|
Политико-правовые взгляды декабристов
Политико-правовые взгляды декабристов
Министерство общего и профессионального
образования РФ
Марийский государственный
университет
Кафедра
теории и истории государства и права
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕКАБРИСТОВ
Курсовая
работа
студента 1 курса,
12 гр.,
ЮФ, д/о
Булатова П.Ю.
Научный
руководитель:
Доцент, к.и.н.
Вайнштейн Г.С.
Йошкар-Ола
1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Влияние
западноевропейских идей на мировоззрение декабристов 4
1.1 Французская революция как
источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами 4
1.2 Распространение
в России вначале XIX века идей французских
просветителей 5
1.3 Роль военных походов в
образование в России революционного движения 6
1.4 Идеи французских и английских философов и их
влияние на конституционные проекты декабристов 7
2 “Русская Правда” Пестеля 8
2.1 Форма государства по “Русской
Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов 8
2.2 Демократические преобразования в
сфере прав человека 13
2.3 Решение
аграрно-крестьянского вопроса 14
2.4 Преобразования, предусмотренные “Русской
Правдой”, в просвещения, судопроизводства и военном деле 17
2.5 Решение национального вопроса 19
3 “Конституция” Муравьева 24
3.1 Система органов государственной власти и
административно-территориальное деление по “Конституции” 24
3.2 Избирательное право 30
3.3 Решение крестьянского
вопроса 32
3.4 Преобразования в сфере прав
человека 33
Заключение 36
Список использованных источников 37
ВВЕДЕНИЕ
Наследие
декабристов всегда привлекало исследователей, ведь они оставили множество
произведений, среди которых можно найти и работы политико-правового характера.
И содержание этих работ по прежнему остается актуальным для России. Так,
например, решение вопроса об административно-территориальном делении всегда
будет оставаться важным для России из-за огромной размеров ее территории и
большого количества народов, населяющих ее (о чем писал Пестель). Для
истории государства и права наиболее интересны, как мне кажется,
конституционные проекты декабристов, которые по своему реформаторскому
потенциалу опередили историческое развитие России почти на столетие.
Но эти проекты не
возникли на пустом месте. И основными идеями, положенными в основу этих
проектов, были идеи, разработанные философами Просвещения, которые, конечно же,
трансформировались определенным образом с учетом специфики России.
Таким образом,
цель данного исследования данной курсовой работы, во-первых, рассмотреть
Великую Французскую революцию и западноевропейскую философия как источник
формирования политико-правовых взглядов декабристов, и прежде всего двух
значительных политико-правовой мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля
и Муравьева (“Русская Правда” и ”Конституция”) и показать то
философское основание в соответствии с которым были написаны данные документы,
да и на которых строилась декабристская идеология в целом (при этом, конечно,
не следует забывать и других источников: деятельность русских просветителей
XVIII века, Отечественная война 1812 года и самодержавно-крепостническая
действительность России первой четверти XIX века).
Во-вторых,
это сравнительная характеристика “Русской Правды” и ”Конституции”, а
также анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований,
которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства,
управления и судоустройства; административно-территориального деления; решение
национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса
личности в Российской империи (отмена сословного деления, признание
конституционных прав граждан и так далее).
1.ВЛИЯНИЕ
ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИДЕЙ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
1.1. Французская революция как источник формирования декабристкой
идеологии и ее оценка декабристам
Формирование декабристкой
идеологии -необходимое условие возникновения и деятельности тайных
декабристских организаций, разработки ими программных политических документов,
а также революционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот
процесс формирования оказали передовые западноевропейские идеи.
Процесс
воздействие этих идей на декабристов можно разделить на два этапа: 1) период до
Отечественной войны 1812 года, характеризующийся влиянием идей Просвещения и
Великой Французской революции (с учетом как положительных, так и негативных
моментов), 2) период Отечественной войны 1812 года, заграничных походов
1813-1814 года, пребывание русского оккупационного корпуса графа Воронцова
во Франции в 1815-1818 годах.
