Политическое развитие Франции 1945 -1998
Политическое развитие Франции 1945 -1998
Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 2
Глава 1. Временный режим и Четвертая республика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 5
1.1 Временный режим.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 5
1.2 Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3 Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического и
рабочего движения9
1.4 Борьба партий в годы «холодной войны» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .10
1.5 Конец Четвертой республики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Пятая республика.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 13
2.1 Основание Пятой Республики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .13
2.2 Режим «личной власти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 15
2.3 Оппозиция правительству. Борьба демократических сил. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.4 События мая – июня 1968 г. Отставка президента де Голля. . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.5 Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .18
2.6 Сближение левых сил. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .18
2.7
Выборы 1974 г.
Правительство Жискар д¢Эстена. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.8
Кризис
французского общества. «Биполяризация» партий. . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.9 Выборы 1981 г. Правительство левых сил. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .20
2.10 Период "сосуществования": 1986-1998 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 23
2.11 Современный политический пейзаж. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 26
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Введение
Франция -
президентско-парламентская республика, это означает, что президент обладает
значительными полномочиями, но роль парламента тоже велика. По Конституции 4
октября 1958 года были созданы государственные институты Пятой Республики.
Конституционный совет состоит из 9 членов,
осуществляет контроль за соблюдением Конституции во время выборов и за
конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов,
переданных ему на рассмотрение.
Глава государства – президент республики, который
выбирается сроком на 7 лет прямым всеобщим голосованием. Жак Ширак, пятый
Президент Пятой Республики, был избран 7 мая 1995 года. Президент Республики
назначает Премьер-министра, а также, по его предложению, членов правительства.
Он председательствует в Совете министров, утверждает законы и является Верховным
главнокомандующим. Он имеет право распустить Национальное собрание, может быть
наделен чрезвычайными полномочиями в период серьезного кризиса. Под
руководством Премьер-министра правительство определяет и проводит политику
Нации. Правительство подотчетно Парламенту Премьер-министр руководит
деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов. Лионель Жоспэн
был назначен Премьер-министром 2 июня 1997 года.
Законодательные функции осуществляет парламент,
состоящий из 2 палат: Сената, избираемого на основе непрямых всеобщих выборов
сроком на девять лет, состав которого обновляется каждые три года на треть.
Последние выборы в Сенат проходили в сентябре 1998 года; Национального
собрания, депутаты которого избираются на основе прямого всеобщего голосования
сроком на пять лет. Последние выборы в Национальное собрание проводились в июне
1997 года. Обе палаты Парламента, кроме функции, контролирующей деятельность
правительства, занимаются разработкой и принятием законов. В области
законодательной инициативы в случае появления разногласий последнее слово
остается за Национальным собранием. Сенат состоит из 321 сенатора. В
Национальное собрание входят 577 депутатов.
Судебная власть стоит на страже индивидуальных свобод,
организация судебной власти характеризуется четким разграничением между судами
по гражданским и уголовным делам, которые занимаются разрешением споров между
физическими лицами, с одной стороны, и административными судами, призванными
разрешать конфликты между гражданами и государственной властью, с другой
стороны.
Французы традиционно испытывают большой интерес к
общественной жизни. Во времена Революции бурный рост числа газет, клубов и
кружков отразил интерес значительной части французского общества к политике,
которая до того времени интересовала лишь узкий круг людей, приближенных к
королю. Исходным толчком для напряженной, богатой событиями политической жизни
стало введение всеобщего избирательного права в1848 г., при Второй республике.
Предоставленная народу, таким образом, возможность осуществлять свой
суверенитет позволила каждому французу в полной мере почувствовать себя
гражданином, членом общества, причастным к принятию политических решений. Росту
гражданской активности способствовали другие решения Учредительного собрания,
избранного в 1848 г. К их числу относятся отмена смертной казни по политическим
мотивам, провозглашение свободы печати и публичных собраний. Затем существенную
роль сыграла Третья республика: она постепенно укоренила в сознании французов
республиканскую идею. В этом отношении продолжительность ее существования имела
большое значение. Благодаря ей определенная часть французов, восприимчивая к
контрреволюционным идеям, перестала смотреть на республику как на фактор
потрясений и угрозу гражданскому миру. Постепенно парламентская республика,
основанная на демократической законности всеобщего избирательного права,
становится политическим режимом, сторону которого принимает большинство
граждан. Третья республика стала носительницей определенных ценностей, в
которые французы страстно поверили. Республиканским кредо стала с тех пор вера
в образование, демократию и общество.
