Русская правда. Законодательство СССР 1941-1953гг.
Русская правда. Законодательство СССР 1941-1953гг.
Оглавление.
I. Введение………………………………………………..2
II.Источники Древнерусского Права…………………4
III. Советское законотворчество во время Великой
Отечественной Войны ………………………………..8
IV. Советское законотворчество в послевоенный
период 1945-1953 г……………………………………..17
V. Cписок
используемой литературы……………...21
I.ВВЕДЕНИЕ
Крупнейшим памятником древнерусского права и
основным правовым документом Древнерусского государства был сборник
правовых норм ,получивший название Русской Правды , сохранивший свое
значение и в более поздние периоды истории . Ее нормы лежат в основе
Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов
не только русского, но и литовского права. Первый текст был
обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.Н.
Татищевым в 1738 г
Краткая Правда - древнейшая
редакция Русской Правды , которая состояла из двух частей. Её первая часть
была принята в 30-е гг. XI в. .
Место издания этой части Русской Правды спорно , летопись указывает
на Новгород , но многие авторы допускают , что она была создана в
центре земли Русской - Киеве и связывают ее с именем
князя Ярослава Мудрого ( Правда Ярослава ) . Она включала в себя
18 статей (1- 18 ) и целиком посвящена уголовному праву . Скорее
всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и
его братом Святополком ( 1015 – 1019 гг. ) . Характерными особенностями
первой части Русской Правды являются следующие : действие обычая
кровной мести , отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в
зависимости от социальной принадлежности потерпевшего . Вторая часть
была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов
после подавления восстания низов 1086 г. и получила
название Правды Ярославичей . Она состояла из 25 статей ( 19-
43 ) , но в некоторых источниках статьи 42-43 являются отдельными
частями и именуются соответственно : Покон вирный и Урок мостников .
В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями
Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения.
В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник
утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г.
( год смерти одного из его сыновей )
Вторая часть Русской Правды
отражает процесс развития феодальных отношений : отмена кровной мести
, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания . Большая
часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и
судебного процесса .
Пространная Правда была составлена
после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух
частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха . Пространная
редакция Русской Правды содержит 121 статью .
Пространная Правда - это
более развитый кодекс феодального права , в котором закреплялись
привилегии феодалов , зависимое положение смердов, закупов, бесправие
холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего
развития феодального землевладения , уделяя много внимания охране права
собственности на землю и другое имущество . Отдельные нормы Пространной
Правды определяли порядок передачи имущества по наследству ,
заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву
и судебному процессу .
Как и любой другой правовой акт , Русская Правда
не могла возникнуть на пустом месте , не имея под собой основы в
виде источников права .
II . ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО
ПРАВА
Древнейшим источником
любого права, в том числе и русского, является обычай , то есть такое
правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло
в привычку людей. В родовом обществе не было антагонизмов,
потому обычаи соблюдались добровольно. Отсутствовали специальные органы
для охраны обычаев от нарушения. Обычаи изменялись очень медленно, что
вполне соответствовало темпам изменения самого общества. Первоначально
право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых
обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды.
Позднее правовые нормы ( правила поведения ) устанавливались актами
князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он
становится нормой обычного права.
В IX – X веках на Руси действовала как раз система норм
устного , обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не была
зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях . о них
можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных
памятниках и договорах Руси с Византией X века. Источниками кодификации Русской Правды явились
нормы обычного права и княжеская судебная практика. Одним из
источников Русской Правды был Закон Русский (нормы
уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих
пор не прекращаются споры о его сущности . В истории русского
права нет единого мнения об этом документе .
Значительная часть норм
обычного устного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду.
Например, статья 4 договора 944 года в целом отсутствует в договоре
911 года, где установлено вознаграждение за возвращение беглого
челядина, но аналогичное установление включено в Пространную Правду (ст
113).
Но особое влияние на развитие права древней
Руси , я считаю оказало принятие Русью христианства. В 988 году, во
время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое
"Крещение Руси".
В конце X - начале XI века вместе с новой религией на
языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно
византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы
церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из
источников изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций
христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение
принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е.
объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и
постановлений римских и византийских императоров о церкви. Со временем эти
церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами,
принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их
распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих
наряду с княжескими.
Со времени
принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция.
Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по
некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был
осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании
церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси Владимиром
Святославовичем и Ярославом Владимировичем. Второй же функцией церковных
судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам:
церковным и не церковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по не
церковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных
людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в
письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.
