|
Шпаргалки по истории политических учений
Шпаргалки по истории политических учений
|
2. Общая хар-ка ест-–правовой
юриспруденции .
Среди
пол-ко-правовых конц-й XX в. особое место занимают учения
о ест-м праве. Они продолжают традиции фил-ого осмысления права и опираются
на различные доктрины, сложившиеся в совр-ой западноевропейской и американской
фил-фии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм,
феноменологию, персонализм.
Ест--правовые теории
признают сущ-е наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального
порядка отн-ний между людьми Этот высший нормативный порядок и называют
ест-ым правом. Согласно совр-ым взглядам законы гос-ва являются
действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному
праву.
Совр-ое понимание
ест-го права вместе с тем сущ-но отличается от предшествующих трактовок. По
ср-ю с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде
всего взгляды на чел-ка как носителя ест-ых прав. В противоположность
доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном,
обособленном индивиде, фил-фия и правоведение XX
в. рассматривают чел-ка с точки зрения его социальных определений как участника
многообразных общ-ых связей. В перечень ест-ых прав соответственно включают
не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее незав-ть от
гос-венной власти, но и соц--эк-ие права чел-ка, свободу объединения в
пол-кие партии и общ-ые союзы, права социальных общностей (например, право
наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию гос-ва).
Новейшие ест--правовые учения смыкаются с теориями соц-го гос-ва и
плюралистической демократии.
С этим связана и
другая особенность совр-ых конц-й. Ест-е право в них не рассматривается
больше как совокупность
незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Доктринам
эпохи Просвещения противопоставляют идеи "ест-го права с изменяющимся
содержанием" , пр-пы ист-и развивающегося правосознания, нравственные и
духовные ценности конкретного об-ва или народа. Ест--правовые воззрения в
совр-ой юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с ист-им и социологическим
изучением правовых идеалов.
В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрожденным ест-ым
правом".
Неотомисты (Ж.
Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание ест-го закона к
фил-фии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку
со стороны католической церкви.
|
6. Пол-ко-правовая мысль
Древней Индии. Ведущими направ-ями ДИ являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в
середине I тысячелетия до н.э., восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению,
изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и
буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения.
Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой орг-и индийского об-ва.
Варн у древних индийцев было четыре —
варна жрецов (брахманы), варна
воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна
(шудры). Согласно ведическому
преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст
которого родился брахман, из рук — кшатрий, из
бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в
подчинении находились шудры.
Идеология брахманизма была
направлена на утверждение верховенства
родовой знати в складывающихся гос-вах. Наиболее авторитетным был трактат "Наставления Ману о
дхарме" ("Законы Ману".)
Одним из краеугольных пол-й религии
брахманизма был догмат о
перевоплощении душ, согласно которому душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей
низкого происхождения, животных и
растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в чел-ке более высокого общ-ого пол-я или в
небожителе. Поведение чел-ка и его будущие перерождения брахманы оценивали в зав-ти от того, как он
выполняет предписания дхармы —
культовые, общ-ые и семейные обязанности, установленные богами для каждой
варны.
Гос-венную власть Законы Ману описывают
как единоличное прав-е государя. Особое место занимает трактат под
названием "Артхашастра", Трактат
содержит пол-я брахманизма о кастовых предписаниях,
о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над др-ми
сословиями, его монополии на
отправ-е религиозного культа.На первый план в "Артхашастре"
выдвинута идея сильной централизованной
царской власти.
В борьбе против жреческой религии
сформировался буддизм. Его
основателем, согласно преданию, был
принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным.
Ранний буддизм представлял собой
религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута
идея освобождения чел-ка от
страданий, причиной которых являются мирские желания.
Своеобразие
буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо
брахманов кшатрии.
Первоначально буддизм отражал взгляды
рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари
изображались выборными и правившими в полном согласии с народом.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих
сословий руководители буддистских
общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего
аскетизма, появляются идеи спасения мирян.
|
8. Пол-ко-правовые идеи
греческих софистов.
Возникновение школы софистов как
общ-ого движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй
половине V в. до н.э. Софистами называли тогда фил-фов, которые
обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании.
В этом отн-нии софисты реализовывали практически одну из программных идей
демократии — идею обучения мудрости, распространения знаний.
Одним из основателей этого направ-я был Протагор. Никакое гос-во не
устоит, считал Протагор, если пол-ким искусством будут владеть немногие.
