|
Сословная политика в XVIII веке
Сословная политика в XVIII веке
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ
Во
всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-витие новых, капиталистических
отношении приходило во все большее проти-воречие с господством феодального
строя со всеми его институтами в эконо-мической, политической, юридической,
идейной и культурной жизни. Капита-листическая мануфактура превратилась в это
время в центр развития произво-дительных сил и новых производственных
отношений.
В основе
структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Соци-альные категории и группы
выступали как сословия или сословные категории, наделенные особыми сословными
правами, привилегиями. К непривилегированным относились податные сословия, выполнявшие
определенные повиннос-ти, платившие всякого рода, казенные налоги и сборы.
Господствующее положение среди
всех сословий занимало дворянство, урав-ненное в правах с боярством и
консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-сословие.
В ходе этой
консолидации из его состава были исключены всякого рода про-межуточные группы,
обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских
прав (значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-тегории
служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой состав феодалов и
феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII - XVIII вв. в состав
России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью старшину и феодальную
знать других народов[1].
Другим
привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось
права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян,
секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли ликвидированы
многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие штаты различных
категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-ность черного
духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого
сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети
духовенства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не
получали необходимого образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от
подушной подати, рекрутской повинности и от телес ных наказаний.
Осуществив
секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое-образных чиновников
по духовному ведомству. Внешним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на
верхушку духовенства правил о награждении чиновников орденами за усердную
многолетнюю службу
От подушной
подати в XVIII в. были
освобождены и некоторые полуприви-легированные сословия и сословные группы,
составлявшие примерно 2,5% насе ления. Жалованная грамота городам выделила из
городского населения три гильдии купечества, освободила гильдийское купечество
от подушной подати, рекрутского набора, заменив его денежной платой,
закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых
судов, фабрик и заво-дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний.
Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-ния
занимала лишь 0,5%.
К концу XVIII в. довольно
большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное
военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его
общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием
закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-мерам, значительно превышавшим
размеры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие
освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности, но несло
обязательную военную службу на особых условиях. Пра-ва, предоставленные верхушке
этого сословия, в ряде случаев приближались к правам дворян.
К неподатным
сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети,
образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались
правительством для формирования унтер-офицерского состава армии[2].
Основную массу
населения страны составляли податные сословия. По первой ревизии их
численность равнялась 7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-век всего
населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из 11,6 млн.
человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн. человек. Таким
образом, податное население составляло; 913% в начале века и 94,6% в его конце,
при этом податное население городов и к концу века немно-гим превышало 3% всего
населения. Это в основном было сословие мещан, оформленное жалованной грамотой
городам.
2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Екатерина оформила сословные
привилегии дворян. При ней значительно окрепло русское абсолютное государство,
усилилось угнетение крестьян, была Крестовая война (1773 - 1775). В России в
2-ой половине XVIII века утверди-лось
сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество,
мещанство.
Дворяне
получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с
офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности
дворянства, дающий право служить или не служить, но действие это-го указа было
приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной
службы.
За дворянами
в XVIII в. было
закреплено монопольное право на владение землей и крестьянами. При этом в 80-х
годах владельческие права дворян рас-пространялись на недра земли, леса и
воды. Им предоставлялось монопольное право винокурения, право продавать
продукты, производимые в их вотчинах, и заводить предприятия для их переработки.
Дворяне были освобождены от по-душной подати и всех других налогов и платежей,
от рекрутской, постойной,до рожной и других повинностей, от обязательной службы
и телесных наказаний.
Целая система льгот
обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского чина на военной и
гражданской службе и сосредоточение в их руках всех клю- чевых позиций в аппарате
власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в дру-гих звеньях политической
надстройки.
К концу XVIII в. дворяне
составляли около 1 % населения страны. В его сос-таве оказалась значительная
группа тех, кто получил это звание путем выслуги в обер-офицерский чин на военной
и в штаб-офицерский чин - на гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не
имели совсем или имели очень мало земли и крестьян.[3]
Свыше 90% населения составляли крестьяне,
Делившиеся на две большие
категории: помещичьих и
государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян:
дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные
к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, платили
феодальную ренту, несли рек-рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы
сословного неполнопра-вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень
крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий
существенно раз-личались.
Наиболее
тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более
половины всего населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их
имущество находились в неограниченной власти и собственнос-ти помещиков.
Государственные
крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство
населения в районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось
или не стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ,
Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах
Поволжья, районах прежних засечных черт и в некоторых других районах.
Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения.
Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого
рода государственные повин-ности: по строительству и содержанию дорог и мостов,
перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение
отличалось тем, что ник-то не вмешивался в их семейные отношения, они не
подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами,
ремеслом, торговлей, наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав
государственных крес-тьян был неоднороден.
