Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...
Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Зачетная книжка: № 445 - ЮЗС
Группа: № 4431
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: История отечественного государства и
права
на тему № 22: Советское государство и право в условиях замедления
темпов
общественного развития и кризиса социализма
(середина 1960-х
– середина 1980-х гг.)
Слушатель 4 курса: Прохоров А.С.
Рязань 2006 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Эволюция
государственно-политической системы. Изменения
в государственном аппарате. Бюрократизация
управления…………………….4
2. Разработка и принятие конституции
СССР 1977г., ее структура
и основные положения……………………………………………………………11
3. Развитие советского права в 60-е –
80-е гг. Систематизация
законодательства………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………………………23
Введение
Период охватывающий десятилетия с середины 60-х
годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного
развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного
хозяйства произошла смена форм правления государством; с
авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к
"коллективному руководству".
Несмотря на развенчание культа личности Сталина,
волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются
политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа
состояния общества и экономики.
Определенное развитие получает право, пополняя
пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного
режима.
Целью
данной контрольной работы является рассмотрение основных моментов в развитии
государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.
1. Эволюция государственно –
политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация
управления.
В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС,
принявший новую Программу партии, в которой
намечался переход общества к коммунизму. Первые десять лет (1961-1971 гг.) отводились на создание «материально-технической базы коммунизма», последующие
(1971-1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления
трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался
механизм, призванный обеспечить
обновление и омоложение партийных кадров.
На практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сторону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние
консервативного руководства и либеральной интеллигенции
в сфере идеологии и культуры закончилось поражением
последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного
Хозяйства (Совета Министров СССР)завершили процесс
воссоздания централизованной экономической структуры (1963).[1]
В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был
смещен с высших государственного и партийного постов. С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных
промышленных министерств начинается новая административная
централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе
с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия:
в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении
планирования и стимулирования производственной экономики»
и «О государственном производственном предприятии при социализме».
К минимуму было сведено число
обязательных показателей, введены новые: стоимость
реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая
сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в
распоряжении предприятий.
Фонды стимулирования были
разделены на фонд материального поощрения
(контролировался общим собранием трудового Коллектива),
фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития
производства.
Серьезным препятствием на
пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность
хозяйственных органов исключала их горизонтальное
взаимодействие.
Договоры, заключенные предприятиями друг с
другом, должны были утверждаться вышестоящими органами
(так, позиция Госснаба не способствовала облегчению связей
между поставщиками и потребителями).
В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой
Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Законом
«О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось
повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им
органов, С той же целью в апреле 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР,
определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок
законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных
Верховному Совету органов.[2]
С 1957 г. Верховный Совет СССР кроме бюджета утверждал ежегодные хозяйственные
планы (ранее это была задача правительства). Утверждение
долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов
было исключительной прерогативой Верховного Совета.
В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета
СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений, по иностранным делам
и мандатной комиссиями формируются новые (по направлениям
деятельности Верховного Совета и по направлениям
государственного, хозяйственного и
социально-культурного строительства). При каждой из
палат Верховного Совета СССР было создано по шестнадцать постоянных комиссий.
Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному рассмотрению
государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г. было принято новое Положение о постоянных комиссиях.[3]
В 70-х гг. возросла роль Президиума
Верховного Совета СССР, выполнявшего роль
организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась
контрольная (за правительствами) деятельность Верховных Советов (СССР и
республик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.
В 1962-1963 тт. местные
советы были разделены (как и партийные органы) по производственному признаку:
на промышленные и сельские (советы районов, краевые,
областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации и
вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали
действовать вновь объединенные советы.
В течение 1968-1971 гг.
Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов, расширивших право
городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах как органах,
обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.
В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных
Советов народных депутатов», а также
аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. - закон о полномочиях краевых, областных, окружных
и областных (автономных) советов.[4]
Что касается вопроса
изменения в государственном аппарате бюрократизации управления, то по этому
поводу можно отметить следующее: в 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и строительством: создана система
совнархозов. Территориальный принцип управления
позволял кооперировать производство в пределах экономических районов.
Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять единую
техническую политику. Однако
гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. С 1962 г. в области капитального строительства
восстанавливаются центральные органы отраслевого управления {Госстрой СССР).
В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации системы органов управления
промышленностью, для чего создается целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств,
многие комитеты были также преобразованы в министерства.
Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления.
ВСНХ СССР Совета Министров
СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и отраслевых
органов управления упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые
госкомитеты межотраслевого управлений (Госстрой, Госснаб ).
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О
совершенствовании планирования и усиления
экономического стимулирования промышленного производства», заложившее основу для экономической реформы, в качестве главного
инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала
с принципами хозяйственной автономии
предприятий, ослаблением регламентации
их хозяйственной деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.
На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном Суде СССР,
о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о
судоустройстве СССР и союзных республик.
Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на
пять лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства (разъяснения Пленума Верховного Суда были обязательны для всех организаций и
должностных лиц).
Закон о прокуратуре расширил
сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты,
исполнительные и распорядительные органы местных советов.
Кроме коллегий в
прокуратурах союзных республик и прокуратур СССР,
образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных
республик, краев, областей, городов, автономных областей. В коллегии входили
руководящие работники прокуратур, их состав
утверждался прокурором вышестоящей инстанции. Этой мерой предполагалось развить
принцип коллегиальности в правоохранительных органах.[5]
Деятельность арбитражных
органов регламентировалась законом об арбитраже, Правилами рассмотрения
хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при
Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты в
союзных республиках.
Кроме этих высших органов в систему арбитражных
судов входили: арбитражные суды автономных республик, краев,
областей, городов, а также автономных областей и округов.
На основании закона об
адвокатуре и республиканских положений об адвокатуре ее
организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных
началах лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью.
К функциям
адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительство интересов
потерпевшего, истца, ответчика; участие рассмотрения дел в суде и на
предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и организациям
в виде консультаций.
В 1960 г. Упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных республик, в 1962 г. Переименование в министерства охраны общественного порядка.
Для координации
их работы в 1966 г. Было создано союзно-республиканское Министерство охраны
общественного порядка СССР.
В ноябре 1968 г. Оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Соответственно
переименовываются министерства союзных и автономных республик и управления
краевых (областных) исполкомов.
В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в Комиссию советского контроля Совета
Министерств СССР. Органы советского контроля должны были проверять работу
государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации
этой деятельности в 1961 г. Комиссии союзного и республиканского уровней
преобразуются в союзно-республиканские органы, а в автономных республиках,
краях и областях создаются группы государственного контроля.
В 1962 г. Создается смешанная система партийно-государственного контроля, возглавленная Комитетом
партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло
воссоздание партийно-государственной контрольной системы ЦКК-РКИ 20-х гг.). На
местах работали комитеты партийно-государственного контроля и группы
содействия.[6]
В декабре 1965 г. Все контрольные органы переименовываются в органы народного контроля, что более
соответствовало доктрине общенародного государства. В декабре 1968 г. Правительство утверждает Положение об органах народного контроля, в сеть которых оказались
включенными: Комитет народного контроля СССР, комитеты союзных и автономных
республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов,
группы народного контроля при поселковых и сельских советах, на предприятиях, в
колхозах, учреждениях,
организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных органов.
В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля: они
осуществляют свою деятельность во всех структурах
исполнительной власти, во всех государственных органах
управления, учреждениях и организациях.
Комитеты народного контроля
СССР, союзный и автономных республик работают под
руководством Верховных Советов и Правительства, комитеты
на местах - под руководством местных советов и вышестоящих
комитетов народного контроля. Одна из основных особенностей
этой организации - ее массовость и широкий охват проблем.
Система народного контроля существовала как параллельная
системе органов, контролирующих соблюдение законности (прокуратуре).
1. Разработка и принятие
Конституции СССР 1977 г., ее структура и основные положения.
В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект
нового Основного Закона для общества «развитого социализма».
Идея скорого перехода к
коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно
растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали
подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности активное включение граждан в управление общественными
делами, возрастание роли общественных организаций,
укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления.
Работа над Конституцией
заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного
Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на
основании которого проект выносился на обсуждение
общественности, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены
изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята. [7]
Конституция подчеркивала
свою преемственность с предшествующими ей конституциями
(1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение
«развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».[8]
В качестве цели указывалось
на построение «бесклассового коммунистического общества»,
базирующегося на общественном самоуправлении. Основой
экономической системы признавалась социалистическая
собственность на средства производства, основой
политической системы - Советы.
В Конституции закреплялась «руководящая
и направляющая роль Коммунистической партии. В сравнении с
предшествующей Конституцией она представляет более высокий уровень
конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 года состоит из
преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.
В преамбуле дается характеристика основных этапов
истории советского государства, указывается высшая цель государства -
настроение бесклассового коммунистического общества; указываются главные задачи
социалистического общенародного государства: создание материально-технической
базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и
преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека
коммунистического общества и т.д.
Первая глава Конституции посвящена
политической системе современного советского общества. СССР провозглашается
социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет
власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС
характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных
организаций (ст.6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют в
рамках Конституции СССР.
Во второй главе формулируется
экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства
- наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Третья глава отражает происшедшие
изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития
и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих,
крестьян и интеллигенции.
Четвертая глава закрепляет важнейшие
положения внешней политики советского.
Девять разделов были следующими:
I. Основы
общественного строя и политики.
II. Государство и личность.
III. Национально-государственное
устройство.
IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.
V. Высшие органы власти и
управления.
VI. Основы
построения органов государственной власти и
управления
в союзных республиках.
