Рефераты

Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи

     Александр II стремился склонить на свою сторону дворянство и буржуазию Королевства. Благодаря этому получил шанс реализовать свои намерения консерватор А. Велопольский, рассорившийся с официальным пред­ставительством дворянства, каковым было Земледель­ческое общество во главе с Анджеем Замойским. Импе­ратор доверил Велопольскому учрежденную для него должность начальника гражданского правительства (с июня 1862 г.).

     Когда после крестьянской реформы в России 1861 го­да в польской деревне прокатилась волна антифеодаль­ных и антиправительственных выступлений, Велопольский стремился разрешить крестьянский вопрос введе­нием чиншевых отношений. Временные либо постоянные соглашения должны были заключаться под надзором гражданской комиссии, на практике — при доминирую­щем влиянии дворянства. Но Велопольский был против предоставления крестьянам земли в собственность, опа­саясь того, что «один раз разбуженное чувство собст­венности уже не удастся усыпить», а это может при­вести к дальнейшей борьбе крестьян за барскую землю.

     Дальше крестьянской пошла реформа, касающаяся положения евреев: они получили равные права перед законом. Были упразднены различного рода дискрими­национные законы. Сохранились публично-правовые ограничения в форме запрещения исполнять такие функции, как функции войта. Реформа в положении еврейского населения получила положительный отклик на Западе Европы.

     В организации администрации Велопольский обра­щался в основном к статуту 1832 года, а частично и к Конституции 1815 года. Однако до создания Сейма, даже и незначительного, не дошло, и поэтому нельзя вопреки устоявшемуся мнению говорить об автономии Королевства. Тем не менее в 1861 году были восста­новлены специальные правительственные органы, т. е. прежде всего Комиссия вероисповедования и публич­ного просвещения. Организация просвещения, до этого направляемая из Петербурга, получила определенную самостоятельность и национальный характер. При комиссии был создан римско-католический духовный совет, который должен был помогать Велопольскому находить общий язык с костелом и получать поддерж­ку с его стороны Закон 1862 года о народном прос­вещении предусматривал создание народных школ, гимназий, равно как и высших школ с Варшавской Главной школой во главе.

     Высшим органом власти в Королевстве стал вновь воссозданный Государственный совет, состоящий, как и в 1815— 1830 гг., из Административного совета и Общего собрания с достаточно широкой компетенцией. К ней относились обсуждения законопроектов и госу­дарственного бюджета, представляемые затем властям в столице Империи, равно как и докладов губернато­ров и руководителей поветов, губернских советов и городского совета Варшавы. Государственный совет, как и раньше, должен был решать юрисдикционные споры между органами администрации и судебными органами, осуществлять контроль за деятельностью чиновников и при необходимости отдавать их под суд за злоупотребление властью Председателем Государ­ственного совета был наместник. Состоять Совет должен был из руководителей соответствующими отде­лами (законодательный, финансово-административный, просьб и жалоб, спорный — в административных спорах и вопросах управления и др.), из представителей духовенства и губернских советов. Все они назначались императором Оживилась деятельность Комиссии внутренних дел, обособилось управление почтой, транспор­том В 1862 году наместнику дали двух заместителей по военным и гражданским делам. Второй из них, которым был Велопольский, являлся в то же время председателем Административного совета и начальни­ком гражданского правительства.

     Выходом для стремлений и интересов общества, а одновременно и удобным инструментом влияния госу­дарственной власти в стране должны были являться органы самоуправления, формируемые в ходе выборов. Таким образом, в поветах были созданы поветовые советы, состоящие из 15—18 членов, избираемые на 6 лет Председатели их были назначаемыми. В компе­тенцию  советов входила помощь правительственным органам в распределении налогов. Однако советы не располагали какими-либо исполнительными органами и  фактически находились в руках начальника совета.

Еще меньшим был диапазон деятельности губернских советов, которые состояли из членов, избираемых пове­товыми советами. Они могли представлять правитель­ству лишь мнение о положении губернии. Характерным было то, что заседания поветовых и губернских советов должны были носить негласный характер.

     Самоуправление было введено в 33 крупных горо­дах. Их советы из своего состава формировали маги­страт, утверждаемый правительством. Все важнейшие решения, в том числе касающиеся финансовых вопро­сов, требовали санкции правительственных органов.

