|
Политическая программа английского просвещения Джона Локка
Политическая программа английского просвещения Джона Локка
Политическая программа английского просвещения
Джона Локка.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была
сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители 17 века, он
считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние,
«состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения
своим имуществом и личностью », а также « состояние равенства, при котором
всякая власть и всякое право являются взаимными ». Переход от естественного
состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора,
который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влёк
значительных перемен в положении людей. Государство должно было
руководствоваться тем же « законом природы », который регулировал отношения
людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые
права граждан. Локк предусмотрел специальный механизм, не допускавший
превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти
на законодательную, исполнительную и «федеративную» (которая ведала отношениями
с другими государствами). Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен
был препятствовать принцип законности, согласно которому «ни для одного человека,
находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключения из
законов этого общества».
Взгляды Локка в
значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий
после революции 1688 года: были закреплены основные права и свободы граждан,
представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность
собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных
перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности,
повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и
общественного строя. Всё это в полной мере соответствовало целям просветителей.
Поэтому их
внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан.
Это отразила этика Английского Просвещения, также в основных чертах
разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия
или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк,
соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила,
регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и
полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Народной
проповеди.
В утилитарной
этике английского Просвещения звучал мотив личного преуспевания. Локк
подчёркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых
заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае,
могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только
упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чём-либо и вести
нас к совершенству». Просвещение способствовало закреплению в характере
англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
|
|