­ный суд — формируется совместно президентом и сенатом. Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должно­сти пожизненно. В-третьих, конституция предусмотрела создание тако­го механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские пополз­новения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансо­вые, которые он может вносить через свою креатуру в па­латах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, пред­ложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения тре­буется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, мо­жет привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непре­рывность функционирования самой государственной власти. Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего поня­тия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом клас­сового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конферативной неурядицей. Американская конституция положила в основу феде­рации дуалистический (двойственный) принцип, в силу ко­торого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) от­носилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в кото­рой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Со­единенным Штатам настоящей Конституцией и пользова­ние которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохра­няются соответственно за штатами либо за народом". Важнейшее значение для прочности учреждаемого сою­за имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласи­ла принцип верховенства федерального права, но и преду­смотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а имен­но положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федерально­му праву. Эта конституционная норма является краеуголь­ным камнем всего здания американского федерализма.


36. Государственное и правовое развитие США в 19-начале 20 века.

Для вступления К в силу необходима была ее ратификация по крайней мере  девятью штатами, но ряд штатов в качестве условия ратификации потребовали включения в К десяти поправок - БИЛЛЯ О ПРАВАХ. Они были ратифицированы в 1791 . Поправка 1 - свобода слова, печати, митингов и демонстраций, вероисповедания. Поправка 4 - неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества граждан от необоснованных арестов и обысков. Поправка 5 - гарантия  прав на суд присяжных в уголовном процессе, Запрет дважды наказывать за одно и то же преступление . Разрешила отказываться давать показания против себя самого. Поправка 8  - запрет налагать чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и  необычные наказания. 1865 - 1870  - три поправки к конституции : -  Поправка 13 -отмена рабства на всей территории США  -  Поправка 14 - уравнение негров в гражданских правах с белыми  -  Поправка 15 - уравнение негров с белыми в избирательных правах Изначально существовало три департамента ( с 1787 г) :  государственный, - казначейский, - военный  1798 + морской , 1829 +  МИД После гражданской войны возникает ряд новых федеральных министерств :  - 1870 – юстиции - 1889 – земледелия - 1903 - труда и торговли - 1913 мин труда + мин торговли 1908 - федеральная полиция -ФБР -вопросы, угрожающие всем США.  Сейчас - 8 департаментов : 1. государственный - внешние сношения  2. Dep.of  Treasure - в его структуре печатное и гравировальное бюро. 1829 - создана федеральная  резервная система, т.к. у них нет ЦБ. Цель - регулирование финансового рынка. 3. Военный и морской - сейчас - МО 4. Юстиции - осуществляет обвинение от лица США - Возглавляется генерал - атторнеем США. Прокуратура и минюст объединены в один орган. 5. Почтовое ведомство 6. МВД - статистика, перепись населения, управление общественной собственностью, пенсии, народное достояние. 7. С/Х - разработки в области земледелия , метеорологическая служба.   1913 - Поправка 16 - расширение круга источников дохода, с кот.  имел право взимать налоги на федеральные нужды.  Реформы в избирательном праве США, были проведены путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов. Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка XXIV отменила ограничения избирательные прав на федеральных выборах "в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога". Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах. В 1962 г. было принято решение Верховного суда (по "делу Бейкер"), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть "существенно равными". Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования "один человек - один голос", в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения. Избирательное законодательство в США и по сей день явля­ется объектом неослабевающей политической борьбы, которая привела, в частности, к принятию XXVI поправки к Конститу­ции США (июль 1971 г.), снизившей возрастной ценз по выбо­рам во все органы власти с 21 до 18 лет. Это имело немалые последствия и, естественно, отразилось на результатах последу­ющих избирательных кампаний. До недавнего времени в стра­не не соблюдался принцип равенства избирательных округов, отчего в немалой степени страдали интересы крупных промыш­ленных центров. В апреле 1968 г. Верховный суд США поста­новил распространить принцип «один человек—один голос» и на муниципальные выборы. Этот принцип предполагает, что каждый член представительного органа должен представлять равное количество избирателей. Законодательство, направленное на искоренение недостатков избирательного права США, по признанию самих американцев, оставалось и остается до сих пор одним из самых малоэффективных. Наиболее ярким примером этого может служить продолжавшаяся более столетия расовая дискриминация негров, национальных меньшинств на выборах после того, как им в 1870 г. XV поправкой к Конституции были предоставлены избирательные права. В 1957 г. принят закон о гражданских правах, которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. Устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику. Под напором мощного выступления негров в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. В 1965 году в качестве новой радикальной меры был принят Закон об избирательных правах, согласно которому применение специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к ограничению избирательных прав граждан на основании "расовой принадлежности или цвета кожи". Расширение избирательных, гражданских прав, став общей тенденцией развития американской демократии в XX в., происходит между тем медленно и противоречиво. По сравнению с 1970 г., например, в 1987 г. более чем в 4 раза увеличилось число черных американцев, занимающих выборные посты в Америке, но это лишь 1,3% всех выборных должностных лиц страны, хотя негры составляют 11% среди американцев, обладающих избирательными правами.

Весьма парадоксально, но проблема изме­нения конституции стала актуальной вскоре же после ее при­нятия. В течение первых четырех лет она была дополнена сразу десятью поправками (Билль о правах), а после 1798 г. вплоть до 1980 г. было принято еще 16 поправок (всего 26-ть +  1 поправка зависла). Интересно отметить, что в Соединенных Штатах пересмотр кон­ституции не влечет за собой, как в других странах, изменения ее первоначального текста, поправки к ней вносятся в виде до­полнительных статей. XX век. В 1913 году были ратифицированы две поправки к конституции - XVI и XVII. XVI поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту. Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка XXIV отменила ограничения избирательные прав на федеральных выборах "в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога". Согласно вступившей в силу в 1961 г. XXIII поправке к конституции округ имеет право посылать в коллегию выборщиков трех своих представителей. Избирательное законодательство в   и по сей день явля­ется объектом неослабевающей политической борьбы, которая привела, в частности, к принятию XXVI поправки к Конститу­ции США (июль 1971 г.), снизившей возрастной ценз по выбо­рам во все органы власти с 21 до 18 лет. Известно, что XXVII поправка к Конституции США, декларирующая полное равноправие женщин с мужчинами, одобренная Конгрессом в 1972 г. после длительной проволочки, тем не менее застряла в извилистых лабиринтах законодательных инстанций штатов. Дело в том, что для ее вступления в силу необходима ратифи­кация не менее 38 штатов из 50. Однако по­правка получила поддержку лишь в 35 штатах. Срок для рати­фикации поправки установлен в семь лет с момента ее одобрения Конгрессом, и в данном случае он истек в марте 1979 г. Таким образом, поправка так и не стала законом.




Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