|
Политико-правовые учения Н.М. Коркунова
Политико-правовые учения Н.М. Коркунова
Министерство
образования Российской Федерации
Сибирский
институт права, экономики и управления
ДОКЛАД
по дисциплине «История политических и правовых учений»
На
тему: «Политико-правовые учения Коркунова»
Выполнила:
студентка III
курса
юридического факультета
2-й группы
Ильина М.В.
Проверила:
_______________________
Иркутск, 2003
Н. М. Коркунов (1853—1904) — видный представитель
позитивистской теории государства и права. Его основная работа — «Лекции по
общей теории права» (1886 г.).
Коркунов
предпринял попытку отойти от ортодоксальных положений формально-догматической
юриспруденции и формалистического понятия права. Он выступает против
превращения юриспруденции в раболепную «служанку законодательства», против
отождествления права с законом — основной тенденции юридического позитивизма XIX в. «Если бы право и закон были
тождественны, то было бы непонятно существование юридических теорий». «Если бы
норма делалась юридической только в силу облечения ее в форму закона, единственно
возможная юридическая теория была, бы теория составления законов».
Философско-методологическую
основу теории Коркунова составляют позитивизм, субъективный идеализм и
индивидуализм смягченного вида. Он выступает против крайностей механического
индивидуализма XVII—XVIII вв., который. сводил общество к механической сумме индивидов, и
этатистских теорий Гегеля и других авторов, с точки зрения Коркунова,
растворявших личность в обществе и государстве. Коркунов выдвинул так
называемую психическую теорию, или теорию «субъективного реализма», согласно
которой общество есть «объективный общественный порядок», «психическое
единение людей». В то же время личность представляет собой «особое
самостоятельное начало», которое не растворяется в обществе, а сохраняет «свою
самостоятельность, свои особые цели, не сливающиеся с общественными и не
подчиняющиеся им».
Содержанием
социальной жизни Коркунов считал совокупность разнообразных сталкивающихся
между собой личных и групповых интересов в политической, экономической,
религиозной и иных областях. Отсюда, полагал он, вытекает необходимость права,
задача которого заключается в том, чтобы обеспечивать должный общественный
порядок в сталкивающихся между собой интересах. С этой точки зрения право есть
«разграничение интересов». С одной стороны, данное понятие было направлено
против формалистической теории юридического позитивизма, сводившего право в конечном
счете к волеизъявлению политической власти, «приказу суверена» (Остин и др.).
С другой — Коркунов стремился преодолеть крайности концепции Иеринга,
отождествлявшего право с интересом («право как юридически защищенный
интерес»).
В соответствии с дуализмом
индивидуального и коллективного, право, по Коркунову, тоже имеет два
взаимосвязанных, но относительно самостоятельных, не сводимых друг к другу
аспекта: объективный (юридическая норма) и субъективный (юридическое отношение,
субъективное право и обязанность).
Нельзя,
утверждал он, признавать право чем-то односторонне поглощающим личность:
«основой всего права в конце концов является все-таки индивидуальное
сознание». Право выражает «не объективно данное подчинение личности обществу, а
субъективное представление самой личности о должном порядке общественных
отношений». В то же время право, считал Коркунов, не является односторонним
продуктом личной сознательной воли. Как должный порядок общественных отношений
оно воспроизводится объективно, независимо от индивидуального сознания и
произвола отдельного человека.
Эта
теория объективно вела к попытке примирить индивидуализм и этатизм.
Государство,
согласно учению Коркунова, есть «общественный союз, обладающий самостоятельной
властью принуждения», и возникает оно как средство проведения в жизнь права.
Исходя из этого, проблему соотношения государства и права, «самоограничения»
государства он стремился решить не формальным образом, а путем возведения и
государства, и права к «психическому единению людей», «коллективному сознанию»,
к средствам разграничения интересов.
