Судебная система РФ
Важнейшие
вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации разрешаются
Пленумом — общим собранием всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Соответственно
Пленум формируется вместе с образованием самого Высшего Арбитражного Суда РФ.
Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава.
Кроме
членов Высшего Арбитражного Суда РФ, в его заседаниях вправе принимать участие
члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ, Председатель
Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный
прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. Председатель
Высшего Арбитражного Суда РФ может пригласить на Пленум представителей любых
организаций и граждан.
Пленум
Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следующими полномочиями:
1)
рассматривать материалы изучения и обобщения практики применения законов и
иных нормативных правовых актов .арбитражными судами и давать разъяснения по
вопросам судебной практики;
2)
решать вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
3)
решать вопросы обращения в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке
конституционности нормативных правовых актов и договоров;
4)
избирать по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря
Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
5)
решать вопрос о введении судей Высшего Арбитражного Суда РФ в состав
Президиума, используя при этом механизм ротации судей;
6)
утверждать по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов
(персональный состав) судебных коллегий и председателей судебных составов
Высшего Арбитражного Суда РФ;
7)
утверждать изменения в персональном составе судебных коллегий Высшего Арбитражного
Суда РФ;
8)
утверждать по представлению председателя федерального арбитражного суда округа
(арбитражного суда субъекта Российской Федерации) персональный состав
президиума этого суда;
9)
утверждать по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ
регламент арбитражных судов;
10)
принимать по вопросам своего ведения постановления, обязательные для
арбитражных судов в Российской Федерации;
11)
решать другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в
Российской Федерации.
Пленум
созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Он же обычно
председательствует на Пленуме.
Вопросы,
вынесенные на рассмотрение Пленума, заслушиваются по докладу Председателя или
уполномоченных им лиц. Участвующий в заседании Генеральный прокурор РФ либо его
заместитель вправе давать заключения.
Постановления
Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа
присутствующих членов Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Пленума не
вправе воздерживаться от голосования. Постановления подписываются
Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума.
В
отличие от Пленума Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ - - специально создаваемый
орган. Он действует в составе Председателя Суда, его заместителей и
председателей судебных составов.
По
решению Пленума в состав Президиума могут быть (путем использования механизма
ротации) введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ.
В
заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, а по
приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — и другие лица.
Президиум
Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам
на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов Российской
Федерации.
Рассмотрев
дело в порядке надзора, он вправе:
1)
оставить судебный акт без изменения, а протест — без удовлетворения;
2)
отменить судебный акт (полностью или в части) и направить дело на новое
рассмотрение;
3)
изменить или отменить судебный акт и принять новое решение, не передавая дело
на новое рассмотрение;
4)
отменить судебный акт (полностью или в части) и прекратить производство по
делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
5)
оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Помимо
этого, Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о
результатах информирует арбитражные суды Российской Федерации.
Президиум
созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости.
Его заседания являются открытыми и ведутся гласно. По решению Президиума в случаях,
предусмотренных ст. 9 АПК, заседания могут быть закрытыми. На них
вправе присутствовать лишь члены Президиума и специально приглашенные лица. С
разрешения председательствующего допустимы кино- и фотосъемка, видеозапись.
Президиум
Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен решать вопросы при наличии большинства
его членов.
В
Высшем Арбитражном Суде РФ действуют: судебная коллегия по рассмотрению
споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия
по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Создание других судебных коллегий не допускается.
Их
персональный состав утверждается Пленумом по представлению Председателя
Высшего Арбитражного Суда РФ.
Возглавляют
судебные коллегии председатели. По должности они являются заместителями Председателя
Высшего Арбитражного Суда РФ.
Полномочия
судебных коллегий:
1)
рассмотрение дел в первой инстанции;
2)
изучение и обобщение судебной практики;
3)
разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых
актов;
4)
анализ судебной статистики;
5)
осуществление иных полномочий, предусмотренных регламентом арбитражных судов.
