Рефераты

Судебная система РФ


3.2.1. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ


Важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации разрешаются Пленумом — общим со­бранием всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Соответ­ственно Пленум формируется вместе с образованием самого Высшего Арбитражного Суда РФ. Заседание Пленума право­мочно при наличии не менее двух третей его состава.

Кроме членов Высшего Арбитражного Суда РФ, в его засе­даниях вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ, Председатель Конститу­ционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Гене­ральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ может пригласить на Пленум представителей любых орга­низаций и граждан.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следую­щими полномочиями:

1)  рассматривать материалы изучения и обобщения практи­ки применения законов и иных нормативных правовых актов .арбитражными судами и давать разъяснения по вопросам су­дебной практики;

2)  решать вопрос о выступлении с законодательной ини­циативой;

3)  решать вопросы обращения в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности нормативных пра­вовых актов и договоров;

4)  избирать по представлению Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ секретаря Пленума из числа судей Выс­шего Арбитражного Суда РФ;

5)  решать вопрос о введении судей Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума, используя при этом механизм ротации судей;

6)  утверждать по представлению Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ членов (персональный состав) судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбит­ражного Суда РФ;

7)  утверждать изменения в персональном составе судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ;

8)  утверждать по представлению председателя федерального арбитражного суда округа (арбитражного суда субъекта Россий­ской Федерации) персональный состав президиума этого суда;

9)  утверждать по представлению Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ регламент арбитражных судов;

10)  принимать по вопросам своего ведения постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации;

11)  решать другие вопросы организации и деятельности ар­битражных судов в Российской Федерации.

Пленум созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Он же обычно председательствует на Пленуме.

Вопросы, вынесенные на рассмотрение Пленума, заслуши­ваются по докладу Председателя или уполномоченных им лиц. Участвующий в заседании Генеральный прокурор РФ либо его заместитель вправе давать заключения.

Постановления Пленума принимаются открытым голосова­нием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования. Поста­новления подписываются Председателем Высшего Арбитраж­ного Суда РФ и секретарем Пленума.


3.2.2. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ


В отличие от Пленума Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ - - специально создаваемый орган. Он действует в составе Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов.

По решению Пленума в состав Президиума могут быть (путем использования механизма ротации) введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Гене­ральный прокурор РФ, а по приглашению Председателя Выс­шего Арбитражного Суда РФ — и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в закон­ную силу судебные акты всех арбитражных судов Российской Федерации.

Рассмотрев дело в порядке надзора, он вправе:

1)  оставить судебный акт без изменения, а протест — без удовлетворения;

2)  отменить судебный акт (полностью или в части) и напра­вить дело на новое рассмотрение;

3)  изменить или отменить судебный акт и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;

4)  отменить судебный акт (полностью или в части) и пре­кратить производство по делу либо оставить иск без рассмот­рения полностью или в части;

5)  оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Помимо этого, Президиум рассматривает отдельные вопро­сы судебной практики и о результатах информирует арбитраж­ные суды Российской Федерации.

Президиум созывается Председателем Высшего Арбитраж­ного Суда РФ по мере необходимости. Его заседания являются открытыми и ведутся гласно. По решению Президиума в слу­чаях, предусмотренных ст. 9 АПК, заседания могут быть закры­тыми. На них вправе присутствовать лишь члены Президиума и специально приглашенные лица. С разрешения председа­тельствующего допустимы кино- и фотосъемка, видеозапись.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен решать вопросы при наличии большинства его членов.


3.2.3. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ


В Высшем Арбитражном Суде РФ действуют: судебная кол­легия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотре­нию споров, возникающих из административных правоотно­шений. Создание других судебных коллегий не допускается.

Их персональный состав утверждается Пленумом по пред­ставлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Возглавляют судебные коллегии председатели. По должно­сти они являются заместителями Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ.

Полномочия судебных коллегий:

1)  рассмотрение дел в первой инстанции;

2)  изучение и обобщение судебной практики;

3)  разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

4)  анализ судебной статистики;

5)  осуществление иных полномочий, предусмотренных рег­ламентом арбитражных судов.