Однако если до 1905 г. Третья республика была
настоящей республикой граждан, то позже она начинает превращаться не более чем
в республику парламентариев. Отсутствие правительств, которые действительно
выражали бы волю сплоченного большинства, и бесконечная игра блоков и коалиций
положили начало отчуждению гражданина от исполнительной власти, в то время как
роль партий и политических движений росла.
До 1900 г. во Франции, по существу, не было
политических партий. Они складываются в начале ХХ в., но занимают более
скромное место по сравнению с партиями в других западных демократиях. Тем не
менее после Первой мировой войны их роль возрастает. Наряду с кружками,
читательскими или образовательными обществами, публичными собраниями и
республиканскими банкетами средоточием политической жизни становятся кафе и
предприятия. В кафе завязываются дискуссии благодаря чтению газет, в которых
пропагандируются политические идеи, люди обмениваются мнениями, что повышает
накал дискуссий. В процессе формирования общественного мнения и пробуждения
гражданского сознания свою роль играли также предприятия, в первую очередь
заводы, где через профсоюзы в рабочей среде распространялись политические идеи,
в частности марксистская идеология.
После Второй мировой войны Четвертая республика
отличается крайней неустойчивостью. Освобождение от нацистской оккупации,
предоставление избирательного права женщинам, осуждение генералом де Голлем
режима партий Третьей республики порождают большие надежды. Их питают
обновленные партии, несущие новые идеи, способные внести моральные начала в
общественную жизнь. Большинство в их руководстве составляют видные участники
движения Сопротивления.
Актуальность темы
Государственный строй, установленный во Франции в 1958
г. очень похож на государственный строй, установленный в России в начале 90-х
гг. Президент наделяется чрезвычайно широкими полномочиями: он определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства; является
Верховным Главнокомандующим, имеет право распускать парламент. Политическая
обстановка двух стран также имеет общие черты: сильное влияние левых сил в
обществе, тесная связь исполнительной власти с ведущими промышленными
монополиями, затянувшаяся война на юге страны.
Историография вопроса
Количество литературы по данной теме можно найти
сравнительно немного. Гораздо больше информации существует по другим периодам
истории Франции: Великой французской революции или наполеоновским войнам.
Достаточно полная информация по данной теме содержится в учебном пособии для
студентов вузов под названием «История новейшего времени стран Европы и
Америки: 1945 – 1990 гг.». Информацию о последнем десятилетии французской
истории я нашла только на сайте французского посольства в России. Некоторые
цитаты и дополнения я брала из книги Н. Н. Наумовой «Голлизм в оппозиции:
Партия объединения французского народа в политической жизни Четвертой
республики. 1947 –1955 гг.» и книге Сироткина В. Г. «История Франции: Пятая
республика».
Цель работы: проследить политическое развитие Франции после
Второймировой войны.
Глава 1
Временный режим и Четвертая
республика
1.1Временный режим.
В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов
летом 1944 г. власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временному
правительству, в котором участвовали все основные группировки сопротивления,
включая коммунистов. Во Франции установился временный режим, существовавший
вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Политическая
обстановка в освобожденной Франции определялась огромным влиянием движения
Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического и рабочего движения,
ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который сыграл решающую роль в
победе над фашизмом. Правые партии, дискредитировавшие себя поддержкой
правительства Виши, сотрудничавшего с оккупантами, а также радикальная партия,
которая в годы войны распалась и не участвовала в движении Сопротивления,
потеряли прежнее влияние. На первый план выдвинулись антифашистские,
демократические группировки. Самой крупной политической партией Франции стала
Коммунистическая партия – активный боец против фашистских оккупантов и режима
Виши. В 1945 г. в нее входило более 900 тыс. человек[1] – в два с половиной раза
больше, чем до войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном
профсоюзе Франции – Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях
классовой борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории
уровня – 5,5 млн. членов[2].
Она была в 7 раз больше, чем численность второго общенационального профсоюзного
центра – Французской конфедерации христианских трудящихся, отстаивавшей
принципы классового сотрудничества и насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.
Коммунистическая партия, руководство которой
возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией,
заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и
свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало
сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь
программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую наказание
вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся, частичную
национализацию промышленности и банков, установление «подлинной экономической и
социальной демократии, предлагающей устранение финансовых и экономических
олигархий от руководства экономикой».