Судебным
коллегиям Высшего Арбитражного Суда РФ подсудно рассмотрение:
экономических
споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между
субъектами Российской Федерации;
дел
о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов
Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания
РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные
интересы организаций и граждан.
В
судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда образовываются судебные составы
из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Формируются они
Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Персональный состав определяется
его приказом.
Численность
судебного состава — не менее 5 судей. В исключительных случаях по решению
Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть созданы судебные составы с
меньшей численностью. Возглавляют составы председатели, утверждаемые Пленумом
Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда РФ одновременно является судьей и соответственно
помимо функций руководителя осуществляет процессуальные полномочия, установленные
АПК.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда РФ:
1)
организует деятельность этого Суда и системы арбитражных судов в Российской
Федерации;
2)
не реже двух раз в год созывает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
3)
созывает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
4)
председательствует на заседаниях Пленума и Президиума, выносит вопросы на их
рассмотрение;
5)
готовит для Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представления:
об
избрании секретаря Пленума;
о
введении судьи в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
об
утверждении членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего
Арбитражного Суда РФ;
об
утверждении регламента арбитражных судов;
6)
приглашает для участия в заседаниях Президиума Председателя Конституционного
Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ и других лиц;
7)
поручает привлечь членов Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном
Суде РФ, специалистов и научных работников к подготовке материалов для
рассмотрения Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ;
8)
подписывает постановления Пленума и Президиума;
9)
в случае необходимости привлекает судей одной судебной коллегии для
рассмотрения дел в составе другой;
10)
осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ,
назначает на должность и освобождает от должности его работников;
11)
распределяет обязанности между своими заместителями;
12)
возглавляет Совет председателей арбитражных судов;
13)
издает приказы и распоряжения;
14)
представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными,
общественными и иными органами;
15)
осуществляет другие полномочия.
При
Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов,
заседания которого проводятся
по
мере необходимости. В состав Совета входят председатели всех арбитражных судов
Российской Федерации.
Совет
председателей является совещательным органом, рассматривающим вопросы
организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в
Российской Федерации.
Возглавляет
Совет Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Материалы по вопросам повестки
заседания Совета подготавливаются председателем арбитражного суда, внесшим
данный вопрос на рассмотрение Совета. По поручению Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ такие материалы могут готовиться структурными
подразделениями Высшего Арбитражного Суда РФ.
Все
решения Совета носят рекомендательный характер. Для их реализации Председатель
Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения, которые обязательны
к исполнению всеми арбитражными судами и судьями.
Научно-консультативный
совет - это совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно
обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.
Научно-консультативный совет призван содействовать укреплению законности при
осуществлении правосудия.
Он
разрабатывает рекомендации по:
а)
проектам разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по применению
законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной
статистики;
б)
проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном
порядке или в порядке толкования законов;
в)
проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых
Высшим Арбитражным Судом РФ;
г)
вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.
Состав
Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем
Высшего Арбитражного Суда РФ.
Федеральный
арбитражный суд округа считается образованным после назначения председателя
суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей
этого или другого арбитражного суда, на которых Пленумом Высшего Арбитражного
Суда РФ возложены полномочия по проверке в кассационном порядке законности
решений, определений и постановлений, принятых арбитражными судами в субъектах
Российской Федерации, и издания председателем федерального арбитражного суда
округа приказа о начале его работы.
Федеральный
арбитражный суд округа действует в составе:
президиума;
судебной
коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных
правоотношений;
судебной
коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений;
аппарата
суда.
Им
осуществляются следующие виды деятельности:
1)
проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам,
рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и
апелляционной инстанциях;
2)
пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в
законную силу судебных актов;
3)
обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности
закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
4)
изучение и обобщение судебной практики;
5)
подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых
актов;
6)
анализ судебной статистики.
Президиум
федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя федерального
арбитражного суда
округа,
его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи, входящие в
состав президиума, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по
представлению председателя федерального арбитражного суда округа. Президиум
вправе:
1)
утверждать по представлению председателя федерального арбитражного суда округа
членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
2)
утверждать изменения персонального состава судебных коллегий федерального арбитражного
суда округа;
3)
рассматривать другие вопросы организации работы суда;
4)
решать вопросы судебной практики.