     Избирательный ценз был имущественным и довольно высоким. Несколько меньшим он был при выборах в городские советы. Но и в этом, последнем случае бы­вало, что число избирателей, допущенных к голосова­нию, незначительно превышало число депутатов.



Глава V

Правовые акты Январского восстания 1863-1864 гг.


     Политические лагери. С 1860 года в Варшаве нача­лись патриотические манифестации и столкновения между населением и войсками. В манифестации 8 апреля 1861 г. участвовали интеллигенты, студенчес­кая молодежь, мелкие мещане, поденщики и под­мастерья, рабочие фабрик, христиане и евреи, люди, давно осевшие в Варшаве и недавно прибывшие, вы­ходцы из различных классов и разных частей Польши.

     На рубеже 1861—1862 гг. в Варшаве возникли свя­занные с различными частями Королевства, с запад­ными губерниями России, а также с двумя другими рай­онами страны, находящимися под властью государств — участников разделов, и с эмиграционными кругами на Западе и Востоке два политических лагеря: ради­кально-демократический и консервативный. Они назы­вались: красным и белым. Красные составляли левое крыло, настаивая на восстании, белые рекомендовали продолжать органическую работу до тех пор, пока польский вопрос будет поднят европейскими держа­вами. С середины 1862 года во главе красных встал тайный Центральный национальный комитет. К выдаю­щимся деятелям левого крыла красных относились отличающиеся радикальными взглядами: Ярослав Домбровский — позже один из предводителей Парижской Коммуны, Стефан Бобровский, Зигмунд Падлевский. В Белоруссии действовал связанный с историей двух народов - польского и белорусского — Кастусь Калиновский.

     Аграрные реформы. 22 января 1863 г. Центральный комитет объявил себя Временным национальным пра­вительством и призвал всех граждан Королевства и других польских земель к оружию. Два декрета пра­вительства, датированные указанным числом, объявили о праве земельной собственности крестьян на их наделы. Безземельным крестьянам, которые примут участие в восстании, и другим людям, желающим осесть на селе, было обещано по 3 морга земли из национального имущества.

     Восстание, которое собрало под свои знамена около 30 тыс. человек, не могло выйти — равно как по внутренним, так и по внешним причинам — за рамки разрозненных партизанских отрядов. Однако то, что свыше года оно оказывало сопротивление русской регулярной армии, насчитывающей 200 тыс. солдат, указывает на решительность повстанцев и на ту под­держку, какую им оказывала значительная часть поль­ского общества. Достойна удивления деятельность польского повстанческого аппарата власти, который из Варшавы руководил страной. Такого «подпольного государства» не знала Европа вплоть до II мировой войны. В Королевство прибывали поляки-добровольцы из Пруссии и австрийской Польши. Живой отклик нашло восстание на польских землях, отторгнутых Пруссией, в Вармии. Великой Польше, а также в польской зару­бежной эмиграции, включая Соединенные Штаты Аме­рики. На помощь польскому восстанию пришла группа русских людей (около 300 человек), самоотверженно боровшихся за свободу польскою парода. Русские, украинские и белорусские революционные демократы, в том числе А И Герцен, солидаризовались с освободительной борьбой польского народа, заявляя об этом как у себя на родине, так и в эмиграции. Также и из других стран прибыли в Королевство друзья поляков, и среди них чехи, венгры, немцы, французы и итальянцы. Состоялись демонстрации либеральных и рабочих кругов Франции и Англии в поддержку польского дела.

    Если вести речь о правах собственности крестьян на землю, то акты Январского восстания заняли в этом вопросе позицию, более умеренную, чем в Краковской революции 1846 года. Тем не менее, был четко выражен их буржуазно-демократический характер. Они означали прогресс в сравнении с намерениями Велопольского и Замойского, а также с реформой 1861 года в России. Шла борьба между белыми и красными. Белые выска­зывались против «социальной катастрофы», т.е. про­тив перемен в деревне и даже за ограничение участия крестьян в восстании. 31 марта 1863 г. Национальное правительство было вынуждено уполномочить своих воеводских комиссаров применять наказание к земле­владельцам, которые противились проводить в жизнь земельную реформу.