Общественное
движение в России в начале XIX века было связано с общим подъемом
освободительного движения в Европе. “Французская революция конца XVIII века
сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал всему человечеству
цивилизацию и культуру, прошел под знаменем Французской революции,” -писал Ленин /4, с.398/. И поэтому великое общественное
движение во Франции конца XVIII века оказало влияние на развертывание
революционного движения во всех концах мира, в том числе и в России.
Декабристы
относились к ней неоднозначно. Они в своем большинстве приветствовали начало
революции, одобряли ее принципы, провозглашенные в “Декларации прав” 1789
года.
“Мы ненавидели преступления и
любили правила Французской революции,” –отмечал М. Ф. Орлов /4, с.179/. И все же, несмотря на отрицательные
стороны революции, как представляли их себе декабристы (“власть толпы”,
якобинский террор, завершившийся термидором и затем утверждение диктатуры Наполеона),
а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов,
наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не
усмотреть и конечных положительных последствий революции. П. И. Пестель
показывал: ”Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои
соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических
мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть
коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за
благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам
против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция,
видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма полезна, в какой
мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было
революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений” /3, с.148 /. Таким образом, осуждение “ужасов
французской революции” не мешало видным идеологам декабризма осознавать,
что, говоря словами М. Ф. Орлова, “эпоха французской революции- великая
эпоха, что эпоха человека и разума”/4, с.348/. Критика “крайностей” французской революции у декабристов
согласовывалась с признанием положительных в конечном счете результатов.
1.2. Распространение в России вначале
XIX века идей французских
просветителей
Французская философия и
общественно-политические теории XVIII века, явившаяся идеологической
подготовкой буржуазной революции, дали сокрушительную критику отжившего
феодального порядка Франции. Эта революционная идеология находила живой отклик
у передовых людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостнических
порядков. Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось
обязательным для каждого образованного человека в России. Идеи передовых
мыслителей Западной Европы были хорошо знакомы образованному русскому обществу,
особенное распространение в России получили произведения французских
просветителей и философов XVIII века.. Эти произведения переводились и на
русский язык, издавались полностью или в отрывках, и даже делались попытки
напечатать собрание сочинений. Кроме того, многие произведения идеологов
буржуазной революции переводились и распространялись в списках.
Во время следствия каждому декабристу
задавался вопрос: ”С которого времени и откуда заимствовали вы свободный
образ мыслей, то есть от сообщества ли, или внушения других; или от чтения
книг или сочинений в рукописях и каких именно?” Влияние Французских
просветителей, литературы французских и английских публицистов неоспоримо- оно
чрезвычайно велико и все декабристы говорят об этом. Судя по ответам, изучение
английской конституции и конституции Северо-Американских Штатов оказало большое
влияние на формирование мировоззрения декабристов, на политическую ориентацию. А.
А. Бестужев показывал: “Первая же книга, развернувшая во мне желание
конституции для моего отечества, была “О конституции Англии”/4, с.342/. При ответах на источники
формирования вольнолюбивых взглядов многие декабристы указывают своих учителей
и воспитателей. Вот что на следствие говорил А. М. Муравьев: “Уже в детстве
внушал мне свободный образ мыслей мой тогда бывший дядька –швейцарец Бидо,
который возвратился потом в свою родину”/4, с.234/. А вот, что позднее писал декабрист Роден в
воспоминаниях: ”Французская революция 1789 года выгнала к нам тысячи
выходцев, между ними людей весьма образованных из высших классов, много умных
аббатов и всяких учителей по случаю вперемежку с аббатами заняли места
воспитателей, и, сами убежав от революции, посеяли в русском дворянском
юношестве первые семена революции”/4,с.366/.
В политических и философских
сочинениях западноевропейских и русских мыслителей, в изучении политэкономии,
древней и новой истории, конституционного устройства некоторых стран Европы,
Северо-Американских Соединенных Штатов пытались они найти ответы на волнующие
их вопросы о причинах бедственного положения России, уяснить себе возможные
пути и средства необходимых преобразований, которые могли бы ”спасти”
Россию и обеспечить ей благоденствие.
