|
Россия. Культура 18 века
Россия. Культура 18 века
XVIII век был знаменателен для России заметными
переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его
жанровая структура , содержание, характер, средства художественного выражения.
И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство
выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII
века , в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры.
В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно
было полагаться на старые художественные кадры ,для которых новые задачи
оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не
только помогали создавать новое искусство ,но и были учителями русских
людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была
посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские
мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии,
Германии.
Идея
основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре –I,
который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не
мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка
мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская
типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего
развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех
знатных художеств. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была
преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время
Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением.
В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии
Россию на весь мир. Русское искусство, как мы увидим ниже , продолжающее в XVIII
веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось
выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам
по себе весьма знаменателен.
Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской
архитектуры XVIII века ,совмещая в себя черты барокко,
классицизма и рококо.
Эпицентром передовых веяний
в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург –
ровесница века, задуманная .как образец новой культуры. В первые годы
существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство.
В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого
«прусского образца» т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в
хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга
явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что
было широко распространено в северно-европейских странах. Город был создан в
рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К
концу царствования Петра-1 он уже удивлял приезжих иностранцев величием и
красотой. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади . Они
получили географические очертания с обостройкой их протяженными фасадами
гостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая
площадь на Петроградской стороне. Особое значение имел опыт строительства Таганрога
,Воронежа, Азова, перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и
многих других.
Неоценимую
роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из
известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России
был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.), Еще одним ярким
иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди
(1710-1794 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в
архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722
г.).
Известным московским
архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается Баженов В.И.
(1737-1799 г.) С 1767 г. все внимание широко образованного зодчего поглотило
ответственное поручение – проектирование и строительство колоссального
сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории
Московского Кремля. Еще один выдающийся русский архитектор – Казаков М.Ф.
Свое образование он получил в архитектурной школе Д.В.Ухтомского в Москве,
большую роль в развитии природного дарования М.Ф.Казакова сыграла
работа в Твери ,а затем семилетнее пребывание а архитектурной команде В.И.
Баженова в период работы над проектом Большого Кремлевского дворца.
Творческим кредо сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом
проявлении. Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском
Кремле, искусно сооруженное им в 1776 – 1787 г. Следующим крупным общественным
зданием , возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание
Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это здание является
прекрасным образцом классицизма , соответствующее престижу русской науки ,
имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное место в архитектуре
московского классицизма и в творчестве М.Ф.Казакова занимает
известное общественное здание – дом Благородного Собрания, мастерски
перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена церковь Филлипа
Метрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 г.). В строительстве мастер
так же использовал классическую круглую композицию применительно к
православному храму. Еще очень и очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие
трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию
зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с
западноевропейскими странами.
Русская
живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских
школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи
Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе
с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в
частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и
имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили
величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной
школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве
петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени
стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) К петровской эпохе по духу
принадлежит и творчество другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739).
По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый
уровень знаний. в период прохождения обучения им были созданы картины –
«Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное
произведение Матвеева – « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение Макеева
рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как
равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу.
Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого
художника.
Живопись
последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и
полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств.
Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были
представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров.
Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII
века связаны с искусством портрета. Творчество Ф.С.Рокотова (1735-1808)
составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей
культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств.
Его ранние произведения – портреты Г.Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е.Б.Юсуповой
(1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо.
В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших
русских портретистов XVIII века. Преобладающее место в творчестве
Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника очень
нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому
обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны,
большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Большое
внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным
портретам. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных
групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего
вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII
века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам
нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном
развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового
жанров.
|
|