     Организация власти. Ромуальд Траугут, который в 1863 году объявил себя диктатором, заявил, отходя от белых, что «восстание без народа является лишь демонстрацией», а тот, кто мешает целям восстания и мобилизации крестьянских масс, является «худшим врагом, чем москаль или немец». Уполномоченные им комиссары должны были позаботиться о безоговороч­ной реализации декретов о наделении землей; были созданы особые суды с участием крестьян, могущие выносить приговоры, вплоть до смертного, в случаях принуждения крестьян к барщине.

     Необходимо упомянуть об образцовой организации финансовой деятельности. Значительная часть польского общества без колебания платила повстанческому пра­вительству налоги на цели восстания; достаточно было предъявить печати с лозунгом «Свобода, равенство, независимость».

    Значение восстания. Оценка Январского восстания, равно как и всех этапов борьбы поляков за независимость, пробуждает различные суждения. Все еще не решен окончательно вопрос, что лучше служило народному делу? Как повлияло восстание на дальнейшие пере­мены? Вопрос нелегкий, но можно сказать с уверен­ностью, что повстанческое движение сыграло значительную роль в формировании национального само­сознания. Передовые слои общества довольно бы­стро освободились от пораженческих настроений. Среди новых начинаний нашлось место для идей и трудов в духе левого крыла красных, которые в конечном итоге послужили народу в его дальнейшей исто­рии.

     Из этого опыта сделал выводы Ярослав Домбровский, единственный уцелевший из первых предводителей красных. В открытом письме «К Об. Беднарчинку и его политическим друзьям» он высказался за под­держку устремлений украинского народа к независи­мости «Трактаты, — писал он, — этническое родство, да­же общность политической жизни, по-моему, не дают од­ному народу прав над другим. Какой же народ имеет право на самостоятельность, а какой его не имеет, труд­но определить... По моему мнению, каждый народ имеет право решать свою судьбу. Необходимость свободы, по­чувствованная народом, дает ему непререкаемое право избавиться ot опеки, а всякое навязывание чуждого влияния либо власти является насилием».

     Стефан Кеневич, автор фундаментальной моногра­фии о восстании 1863—1864 гг., заканчивает ее следую­щим образом «Эти слова (Я. Домбровского) были встречены протестом — даже польских демократов. Понятными они стали лишь сегодня, вследствие труд­ного опыта новых войн и новых революций — сегодня, в Народной Польше» (S. Kieniewicz, Powstanie styczniowe, W. 1972, s. 747 i nn.).

      Реформа 1864 года в Королевстве. До 1846 года лишь часть крестьянских хозяйств подверглась переводу на чинш. В то время на первый план выдвинулись, несмотря на сопротивление крестьян, массовые выселения и потери из-за этого крестьянами почти 900 тыс. га пахотной земли. Система чиншей охватила в 1841 – 1866 гг. главным образом государственные имения, располагавшие ¼ всей пахотной земли.

     В 1846 году после галицийских событий царское правительство было вынуждено прибегнуть к решительным действиям. Было запрещено выселять крестьян, располагающих более чем 1,7 га земли, ликвидированы многие одиозные повинности и работы. Был обеспечен контроль правительственной администрации за соглашениями, заключаемыми между усадьбой и крестьянами, расширено право крестьян на наследственное пользование землей и право собственности на жилье. Что касается предоставления крестьянам земли в собственность, то этому противились как шляхта, так и представляю­щее его земледельское общество с Л. Замойским во главе. Лишь под влиянием антифеодальных выступлений крестьян, которые в начале шестидесятых годов охва­тили в Королевстве почти 20% сел, обязанных выпол­нять барщину, А. Велопольский в 1861 году ввел при­нудительный чинш — распространенный на 182 тыс. частных хозяйств (из 325 тысяч).

     О декретах восстания 1863 года мы уже говорили. В 1864 году российское правительство осуществило крестьянскую реформу, которая пошла значительно дальше, чем реформа 1861 года.

     В марте 1864 года было объявлено право полной собственности всех крестьян на их земли. Компенсацию прежним владельцам земли взяло на себя правитель­ство с помощью земельного налога, уплачиваемого крестьянами и помещиками. Реформа предоставила крестьянам Королевства возможность получения земли, которую они утратили после 1846 года. Сверх этого, «без­земельных» крестьян и тех мещан, которые хотели осесть на земле, наделяли землей из государственного фонда, костельной и конфискованной у участников вос­стания 1863 года. Крестьянское землевладение несколь­ко увеличилось.

