Рефераты

Рим: от республики к империи

Рим: от республики к империи

 

Введение.

Римское государство занимает в истории правового развития человечества и современной юриспруденции совершенно исключительное место, как и, собственно, римское право[1], поскольку именно эта система, ставшая некогда единой для античного мира, легла в основу права многих современных государств. Актуальность исследования становления и развития Римской империи не утрачивается со временем.

Во II – I вв. до н.э. начинается период падения Римской республики, который представляется тремя этапами: реформа братьев Гракхов, диктатура Суллы, диктатура Юлия Цезаря. Этот период привел в дальнейшем к формированию монолитной и достаточно развитой Римской империи. Он интересен как для историков, так и для юристов, получивших в наследство богатейшую юридическую основу Римского государства.

Вопрос становления и развития Римской империи в своих трудах рассматривали множество ученых, такие как К.И.Батыр, Н.А.Машкин, И.А.Покровский и др.  Каждый из них имеет собственную точку зрения на эту проблему и поэтому для её разностороннего освещения следует использовать как новейшие, так и ставшие в наши дни раритетными труды.

Целью настоящей работы является выявление особенностей и основных черт периода становления и развития Римской империи. Для достижения этой цели необходимо обратиться к рассмотрению следующих вопросов:  причины перехода от республики к империи; установление принципата, его сущность и развитие,   реформы Октавиана Августа; римский доминат, реформы императоров Диоклетиана и Константина, государственный строй при доминате; падение Западной Римской империи.




1.Причины перехода от республики к империи. 

Рассмотрение данного вопроса следует начать с характеристики внутренней политики Рима, предшествующей падению республики.

Внутренняя политика характеризовалась ожесточенной борьбой с одной стороны, оптиматов с движением Клодия, с другой, той и другой группировок с триумвирами. Борьба сенатской олигархии вылилась в вооруженное столкновение. Должности магистратов оказывались в руках тех, кто раздавал больше денег избирателям или пришел на должность, опираясь на насилие. В Риме прокатилась волна политических процессов, во время которых вскрывались вопиющие злоупотребления. События 54 – 51 г до н.э. показали, что вся система выборности магистратов, деятельность народных собраний выродились в беспринципную и жестокую борьбу отдельных клик и группировок в разгул самых диких страстей.1 Экономика страны также находилась в бедственном положении. Властная верхушка сосредотачивает в своих руках огромные денежные капиталы, что приводит к еще большему расслоению общества.

Именно в таких условиях и начинается распад римской республики. Основываясь на всем вышесказанном можно назвать несколько причин перехода от республики к империи.

В числе этих причин на первом месте должно быть поставлено рабство. Рабы представляли собой крайне дешевую рабочую силу. То хозяйство, где можно было  эксплуатировать их в возможно большем количестве, значительно сокращало этим свои издержки производства, а вследствие этого оказывалось более устойчивым в экономической конкуренции. А такими хозяйствами были, конечно, хозяйства крупные.

Не равно отзывалась на богатых и бедных и всеобщая воинская повинность. Вследствие почти непрерывных войн в течении первой половины периода республики трудоспособные граждане должны были беспрестанно – именно в рабочую пору – покидать свои участки для походов. Крупные землевладельцы переносили это сравнительно легко, но на мелкие хозяйства всякое сокращение рабочих рук или рабочих дней действует губительно. Ко всему этому во второй половине периода республики присоединяется еще то, что со стороны римской аристократии возникает усиленный спрос на землю.

Результатом всего этого является полное исчезновение мелких крестьянских хозяйств к концу периода республики и распространению тех латифундий, которые, как известно, «погубили Рим». 

Одновременно с описанными процессами совершается другой весьма важный процесс: по мере того как земледелие утрачивает свое первенствующее значение в экономической жизни Рима, на сцену все больше выступает капитал движимый, денежный и накладывает на все коммерческий отпечаток. Все золото в своей значительной части разными путями попадает в руки руководящего класса – римской аристократии  и концентрируется там, в колоссальные состояния. Денежный капитал также оставляет в стороне подавляющую массу населения, мелких людей. Во всех  торговых, промышленных и банковских предприятиях они почти не находят себе места в качестве вольнонаемных рабочих, они нигде не нужны. 1

Представляется несомненным, что расслоение общества на богатых и бедных, крупных и мелких землевладельцев, резкие различия состояния, умножение класса пролетариев, живущих подачками государства и готовых следовать за тем полководцем или политическим деятелем,  который посулит наибольшие материальные блага и т.д. не могли не свести на нет и республиканское равенство, каким бы оно ни было на практике, и народовластие, как бы оно не ограничивалось и ни ущемлялось. Следует учесть,  что римские республиканские институты сложились как институты управления городом, а не империей. Этим во многом объясняется и смена республиканской формы правления на монархическую, тем более приемлемую, что монархический элемент присутствовал и в старой республиканской конституции Рима.

