Суд и судебная система СССР
Суд и судебная система СССР
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава
I. Основные этапы развития судебной системы СССР_ 6
§ 1. Становление
советской судебной системы (1917-1922 гг.) 6
§ 2.
Законодательство о суде 20-30-х гг. 12
§ 3. Советский суд в
годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период_ 17
§ 4. Судебная
система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 20
Глава
II. Структура советской судебной системы_ 23
§ 1. Народный суд_ 23
§ 2. Областной
(краевой) суд_ 25
§ 3. Верховный суд
союзной республики_ 28
§ 4. Военные
трибуналы_ 30
§ 5. Верховный Суд
СССР_ 33
Заключение 36
Список
источников и литературы_ 39
В современной России чрезвычайно остро стоит
проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе к разрешению этой проблемы зачастую
исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из
заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо. Это
связано с тем, что при характеристики правовой системы как дореволюционной
России, так и советского государства ссылаются на фактическое отсутствие опыта
судебной защиты прав и свобод. Но это не совсем верное предположение.
Важнейшим фактором общественной и
индивидуальной безопасности, безусловно, является целесообразно организованная
система судебных органов. Судебная реформа начала 90-х гг. в России не привела
к созданию судебной системы, эффективно выполняющей свою основную функцию.
Многие её неудачи, на наш взгляд связаны с тем, что советский опыт
осуществления правосудия не был в должной степени учтён. Этим и обусловливается
актуальность обращения к изучению судебной системы СССР.
Цель данной работы – выявление особенностей
формирования и функционирования системы судебных органов в СССР. Данная цель
достигается путём решения следующих основных задач:
·
рассмотрение основных этапов развития советской
судебной системы. Мы выделили четыре качественно определённых этапа в развитии
советской судебной системы. Первый этап хронологически совпадает с периодом так
называемого "военного коммунизма". Второй этап начинается в 1922
году. Верхней его границей является 22 июня 1941 года, то есть начало Великой
отечественной войны. Третий этап приходится на военные и послевоенные годы. И,
наконец, четвёртый этап охватывает конец 50 – начало 80-х гг.
·
выявление и описание основных структурных элементов
советской судебной системы.
История советского суда достаточно
рано стала предметом научного изучения. Уже в 30-40-е гг. появляются первые
работы, посвящённые этой теме. Однако, более или менее обстоятельный анализ развития
советского суда стал проводиться только в 50-60-х гг.[1]. Особенность
работ данного периода заключалась в подчёркивании подлинно демократических
оснований советской судебной системы и стремлении во всех "перегибы"
обвинить отдельных лиц.
Основные исследования истории формирования и
структуры советской судебной системы приходятся на 70-80-е гг.[2]. Особенность
этих работ в том, что они описывали и объясняли актуально действующую систему
судебных органов, тогда как для нас она является уже фактом исторического и
правового опыта.
В 90-е гг. количество исследований,
посвящённых советской судебной системе, заметно сокращается. Собственно научный
характер носят, пожалуй, только работы А. С. Смыкалина[3].
Источниковой базой данной работы стали:
·
тексты трёх советских конституций (1924, 1936 и
1977 гг.);
·
ключевые для формирования советской судебной
системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые
непосредственно после Октябрьской революции; Положение о судоустройстве РСФСР
(1922 г.); Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1938
г.); Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном
положении"; Положение о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г. и
некоторые другие законодательные акты.
Глава I.
Основные этапы развития судебной системы СССР
После победы Октябрьской революции лидер
большевиков В. Ленин призвал к применению победителями государственных
принудительных мер для подавления сопротивления свергнутых классов. Он писал:
"Когда революционный класс ведёт борьбу против имущих классов, которые
оказывают сопротивление, то он это сопротивление должен подавлять; и мы будем
подавлять сопротивление имущих всеми теми средствами, которыми они подавляли
пролетариат, - другие средства не изобретены"[4].
В первые же дни после Октябрьской революции
новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию,
суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с
контрреволюцией и новых судебно-следственных учреждений.
Формирование органов судебной власти в первые
дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так
что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого
законодательного акта о советском суде – Декрета № 1 о суде – в ряде городов и
губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по
полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны
общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что
участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам,
так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным
"революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал
себя и следователем и судьёй.
Из старых судебных органов первое время после
Октября кое-где сохранились и дореволюционные суды, особенно мировые[5].
В целях внесения единообразия в систему
советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло
22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все
дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат,
военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора,
присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей
приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские
судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических
основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных
учреждений для борьбы с контрреволюцией. В ст. 8 Декрета указывалось: "Для
борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них
революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и
хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников,
чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные
трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей,
избираемыми губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и
крестьянских депутатов. Для производства же по этим делам предварительного
следствия при тех же советах образуются особые следственные комиссии"[6].
Первый закон Советской власти о суде
предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда – для
рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может
превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс.
рублей; революционных трибуналов.
Местный суд был выборным органом, построенным
на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия
при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму
обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на
приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в
столицах – столичные съезды местных судей.