VII.Правосудие,
арбитраж и прокурорский надзор.
VIII. Герб, флаг, гимн
и столица.
VIII.Действие
Конституции и порядок ее применения.
Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных
Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе
"Защита социалистического Отечества". Главы VI и VII раздела "Государство
и личность" содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан,
формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их
осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану
здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и
др. Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел
(главы 8-11). В нем закреплено, что СССР - единое многонациональное государство,
образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате
свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских
социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как
суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных
к ведению Союза ССР. Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов
государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI). [9]
Отражая новый этап развития государственности, представительные
органы стали называться Советами народных депутатов. Срок полномочий ВС СССР
был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило
связь их деятельности с народнохозяйственным планом. Возрастной ценз для
избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с
21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС
СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового
положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и
органов народного контроля.Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет
вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы
20-21). Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности
адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве
по уголовным и гражданским делам. Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и
столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна
устанавливается впервые. В разделе IХ "Действие Конституции СССР и порядок
ее изменения" подчеркивается, что Конституция СССР обладает высшей
юридической силой. Изменение в Конституции производится решением ВС СССР,
принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов
каждой из его палат.
Итак мы можем отметить, что Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии» - всенародное обсуждение и
референдум; а также новые
гражданские права: право
на обжалование действий должностных лиц, судебную
защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных
организаций и т.д.
Впервые были закреплены
права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями
культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась
«неразрывная связь» прав и обязанностей.
Конституция закрепляла за
каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы
в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью
подчеркивала значение личности, декларируя уважение
и охрану ее прав и свобод.[10]
В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным
Советом РСФСР.
Эта
Конституция, как и другие республиканские конституции,
в значительной степени повторила все основные положения союзного
Основного закона.
3. Развитие советского права
в 60-е – 80-е гг. систематизация законодательства.
Развитие
права в период замедления темпов общественноного развития условно можно
разделить на два периода:
первый
- начиная с середины 60-х годов до принятия Конституции 1977 г.;
второй
- начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.
В середине
60-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового
беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.
Развитие
права шло по двум основным направлениям:
по
линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях
государственной и хозяйственной жизни;
по
линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.[11]
Восстановление
и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых
государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Были
упразднены т.н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1
декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и
террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о
сельскохозяйственном налоге. [12]
Если
смотреть в общем плане, то о развитии права свидетельствуют:
некоторые
меры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;
попытка
восстановить коллективные формы руководства, возрождение т.н. ленинских норм в
партийной и государственной жизни;
попытка
перестройки управления промышленностью, строительством и с/х;
изменение
политики заготовки с/х продуктов.
В
середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского
законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были
разработаны и изданы:
основы
законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;
республиканские
кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;
хронологические
собрания законодательства и систематические собрания действующего
законодательства.
Начата
работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик.
Принята Конституция 1977 года.
Вопросы
кодификации советского законодательства занимали большое место в работе
Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.). В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В декабре
1968 г. - Основы земельного законодательства СССР.
В
июле 1969 г.:
-
Основы исправительно-трудового законодательства,
-
Положение о предварительном заключении под стражу.
В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК
КПСС и СМ СССР. В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было). В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзных
республик о здравоохранении; о народном образовании. В декабре 1970 г. были приняты Основы водного законодательства.
В
1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и
культуры. В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных
республик о недрах. В 1977 г. были приняты основы лесного законодательства.
Принятие
в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие. Президиум ВС СССР
в декабре 1977 г. принял специальное постановление о приведении
законодательства в соответствии с конституционными нормами.
В
1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское
законодательство. Условно их можно разделить на несколько групп.
1.Часть
законодательных актов детализировали конституционные положения о правах
советских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:
Закон
о гражданстве СССР (1978 г.);
Основы
жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);
Закон
о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями,
учреждениями и организациями (1983 г.).
2.
Вторая группа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствование
органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов
СССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К ним
относятся:
Законы
"О выборах в Верховный Совет СССР" (1978 г.);
"О
Совете Министров СССР" (1978 г.);
"Об
основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советов
народных депутатов автономных областей и автономных округов" (1980 г.);
"О
правовом положении иностранных граждан в СССР" (1981 г.);
"О
государственной границе СССР" (1982 г.).
3. К
третьей группе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и
методы работы правоохранительных органов, в т.ч. законы:
"О
Верховном Суде СССР" (1979 г.);
"О
прокуратуре СССР" (1979 г.);
"Об
адвокатуре СССР" (1979 г.);
"О
народном контроле СССР" (1979 г.);
"О
государственном арбитраже СССР" (1979 г.);
"Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик об административных
нарушениях" (1980 г.) и др.