3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II
Вскоре
после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни
является устарелость законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее
Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела
необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II
решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны быть
согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого
решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для
выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для
составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить пра-вительству
о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты но-вых, лучших
законов. Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатерина II в
Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от
каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых
инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая состояла
из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за
исключением крепостных, соста-вила "Наказ комиссии о составлении проекта
нового уложения".[4]
«Наказ» - это
либеральная программа ее царствования, вобравший в себя из-ложение ее взглядов
по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-менных для того времени
социально – политических и правовых идеях. В нем впервые в России были
провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи равенства всех перед
законом, исключительного права суда определять виновность человека и многие
другие.
Это были правила, на основании которых должно быть составлено
новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты.
"Наказ"
был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции
Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над "Наказом"
Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина II го-ворит
о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих
вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям.
Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к
человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности,
Екатерина II требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и
страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество
преступлений". Также она потребовала отменить наказания, могущие
изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток.
Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться
в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет
перенести пытку и избежит наказания.[5]
Особенно большой осторожности она требовала от судей. "Лучше оправдать 10
виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно мудрое изречение:
"гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать". Но
как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели.
"Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть
приведение в совершенство воспитания". Хотите предупре-дить преступления -
сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.[6]
Также
Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию
самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной
зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-лась. В "Наказе"
говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-нами: не обременять
налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому
и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага
государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-делилась на 19
комитетов, которые должны были заниматься различными от-раслями
законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони мают того,
для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли
весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение
одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комис-сии, было большое
и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко.[7]
Екатерина
перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только
не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного
его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768
году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о
закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще
несколько лет. Можно сказать, что деятель-ность Комиссии об Уложении
закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о
невозможности реализации теоретических построений европейских философов на
русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть
реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с
иллюзиями в области внутренней политики.
Тем не менее,
хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с
нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных
законов.
4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА
Государственный совет - высшее
государственное учреждение империи с функциями законосовещательного органа;
министерства, заменившие петровс-кие коллегии. Верховный орган судебной власти
- Сенат. Комитет министров - высшее административное учреждение. Местное
управление - губернатор и губернская администрация.
В 1775
году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II издала Учреждение
для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и
увеличив количество губерний до 50. На губернию - не бо-лее 400 тысяч жителей.
Несколько губерний составляли наместничество. Губер-наторы и наместники
избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее
указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника
и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами.
Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны,
казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).
Возглавлял
Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями.
В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством.
Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города.
В уезде власть принадлежала избирае-мому дворянским собранием
капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе -
высший суд. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было
открыто Казначейство. Создана была система сословного суда: для каждого сословия
(дворян, горожан, государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В
некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести
в управлении переме-щался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий - они
были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.
Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного управления
сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное
деление - до Октябрьской революции. Дворянство было признано особым главным сослови-ем.
Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворя не должны
были нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане
- заниматься торговлей и промышленностью. Некоторые облас ти раньше управлялись
иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было
введено повсеместно.
Документом,
определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления
губерний Всероссийской империи» (1775 г.). Накануне реформы территория
России разделялась на 23 губернии, 66 провин-ций и около 180 уездов. Проводимая
реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено,
через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и
уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета
географических, национальных v экономических призна-ков. Основной целью деления было
приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским
делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий —
численность населения. На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ,
на территории уезда - около 30 тысяч душ.
Во главе
губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей
деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский
прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в гу-бернии решала
казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ве-дал приказ
общественного призрения.
Надзор за законностью
в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде
те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число
уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый
уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд
(в котором кроме исправника действо-вали два заседателя). Земский суд
руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений
губернских правлений. В городах бы-ла учреждена должность городничего.
Руководство
несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись
губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер-ритории, если там в
данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы-чайные меры,
непосредственно обращаться с докладом к императору.
5. СУДЕБНАЯ
РЕФОРМА
Судебная реформа 1864 г. - буржуйское
преобразование суда и судопроиз-водства на основе суд. уставов. Провозглашены
принципы независимости су-дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса,
ликвидировала сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые
суды. Проводилась с искажениями и ограничениями.
Работа по подготовке
судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно пошла после
провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение
Государственного совета было представлено (с 1857 до 1861 гг.) 14
законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной системы
и судопроизводства: ограничение числа судебных инстан-ций, введение устности,
гласности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы составили 74
толстых тома.
В ноябре 1864 г. были
утверждены и вступили в силу основные акты судеб-ной реформы: Учреждения
судебных установлений, Устав уголовного судопро-изводства, Устав о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями.
Создавались две
судебные системы: местные и общие суды. К местным от-носились волостные суды,
мировые судьи и съезды мировых судей; к общим - окружные суды, учреждаемые для
нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким и уголовным делам) палаты,
распространявшие свою деятельность на нес-колько губерний или областей, и
кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть
этих судов распространялась на все сфе-ры, кроме тех, где действовала
юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.
Реформа судебной
системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание
всесословного суда, равенство всех перед судом, не-сменяемость судей и
следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных
заседателей).
В ходе подготовки и
проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и
судебных следователей и реорганизована деятель-ность старых. Изменились функции
прокуратуры, а именно: поддержание обви-нения в суде, надзор за деятельностью
судов, следствия и местами лишения свободы.