Основными принципами работы революционных
трибуналов и народных судов стали:
·
избираемость судей и членов следственных комиссий
Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных
представителей;
·
гласность и публичность судопроизводства;
публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие
решения которых принимались в открытых заседаниях;
·
полное равноправие сторон в судебном процессе,
достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура)
в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным
защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;
·
допущение защиты со стадии предварительного
следствия;
·
коллегиальность в решении вопросов предварительного
следствия и судебного процесса;
·
в виде наказаний суды могли применять: денежный
штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные
общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п. Смертная казнь
не входила в число предусмотренных законом наказаний.
Важным этапом в развитии советской судебной
системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.
Декрет № 2 о суде[7] предусматривал
создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных
судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на
приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды.
Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или
столичный съезд местных народных судей.
Окружные суды избирались Советами. Декрет
закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как
ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается
дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении
общих судов в соответствии с Декретом № 2[8].
Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные
друг от друга подсистемы – местные народные суды и окружные суды (каждая с
самостоятельной кассационной инстанцией).
Эта двойственность в организации советской
судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.[9].
Декрет № 3 о суде значительно расширил
подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела,
кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании,
спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были
подсудны революционным трибуналам.
Согласно декрету вместо областных судов и
Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.
Окончательное же претворение в жизнь идея
единого народного суда как основного звена судебной системы Советского
государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В
соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого
района (уездного или городского0 и рассматривали все гражданские и
общеуголовные дела, действуя в составе:
народного судьи (дела о расторжении браков и
т. п.);
народного судьи и двух народных заседателей;
народного судьи и шести народных заседателей
(в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях).
Кассационные жалобы на приговоры и решения
всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом
народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в
масштабах губернии[10].
В первые послереволюционные годы был принят
также ряд постановлений, регламентирующих деятельность революционных
трибуналов. Основная задача в этой области в условиях гражданской войны
сводилась для Советской власти к централизации системы трибуналов, повышению её
"эффективности". К середине 1921 года эта система состояла из:
трибуналов в столицах, крупных городах и центрах и Верховного революционного
трибунала при ВЦИК, рассматривающего наиболее важные дела. Он же являлся и
кассационной инстанцией[11].
Таким образом, к концу 1922 года сложились две
системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского
совета народных судей И Высшего Судебного Контроля в лице народного
комиссариата юстиции (НКЮ), и революционные трибуналы, в виде трибуналов
крупных центров и городов и Верховного революционного трибунала при ВЦИК,
являющегося судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной
инстанцией для всех революционных трибуналов. Параллельное существование двух
этих систем объяснялось историческими особенностями периода и необходимостью
иметь специальный судебный орган, способный подавлять сопротивление
оппозиционных и враждебных сил. С таким положением дел (когда Верховный
революционный трибунал выступал в одно и то же время как суд первичной
инстанции и как кассационная инстанция) в значительной степени связаны ставшие
в годы гражданской войны нормой нарушения прав граждан. Но это было для Советского
государства важным средством удержания и укрепления власти в наиболее тяжёлые
годы. Обилие же нормативных актов, создававших, упразднявших и
реорганизовывавших судебные органы, вызывалось неизбежностью поисков наиболее
эффективной формы судебной организации принципиально нового типа государства.
Можно согласиться с тем, что "создание советских судов шло ранее не
изведанным и никем не проторенным путём"[12].
Победа в гражданской войне и стабилизация
советского строя позволили в конце 1922 года в РСФСР и несколько позднее в
других советских республиках провести реформу судебной системы.
31 октября 1922 года IV
сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о судоустройстве
РСФСР[13],
на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в
соответствии с новыми условиями развития общества. В Положении о судоустройстве
впервые были сформулированы единые для советских судов задачи.
Единство задач всех судебных учреждений
обусловило построение единой судебной системы. Если раньше система
революционных трибуналов была обособлена от системы народных судов, то с
принятием Положения о судоустройстве революционные трибуналы были упразднены, а
их функции переданы общим судам. В соответствии с новым Положением вводилась
единая судебная система, состоящая из следующих звеньев: народный суд, губернский
суд, Верховный Суд РСФСР.
Для рассмотрения дел особых категорий ввиду их
специфики или большой общественной опасности создавались специальные суды:
военные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии,
арбитражные комиссии. Подсудность этих учреждений была крайне ограничена,
поскольку в Положении было указано, что они действуют лтшь временно. Единство
специальных и общих судебных учреждений обеспечивалось тем, что они были
поднадзорны судебному органу республики – Верховному Суду РСФСР. Согласно
положению о судоустройстве РСФСР 1922 года основным звеном судебной системы был
народный суд, разбиравший основную массу гражданских и уголовных дел. Народный
суд рассматривал все дела по первой инстанции с участием двух народных
заседателей, которые, как и судьи, избирались из среды трудящихся.
Вторым звеном судебной системы стали
губернские суды, созданные вместо ранее действовавших губернских отделов
юстиции, революционных трибуналов и губернских советов народных судей. Губернские
суды разбирали в качестве суда первой инстанции наиболее сложные дела, ранее
отнесённые к подсудности революционных трибуналов. В качестве суда второй
инстанции губернский суд выполнял функции, ранее принадлежащие советам народных
судей. Кроме того, губернские суды осуществляли судебный надзор и судебное
управление в отношении народных судов губернии. Первоначально поднадзорные
полномочия губернского суда были ограниченными. Губернский суд рассматривал
протесты, внесённые представителем губернского суда или губернским прокурором,
но отменить вступившие в законную силу приговоры не имел права, он лишь
передавал дело в Верховный Суд РСФСР. В 1934 году губернскому суду было
предоставлено право с согласия прокурора отменять приговоры народных судов.
