|
Происхождения государства и права
Происхождения государства и права
Министерство внутренних дел
Саратовский юридический институт
Специальный факультет
кафедра теории и истории
государства и права
Курсовая работа
на тему:
«Происхождения государства и права»
Выполнил
Студент 3 группы
Трубина Вероника
Игоревна
Проверил
старший преподаватель
лейтенант милиции
Семенов В.В.
Саратов 2003
Содержание:
Введение
- Общая
характеристика первобытного общества
- Общие
закономерности и различия происхождения государства у различных народов
- Основные
пути формирования права
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Изучение процесса
происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять
социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает
возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет
четче определить все свойственные им функции — основные направления их
деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической
системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она
лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние,
сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет
перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления,
закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное
государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли
в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление,
развитие, изменение их формы и содержания.
Познание государства и права
следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории
человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился
на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход,
реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления
государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих
организационных форм жизни общества. Вот почему необходимо изучить
характеристику сторон первобытного общества, использовать данные археологии и
этнографии, антропологии истории социологических наук непосредственно изучающих
это общество.
Теория
государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития
государства и права. При этом особое значение придается изменению
организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в
период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его
ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над
ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его
жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс постепенно
приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере
углубления социального расслоения населения механизм государства все более
оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь
своим интересам.
В дальнейшем
необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин
самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право
выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом
ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают
функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития.
Каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического
развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной
государственности. Общие закономерности развития государства и права в каждой
стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на
научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает
наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.
1. Общая характеристика первобытного общества
Государство существовало не всегда. Оно появилось на
известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что
около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мустьерский период, человек
уже способен возводить примитивные жилища, добывать огонь, обрабатывать для
своих нужд камень и кость. Первые же государственные образования возникли около
пяти тысяч лет назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди существовали,
не зная государства.
Мустьерская дородовая группа (первобытное человеческое стадо)
невелика по численности - 30-40 человек; дальнейшее расширение ее наталкивается
на недостаток продовольствия. Немногие строго исполняемые правила регулируют
внутреннюю жизнь первобытного стада. Не исключено, что уже в мустьере были
констатированы первые кровнородственные ассоциации и установлены некоторые
запреты в сфере стихийно сложившихся отношений между полами. Местом
преимущественного расселения древних людей служила обширная территория,
включавшая Африку, Переднюю Азию, Южную Европу. Наилучшие условия для жизни
человека имелись в районе Средиземного моря.
В следующем ориньякском периоде человек вступает в начальную
фазу позднего палеолита (около 30 тысяч лет назад). Она принесла с собой копье,
дротики и гарпуны, западни для охоты на животных, хитроумные ловушки для ловли
рыбы. Бродячий образ жизни уступает место полуоседлости и оседлости. Возникают
комплексы построек, служащих для жилья, ремесленных работ, хранения запасов.
Появляется первобытная магия (фетишизм), складываются и связанные с ней обряды
и запреты.[1]
Зачатки членораздельной речи, появившиеся в мустьере,
получают свое дальнейшее развитие. Вместе с тем приходит способность к
абстрактному мышлению, к сознательной деятельности. Возникают и более
устойчивые формы человеческого общежития - первобытные родовые общины.
Изготовление и совершенствование орудий труда требовало закрепления и передачи
трудовых навыков последующим поколениям. Род был наиболее естественной формой
связи между предками и потомками первобытного человека.
Важное значение имел род для развития первобытного
производства, материальной культуры. Экономика первобытной общины базировалась
на примитивном ручном труде, первоначально, в эпоху палеолита и мезолита
(среднего каменного века), не знавшем даже помощи домашних животных.
Хозяйство родового строя было добывающим (присваивающим,
т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства
плодов, рыбной ловли). Такое хозяйство обеспечивало только минимальные потребности
родовой общины, причем при максимальном напряжении объединенных усилий.