В
отдельную группу можно выделить Законы детализирующие положения Конституции
СССР об охране окружающей среды, в т.ч. законы:
"Об
охране атмосферного воздуха" (1980 г.);
"Об
охране и использовании животного мира" (1980 г.). [13]
Отдельно
следует сказать о создании Свода законов СССР. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ
СССР 2 сентября 1976 г. приняли постановление о создании комиссии по разработке
Свода Законов СССР. Его издание планировалось в 1981-1985 гг. в качестве
официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.
Также
необходимо отметить, что в годы кризиса социализма происходит заметное усиление
нормотворческой деятельности государства, принимаются ряд общесоюзных законов.
На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких
отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право.
Особое
развитие гражданское право получило в Конституции СССР 1977 г., которая подчеркивает, что государство содействует развитию колхозно-кооперативной
собственности и сближение ее с государственной. Конституция закрепила
положение, что имущество профсоюзных и иных общественных организаций является
особым видом социалистической собственности. Конституция охраняет
социалистическую собственность и подчеркивает, что никто не вправе использовать
социалистическую собственность в целях личной наживы или в других корыстных
целях. [14]
Что
касается уголовного права, в 1971 году судом было предоставлено право при
назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу впервые осужденному
к лишению свободы на срок до 3-х лет, постановить об условном его осуждении к
лишению свободы с обязательным привлечением на срок назначенного наказания к
труду.
В
соответствии с Указами Президиума ВС СССР от 8 и 15 февраля 1977 года:
расширяется
возможность применения условного осуждения с обязательным привлечением к труду;
устанавливается
возможность применения к виновным в совершении преступления, не представляющим
общественной опасности, кроме уголовного наказания мер общественного
воздействия;
предусмотрена
возможность досрочного освобождения от наказания лиц, которым оно ранее не применялось,
по отбытии не менее 3/4 назначенного срока наказания;
введено
условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением
осужденного к труду.
Указ
Президиума ВС СССР от 26 июля 1982 года в целях повышения действенности
наказания и дифференцированного подхода к правонарушителям расширил возможность
отсрочки исполнения, не связанных с лишением свободы, приговоров на срок не
более 3-х лет, возложив на осужденного определенные обязанности.
Вместе
с тем уголовная ответственность за опасные преступления была усилена. В 1973 г. предусмотрено применение смертной казни за угон воздушного судна, если эти действия повлекли
гибель людей или причинения тяжких телесных повреждений.
Указами
Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г. и 5 июня 1981 г. "Об усилении ответственности за хулиганство" была повышена административная и
уголовная ответственность за это деяние, усилены меры административного
воздействия (увеличены штрафы, сроки содержания под стражей, лишение премий,
льготных путевок в места отдыха, перенесение очереди на получение жилплощади).
Интересы
охраны социалистической собственности требовали усиления борьбы с хищениями.
Указ Президиума ВС СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" устанавливал
уголовную и административную ответственность за эти деяния. Кроме того,
предоставлялось администрации право лишать правонарушителей по согласованию с
профсоюзными комитетами премий, путевок в места отдыха, вознаграждений по
итогам года, перенесение очереди на получение жилплощади.
В
последующий период особенности развития права было связано с распадом СССР и
формированием РФ в самостоятельное государства. Таким образом, в 50-90-е годы
получило определенное развитие, в плане совершенствования советской системы,
право.
С
распадом СССР и формированием РФ в отдельное государство начался новый этап в
развитии права.
Заключение
В заключении мне
бы хотелось отметить, что тысячелетний путь развития российского права не
завершен. Как бы это не казалось удивительным, но даже долгие периоды разрывов
в национальной правовой традиции не меняют общей картины – российское право,
как и российская государственность, - это единый процесс со множеством нюансов
и повторений.
История российского
права – только часть нашей истории, она развивалась и развивается в контексте
других, не менее сложных процессов: религиозных, политических, экономических,
культурных. Поэтому данную контрольную работу «Советское государство и право в
условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализма» можно
рассматривать как фрагмент целого цикла выпусков, посвященных этим и другим
аспектам тысячелетней истории России.
Список используемой
литературы
1. Исаев И.А. История
государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994.
2. Исаев И.А. История
государства и права России. М., 2004.
3. История государства и права
России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002.
4. Хрисафанов В.И. история
государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999.
5. Чистяков О.И. Развитие
Конституции Российской Федерации., М., 1980.
[1] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 270
[2] История
государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002, с. 306
[3] Исаев И.А. История
государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994, с. 170
[4] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с.272
[5] История
государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002., с. 310
[6] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с.276
[7] Чистяков
О.И. Развитие Конституции Российской Федерации., М., 1980, с. 123
[8] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 276
[9] Исаев И.А. История
государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994, с.156
[10] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 278
[11] Хрисафанов В.И. история
государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999, с. 347
[12] История
государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002, с.321
[13] Чистяков
О.И. Развитие Конституции Российской Федерации., М., 1980, с. 208
[14] Хрисафанов В.И. история
государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999, с. 387
|