Если такого согласия не было, дело передавалось в Верховный Суд РСФСР[14].
Высшим судебным органом республики,
объединившим деятельность всех судебных учреждений, стал Верховный Суд РСФСР,
который рассматривал наиболее сложные дела, осуществлял полномочия
кассационного суда по отношению к губернским судам и специальным судебным
учреждениям, а также судебный надзор и судебное управление.
В соответствии с этим он действовал в составе
президиума, пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам,
судебной, военной и военно-транспортной коллегий. В составе Верховного Суда
действовала дисциплинарная коллегия.
В 1922 году образовался СССР. Первая союзная
Конституция[15]
в целях утверждения единой законности на территории всего государства отнесла к
ведению Союза ССР принятие основ судоустройства и судопроизводства, а также
законов, определяющих порядок организации и деятельности союзных судебных
органов. Верховному Суду специально посвящена седьмая глава первой союзной
конституции. Верховный Суд был призван обеспечить соблюдение союзной
Конституции. Верховный Суд СССР должен был осуществлять надзор за соответствием
Конституции СССР постановлений, принимаемых ЦИК и СНК союзных республик или СНК
СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право дачи руководящих разъяснений
и толкований общесоюзного законодательства. В случае несоответствия
общесоюзному закону постановлений центральных органов и наркоматов СССР и
союзных республик, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума, Верховный Суд
СССР вправе был вносить в Президиум ЦИК представления о приостановлении и
отмене незаконных актов.
На Верховный Суд СССР было возложено
рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой важности либо дел по
обвинению высших должностных лиц в преступлениях по должности. Верховный Суд
СССР также должен был разбирать судебные споры между союзными республиками.
В соответствии с Конституцией СССР II сессия ЦИК 2 созыва 29 октября утвердила Основы судоустройства Союза
ССР и союзных республик[16].
Основы определили задачи суда:
1. "ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской
власти и правопорядка, ею установленного";
2. защита интересов и прав трудящихся и их объединений;
3. "укрепление общественно-трудовой дисциплины солидарности
трудящихся и их правовое воспитание";
4. "осуществление революционной законности в личных и имущественных
отношениях граждан".
Значение этого закона для системы
советских судебных органов заключалось в том, что он обобщил опыт советского
суда, накопленный в течение первых лет советского государственного
строительства.
Судебная и правовая
системы, сложившиеся в СССР в 20-е и первую половину 30-х гг. была закреплена в
Основном законе государства – Конституции СССР 1936 года[17].
Конституция СССР
1936 года формально расширила и закрепила демократические принципы организации
и деятельности советских судов: осуществление правосудия только судами;
рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей; выборность
судей и народных заседателей; ведение судопроизводства на языке союзной или
автономной республики; обеспечение обвиняемому права на защиту и т. д..
На основе
Конституции 1936 года в 1938 году был принят Закон о судоустройстве Союза ССР,
союзных и автономных республик[18].
Этот закон окончательно закрепил судебную систему СССР. В этом законе явно
проявилась тенденция к ограничению прав и полномочий кассационных судов, что
имело объяснение в общей социально-политической обстановке конца 30-х гг. Так,
Закон значительно ограничил круг субъектов поднадзорного опротестования и число
судебно-надзорных инстанций. Право принесения надзорных протестов
предоставлялось лишь Председателю Верховного Суда СССР, Прокурору СССР,
Председателям Верховных судов и прокурорам союзных республик.
Нельзя сказать, что
все нормы судопроизводства, закреплённые в Конституции 1936 года и Законе о
судоустройстве Союза ССР, были фикцией. Созданная система судебных органов
оказалась достаточно эффективной в деле борьбы с преступностью и обеспечении
общественной безопасности. Но при этом, конечно же, нельзя забывать и о том,
что именно в 30-е годы судебная система была фактически поставлена на службу
власти, стала одним из важных средств подавления и уничтожения политических
оппонентов, внесла свой "вклад" в становление тоталитарного общества
и государства.
На годы Великой Отечественной войны пришёлся
наиболее сложный и драматичный этап в развитии советской судебной системы и советского
государства в целом.
Условия военного времени потребовали
укрепления государственной дисциплины и общественного порядка, мобилизации всех
сил общества. В решении этих задач важное место принадлежало деятельности
судебных органов, реорганизованных на основе Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении"[19].
В местностях, объявленных на военном
положении, расширялась подсудность военных трибуналов. Все дела о преступлениях,
направленных против обороны, общественного порядка и государственной
безопасности, были изъяты из ведения общих судебных органов и переданы в
военные трибуналы. Сохранилась подсудность народных судов и в области
общеуголовного преступления. Военные власти имели право передавать в военные
трибуналы дела о злостном хулиганстве, спекуляции и иных преступлениях.
Условия военного времени потребовали
реорганизации в военные трибуналы линейных судов железнодорожного и водного
транспорта. В местностях, объявленных на осадном положении, народные и
областные суды преобразовывались в военные трибуналы.