     Число безземельных после реформы 1864 года умень­шилось с 1 340 тысяч до 200 тысяч. Увеличилось число мелких хозяйств: 22% от их общего количества состави­ли хозяйства, имевшие до 1,7 га; 38% земель находи­лось во владении зажиточных крестьян, имеющих свы­ше 8,4 га на хозяйство, но число их вскоре стало умень­шаться, так как в Королевстве не был введен принцип неделимости хозяйств между наследниками (как в Пруссии). Однако прослойка среднеобеспеченных крестьян в Королевстве Польском была довольно боль­шой, и она задавала тон на селе.

     «Аграрная эволюция XIX столетия,— пишет совре­менный польский историк Лепковский,— не привела к образованию цельной и последовательной модели сель­ского хозяйства. В 70-х годах XIX столетия мы имеем дело в Польше с полусовременным землевладельцем и полусовременным крестьянином» (Т. Lepkowski, Polska — narodziny nowoczesnego narodu, 1764—1870, W. 1967, S./58).



Глава VI

Польские земли на рубеже XIX и XX веков.


Деление и административное устройство польских земель.

     Польское Королевство. В 1866 году состоялась ре­форма административного деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили Вар­шавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это деление с не­большими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из со­става Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно Петербургу. Это вызвало протесты сре­ди поляков.

     Административное деление. Во главе    Королевства Польского стоял наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления страной, существующему в Империи.

     Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов провинций было самым высоким в административной иерархии страны (провинции). Каждый из занимающих эти посты представлял импе­ратора и правительство на своей территории. Это были влиятельные лица равно как в силу занимаемого ими положения, так и в меру распо­лагаемой ими власти. В Королевстве позиция намест­ника и генерал-губернатора была наиболее сильной, потому что он одновременно являлся командующим русскими войсками, дислоцирующимися в стране. В его силах было осуществить далеко идущие полицейские и судебные репрессии через посредство военных и воен­но-полевых судов. Генерал-губернаторы также распола­гали полномочием, по которому правовые предписания, как общегосударственные, так и местные, не осуществля­лись на подчиненных им территориях без учета их мнения.

     Следующей единицей территориального управления в Королевстве были сначала воеводства, а затем губернии.

     Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со старостами, как в Пруссии и Галиции, и с на­чальниками уездов (поветов), как в Королевстве, во главе.

     Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если речь идет о первых, то в Пруссии и Галиции харак­терным явлением было выделение так называемой поместной терри­тории, на которой землевладельцы осуществляли административную власть над домашней прислугой и челядью имений Это служило исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное управление, подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло надзор и за помещиками

     Существовала объединенная администрация, подчиненная непо­средственно генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы которой находились в непосредственном подчинении соответствующих министерств Военная администра­ция, в частности, принадлежала командующим армейских корпусов, комендантам гарнизонов в  городах и т. д Финансовой администра­цией руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах--финансовые управления. Выделенной была также таможенная ад­министрация ее органы. Окружные дирекции почт и телеграфа с подчиненными  единицами организовали свой отдел. Отдельно было организовано управление железных дорог, подчиненное окружным дирекциям. К важнейшим выделенным  административным, отделам относилось попечительство учебного округа и подчиненные ей органы инспекции.

          Территориальное самоуправление. Не следует думать, что в помещичье-буржуазном государстве терри­ториальное самоуправление, как хозяйственное, так и профессиональное, было целиком самостоятельным и не зависимым от органов правительственной власти.

     В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с распорядительными, исполнительными и контроли­рующими органами. Органами провинциального самоуправления в прусской Польше были  провинциальные сеймики с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное расписание и т д) и консультативными в вопросах,  поставленных органами  го­сударственной власти (т.е. оговоренных специальными актами), также провинциальные отделы с участием краевого директора как представителя провинции и руководителя текущими делами. В регенциях не было органов  самоуправления, окружной совет, равно как и совет провинции, имел характер консультативного органа при надпрезиденте, а также исполнял во второй инстан­ции административное судопроизводство Сеймики же были орга­низованы в уездах на основе положения о выборах, которое обес­печивало приоритет интересов правящих кругов. Их исполнитель­ными органами были уездные отделы, тесно связанные через по­средство председателей, которыми были ландраты (старосты), с правительственной администрацией.