В движении Сопротивления сумела укрепить свои
позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые
послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов[3] – больше, чем до войны.
Социалисты поддерживали программу НСС, входили в состав руководства ВКТ и
первоначально высказывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на
позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами,
утверждали, что стремятся к уничтожению капитализма и ликвидации классов.
Помимо коммунистов и социалистов влиянием в
массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении
Сопротивления.
В ноябре 1944 г. группа католических деятелей
Сопротивления организовала новую партию – Народно-республиканское движение (МРП).
Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения
Сопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП
подчеркивали необходимость «структурных реформ»: частичной национализации
банков и промышленности, а также «реформы предприятия» в духе классового
сотрудничества, при «участии» рабочих в управлении. Партия МРП выражала
интересы буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы
избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения: с
одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся, привлеченные
обещаниями социальных реформ, с другой – католики (особенно крестьяне),
видевшие в МРП наследницу католических традиций.
Исключительным авторитетом пользовался глава
Временного правительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его
главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». Де
Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства,
способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К
числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию
промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие
системы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля,
именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особую политическую
партию.
Распространение влияния голлистов и МРП
показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от
традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства
государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые
предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных
реформ. Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники дирижизма,
выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения
защищали созданная в 1946 г. правая «Республиканская партия свободы» (ПРЛ) и
отчасти Радикальная партия.
1.2 Выборы в Учредительное собрание.
Конституция 1946 г.
Крупным событием внутриполитической жизни Франции
стали выборы в Учредительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в
учредительное собрание и одновременно референдум о его полномочиях состоялся 21
октября 1945 г. Выборы происходили по пропорциональной системе, в соответствии
с которой число депутатских мандатов должно быть прямо пропорционально
количеству голосов, полученных каждой партией. Впервые право голоса было
предоставлено женщинам. Подавляющее большинство избирателей (более 96%) высказалось за созыв Учредительного собрания. Оно
должно было разработать конституцию, сформировать правительство и осуществлять
функции парламента вплоть до вступления конституции в силу.
По числу собранных на выборах голосов и мандатов
в Учредительное собрание на первое место вышла Коммунистическая партия. Она
собрала свыше 5 млн. голосов избирателей (26% от числа голосовавших) и завоевала 152 мандата (из
545). Второе место заняла социалистическая партия – 4,6 млн. голосов (24% от числа голосовавших) и 142 мандата в Учредительное
собрание. Совместно коммунисты и социалисты имели абсолютное большинство
мандатов. На третьем месте оказалась партия МРП – 4,5 млн. голосов (23,6% голосовавших) и 141 мандат. Все остальные партии
остались далеко позади. Партия радикалов, которая была одной из ведущих партий
Третьей республики, получила немногим больше 10% голосов. На долю всех правых группировок, включая
ПРЛ, пришлось около 15% голосов.1
После выборов компартия предложила образовать
демократическое правительство, в котором большинство принадлежало бы
коммунистам и социалистам. Руководство Социалистической партии отклонило это
предложение. В результате было вновь сформировано коалиционное правительство
под председательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самых
крупных партий: Коммунистической, Социалистической, МРП, а также голлисты,
считавшиеся беспартийными, и близкие к ним группы. Большинство мест, в том
числе решающие посты председателя совета министров, военного министра, министра
иностранных дел, министра финансов, находилось в руках буржуазных деятелей.
Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получили посты
министра вооружения, экономики, промышленного производства и труда. Генеральный
секретарь ФКП М. Торез стал государственным министром, т. е. министром высшего
ранга.
Между партиями и группировками, входившими в
состав правительства, существовали разногласия, и время от времени возникали
серьезные конфликты. Один из них был связан с взаимоотношениями правительства с
Учредительным собранием. Будучи сторонником авторитарных методов управления,
генерал де Голль находил обременительным постоянный контроль Учредительного
собрания над правительством. Напротив, социалисты и коммунисты, располагавшие
большинством мест в Учредительном собрании, считали, что в демократическом
государстве парламент должен строго контролировать исполнительную власть. Не
сумев избавиться от контроля Учредительного собрания и не желая принимать
против него насильственные меры, которые к тому же не имели бы никаких шансов
на успех, де Голль решил уйти в отставку. 20 января 1946 г. он официально
объявил о своем решении. Де Голль собрал всех своих министров в зале Рыцарских
доспехов на улице Сен-Доминик, где располагалось военное министерство, и
обратился к ним с краткой речью: «Вновь возродился исключительный режим партий.