1.3. Роль
военных походов в образование в России революционного движения
Широкому знакомству с идеями
французской революции и ее практическими результатами способствовали походы
русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Заграничные походы
послужили важным “пропагандирующим фактором”/8, с.46/, воздействующем на всю армию -”от
генерала до солдата”, которые невольно сравнивали увиденные ”порядки” в
западноевропейских странах с ”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал
вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат,
-писал А. А. Бестужев, -пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в
чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему
же не так у нас?”/4,
с.433/
О влияние войны 1812 года и
заграничных походов на формирование мировоззрение декабристов также сообщалось
в показаниях на следствии. Например, С. Г. Волконский писал, что “с
1813 года заимствовался вольнолюбивыми и либеральными мыслями, находясь с
войсками по разным местам Германии, и по сношениям могли с разными частными
лицами тех мест, где находился. Более же всего получил склонность к таковому
образу мыслей во время моего пребывания в конце 1814года и вначале 1815 года в
Париже и Лондоне”/4,
с.342/.
Многие из будущих декабристов,
находясь в Париже, встречались с передовыми политическими деятелями Франции,
слушали лекции французских ученых по политическим вопросам. Ленин
отмечал, что передовые дворянские офицеры ”были заражены соприкосновением с
демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн”/5, с.129/. После окончания войны, когда были
созданы тайные общества и перед ними встала задача практической подготовки
революционного переворота в России, они внимательно следили за достижением
революционной мысли в Западной Европе.
1.4 Идеи французских и английских
философов и их влияние на конституционные проекты декабристов
В основу декабристских проектов
политического и социального переустройства России были положены принципы
естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком,
Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были
хорошо знакомы. Под “естественными правами” понимались личная свобода
человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также
создание представительного образа правления при разделении властей на
законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и
ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим
острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали
большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы
буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и
Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств-
Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной
Европы.
2.“РУССКАЯ ПРАВДА” ПЕСТЕЛЯ
2.1.Форма государства по “Русской
Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов
Решение национального вопроса Первые наброски конституционного
проекта были сделаны Пестелем, по-видимому, уже в 1821 году. Основные положения
этого документа обсуждались на первом съезде в январе 1923 году. Здесь было
решено предоставить всем членам организации годичный срок для обдумывания предложений
Пестеля. На следующем съезде в январе 1823 года Пестель сделал
более обстоятельный доклад о своем проекте, который был обсужден по всем
пунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный проект Пестеля
хотя и носил авторский индивидуальный характер, но все же являлся программным
документом всего Южного общества.
Полное название
конституционного проекта Пестеля- "Русская Правда или Заповедная
государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая
Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как
для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует
из названия, этот документ должен был служить "наказом"
Временному революционному правительству. Члены Южного общества- сторонники Пестеля
придавали длите тельной диктатуре временного правительства решающее значение в
деле осуществления революционных преобразования. По мысли Пестеля,
объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было
состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью
правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав
Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в
продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"/2, с.124/. Пестель указывал, что
преобразования не могли быть проведены сразу- необходим был именно этот
десятилетний срок переходный период. "Все происшествия в Европе в
предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что
народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие
постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие
бедствия и беззакония". Но “постепенность" в ходе
государственного преобразования понималась Пестелем "не как
постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения
представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления
Россией"/2,
с.134/. Отсюда и необходимость, по
мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного
правительства до установления в государстве прочного революционного порядка
диктаторскими полномочиями.
В диктатуре
временного правительства сторонники Пестеля видели гарантию от возможных
междоусобиц. С одной стороны, оно должно было определить от "ужасов
безначалия," то есть народного восстания, с другой от любых
контрреволюционных попыток. Временное правительство устанавливает в России
республику в той форме, в какой она изложена в "Русской Правде"/2, с.134/. По окончание десятилетнего переходного
периода оно слагает свои полномочия, принимается новая конституция, но на
основе принципов "Русской Правды".