Также успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которыми старая государственная форма полиса была совершенно неприспособленна. В новых условиях оказалось невозможным и далее устранять рабовладельческие классы в завоеванных Римом провинциях от политической власти. Пожертвовав исключительным положением «римского народа», империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Таким образом, была создана достаточно прочная социальная база того политического режима, который при всех переменах просуществовал столь же долго, что и республика1 

       

 

2. Установление принципата, его сущность и развитие.

Реформа Октавиана Августа.

С 30х годов до н.э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государства и древнего мира вообще – эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике. Падение республиканской формы правления и рождение монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально – политической борьбы.

Падение Римской республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально – политическим переворотом, революцией, вызванной перестройкой традиционных общественно – экономических и политических институтов. Основой перестройки стало превращение полисно – общинной организации как всеобъемлющей системы в структуру другого типа.2

Историю императорского Рима принято делить на два периода: первый период принципата, второй – период домината. Границей между ними служит III в. н.э.

В 27г до н.э. на римский престол восходит, внучатый племянник и приемник Юлия Цезаря, Октавиан. К моменту гибели Марка Антония Октавиан пользовался властью полученной в чрезвычайных обстоятельствах гражданской войны и при ее окончании должен был сложить свои полномочия и вернуться к традиционной системе республиканского правления. Однако как показали события кровопролитных гражданских войн, республиканская форма правления выявила свою неэффективность и распыленность по сравнению с единоличной властью диктатора или триумвиров. Вот почему первые годы правления Октавиана ушли на то чтобы решить довольно противоречивые задачи, а именно сложить с себя чрезвычайные полномочия и вернуться к прежнему правлению, но вместе с тем перестроить его в монархическом духе, используя традиционные идеи римского государственного права.1В Риме и провинциях устанавливается государственный строй, получивший название принципат (от слова «принцепс», как называли императора по его званию «первого сенатора»).

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью торегшт, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образовани­ем собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями. Следует более подробно рассказать о функциях принцепса.

Princeps по идее, есть только высший республиканский магистрат, правда, пожизненный и с чрезвычайной властью, но все же только магистрат, вследствие чего этот период называют также и периодом республиканской империи. В лице принцепса сосредотачивается власть, которую обычно делят на следующие элементы: а) в качестве военного командира император имеет право полного и бесконтрольного управления теми провинциями, в которых обычно стоят войска; б) imperium proconsulare, т.е. право общего проконсула управлять сенатскими провинциями; в) tribunicia potestas, которая дает императору качество sacronsanctus и право intercessio по отношению ко всем республиканским магистратам.1

Принцепсы избираются в нарушение республиканских тради­ций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии.

Чтобы более подробно описать сущность и развитие эпохи принципата следует обратиться к реформам, проводившимся Октавианом в системе государственного устройства в этот период.

В 29 г. до н.э. состав Сената был пополнен новыми людьми (верными Октавиану), а его общий список сокращен с 1000 до 600 членов. В период с 27 по 23 г. до н.э. Октавиан соединил в своих руках полномочия консула народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Рима, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего.

Август постепенно усиливает и свой моральный авторитет. Так он получил от Сената полномочия по охране нравов и авторитета законов (cura legum et morum) был избран во многие религиозные коллегии Рима, в 13 году был избран верховным понтификом – главой самой авторитетной религиозной корпорации Рима. Своего рода завершением этого процесса стало присвоение Августу особого титула «отец отечества» (2г. до н.э.) (pater patriae).