Я его отвергаю. Но кроме насильственного установления диктатуры, которой я не
хочу и которая приведет к плохим последствиям, я не имею других способов
помешать происходящему. Таким образом, мне надо уйти в отставку.… Каждого из
вас я благодарю за оказанную мне помощь»1.
После отставки де Голля председателем совета
министров был избран социалист Ф. Гуэн, сформировавший правительство
трехпартийной коалиции – из коммунистов, социалистов и членов партии МРП.
В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на
референдум подготовленный им проект конституции. Преобладание коммунистов и
социалистов в Учредительном собрании предопределило демократический характер
этого проекта. В декларации прав наряду с традиционными политическими свободами
были зафиксированы социальные и экономические права: право на труд и на отдых,
право на получение работы, право на участие трудящихся в определении условий
труда. Право собственности гарантировалось, но предусматривалась возможность
национализации «фактических монополий». Проект подтверждал светский характер
государства и школы.
Руководящее место в системе высших
государственных органов отводилось однопалатному национальному собранию,
обладавшему широкими правами и контролировавшему деятельность правительства.
Полномочия избираемого Национальным собранием президента республики резко
ограничивались.
Проект конституции вызвал решительное
противодействие правых сил, которые опасались, что в однопалатном Национальном
собрании смогут (как это случилось в Учредительном собрании) получить
преобладание левые партии, которые, используя положения конституции о
национализации «фактических монополий», пойдут по пути глубоких социальных
преобразований. К ним присоединилась партия МРП, требовавшая двухпалатного
парламента и свободы деятельности религиозных школ.
Незначительным большинством голосов (51,6%) проект конституции был отклонен. Пришлось проводить
выборы во второе Учредительное собрание, чтобы разработать новый проект
конституции.
Состав второго Учредительного собрания мало
отличался от первого, но социалисты потеряли часть голосов, а партия МРП
приобрела. В итоге коммунисты и социалисты утратили абсолютное большинство в
Учредительном собрании, а лидер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главы
трехпартийного правительства.
Желая быстрее покончить с Временным режимом,
коммунисты и социалисты пошли навстречу партии МРП и согласились внести в
конституцию положения о двухпалатном парламенте и свободе образования, сохранив
в неприкосновенности основное содержание проекта. После этого за новый проект
конституции призвали голосовать все партии трехпартийной коалиции: коммунисты,
социалисты и МРП.
На референдуме 13 октября 1946 г. новый проект
был утвержден 52,3% избирателей,
участвовавших в голосовании1.
Согласно новой конституции, Франция
провозглашалась «светской, демократической и социальной Республикой». К обычным
демократическим правам и свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека
и гражданина 1789 г., она добавляла «как особо необходимые в наше время»
социальные права: на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование.
Торжественно декларировались равенство прав
мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на
профсоюзную и политическую деятельность, на забастовку «в рамках законов».
Допускалась возможность национализации крупных предприятий, эксплуатация
которых «приобретет черты национальной общественной службы или фактической
монополии»
В конституции говорилось, что Франция
обязывается избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе».
Воспроизводя текст первой французской конституции 1891 г., она обещала «не
предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих
сил против свободы какого-либо народа». Наименование «французская империя»
заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и
обязанностей населения Франции и населения колониальных стран, входивших во
Французский союз.
Центральную роль в системе органов
государственной власти по конституции 1946 г. играл парламент, состоявший из
Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание, избираемое
на 5 лет прямым всеобщим голосованием, издавало законы. Совет республики,
избираемый косвенным голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительство
несло ответственность перед национальным собранием и по его требованию обязано
было выходить в отставку. Президент республики избирался обеими палатами
парламента. Он имел ограниченные полномочия, все его акты нуждались в
утверждении правительством.
Зафиксированные в конституции права и свободы
являлись немаловажным завоеванием демократических сил. Французская конституция
1946 г. была одной из самых демократических конституций.