В Северном
обществе преобладала иная точка зрения: господствующей была идея созыва после
переворота Великого собора для определения будущего государственного устройства
и принятия конституции. В связи с этим иначе понимались функции временного
правительства иным был взгляд на его состав и срок полномочий. Задача
временного правительства заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить
созыв Учредительного собрания и осуществить самые первые революционные
преобразования. Как считает Семенова:”В это правительство предполагалось включить наряду с членами тайного
общества некоторых государственных деятелей прежнего режима (Сперанского, Мордвинова,
Ермолова)”/6, с.56/. Пестелевская идея диктатуры
временного правительства вызывала главные споры и разногласия во время приезда
вождя Южного общества в Петербург в 1824 году. Ради единства действий,
объединения в перспективе обоих обществ и готовящегося вооруженного выступления
Пестель был вынужден сделать уступку- внешне отказаться от идеи диктатуры
временного правительства, согласиться с планом созыва после переворота
Учредительного собрания и соответственно с другим пониманием задач временного
правительства.
"Русскую
Правду" декабристы предлагали обнародовать одновременно с "Манифестом
к русскому народу", провозглашающим свержение старого режима и
установление революционной власти. "Русская Правда" должна
была показать народу какие права он получил, а правительству- обязанности на
него возложенные.
По плану Пестеля
"Русская Правда" состояла из десяти глав: в первой главе речь шла
о границах государства и его административное деление; во второй- о различных
народах России и путях решения национального вопроса; в третьей -о сословиях,
то есть о ликвидации сословного строя и установление единого гражданства на
принципах всеобщего равенства перед законом; в четвертой- "о
политическом и общественном состоянии, то есть о политических правах
граждан"; в пятой- "о гражданском или частном состоянии
народа, то есть о главнейших правилах и постановлениях гражданского
частного права в отношение лиц, имуществ и различных взаимных между гражданами
сношений"; в седьмой -о министерствах и местных органах власти; в
восьмой- "о частях применения, устраивающих государственную
безопасность как внешнюю, так и внутреннюю, то есть об юстиции, полиции,
внешних сношениях, военных и морских силах"; в девятой об "управлении
общественным благосостоянием", то есть о финансах, народном хозяйстве,
а также о просвещение и "духовных делах"; и наконец, десятая
глава- “долженствовала, -по словам Пестеля, -содержать род наказа для
составления общего государственного свода законов или Уложения и представить
главнейшие правила или, так сказать, оглавление сего полного и общего
Государственного Уложения"/3, с.210/. Однако разработать документ в предполагаемом объеме не удалось. На
следствии Пестель показывал, что смог написать лишь не более половины
задуманного им текста "Русской Правды”.
Исходя из
принципа верховенства не власти над народом, а народа над властью, право народа
избирать свои органы власти и обязанность власти выражать волю народа, Пестель
торжественно провозглашал: "народ российский не есть принадлежность
какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть
принадлежность и оно учреждено для блага народного, а не народ для блага
правительства"/2, с.22/. П. И. Пестель первоначально разделял идею
конституционной монархии, что нашло отражение в составленной им в 1819 году
на языке "Записке о государственном правление". В самом начале 1820
года Пестель проделал довольно быструю эволюцию взглядов от
монархических к республиканским. В своих показаниях на следствии он подробно
изложил причины такого перехода. Особенно он подчеркивал влияние книги
французского мыслителя Дето де Трасси "Замечание на "Дух
законов" Монтескье”. “Сочинение Дето де Трасси на французском языке очень
сильно подействовало на меня. -показывал Пестель, -он доказывает, что
всякое правление, где главой государства есть одно лицо, особенно ежели сей сан
наследственный, неминуемо кончиться деспотизмом"/3, с.230/. Пестель видел положительный опыт в
современной ему исторических примерах "благодеятельньсти"
именно республиканского образа правления. "Все газеты и политические
сочинения так сильно прославляют возрастания в Северных Американских
Соединенных Штатах, приписывая сие государственному их устройству, что сие мне
казалось ясным доказательством в превосходстве республиканского правления,
показывал далее Пестель"/3, с.232/. К тому же он "находил неоспоримые доказательства в
непрочности монархических конституций и полные достаточные причины и
недоверчивости к истинному согласию монархов на конституцию"/3, с.233/. В свежих примерах отказа монархов
Португалии, Неаполя, Испании от конституций, которым они присягнули под
давлением революционных сил. "Все сие произвело, -делает вывод
Пестель, -что я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего
благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском
правлении"/3,
с.231/.