Коркунов
резко критиковал господствовавшее тогда в государствоведении понятие
государства как волевого субъекта власти — «самостоятельной личности».
Государство в качестве политического союза, утверждал Коркунов, есть не лицо,
не субъект, а отношение (с юридической стороны — «юридическое отношение»). Поэтому
он отвергал традиционное понятие государственной власти как воли
государства-личности и с позиций субъективного идеализма пытался дать
психологическую трактовку государства и государственной власти. Основу
последней следует искать в субъективном сознании, в психике индивида, вне связи
с волей властвующего. Властвование, рассуждал Коркунов, предполагает сознание
не с активной стороны, не со стороны властвующего, а со стороны подвластного.
Более того, для властвования требуется только сознание зависимости, а не
реальность ее. «Власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а
сознанием зависимости подвластного». Поэтому Коркунов считал, что нет
надобности наделять государство волей, олицетворять его. «Государственная
власть есть не чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их
зависимости от государства». Основываясь на субъективном идеализме и
психологизме, Коркунов отрицал объективный характер государства.
Принимая
во внимание эволюцию России во второй половине XIX
в., Коркунов с позиций монархически настроенной буржуазии предлагал путь
фактического ограничения абсолютизма правом. Отсюда проистекала его известная
формула так называемой правомерной, но самодержавной монархии: «Государь
сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет
ее правомерно», т. е. строго подчиняется законам, принятым в особом, в отличие
от исполнительных актов, порядке (обязательное предварительное обсуждение в
Государственном совете, особый порядок подписания, взаимосвязь с прежним
законодательством и др.). Строгое разграничение закона и подчиненных
нормативных актов, а также разделение судебной и исполнительной властей, право
суда проверять «конституционность», «юридическую силу» указов и законов, на
взгляд Коркунова, приведут к тому, что различие между абсолютной и
конституционной монархией будет не качественное, а количественное. В условиях
антилиберальных контрреформ 80—90-х годов XIX в.
это была робкая попытка предотвратить революцию.
Своей
психологической трактовкой государства и права Коркунов оказал весьма
существенное воздействие на психологические теории Л. Петражицкого, Ж. Гурвича
и др. Концепция «психологического единения» предвосхитила концепцию
«коллективного сознания» Э. Дюркгейма. Теория «разграничения интересов» – заметная
веха на пути эволюции юриспруденции интересов от Иеринга к последующим ее
модификациям («согласование интересов» Р. Паунда и др.). Теория политической
власти Коркунова, отрицавшего за государством качество волевого субъекта
власти, созвучна соответствующей доктрине Л. Дюги и субъективно-идеалистическим
попыткам обосновать государство как политическое отношение.
Н.
М. Коркунов в своем
социально-психологическом истолковании вании права и государственной власти
исходил прежде наработанных Муромцевым характеристик права как правопорядка, а
также из учения Иеринга о праве как защищенном интересе (Муромцев также многим
обязан Иерингу, лекции которого он прослушал во время стажировки в Германии).
Общество, писал Коркунов, есть объективный общественный порядок («психическое
единение людей»). Содержание общественной жизни составляет многообразие
различных сталкивающихся личных и общественных интересов в политической,
экономической, религиозной областях. Чтобы обеспечить возможность совместного
сосуществования и осуществления интересов, каждому субъекту правовых отношений
должна быть отграничена известная сфера. Эту сферу и отграничивает право,
которое, собственно, есть «разграничение интересов» и вместе с тем инструмент
обеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулирования
конфликта интересов (Лекции по общей теории права. 1886). Право охраняет не
всякий интерес, а только отдельно взятый интерес в его отношении к другому
интересу. Оно разграничивает, охраняет и в этом смысле обеспечивает должный
порядок общественных отношений.