Новый характер в процессе формирования императорской власти приобрели отношения между правителем Октавианом и главными органами прежнего республиканского строя: народным собранием, Сенатом и системой магистратур.1

 Из народных собраний сохранились только трибутные, но они также собирались и принимали законы, в том числе многие законы о власти самого правителя, продолжали избирать магистратов (консулов, преторов, эдилов, квесторов), однако утратили какую либо самостоятельную роль и превратились в послушное орудие Октавиана.

Более сложными были правовые отношения между Октавианом и Римским Сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику, постоянно сокращая его компетенцию, внешне оставляя за ним большие права. В 27 г. до н.э. он возвратил Сенату верховную власть, сложив с себя чрезвычайные полномочия триумвира, а Сенат в свою очередь наделил его новыми, так сказать, легальными полномочиями, оставив за собой значительную компетенцию. Между Октавианом – носителем новой власти и Сенатом – органом традиционной республики, было установлено как бы юридическое равноправие.2 Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях. 1

Еще более органичными оказались включения в структуру рождающейся монархии традиционных выборных магистратур. И во времена Августа также как при республиканском строе ежегодно избирались консулы, преторы, эдилы и квесторы, и они осуществляли свои традиционные функции, однако теперь они потеряли свое самодовлеющее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не столько перед народным собранием, где они продолжали избираться, а перед принцепсом и императором. Ведь принцепс получил от Сената очень важное право рекомендации, т.е. среди разных претендентов на магистратскую должность он имел право указывать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались фактически в назначение. 2

Параллельно с проведением реформирования магистратур создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных.

Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления городом  Римом (префект Рима, префект воды и т.п.). Произошла реорганизация управления провинциями, ставши­ми составными частями Римского государства. Они были разделе­ны на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и граж­данскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вто­рые — назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, из­биравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении — сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций по­ступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса — фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом про­винции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громад­ные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских по­местий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенат­ские провинции, и к III в. они все стали императорскими.1

Начинают проводиться и реформы в военной сфере. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны по­зволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влия­тельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возника­ет единая военно-бюрократическая организация управления.

После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганиза­цию, разделив на три части. Привилегированное положение зани­мала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчиты­вали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза боль­ше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составля­ли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после от­ставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), ком­плектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. Постепенно социальная разница между легионными и вспомогатель­ными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.1

Итак, к концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя вошедшего в мировую историю под названием Римской империи. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур, господствующих идей, что придавало императорскому режиму, так сказать, национальный характер, хотя нельзя отрицать влияние на его формирование некоторых тиранических режимов Древней Греции.

Поскольку монархический строй формировался на основе традиционных полисно – общинных институтов, рождающиеся имперские структуры оказались связанными с прежними порядками, а новая монархия пронизанной некоторыми республиканскими правовыми идеями.1


           3. Римский доминат. Реформы императоров Диоклетиана и Константина. Государственный строй при доминате.

                 Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II—III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свобод­ных, усиливается влияние крупных земельных собственников, рас­тет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идео­логия, на смену культу традиционных римских богов идет христи­анство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (ко­лонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградиро­вать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К вос­ставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. По­ложение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между вра­ждующими группировками господствующего класса.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, рес­публиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, по­следний оплот республиканских учреждений — сенат окончатель­но подчинился принцепсу. С конца III, в. начинается новый этап истории империи — доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Диархия не могла быть прочной формой государственного устройства, и уже к концу предыдущего периода императорская власть приобретает заметный монархический оттенок. Продолжительные смуты, наступившие после Северов, обнаружили необходимость полной реорганизации государства, и эта реорганизация была проведена Диоклетианом, а затем в том же духе завершена Константином.

Два начала лежат в основе этой Диаклетиановско – Константиновской  реформы. Первое – это окончательное признание императора абсолютным монархом. Он теперь уже не принцепс или республиканский магистрат, признающий над собой хотя бы в принципе верховенство народа; он теперь не «первый» (между равными), а господин, dominus, стоящий выше закона. Под влиянием восточных образцов власть приобретает даже внешне восточный колорит: недоступность, сложный придворный церемониал и т.п. Однако династического характера монархия и теперь не приобрела; вопрос о престолонаследии остается не урегулированным.

Второе начало – это разделение империи на две половины: Восточную и Западную, Oriens и Occidens. Но это разделение в принципе не обозначает собой распадение империи на два совершенно отдельных и самостоятельных государства: Oriens и Occidens остаются только двумя половинами одного и того же государственного целого.1

А теперь следует остановиться на реформах, проведенных Диоклетианом и Константина, которые помогут более подробно охарактеризовать данный период.