Поэтому, будучи
убежденным республиканцем, Пестель требовал не только ликвидации
самодержавия, но в любой монархии, даже ограниченной конституцией. Более того,
чтобы гарантировать будущую Российскую республику от реставрации монархии,
Пестель выступал не только за цареубийство, но и вообще за "истребление
всей императорской фамилии", то есть за физическое уничтожение всех
возможных претендентов на российский престол.
Будущая
Российская республика объявлялась строго централизованным или, как выражался
Пестель, "неразделимым" государством. Любая форма федеративного
устройства им решительно отвергалась. "Невыгоды" федеративного
образования государства Пестель усматривает в следующем. Верховная
власть в таком государстве, по его мнению, "не законы издает, но только
советы"/2,
с.23/, так как
при самостоятельности отдельных частей в федерации у верховной власти не
окажется "принудительных средств" к приведению законов "во
исполнение". В федерации областные интересы неизбежно будут брать верх
над общегосударственными. Особый образ правления и особые законы в областях
приведут к ослаблению связей между ними, а также к осознанию ненужности
верховной власти, следовательно к распаду государственной организации. ”Каждая область, составляя в
федеративном государстве, так сказать, маленькое отдельное государство, слабо к
целому привязана будет и даже во время войны будет действовать без усердия к
общему составу государства, особенно если лукавый неприятель будет уметь
прельстить ее обещаниями о каких-нибудь особенных для нее выгодах и
преимуществах. Особенно пагубным для нее выгодах и преимуществах"/2, с.27/. Особенно пагубным федеративное
устройство будет, по мнению Пестеля, для России, состоящей из "разнородных
частей", отличающихся по своему историческому прошлому, языку, вере,
обычаям, "и потому, ежели сию разнородность еще более усилить чрез
федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии
разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся, и она скоро
потеряет тогда не только могущество, величие и силу, но даже, может быть, и
бытие свое между большими и главными государствами”/2, с.34/. Согласно проекту Пестеля,
Россия подразделяется на десять областей и два удела, каждая область состоит из
пяти округов (или губерний), губернии в свою очередь делятся на уезды, уезды на
волости. Пестель составил и карту нового административного деления России.
Столицей России Пестель определил Нижний Новгород, исходя из следующих
соображений: этот город находился в центре государства, на выгодных речных
путях (Оке и Волге), здесь ежегодно собиралась Макарьевская (с 1817 года-
Нижегородская) ярмарка -”всероссийское торжище” -важный центр торговли
Европы с Азией; кроме того, ”освобождение России от ига иноплеменного чрез
Минина и Пожарского из сего произошло” и ”все воспоминания о древности
Нижегородской свободою и прямой любовью к отчеству, а не к тиранам дышат”.
Город по замыслу Пестеля надлежало переименовать во Владимир- ”в память
великого мужа, введшего Россию в христианский закон”/2, с.23/, а прежний город Владимир в Клязмин
(ибо расположен на реке Клязьме). Столица вместе с Нижегородским округом
(губернией) выделялась в особый “Столичный удел”. Предусматривалось
необходимые ассигнования (”издержки”) для устройства (возведения
правительственных зданий и прочее).
Управление
страной, полагал Пестель, должно строиться по принципы разграничения
функций властей. Высший законодательный орган власти- Народное вече. ”Народное
вече есть одно целое и на камеры (палаты) не разделяется Вся законодательная
власть в нем обретается”/2, С.46/ (принцип двухпалатной системы Пестель не признавал). Оно ”представляет
волю в государстве, душу народа. Никто не может распустить Народной вече”/2, с.26/. Оно избирается путем двухстепенных выборов
(сначала жители волости избирают представителей в Окружное наместное собрание,
а те- депутатов в Народное вече)” в числе 500 человек сроком на 5 лет, при этом
впоследствии каждый год 1/5 часть его состава выбывает, а на ее место
выбираются новые депутаты. Народное вече избирает на год своего председателя из
числа депутатов, “последний год заседающих”. Народное вече объявляет
войну, заключает мир, обсуждает и принимает все законы, кроме конституционных (”заветных”).