Развивая представления об относительности и условности морали, Горгий выделял
добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для
каждого возраста, рода занятий и конкретного дела, пополнил пол-кую теорию
определением закона как договора, как совместного установления гр-н или
народа.
Антифонт приравнивал справедливость к исполнению закона.
Справедливость заключается в том, чтобы "не нарушать законы гос-ва, в
котором состоишь гр-нином". Предписания законов — результат соглашения.
В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущ-о
сторонников демократии вырождается. Преподавательская деят-ть софистов все
больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств,
логики. Возможностью такого обучения не преминула воспользоваться ар-тия.
Под влиянием критики со стороны идейных противников, в первую очередь П.а и А.я,
термин- "софистика" приобретает значение мнимой, поверхностной
фил-фии и со временем становится именем нарицательным для обозначения
всякого рода словесных и логических передержек.
Разработку пол-ко-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили
ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали рав-во гр-н,
незыблемость закона как гаранта гр-нских прав, защищали права собственников
на свое имущество, указывая на пол-ную роль богатства в гос-венной жизни,
доказывали преимущества демократического строя по ср-ю с др-ми формами
гос-ва, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.
|
11 .Аристотель о гос-ве
и праве.
Древнегреческий фил-ф А.ь (4 в.
до н.э.)- Фил-ие воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с П.ом.
А.ь считал, что П. глубоко заблуждался, допустив сущ-е особого мира идей,
или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от
явления. Порвав с наивным П.овским идеализмом, препятствовавшим развитию
ест-научных знаний, А.ь приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
Гос-во, по А.ю, образуется вследствие природного влечения людей к общению.
Чел-к по природе своей есть существо пол-кое". А.ь дает гос-ву следующее
определение: гос-во — это "общение подобных друг другу людей ради достижения
возможно лучшей жизни". На страницах "Пол-ки" неоднократно
подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая
могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. А.ь
призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных.
Главную задачу пол-кой теории А.ь видел в том, чтобы отыскать совершенное
гос-венное уст-во. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы
гос-ва, их недостатки и причины гос-венных переворотов. Клас-я форм гос-ва в
"Пол-ке" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и
осуществляемой в гос-ве цели. В зав-ти от числа властвующих А.ь выделяет
прав-е одного, немногих и бол-ва. По второму критерию выделяются правильные
гос-ва, где верховная власть преследует цели общего блага гр-н, и
неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды.
Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов гос-венного
уст-ва. К правильным гос-вам А.ь относит м-хию, ар-тию и политию; к
неправильным — тиранию, олигархию и демократию.
Пол-кие симпатии А.я — на стороне политии, смешанной формы гос-ва,
возникающей из сочетания олигархии и демократии. Это строй, при котором
преобладает соб-ть средних размеров, что позволяет не только гарантировать
самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.
|
13.Гос-во в воззрениях Полибия.
Под влиянием стоицизма
сформировалась конц-я П., Основной мотив написанной им "Истории"
в 40 книгах — путь римлян к мировому господству.
Круговорот пол-кой жизни проявляется в последовательной смене шести форм
гос-ва. Первой возникает м-хии. Разлагаясь, м-хия переходит в
противоположную ей форму гос-ва — в тиранию. Недовольство тиранами приводит
к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного
правителя. Так устанавливается ар-тия — власть немногих, преследующих
интересы общего блага. Она постепенно вырождается в олигархию, где
правят немногие, используя власть для стяжательства. Народ, не веря больше в
прав-е царей или немногих, возлагает заботы о гос-ве на самого себя и
учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство
черни, толпы) — худшая форма гос-ва. Тогда водворяется господство силы, а
собирающаяся вокруг вождя толпа обретает себе властителя и самодержца.
Развитие гос-ва возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя
через те же ступени.
Преодолеть круговорот пол-ких форм способен только мудрый законодатель. Для
этого ему необходимо, уверял П., установить смешанную форму гос-ва,
сочетающую начала м-хии, ар-тии и демократии, чтобы каждая власть служила
противодействием другой. Такое гос-во "неизменно пребывало бы в
состоянии равномерного колебания и равновесия". Ист-ие примеры
смешанного строя П. нашел в ар-тической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом
он особо выделял пол-кое уст-во Рима, где представлены все три основных
элемента: м-хический (консулат), ар-тический (сенат) и демократический
(народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей П. и
объяснял могущество римской державы, покорившей "почти весь известный
мир.
|
15.Пол-ко-правовые воззрения
римских стоиков.