Судебным коллегиям Высшего Арбитражного Суда РФ под­судно рассмотрение:

экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Россий­ской Федерации;

дел о признании недействительными (полностью или час­тично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федера­ции и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.


3.2.4. Судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ


В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда образо­вываются судебные составы из числа судей, входящих в соот­ветствующую коллегию. Формируются они Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Персональный состав опре­деляется его приказом.

Численность судебного состава — не менее 5 судей. В ис­ключительных случаях по решению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть созданы судебные составы с меньшей численностью. Возглавляют составы председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

3.3. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители


Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ одновре­менно является судьей и соответственно помимо функций руководителя осуществляет процессуальные полномочия, устано­вленные АПК.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ:

1)  организует деятельность этого Суда и системы арбитраж­ных судов в Российской Федерации;

2)  не реже двух раз в год созывает Пленум Высшего Арбит­ражного Суда РФ;

3)  созывает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;

4)  председательствует на заседаниях Пленума и Президиу­ма, выносит вопросы на их рассмотрение;

5)  готовит для Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представления:

об избрании секретаря Пленума;

о введении судьи в состав Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ;

об утверждении членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ;

об утверждении регламента арбитражных судов;

6)  приглашает для участия в заседаниях Президиума Пред­седателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховно­го Суда РФ и других лиц;

7)  поручает привлечь членов Научно-консультативного со­вета при Высшем Арбитражном Суде РФ, специалистов и на­учных работников к подготовке материалов для рассмотрения Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ;

8)  подписывает постановления Пленума и Президиума;

9)  в случае необходимости привлекает судей одной судеб­ной коллегии для рассмотрения дел в составе другой;

10)   осуществляет общее руководство аппаратом  Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности его работников;

11)  распределяет обязанности между своими заместителями;

12)  возглавляет Совет председателей арбитражных судов;

13)  издает приказы и распоряжения;

14)  представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отноше­ниях с государственными, общественными и иными органами;

15) осуществляет другие полномочия.


 3.4. Совет председателей арбитражных судов при Высшем Арбитражном Суде РФ, его полномочия


При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет пред­седателей арбитражных судов, заседания которого проводятся

по мере необходимости. В состав Совета входят председатели всех арбитражных судов Российской Федерации.

Совет председателей является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Возглавляет Совет Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Материалы по вопросам повестки заседания Совета подготавливаются председателем арбитражного суда, внесшим данный вопрос на рассмотрение Совета. По поручению Пред­седателя Высшего Арбитражного Суда РФ такие материалы могут готовиться структурными подразделениями Высшего Арбитражного Суда РФ.

Все решения Совета носят рекомендательный характер. Для их реализации Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения, которые обязательны к ис­полнению всеми арбитражными судами и судьями.

3.5. Научно-консультативный совет Высшего Арбитраж­ного Суда РФ


Научно-консультативный совет - это совещательный ор­ган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной прак­тики. Научно-консультативный совет призван содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия.

Он разрабатывает рекомендации по:

а)  проектам разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда  РФ  по  применению  законодательства,   по  материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б)  проектам представлений по вопросам, подлежащим раз­решению в законодательном порядке или в порядке толкова­ния законов;

в)  проектам инструкций, методических писем и иных доку­ментов, разрабатываемых Высшим Арбитражным Судом РФ;

г)  вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.



4. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ


Федеральный арбитражный суд округа считается образо­ванным после назначения председателя суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей этого или другого арбитражного суда, на которых Пленумом Выс­шего Арбитражного Суда РФ возложены полномочия по про­верке в кассационном порядке законности решений, опреде­лений и постановлений, принятых арбитражными судами в субъектах Российской Федерации, и издания председателем федерального арбитражного суда округа приказа о начале его работы.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

президиума;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

аппарата суда.