     В городах существовали городские советы как распорядитель­ные органы и магистраты — как исполнительные. В селах им соот­ветствовали гминные представительства (род советов) и шинные управления, состоящие из начальника гмины и членов управления.

     В Королевстве Польском, как уже упоминалось, сохранился только один институт самоуправления (после широко задуманных реформ Велопольского), т. е. объединенная сельская гмина с гминными собра­ниями (здесь не было избираемых советов), войтом, гминным урядом и судами. В состав гмины входили громады (как правило, одно село составляло громаду), с общим собранием и исполнительным органом в лице громадского старосты (традиционно называемым солтысом). Войт был наделен полицейскими функциями. Сельское самоуправление подлежало надзору прави­тельственных органов власти.

Народ   и   его  общественные  организации

     Развитие народа. Польский народ, несмотря на препятствия, вызванные разделами, не стоял на месте. Бурно развивалась народная культура, в особенности литература. Важным фактором народного единства был развивающийся и обогащающийся словами и понятиями польский язык. Прогрессу цивилизации служили и уже упоминавшиеся органические труды. Пик развития на­ступил в 1870—1914 гг.

     Крупнокапиталистическая промышленность развива­лась в Королевстве Польском и в Горной Силезии, после того как они во второй половине XIX века про­шли этап промышленной революции, на нефтяных ме­сторождениях в Галиции и значительно в меньшей степени в некоторых других ее районах. Также во всех частях Польши развивались различные отрасли сельскохозяйственной промышленности. Усилились урбанистические процессы. Промышленность Польского Ко­ролевства развивалась, опираясь на восточные рынки (Россия, страны азии) и сельское хозяйство Великой Польши и Поморья; полезные ископаемые и промышлен­ность Горной Силезии удовлетворяли главным образом потребности Германии. Существовали хозяйственные связи между польскими землями, несмотря на разделя­ющие их границы.

     Во второй половине XIX века сформировали новый общественный класс — промышленный пролета­риат. На рубеже столетий он насчитывал уже миллион человек в том числе 250 тысяч рабочих, занятых на крупных промышленных предприятиях. Население Королевства Польского во второй половине XIX река увеличилось почти на 70%, а численность рабочего класса в этой части Польши — на 38%. Существен­ную роль играла интеллигенция, прослойка, происходя­щая, главным    образом, из дворянства и мещан. Многим интеллигентам были близкими идеи независимости, демократические и социалистические идеи.

     Эмиграция. Отражением трудностей жизни в 1870—1914 гг. была большая волна эмиграции из польских земель на заработки. В Соединенные Штаты Америки за хлебом насущным выехало 2,6 млн. человек, прежде всего крестьяне; в других странах обеих Америк находилось еще 200 тыс. поляков. В германские страны, особенно в быстроразвивающуюся Вестфалию, уехало свыше 400 тыс. поляков, в другие страны Европы — около 100 тысяч. В разных частях Российской империи работало 300 тыс. поляков. Польская эмиграция способствовала развитию многих стран и кон­тинентов, но являлась утратой «старым краем» ценного, энергич­ного и инициативного элемента.

     Хозяйственные организации в Королевстве. Вместе с развитием крупнопромышленного капитализма и концентрации производства в Королевстве  происходило на рубеже двух столетий преобразований предприятий в акционерные общества, а затем создание кар­телей или союзов предпринимателей, имеющих целью регулирова­ние производства при сдерживании конкуренции и определении как можно более высоких цен для увеличения прибылей. Это проис­ходило при довольно большом участии иностранного капитала, в особенности немецкого, французского и бельгийского. создание картелей повлияло на ликвидацию мелких предприятий и на уста­новление контроля над экономикой. Особенно сильно это обозначилось в угольной промышленности и металлургии. Некоторые ткацкие и металлургические предприятия Королевства входили в общероссийские синдикаты. Однако в текстильной промышленности  доминировала конкуренция с российской промышленностью, называемая «борьбой Лодзи с Москвой». В сахарном производстве практическим путем адаптировались торговля форма коммандитного товарищества. В этом объединении по крайней мере одни из товарищей отвечал по обязательствам в размере, оговоренном в соглашении, в связи с чем его права были ограниченными.