При рассмотрении уголовных дел военные
трибуналы руководствовались принципами правосудия, закреплёнными в Конституции
и Законе о судоустройстве СССР. Однако для них были установлены и некоторые
особые правила, обеспечивающие быстроту и меткость судебной репрессии по
отношению к лицам, посягавшим на обороноспособность страны. Так, члены военных
трибуналов не избирались, а назначались совместными приказами НКЮ СССР и
.наркома обороны. Дела в военных трибуналах рассматривались постоянными судьями
без участия народных заседателей. Приговоры трибуналов, действовавших в
местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, не
подлежали кассационному обжалованию. Для приближения надзора к местным военным
трибуналам право пересмотра приговоров, вступивших в законную силу, было
предоставлено военным трибуналам округов и фронтов[20].
После окончания Великой Отечественной войны
произошла существенная реорганизация судебной системы СССР. Были в основном
отменены акты военного времени. Так, военные трибуналы, ранее действовавшие в
прифронтовой полосе, были преобразованы в народные и областные суды. Военные
трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные
суды железнодорожного и водного транспорта. При рассмотрении дел в военных
трибуналах стали применяться общие процессуальные нормы без ограничений,
обусловленных военным временем.
В целях повышения ответственности судей за
правильное осуществление правосудия 15 июля 1948 г. было принято общесоюзное
Положение о дисциплинарной ответственности судей[21], которое
устанавливало, что за служебные упущения и поступки судьи несут ответственность
в дисциплинарном порядке только перед вышестоящими судебными органами.
Эффективно организованная судебная система и
система государственного управления в целом стала важным фактором победоносного
окончания войны. Сформированная в предвоенные годы система советских судебных
органов в целом доказала свою устойчивость, способность к функционированию в
экстремальных условиях военного времени.
Новый этап в развитии Советского государства,
наступивший после смерти Сталина и связанный с общей "либерализацией"
политической жизни, не мог не принести изменений и в функционирование судебной
системы.
Так, согласно Указу Президиума Верховного
Совета СССР от 14 августа 1954 г. "Об образовании президиумов в составе
Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и
судов автономных областей"[22]
круг лиц, правомочных приносить протесты в порядке надзора, а также судебных
инстанций, обладающих правом пересмотра приговоров в порядке надзора, вновь был
существенно расширен.
Этим же указом в составе Верховных судов
союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных
областей были образованы президиумы[23].
Президиумы этих судов должны были рассматривать в порядке надзора дела по
протестам Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР,
прокурора союзной республики, председателя Верховного суда союзной республики и
их заместителей, а также прокурора автономной республики, области, автономной
области и председателя Верховного суда автономной республики, края, области,
автономной области.
Функции краевых (областных) судов впоследствии
были расширены. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4
августа 1956 г. после упразднения Министерства юстиции[24] для
дальнейшего улучшения работы народных судов и сосредоточения контроля за их
деятельностью в одном органе на краевые (областные) суды было возложено
осуществление судебного управления; производство ревизий народных судов. Областные
суды стали также осуществлять руководство деятельностью нотариальных контор.
Закон, принятый Верховным Советом СССР 11
февраля 1957 г., отнёс к ведению союзных республик принятие законодательства об
устройстве судов. За Союзом ССР было закреплено право устанавливать Основы
законодательства о судоустройстве. 12 февраля 1957 г. было утверждено Положение
о Верховном Суде СССР[25].
Согласно положению "в целях осуществления надзора и обеспечения
социалистической законности" Верховный Суд СССР стал рассматривать
протесты Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на
постановления Верховных судов союзных республик в случае их противоречия
общесоюзному законодательству или нарушению интересов других союзных
республик.
Верховный Суд СССР в соответствии с Положением
обобщал материалы судебной практики и статистики, давал руководящие разъяснения
по вопросам применения законодательства, разрешал поры между судебными органами
союзных республик.
В 1957 году были упразднены транспортные суды,
их функции были переданы общим судам. Это стало важным шагом на пути унификации
и дальнейшего укрепления судебной системы СССР[26].
На основании Указа Президиума Верховного
Совета СССР от 31 августа 1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР, на
которое наряду с другими функциями было возложено и организационное руководство
судами[27].
Согласно положению о Министерстве юстиции
СССР, одной из главных задач этого Министерства является: "Обеспечение
организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное
содействие осуществления целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении
принципа независимости судей и подчинения их только закону".
Советская судебная система, сложившаяся в
послевоенные десятилетия и закреплённая в Конституции СССР 1977 года,
просуществовала без существенных изменений до конца 80-х гг. В новой конституции
было сказано: "В СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных
республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские
суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские)
народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах". В
Конституции также обозначены основные принципы осуществления правосудия в СССР.
К рассмотрению всех этих вопросов мы перейдём во второй главе. Пока же заметим,
что сложившаяся в годы "оттепели" и "развитого социализма"
судебная система позволяла обеспечить советским гражданам достаточно высокий
уровень безопасности и, следовательно, вполне справлялась со своей основной
функцией.
Глава II.