Им осуществляются следующие виды деятельности:

1)  проверка в кассационной инстанции законности судеб­ных актов по делам,  рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

2)  пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам при­нятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

3)  обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или под­лежащего применению в рассматриваемом им деле;

4)  изучение и обобщение судебной практики;

5)  подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6)  анализ судебной статистики.

5. ПРЕЗИДИУМ, СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ, СУДЕБНЫЕ СОСТАВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ОКРУГА


5.1. Президиум федерального арбитражного суда округа


Президиум федерального арбитражного суда округа дейст­вует в составе председателя федерального арбитражного суда

округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей.  Судьи,  входящие  в состав президиума,  утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя федерального арбитражного суда округа. Президиум вправе:

1)  утверждать по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и предсе­дателей судебных составов этого суда;

2)  утверждать изменения персонального состава судебных коллегий федерального арбитражного суда округа;

3)  рассматривать другие вопросы организации работы суда;

4)  решать вопросы судебной практики.

Созывается президиум федерального арбитражного суда округа по мере необходимости председателем этого суда. Ре­шать стоящие перед ним вопросы он правомочен при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подпи­сываются председателем федерального арбитражного суда ок­руга. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосо­вания.


5.2. Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа


Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом федерального арбитражного суда округа из числа судей этого суда по представлению его пред­седателя. Судебные коллегии возглавляют председатели, ко­торые по должности являются заместителями председателя этого суда.

Судебные коллегии федерального арбитражного суда ок­руга:

1)  проверяют в кассационной инстанции законность всту­пивших в силу судебных актов по делам, рассмотренным ар­битражными судами субъектов Российской Федерации в пер­вой и апелляционной инстанциях;

2)  изучают и обобщают судебную практику;

3)  разрабатывают рекомендации по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов;

4)  анализируют судебную статистику;

5)  осуществляют иные полномочия.

5.3.  Судебные составы федерального арбитражного суда округа


В судебных коллегиях могут быть образованы судебные со­ставы. Их персональный состав определяется приказом предсе­дателя федерального арбитражного суда округа. Численность судебного состава составляет не менее 5 судей.

Возглавляет судебный состав его председатель, утверждае­мый президиумом федерального арбитражного суда округа.

5.4.  Председатель федерального арбитражного суда ок­руга, его заместители


Председатель федерального арбитражного суда округа вправе:

1)  принимать участие в заседаниях Пленума, а по пригла­шению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ - в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) созывать президиум федерального арбитражного суда округа;

3)  председательствовать на заседаниях этого президиума, а также выносить вопросы на его рассмотрение;

4)  в случае необходимости привлекать судей одной судеб­ной коллегии для рассмотрения дел в составе другой;

5) осуществлять общее руководство аппаратом федераль­ного арбитражного суда округа, назначать на должность и ос­вобождать от нее работников аппарата суда;

6)  представлять федеральный арбитражный суд округа в от­ношениях с государственными, общественными и иными орга­нами;

7)  издавать приказы и распоряжения;

8)  осуществлять процессуальные полномочия, установлен­ные АПК, так как он является судьей;

9)  осуществлять другие полномочия.

Председатель федерального арбитражного суда округа обязан:

1) организовывать деятельность федерального арбитражного суда округа;

2)  распределять обязанности между своими заместителями;

3)  формировать судебные составы.

У председателя федерального арбитражного суда округа есть несколько заместителей, которые:

1)  возглавляют судебные коллегии;

2) организуют деятельность структурных подразделений ап­парата суда;

3) реализуют установленные АПК процессуальные полно­мочия судьи;

4)  осуществляют иные полномочия.


6. ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АППАРАТ СУДА

6.1. Общая характеристика


Обычно в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и авто­номного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 Закона об ар­битражных судах один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и, наоборот, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять сразу несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются фе­деральным законом. Их структура:

президиум;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

аппарат суда.

Между тем, если президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации, то судебные коллегии могут и отсутствовать.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1)  рассматривает в первой инстанции все дела, подведомст­венные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

2)   рассматривает в апелляционной инстанции дела,  рас­смотренные в этом суде в первой инстанции;

3)  пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4)  изучает и обобщает судебную практику;

5)  подготавливает предложения по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов;

6)  обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или под­лежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

7)  анализирует судебную статистику.