     Быстрый рост сахарного производства привел к вступлению пред­приятий Королевства в общероссийский синдикат в Киеве Тенден­ции к картелизации появились в возникающем химическом произ­водстве и производстве строительных материалов. В финансирова­нии промышленности росла роль банков, среди которых наиболь­шее значение получил Торговый банк в Варшаве.

     Проблемы парцелляции и крестьянского хозяйства привели к новым организационным формам. С одной стороны, в Королевстве большую роль играл Общеимперский крестьянский банк, с другой — росла роль мелкого кооперативного кредита. Наряду с гминными кассами, образуемыми властями, развивались, но слабее, чем в других районах страны, кооперативные кредитные товарищества (называемые по имени пионера этого международною движения «Кассами Raiffeisena»). Первые сельскохозяйственные коопера­тивы, занимавшиеся закупкой семян, оборудования и продажей урожая, возникли на рубеже XIX и XX столетии.

     В столкновении с русификацией. После восстания 1863 года в Королевстве, а также в западных губерниях были проведены еще более сильные и многочисленные, чем после восстания 1830-1831 гг., репрессии, направленные против участников восстания и их семей. К каторге и ссылкам присоединялась конфискация имущества. Это относилось также и к католическому костелу.

     После 1874 года российские власти даже в официальной номенклатуре стали называть, как уже писалось, Польское Королевство Привислянским краем. Это название отражало далеко идущую программу русификации. Ей подверглись все школы, администрация и судопроизводство на каждом шагу подавлялись признаки национальной жизни.

     В результате революции 1905-1907 гг., которая в Польском Королевстве имела свои собственные черты, особенно заметные в массовой забастовке учащихся, польское общество получило некоторые свободы в области просвещения, права на публичные собрания и объединения, либерализацию цензуры. Эти послабления, а главным образом официально прокламируемые свобода печати и собраний, имели для Королевства ограниченное значение, поскольку и далее сохранялось чрезвычайное положение.

     Существенными были для поляков императорские указы от 1905 года о языковой и религиозной терпимости. Было отменено запрещение переходить из православной веры в другие вероисповедания, что особенно способствовало наплыву в лоно римско-католической церкви бывших униатов. На ряду с вероучением, преподаваемым на польском языке, было допущено, хотя и в ограниченных пределах, употребление польского языка в публичных школах. Большие уступки относились к частным школам, где было допущено преподавание на польском языке, за исключением трех предметов: русского языка, географии и истории. В связи с этим возникло много частных школ. Тем не менее свидетельства, выдаваемые по окончании этих школ, не имели официального значения. Их выпускники, желая получить аттестат, должны были сдавать экзамен в публичных русских школах. В государственных школах допускалось изучение польского языка как отдельного предмета.

     Большим достижением было право образования профессиональных союзов и культурных обществ, действовавших под контролем администрации. Еще в 1862 году в Варшаве возник Музей Искусств. В 1875 году в Варшаве же на общественные взносы был основан Музей промышленности и сельского хозяйства, который являлся в то же время центром научных исследований.

     В 1881 году была образована Касса им. Юзефа Мяновского (ректор Главной школы) для поощрения научного творчества,  но вплоть до революции 1905-1907 гг. все эти учреждения не имели должной правовой основы. Все зависело от доброй воли властей. В 1907 году возродились Варшавское научное общество, Торговые курсы, Свободный польский университет. В это же время в Варшаве начали свое существование Товарищество любителей истории и Юридическое общество. Широко задуманную программу стало осуществлять Краеведческое товарищество. Однако в названии этих обществ было запрещено употреблять слово «польское». В одной лишь Варшаве с 1906 по 1915 год власти зарегистрировали 544 объединений и 67 профессиональных союзов.

     Польский язык был допущен в гминах. В сношениях с властями обязательным оставался русский язык.