В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в
Национальное собрание. Компартия вновь заняла первое место, собрав 28,6% голосов избирателей. Это был наивысший результат за
всю историю ФКП. На второе место вышла партия МРП (26,3 %), на третье – социалистическая партия (17,9%)2. В соответствии с демократическими
традициями коммунисты предложили на пост председателя совета министров лидера
самой крупной фракции Национального собрания – генерального секретаря ФКП М.
Тореза, но его кандидатура не собрала необходимого числа голосов. Главой
правительства стал лидер социалистов Блюм. Его правительство состояло только из
социалистов и просуществовало всего месяц. В январе 1947 г. было восстановлено
правительство трехпартийной коалиции, которое возглавил социалист П. Рамадье.
С вступлением в силу конституции и проведением
выборов в Национальное собрание закончился временный режим. Начался период
Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958г.
1.3 Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического и
рабочего движения.
В первые годы Четвертой республики во Франции
произошла глубокая перегруппировка классовых сил, сопровождавшаяся расколом
трехпартийной коалиции.
Проведенные правительством социальные реформы не
удовлетворяли трудящихся, недовольных своим материальным положением и
добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В тоже время усиление
влияния компартии и рабочего класса встревожило широкие слои мелкой и средней
буржуазии, опасавшейся за свою собственность, вызвало рост консервативных
настроений. Французская буржуазия, сохранив власть и сдержав первый натиск
демократических сил, перешла в контрнаступление. В обстановке обострения
международной напряженности и «холодной войны» она, пользуясь поддержкой
правящих кругов США, развернула широкую антисоветскую и антикоммунистическую
кампанию.
Лидеры Социалистической партии отказались от
единства действий с коммунистами и развернули борьбу против них. Движение
Сопротивления раскололось. Одни его участники продолжали сотрудничать с
коммунистами и добиваться осуществления программы НСС, другие перешли на
антикоммунистические позиции и стали сближаться с бывшими вишистами. Судебные
процессы против сторонников Виши прекратились. Осужденных ранее вишистов
амнистировали или досрочно освобождали. Демократическое движение ослабевало,
росло влияние правых сил. В апреле 1947 г. генерал де Голль и близкие к нему
буржуазные деятели Сопротивления основали новую политическую партию правого
толка – «Объединение французского народа» (РПФ). Руководители РПФ резко
нападали на компартию и на все остальные политические партии, борьба которых
якобы «парализует государство». Они требовали отмены конституции 1946 г. и создания
«сильной власти» в лице независимого от партий президента, обладающего широкими
полномочиями. Внешнеполитическая линия РПФ предусматривала объединение
западноевропейских стран в экономический и политический блок, который мог бы
противостоять СССР, но в то же время обеспечивал бы Западной Европе
независимость от США.
На выборах в местные органы самоуправления в
октябре 1947 г. партия РПФ вышла на первое место, собрав более 38 % голосов. Ссылаясь на эти результаты, она потребовала
роспуска Национального собрания (уже не отражающего по ее мнению, настроений
избирателей) и проведения досрочных выборов, которые привели бы РПФ к власти.
Оживилась деятельность и других правых
группировок. ПРЛ и остатки довоенных правых партий объединились в группировку
«независимых». Руководители «независимых» (П. Рейно, А. Пине, Ж. Ланьель и др.)
стояли на консервативных позициях. Они возражали против расширения социального
законодательства и государственного вмешательства в экономику.
Обострились разногласия в правительстве
трехпартийной коалиции. Вопреки обещанию сохранять дружественные отношения как
с Советским Союзом, так и с Великобританией и США, руководство МРП и
Социалистической партии стало поддерживать Соединенные Штаты Америки и Англию
против СССР. Несмотря на содержавшиеся в конституции 1946 г. обязательства
«никогда не употреблять своих сил против какого-либо народа», французское
правительство в декабре 1946 г. начало колониальную войну во Вьетнаме. Ссылаясь
на необходимость борьбы с ростом цен, Социалистическая партия и МРП возражали
против повышения заработной платы трудящихся, за немедленное прекращение
колониальных войн, за дружбу с Советским Союзом, но, не имея большинства ни в
правительстве, ни в Национальном собрании, не могла добиться осуществления
своих требований.
Когда министры- коммунисты поддержали бастующих
завода Рено, требовавших повышения заработной платы, остальные партии
правительственной коалиции отказались удовлетворить требования трудящихся.