Созывается
президиум федерального арбитражного суда округа по мере необходимости
председателем этого суда. Решать стоящие перед ним вопросы он правомочен при
наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются
открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих
членов президиума и подписываются председателем федерального арбитражного суда
округа. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.
Персональный
состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом федерального
арбитражного суда округа из числа судей этого суда по представлению его председателя.
Судебные коллегии возглавляют председатели, которые по должности являются
заместителями председателя этого суда.
Судебные
коллегии федерального арбитражного суда округа:
1)
проверяют в кассационной инстанции законность вступивших в силу судебных актов
по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в
первой и апелляционной инстанциях;
2)
изучают и обобщают судебную практику;
3)
разрабатывают рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных
правовых актов;
4)
анализируют судебную статистику;
5)
осуществляют иные полномочия.
В
судебных коллегиях могут быть образованы судебные составы. Их персональный
состав определяется приказом председателя федерального арбитражного суда
округа. Численность судебного состава составляет не менее 5 судей.
Возглавляет
судебный состав его председатель, утверждаемый президиумом федерального
арбитражного суда округа.
Председатель
федерального арбитражного суда округа вправе:
1)
принимать участие в заседаниях Пленума, а по приглашению Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ - в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
2)
созывать президиум федерального арбитражного суда округа;
3)
председательствовать на заседаниях этого президиума, а также выносить вопросы
на его рассмотрение;
4)
в случае необходимости привлекать судей одной судебной коллегии для
рассмотрения дел в составе другой;
5)
осуществлять общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда
округа, назначать на должность и освобождать от нее работников аппарата суда;
6)
представлять федеральный арбитражный суд округа в отношениях с
государственными, общественными и иными органами;
7)
издавать приказы и распоряжения;
8)
осуществлять процессуальные полномочия, установленные АПК, так как он является
судьей;
9)
осуществлять другие полномочия.
Председатель
федерального арбитражного суда округа обязан:
1)
организовывать деятельность федерального арбитражного суда округа;
2)
распределять обязанности между своими заместителями;
3)
формировать судебные составы.
У
председателя федерального арбитражного суда округа есть несколько заместителей,
которые:
1)
возглавляют судебные коллегии;
2)
организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда;
3)
реализуют установленные АПК процессуальные полномочия судьи;
4)
осуществляют иные полномочия.
Обычно
в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно
республики, края, области, города федерального значения, автономной области и
автономного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных
судах один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять
правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и,
наоборот, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации
могут осуществлять сразу несколько арбитражных судов.
Арбитражные
суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. Их структура:
президиум;
судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных
правоотношений;
судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
аппарат
суда.
Между
тем, если президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской
Федерации, то судебные коллегии могут и отсутствовать.
Арбитражный
суд субъекта Российской Федерации:
1)
рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам,
за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
2)
рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом суде в
первой инстанции;
3)
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в
законную силу судебные акты;
4)
изучает и обобщает судебную практику;
5)
подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных
правовых актов;
6)
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности
закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в
любой инстанции;
7)
анализирует судебную статистику.
Арбитражному
суду субъекта Российской Федерации подведомственны дела по экономическим
спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений
между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального
предпринимателя.
К
экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом субъекта Российской
Федерации, в частности, относятся споры:
о
разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или
передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда субъекта
Российской Федерации согласована сторонами;
об
изменении условий или о расторжении договоров;
о
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
о
признании права собственности;
об
истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого
незаконного владения;
о
нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с
лишением владения;
о
возмещении убытков;
о
признании, недействительными (полностью или частично) ненормативных актов
государственных органов (за исключением ненормативных актов Президента РФ,
Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства
РФ), органов местного самоуправлениями иных органов;
о
защите чести, достоинства и деловой репутации;
о
признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание
производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
об
обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от
государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус
индивидуального предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрация
предусмотрена законом;
о
взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штрафов
государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами,
осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен
бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
о
возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими
контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением закона
или иного нормативного правового акта.