Значительное влияние на идеологию римского об-ва оказала фил-фия стоиков. Ее
последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном рав-ве"
всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости
подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков
усиливались с нарастанием кризиса рабов-кого строя. Многие идеи стоицизма
были восприняты христианством — идейным течением, зародившимся среди
социальных низов Римской империи. На протяжении II—III вв. хр-кая религия постепенно утратила
свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в,
была возведена в ранг официальной идеологии римского гос-ва.
|
17.Пол-ко-правовые воззрения
Аврелия Августина.
Заметной вехой в
развитии пол-ко-правовой идеологии хр-кой церкви в эпоху рабовладения было
учение епископа Аврелия А.а(Северная Африка), прозванного
православной церковью "Блаженный", а католической — признанного
святым и учителем церкви.
А., как и др-е
епископы и выдающиеся цер-ные авторы первых веков христианства, считается
одним из "отцов церкви".
В произведении
"О граде божием" А. писал, что в мире существует два гос-ва:
"божий град" (церковь) и "град земной" (гос-во). К граду
божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был
братоубийца Каин; гос-во — создание чел-кое, его цель — временная, оно
создано насилием, держится принуждением.
Оправдание гос-ва в том, что оно
поддерживает земной, временный порядок, причем и тут гос-ва разные: есть два
вида земных царств. Одни — орг-и насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы
Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех,
несправедливость, насилие, "об-во нечестивых". Др-е царства — это
"хр-кие гос-ва", власть которых основана на заботе о подвластных.
В конечном счете
оправдание гос-ва — в служении церкви, в помощи небесному граду направлять
мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа
чел-ких мыслей и желаний.
А. — один из первых
цер-ников, призывавших насильственно приобщать к хр-кой церкви, вооруженным
путем искоренять ереси.
Теократические идеи
А.а в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи
(Византии). Тесный союз церкви и гос-ва, переплетение их механизмов создали
теократическую империю, задержавшую распад рабов-кого строя.
|
19.Средневековые ереси
В средневековой Европе
ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы)
христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая
церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде
всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное
учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла еретиков в неправильном
толковании текстов священного писания, в заимствовании идей посторонних
религий или в повторении еретических идей, уже осужденных цер-ными соборами.
Первыми еретиками
Европы, положившими начало широкому общ-о-пол-кому движению, были болгарские
богомилы. Болгарские еретики нашли в Новом завете много текстов, в
которых противопоставлялись бог и мир, дух и плоть, свет и тьма, добро и зло.
Богомильское учение
вскоре после возникновения распространилось в др-х странах. Проповедь катаров,
патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан,
отдельных групп дворянства и крестьян. Для искоренения ереси римские папы
организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию
и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).
Одним из первых
представителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета Джон
Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зав-ти английской
церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела гос-ва. Уиклиф осуждал
цер-ную иерархию и цер-ное богатство, утверждая, что они противоречат писанию.
Одновременно с
учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших
передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Учение
лоллардов было направлено против феодального строя в целом.
Вскоре после
подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. В гуситском
движении (Ян Гус) вскоре определились два течения — чашники и табориты.
Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства,
лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти)
цер-ных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви. Значительно
радикальнее были требования таборитов, которые выступали против
католической церкви и цер-ной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд
антифеодальных лозунгов — уничтожение привилегий как немецкого, так и
чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и
т.д.
|
21. Мусульманская правовая
мысль.
Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений
и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках
Мухаммеда). Коран и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм,
регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный
путь к цели" (шариат). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна
считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения
всех вопросов, возникающих в жизни.
В исламе существует
ряд направ-й и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание
религии.
Сунниты утверждают, что халиф избран
общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами
только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков,
считают их власть божественным установлением и отстаивают пр-п передачи власти
по наследству.
Сунниты признают
Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из
четырех толков, различия между которыми — в методах толкования текстов
Корана и Сунны при решениях вопросов шариата. Суннизм — преобладающее течение ислама,
официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока.
Теократическая трактовка власти в суннизме претерпела изменения: если
вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, потом они были объявлены
наместниками самого Аллаха, а затем сложилась конц-я перепоручения светской
власти султанам и эмирам .
В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали,
что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались
тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности
перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать
себе имама-халифа и имеет право сместить его.
|
23.Пол-ко-правовые идеи
эпохи Реформации: Лютер, Мюнцер, Кальвин, Цвингли.