Я считаю, что создание писаного свода законов
непосредственно связано с принятием христианства и введением института
церковных судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был
необходим писаный свод законов, т.к. ещё были крепки древние юридические
обычаи, которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике.
Также господствовал состязательный процесс.
при котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом. И,
наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости
восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.
Также для большей убедительности утверждения о том,
что на создание Русской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского
права, можно привести следующие примеры: 1) Русская Правда умалчивает о
судебных поединках, несомненно, имевших место в русском судопроизводстве XI -
XII веков, утвердившихся ещё в указанном мною ранее "Законе Русском".
Также замалчиваются и игнорируются многие другие явления, имевшие место быть,
но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных
судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений
(например, обида словом, оскорбление женщин и детей и др.), 2) Даже своим
внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с византийским
законодательством.
Сравнивая Русскую
Правду с памятниками византийского церковного права, я пришел к выводу, что
текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде
церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе
составитель данного памятника права.
Русская Правда принадлежит к числу крупнейших
юридических произведений средневековья. По времени своего возникновения она
является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на
судебной практике восточных славян. Еще Прокопий Кессарийский в VI веке заметил, что у славян и антов “вся
жизнь и узаконения одинаковы”. Конечно, подразумевать здесь под “узаконении”
Русскую Правду нет никаких оснований, но признать наличие каких-то норм, по
которым текла жизнь антов и которые запоминались знатоками обычаев и
сохранялись родовыми властями необходимо. Недаром русское слово “закон” перешло
к печенегам и было у них в обиходе в XII веке. Можно с уверенностью сказать, что кровная месть была хорошо
известна в то время, хотя и в урезанном виде в Русской Правде. Не приходится
сомневаться и в том, что родовая община с обычаями в процессе разложения,
происходящим под влиянием развития института частной собственности на землю, превратилась
в общину соседскую с определенным кругом прав и обязанностей. Эта новая община
нашла отражение в Русской Правде. Все попытки доказать какое - либо влияние на
Русскую Правду со стороны византийского, южнославянского, скандинавского
законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла
целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X -XII веков.
III. Советское законотворчество
в период Великой Отечественной войны.
Общая система советского права не претерпела во время
войны коренных преобразований. Тем не менее, военная обстановка заставила
внести в право определенные конкретные изменения.
Уже 22 июня 1941 г. Президиум
Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и
СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой
была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и
государства по борьбе с фашистским агрессором. В новой обстановке была
проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного
времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя
вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная
необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно
изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены,
многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.
В соответствии с нормами
международного права на оккупированной германскими войскам территории должно
было действовать советское право. Однако немцы не считались с международными
нормами во всем, поэтому практически ни один советский гражданин не мог считать
себя защищенным советскими законами на территории, захваченной врагом.
Самые значительные изменения произошли в годы войны
в области трудового права.
Война поставила перед правовым регулированием труда
ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и
флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на
транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к
жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение
трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок
добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было
вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства
кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.
Мобилизация для работы на производстве
распространялась на трудоспособное население, не занятое в учреждениях и на
предприятиях. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г.
уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе
Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было также разрешено в
напряженные периоды сельскохозяйственных работ производить мобилизацию
трудоспособного населения городов и сельских местностей для труда в колхозах,
совхозах и МТС. Такая практика в основном сохранилась на долгие годы и после
войны.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня
1941 г. и на основе Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось
применение в особо установленном порядке и на срок до 2-х месяцев трудовой
повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны
важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой
повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин — с 16 до 50.
Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подростков и
молодежи в труде на благо Отчизны.
В конце 1941 г. были объявлены мобилизованными на
период войны рабочие и служащие предприятий военной промышленности.
Самовольный уход их с работы приравнивался к
дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. Причем такие
дела были отнесены к компетенции трибуналов.
В сентябре 1942 г. были переведены на положение
мобилизованных рабочие и служащие предприятий и учреждений, расположенных
вблизи фронта.
Администрации предприятий и учреждений было разрешено
применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в
день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для
остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля
1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время
войны вкладов рабочих и служащих. Были выпущены постановления, материально
стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях
народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате
поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных
шахт, МТС и др.
