|
Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки
Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки
ИНСТИТУТ
МОЛОДЕЖИ
КАФЕДРА
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Дипломная
работа на тему:
«Просветительская деятельность декабристов в годы
сибирской ссылки».
Выполнил студент
5 – го курса:
факультета
культурологии
Воробьев К.А.
Научный
руководитель:
Копылов А.Н.,
д.и.н., профессор
Москва,
2000 г.
Содержание.
Введение. стр.3-7
Глава 1.
Формирование мировоззрения декабристов:
1.1. Причины
возникновения революционных взглядов у будущих декабристов стр.8-14
1.2. Проблемы
образования и воспитания детей в программных документах декабристов стр.15-29
Глава 2. Идейная
эволюция декабристов после 1825г. и их отношение к просвещению народов Сибири стр.30-40
Глава 3.
Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки. стр.41-54
Заключение. стр.55-58
Список использованной литературы. стр.59-60
Введение.
174 года назад в России произошло
событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием
декабристов началась история организованного революционного движения в нашей
стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем
вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области
духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где
они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к
познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих
живую мысль и творческую инициативу.
Большинство
деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке, литературе,
искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все их наследие –
книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не опубликованных архивных
материалов. Так, член Северного общества Г.Батеньков, по образованию инженер,
известен как автор первой русской книги о дешифровке египетских иероглифов. Он
же сочинял стихи, оставил статьи и заметки по вопросам философии, эстетики,
истории, математики, этнографии. Николай Бестужев, литератор и живописец,
увлекавшийся многими отраслями знаний, считал стремление к универсализму одной
из примет своего поколения: он утверждал, что и художник должен выходить за
пределы своей профессии, он «должен быть и историком, и поэтом, и наблюдателем
(то есть исследователем)».1
Но дело не только
в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные произведения в области
культуры, науки, искусства, и не в их универсализме. Декабристы считали, что
само по себе обладание знаниями еще не является решающим критерием общественной
ценности человека. Тот же Н.Бестужев писал: «Какая разница между ученым и
просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный
делает честь наукам».1
Попытка
декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим
разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать
грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта
борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие
интеллектуальные силы.
Разгром восстания
14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные
преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в
ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но
и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях
приносить ей посильную пользу.
При этом многие
из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской
площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и
необходимости просвещения широких масс населения России.
Участники
выступления на Сенатской площади явились и первыми историографами
декабристского движения. Но широкий размах научная разработка история
декабризма приобрела значительно позже, уже в советское время.
Важными вехами в
этом отношении стали 100-летие и 150-летие со дня восстания декабристов. В
связи с первой датой началось издание следственных материалов о восстании и
появились первые монографические работы, а со второй – широкий размах
исследовательской работы по всему комплексу проблем, связанных с декабристским
движением. Особенно активно изучение декабризма стало развиваться после
создания в 30-х годах Института Истории Академии наук СССР и образования в его
составе под руководством академика М.В.Нечкиной группы изучения декабристского
движения и революционной ситуации в России.
К настоящему
времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и
научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е.Щёголева,
М.В.Нечкиной, Н.М.Дружинина, В.А.Фёдорова и других учёных, освещены многие
вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием
революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами.
Крупным
обобщающим исследованием о декабристах и их эпохе бесспорно является двухтомная
монография М.В.Нечкиной «Движение декабристов», изданная в 1955 г. Основная
задача монографии, как это определено её названием, состояла в том, чтобы
изучить непосредственно движение декабристов, его корни, выяснить, как
развивалась его идеология, как происходила смена одной декабристской
организации другой, как было подготовлено и проведено восстание.
Меньше изучены
взгляды и деятельность декабристов после восстания. Но и по этой проблеме в
последние три десятилетия ведётся активная работа.
В процессе
подготовки к 150-летию со дня восстания декабристов, наряду с продолжением
ранее начатых исследований о самом восстании, суде и следствии получило
значительное развитие изучение сибирского периода жизни и деятельности
декабристов. Возник ряд новых центров изучения декабристского движения
(Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.).