Последние ”обнародуются и на суждение всей России предлагаются”/2, с.24/, и только после их обсуждения и
одобрения народом (вероятно, Пестель имел в виду проведение плебисцита/6/) они получают силу закона. Между
сессиями Народного веча его функции исполняет Временная комиссия.
Высшая исполнительная
власть сосредотачивается в Державной думе, избираемой также на 5 лет Народным
вечем из числа кандидатов, представленных окружными наместными собраниями.
Державная дума состоит из пяти человек. ”Ежегодно один из Думы выходит и
заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний или
пятый год/”,
с.26/”. Державная Дума ведет
переговоры с иностранными государствами, руководит военными действиями во время
войны, но не имеет права ни объявлять войну, ни заключать мирные договоры и прочие
трактаты. Она имеет свою канцелярию. ”Все министерства и вообще
правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной думы”/2, с.24/. Министерства иначе назывались “государственными
приказами”: правосудия, просвещения, финансов, полиции, военный приказ.
Дабы
законодательная и исполнительная власть ”не выходили из своих пределов”,
учреждается высший контрольный (“блюсти тельный”) орган -Верховный собор
из 120 членов (”бояр” или ”старцев”), избираемых пожизненно
Народным вече из числа кандидатов, выдвигаемых окружными наместными собраниями.
На рассмотрение Верховного собора представляются все законы, принятые Народным
вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкции этого контрольного
органа. Однако лишь Верховный собор рассматривает предоставленные ему законы
лишь с точки зрения их соответствия конституции, не вникая в содержание (”Собор
не рассуждают о сущности предметов, а смотрит на одни лишь формы”/2, с.25/). Он посылает своих полномочных
представителей в министерства и области. Прерогативой Верховного собора
является и назначение главнокомандующего действующей армии. Пестель
придавал большое значение Верховному собору как гаранту соблюдения законности.
Предусматривалось, что в этот орган избирались наиболее заслуженные и авторитетные
граждане страны.
По проекту
предлагалось также, что распорядительную власть на местах будут осуществлять
окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную- окружные
уездные и волостные правления. Главами окружных и уездных наместных собраний
должны стать выборные посадники, а главой волостного собрания- волостной
предводитель. Компетенция волостных собраний была довольно широкой: они
выслушивали исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии- в
волостных, уездных и земских правлениях, принимали и рассматривали жалобы на
местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали
прежних, и вообще занимались всеми делами местного значения, “до волости и
уезда касающимся” .Местные органы власти согласно ”Русской Правде”,
избираются сроком на один год. Выборы являются прямыми и производятся на
волостных собраниях. Кратких срок полномочий местных выборных органов власти
(за исключением “блюстительной”) рассматривались Пестелем как
гарантия против узурпации власти.
Все граждане
мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, получали избирательные права
(женщины избирательных прав не имели). В конституционном проекте Пестеля
отсутствовал избирательный ценз. Чтобы избирать и быть избранным, надо было
быть лишь совершеннолетним гражданином Российской республики. Пестель
предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещенным людям, но
ценза грамотности у него в конституции не было: и грамотный и неграмотный
имели одинаковое право голосования. ”Каждый гражданин имеет право на занятие
всех мест и должностей по государственной службе, -говориться в “Русской Правде”.
-Одни дарования, способности, познания и услуги служат поводом и причиною к
прохождению службы”/2, с.30/.
2.2 Демократические преобразования в
сфере прав человека
В ”Русской
Правде” намечена
и широкая программа других демократических преобразований, в центре которых
находиться охрана личности и частной собственности.
”Личная
свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная
обязанность каждого правительства, -говориться в ”Русской Правде”. -На
ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни
спокойствия ни спокойствия, ни благоденствия”. Провозглашается
неприкосновенность личности жилища граждан: ”Никто из граждан не должен быть
лишен и под стражу посажен иначе как законным порядком и законным образом.
Всякое действие, сему противное, наводит строжайшую ответственность на
нарушителей. В дом гражданина никто войти не может без его согласия”/2, с.28/.