Арбитражному суду субъекта Российской Федерации подве­домственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным су­дом субъекта Российской Федерации, в частности, относятся споры:

о разногласиях по договору, заключение которого пред­усмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда субъекта Российской Федера­ции согласована сторонами;

об изменении условий или о расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обяза­тельств;

о признании права собственности;

об истребовании собственником или иным законным вла­дельцем имущества из чужого незаконного владения;

о нарушении прав собственника или иного законного вла­дельца, не связанном с лишением владения;

о возмещении убытков;

о признании, недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов (за исключением ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Го­сударственной Думы Федерального Собрания РФ и Правитель­ства РФ), органов местного самоуправлениями иных органов;

о защите чести, достоинства и деловой репутации;

о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцепт­ном) порядке;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус индивидуального предпри­нимателя, и в других случаях, когда такая регистрация пред­усмотрена законом;

о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не преду­смотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных орга­нами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением закона или иного нор­мативного правового акта.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассмат­ривает иные дела, в том числе:

об установлении фактов, значимых для возникновения, из­менения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граж­дан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассмат­ривает также подведомственные ему дела с участием иностран­ных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 22 АПК).

6.2. Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации


В состав президиума арбитражного суда субъекта Россий­ской Федерации входят по должности:

председатель этого суда;

его заместители;

председатели судебных составов;

судьи, введенные в состав президиума и утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представле­нию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум:

1)  утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

2)  утверждает изменения персонального состава судебных коллегий;

3) рассматривает другие вопросы организации работы суда;

4) рассматривает вопросы судебной практики.

Его статус аналогичен статусу президиума федерального ар­битражного суда округа.


6.3. Судебные коллегии и судебные составы арбитражных судов субъектов Российской Федерации


Так же, как и в федеральных арбитражных судах округов, в арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться:

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Однако, если численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, в них образуются только судебные составы.

Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом арбитражного суда субъекта Рос­сийской Федерации.

Судебные коллегии:

1)   рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

2)  изучают и обобщают судебную практику;

3)  разрабатывают рекомендации по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов;

4)  анализируют судебную статистику.

В арбитражных судах субъекта Российской Федерации дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Однако по ходатайству стороны или по инициативе судьи председатель арбитражного суда, учитывая сложность дела ли­бо его актуальность и иные обстоятельства, вправе принять решение о коллегиальном рассмотрении дела.

Обязательному коллегиальному рассмотрению подлежат дела:

о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;

о несостоятельности (банкротстве);

все дела, рассматриваемые арбитражными судами в апелля­ционной, кассационной и надзорной инстанциях (ст. 14 АПК).

При этом в состав суда входит трое или большее нечетное количество судей.

6.4. Председатели арбитражных судов субъектов Рос­сийской Федерации


Компетенцию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации составляют следующие полномочия. Он должен (вправе):

1)  организовывать деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

2)  распределять обязанности между своими заместителями;

3)  формировать судебные составы;

4)  созывать президиум арбитражного суда субъекта Россий­ской Федерации и председательствовать на его заседаниях, а также выносить на рассмотрение президиума вопросы, отне­сенные к ведению президиума;

5)  осуществлять общее руководство аппаратом арбитражно­го суда, назначать на должность и освобождать от нее работни­ков аппарата суда;

6)  готовить для Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представления об утверждении судей арбитражного суда субъ­екта Российской Федерации, входящих в состав президиума данного суда;

7)  представлять арбитражный суд субъекта Российской Фе­дерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

8)  разрешать вопрос об отводе судьи, рассматривающего де-I ло единолично;

9)  разрешать вопрос об отводе, заявленном нескольким су­дьям или всему составу суда, рассматривающего дело;

10)  осуществлять процессуальные полномочия, установлен­ные АПК, так как он является судьей;

11) осуществлять другие полномочия.