В Иркутске начата
большая серия научных публикаций под названием «Полярная звезда». В ней
издаются воспоминания, дневники, воспоминания, письма и другие документы видных
декабристов. При этом каждому декабристу отводится 1-2 тома, снабженные
обширным справочным аппаратом, вводной биографической статьей и научными
комментариями.
В ряде работ
выдвинута и развивается идея о существенной эволюции ссыльных декабристов в
сторону просветительской работы среди широких масс населения. Так Г.П.Шатрова,
автор изданной в Томске книги «Декабристы и Сибирь», считает, что «именно в
просветительстве декабристы нашли свое новое назначение в революционном
движении после поражения восстания». 1
Эту точку зрения
разделяет другой автор В.Г.Кокошко, который писал, что декабристы «свою
культурно – просветительскую деятельность в Сибири…рассматривали как
продолжение прежней борьбы с феодально-абсолютистским строем».1
Так как автор
данной дипломной работы получит специализацию педагог дополнительного
образования, его внимание привлекли педагогическая и просветительская
деятельность декабристов, являющихся основоположниками методики взаимного
обучения в России.
Поэтому целью
дипломной работы является освещение просветительской деятельности декабристов в
годы сибирской ссылки.
Для реализации
этой цели рассматриваются следующие вопросы:
1. Формирование общего мировоззрения
декабристов и их педагогических взглядов;
2. Проанализировать особенности
мировоззрения декабристов периода сибирской ссылки;
3. Характеристика просветительско-педагогической деятель-ности декабристов
после разгрома восстания.
Для решения
поставленных в дипломной работе задач мною использованы ряд документальных
публикаций и научная литература по истории декабристского движения, особенно
документы и литература о сибирском периоде жизни и деятельности декабристов.
Глава 1.
Формирование мировоззрения декабристов.
1.1. Причины
возникновения у будущих декабристов революционных взглядов.
Истоки
формирования мировоззрения декабристов сложны и многообразны.
Большинство
будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: в последнем десятилетии
XVIII века, или в первые годы XIX века.
Все декабристы
(исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к
привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество
разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было
воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное
домашнее обучение, поступление в учебное заведение.
Декабристы росли
большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать
резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового
человека.
И поэтому одной
из причин, побудивших их восстать против самодержавия, декабристы на следствии
называли саму российскую крепостническую действительность во всех крайне
неприглядных ее проявлениях. «Вольномыслие» декабристов возникло в первую
очередь как протест молодого поколения передового дворянства против произвола
самодержавия, засилия чиновничьей бюрократии, угнетенного, бесправного
положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.
Следует отметить
и высокий уровень образованности будущих декабристов. Одни из них учились в
Московском университете, другие – в Московской школе колонновожатых (будущей
Академии Генерального штаба), третьи – в Царскосельском лицее. Даже
привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами
декабристы, «духом времени». Так, из мемуарной литературы мы узнаем, что в
Царскосельском лицее «был обычай злословить царя, называть его дураком, и
положено жесточайше наказывать того, кто выдаст».1 «Правилом хорошего тона» в
лицейской среде также считалось «порицать начальство, развивать идеи равенства,
знать все дерзкие и возмутительные стихи или самому быть сочинителями оных,
знать и толковать о конституциях, насмехаться над выправкой в войсках, презирать
звание верноподданного, высоко чтить либерала».2
Сомнение в
справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах. Крестьян в
университет не допускали, но на университетских скамьях студенты – дворяне
встречались со студентами – разночинцами. Мещанские, купеческие и поповские
сыновья слушали лекции в одной аудитории с молодыми дворянами. Однако студенты
– дворяне отличались от студентов – разночинцев даже формой.
Дворянство жило
широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов,
сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бедных домишках и
лачугах ютились бедные люди. В учебнике же естественного права студенты,
готовясь к экзамену, читали: «Законы должны быть для всех граждан одинаковы».
Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в
глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от
наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги – опять к
русской действительности.