Полученный всеми членами общины продукт - добыча охоты, рыбной ловли, собранные
плоды - составлял общую собственность и делился между всеми членами рода с
учетом заслуг каждого. Избыточного продукта присваивающее хозяйство, как
правило, не давало.
Принцип объединения первобытных людей прошел под знаком
материнского рода, бывшего непосредственным результатом экзогамии, то есть
порядка, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри
собственного рода и, наоборот, существовало взаимное обязательство брать жену в
чужом роде (племени). Возникающий вместе с тем групповой брак объединяет
нескольких мужчин с несколькими женщинами. Никто не знает своего отца, и потому
счет родства ведется по материнской линии.[2]
Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным признаком родовой
связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому
же собирание плодов, а позднее и мотыжное земледелие, которые были делом
женщин, давали постоянный доход, хотя и более скромный, чем добыча
мужчин-охотников, но охота далеко не всегда была удачной. Поэтому в первобытной
общине женщина часто играла ведущую роль, и род у многих предков современных
народов строился на основе матриархата. Матриархальные порядки прослеживаются
отчетливо в древней Персии, у ликийцев, у этрусков. В Древнем Египте имущество
мужчины переходило, как правило, к старшей дочери, и муж ее имел на него не
столько право собственности, сколько пользования[3].
О существовании матриархата свидетельствуют женщины-прародительницы, почитаемые
эскимосами. В Нигерии переход от материнского рода к отцовскому произошел уже в
наше время и то под влиянием английской колониальной администрации.
При матриархальных отношениях в руках женщины имело место
соединение наследственных прав на владение имуществом, распоряжение хозяйством,
какой-то части (большей или меньшей) обязанностей по управлению вообще.
Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в
Иудее, у скифов и восточных славян).
Родовая община, возникшая в глубокой древности, сохранилась
и на последующих ступенях развития цивилизации - в период становления
раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славян и
раннеклассовых государств Месоамерики в первом тысячелетии нашей эры.
Итак, род (или первобытная родовая община) представлял собой
объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда,
общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий
проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность
членов рода.
Общая собственность и социальное единство внутри родовой
общины порождали соответствующие им формы организации общественной власти и
управления, в котором участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и
женщины. Вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием его членов,
которое избирало старейшину, предводителей охоты и военных вождей. Для решения
важных дел, собирался совет старейшин, вождей. Вождь был лишь первым среди
равных, его власть покоилась на авторитете старшинства, знании обычаев и
религиозных традиций, мудрости, ловкости, храбрости. Споры между членами общины
разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и
состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой
наказания являлось изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев
достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности
вождей, старейшин. Все эти функции общественной власти не требовали
существования особого аппарата управления, выделенного из общества. Они
осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения,
ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.[4]
Таким образом, общественную власть при родовом строе можно
характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни
имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни
государственно-политических форм.
При первобытнообщинном строе, разумеется, были правила,
регулирующие поведение членов коллектива. Это обычаи. Первобытные обычаи коренились
в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение.
Большую роль в формировании и поддержании обычаев играли религиозные,
мистические представления первобытных людей. Обычаи включали в себя
непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы,
создающие образцы для подражания.
Соблюдение обычаев было прочной привычкой, органической
потребностью каждого члена рода. Энгельс пишет об ирокезах, что у них
"домашнее хозяйство ведется рядом семей сообща и на коммунистических
началах, земля является собственностью всего племени... тем не менее, нет и
следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами
заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все
урегулировал"[5].
Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность
интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними
непримиримых противоречий.
На поздних стадиях существования родового строя все чаще
происходит отпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связи между ними
сохранялись в виде более крупных образований – братств (фратрий) и племен.
Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения
первобытнообщинного строя. Тем не менее, племена и братства еще долгое время
сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою
территорию, свое особое имя, язык или диалект, общие религиозные и бытовые
обряды. Организация власти в племени основывалась на началах родоплеменной
демократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов,
входящих в состав племени. Избирался военный вождь племени. Органы племени
содействовали расширению связей между родами и фратриями родов, урегулированию
межродовых конфликтов и отношений с другими племенами. В ведении органов
родовой общины продолжали оставаться основные распределительные,
брачно-семейные и другие внутриродовые отношения. Но по мере дальнейшего
развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к
племенным органам.