 Реформы Диоклетиана. Диоклетиан провел целый ряд реформ, которые должны были укрепить хозяйственную, политическую и военную мощь Римской империи

Новое административное деление империи. Нивелирующая тенденция характерна для всех периодов Римской империи, но во времена принципата провинции совпадали, как правило, с бывшими до римского завоевания самостоятельными или полусамостоятельными областями.

Диоклетианом было произведено новое административное деление. Вся империя была разделена на 12 диоцезов, границы, которых не всегда совпадали с границами прежних провинций. Диоцезы в свою очередь делились на провинции. Италия потеряла теперь и официально свое привилегированное положение: она разделена была на два диоцеза, которые включали не только италийские, но и другие области.

Система домината являлась заключительным шагом по пути окончательного утверждения военной диктатуры. Подавление сопротивления эксплуатируемых классов и отражение наступающих «варваров» требовали не только политической реорганизации Римского государства, но также хозяйственного и военного его укрепления.1

Военная реформа. Внимание Диоклетиана было направленно, прежде всего на поднятие военной мощи империи. Кроме разделения власти между августами и цезарями необходимо было создать сильную армию, которая была бы способна защитить границы империи от «варваров» и вместе с тем была бы действительной опорой императорской власти.

Наряду с новыми принципами деления войск при Диоклетиане был значительно увеличен состав армии. Последнее обстоятельство неизбежно должно было поставить вопрос о комплектовании войск. До Диоклетиана воинские части, как правило, пополнялись добровольцами. Этот принцип остался и во времена поздней Империи, но вместе с тем были введены правила обязательного пополнения армии. Диоклетиан обязал крупных землевладельцев доставлять государству определенное количество рекрутов сообразно с количеством находившихся в их имениях рабов и колонов. Обязаны были служить в армии и леты – пленные «варвары», поселенные на римской территории. Наконец, на военную службу за особое вознаграждение принимались отряды «варваров», переходившие под власть Римской империи.

Податная реформа. Реформа армии требовала больших затрат; больших средств требовало и содержание разросшегося чиновничьего аппарата. Между тем хозяйство империи, несмотря на отдельные мероприятия, продолжало оставаться расстроенным. Диоклетиан провел ряд реформ в целях улучшения состояния имперских финансов.

Вводилась новая система обложения населения налогами. Для эпохи ранней империи характерным являлось многообразие налогов, причем значительную роль в финансах играли налоги косвенные, потерявшие свое значение с упадком экономической жизни и падением ценности денег. В системе Диоклетиана большое значение приобрели прямые налоги и, прежде всего поземельная подать.

И в предшествующий период население отдельных областей обязывалось поставлять государству определенные продукты для содержания города Рима, армии и чиновников. Подобный аналог носил название аннона и собирался нерегулярно, нередко приобретая характер реквизиции. Со времен Диоклетиана аннона – налог преимущественно в натуральной форме, регулярно взимаемый с населения. Единица обложения определялась известным количеством пахотной земли, которое может обработать один человек, чтобы иметь средства к существованию. При составление кадастров принималось во внимание размер и качество обрабатываемого участка земли, число работников и количество голов скота. От налога не освобождались и сенаторы,  платившие к тому же кроме поземельного и особый налог. Городские жители, не имевшие земельных владений, облагались подушным налогом.

С Италии, не платившей до того налоги, стали теперь взимать поземельные налоги, как и с провинций. За поступление налогов отвечали городские советы, а так же владельцы поместий. Ответственность за поступление налогов, возложенная на крупных землевладельцев, способствовала, несомненно, закрепощению колонов.

Налоговая реформа Диоклетиана гарантировала государству определенное количество продуктов, необходимое для содержания армии, двора, столицы и резиденции императора. Государственное хозяйство строилось, таким образом, на натурально хозяйственной основе, не зависело от колебаний стоимости денег, рыночных цен, подвоза продуктов.