     Политические организации и их программы. Первой созданной в Польше социалистической партией был «Пролетариат». Название это произошло от названия издаваемого журнала. Партия стояла на позициях кассовой борьбы. В программном обращении и других публикациях «Пролетариата» нашли место определения «социалистическое государство», «рабочее государство», «свободное народное государство». Идентифицируя эти понятия с будущим обществом, публикации выдвигали мысль об активной роли революционного государства в общественно-экономическом развитии.

     К важнейшим общественным достижениям конца XIX века, имеющим большое значение для будущего, относятся формирование в этот период всех основных польских политических и идейных течений.

     Все польские группировки, игравшие какую-либо роль в период I мировой войны, и все, которые действовали во II Речи Посполитой, вышли прямо или косвенно из организаций конца прошлого века.

     Польские партии. Созданная эмигрантами из Королевства в 1892 году в Париже Польская социалистическая партия (ППС) продолжила традиции борьбы за независимость, соединяя постулат основания независимого польского государства с радикальными социальными переменами. Социалистическое движение быстро распространилось на польские земли. В Галиции и Тешинской Силезии с 1892 года действовала легальная Польская социал-демократическая партия, программа которой была близка к программе ППС. Идеологом обращения ППС к республиканским национальным традициям был историк и писатель Болеслав Лимановский, автор двухтомной «Истории польской демократии».

     Вторая рабочая партия – Социал-демократическая партия Польского Королевства и Литвы – выступала против злоупотреблений идеей независимости в целях правящих классов и за революционное преобразование общества рабочим классом.  Ведущим теоретиками и писателями СДКПиЛ были Роза Люксембург и Юлиан Мархлевский.

     В противоположность ППС, в частности ее правому крылу, деятели СДКПиЛ занимали марксистскую позицию. Они обращали основное внимание на вопросы классовой борьбы и интернационального союза с русским революционным движением. В то же время партия не принижала права притесняемых народов на защиту своих национальных политических и культурных интересов. Она верила, что победа мировой социалистической революции как бы автоматически ликвидирует всякое национальное угнетение.

     Влияние на ремесленников, а также на часть рабочих имели также и умеренные общественные организации. Так, в связи с правыми течениями и католическим духовенством в Королевстве и в прусской Польше возникли группировки, которые после I мировой войны положили начало Национальной рабочей партии (НРП).

     В 1903 году была выработана программа, которая соединяла крестьянский вопрос с широко понимаемым национальным вопросом. Крестьянское движение разделилось на две группировки: одна – радикальной, другие – умеренной ориентации. Все они высказывались за независимость. В период революции 1905 года в Королевстве был создан Польский народный союз, а в период I мировой войны Польская народная партия – Освобождение, которая охватывала и часть радикальной интеллигенции.

     Третьим массовым политическим движением, сформировавшимся в конце XIX века, было «национально-демократическое». Оно нашло общественную опору в правящих классах, мелкой буржуазии, среди части интеллигенции, а в Королевстве и прусской Польше проникло также и в среду крестьян. По названию издаваемого во Львове журнала «Всепольский обзор» сторонники этой организации именовали себя «всеполяками». Национально-демократическая партия (НД) возникла в Королевстве в 1897 году. Для нее был характерным национализм, гиперболизирующий и абсолютизирующий «национальную идею». Польские националисты, объединенные в НД, стремились к развитию страны, однако главный путь к этому они видели во внутренней экспансии, направленной против других народностей или этнических групп, а также во внешней экспансии.

     В годы революции 1905-1907 гг. НД активно боролось с социалистическим движением, доходя до братоубийственной борьбы. Постепенно НД, становясь основной партией польских правящих классов, приобрела клерикальный характер, объединяя вокруг себя значительную часть духовенства, увлекая дворянство, особенно в прусской Польше.      

     Справа были и немногочисленные. Но влиятельные группы польских консерваторов. Большую роль они играли в Галиции и отчасти в Королевстве. В политике они, будучи сторонниками сильных правительств, держались «реальной» политики, т.е. сотрудничества с правительствами Австрии, России и Пруссии.