2. Общие закономерности и различие происхождения государства
у различных народов
Развитие первобытного
общества во всех регионах мира первоначально проходило примерно одинаково.
Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ
разошлись.
Различают два основных пути
возникновения государства:
европейский (Афины, Рим,
древнегерманские государства);
восточный, азиатский (Египет,
Вавилон, Китай, Индия и др.).
На Древнем Востоке, в Азии и
Африке (восточный, азиатский путь возникновения государства) первые государства
возникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных
общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений
потребовало сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы
собственности на землю. Постепенно общественная собственность превратилась в
государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.
Потребность в сооружении и
эксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавали
естественную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала
родоплеменная знать — общинное «чиновничество», выступающее организатором
производства и выполняющее административные функции. Эта особая группа
должностных лиц составила складывающийся аппарат государственной власти.
Восточные государства —
деспотические монархии — не имели отчётливо выраженной классовой
дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и
правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать
присваивала не сами средства производства, а управление ими. Имея в собственном
распоряжении какие-то материальные блага, она утрачивала их вместе с утратой
должности. Значение частной собственности, занимавшей определенное место в
странах Древнего Востока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись
собственностью государства или церкви, но не частных лиц.[6]
Особая роль отведена божественному
освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть
как данные Богом. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником между
богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти — объявления её священной,
незыблемой, неприкосновенной.
Особенности возникновения
государств восточного типа:
1
|
основу экономических
отношений составляет государственная форма собственности;
|
2
|
частная собственность имеет
второстепенный характер;
|
3
|
государственная власть
является деспотической;
|
4
|
имеется мощный чиновничий
аппарат;
|
5
|
происходит сакрализация
(освящение) власти;
|
6
|
устанавливается застой и
неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается.
|
На территории Европы
(европейский путь возникновения государства) главным фактором образования
государства было классовое расслоение общества в связи с формированием частной
собственности на землю, скот, рабов. В южной Европе государства возникли в
эпоху железа. Там не требовалось таких общественных работ, как при восточном
(азиатском) пути возникновения государств. В результате разложения общин
возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное
землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).
В Афинах появление
государства нередко называют классической формой происхождения государства. Оно
возникло непосредственно из внутренних, классовых противоречий, которые
развились в недрах родоплеменного общества.
В Древнем Риме процесс
формирования классов и государства в силу целого ряда причин тормозился, и
переходный к государству период растянулся на столетия. В основном процесс
образования государства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только
сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой
знати).
Плебеи — лично свободные, не
связанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой
против патрициев за власть они стимулировали разложение родоплеменного строя и
образование государства.
В Древней Спарте появление
государства обусловлено не только внутриэкономическими причинами, но и
завоевательными походами, в результате которых завоеванное население
становилось не личными рабами завоевателя, а общинными рабами (илотами).
Превышение количества илотов над спартанцами и боязнь угрозы восстания с их
стороны предопределило формирование государства на базе специфической формы
землепользования. Здесь частная собственность на землю и рабов не допускалась,
земля распределялась поровну среди общинников на правах владения.
У древних германцев
образование государства было ускорено завоеванием значительных территорий
Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над
завоеванными территориями. Это привело к развитию прафеодального (или
раннефеодального) строя на земле некогда могущественной Римской империи. Путем
возникновения прафеодального государства из первобытного строя шло развитие и
государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у
арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности
сопровождалось приглашением на княжение варягов.
В образовании каждого
государства имеет значение целый комплекс причин — экономических, политических,
внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои
особенности, характеризуется определенными чертами.
Имеется немало народов и
наций, которые создали свои государства только в XX веке. В силу конкретных
исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо
утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других
многонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороны
господствующей власти основной нации (например, Украина в составе
дореволюционной России). Многие из них сумели добиться собственной
государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое
самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для
возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его
противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй,
колоний, суверенизации государственно-подобных образований.