Огромное влияние
на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга
великого русского писателя 18 века А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву». Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали
душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.
Но, конечно, дело
не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно
проникали – еще в библиотеки дедов и отцов – произведения философов –
просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги
французских корифеев вольнолюбия – Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера,
Монтескье… Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось
обязательным для каждого образованного человека в России.
Возрастал интерес
и к литературе начала 19 века. Читались новые книги, передовые иностранные
газеты и журналы. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для
ищущего политического сознания. Конечно, идеи Западной Европы и Америки не
явились причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они
облегчили и ускорили ее развитие, передали свой опыт новому поколению. Против
положения о «прирожденном» праве дворянина владеть крепостным человеком
восставала идея о прирожденном равенстве всех людей, идея о необходимости
уничтожения всех феодальных привилегий. Против неограниченного права
абсолютного монарха повелевать своими подданными поднимала на борьбу идея о
власти, принадлежащей народу.
Русская
прогрессивная печать начала XIX века выступала в защиту передовых мыслителей
Франции. Публикуя статью «О признаках народного просвещения», журнал «Вестник
Европы» ставил проблему распространения просвещения во всех сословиях: «…пока
науки будут исключительной собственностью одного какого – либо сословия людей,
которое сверх того еще по особливым законам совершенно отделено от всех прочих,
до тех пор можно утверждать с достоверностью, что в таком народе нельзя ожидать
значительных успехов просвещения».1
Просветительская
идеология проникла даже в среду деятелей официального просвещения. Так,
профессор Ярославского Демидовского высших наук училища Г.Ф.Покровский,
выступая в местном Обществе любителей российской словесности с рассуждением «О
степенях образования людей и народов», связал эту проблему с наличием
благоприятного климата и естественных богатств у людей и народов, утверждая,
что «сокровища земли – первое основание нравственного воспитания». По мнению
Покровского, труды и образ жизни человека взаимосвязаны. Он напоминает, что
человек может совершать подвиги громкие, славные и героические только тогда,
когда чувствует свое достоинство; а там, где народы управляются тиранами, люди
«представляют собой стада невольников, у которых вся чувствительность
притупляется от претерпения бедствий».[1]
Огромное влияние
на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война
1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества.
Декабристы называли себя «детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год
явился началом их движения. Среди участников этой войны – более ста будущих
декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году власти назовут
«государственными преступниками», насмерть сражались с врагом на Бородинском
поле. Известно, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года
имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все
стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала
росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой
общественной мысли в России. Декабристы первыми указали на народный характер
этой войны. Именно война 1812 года глубоко и остро поставила перед будущими
декабристами вопрос о судьбах родины, путях ее развития, выявила огромные
возможности русского народа, который, как они верили, рано или поздно должен
найти в себе силы для освобождения от внутренней тирании – сбросить ярмо
крепостного рабства.
В течение 1812 –
1815 годов будущие декабристы оказались свидетелями событий мирового значения,
они наблюдали, с какой легкостью разрушались или воссоздавались троны, ломались
старые порядки. Это внушало им надежду на возможность революционных перемен и в
России.
Декабристы –
участники Отечественной войны 1812 года надеялись, что великий подвиг России
разбудит к новой жизни молодое поколение, что Александр I произведет
ожидавшиеся реформы, что откроются новые широкие возможности и для перемен
политических, и для развития культуры. Но произошло обратное: закрепощенность
крестьян не ослабла, расцвела аракчеевщина, усилились цензура и преследования свободомыслящих
писателей и ученых. Протестовала же небольшая часть общества, а вступала в
активную борьбу с реакцией совсем малая.
Одной из мер
правительства после войны 1812 года было объединение «духовных дел и народного
просвещения» в одном министерстве во главе с князем Голицыным. Но на деле это
министерство сознательно тормозило распространение в стране научных знаний,
опасаясь, что это может привести к «пагубным последствиям для существующего
порядка вещей».