Это, несомненно, свидетельствует о том, что натурально – хозяйственные тенденции приобретали все большее значение в экономике поздней Империи.                                                                                                                                                                               

Финансовая реформа. Денежное хозяйство, конечно, тоже играло еще существенную роль, но оно нуждалось в оздоровлении. В этих целях Диоклетиан провел монетную реформу, которая устанавливала полноценную золотую монету, весившую официально 1/60 римского фунта; кроме того, была выпущена серебряная и бронзовая монета. Реформа эта не имела особенного успеха, так как реальная стоимость монеты не находилась в должном соотношении с номинальной ее стоимостью, соотношение между ценностью и стоимостью металла было определено произвольно, не была принята во внимание система обращения монеты. В результате полноценная монета исчезла из обращения и превращалась в слитки, цены на товары не только  не упали, но продолжали расти.1

Эдикт о ценах. В целях борьбы с растущей дороговизной в 301 г. был издан эдикт, устанавливающий максимальные цены на различные товары, а также максимальные ставки для оплаты труда.

В историографии давались различные оценки этому эдикту. Чаще всего его считали административным безумием. Нужно, однако, заметить, что регулирование цен имело определенные основания. В распоряжении правительства имелись огромнейшие запасы продуктов; большие мастерские, которые выпускали много всякого рода изделий, и, таким образом, правительство могло выбрасывать на рынок определенное количество товаров и тем самым регулировать цены. Однако регулирование цен в масштабе всей Римской империи осуждено было на неудачу. По эдикту цены были установлены законодателем произвольно: они были едиными для всей империи, не учитывались особенности районов, удобство путей сообщения и иные местные условия. В результате всего этого эдикт не имел особых практических последствии и вскоре после издания, по-видимому, перестал соблюдаться.

Судебная реформа.  Судебная реформа Диоклетиана произвела коренные изменения в судоустройстве.  Разбор уголовных дел от постоянных комиссий перешел сначала к Сенату, а затем к императору и его чиновникам.

В пригороде Рима уголовная юрисдикция находилась в ведении перфекта города, в Италии – перфекта претория, а в провинциях – наместников по управлению провинциями. После реформ Диоклетиана в провинциях уголовное судопроизводство вели ректоры.  Кроме того, были судьи по делам о ночных пожарах и по делам  о снабжении продовольствием. Последним давалось право выносить в некоторых случаях смертные приговоры.

Разбор гражданских дел в связи с распространением экстраординарного процесса перешел к императорским чиновникам. Реформа Диоклетиана завершила процесс вытеснения формулярного процесса экстраординарным. Поскольку исчезало различие между императорскими и сенатскими провинциями, вся территория Римского государства находилась под управлением императоров и их чиновников. В Риме судебная власть перешла от преторов к городскому перфекту. В 294 году Диоклетиан издал указ, в котором правителям провинций предписывалось решать дела самим и только в крайних случаях передавать на решение частных судей.

Также появились новые магистраты для разбора гражданских дел по делам об опеках, алиментах, фидеокомиссах и т. д.1 

Отношение к традиционной римской религии. В политической системе, установленной Диоклетианом, религиозному вопросу уделялось большое внимание. Диоклетиан подобно Августу выступил в качестве восстановителя старой римской религии, но вместе с тем, подобно тому, как это было в восточных монархиях, было подчеркнуто божественное происхождение императорской власти. Традиционному римскому культу уделялось снова большое внимание. Известное пассивное сопротивление своей религиозной политике Диоклетиан встречал со стороны христианской церкви, но и это сопротивление подавлялось.2

Реформы Константина. Если в области религиозной политики Константин шел иным путем, чем Диоклетиан, то в области социальной и политической он развивал систему реформ, основы которой были заложены Диоклетианом.

Отделение гражданской власти от военной. Сохраняя административное деление империи, введенное Диоклетианом (на диоцезы и провинции), Константин поставил над диоцезами четыре префектуры: Восток, Иллирию, Италию и Галлию. Префектурами управляли перфекты претория, которым подчинялись викарии диоцезов, а ниже их стояли praesides провинции.

При Константине гражданская власть была окончательно отделена от военной; При нем же была завершена и реформа армии: деление войск на пограничные  части и подвижную армию. Вместо преторианской гвардии, уменьшенной в числе при Диоклетиане, появляются особые дворцовые части.