Используя этот повод, глава правительства Рамадье обвинил коммунистов в
нарушении правительственной солидарности и 5 мая 1947 г. издал декрет об их
исключении из правительства. Национальное собрание большинством голосов
утвердило это решение. Трехпартийная коалиция распалась. Самая крупная партия
Франции была отстранена от участия в правительстве. Вскоре коммунистов начали
изгонять из государственного аппарата и армии. Во Франции, как и в некоторых
других западноевропейских странах, произошел поворот вправо.
Контрнаступление буржуазии привело к обострению
классовой борьбы. Во Франции вспыхнули массовые забастовки. В ноябре 1947 г. по
призыву ВКТ началась всеобщая стачка, в которой приняли участие около 3 млн.
человек. Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление
топлива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие занимали шахты и
заводы, вступали в столкновение с полицией и войсками. Хотя основным
требованием бастующих было повышение заработной платы, буржуазная печать
запугивала население угрозой «повстанческой забастовки», гражданской войны и
«коммунистической диктатуры». Правительство направило против бастующих войска.
В самый разгар забастовки социал-реформисты,
входившие в состав ВКТ, осуществили раскол профсоюзов. Обвинив руководство ВКТ
во главе с коммунистами в том, что оно придает профсоюзному движению
политический характер, социал-реформисты вышли из ВКТ и основали новое
профсоюзное объединение «Форс увриер» («Рабочая сила»). Лидеры Форс-увриер
призвали прекратить стачку. В результате она закончилась лишь частичным
удовлетворением требований трудящихся.
С возникновением «Форс увриер» завершился новый
раскол французского рабочеого движения. Его левое крыло представляли компартия
и ВКТ, а правое, социал-реформистское, крыло – Социалистическая партия, лидеры
«Форс увриер» и и христианских профсоюзов.
1.4 Борьба партий в годы «холодной войны».
«Холодная война», раскол демократического движения,
чувство разочарования, вызванное тем, что обещанные программой НСС глубокие
социальные преобразования в полной мере не осуществились, сказались на
настроениях народных масс. Общественный подъем послевоенных лет сменился
снижением политической активности. Численность политических и профсоюзных
организаций рабочего класса значительно сократилась. Социалистическая партия и
реформистские профсоюзы потеряли больше половины своих членов. Численность
Коммунистической партии упала до 500 тыс., а численность ВКТ до 2 млн. членов1.
Расколов трехпартийную коалицию, лидеры Социалистической партии и МРП повели
яростную борьбу против коммунистов. Вместе с тем они не хотели уступать партии
РПФ, которая безуспешно требовала проведения досрочных парламентских выборов. В
ноябре 1947 г., в разгар всеобщей стачек, социалистическая партия и МРП
образовали совместно с радикалами и частью «независимых» коалицию так
называемой третьей силы, которая официально поставила своей целью бороться как
против коммунизма, так и против голлизма. Фактически политика «третьей силы»,
означавшая союз между социал-реформистами и частью буржуазии, была рассчитана
прежде всего на борьбу против компартии и на удержание власти партиями «третьей
силы».
В ожидании очередных парламентских выборов1951
г. коалиция «третьей силы» приняла выгодный для себя избирательный закон,
который заменил пропорциональное представительство мажоритарной системой. Если
пропорциональное представительство обеспечивало каждой партии количество
депутатских мест, пропорциональное числу собранных ею голосов, то при
мажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовало больше
половины избирателей, получали все депутатские мандаты данного округа.
Французские коммунисты сразу же подвергли новую систему голосования резкой
критике: «Главная цель этой реформы, - подчеркивала ФКП, - отстранить Коммунистическую
партию от парламентской деятельности»2.
В результате выборов 1951 г. Коммунистическая
партия утратила часть избирателей, но осталась на первом месте, собрав более 26
% голосов. Зато партии «третьей силы» -
социалисты и МРП – потеряли 40 - 50 % своих
прежних избирателей, которые перешли главным образом к РПФ. Влияние РПФ,
«независимых» и других правых партий возросло, но все же ни одна из
политических группировок не добилась абсолютного большинства. Если в
Национальном собрании 1946 г. три главные партии получили 75 % депутатских мандатов1, то теперь 6
политических группировок – коммунисты, социалисты, МРП, «независимые» и РПФ –
имели крупные фракции в Национальном собрании, прозванном поэтому шестигранным.