Сразу же после
окончания войны реакция со всей силой обрушилась на учебные заведения. В
специальной правительственной инструкции предусматривалось преподавать лишь те
науки, которые «не отделяют нравственности от веры». Крупнейшие университеты
страны (Петербургский, Казанский и др.) были подвергнуты опустошительному
разгрому. Прогрессивно настроенные профессора, подлинные ученые были изгнаны, а
над учебными заведениями устанавливался полицейский надзор.
Жестокие
репрессии обрушились на журналистику и литературу. Обо всем, что хотя бы
косвенно касалось правительства и его политики, писать категорически
воспрещалось. На публикации подобного рода нужно было разрешение
соответствующих правительственных учреждений. Все выходившие из печати
литературные произведения подвергались усиленной цензуре.
Все эти и многие
другие реакционные действия правительства Александра I не могли не вызвать
самого решительного протеста передовой части образованных людей России.
Правительственная политика положила конец надеждам передового дворянства на
проведение мирных реформ. Теперь, вспоминал декабрист И.Д.Якушкин, «никто из
нас не верил в благие намерения правительства».1
История
возникновения тайных декабристских обществ отделена от войны 1812 года
промежутком всего лишь в несколько лет, но послевоенную общественную атмосферу
декабристы ощущали как полную противоположность энтузиазму национального
подъема, вызванного защитой родины. Они мечтали о возрождении этого подъема во
внутренней жизни и на ее волне ожидали политического обновления страны.
1.2. Проблемы образования и
воспитания детей в программных документах декабристов.
В январе 1818
года в Москве была создана декабристская организация под названием «Союз
благоденствия» (или Союз общественного благоденствия, называемый в документах
следствия Союзом благотворения и Обществом «Зеленой книги»). Это была довольно
многочисленная (более 200 человек) тайная организация с заранее разработанным
уставом, в котором были изложены организационные и отчасти программные
принципы.
Согласно уставу,
члены Союза благоденствия обязывались принимать самое активное участие в
общественно – политической жизни страны. Работа над распространением в стране
прогрессивных общественных идей являлась для декабристов не самоцелью, а важным
средством подготовки революционного переворота. Как показывал Е.П.Оболенский на
следствии, общество стремилось к «занятию должностей гражданских с целью не
только исполнения вполне своих обязанностей, но и уничтожения
лихоимства…Постепенным улучшением нравственности и распространением
просвещения…общество надеялось достичь тихого и неприметного переворота в
правлении государства». 1
Такая работа была
совершенно необходима, чтобы, как говорил Пестель, «общее мнение революции
предшествовало». Декабристы полагали, что потребуется примерно 20 лет, когда
передовое общественное мнение овладеет умами всех слоев Российского общества и
будут тем самым созданы условия для сравнительно «безболезненного»
революционного переворота. Предполагалось, что к этому времени в каждом крупном
городе России будут созданы отделения тайного общества, которые составят
конспиративные городские «палаты», возглавляемые своим «советом». Они и явятся
опорными пунктами революционного переворота. Члены общества рассчитывали и на
международную революционную конъюнктуру. Они внимательно следили за положением
дел в странах Западной Европы, видели нарастание там революционного движения
(которое в 1820 –1821 гг. вылилось в серию революций в южноевропейских
странах). В 1818 – 1820 гг. декабристы были убеждены, что в перспективе
начнется революция в германских государствах против их монархов. К этому
движению, считали они, примкнет Польша, а тайное общество в России, произведя у
себя революционный переворот, подаст им руку помощи. Опираясь на отделения
своего тайного общества в разных городах, декабристы надеялись овладеть всеми
государственными учреждениями в стране. Предполагалось избрать руководящий
орган революции. Революционный переворот мыслился декабристами как строго
организованная акция, которая должна произойти быстро и четко, «при всеобщем
ликовании народа» и без «ужасов французской революции».