Закрепощение куриалов. Последовательное проведение фискальной политики привело к закрепощению сословий. Эдиктами 316 и 325 гг. высшему сословию городского населения – куриалам – запрещалось оставлять тот город, где они родились. Ни постановления городского совета, ни распоряжения императора не могли освободить их от муниципальных повинностей. Не могла избавить их от этого и какая – либо военная или гражданская должность. Обязанности куриалов сделались наследственной повинностью.

Закрепощение колонов и ремесленников. Императорская конституция 332г. запрещала переход колонов из одного имения в другое; владелец, у которого будет найден чужой колон, должен был вернуть его старому хозяину, кроме того, должен был заплатить причитавшиеся с колона подати. Продолжалось при Константине и прикрепление ремесленников к их коллегиям. Так, в 317 г. было издано распоряжение, в котором говорилось, что «мастерам монетного двора следует навсегда оставаться в своем состоянии, и от этого состояния их не освобождают привилегии, связанные с каким – либо положением».

    Основание новой столицы. Еще при Диоклетиане город Рим потерял прежнее значение. Константин построил (в 330 г.) новую столицу на месте греческой колонии Византии. Новая столица была названа именем основателя – Константинополем.1       

Отношение к религии. При Константине произошло важное историческое событие: признание за христианством и христианской церковью равноправия с государственным языческим культом (Миланский эдикт 313 г.).

При приемниках Константина христианство становиться государственной религией. Христианская церковь, с которой некоторые предыдущие императоры (в том числе и Диоклетиан) вели борьбу, выросла в мощную идеологическую и экономическую силу, с чем нельзя было не считаться.

Большое значение приобретает церковная организация. Органами церковного управления являются епископы, избранные общинами. Они не только управляют делами и имуществом этих общин, но даже получают некоторую судебную власть над паствой.1

Константин во многом был продолжателем Диоклетиана, но более решительным и смелым. У Константина не было того римского консерватизма, какой присущ был Диоклетиану. Он управлял империей деспотически, жестоко расправляясь со всеми, кто стоял на пути. Тем не менее, признательная христианская церковь объявила Константина, принявшего крещение перед самой смертью, святым и равноапостольным. 

Государственный строй в период домината. Реформы, проведенные Диоклетианом и Константином, привели к изменению государственного строя.

Установление абсолютной монархии повлекло за собой, прежде всего падение сената. Этому не мало способствовало перенесение столицы в Константинополь и учреждение второго, Константинопольского, сената, вследствие чего оба сената опустились до степени простых городских советов. От прежнего общегосударственного значения у сената остается только одна пустая форма: а) сенату сообщаются новые законы для сведения; б) сенату поручается иногда расследование уголовных дел; в) de jure сенату принадлежит избрание нового императора. Хотя, это право сводиться к санкционированию того, кто был уже или предназначен в качестве цезаря, или провозглашен войском.

Одновременно с падением сената происходит дальнейшее падение старых республиканских магистратур. Они продолжают еще существовать как почетные реликвии прошлого, но уже никакого участи в государственном управлении не принимают: консулы председательствуют в сенате, преторы заведуют по поручению императора некоторыми специальными делами (например, опекунскими), остальные существуют только как почетные звания.

Все активное государственное управление находиться в руках императорских чиновников, система которых разрастается в сложный бюрократический механизм и подвергается более точной регламентации. Резко проводится разделение должностей на придворные, гражданские и военные; в каждой ветви образуется определенная иерархическая лестница,. Причем каждой ступени этой лестницы соответствует особый титул; каждому чиновнику назначается определенное жалование – соответственно титулу и рангу.

При особе императора находится государственный совет, который называется теперь consistorium principis. По предложению императора, он обсуждает всякие вопросы законодательства и управления; в нем же разбираются и все судебные дела, восходящие в инстанционном порядке  к императору.

При дворе создаются группы различных придворных чиновников, выполняющих в то же время функции органов центрального управления. Наиболее важными из них являются: заведующий царским дворцом, начальник личной канцелярии императора и вместе с тем заведующий личным составом чиновничества, заведующий государственной казной и финансами, заведующий средствами, назначенными на содержание двора и др.

Затем идет ряд чиновников для управления столицами и провинциями, во главе каждой столицы стоит praefectus urbi, в руках которого сосредотачивается вся административная и судебная власть в столице. Его ближайшим общим помощником является vicarius, а затем специальными – praefectus vigilum, praefectus annonae и масса низших чинов.