”Священным” и ”неприкосновенным”
”Русская Правда” объявляла право собственности; определены гарантии защиты
этого права. Категорически запрещается конфискация имущества в казну. В случае
лишения какого-либо лица всех прав состояния за тяжкое преступление
(”политическая смерть”) имущество следует отдавать его наследникам, а не
конфисковать. Допускается изъятие части имущество для уплаты долгов и ”пеней”.
Провозглашается
всеобщее равенство перед законом: все граждане имеют одинаковые права и несут
одинаковые обязанности. Ликвидируется сословный строй, основанный на
привилегиях одних сословий и бесправии остальных. Все сословные различия
упраздняются, и прежние сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещане,
однодворцы, крестьяне) сливались в “единое сословие- гражданское”. Все
граждане впредь должны именоваться ”благородными” (”ибо рождены во благо”)/2, с.43/.
2.3.Решение
аграрно-крестьянского вопроса
Объявляется
полная и безусловная отмена крепостного права. И в первом, и во втором варианте
проекта предполагалось, что освобождение от крепостной неволи будет
сопровождаться обязательным наделением их землей. Безземельное освобождение по ”остзейскому
образцу” (проведенное в 1816-1819 годах в Эстонии и Латвии) Пестель
именовал ”мнимой свободой”. Поэтому освобождение крестьян от крепостной
неволи связывалось им с решением аграрного вопроса, которому Пестель
уделял особенно большое внимание. При этом он исходил из противоречащих друг
другу соображений: во-первых, Пестель считал землю безусловно общественным
достоянием, из которого каждый гражданин имеет право на земельный надел,
необходимый для обеспечения его жизненных потребностей, во-вторых, он признавал
справедливым и существование частной собственности на землю, ибо ”труды и
работы суть источники собственности, и тот, который землю удобрил и оную
способной сделал к произведению разных произростаний, исключительно должен на
ту землю иметь право обладания”, к тому же, ”дабы хлебопашество могло
процветать, нужно много издержек, который тот только сделать согласиться,
который в полной своей собственности землю иметь будет”, ”неуверенность в сей
собственности, сопряженная с частным переходом земли из рук в руки, никогда не
допустит земледелия к усовершенствованию”/2, с.43/.
Пестель стремиться согласовать эти
два противоречащих принципа путем деления всего фонда на две части: землю
общественную и частную. Общественная земля, согласно ”Русской Правде”,
передается в распоряжение волостному обществу- первичной административной и
хозяйственной единице в стране. Волостное общество предоставляет в пользование
желающим земельные участки, размеры которых завися от численности земли.
Поэтому общественная земля называлось ”волостной”. Она не могла быть ни
продана, ни заложена, предназначалась для производства ”необходимого
продукта” и должна была стать гарантией от возникновения безземельной и
бездомной бедноты. Каждый гражданин Российской республики, независимо от своего
положения и рода занятий, имеет право на получение земельного надела. Для этого
он должен приписаться к определенной волости. ”каждый россиянин, -говориться
в ”Русской Правде”, -будет совершенно в необходимом обеспечен и уверен, что
в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание
доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от милосердия ближних и
не отдаваясь в их зависимость. Но от трудов, коих приложит для обрабатывания
земли, ему самому принадлежащей, яко члену волостного общества наравне с
прочими согражданами”/2, с,33/. Пестель считал также, что таковой ”порядок”, создавая уверенность
гражданина в своем обеспечение, окажет ”сильное и благодетельное влияние на
нравственность народа”.