До реформы
предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Надзор
за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвинительное
заключение составлялось в канцелярии суда. Тем самым следствие не было
отделено от суда. Расследование делилось на гене-ральное (предварительное, без
предъявления обвинения) и специальное (фор-мальное, с предъявлением обвинения).
Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.
На судебные палаты
возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также
дела о должностных и государственных преступлени-ях по первой инстанции. Дела
рассматривались при участии «сословных пред-ставителей»: губернского и
уездного предводителей дворянства, голова губерн ского города и волостного
старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по
делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия присяжных заседателей, и
могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.
При разработке
реформы было высказано предложение создать должность областного главного
судьи, который бы осуществлял общее руководство судо-производством и назначал
на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что
судебная система может получить тем са-мым излишнюю, с его точки зрения,
автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на
стадии предварительного следствия.
6. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Процесс централизации затронул систему местных органов: с 1626 г.
по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления
(губные, земские избы, городовые приказчики) стали
появляться воеводы. К концу XVII в.
их число возросло до двухсот пятидесяти, они
сосредоточили всю административ-ную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны выборные
местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в.
некоторые из них поднялись на более высокий уровень:
были образо ваны более крупные административные единицы -
разряды (предшественники будущих губерний).
Местное управление в начале XVIII в.
осуществлялось на основе старой модели: воеводское
управление и система областных приказов. В процессе
петровских преобразований в эту систему стали вноситься
изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей,
выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок
становится обязательным и повсеместным, что должно было
усилить контроль за старой администрацией
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства:
учреждались восемь губерний, по которым были расписаны
все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих
руках всю административную, су-дебную и военную власть. Им
подчинялись четыре помощника по отраслям управ-ления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и
администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию
возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.
Контролировать нижесто-
ящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из
местного дворянства.
Вторая
областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в сле-дующем:
одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций Во главе этих
единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы
или воеводы
Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчиня- лась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии
(Камер, Штатс-контора Юсти-ции, Вотчинная) располагали на местах собственным
разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль
выполняли такие местные кон-торы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за
хранением государственного интереса», принятие мер
государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и за соблюдением царских указов.
В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация
органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе
с Ратушей - земских изб и земских бурмистров. Были
созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководс тво
осуществлял Главный магистрат Система управления стала
более бюрократи-еской и централизованной. В 1727 г. магистраты
были преобразованы в ратуши.
7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ
Время царствования
Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-изма. Смысл просвещенного
абсолютизма состоит в политике следования иде-ям Просвещения, выражающейся в
проведении реформ, уничтожавших некото-ые наиболее устаревшие феодальные
институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону буржуазного развития). Мысль о
государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь
на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.
Развитие и воплощение начал
просвещенного абсолютизма в России приобре ло характер целостной
государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый
государственный и правовой облик абсолютной монар хии. При этом для
социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство,
мещанство и крестьянство.[8]
Законодательство Екатерины II завершило собой тот
исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении
главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало
разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои
государствен-ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий
и боль шей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюд-ли
мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство стано-виться не только
привилегированным сословием, имеющим правильную внут-реннюю организацию, но и
сословием, господствующим в уезде (в качестве зем левладельческого сословия) и
в общем управлении (как бюрократия).Параллель но росту дворянских прав и в
зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет
дворянских привилегий в ХVIII веке необходи мо соединялся с расцветом крепостного права.
Поэтому время Екатерины II бы-ло тем историческим моментом, когда крепостное
право достигло полного и наибольшего своего развития.
ВЫВОД
К концу правления Екатерины Россия
имела уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и
уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые
генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II
Конечно, последствия новосоздавемых
учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре
1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и
закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч.
Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма
"свободные".
За период царствования Екатерина
внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина
внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.
Таковы были
главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В
противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с
широким преобразовательным планом, в основание кото-рого легли отвлеченные
принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и не провела
последовательно своих идей. Мысли «Наказа» не перешли в практику, законодательство
не было перестроено на новых основаниях, отноше ния сословий остались по
существу, прежними и развивались в том направле-нии, какое было дано в
предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления
прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но
соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Как исторический деятель,
Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами
предыдущими, она продол жала свою деятельность в том же направлении, в котором
работали её предшест венники, хотя иногда не желала действовать как они.[9]
[1] История России
(Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А. Радугина, М., 1999 г.
[2] История
России. 2 т., М., 1995 г.
[3] Брандт
М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, М., 1994 г.
[4] История
России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А. Радугина, М., 1999 г.
- [5] История России и мировые цивилизации // Под. ред. В.В.Рубана, М.,
1997 г.
- [6] История. Культура. Цивилизация., М., 1998 г.
- [7] История России в свете цивилизационного подхода – Тверь, 1998 г.
[8] Россия в
мировой истории, М., 1996 г.
[9] История Отечества:
люди, идеи, решения. В 2-х частях, М., 1991 г.
|
|