Арбитражный
суд субъекта Российской Федерации рассматривает иные дела, в том числе:
об
установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения
прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя,
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
о
несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, имеющих статус
индивидуального предпринимателя.
Арбитражный
суд субъекта Российской Федерации рассматривает также подведомственные ему
дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными
инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без
гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 22 АПК).
В
состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации входят по
должности:
председатель
этого суда;
его
заместители;
председатели
судебных составов;
судьи,
введенные в состав президиума и утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда
РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской
Федерации.
Президиум:
1)
утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и
председателей судебных составов этого суда;
2)
утверждает изменения персонального состава судебных коллегий;
3)
рассматривает другие вопросы организации работы суда;
4)
рассматривает вопросы судебной практики.
Его
статус аналогичен статусу президиума федерального арбитражного суда округа.
Так
же, как и в федеральных арбитражных судах округов, в арбитражных судах
субъектов Российской Федерации могут создаваться:
судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных
правоотношений;
судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений.
Однако,
если численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, в них
образуются только судебные составы.
Персональный
состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом арбитражного
суда субъекта Российской Федерации.
Судебные
коллегии:
1)
рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные
арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к
компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
2)
изучают и обобщают судебную практику;
3)
разрабатывают рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных
правовых актов;
4)
анализируют судебную статистику.
В
арбитражных судах субъекта Российской Федерации дела по первой инстанции
рассматриваются судьей единолично. Однако по ходатайству стороны или по
инициативе судьи председатель арбитражного суда, учитывая сложность дела либо
его актуальность и иные обстоятельства, вправе принять решение о коллегиальном
рассмотрении дела.
Обязательному
коллегиальному рассмотрению подлежат дела:
о
признании недействительными актов государственных органов, органов местного
самоуправления и иных органов;
о
несостоятельности (банкротстве);
все
дела, рассматриваемые арбитражными судами в апелляционной, кассационной и
надзорной инстанциях (ст. 14 АПК).
При
этом в состав суда входит трое или большее нечетное количество судей.
Компетенцию
председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации составляют
следующие полномочия. Он должен (вправе):
1)
организовывать деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
2)
распределять обязанности между своими заместителями;
3)
формировать судебные составы;
4)
созывать президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации и
председательствовать на его заседаниях, а также выносить на рассмотрение
президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума;
5)
осуществлять общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначать на
должность и освобождать от нее работников аппарата суда;
6)
готовить для Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представления об утверждении
судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав
президиума данного суда;
7)
представлять арбитражный суд субъекта Российской Федерации в отношениях с
государственными, общественными и иными органами;
8)
разрешать вопрос об отводе судьи, рассматривающего де-I ло единолично;
9)
разрешать вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу
суда, рассматривающего дело;
10)
осуществлять процессуальные полномочия, установленные АПК, так как он
является судьей;
11)
осуществлять другие полномочия.
Аппарат
арбитражного суда субъекта Российской Федерации занимается обеспечением его
деятельности. В частности, он:
1)
организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
2)
принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда,
производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной
пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного
суда, а также арбитражных штрафов;
3)
содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
4)
ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде,
осуществляет хранение дел и документов;
5)
изучает и обобщает судебную практику;
6)
подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных
правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
7)
ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;
8)
осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда,
социально-бытовое обслуживание судей и работников, аппарата арбитражного
суда.
По
соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из
гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им
решения стороны могут передать и на рассмотрение третейского суда. В
Российской Федерации могут создаваться и постоянно действующие третейские суды
для рассмотрения конкретного спора.