В
общественный земельный фонд, по Пестелю, должны были войти крестьянские
наделы, часть казенных и все монастырские земли. Необходимость полной
конфискации всех монастырских земель он мотивирован тем, "что ежели
монашеский чин с усердием все свои обязанности исполнять будет, то ему не
останется времени для управления поместьями"/2, с.42/. Для пополнения
общественного фонда предусматривалось и частичная конфискация помещичьим
земель. Она затрагивала наиболее крупных землевладельцев. Условия конфискация
были изложены Пестелем в наброске- "дополнениях" к "Русской
Правде" под названием "Дележ земли". По этому проекту
конфискации подлежали земли помещиков, владевших от 1 тысячи и более душ
мужского пола, при следующих условиях: если у помещика насчитывалось свыше 10
тысяч десятин земли, то половина ее "отбиралась для волости без всякого
помещику возмездия"/2, с.44/; если же у него было менее 10 тысяч десятин
земли, но не более 5 тысяч, половина отбиралась либо за денежное ее
вознаграждении (по рыночной цене), либо компенсировалось предоставлением
равноценного участка земли в другом месте (вероятно, надо полагать, в
многоземельных местностях с редким населением). Частная земля, согласно проекту
Пестеля, должна была находиться в свободном товарном обращении и служить
"к доставлению изобилия", то есть способствовать развитию
частной предпринимательской инициативы в сельскохозяйственной производстве. Земле
этой категории могли принадлежать как казне, так и частным лицам. К последим на
тот период могли быть отнесены преимущественно бывшие помещики, так как хотя
указами 1801 и 1803 годов и разрешалось купцам, мещанам, казенным крестьянам
покупать землю, а помещичьим приобретать ее в собственность при переходе в
"вольные хлебопашцы", практические результаты этих
указов были незначительны и помещики сохраняли свое монопольное положение
земельных собственников. Пестель полагал, что вследствие естественного
прироста населения могут возникнуть затруднения в наделения землей из
общественного фонда всех желающих. В таком случае "приобретение земель
в частную собственность получит сильное поощрение"/2, с.35/. Иначе говоря,
рост относительного аграрного перенаселения будет стимулировать развитие
частного землевладения. Здесь важным источником пополнения частновладельческого
земельного фонда должна была послужить и продажа то части казенных земель,
которые не были ранее переданы в пользование волостям. Пестель считал необходимым
поощрения частного сельскохозяйственного предпринимательства. Он предусматривал
в каждой волости учреждения волостных банков, которые должны давать ссуды
желающим заниматься сельским хозяйством. Поощряясь и предпринимательские
товарищества, но при условие, если они не стремятся занять монопольное
положение. Вместе с тем Пестель предполагал, что в связи с ростом
народонаселения возрастут и цены на землю, а это "послужит поощрением
к направлению капиталов на устройство мануфактур, фабрик, заводов и всякого
рода изделий, на предприятия разных коммерческих оборотов и торговых
действий"/2, с.36/. "Умножение народонаселения"
предоставит и рабочие руки для промышленности. Пестель уделял большое
внимание развитие промышленности и торговли, при этом особое значение он
придавал развитию предпринимательской деятельности и конкурентной
состязательности. Отсюда его требование упразднить все то, что стесняет
свободу предпринимательства и конкуренцию, ликвидировать все монополистические
компании, ремесленные цехи и купеческие гильдии, не допускать никакой
регламентации, стесняющей свободу хозяйственной деятельности. Он
выступал также за то, "чтобы распространять познания и сведения,
необходимые для промышленности и вообще просвещение"/2, с.35/. Пестель читал необходимым
всяческое покровительство отечественной промышленности, для чего рекомендовал
меры, ограждающие ее от иностранной конкуренции, в первую очередь- продуманную
тарифную политику. Свое отношение к частной собственности Пестель строил
исходя из разумного сочетания общественного и частного интереса.
"Богатые всегда будут существовать указывал он, - и это очень
хорошо"/2, с.33/, однако недопустимо "присоединять к
богатству другие политические права и преимущества"/2, с.35/ в ущерб
остального населению. Разрабатывая ряд мер по защите частной собственности и
поощрению частного предпринимательства, Пестель вместе с тем выступал против
крупных собственников ( или, как он говорил ,"аристократия богатств"),
которые, как он видел на примере развитых стран (Франции и Англии), могут
оказывать влияние и на политику правительства. "Аристократию богатств"
он считал более опасной, нежели "аристократию феодальную",
"ибо сия последняя общим мнением всегда потрясена быть может и,
следовательно, некоторым образом от общего мнения зависит, между тем как
аристократия богатств, владея богатствами, находит в них для своих видов,
против коей общее мнение совершенно бессильно и посредством коих она приводит
весь Народ в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое благомыслящее
правительство не только такового распределения народа не допускать, но даже все
меры принимать, дабы такие сословие отдельным от массы народной составлением
сами собою не устанавливались и не образовывались"/2, с.36/.
Страницы: 1, 2
|
|