6.5. Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации


Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации занимается обеспечением его деятельности. В частности, он:

1)  организует предварительный досудебный прием лиц, уча­ствующих в деле;

2)  принимает и выдает документы, удостоверяет копии до­кументов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3)  содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4)  ведет учет движения дел и сроков их прохождения в ар­битражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5)  изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов, проводит инфор­мационно-справочную работу;

7)  ведет статистический учет в сфере деятельности арбит­ражного суда;

8)  осуществляет материально-техническое обеспечение ар­битражного  суда,  социально-бытовое  обслуживание  судей  и работников, аппарата арбитражного суда.


7. ИНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ


По соглашению сторон возникший или могущий возник­нуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им реше­ния стороны могут передать и на рассмотрение третейского суда. В Российской Федерации могут создаваться и постоянно действующие третейские суды для рассмотрения конкретного спора.

Соответственно под термином «третейский суд» законода­тель понимает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей). Третейскими судам признаются и Между­народный коммерческий арбитражный суд, и Морская арбит­ражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.


7.1. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ


Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим третейским судом, осуществляющим свои функции в соответствии с Законом о международном коммерческом арбитраже и Положением о Ме­ждународном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ.

По соглашению сторон в Международный коммерческий арбитражный суд могут передаваться:

споры из договорных и других гражданско-правовых отно­шений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если ком­мерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора нахо­дится за границей,

споры предприятий с иностранными инвестициями и меж­дународных объединений и организаций, созданных на терри­тории Российской Федерации, между собой, между их участ­никами, а равно их споры с другими субъектами права Россий­ской Федерации.

Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказа­нию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену други­ми результатами, творческой деятельности, сооружению про­мышленных и иных объектов, лицензионным операциям, ин­вестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, со­вместному предпринимательству и другим формам промыш­ленной и предпринимательской кооперации.

Кроме того, Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации.


7.2. Морская арбитражная комиссия при Торгово-про­мышленной палате Российской Федерации


Морская арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим третейским судом. Правовой основой ее деятельности признаются Закон о международном коммерче­ском арбитраже и Положение о Морской арбитражной комис­сии при Торгово-промышленной палате РФ.

Морская арбитражная комиссия разрешает споры, связан­ные с договорными и другими гражданско-правовыми отноше­ниями, возникающими из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты рос­сийского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная ко­миссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

1)  по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а так­же перевозке грузов в смешанном плавании (река — море);

2)  по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

3)  по морскому страхованию и перестрахованию;

4)  связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом мор­ских судов и иных плавучих объектов;

5)  по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего пла­вания, поскольку соответствующие операции связаны с плава­нием таких судов по морским путям;

6)  связанных с использованием судов для научных исследо­ваний,   добычи   полезных   ископаемых,   гидротехнических   и иных работ;

7)   по спасанию морских судов либо морским судном -судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах одного судна внутреннего плавания другим;

8)  связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;

9)   связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плава­ния в морских водах, а также с причинением судном повреж­дений портовым сооружениям, средствам навигационной об­становки и другим объектам;

10)  связанных с повреждениями рыболовных сетей и других орудий лова, а также с иным причинением вреда при осущест­влении морского рыбного промысла.

Морская арбитражная комиссия разрешает и споры, возни­кающие в связи с плаванием морских судов и судов внутренне­го плавания по международным рекам, в вышеуказанных слу­чаях, а равно споры, связанные с загранперевозками судами внутреннего плавания.

Кроме того, она принимает к рассмотрению споры при на­личии договоренности между сторонами о передаче их на ее разрешение либо споры, которые стороны обязаны передать ей в силу международных договоров Российской Федерации.


7.3. Иные третейские суды для разрешения экономиче­ских споров


Помимо постоянно действующих могут создаваться третей­ские суды для рассмотрения конкретного экономического спора.

Правовой основой их организации и деятельности является Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров. Однако, если иное не установлено согла­шением сторон, этот акт не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства либо является предприятием, организацией с иностранными инве­стициями.