Структура советской судебной системы
Народный суд являлся основным звеном советской
судебной системы. Такое положение народного суда было связано прежде всего с
его широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал и
разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел
об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях
государственного и общественного имущества в особо крупных размерах,
государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению
иных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об
административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются меры
административного воздействия[28].
Положение народного суда было обусловлено и
характером его взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием
"народный". Основной формой участия граждан в судебной деятельности
"народного" суда являлось включение в состав суда народных
заседателей.
По своему положению народные заседатели были
приравнены к народному судье и наделены правом применять законы и принимать
решения по существу дела.
Среди основных принципов деятельности народных
судов в советской Конституции 1977 года выделялись следующие:
·
осуществление правосудия по уголовным делам на
началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от социального,
имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности,
вероисповедания;
·
ведение судопроизводства на языке союзной или
автономной республики или автономной области, автономного округа или на языке
большинства населения данной местности;
·
гласность судебного разбирательства;
·
право обвиняемого на защиту, сущность которого в
том, что гражданину предоставляется возможность активно защищаться против
выдвинутого обвинения как самому, так и с помощью защитника;
·
презумпция невиновности, тесно связанная с правом
обвиняемого на защиту.
Районный (городской) народный суд,
рассматривавший в 70-х гг. более 90 % всех гражданских и уголовных дел[29], чаще других
судов восстанавливал нарушенное прав, принуждал к исполнению неисполненных
обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и
объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.
Краевой, областной суд, суд автономной области
и национального округа осуществляли правосудие соответственно в крае, области,
автономной области и национальном округе.
Краевой и соответствующие ему суды относились
к судам союзных республик и составляли второе звено судебной системы каждой
союзной республики. Место краевого и соответствующих ему судов определяется их
компетенцией.
На правах областных судов в Москве, Ленинграде
и Ташкенте действовали городские суды[30].
Все эти суды в пределах одной союзной
республики были наделены одинаковыми полномочиями и действовали как суды первой
инстанции и как суды второй и надзорной инстанций.
Порядок деятельности областных судов и их
полномочия были установлены ещё Законом о судопроизводстве РСФСР и не
претерпели в последующие десятилетия существенные изменения. Областные суды как
суды первой инстанции рассматривали гражданские и уголовные дела, отнесённые
законом к их ведению, дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную
силу решения, приговоры и определения районных (городских) судов, дела по
протестам в порядке судебного надзора на вступившие в законную силу решения,
приговоры и определения районных (городских) народных судов, постановления
народных судей о предании суду, а также на кассационные определения краевого и
соответствующего ему суда.
В качестве суда первой инстанции краевой,
областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа
рассматривали уголовные дела о всех особо опасных государственных преступлениях
(кроме дел о шпионаже, отнесённых к ведению военных трибуналов), дела об
умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо
отягчающих обстоятельствах, а также некоторые другие категории дел[31].
Краевой и соответствующие ему суды имели право
принять к своему производству любое гражданское или уголовное дело, относящееся
к ведению народного суда, и разрешит его по существу.
Как правило, краевые суды принимали к своему
производству по первой инстанции особо важные дела, имевшие большое
общественное значение; дела, не получившие правильного разрешения после
вторичного рассмотрения в народном суде; дела, передаваемые на рассмотрение
краевого и соответствующего ему суда по первой инстанции после отмены решения
народного суда в порядке судебного надзора[32].
В кассационном порядке краевой и
соответствующие ему суды рассматривали жалобы осуждённых и оправданных, их
защитников и представителей, потерпевших, гражданских истцов и гражданских
ответчиков, а также протесты прокурора на не вступившие в законную силу
приговоры, решения и определения народного суда.
В порядке судебного надзора краевой,
областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа
рассматривали дела по протестам соответствующих должностных лиц.
Очень важно для понимания механизмов
функционирования советской судебной системы заметить, что рассмотрение краевым
и соответствующими ему судами дел в кассационном и надзорном порядке являлось
формой судебного руководства деятельностью нижестоящих судов. Для лучшей
организации этого руководства, установления более тесной связи с народными
судьями работа краевого и соответствующих ему судов строилась по зональному
признаку. В соответствии с этим признаком все районы и города области
разбивались на зоны, в каждую из которых входило несколько народных судов. Эта
группа судов приказом председателя краевого суда закреплялась за определённым
членом суда, под председательством которого рассматривались жалобы на решения и
приговоры народных судов зоны.
В компетенцию краевых, областных, городских
судов, судов автономных областей и национальных округов входило также
рассмотрение дел о дисциплинарных проступках народных судей, председателей
районных (городских) народных судов, а также членов краевого и соответствовавших
ему судов.
Положением о судоустройстве РСФСР, принятым
четвёртой сессией ВЦИК 31 октября 1933 г., была введена единая судебная система
во главе с Верховным Судом РСФСР[33].
Верховный суд союзной республики в
соответствии с Положением о судоустройстве и другими нормативными актами
осуществлял надзор за судебной деятельностью всех судебных органов республики.
Он обеспечивал правильное направление судебной практики, единообразное
понимание и применение судами законов, а также исполнение ими постановлений
Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного суда республики.
Верховному суду союзной республик было
предоставлено право рассматривать дела к кассационном и надзорном порядке. В
кассационном порядке он проверял законность и обоснованность не вступивших в
законную силу приговоров, решений и определений нижестоящих судов. В порядке
судебного надзора он рассматривает протесты на решения, приговоры, определения
и постановления, вступившие в законную силу.