Соответственно
под термином «третейский суд» законодатель понимает единоличного арбитра или
коллегию арбитров (третейских судей). Третейскими судам признаются и Международный
коммерческий арбитражный суд, и Морская арбитражная комиссия при
Торгово-промышленной палате РФ.
Международный
коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим
третейским судом, осуществляющим свои функции в соответствии с Законом о
международном коммерческом арбитраже и Положением о Международном
коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ.
По
соглашению сторон в Международный коммерческий арбитражный суд могут
передаваться:
споры
из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при
осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей,
если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за
границей,
споры
предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и
организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, между
их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской
Федерации.
Гражданско-правовые
отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного
коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по
купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену
товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому
представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому
обмену, обмену другими результатами, творческой деятельности, сооружению промышленных
и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным
операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной
и предпринимательской кооперации.
Кроме
того, Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему
рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров
Российской Федерации.
Морская
арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим третейским
судом. Правовой основой ее деятельности признаются Закон о международном
коммерческом арбитраже и Положение о Морской арбитражной комиссии при
Торгово-промышленной палате РФ.
Морская
арбитражная комиссия разрешает споры, связанные с договорными и другими
гражданско-правовыми отношениями, возникающими из торгового мореплавания,
независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и
иностранного либо только российского или только иностранного права. В
частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из
отношений:
1)
по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в
смешанном плавании (река — море);
2)
по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
3)
по морскому страхованию и перестрахованию;
4)
связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих
объектов;
5)
по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов,
а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны
с плаванием таких судов по морским путям;
6)
связанных с использованием судов для научных исследований, добычи
полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
7)
по спасанию морских судов либо морским судном -судна внутреннего плавания, а
также по спасанию в морских водах одного судна внутреннего плавания другим;
8)
связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
9)
связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего
плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением
судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и
другим объектам;
10)
связанных с повреждениями рыболовных сетей и других орудий лова, а также с иным
причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.
Морская
арбитражная комиссия разрешает и споры, возникающие в связи с плаванием
морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в
вышеуказанных случаях, а равно споры, связанные с загранперевозками судами
внутреннего плавания.
Кроме
того, она принимает к рассмотрению споры при наличии договоренности между
сторонами о передаче их на ее разрешение либо споры, которые стороны обязаны
передать ей в силу международных договоров Российской Федерации.
Помимо
постоянно действующих могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного
экономического спора.
Правовой
основой их организации и деятельности является Временное положение о третейском
суде для разрешения экономических споров. Однако, если иное не установлено
соглашением сторон, этот акт не применяется, когда хотя бы одна из сторон
находится на территории другого государства либо является предприятием,
организацией с иностранными инвестициями.
Дело
передается на рассмотрение третейского суда по соглашению сторон. Соглашение
может быть заключено в виде оговорки в контракте (договоре) или в виде
отдельного соглашения. Оно заключается в письменной форме.
Третейский
суд формируется с соблюдением следующих правил:
третейским
судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее
согласие выполнять такие обязанности;
третейский
суд состоит из нечетного числа, обычно из трех (при отсутствии иного соглашения
сторон) судей;
каждая
сторона назначает одного судью, а двое назначенных - третьего.
III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный
Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ - орган правосудия. Между тем осуществляемое им
правосудие специфично, как и его полномочия.
Конституционный
Суд РФ вправе:
1)
разрешать дела о соответствии Конституции РФ:
а)
федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ,
Государственной Думы РФ, Правительства РФ;
б)
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению
органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
в)
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее
субъектов, между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
г)
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2)
разрешать споры о компетенции:
а)
между федеральными органами государственной власти;
б)
между федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
в)
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3)
рассматривать жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
4)
по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле;
5)
давать толкование Конституции РФ;
6)
давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления;
7)
выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
8)
осуществлять некоторые иные полномочия. Конституционный Суд РФ
действует в соответствии с принципами правосудия (независимость,
гласность, русский язык конституционного судопроизводства и др.).
Штатная
численность Конституционного Суда РФ 19 профессиональных судей,
назначаемых на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.