Дело передается на рассмотрение третейского суда по со­глашению сторон. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в контракте (договоре) или в виде отдельного согла­шения. Оно заключается в письменной форме.

Третейский суд формируется с соблюдением следующих правил:

третейским судьей может быть только физическое лицо, об­ладающее дееспособностью и давшее согласие выполнять такие обязанности;

третейский суд состоит из нечетного числа, обычно из трех (при отсутствии иного соглашения сторон) судей;

каждая сторона назначает одного судью, а двое назначен­ных - третьего.

III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

 

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституци­онного контроля, самостоятельно и независимо осуществляю­щий судебную власть посредством конституционного судопро­изводства. Конституционный Суд РФ - орган правосудия. Между тем осуществляемое им правосудие специфично, как и его полномочия.

Конституционный Суд РФ вправе:

1)  разрешать дела о соответствии Конституции РФ:

а)  федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Правитель­ства РФ;

б)  конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, издан­ных по вопросам, относящимся к ведению органов государст­венной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

в)  договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и ее субъектов, между органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации;

г)  не вступивших в силу международных договоров Россий­ской Федерации;

2)  разрешать споры о компетенции:

а)  между федеральными органами государственной власти;

б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) рассматривать жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

4)  по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

5) давать толкование Конституции РФ;

6) давать заключение о соблюдении установленного поряд­ка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

7)  выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

8)  осуществлять некоторые иные полномочия. Конституционный   Суд   РФ   действует   в   соответствии   с принципами  правосудия  (независимость,   гласность,  русский язык конституционного судопроизводства и др.).


2. ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, СРОК ПОЛНОМОЧИЙ. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ИЛИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ


Штатная   численность   Конституционного   Суда   РФ 19 профессиональных судей, назначаемых на должность Сове­том Федерации РФ по представлению Президента РФ. Заседа­телей в этом Суде нет.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою дея­тельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть только гражданин Российской Федерации:

в возрасте не менее 40 лет;

обладающий безупречной репутацией;

имеющий высшее юридическое образование;

имеющий стаж работы по юридической профессии не ме­нее 15 лет;

обладающий признанной высокой квалификацией в облас­ти права.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федера­ции РФ.

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограни­чен. Между тем судья этого Суда назначается на должность не пожизненно, а на срок 12 лет. При этом предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет. К тому же назначение на второй срок не допус­кается.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.


3. СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНЫХ СОСТАВОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРАВОСУДИЕ


В Конституционном Суде РФ действуют:

пленарное заседание;

две палаты.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается его аппаратом.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституци­онного Суда РФ. В заседаниях палат принимают участие соот­ветственно 10 и 9 судей. Причем Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ входят в состав раз­ных палат. Председательствуют на заседаниях судьи по очере­ди, установленной на заседании палаты.

Пленарное заседание считается правомочным при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ, а заседание палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принима­ются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и те, чьи полномочия приостановлены.

Полномочия пленарного заседания и заседания палат несколько отличаются друг от друга. Исключительно в пленар­ных заседаниях:

1)  разрешаются дела о соответствии Конституции РФ консти­туций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дается толкование Конституции РФ;

3) дается заключение о соблюдении установленного поряд­ка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4)  принимаются послания Конституционного Суда РФ;

5) решается вопрос о выступлении с законодательной инициа­тивой по вопросам ведения Конституционного Суда РФ.

Именно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ:

6) избирает Председателя, заместителя Председателя,  су­дью-секретаря Конституционного Суда РФ;

7)  формирует персональные составы палат Конституцион­ного Суда РФ;

8)  принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вно­сит в него изменения и дополнения;

9) устанавливает  очередность  рассмотрения   собственных дел, а также распределяет дела между палатами;

10)  принимает решения о приостановлении или прекра­щении  полномочий  судьи  Конституционного  Суда  РФ,  а также о досрочном освобождении от должности Председате­ля, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конститу­ционного Суда РФ.