Нужно заметить,
что печать и просвещение до начала 20 – х годов еще не подвергалась тем суровым
гонениям, какие начались позднее. В 1818 – 1820 гг. издаются книги
К.И.Арсеньева «Российская статистика» и А.П.Куницына «Право естественное», в
котором излагались просветительские идеи «естественного права» и открыто
ставился вопрос о необходимости отмены крепостного права в России. В журналах
печатались статьи, в которых говорилось о пользе конституционного устройства,
публиковались тексты западноевропейских конституций. Все это создавало
благоприятные условия для деятельности Союза благоденствия в плане «овладения
общественным мнением» и дальнейшего распространения последнего.
Через сеть
легальных и полулегальных «вольных обществ», благотворительных организаций,
литературных кружков и объединений, литературно – политические журналы и
учебные заведения Союз благоденствия был тесно связан с прогрессивными кругами
России и фактически превратился в идейный центр, объединяющий революционные и
либерально – оппозиционные круги России в борьбе с самодержавием и
крепостничеством.
При этом особое
внимание уделялось пропагандистско-агитационным, в значительной мере легальным
формам деятельности с привлечением к ней широкого круга единомышленников
декабристов. Выступления в периодической печати в защиту передовой науки и
литературы, издание литературных альманахов и ученых трудов, защита обиженных и
несправедливо осужденных, выкуп из крепостной неволи талантливых крестьян – самоучек,
помощь голодающим крестьянам, критика печатно и устно крепостного права,
палочных наказаний в армии, аракчеевских военных поселений и т.д. – вся эта
деятельность в конечном итоге преследовала цель «подготовить умы» к
необходимости упразднения самодержавно – крепостнических порядков в стране.
Главными
средствами распространения передовых общественных идей декабристы считали
просвещение и печать. Они придавали исключительно важное значение «силе
просвещения», рассматривая его как залог прогресса нации. Декабристы были
убеждены, что никакие серьезные преобразования не могут быть осуществлены, если
народ забит и безграмотен. При этом декабристы стремились не просто к
распространению среди народа элементарной грамотности, но к воспитанию его в
духе высокой нравственности, подлинного патриотизма, любви к свободе.
В конце 18 –
начале 19 века в Европе получила распространение разработанная английскими
педагогами А.Беллом и Дж.Ланкастером система взаимного обучения, при которой
старшие и уже имеющие определенные знания ученики под руководством
преподавателя вели занятия с младшими учащимися.
В России эту
систему впервые, начиная с 1818 года, применили декабристы, главным образом в
солдатских школах. В Петербурге декабристами было основано Вольное общество
учреждения училищ по методе взаимного обучения, которым руководил активный
деятель Союза благоденствия Ф.Н.Глинка, служивший адъютантом у петербургского
военного генерал – губернатора М.А.Милорадовича. Это общество координировало
работу других «ланкастерских школ», возникавших в разных городах страны: в
Москве, Туле, Полтаве, Одессе, Херсоне, Риге, Перми, Вологде, Астрахани,
Тифлисе и Иркутске. Петербургское Вольное общество выпускало учебные «таблицы»,
в которых использовались понятия «свобода», «воля», «раб», «цепи», «союз»,
«герой», «восстать», «гражданин», издавало книги для широких народных кругов,
уже овладевших грамотой. К составлению и изданию учебных «таблиц» был привлечен
И.Н.Греч, который печатал их в своей типографии. Используя вполне
благонамеренные учебные издания Греча, декабристы дополняли их своими
определениями и понятиями. Так, В.Ф.Раевский в руководимой им в Кишиневе
солдатской школе на уроках правописания в дополнение к печатным «прописям»
Н.И.Греча давал и рукописные, в которых фигурировали имена Кассия, Брута,
Джорджа Вашингтона, Оноре Мирабо и других. Волнение в лейб–гвардии Семеновского
полка в 1820 году вызвало у Александра I сильные подозрения, что семеновские
солдаты были «подготовлены» существовавшей в том полку «ланкастерской школой».
Позже процесс над В.Ф.Раевским окончательно убедил императора в том, что эти
школы использовались в целях антиправительственной пропаганды, и в 1823 году
они были закрыты.