В XVI в. ряд стран Европы охватила Реформация—
массовое движение против католической церкви.
Начало Реформации в
Германии положил доктор богословия Мартин Лютер (1483— 1546). Он
выступил с протестом против продажи индульгенций {отпущение грехов за
деньги). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники
от первоначальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. Помимо
ссылок на тексты священного писания, расходящиеся с орг-ей и практической
деят-тью духовенства, в движении реформаторов все более отчетливо звучала
мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не только мешает
их общению с богом, приписывая себе роль обязательного посредника, но и
подменяет богослужение идолопоклонством, многократно осужденным и в Ветхом,
и в Новом заветах.
В сочинении "О
светской власти" отн-ние Лютера к светской власти основано на представлении,
что чел-к живет в двух сферах: в сфере "евангелия" (религиозная
сфера, отн-ние к царству небесному) и в сфере "закона" (царство
земное, гос-во).
Лютер отстаивал
самостоятельность гос-ва по отн-нию к церкви.
В нач.16 в.. началось всеобщее восстание крестьянства Германии против цер-ных
и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер,
он призывал к полному соц-му перевороту и установлению народной власти. Война
католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским
религиозным миром, согласно которому лютеранство становилось равноправной
католичеству религией по пр-пу: "чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар
католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские
гос-ва.
Одним из радикальных
религиозно-пол-ких течением являлся кальвинизм. Жан Кальвин основал в
Женеве новую церковь. утвердилась идея незав-ти кальвинистской церкви от
гос-ва, право церкви судить о ряде действий гос-венной власти.
|
25.Жан Боден о гос-ве.
С обоснованием
абсолютизма и критикой м-хомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден.
Б. впервые в истории пол-ко-правовой мысли сформулировал и широко обосновал
понятие суверенитета как сущ-ного признака гос-ва: Выше носителя суверенной
власти — только бог и законы природы. Суверенитет, по Б.у, означает прежде
всего незав-ть гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора,
от сословий, от другого гос-ва, Суверенитет как верховная власть включает
права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать
высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права
чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
Гос-во Б. определяет
как правовое упр-е многими семьями и тем, что у них общее, на основе
суверенной власти. Гос-во — именно правовое упр-е, сообразное со справедливостью
и законами природы.
Семью Б. называет
основанием и ячейкой гос-ва. Гос-во — совокупность именно семей, а не
отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ,
составляющий гос-во, не умирает.
Первостепенное
значение Б. придавал форме гос-ва. Он отвергает распространенное деление форм
гос-ва на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную
оценку существующих государств. Сторонники власти одного чел-ка называют ее
"м-хия", противники — "тирания". Приверженцы власти
меньшинства именуют такую власть "ар-тия", недовольные ею —
"олигархия" и т.д. К демократии Б. относился отрицательно: в
демократическом гос-ве очень много законов и властей, а общее дело — в
упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует
богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.
Не одобрял Б. и
ар-тию. Наилучшей формой гос-ва Б. считал м-хию. М-х так же ест-, как бог
Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по
собственному праву .
|
28. Пол-кая конц-я Филофея Москва –
Третий Рим.
Согласнo конц-и Россия есть наследница не только пол-кой
идеологии, но и территории Византийской империи. Именно псковского монаха
стали рассматривать в качестве родоначальника этой конц-и, и указанное мнение
до сих пор господствует в трудах, посвященных русской пол-кой идеологии
эпохи Московского гос-ва,
Между тем вдумчивое
чтение сочинения Филофея позволяет увидеть в нем нечто, в корне отличное от
конц-и "Москва — Третий Рим". Безусловно, небольшое послание
псковского монаха принадлежит к числу самых значительных идеологических
сочинений XVI в. Однако главная его идея — это
идея "Ромейского царства".
Филофей совсем не
отождествляет "Ромейское царство" с реальными гос-вами — Византией
(Вторым Римом) или Древним Римом (Первым Римом). В его представлении это
царство Господа Бога — идеальное царство, которое называется
"Ромейское" только потому, что именно в Риме произошло впервые
соединение хр-кой религии с гос-венной властью. В отличие от реальных
государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные же гос-ва
подвержены гибели. Древний Рим и Византия являли собой лишь носителей образа
идеального царства. После того, как они рухнули, образ "Ромейского
царства" перешел на Московское царство. Таким образом, Русское гос-во
предстает в сочинении Филофея не наследником реально существовавших и погибших
государств Византии и Древнего Рима, но в качестве нового носителя идеала
православного хр-кого гос-ва. Иначе говоря, Филофей видел предназначение
Русского гос-ва быть не Империей, а Святой Русью, средоточием
не материального, а духовного – воплощением не грубой материальной силы, а
силы духовной.