Определенной суровостью обладали нормативные акты,
направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозах
сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства
государству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силы
чувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически все мужчины,
почти полностью мобилизовали технику — тракторы, автомашины, а также тягловый
скот. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. в целях
своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в колхозах был
установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней — в зависимости
от региона 100, 120, 150, причем точно определялось количество трудодней,
которые колхозники должны были выработать в каждом сельскохозяйственном
периоде. Трудоспособных колхозников, не выработавших без уважительных причин
этот минимум по периодам сельскохозяйственных работ, предавали суду и
наказывали исправительными работами в колхозе на срок до 6 месяцев с удержанием
25% трудодней в пользу колхоза. Допускалось исключение таких лиц из колхоза с
лишением их приусадебных участков.
Было также установлено обязательное участие
колхозников и членов их семей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая
независимо от выработанного ими минимума трудодней. Колхозников, виновных в
уклонении от уборки урожая, подвергали штрафу путем списания с них
определенного количества трудодней в пользу колхоза.
Война резко повысила общественную опасность всех
преступлений и, естественно, потребовала усиления ответственности за их
совершение. Тем самым определенные изменения были внесены в область уголовного
права. Появились и новые составы преступлений, специфичные для военного
времени.
В период войны сохранили свои полномочия высшие органы
государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум,
Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и
управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы
власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности
опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.
Но война внесла свои коррективы в организацию и
порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению
в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней.
Президиум Верховного Совета СССР и президиумы Верховных Советов союзных
республик были вынуждены в течение 1941—1945 гг. неоднократно откладывать
проведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующих Советов.
Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты
Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов.
Естественно, усилилось значение исполнительных органов
Советов, ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами.
Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов,
путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советов представителями
партийно-советского актива. Такая практика имела наиболее широкое применение на
освобожденной от врага территории при восстановлении здесь органов Советской
власти. Большую роль в восстановлении Советов на освобожденной от врага
территории сыграли специально создаваемые для этой цели партийно-советские
оперативные группы. По существу практика выборов Советов была заменена системой
назначений. Централизация государственного управления, повышение роли
исполнительно-распорядительных узкоколлегиальных советских органов были в
условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно
оправданными, так как вытекали из необходимости концентрации руководства всеми
силами и ресурсами страны для разгрома врага.
Во время войны значительно усилилась интеграция,
слияние партийного и государственного руководства различных уровней. Труднейшие
задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными
методами, выполнялись зачастую мерами государственного принуждения.
В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал
принимать важнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в
Советскую Армию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том
числе и чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, о
ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением, об
организации наградного дела и т. п.
Суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к
жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделенных особыми
полномочиями. Таким высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный
Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума
Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б).
В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в
государстве; Никогда еще — ни до, ни после войны — в стране не имелось органа с
такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не
предусмотренного Конституцией СССР. Постановления ГКО имели силу законов
военного времени. Партийные, советские; хозяйственные, военные и общественные
организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять
постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а
действовал через партийные, государственные органы и общественные организации.
Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматах
и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших
предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они
контролировали выполнение постановлений ГКО. При ГКО по необходимости
образовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитет
ГКО).
В 1941—1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые
чрезвычайные органы —· городские комитеты обороны. Они были образованы в
Севастополе, Одессе, Туле, Ростове, Сталинграде, Воронеже — всего более чем в
60 городах. Городские комитеты обороны объединяли партийное руководство,
гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов обороны были
первые секретари обкомов или горкомов партии, их членами — руководители местных
советских и военных органов.
На организации государственного управления в годы
войны сказывалось и введение в тех или иных районах страны специальных режимов,
и прежде всего в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22
июня 1941 г. «О военном положении». Нормы этого Указа действовали только на
территориях, объявленных на военном положении. Дополнительными указами
Президиума Верховного Совета СССР военное положение вводилось в большинстве
союзных республик, АССР и областей европейской части СССР, в Грузинской ССР и
ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей. Фактически
в полном объеме режим военного положения устанавливался главным образом в
прифронтовых и близких к ним районах. Военное положение было введено также на
всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте.
В местностях, объявленных на военном положении, все
функции органов государственной власти в области обороны, охраны общественного
порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов
(округов), армий, а где не было военных советов — высшему командованию
соединений.
В исключительных случаях вводилось и осадное
положение. Его объявляли в важных в военном отношении городах и районах,
например, в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и
районах прифронтовой полосы, в условиях непосредственной угрозы захвата их
врагом. Осадное положение характеризовалось по сравнению с военным положением
еще более жесткой регламентацией режима. В соответствии с ним вводился
комендантский час, строго упорядочивалось и контролировалось передвижение
транспорта и населения во время воздушной тревоги, усиливалась охрана
общественного порядка. Нарушителей порядка в условиях осадного положения могли
привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу. Провокаторы,
шпионы, прочие агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, подлежали
расстрелу на месте.