Декабристы
придавали всегда большое значение общественному воспитанию детей. Его преимущество
они видели в том, что в отличие от домашнего, которое «нежит тело, расслабляет
души и делает до крайности надменными и своевольными баловней потворства и
неги», общественное воспитание «уничтожает все посторонние титулы, все причуды
знатности исчезают, а при всяком остается одно только звание человека».
Взгляды
декабристов по вопросам просвещения и педагогики получили наиболее яркое
отражение в «Русской Правде» П.И.Пестеля, который являлся как бы проектом
государственного преобразования России.
Решающими
факторами формирования людей П.И.Пестель считал социально – экономический
строй, политическое устройство и общественное воспитание. Пестель пишет:
«Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит
источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия…От сей обязанности
происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями
природы».1
Материальные
условия жизни в основном образуют нравственный облик народа, и, чтобы возвысить
нравственный дух народа, воспитать в нем общественные интересы и патриотизм,
необходимо доставить народу средства для пропитания, то есть землю и свободный
труд. Особое место отводит Пестель в деле формирования нравственности
государственным законам. Он считал, что нравственность зависит от характера
правления: плохие законы (монархические) развращают народ, хорошие
(республиканские, демократические) нравственно воспитывают.
В новом
государстве упраздняются сословия. Согласно «Русской Правде», все граждане
имеют одинаковые политические и гражданские права. Одним из основных прав
граждан считается право на воспитание детей, и после победы новое государство
позаботится о том, чтобы все дети учились. Провозглашая, что воспитание детей
после победы станет государственным делом, «Русская Правда» отмечала: «…так как
ничто столь сильно не действует на благоденствие царств и народов, как
воспитание, то и обязывается Верховное правление учебные заведения устроить
таким образом, чтобы они в полной мере возможную пользу приносили».2
Будут запрещены
частные школы, так как о воспитании и обучении подрастающего поколения будет
целиком и полностью заботиться правительство.
Как же будет
выглядеть система народного образования? В дошедших до нас главах «Русской
Правды» этот вопрос освещен далеко не полностью. Только в одной главе –
«Солдатские дети» есть некоторый материал на эту тему.
В царской России
солдатские сыновья, достигнув семилетнего возраста, считались собственностью
государства. Их помещали до 18 лет в организованные в 1798 году военно-сиротские
отделения, где и готовили к длительной солдатской службе. Согласно «Русской
Правде», после победы над царизмом военно-сиротские отделения упраздняются, так
как изменяется вся структура русской армии. Но поскольку сиротство солдатских
детей неизбежно, «Русская Правда» предлагает организовать за счет государства и
волостей для солдатских и других сирот «воспитание в первоначальных основаниях
оного, а потом и в уездном училище».
В «Русской
Правде» также идет речь о создании в каждом губернском городе педагогического
института для подготовки учителей: «Курс наук (в этих учебных заведениях)
разделится на два отделения: в первом преподаваться будет все то, что нужно для
учителей уездного училища, а во втором все то, что нужно для учителей
губернского училища».1
Таким образом,
школьная система по материалам «Русской Правды» представляется в виде доступных
для всех трех ступеней школ: первоначальное, уездное и губернское училища. По
мнению декабристов, в будущем государстве образование должно быть государственным,
всеобщим и доступным для всех граждан.
Наряду с
образованием в «Русской Правде» говорится и о других средствах воспитания
народа: массовых праздниках и просветительных мероприятиях. «Весьма полезно, -
писал Пестель, заводить народные празднества для усиления народного духа и
укрепления гражданской, дружеской связи».1
В своих
высказываниях и документах декабристы всех направлений определяли цель
воспитания как воспитание «сына отечества», гражданина – патриота, способного
служить общему делу, для которого знания есть средство активно приносить
пользу своей родине. Гражданское воспитание нужно человеку, но оно невозможно
в сословно – крепостническом государстве. Отсутствие такого воспитания опасно
для страны, так как ведет общество к разобщению и безнравственности.
Гражданское воспитание имеет в основе своей патриотизм, любовь к отечеству.