Так, на руинах прежних
колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х
годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни
выросло. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам,
образовавшимся в результате развала СССР, относится Украина и другие страны
СНГ.[7]
3. Основные пути формирования права
В любом историческом обществе
для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных
норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — значит направлять
поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в
определенные рамки. Различают два вида социального регулирования —
индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и
нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов,
моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление
нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к
становлению (возникновению и развитию) права.
В первобытном обществе
нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения,
вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного
времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны на
естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни
общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и
иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной
деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.
Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.[8]
В них переплетались, чётко не
проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.
Мононормы не давали
преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство»,
жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам
природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права
членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы
от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного
интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя,
с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение
приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека
из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной
собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел,
неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не
воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные
правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в
основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников,
взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось
принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание
из рода и племени и др.).
В первобытном обществе
преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и
непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний
кровнородственных браков)[9].
Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и
позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в
случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и
сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды
и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в
процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров,
изготовления орудий и др.
Нормативные обобщения (запреты,
дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования
первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.
Процесс возникновения
государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был
одними и теми же причинами:
1. Потребностями
экономических отношений, которые складывались при наличии частной
собственности, разделения труда, товарного производства и обращения,
необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения
для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для
экономической самостоятельности;
2. Необходимостью
поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и
обострения социальных противоречий и конфликтов;
3. Организацией публичной
власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи,
устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
4. Превращением человека в
относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет
разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не
выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в
процессе развития общества.
Таким образом, возникновение
права было связано с:
(1) качественным усложнением
производства, политической и духовной жизни общества;
(2) обособлением личности как
участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность
существования (социальную свободу);
(3) формированием
государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор,
способный выполнить задачи:
а) обеспечить
функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем
первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
б) закрепить и обеспечить
индивидуальную свободу автономной личности.
Выполнить такие задачи было
не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя — нормам-обычаям.
Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой
которого стала государственная принудительность.
2. Признаки,
отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе
Нормы первобытного общества
(нормы-обычаи)
|
Нормы государства
(нормы права)
|
• по способу возникновения:
|
— возникают постепенно в
процессе совместной жизни.
|
— устанавливаются
государством
|
• по волевой направленности
норм:
|
— выражают волю рода или
племени
|
— выражают государственную
волю
|
• по форме внешнего
выражения:
|
— находятся в сознании людей,
существуют в неписаной форме
|
— находят внешнее выражение
в письменных правовых актах
|
• по времени вступления в
силу:
|
— возникают и отмирают постепенно
|
— вступают в силу или
прекращают действие в строго установленном порядке, официальным путём
|
• по способу обеспечения
исполнения:
|
— осуществляются в силу привычки,
традиций; в случае нарушения принуждение исходит от рода
|
— обеспечиваются принудительной
силой государства
|
Можно выделить два пути
формирования права:
— посредством норм, исходящих
от государства;
— посредством норм, исходящих
от общества (общин, иных социальных групп, например, купцов, религиозных
объединений: церкви и т.п.) и поддерживаемых государством.
Первоначально право
складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи, которые
записывались, объединялись в особые списки. В результате этого появилось обычное право — система норм,
основывающихся на обычае, которая регулирует общественные отношения в
государстве, в определенной местности либо в этнической или социальной группе.[10]
У разных народов мира
обозначились различные ведущие элементы социально-юридического содержания
права: прецедент, религиозная норма, норма-обычай, закон, которые в ходе
дальнейшего развития народов и государств привели к формированию отличающихся
друг от друга национальных правовых систем и их типов. Типами (семьями)
правовых систем начали называть правовые системы государств, у которых
преобладали общие черты, общие исходные элементы, в том числе общий источник
(форма) права: закон (нормативно-правовой акт), судебный прецедент, религиозная
норма, норма-обычай.
Первые письменные памятники
права древности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи
и др.) и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.) состояли
из норм обычного права, судебных прецедентов и прямых законодательных
положений.