Говоря, что два Рима
пали, третий стоит, а четвертому не бывать, Филофей выражал тем самым не
свою уверенность в несокрушимости Русского гос-ва, но мысль о том, что в
случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носителя
образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — последний
земной носитель идеала православного хр-кого гос-ва. Если Русь погибнет,
"Ромейское царство" не умрет вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому
идеал православного гос-ва будет продолжать жить, однако стремиться к нему на
земле станет уже некому.
Царский титул в
свете такого представления о Русском гос-ве приобретает особое значение — это
титул не просто главы гос-ва, верховного властителя, а титул хранителя Святой
Руси. Следовательно, царь начинает выступать в русском пол-ком сознании в
качестве носителя не только гос-венной власти, но и устоев всего об-ва — его
соц--пол-кой орг-и и официальной идеологии. Коротко эту мысль можно
выразить формулой: без
царя нет Святой Руси, без Святой Руси нет царя.
|
32.Пол-ко-правовое учение
Б. Спинозы.
Видным теоретиком
ест-го права был голландский фил-ф-материалист Бенедикт С. .
Пол-ко-правовое
учение С. связано с его фил-фией, особенно с идеей строгой закономерности,
причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции",
которая никем не создана и является "причиной себя".
Под ест-ым правом С.
понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют
природа и каждая ее часть.
Чел-к, писал С., по природе эгоистичен и корыстолюбив.
С. — сторонник идеи
общ-ого договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость
гос-ва и законов обусловлена ест-й причиной — противоречием между страстями
и разумом людей. Чел-к только тогда свободен и могуществен, когда
руководствуется разумом; однако бол-во людей (толпа) не таково — люди
одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно
этим вызвана необходимость права и гос-ва.
С. осуждал
абсолютную м-хию. В противоположность Гоббсу С. утверждал, что ест-е право не
утрачивает своей силы в гр-нском состоянии. Власть гос-ва имеет границы.
Своеобразие идеи
общ-ого договора в конц-и С. в том, что общ-ый договор, состоящий в
перенесении сил ("мощи", права) каждого на об-во, т.е. гос-во, рассматривается,
скорее, не как факт древней истории, а как отн-ние, постоянно существующее между подданными и
верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать
которое опасно.
С. решительно
отвергал абсолютную м-хию: м-х, силы которого недостаточно для удержания
подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни,
боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей
верхушки; прав-е решительно неразумно, враждебно общему благу. С. считал
возможной ограниченную м-хию, в которой гос-вом управляет представительное
учреждение, а также ар-тическую республику, но обе эти формы он видел такими
гос-вами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и
угнетение.
Единственно абсолютное
гос-во, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при
помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, рав-во, общее благо,
— это демократия, "народная форма верховной власти".
|
34.Учение Т. Гоббса
о праве и гос-ве.
В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда
феодальных пережитков и своеволия короля. Среди защитников королевской власти
был английский фил-ф Томас. Основное произведение — "Левиафан,
или материя, форма и власть гос-ва" .
Г. строил свое
учение на изучении природы и страстей чел-ка. Мнение Г. об этих страстях и
природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к
наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие).
Эти страсти делают людей врагами: "Чел-к чел-ку — волк" (лат.).
Ест-ые законы
гласят, что следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от
права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".
Отказываясь от ест-ых прав, люди переносят их на гос-во.
Гос-во — это великий
Левиафан (библейское чудовище), искусственный чел-к или земной бог; верховная
власть — душа гос-ва, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы
— разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена,
др-м — к ушам подданных; награды и наказания — нервы; благосостояние гр-н —
сила, безопасность народа — занятие, гр-нский мир — здоровье, смута —
болезнь, гр-нская война — смерть.
Г. признает только
три формы гос-ва. Он отдает предпочтение неограниченной м-хии (благо м-ха
тождественно благу гос-ва, право наследования придает гос-ву искусственную
вечность жизни и т.д.). В конц-и Г. нет оправдания тоталитаризма. Законы установлены не
для устрашения, а для направ-я чел-ких действий. Важно отметить, что, по
Г.у, цель гос-ва (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной
м-хии. Не случайно эволюция взглядов Г. завершилась признанием новой власти
(протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения м-хии.
|
36. Ест--правовые теории
в Германии в ХУП-ХУШ вв.