Патриотизм – источник могущества каждого народа, «любовь к отечеству» должны с
детства заполнять сердца человеческие. «Горе обществу, где добродетели и
гордость народная истреблены иноземным воспитанием. Никогда оно не будет
наслаждаться истинным могуществом и совершенным образом отличаться!».
Декабристы всегда
боролись с подражанием заграничному, стремлением вверить воспитание детей
иностранцам. Они утверждали, что учитель, который призван воспитывать
патриотизм, любовь к народу, должен ненавидеть «пустое иноземное влияние»,
которое приводит к духовному порабощению, к забвению своей национальной
гордости. Они называли истинным такое воспитание, которое прививает сознание
высокого долга перед родиной, ставит общественные обязанности выше личной
выгоды. Они стояли за общеобразовательную школу и обращали большое внимание на
политическое воспитание в ней. В школах, находящихся под влиянием тайных
обществ, нелегально или полулегально осуществлялось патриотическое и
политическое воспитание в процессе преподавания родного языка, истории,
географии, математики, естествознания.
Декабристы, пропагандируя
прогрессивные взгляды на образование и просвещение, критиковали современное им
образование с политических позиций. Они уверенно заявляли, что царское
правительство не может дать народу общего образования и умственного развития.
Царизму необходимо безусловное повиновение, которое не уживается с
образованием.
Для того, чтобы человек мог стать
равноправным членом общества, он, по мнению декабристов, должен получить
умственное образование в детстве.
Основным источником знаний каждого
человека являются самостоятельные наблюдения и «осмысления» юного учащегося.
«Искусное преподавание» должно
возбудить самостоятельное мышление ученика: учитель направляет внимание ученика
на близкие и понятные ему предметы. С этой целью должно вводиться в школах
наглядное преподавание, которое стимулирует и развивает самостоятельную
умственную деятельность ученика, его понимание материала.
Обучение осмысленное, связанное с
практикой, нужное для общественных патриотических дел, обучение воспитывающее –
такие основные положения педагогики декабристов в отношении к
общеобразовательной школе.
Декабристы считали,
что общеобразовательная школа, воспитывающая граждан – патриотов, должна иметь
центральными предметами изучения историю, математику и родной язык, его
грамматику и русскую литературу. Богатства русского языка много дают для
развития патриотического чувства и обогащения ума. Н.И.Кутузов, член Союза
Благоденствия, писал: «Язык заключает в себе все то, что соединяет человека с
обществом: самые малейшие его оттенки сильно говорят сердцу патриота и чужды
рабу иноземного. Язык сближает чувства людей, совокупляет понятия воедино,
рождает благородное соревнование, дает силы. Народы для знаменитости и
могущества должны заботиться о господстве языка природного…Незнание богатства
языка своего и пренебрежение оным есть знак самого грубого невежества».1
Большое значение
в общем образовании декабристы придавали истории, видя в ней средство
гражданского, политического воспитания. От истории, переоценивая иногда ее
возможности, они ожидали не только объяснения прошлого и установления
исторических закономерностей, но и абсолютно непогрешимых советов по
злободневным политическим вопросам. История стала любимой наукой революционной
молодежи 20 –х гг., искавшей в прошлом уроков для настоящего, образцов будущего
общественного переустройства. Правда, среди декабристов были и такие
(М.С.Лунин, А.В.Поджио и др.), которые считали, что прошлое не является им
указом, что познание настоящего полезнее опытов прошлого. Главное, полагали
декабристы, - это изучение своей отечественной истории, помогающей пробудить у
молодежи чувство национальной гордости и революционного сознания. Русская
история свидетельствует о большом свободолюбии народа, о его борьбе за
национальную независимость.
В.Ф.Раевский в
своих исторических высказываниях и на уроках в школе юнкеров противопоставлял
насаждаемому царизмом идеалу «верноподданного» идеал гражданина, который был
присущ Великому Новгороду в прошлые времена. Обращаясь к истории, он стремился
воспитать в своих учениках при ее «посредничестве» высокие гражданские чувства.