Особо следует сказать о Советской власти на
оккупированной фашистами территории. Захватчикам не удалось полностью
ликвидировать на оккупированной территории советские государственные органы. В
районах, областях и республиках, занятых врагом, сохранялись или создавались
партийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское и подпольное
движение. Летом 1943 г. свыше 200 тыс. кв. км советской земли в тылу врага
находилось под полным контролем партизан. Важной особенностью функционирования
Советской власти в тылу врага было то, что наряду с ее некоторыми традиционными
довоенными органами их ро роль исполняло также командование партизанских
формирований.
Судебная система в годы войны не претерпела
принципиальных изменений. Однако усилилась роль военных трибуналов. Они, как и
прежде, рассматривали дела о воинских преступлениях и о всех других
преступлениях, совершенных военнослужащими. Однако в местностях, объявленных на
военном положении, с самого начала войны трибуналам были переданы и многие
дела, входившие в компетенцию общих судов: хищения социалистической
собственности, грабежи, paзбои, бандитизм, умышленные убийства и некоторые
другие. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, флотах и
армиях, при корпусах и других соединениях, а также на железных дорогах, в
морских и речных бассейнах. Вся система военных трибуналов возглавлялась
Верховным судом СССР, в составе которого действовали Военная,
Военно-железнодорожная и Военная воднотранспортная коллегии.
Судопроизводство в военных трибуналах осуществлялось
на основании статей УПК, а также с учетом тех новых норм, которые были
продиктованы условиями военного времени и необходимостью в связи с этим
осуществления оперативного и эффективного судебного разбирательства.
Общие суды рассматривали дела о некоторых
преступлениях, составляющих подсудность и военных трибуналов (хищении, грабеже,
разбое, убийстве), но совершенных в местностях, не объявленных на военном
положении, а также все другие дела, не отнесенные к подсудности военных
трибуналов. Центральное место в их работе занимало рассмотрение дел, связанных
с нарушением в военное время трудовой и государственной дисциплины. Не
прекращалось в годы войны рассмотрение народными судами и гражданских дел. В
Москве даже тогда, когда было объявлено осадное положение и городской суд был
преобразован в военный трибунал, в каждом районе города для рассмотрения
гражданских дел был сохранен народный суд. Но в целом количество гражданских
дел в судах в этот период резко сократилось. Их число выросло после
освобождения нашей территории от захватчиков.
IV. Советское законотворчество в послевоенный
период (1945-1953) г.
После победы в Великой
Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно
новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе
надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на
личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная
возможность
перемен в политическом
режиме, экономике, культуре.
Советский Союз
представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того,
чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые
превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только
усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы,
восстановить инфраструктуру.
1945-1953г - это период
наиболее установившегося тоталитаризма, время единоличного сталинского
правления, когда экономика и политика были неразделимы.
Правительственными указами
1946 г. были установлены жесткие размеры приусадебных участков, которые
несколько расширились в годы войны за счет освоения пустующих земель. В первые
послевоенные годы была проведена строгая кампания по изъятию всех «излишков» приусадебных
участков. Эта мера сильно ударила по сельским жителям, резко снижая уровень их
материального благосостояния.
Объявленная борьба с
«нарушителями устава сельскохозяйственной артели» обернулась в конечном счете
резким сокращением площадей под приусадебными участками сельских жителей. Был
взят курс на превращение колхозов (формально – сельскохозяйственных
кооперативов) в государственные предприятия.
С конца 40-х - начала 50-х годов
руководство Сталина стало непосредственным и прямыми.
В конце 40-х годов
была развернута кампания по укрупнению колхозов, что вначале казалось
обоснованной и разумной мерой, но на деле вылилось лишь в этап на пути
превращения колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия.
Крайне медленно
развертывалось жилищное строительство. Осуществляемое как за счет средств
предприятий, так и местных органов власти, новое строительство не ослабляло
жилищного кризиса. Он усугублялся
так же социальным неравенством в распределении жилья. Однако все жилища,
которые выделялись населению, передавались бесплатно, плата за проживание была
очень небольшой.
В 1946-1948 были приняты
постановления Коммунистической партии, вводили жесткий идеологический контроль
за деятельностью творческой интеллигенции и, в частности, в области литературы,
драматургии, театра, музыки. Следовавшие одна за другой пропагандистские
кампании были направлены против буржуазной западной идеологии, против всех
проявлений терпимости и какой-либо снисходительности к любым проявлениям во
всех видах творчества взглядов, кроме коммунистических. Любое проявление
оригинальности, самостоятельности в творчестве художника, писателя,
кинорежиссера, которое, по мнению властей, свидетельствовало об отходе от
коммунистической идеологии, сурово осуждалось.