Решения, приговоры, определения и
постановления, выносимые Верховным судом союзной республики, обжалованию и
опротестованию в кассационном порядке не подлежали. Они могли быть проверены
лишь в порядке судебного надзора[34].
Верховный суд союзной республики на основании
изучения и обобщения судебной практики давал судам руководящие разъяснения по
вопросам применения республиканского законодательства. Ему принадлежало право
законодательной инициативы: он мог ставить перед Президиумом Верховного Совета
союзной республики вопросы об издании новых законов, об отменен устаревших
законов, о толковании законов.
В союзных республиках, не имевших областного
деления, где не было краевых, областных судов, судов автономных областей и
судов национальных округов, например в Молдавской ССР, Литовской ССР,
Латвийской ССР, Верховному суду были подсудны все дела, отнесённые законом к
ведению краевого и равных ему судов.
Верховный суд союзной республики состоял, как
правило, из председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей.
Задачи, устройство и компетенцию определяло
Положение о военных трибуналах, утверждённое Законом СССР от 25 декабря 1958 г.[35], изменённое и
дополненное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 19071 г.
"О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с
образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР"[36].
Организация Вооружённых Сил СССР имела свои
особенности. В армии и на флоте уставы, наставления, инструкции и приказы
подробно регламентируют все стороны жизни, быта и службы военнослужащего,
поведение при исполнении воинских обязанностей и при нахождении вне службы.
Такая подробная регламентация имелась только в Вооружённых Силах. Воинская
дисциплина обязывала каждого военнослужащего строго соблюдать законы и точно
выполнять требования военной присяги, воинских уставов, приказы и приказания
начальников.
Поэтому перед военными трибуналами, наряду с
общими для судов задачами, стояла задача по укреплению воинской дисциплины.
Деятельность военных трибуналов протекала в
тесном взаимодействии с командованием и политическими органами армии и флота
В армии и на флоте в соответствии с воинскими
уставами вся полнота власти принадлежала командиру, несущему ответственность за
состояние данного подразделения, части или соединения, за их боеспособность,
боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину личного
состава.
Военное командование, отвечавшее за состояние
вверенных ему войск, прежде всего было заинтересовано в борьбе с нарушениями
воинской дисциплины, в искоренении преступлений среди военнослужащих. Оно
располагало рядом прав, непосредственно связанных с уголовным
судопроизводством. Так, командиры воинских частей, соединений и начальники
военных учреждений являлись органами дознания.
Военнослужащие, совершившие уголовные
преступления, привлекались к уголовной ответственности с согласия командования.
Однако в соответствии с законом рассмотрение и
разрешение конкретных уголовных дел военными трибуналами должно было протекать
в условиях, исключающих вмешательство военного командования, политорганов, а
также каких-либо других органов или должностных лиц.
Военные трибуналы, рассматривая конкретные
уголовные дела, выясняли причины и условия, способствовавшие совершению того
или иного преступления, и ставили о них в известность командование и
политорганы, вносили конкретные предложения, направленные на устранение
установленных на судебном процессе недочётов в жизни воинских частей[37].
Кроме того, каждый председатель военного
трибунала изучал и обобщал судебную практику по отдельным воинским частям,
соединениям и о результатах информировал командование и политорганы. Такая
информация, а также предложения, вносимые председателями военных трибуналов,
использовались в проводимых командованием и политорганами мероприятиях по
предупреждению правонарушений, по укреплению воинской дисциплины.
Военные трибуналы армий, флотилий, воинских
соединений и гарнизонов являлись низовым звеном в системе военных трибуналов и
действовали только как суды первой инстанции.
Вышестоящие военные трибуналы – вида
Вооружённых Сил, военного округа, группы войск, флота – помимо рассмотрения
отнесённых к их ведению дел по первой инстанции являлись судами второй
инстанции, а также пользовались правом рассматривать дела по протестам в
порядке судебного надзора.
В соответствии со своей компетенцией Военная
коллегия Верховного Суда СССР рассматривала дела как по первой инстанции, так и
в кассационном и надзорном порядке.
Каждый военный трибунал состоял из
председателя военного трибунала, его заместителя (в трибуналах видов
Вооружённых сил, округов, групп войск, флотов, а также крупных гарнизонов) и
членов.
Непосредственное руководство трибуналами
соединений и гарнизонов осуществляли председатели военных трибуналов видов
Вооружённых Сил, округов, групп войск, флотов, которые организовывали проверку
деятельности нижестоящих военных трибуналов, руководили изучением судебной
практики и ведением судебной статистики, давали указания по организационной работе.
Верховный Суд СССР был введён в соответствии с
положением первой советской конституции 1924 г. Верховный Суд был введён
"в целях утверждения революционной законности на территории союза
советских Социалистических Республик". Введением Верховного Суда
фактически завершилось формирование новой советской судебной системы.
Каково же место Верховного Суда в судебной
системе?