В первобытном обществе
обозначились контуры правосудной деятельности, при которой регулирование
осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюс индивидуальное решение (решение
родовых собраний, старейшин, «судов»). Так постепенно формируются судебные
прецеденты — решения конкретных дел, которые в процессе повторения ситуаций
приобретали значение образцов, моделей, становились общей нормой. Они стали
предвестниками прецедентного права — в Англии, США, Канаде, Австралийском
Союзе (англо-американский тип правовой системы).
В странах континентальной
Европы с развитием письменности наряду с обычным правом возникают нормы права,
установленные актами короля, князя, их чиновников, которые именуются законами
(законодательное право) — во Франции, Испании, Австрии. ФРГ (романо-германский
тип правовых систем).
В странах азиатского континента
(Иран, Ирак) важную роль в формировании права, наряду с обычаями, играли и до
сих пор играют нормы религии в религиозно-доктринальной интерпретации
(религиозно-традиционные правовые системы).
В ряде государств Африки,
Латинской Америки право формировалась на основе норм-обычаев и традиций
общинного быта (традиционно-общинное право) — традиционно-общинные правовые
системы.[11]
В настоящее время различают
два классических типа правовых систем. Один — романо-германский или
континентальный — (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.), где первенствует
нормативно-правовой акт. Здесь право выступает преимущественно в форме закона.
Второй — англо-американский тип или общего права (Англия, США и др.).[12] Здесь отдается предпочтение
судебному прецеденту, т.е. судебному решению, посвященному конкретному делу,
которое становится образцом, примером для подобных же жизненных случаев. Кроме
того, выделяют смешанный (скандинавские и латиноамериканские группы правовых
систем) и традиционно-религиозный типы правовых систем. Последний тип
разделяется на подтипы: дальневосточно-традиционный (основные группы —
китайская, японская), религиозно-общинный (мусульманская, индусская, иудейская,
христианская группы), обычно-общинный (африканская группа).
Причины и условия, вызвавшие
к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако
между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более
глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами
государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как
данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право",
"правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и
стали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многом
связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей
обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и
ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью,
появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и
притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно
реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек
перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или
менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже
не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и
немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией
упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить
многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной
собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы
их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система
формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений
достаточно действенными средствами принуждения.
В процессе возникновения
права можно выделить три способа (пути), которые
приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:
- Санкционирование обычаев.
Государство санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защиту
определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам,
стоящим у власти. В результате формируется такой источник права как
санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения
людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и
поддерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государство
санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и
выгодны правящему классу.
- Юридическая (прежде всего
судебная) практика. При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные
(административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных
представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при
разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В
результате этого способа формирования права складывается такой источник права
как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н.
прецедентное право. Правовой прецедент - это решение суда по конкретному делу,
которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении
аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.
- Прямое нормотворчество
государства. Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков
государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и
др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой
государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства
формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного
государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену
норм права.
Обратите внимание, способы
формирования права и источники права - не одно и тоже. Способы формирования
права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного
источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм,
определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всех
этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна
неотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство
превращает раз-личные социальные нормы в правовые[13]. Только после того, как некие
правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту
государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.
Связь права и государства
функциональная, они существуют вместе, поддерживая друг друга. Однако это не
означает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, как
это делается в некоторых учебных пособиях. Это очень сложный (и, возможно,
неразрешимый) вопрос - что же первично, государство или право. В современном
обществе они неразрывны.
В любом случае, право
возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право - самый
цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение - внести
упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и
потенциально-конфликтные социальные отношения. Право является регулятором
общественных отношений. На определенном этапе развития общества социальные
нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной
регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их
динамизмом. На этом этапе формируется право как особый вид социальной
регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм
родовой организации.
Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:
1. Общеобязательность: оно
распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.
2. Формальность, формальная
определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные
источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и,
следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом
само содержание право-вой нормы приобретает четкость, определенность, что
помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением
письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются
правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации
формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они
существуют в устной форме.