Учения С.
Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.
Самуил П. – известный немецкий юр-т и
историк. В своем учении о праве и гос-ве П. исходит из представления о ест-м
состоянии, которое трактует как методологическое предпол-е, позволяющее
объяснить сущность и происхождение права и гос-ва. Ест-е состояние
характеризуется свободой и незав-тью индивидов. Это порождает стремление
людей объединиться ради собственной пользы и безопасности. В результате
возникают пол-кое общежитие и гос-во.
П. в основном
отвергает теологическую теорию происхождения гос-ва. Гос-во — продукт
сознательной деят-ти людей, их решения объединиться. П. утверждал, что лучшей
формой прав-я является абсолютная м-хия. Правда, у нее есть некоторые
недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при м-хе создавался
какой-то представительный орган типа еще сохранявшихся в некоторых
германских землях ландтагов.
Последователь П.а
профессор Христиан Томазий .Он продолжал намеченную П.ом линию на
освобождение гос-венно-правовой науки от господства теологии. Т. отмечал,
что основа ест-го права — мораль, которая предписывает делать то, что
соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены
принуждением. А поскольку люди делятся на мудрых и глупых и для первых нужен
совет, а для вторых — принуждение, то рассчитывать на добровольное следование
требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть.
Пр-пиальное различие между правом и моралью, полагал Т., состоит в том, что
единственным источником морали является внутреннее убеждение чел-ка,
независимое от приказов власти. Право в гос-ве имеет императивный и запретительный
характер.
Считая м-хию лучшей
формой гос-ва, Т. утверждал, что предпосылкой власти м-ха является согласие
народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против
несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если м-х
выходит за рамки, очерченные общ-ыми договорами.
Христиан Вольфом– профессор университета в Галле.
От природы все люди
равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один чел-к не имеет
власти над др-м — все люди свободны. С образованием гос-ва, отмечал Вольф,
народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих его людей.
Законы гос-ва, по Вольфу, — практическая реализация ест-го закона. Они дают
свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей. Право —
свобода действий для исполнения обязанностей
|
38.Учение III Монтескье о
праве и гос-ве.
Крупнейшим
теоретиком гос-ва во французском Просвещении был Шарль Луи де М.. Его
главный труд — книга "О духе законов" .
М. создал первую
развернутую пол-кую доктрину в идеологии просветительства. В своих
исследованиях он стремился описать причины, вызывающие изменения в закон-ве
и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. М. был
убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным
стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей.
Возникновение пол-ки
организованного об-ва М. склонен рассматривать как ист-ий процесс. По его мнению,
гос-во и законы появляются вследствие войн.
Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество
причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные.
Физические причины
определяют
общ-ую жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния
дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и пол-е
страны, численность населения и др. Моральные причины вступают в
действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал М.. К их числу относятся:
пр-пы пол-кого строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и
др. Написание книги "О духе законов", по словам автора,
преследовало цель показать "триумф морали над климатом".
Своеобразие этой
классификации в том, что М. наполнил понятие формы гос-ва такими определениями,
которые в последующих доктринах будут обозначены как пол-кий режим.
Республика
представляет собой гос-во, где власть принадлежит либо всему народу (демократия),
либо части его (ар-тия). Движущим пр-пом республики выступает пол-кая
добродетель, т.е.
любовь к отечеству (этот пр-п по-разному проявляется в двух формах республиканского
строя: демократия стремится к рав-ву, ар-тия — к умеренности).
М-хия — это
единоличное прав-е, опирающееся на закон; ее пр-пом служит честь. Деспотия,
в отличие от м-хии, — единоличное прав-е, основанное на беззаконии и произволе.
М. выделяет в гос-ве
законодательную, исполнительную и судебную власти. Пр-п разделения властей,
согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали
различным гос-венным органам.
|
40.Пол-ко-правовые идеи
в период Великой французской буржуазной революции.
В истории
Французской революции принято различать три главных этапа. На первом из них
власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. Они
стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной
м-хии. На втором этапе власть переходит к жирондистам — представителям
республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе была установлена
революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой
буржуазии, крестьянства и городских низов.
Идеологи каждой из
названных группировок опирались на пол-кие учения Вольтера, Монтескье, Руссо
и др-х мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных
мероприятий и разработке конституционных актов.