Что касается местного управления, то вся территория подвергается в этом периоде новому административному разделению. Каждая половина империи делится на две префектуры: Восточная половина – на префектуры Восточную (Фракия, Малая Азия и Египет) и Иллирийскую (Балканский полуостров), Западная половина – на префектуры Италийскую (Италия и Африка) и Галльскую (Галлия и Испания). Во главе каждой префектуры в виде ее общего начальника стоит praefectus praetorio. Каждая префектура делится на диоцезы, во главе которых стоят vicarii, и наконец диоцезы делятся на провинции, которыми управляют rectores. Провинции являются основными клеточками этого административного деления, а правители провинций становятся по этому первой административной и судебной инстанцией. В этом делении провинции уже утратили свое прежднее историческое и национальное значение: они только искусственные территориальные единицы.

Возле каждого чиновника группируется штат его низших служащих и его канцелярия.

Провинции в свою очередь состоят из более мелких единиц – общин, или civitates. Эти общины в своих внутренних делах пользуются известной самостоятельностью, хотя и под сильным контролем правительства. Органами местного, общинного самоуправления являются и теперь местный сенат, и выборные муниципальные магистраты. В обязанности этих местных органов, главным образом декурионов, входит прежде всего забота о выполнении общиной общегосударственных повинностей – доставление надлежащего количества рекрутов, взыскание государственных податей и т.д.

С усилением налогового бремени и с общим экономическим упадком страны такая ответственность делается очень тяжелой, и местная аристократия начинает уклоняться от обязанности декурионов. Чтобы привлечь к ней, правительство вынуждено давать декурионам различные сословные и почетные преимущества. Но и это не помогает, и тогда правительство приходит к принудительной организации сословия декурионов, причем всякие попытки выйти из него или уклониться от несения возложенной на него государственной обязанности караются различными наказаниями.

Правительственный контроль над местным самоуправлением осуществляется сначала при посредстве особого defensor civitatis. В лице этого чиновника императоры хотели дать беднейшему населению особого защитника их интересов в борьбе с более богатыми и более сильными, но на практике эта идеалистическая функция не осуществилась, и defensor civitatis превратился в судью по мелким делам.

Продолжают существовать и провинциальные съезды (concilia provinciarum). С установлением христианства религиозные языческие цели этих съездов отпадают, но тем прочнее делаются их деловые функции. Право петиций признается за ними уже de jure, и императоры настоятельно запрещают правителям провинций чинить в этом отношении какие – либо препятствия. Тем не менее, растущее всемогущество бюрократии и ее сплоченность делают это право петиций практически иллюзорным. Вследствие этого съезды почти выходят из употребления.

Наконец, со времен Константина видное общественное значение приобретает церковная организация. Органы церковного управления представляют епископы, выбираемые общинами; в их руках сосредотачивается церковное управление, заведование церковным имуществом, а также известная юрисдикционная власть над паствой по дела религии и церкви. Чем далее, тем более влияние церкви растет и отражается в различных отраслях права.1

4. Падение Западной Римской империи.

Главной опасностью для западной империи были визиготы, во главе которых стоял Аларих. Сначала он нападал на балканские области, а затем, в 401 г. напал на Италию. Император Западной империи (Стилихон) заключил с ним мир, причем Аларих должен был оказывать Риму помощь в борьбе с Константинополем. В 406 г. «варварские» племена перешли Рейн и вслед за тем опустошили Галлию; в разных местах появились узурпаторы. В 408 г. Аларих занял Паннонию и Норик, затем двинулся к Италии и потребовал денег для своего войска. Требование его было удовлетворено, так как Стилихон предполагал договориться с Аларихом и использовать его в борьбе против узурпаторов, а также с Константинополем, но при дворе победила противная Стилихону партия, он был лишен власти и казнен (408 г.).

Договор с Аларихом также был расторгнут. Тогда Аларих повел наступление на Италию. Ему оказывали поддержку рабы, среди которых не мало было его соплеменников. Два раза готы нападали на Рим. В первый раз Аларих подошел к Риму в 408 г., но ушел, удовлетворившись получением огромного выкупа и освобождением 40 тысяч рабов, а во второй раз, 24 августа 410г., Рим был взят и разграблен войсками Алариха. Три дня город подвергался опустошению.