Летом 1947
г. Европа оказалась разделенной на союзников США и союзников СССР. Оформление
соответствующих военных и экономических альянсов становилось лишь делом
времени.
Кульминацией
"холодной войны" стали 1949-1950 гг. В апреле 1949 г. была создана
Организация Североатлантического договора (НАТО). В том же году СССР произвел
первое испытание ядерного оружия.
Самым
острым столкновением двух сил в начале 50-х гг. стал корейский конфликт. Он
показал, что "холодная война" легко может перерасти в вооруженное
столкновение. В конфликте. с согласия ООН, приняли участие американские войска.
Американское военное командование намеревалось применить атомное оружие, и
только опасение, что СССР примет аналогичные ответные меры, удержало его от
этого. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны.
С установлением линии фронта на 38-й параллели конфликт утратил прежнюю остроту
и приобрел позиционный характер. Начатые же США массированные бомбардировки
КНДР (в том числе напалмовыми бомбами) не принесли им военного успеха, зато
способствовали нарастанию антиамериканских настроений в Азии, что активно
использовало в своей внешней политике сталинское руководство. Начались мирные
переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о
перемирии.
Центральное
место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские проблемы. Летом
1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские войска полностью
блокировали западные зоны в Берлине. США и их союзники были вынуждены снабжать
Западный Берлин при помощи "воздушного моста" в течении года. В мае
1949 г. была создана ФРГ, после чего советская сторона не возражала против
образования ГДР (7 октября 1949 г.), передав ей все гражданские правомочия.
После срыва парижских переговоров о заключении мирного договора с Германией
(март-июнь 1951 г.) лидеры НАТО приняли план перевооружения Европы, в первую
очередь ФРГ (1952 г.).
21 февраля 1948 г. правительство
приняло секретное решение о том, что все лица, которые отбыли срок заключения
после большого террора 30-х гг., вновь должны быть осуждены или отправлены в
вечную ссылку. В это число вошли также дети пострадавших, которые к тому
времени достигли совершеннолетия.
Летом 1952 г. Военная
коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дела 15 членов Еврейского
антифашистского комитета. В ходе процесса один из его участников умер, все
остальные, кроме одного, были приговорены к смертной казни, и 12 августа 1952
года она была приведена в исполнение.
Сталин, как и в 30-е
гг., практически взял на себя непосредственное руководство центральным звеном
тайной полиции – Следственной частью по особо важным делам. Именно здесь
составлялись фальшивки, которые получали статус документа «особой важности» и
ложились в основу больших государственных дел.
Тринадцать с половиной лет с
марта 1939 года по октябрь 1952 г. не созывались съезды. Пять с половиной лет с
февраля 1947 г. по октябрь 1952 г. – пленумы Центрального Комитета. Даже
Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собирались в
полном составе. Сталин сам определял, кого пригласить на заседание. Вся власть
в партии сконцентрировалась в созданных Сталиным структурах, неподконтрольных
избранным руководящим партийным инстанциям.
В октябре 1952 в.
состоялся XIX съезд партии, осуществленные на нем кадровые перестановки
показали стремление Сталина освободиться от большей части старых членов
Политбюро. Вновь созданный высший орган руководства в партии – Президиум – был
увеличен по числу членов почти вдвое. Однако не все старые члены Политбюро
попали и в этот расширенный Президиум. А кроме того, было создано Бюро
Президиума ЦК КПСС, куда не попали Молотов, Микоян, Ворошилов.
Сладкая
эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду по восстановлению
разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что
ее необходимо было «переключить» на мирное строительство. По напряженности оно
было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень
промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г.
объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г. Сделано
было много - возрождались к жизни разрушенные города, восстанавливались и
строились новые предприятия.
Однако
скоропостижная кончина Сталина изменила всю обстановку в стране. Пришедшие к
власти политические лидеры имели свои представления о внутренней и внешней
политике Советского Союза. Страна вступала в новый период своего развития.
V. Список литературы.
1.
Россия и
мир: Учеб. книга по истории. Часть 2. /Под общей редакцией проф. А. А.
Данилова. М., 1994.
2.
История
России. XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, отв. ред. А. Н. Сахаров. М.,
1999
3.
История
Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991
4.
Исаев И.
А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996
5.
«Российское
законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т.1. Законодательство
Древней Руси» Москва. 1999
6.
Краснов
Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.:
Российское педагогическое агентство, 1997
|