Крупнейшими
идеологами лагеря конституционалистов были Оноре де Мирабо, прославившийся
своими речами против абсолютизма, Эмманюэль Сиейес и Антуан Барнав. Для них
были характерны призывы к объединению против ненавистной ар-тии и абсолютизма,
идеи всеобщего рав-ва и свободы. В 1789 г. Учредительным собранием была
принята Декларация прав чел-ка и гр-нина, где торжественно провозглашалось:
"Люди рождаются и остаются свободными и равными в Правах", она
закрепляла ест-ые и неотъемлемые права чел-ка (на свободу, соб-ть, безопасность и сопротивление
угнетению), рав-во гр-н перед законом, а также пр-п разделения властей.
Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых
конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права
и рав-во гр-н.
Лидерами жирондистов
выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Они отстаивали пр-пы народного
суверенитета, общей воли как основы закон-ва. Законодательными актами,
принятыми в период их прав-я, была отменена м-хия, а также ликвидировано
деление гр-н на активных и пассивных по цензовому признаку.
Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль
Марат.Якобинская Конституция предусматривала что законодательные акты,
принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение
избирателей. В принятой Конвентом Декларации соб-ть (наряду с рав-вом,
свободой и безопасностью) отнесена к числу ест-ых и неотъемлемых прав
чел-ка, для обеспечения которых установлено правительство. Якобинцы искореняли
феодальную соб-ть на землю, провозгласили право на труд, но установили максимум
заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший орг-ю
рабочих союзов и собраний.
|
42.Пол-ко-правовые взгляды
Ф. Прокоповича и В. Татищева.
Одним из первых
теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович.
П. резко критиковал
католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных
открытий, которые потом все равно приходится признавать (Коперник, Галилей).
Сочетанием
богословских и рационалистических идей П. обосновывал неограниченную м-хию.
Неограниченность власти самодержца проистекает из соглашения, по которому
народ отказывается от всех своих прав и свободы и, наделяя властью правителя,
говорит: "Ты владеешь нами к общей пользе нашей". П. писал, что в
безвластном состоянии царили хаос, произвол, кровопролитие. Для обеспечения
мира, безопасности, общего блага народ не без смотрения божия заключает
соглашение об отказе от всех прав и свободы, о создании гос-ва.
Порицая демократию
и ар-тию, П. правильной формой гос-ва признает только м-хию. Основное
внимание П.а сосредоточено на сопоставлении "наследной" и избирательной
м-хий. Сравнивая достоинства той и другой, П. отдает решительное предпочтение
наследственной м-хии, в которой находит лишь один изъян — наследник царской
власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать. Этот
недостаток может быть устранен только царствующим м-хом, который может и
должен назначить достойного и способного наследника престола своим завещанием
(суть петровского указа о порядке престолонаследия). Права самодержца, по
П.у, неограниченны и абсолютны; он имеет право и должен регулировать все
стороны жизни и быта.
Василий Никитич
Татищев был
гос-венным деятелем, Т. — сторонник теории ест-го права;
Как и П., он осуждал
папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию; Т. являлся сторонником
просвещения, развития науки.
Ест-е состояние, по
Т.у, — это состояние "вольности"; по природе чел-ку нужна и
полезна лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая".
Поскольку чел-к не может обойтись без др-х людей, он вынужден подчиняться
внешним ограничениям. Договор вообще рассматривается Т.ым как основа всякого
гос-ва, в том числе и м-хического. .
Формы прав-я зависят
от ряда объективных условий, к которым относятся местопол-е, размер
территории и состояние населения.
Демократия
осуществима только в гос-ве-городе или в маленькой области, где могут быстро
собраться все домохозяева, (Голландия, Швейцария, Генуя) Россия, Франция,
Дания, Испания и некоторые др-е страны, "яко великие гос-ва, не могут
иначе правиться, как самовластием".
Камнем преткновения
для теории Т.а явилось крепостничество. Рабство или невольничество Т.
признавал противоест-ым, противоречащим природе чел-ка, ест-му праву
защищаться и обороняться от насильственного порабощения. Введение
крепостного права было ошибкой Бориса Годунова, но Т. выдвинул против его отмены
ряд доводов. Он утверждал, что освобождение крестьян породило бы
"смятение, распри, коварства и обиды" и потому опасно, что больше
вреда чем пользы.
Страницы: 1, 2
|
|
|