Интерес к истории
и ее преподаванию был свойствен многим членам тайных обществ дворянских
революционеров. Член Союза Благоденствия П.Д.Черевин за свою короткую жизнь
(1802 – 1825 гг.) опубликовал ряд исторических работ, среди которых особенный
интерес представляет его статья «О преподавании истории детям». В ней
отразились декабристские воззрения на задачи исторического образования.
«историю справедливо называют наставницей нравственности и политики, -пишет
Черевин, - ибо кто учится истории, тот научится обязанностям человека и гражданина».1
К учителям
истории Черевин предъявлял особые требования. По его мнению, учитель истории
должен быть «нравственно строгим», иметь глубокие знания в своей и в других
науках, иметь пламенную душу и обладать красноречием. «Учитель истории…есть
проповедник, назидающий гибкий юношеский возраст примерами прошедшего».2
Важным считалось
и преподавание математики – «науки, имеющей огромное развивающее и практическое
значение», как говорили сами декабристы.
По убеждению
декабристов, социальному преобразованию России должно способствовать духовное,
нравственное, эстетическое «приуготовление» тех, кому предстояло осуществить
это преобразование или способствовать ему. Важнейшая роль предоставлялась здесь
искусству.
Профессор
Царскосельского лицея П.Е.Георгиевский в своих лекциях обращал внимание
слушателей на «примечательную» закономерность, проявившуюся в истории
художественной культуры. Эта закономерность состоит в том, что только
демократически управляющиеся государства «оставили всему свету редкие образцы
поэзии и красноречия». Дважды «из недр вольности» (господствовавшей сначала в
республиканской Греции, а затем в Риме) «распространялся по лицу земному свет
изящного искусства». В новое время соответствующие условия возникли во Франции,
где «некоторые из революционеров довольно отличались на сем поприще». Вместе с
утратой свободы исчезает и искусство красноречия: ведь там, где «единая или
несколько особ управляли государством, а прочие…слепо повиновались», там, где
слушатели «бывали принуждаемы, а не уверяемы», там не требовалось ни таланта,
ни мастерства, ни вдохновения.1
В русле передовых
идей декабризма лежит также эстетический трактат А.Мещерского, опубликованный в
1825 году. Как известно, идеологи декабристского движения с целью пропаганды
своих нравственных и социальных идеалов весьма часто обращались к примерам гражданского
мужества, проявленного героями древних республик в борьбе против тирании.
Подобно им и Мещерский обратился к античности, чтобы изложить представления о
тех «благоприятных обстоятельствах», благодаря которым художник обладал
«нравственной независимостью» и «свободным поприщем» для своей деятельности и
как «самобытный член нации» принимал «видимое участие в делах общественных».
Независимость личности художника, творческая его свобода и активное участие в
политической жизни дополняются в этом идеальном представлении требованием –
обеспечить каждому члену общества возможность «действовать явно», без
цензурного и полицейского надзора. Наконец, как на важнейший фактор,
спсобствующий расцвету поэзии, Мещерский указал на то обстоятельство, что в
древних республиках поэты, подобно трибунам, искали не внимания меценатов, но
«голосов и похвалы народной».
Высказывания
самих декабристов, не предназначавшиеся для печати, были более откровенными и
определенными. Особый интерес здесь представляет письмо С.И.Муравьева –
Апостола, написанное им за месяц до декабрьских событий 1825 года. В эпоху,
предшествовавшую революционному обновлению общества, пишет Муравьев, умы,
освобождающиеся от оков, устремляются «к мыслям, открывающим горизонты более
широкие…сердца к чувствам более благородным и деятельным», люди узнают счастье
высокого назначения человека. В такое время возникает особенная по характеру
поэзия. Преимущества этой поэзии не в талантах (таланты могут быть
равноценными), но в мужественности и действенности. Подобное движение,
заключает Муравьев, «должно было в наши дни породить Байронов и Муров».1
Таким образом, в
суждениях декабристов, в отличие от просветителей начала XIX века, выдвигается
идея о том, что для искусства благотворна сама атмосфера борьбы за
демократические свободы и революционное преобразование общества.
Страницы: 1, 2
|
|