Верховный Суд осуществлял надзор за
деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных
республик в пределах, установленных Положением о Верховном Суде СССР. В
соответствии с Положением Верховный Суд был наделен правом проверять решения,
постановления и приговоры судов союзных республик по делам, рассмотренным
Верховными судами этих республик. Причём проверка законности и обоснованности
решений, приговоров и постановлений Верховных судов союзных республик могло
иметь место только в том случае, если эти приговоры, решения и постановления
противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других
союзных республик.
Верховный Суд СССР был не вправе истребовать
дело из любого суда республики и принять его к своему производству, минуя
Верховный суд союзной республики.
Деятельность Верховного Суда СССР, как высшего
судебного органа Советского государства, имело исключительно большое значение
для установления единообразия в применении всеми судами законов при
рассмотрении гражданских и уголовных дел.
Верховный Суд СССР действовал в составе:
·
Судебной коллегии по гражданским делам;
·
Судебной коллегии по уголовным делам;
·
Военной коллегии;
·
Пленума Верховного Суда СССР[38].
Судебная коллегия по гражданским делам и
Судебная коллегия по уголовным делам рассматривали:
·
в качестве суда первой инстанции соответственно
гражданские и уголовные дела исключительной важности, отнесённые законом к их
ведению;
·
в порядке судебного надзора протесты Председателя
Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР и их заместителей на решения
и приговоры Верховных судов союзных республик по гражданским и уголовным делам
в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству
или нарушения интересов других союзных республик.
Военная коллегия Верховного Суда
рассматривала:
·
в качестве суда первой инстанции уголовные дела
исключительной важности, дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское
звание генерал (адмирал), а также военнослужащих, занимающих должность
командира соединения и выше, и им равных;
·
кассационные и частные жалобы и протесты на
приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооружённых Сил,
округов, групп войск, флотов и отдельных армий в случаях, предусмотренных
законом;
·
в порядке судебного надзора протесты Председателя
Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР, их заместителей.
Пленум Верховного Суда СССР разрешал
споры между судебными органами союзных республик. Он утверждал также составы
судебных коллегий Верховного Суда СССР – председателей коллегии и их членов,
заслуживал доклады Председателя Верховного Суда СССР и его заместителей по
вопросам организации работы Верховного Суда СССР и отдельным вопросам судебной
практики, а также отчёты председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР.
Таким образом, Верховному Суду СССР
принадлежала исключительно важная роль в советской судебной системе. Он
обеспечивал единство системы советских судебных органов, осуществлял верховный
контроль за деятельностью нижестоящих инстанций судебной власти.
Мы рассмотрели некоторые вопросы, связанные с
формированием и функционированием советской судебной системы. Подведём итоги.
Советская судебная система прошла в своём
развитии несколько этапов. Основы советского судебного законодательства закладывались
сразу же после Октябрьской революции, но в первые годы своего существования (в
период "военного коммунизма"), судебная система РСФСР ещё не была
упорядочена. В этот первый период существования советской власти огромную роль
в системе судопроизводства играли революционные трибуналы, основная задача
которых заключалась в подавлении политических противников революции.
С окончанием гражданской войны и переходом к
новой экономической политике наметились изменения и в функционировании судебной
системы. Ключевую роль здесь, безусловно, сыграло Положение о судоустройстве
РСФСР от 31 октября 1922 года, на основании которого судебные учреждения
республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития
общества. В первой конституции образованного СССР были закреплены основные
положения, во многом предопределившие дальнейшее развитие советской судебной
системы. Судебная система Советского государства в соответствии с Конституцией
1924 года состояла из трёх звеньев: первое звено составляли районные
(городские) народные суды; второе – краевые, областные суды, суды автономных
областей и национальных округов; третье – Верховные суды союзных республик. В
тех союзных республиках СССР, которые не имели деления на национальные округа,
устанавливалась двухуровневая судебная система (районные народные суды и
Верховный суд республики). Был учреждён также и Верховный Суд СССР. Такая
судебная система с небольшими изменениями воспроизводилась и в Конституции 1936
года.
Существенные изменения в структуру и функции
судебной системы внесла война.
Условия военного времени потребовали
реорганизации в военные трибуналы линейных судов железнодорожного и водного
транспорта. В местностях, объявленных на осадном положении, народные и
областные суды преобразовывались в военные трибуналы.
Были введены упрощённые процедуры
расследования гражданских и уголовных дел. Однако все эти мероприятия,
обусловленные экстремальными условиями военного времени, в целом оправдали
себя, так как позволили повысить уровень эффективности функционирования
советской судебной системы. С окончанием войны и – особенно – с началом
"оттепели" чрезвычайные меры в области советского судопроизводства
были отменены.
Окончательное оформление советской судебной
системы связано с принятием Конституции 1977 года. В соответствии с этой
Конституцией, а также всеми ранее принятыми указами и положениями, судебная
система СССР состояла из: Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных
республик, автономных, краевых судов, Верховных судов автономных республик,
областных, краевых судов, городских судов, судов автономных областей, судов
автономных округов, районных (городских) народных судов; в судебную систему
СССР входили также военные трибуналы.
В ходе исследования были выявлены следующие
особенности советской судебной системы: включение в неё общесоюзных судов и
судов союзных республик, единство судебной системы, разрешение дела по существу
лишь в суде первой инстанции, положение районного (городского) народного суда
как основного звена судебной системы, относительная простота судебной системы,
осуществление Верховным Судом СССР – высшим судебным органом советского
государства – надзора за деятельностью судов.