Глава VII

Право и общественные отношения

Гражданское право


     Рецепция Кодекса Наполеона в Польше. В Варшавском Княжестве, а в наполеоновский период и в вольном городе Гданьске, затем в Польском Королевстве и в период с 1815 до 1846 год – также и в вольном городе Кракове особенно важным явлением был процесс адаптации к польским условиям французского гражданского права, заключенного в Кодексе Наполеона. Здесь мы сталкиваемся с классическим случаем рецепции права, так и его модификации, обусловленной местными условиями. Значительное влияние на практическое использование Кодекса Наполеона, а также на изменения в праве имели польские политики и юристы.

     Генезис Кодекса. В соответствии с положением Наполеона Кодекс был введен в Варшавском Княжестве в соответствии с 69 параграфом его Конституции. Было оговорено, что в Кодексе нельзя ничего изменить без предварительного согласия Наполеона. Дворянство Княжества пыталось, было противодействовать Кодексу с позиций интересов костела и своих собственных. Выразитель дворянского стиля мышления того времени Фредерик Скарбек определил введение Кодекса как «величайшее национальное несчастье». Напротив, министр юстиции Феликс Любенский из противника быстро превратился в ярого защитника Кодекса. Одно время большинство земляного дворянства через посредство связанных с ним судей и чиновников противилось внедрению Кодекса. Против светского брака выступил епископат. Результатом нажима духовенства и дворянства было то, что браков без таинства было заключено до 1818 года только три, а разводов по суду состоялось лишь семь.

     Борьба за изменение хотя бы некоторых частей Кодекса Наполеона разыгралась в Польском Королевстве в конституционный период (1815-1830 гг.). На смену французским предписаниям об ипотеках пришло ипотечное право 1818 года, измененное в 1825 году и одобренное Сеймом Королевства. Книгу первую и пятый титул книги третьей Кодекса Наполеона, трактующих о лицах, семье и брачных соглашениях, заменил гражданский кодекс Польского Королевства от 1825 года. Он восстановил обязательность церковного брака. В 1836 году все брачные вопросы были отнесены к исключительной компетенции духовных судов четырех признанных в законе христианских вероисповеданий, т.е. римско-католического, униатского, православного и протестантского. Браки, в которые вступали как евреи, так и магометане, заключались по соответствующему духовному обряду. Но с последующим занесением факта в акт гражданского состояния. Связанные с браком споры разрешались и в этих случаях государственными судебными органами.

     После 1836 года в гражданском праве уже не происходили сколько-нибудь существенные перемены. Из числа осуществленных следует назвать урегулирование русскими законами вопросов о майорате, об оплате труда рабочих, а также об улучшении судьбу внебрачных детей.

     Сопротивляясь попыткам введения русского гражданского права в Королевстве, поляки стали смотреть На кодекс Наполеона как на свое собственное национальное право, которое следует защищать. Борьба за Кодекс Наполеона увенчалась успехом, и он оставался действующим правом до 1946 года.


Торговое право

     Торговые кодексы. Системы торгового права и связанного с ним вексельного и чекового (здесь традиции были особенно давними), а также банковского права, права, защищающего изобретателей, товарные образцы и знаки, страхового права, морского и т.д. могли развиться лишь в XIX веке.

     В 1809 году без сопротивления, в противоположность иным образцам, в Варшавском Княжестве был введен французский торговый кодекс 1808 года. Формально он действовал без изменений вплоть до введения во II Речи Посполитой нового польского торгового кодекса. Изменения и дополнения, произведенные в конституционный период Польского Королевства, вытекали из новой организации купцов, предписаний о бирже, созданной для регулярных встреч купцов и посредников, для оформления сделок ценными бумагами либо массовыми и стандартными товарами через посредничество маклеров, а также из предписаний 1825 года о ведении торговых книг. Дальнейшие изменения производились по мере надобности через посредство судебных решений и доктрины. В более позднее время самым лучшим торговым законом считался немецкий торговый кодекс 1897 года, который являлся обязательным с 1900 года в прусской Польше.

     Предписания торгового права XIX века, обязательны на территориях всех разделов, допускали к торговой деятельности людей всех сословий,  в противоположность отношениям, действовавшим в Речи Посполитой шляхетской.

     Нормы торгового права охватывают сферу торговли со стороны частноправовой. С ними сосуществуют определенные нормы публичного права, от конституционного до административного включительно. Сюда же относятся нормы, которые имеют характер государственного регулирования торговли, как это имело место в Польском Королевстве в конституционный период.


Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