Заседателей в этом Суде нет.
Конституционный
Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не
менее трех четвертей от общего числа судей.
Судьей
Конституционного Суда РФ может быть только гражданин Российской Федерации:
в
возрасте не менее 40 лет;
обладающий
безупречной репутацией;
имеющий
высшее юридическое образование;
имеющий
стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
обладающий
признанной высокой квалификацией в области права.
Каждый
судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке
тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании
большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ.
Срок
полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Между тем судья этого Суда
назначается на должность не пожизненно, а на срок 12 лет. При этом предельный
возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет. К
тому же назначение на второй срок не допускается.
Судья
Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения
им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором
истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.
В
Конституционном Суде РФ действуют:
пленарное
заседание;
две
палаты.
Деятельность
Конституционного Суда РФ обеспечивается его аппаратом.
В
пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ. В
заседаниях палат принимают участие соответственно 10 и 9 судей. Причем
Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ входят в
состав разных палат. Председательствуют на заседаниях судьи по очереди,
установленной на заседании палаты.
Пленарное
заседание считается правомочным при наличии не менее двух третей от общего
числа судей Конституционного Суда РФ, а заседание палаты - при наличии не менее
трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет
судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и те, чьи полномочия
приостановлены.
Полномочия
пленарного заседания и заседания палат несколько отличаются друг от друга.
Исключительно в пленарных заседаниях:
1)
разрешаются дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов
субъектов Российской Федерации;
2)
дается толкование Конституции РФ;
3)
дается заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления;
4)
принимаются послания Конституционного Суда РФ;
5)
решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам
ведения Конституционного Суда РФ.
Именно
в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ:
6)
избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного
Суда РФ;
7)
формирует персональные составы палат Конституционного Суда РФ;
8)
принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и
дополнения;
9)
устанавливает очередность рассмотрения собственных дел, а также распределяет
дела между палатами;
10)
принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи
Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности
Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного
Суда РФ.
Остальные
дела разрешаются в заседаниях палат Конституционного Суда РФ, в частности:
1)
о соответствии Конституции РФ:
а)
федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ,
Государственной Думы РФ, Правительства РФ;
б)
законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по
вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в)
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров
между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г)
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2)
споры о компетенции:
а)
между федеральными органами государственной власти;
б)
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
в)
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3)
о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле.
Председатель,
заместитель, судья-секретарь Конституционного Суда РФ — выборные должности.
Занять их могут лишь судьи Конституционного Суда РФ.
Председатель
Конституционного Суда РФ:
1)
вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных
заседаниях и заседаниях палат;
2)
руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и
председательствует на них;
3)
участвует в заседании палаты как председательствующий или как член Суда;
4)
представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и
организациями, общественными объединениями, выступает с заявлениями от его
имени;
5)
представляет на утверждение Суда календарный план проведения пленарных
заседаний и рабочих совещаний судей;
6)
представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы
расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;
7)
принимает на работу и увольняет с нее сотрудников аппарата Суда; применяет к
ним меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по
повышению их квалификации;
8)
в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности
Конституционного Суда РФ, а также регулярно информирует судей о своей
деятельности;
9)
представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей
Секретариата, иных служб Конституционного Суда РФ, а также Положение о
Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата;
10)
издает приказы и распоряжения.
Кроме
того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права:
11)
с согласия Суда распорядиться о проверке лиц, желающих присутствовать на
заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о
досмотре проносимых в зал вещей;
12)
взаимодействовать с Правительством РФ, разрабатывающим проект
федерального бюджета в части финансирования судов;
13)
на предоставление государственной охраны;
14)
реализовывать иные предусмотренные законом полномочия.
Заместитель
Председателя Конституционного суда РФ:
1)
когда наступает его очередность председательствовать на заседаниях палаты
Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
2)
участвует в заседании палаты как член суда;
3)
участвует в пленарном заседании;
4)
по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет его функции;
5)
выполняет обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;
6)
временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ в его
отсутствие.