Разногласие меду партиями обрекали на неустойчивость любое правительство. За
пятилетний период существования избранного в 1951 г. Национального собрания во
Франции сменилось 12 правительств. Социалистическая партия, увидев, что ее
влияние падает, перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский
блок, состоявший из правых («независимых») и центристов (МРП и радикалов).
1.5Конец Четвертой республики.
Во второй половине 50-х годов Четвертая
республика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий
серьезно улучшить положение народных масс, разрыв между официальными
декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали
авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее
международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику
широких слоев населения и даже части буржуазии.
Основные буржуазные партии Четвертой республики
оказались расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники
ультраколониализма и неоколониализма, «атлантисты» и их противники, приверженцы
«интеграции Европы» и национальной независимости. Сложившаяся ранее
партийно-политическая система претерпела серьезные изменения. Партия РПФ, так и
не умевшая прийти к власти, потерпела поражение на муниципальных выборах 1953
г. и прекратила политическую деятельность. Партия МРП, отказавшаяся от
программы НСС и соцальных реформ, быстро теряла влияние, превращаясь в
сравнительно небольшую группировку, сделавшую основой своей политики
«атлантизм» и «интеграцию Европы». В 1955 г. произошел раскол в партии
радикалов. Правые радикалы продолжали сотрудничать с МРП и «независимыми», а
левое крыло во главе с Мендес-Франсом взяло курс на разрыв с ними.
Социалистическая партия также отказалась от союза с МРП и «независимыми» и стала
сближаться с левыми радикалами.
Парламентские выборы, состоявшиеся в январе
1956 г., показали, что в стране происходит сдвиг влево. Несмотря на атаки
реакции, первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место
вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к
ним группировками в «республиканский фронт». Правые партии потеряли
значительную часть имевшихся у них ранее депутатских мандатов.
Отклонив предложение коммунистов о совместных
действиях, социалисты и левые радикалы образовали правительство
«республиканского фронта». Главой правительства стал генеральный секретарь
Социалистической партии Ги Молле, а его заместителем – лидер левых радикалов
Мендес-Франс.
Осенью 1956 г. правительство Ги Молле приняло решение
об участии Франции в агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов
депутатов-коммунистов, но не получив прочной поддержки правых, правительство Ги
Молле в мае 1957 г. вынуждено было уйти в отставку.
После отставки Ги Молле политическая обстановка
во Франции еще более осложнилась. Массы населения устали от министерской
чехарды. Они потеряли доверие к левым силам, которые не выполнили своих
обещаний. Война в Алжире превратилась, по выражению Тореза, «в язву на теле
страны». Расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае. В
Алжир была направлена громадная Французская армия общей численностью в 500 тыс.
человек, но она не могла справиться с освободительным движением. Командный
состав этой армии глубоко проникся ультраколонистсикими настроениями, широко
применял пытки и массовые репрессии против мирного населения. Генералы и
офицеры – ультраколонисты не скрывали своего презрения к «слабым» и
неустойчивым правительствам Четвертой республики, которые, по их мнению, не вели
войну с достаточной энергией и будто бы были готовы «отказаться от Алжира» (то
есть признать его независимость). Они требовали продолжать войну до победного
конца.
К началу 1958 г. среди ультраколонистов
сложился заговор, имевший целью создание «сильной власти», способной
победоносно завершить войну в Алжире. Заговорщики установили связь с окружением
генерала де Голля, который был известен как сторонник сильной власти, и стали
добиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находила
отклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связь с
движением Сопротивления и демократическими реформами Временного правительства.
13 мая 1958 г. ультраколонисты подняли мятеж и захватили власть в столице
Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали
передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов «взять на себя
власть Республики» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и
отмены конституции 1946 г. Над Францией нависла угроза военного переворота.
Коммунистическая партия призвала трудящихся к забастовкам и демонстрациям
протеста. Она предложила всем левым силам совместно выступить в защиту
республики против мятежников. Однако лидеры социалистов и других левых групп не
поддержали компартию, утверждая, будто союз с коммунистами против мятежников
неизбежно вызовет гражданскую войну. Социалистическая партия и реформистские
профсоюзы отказались принять участие в забастовке протеста, организованной
компартией и ВКТ. Охваченные смятением, напуганные, с одной стороны,
мятежниками, а с другой – возможностью роста народных сил во главе с
коммунистами, ведущие деятели буржуазных партий при поддержке руководства
Социалистической партии предпочли передать власть де Голлю.
Страницы: 1, 2
|