Коркунов был
авторитетным в университетских научных кругах разработчиком социологического и
философского (теоретического) приемов изучения права в противоположность
доминирующей формалистической ориентации догматической юриспруденции. Основа
права — в индивидуальном сознании, в котором Коркунов различает субъективный к
одновременно социально-психологический аспекты. Однако в своем внешнем
проявлении в качестве регулятора и обеспечителя должного и упорядоченного
общественного отношения право действует и воспроизводится объективно (вне
индивидуального и иного-произвола). «Общая теория права» ставит задачей извлечь
общие начала права из накопленного специальными юридическими науками эмпирического
материала. В этом смысле она становится близкой к философии права. Философия,
считал Коркунов, не есть метафизическое знание, как во времена Канта и Гегеля,
она ныне существует как обобщенное знание других Дисциплин. Между философией
права и философией нет какого-либо разграничения (Лекции по энциклопедии права.
1880). Аналогичным образом в духе социологического и юридического эмпиризма
трактовался Коркуновым и предмет всеобщей истории права — как сравнительная
история законодательств.
Основной
труд Коркунова «Лекции по общей теории права» выдержал 9 изданий (последнее —
1909 г.), в 1903 г. был перейден на французский, а затем и. на английский
язык. Западноевропейские юристы ссылались на труд Коркунова как на законченное,
наиболее полное и вместе с тем оригинальное изложение позитивной теории права.
В течение ряда лет «Лекции» были самым ходовым учебником в российских
университетах.
Н.М. Коркунов
описывает государственную власть как феномен, определяемый не волей
властвующего субъекта, а сознанием зависимости подвластного. «Государственная
власть и есть надо всем господствующая единая воля, проявляющаяся в
деятельности органов власти. Государственная власть есть сила, основанная на
создании людьми своей зависимости от государства. Поэтому носителем
государственной власти являются не одни органы власти, а все государство как
одно целое. Органы же власти только распорядители, диспозитарии этой силы.
Единство государства не в единстве воли этих органов, а в единстве той силы,
которой все они распоряжаются».1
По мнению Коркунова,
изучаемые им феномены власти находятся, по крайней мере, в двоякой зависимости
от психологических факторов. Во-первых, тот факт, что личность является
составным элементом сразу нескольких общественных групп, защищает ее от поглощения
некоей тотальной идеей. Дело в том, пишет Коркунов, что общество являясь
техническим единением людей, допускает в силу этого принадлежность человека
одновременно ко многим разнообразным обсуждениям. Личность поэтому, хотя и есть
продукт общества, но не одного кого-нибудь, а совместно многих обществ. Влиянию
каждого из этих обществ личность противопоставляет свою зависимость от ряда
других обществ, и в этой одновременной зависимости она находит противовес
исключительному влиянию на нее каждого из них в отдельности.
Такой
социально-психологический плюрализм обеспечивает личности известную автономию,
но она, в силу парадоксальных причин, стремится вписаться в систему отношения
властвования, ориентируясь прежде всего на отношения подчинения.
Во-вторых, что более
важно, картина властеотношений интерпретируется Коркуновым применительно не к
источнику власти, а к ее объекту. И здесь власть как реально существующий факт,
разлагается на ряд часто психических элементов, а именно переживаний,
подвластных субъекту. Власть, с этой точки зрения, не предполагает непременно
направленной на властвование воли. Коркунов подчеркивает, что для отношений
властвования не требуется, чтобы сознание зависимости основывалось на реальных:
для возникновения их необходимо только сознание зависимости, а не реальность
ее.
«Властвование над ними
государства и ограничение этого властвования имеет одно и то же общее основание
– в нашем сознании, в сознании зависимости от государства и в сознании целого
ряда интересов, противопоставляемых интересам власти и требующих определенного
с ним разграничения». Неделимость власти всегда побуждает ее носителя к
злоупотреблению ей, и, по Коркунову, власть стремится захватить сферу настолько
широкую, насколько это возможно.
1
Коркунов Н.М. Указ и закон – СПб., 1894. – С. 193.
|
|