Непосредственное
руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет
судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:
1)
обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
2)
доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения,
принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Суд об их исполнении;
3)
организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
4)
контролирует работу Секретариата по подготовке материалов: к заседаниям
Конституционного Суда РФ по обращениям и запросам, к посланиям и выступлениям
Конституционного Суда РФ с законодательной инициативой; связанных с
исполнением решений Конституционного Суда РФ;
5)
организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа
работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ;
6)
визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного
Суда РФ, представления начальника Секретариата о приеме на работу и
увольнении с работы его сотрудников;
7)
временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ;
8)
осуществляет другие полномочия.
5. AППAPAT
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Аппарат
Конституционного Суда РФ состоит из: Секретариата; Управлений конституционных
основ частного права, конституционных основ уголовной юстиции, конституционных
основ федеративного устройства и управления территорий, конституционных основ
административного права, международного права, хозяйственного и
социально-бытового обслуживания, финансового; общего отдела, отдела
конституционного права, прав человека и правоприменительной практики, отдела
гражданского права, гражданского процесса и хозяйственного законодательства,
отдела судебных заседаний, отдела трудового права и социального обеспечения,
отдела экологического и земельного права, отдела административного права,
отдела Федерации и ее составных частей, отдела правовой информации,
информационно-аналитического отдела, отдела контроля и исполнения решений,
канцелярии, пресс-службы, приемной, Научно-консультативного совета и иных
подразделений.
Функции
Секретариата Конституционного Суда РФ:
организационное,
научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение
Конституционного Суда РФ;
прием
посетителей;
рассмотрение
обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в
случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями;
содействие
судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на
совещаниях;
изучение
и обобщение деятельности государственных органов по реализации решений
Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют
материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда
РФ.
Численность,
структура и штатное расписание аппарата в пределах своей сметы расходов
Конституционный Суд РФ устанавливает сам.
Субъектом
Российской Федерации может создаваться конституционный (уставный) суд для
рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации,
нормативных правовых актов органов его государственной власти, местного
самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для
ее толкования.
Порядок
конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации
определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются
постановлением законодательного (представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Финансируется
конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Принятое
в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской
Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.
Список литературы:
1. Атаманчук Г.В. Теория
государственного управления. М.,1997.
2. Алексеев С.С.
Государство и право. Москва 1993 год.
3. Баглай М. Конституционное
право Российской Федерации. – М., 1999.
4. Баглай М., Габричидзе Б.
Государственное право Российской Федерации. - М., 1996
5. Божьев В. Правоохранительные
органы РФ. –М., 1996.
6. Ведерникова О.Н., Ершов В.В.,
Судебная система России, М., 1998;
7. Воронцов С.А.
''Правоохранительные органы РФ''.
8. Государственное управление:
основы теории и организации, М.,2000.
9. Гуценко К., Ковалев К.
Правоохранительные органы. – М., 1996.
10. Ковалев М.А.
''Правоохранительные органы РФ''.
11. КоваленкоА.И.
Теория государства и права. Москва 1994 год.
12. Козлова Е., Кутафин О.
Конституционное право России. - М., 1995.
13. Конституция
Российской Федерации. 1997г.
14. Кудрявцев Ю.В.
Конституционный Суд России: опыт, проблемы // Государство и право, 1995, № 1;
15. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный
контроль в РФ: проблемы деполитизации // Государство и право, 1996, № 1;
16. Окуньков Л. Комментарий к
Конституции РФ. – М., 1997
17. Федеральный конституционный закон РФ ''О конституционном Суде РФ'' от
21 июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001 № 1 ФКЗ);
18. Фойницкий И. Курс уголовного
судопроизводства. – Спб., 1996.
19. Халитов В.Н. Власть.
М.,1996.
20. Швецов В. Судоустройство и
правоохранительные органы в РФ. –М., 1996.
Страницы: 1, 2, 3
|