Аларих оставил Рим. После его смерти готы отошли в Галлию. Однако обессиленная империя уже не могла выдерживать натиск «варваров».

Еще в 409 г. вандалы, свевы и аланы вторглись в Испанию и поселились в отдельных ее областях; в 420 г. вандалы и аланы утвердились на юге Пиренейского полуострова, а в 429 г. переправились на Африканское побережье и захватили большую часть Африки. В отдельных случаях римским полководцам удавалось одерживать победы над «варварами», но эти победы не могли изменить внешнего положения империи.

В западной части империи не прекращалась борьба за императорский трон, хотя большее значение имели не императоры, а находившиеся на римской службе «варварские» вожди. В 445г. Рим был разграблен вандалами, которые унесли большую добычу и увели множество пленных. В 475 г. римский патриций Орест возвел на престол своего сына Ромула Августула и от его имени управлял государством. Но против него восстали «варварские» наемники, во главе которых стоял скир Одоакр. В 476 г. Орест был убит, Ромул Авгусгул – лишен власти, знаки же императорского достоинства Одоакр отослал в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.1 

Заключение.

История развития Римского государства, римской демократии, служит источником для развития многих современных государств. Ведь именно демократизация политического строя Рима делает его государством, привлекавшим и привлекающим до сих пор внимание многих ученых. Как смогло государство, практически единственное из всех стран Античного мира, взять верный курс для обеспечения свободы и равенства своих граждан? Какие трудности возникали перед ним за всю историю развития и т.п. Нет однозначных ответов на эти вопросы, сколько ученых столько и мнений. Но в данной курсовой, опираясь на мнения многих ученых, имеющих свою точку зрения по этому вопросу, как классическую, так и индивидуальную, я постаралась более расширенно охватить данные вопросы.    На  основе всего вышесказанного можно сделать вывод. Необходимость выйти из острого политического кризиса, не­приспособленность старой государственной формы к новым исто­рическим условиям были основными причинами падения полисно – республиканского  строя в Риме. Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя, и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя.

 Несмотря на однотипность рабовладения, структура экономики Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю Рим продемонстрировал превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы, и в период расцвета, обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.





















   

Список используемой литературы:

1.     Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. М. 1999.

2.     Батыр К.И., Поликарпова Е.В. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. 2002.

3.     Брандт М. Ю. Всеобщая история. М. 1994.

4.     Галанза П. Н. Государство и право Древнего Рима. М. 1980..

5.  Кузищин В. И. История Древнего Рима. М. 1993

6.  Машкин Н.А. История Древнего Рима. М. 1950.

7.     Покровский И. А. История Римского права. Минск. 2002.


 

План:

1. Введение.                                                                                1.

2. Причины перехода от республики к империи.                   2.

3. Установление принципата, его сущность и развитие.       4.

Реформа Октавиана Августа.                                                   6.

4. Римский доминат.                                                                 11.

Реформы императоров Диоклетиана и Константина.           12.

Государственный строй при доминате.                                  19.

5. Падение Западной Римской империи.                                22.

6. Заключение.                                                24.

7. Список используемой литературы.                                     26.


                                                     12.04.2004.


[1] См.: Покровский И.А История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 4 – 8.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.160.

1 См.: Покровский И.А. История римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С.158 – 159.

1 См.: Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. – М., «Юрист», 2000. С. 92-93.

2 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.186.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.187.

1 См.: Покровский И.А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С.170.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.188 – 189.

2 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.190.

1 См.: Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. – М., «Юрист»,1999. С.96.

2 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С. 191.

1 См.: Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., «Юридическая литература», 1980.С. 162 – 163.

1 См.: Брандт М.Ю. Всеобщая история. – М., «Владос», 1994. С. 26 – 27.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С. 192.

1 См.: Покровский И.А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 190 – 191.

1 См.: Покровский И.А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 193.

1 См.: Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1950. С. 522.

1 См.: Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., «Юридическая литература», 1980.С.167 – 168.

2 См.: Машкин Н.А История Древнего Рима. – М., 1950. С. 523.

1 Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1950. С. 131 – 132.

1 См.: Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., «Юридическая литература», 1980. С. 168.

1 См.: Покровский И. А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 192 – 195.

1 См.: Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1950. С. 149 – 150.



© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