Судебная система СССР была сконструирована
так, что все её звенья соединялись в одно единое целое. Все суды были
организованы в соответствии с государственным устройством СССР и его
административно-территориальным делением. Это позволяет говорить о
функциональной эффективности советской судебной системы.
ИСТОЧНИКИ
1. Декрета № 1 о суде от 22 ноября 1917 г.
2. Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г.
3. Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик от
1938 г.
4. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О
военном положении".
5. Положение о дисциплинарной ответственности судей от 15 июля 1948 г.
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. "Об
образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных
республик, краевых, областных судов и судов автономных областей".
7. Положение о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г.
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронцов С. А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История
и современность. Ростов н/Д., 2001.
2. Кожевников М. В. История советского суда. М., 1957.
3. Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской
Федерации. М., 2000.
4. Мальченко В. П. Перестройка жизни и страны в период Великой отечественной
войны. М., 1998.
5. Органы юстиции и суды: борьба с преступностью. М., 1988.
6. Петрухин И. Л. Правосудие: время реформ. М., 1991.
7. Петухов Г. Е. Советский суд и становление революционной законности в
государственном управлении. Киев, Одесса, 1982.
8. Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России
(1917-1922 гг.). М., 1990.
9. Смыкалин А. С. Пенитенциарная система советской России 1917 – начала
60-х гг.: Автореф. дисс… доктора юридических наук. Екатеринбург, 1998.
10. Суд в СССР. Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, С. Г. Банникова,
В. М. Савицкого, Х. Б. Шейнина. М., 1977.
11. Суд и правосудие в СССР. М., 1974.
12. Сухарев А. Я. Советский суд. М., 1976.
13. Титов Ю. П. Развитие системы советских революционных трибуналов. М.,
1987.
14. Филиппов П. М. Судебная защита и правосудие в СССР. Саратов, 1987.
15. Ходыревский С. М. Суд и судебное управление. Воронеж, 1976.
[1] Здесь надо, прежде всего, назвать книгу М. В. Кожевникова (История
советского суда. М., 1957).
[2] Суд и правосудие в СССР. М., 1974; Ходыревский С. М. Суд и судебное
управление. Воронеж, 1976; Сухарев А. Я. Советский суд. М., 1976; Суд в СССР.
Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, С. Г. Банникова, В. М. Савицкого, Х.
Б. Шейнина. М., 1977; Петухов Г. Е. Советский суд и становление революционной
законности в государственном управлении. Киев, Одесса, 1982; Титов Ю. П.
Развитие системы советских революционных трибуналов. М., 1987; Филиппов П. М.
Судебная защита и правосудие в СССР. Саратов, 1987; Органы юстиции и суды:
борьба с преступностью. М., 1988; Портнов В. П., Славин М. М. Становление
правосудия Советской России (1917-1922 гг.). М., 1990; Петрухин И. Л.
Правосудие: время реформ. М., 1991.
1. [3] Смыкалин А. С. Пенитенциарная система советской России 1917 – начала
60-х гг.: Автореф. дисс… доктора юридических наук. Екатеринбург, 1998.
[4] Ленин В. И. ПСС. Т. 33. С. 26.
[5] Воронцов С. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: История
и современность. Ростов н/Д, 2001. С. 194.
[6] СУ РСФСР. 1917. № 4.
[7] СУ РСФСР. 1918. № 26.
[8] Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России
(1917-1922 гг.). М., 1990; Суд в СССР. Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова,
С. Г. Банникова, В. М. Савицкого, Х. Б. Шейнина. М., 1977. С. 71.
[9] СУ РСФСР. 1918. № 52.
[10] Суд в СССР. Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, С. Г. Банникова,
В. М. Савицкого, Х. Б. Шейнина. М., 1977. С. 72.
[11] См. подробнее: Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия
Советской России (1917-1922 гг.). М., 1990.
[12] Суд в СССР. Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, С. Г. Банникова,
В. М. Савицкого, Х. Б. Шейнина. М., 1977. С. 76.
[13] СУ РСФСР. 1922. № 16. Ст. 902.
[14] Суд и правосудие в СССР. М., 1974. С. 80.
[15] Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических
Республик. Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в
окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года.
[16] СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 203.
[17] Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических
Республик. С изменениями и дополнениями, принятыми на седьмой сессии Верховного
Совета СССР четвертого созыва
[18] Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11.
[19] Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.
[20] Подробнее см.: Мальченко В. П. Перестройка жизни и страны в период
Великой отечественной войны. М., 1998.
[21] Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. № 31.
[22] Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 17. Ст. 360.
[23] Там же.
[24] Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 16.
[25] Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 4.
[26] Подробнее см.: Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 90-91.
[27] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 36. С. 361.
[28] Суд в СССР. Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, С. Г. Банникова,
В. М. Савицкого, Х. Б. Шейнина. М., 1977. С. 88.
[29] Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 92.
[30] Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 108.
[31] См. ст. 36 УПК РСФСР.
[32] Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 109.
[33] СУ РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902.
[34] Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 120.
[35] Ведомости Верховного Совета СССР. !959. № 1. Ст. 14.
[36] Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 33. Ст. 332.
[37] Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 133.
[38] Суд и правосудие в ССР. М., 1974. С. 145.
|