3. В праве четко
разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это
не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта
поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты
воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально
равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо
требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия
принадлежащих им определенных прав и обязанностей.
4. Право поддерживается силой
государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения,
который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их
нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее
общественной властью.
Основными факторами,
определяющими формирование права, являются:
o
экономические, то есть материальные условия жизни общества,
обусловленные равноправным существованием различных форм собственности,
свободой предпринимательства;
политические. Большое влияние на
формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер
взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности
политических партий, движений и общественных объединений;
социальные. Принципиальное значение при
создании новых юридических норм имеет также степень заботы общества и
государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее
прав и свобод;
национальные. В многонациональном
государстве процесс формирования права во многом
определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и
народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном
развитии, государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса;
o
внешнеполитические. Международное положение государства,
уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными
организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество;
o
идеологические. Идеологическая база права, правосознание
граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание,
правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства также имеют
существенное значение для правотворчества;
o
организационно-волевые. Государство, возводя
сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права,
осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность
органов, правомочных издавать нормативные акты. [14]
Заключение
Подводя заключение своей
работе “Происхождение государства и права”, можно сказать, что государство и
право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития
общества. Государственно-организованному обществу предшествовал
первобытнообщинный строй, при котором орудия производства были несовершенны, а
производительность труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование люди
должны были объединять средства производства и свой труд. В результате этого в
основе жизни общества лежало общественная собственность на средства
производства, а распределение продуктов труда осуществлялись на началах
равенства. Жизнь этого общества на ранних ступенях его развития строилась на
началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню его
экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного
развития и зрелости самого человека.
Далее, в процессе долгого,
неуклонного развития производительных сил, постепенно создаются предпосылки его
разложения. Первостепенную роль в развитии экономики и в переходе к качественно
новому способу производства сыграло общественное разделение труда. Причинами,
которые вызвали учреждение государства, являлось разложение первобытного строя,
совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и
появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном регулировании.
Ведь право, как особая
система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникло в
истории общества в силу тех же причин, что и государство. Вообще, из выше
изложенного понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило
свободы и справедливости в человеческих взаимоотношениях, формировалось раньше,
чем государство. С его возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно
становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой.
Право не теряет при этом
своих объективных признаков, как регулятора общественных отношений, но
приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.
Список используемой литературы:
1.
Теория
государства и права. Венгерова. 1995 г.
2.
Общая
теория государства и права. Алексеев. 1995 г.
3.
Теория
государства и права. Манов. 1995 г.
4.
Теория
государства и права. Марченко. 1987 г.
5.
Теория
государства и права. Храпанюк. 1995 г.
6.
Полное
собрание сочинений т. 39 “О государстве”.
7.
К.
Маркс., Ф. Энгельс. т. 21.
8.
История
первобытного общества. Алексеев.
9.
Скакун
О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.
10.
Общая
теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний Новгород, 1993
11.
Общая
теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М., 1994.
12.
Основы
теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М., 1988.
13.
Теория
государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985.
14.
Сурилов
А.В. Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989.
[1] Скакун О.Ф. Теория
государства и права стр. 42
1 Скакун О.Ф. Теория государства и права стр. 56
[3] там же
[4] Общая теория права. Курс
лекций / Под ред. В.К.Бабаева стр. 4
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20,
С.170.
[6] Общая теория государства
и права / Под ред. В.В.Лазарева стр. 26
[7] Основы теории государства
и права / Под ред. А.С.Пиголкина стр. 16-22
[8] Теория государства и
права / Под ред. С.С.Алексеева стр. 102
1 Теория государства и права.
Храпанюк.стр. стр. 22
[10] там же стр. 22
[11] там же стр. 56
[12] Сурилов А.В. Теория
государства и права стр. 44
1 Теория государства и права. Храпанюк.
Стр. 34
[14] Общая теория государства
и права стр. 78
|
|