Остальные дела разрешаются в заседаниях палат Конститу­ционного Суда РФ, в частности:

1) о соответствии Конституции РФ:

а)   федеральных законов,  нормативных актов  Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Пра­вительства РФ;

б)  законов и иных нормативных актов субъектов Россий­ской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к веде­нию органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Россий­ской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в)  договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, договоров между органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Россий­ской Федерации;

2)  споры о компетенции:

а)  между федеральными органами государственной власти;

б)  между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3)  о конституционности закона, примененного или подле­жащего применению в конкретном деле.


4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, СУДЬЯ-СЕКРЕТАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ


Председатель, заместитель, судья-секретарь Конституцион­ного Суда РФ — выборные должности. Занять их могут лишь судьи Конституционного Суда РФ.

4.1. Полномочия Председателя Конституционного суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, судьи-секретаря Конституционного суда РФ


Председатель Конституционного Суда РФ:

1)  вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рас­смотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

2)  руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созы­вает их и председательствует на них;

3)  участвует в заседании палаты как председательствующий или как член Суда;

4)  представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, выступает с заявлениями от его имени;

5)   представляет на утверждение  Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей;

6)  представляет на рассмотрение и утверждение Конститу­ционного Суда проект сметы расходов на очередной финансо­вый год и отчет о ее исполнении;

7)  принимает на работу и увольняет с нее сотрудников ап­парата Суда; применяет к ним меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению их квалификации;

8)  в конце года представляет на пленарном заседании до­клад о деятельности Конституционного Суда РФ, а также регу­лярно информирует судей о своей деятельности;

9)  представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей Секретариата,  иных служб Кон­ституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата;

10)  издает приказы и распоряжения.

Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права:

11)  с согласия Суда распорядиться о проверке лиц, желаю­щих присутствовать на заседании, включая проверку докумен­тов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проноси­мых в зал вещей;

12)   взаимодействовать с  Правительством  РФ,  разрабаты­вающим проект федерального бюджета в части финансирова­ния судов;

13)  на предоставление государственной охраны;

14)  реализовывать иные предусмотренные законом полно­мочия.

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

1)  когда наступает его очередность председательствовать на заседаниях палаты Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

2) участвует в заседании палаты как член суда;

3) участвует в пленарном заседании;

4)  по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет его функции;

5)  выполняет обязанности, возложенные на него Конститу­ционным Судом РФ;

6)  временно исполняет обязанности Председателя Консти­туционного Суда РФ в его отсутствие.

Непосредственное руководство работой аппарата Конститу­ционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституци­онного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

1)  обеспечивает подготовку и проведение заседаний Кон­ституционного Суда РФ;

2)  доводит до сведения соответствующих органов, органи­заций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Суд об их исполнении;

3)  организует информационное обеспечение судей Консти­туционного Суда РФ;

4)  контролирует работу Секретариата по подготовке мате­риалов: к заседаниям Конституционного Суда РФ по обраще­ниям и запросам, к посланиям и выступлениям Конституци­онного Суда РФ с законодательной инициативой; связанных с исполнением решений Конституционного Суда РФ;

5)   организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ;

6)  визирует проекты приказов и распоряжений Председате­ля   Конституционного   Суда   РФ,   представления   начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы его сотрудников;

7)  временно исполняет обязанности Председателя Консти­туционного Суда РФ;

8)  осуществляет другие полномочия.

 5. AППAPAT КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ


Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из: Секрета­риата; Управлений конституционных основ частного права, конституционных основ уголовной юстиции, конституционных основ федеративного устройства и управления территорий, конституционных основ административного права, междуна­родного права, хозяйственного и социально-бытового обслужи­вания, финансового; общего отдела, отдела конституционного права, прав человека и правоприменительной практики, отдела гражданского права, гражданского процесса и хозяйственного законодательства, отдела судебных заседаний, отдела трудового права и социального обеспечения, отдела экологического и зе­мельного права, отдела административного права, отдела Феде­рации и ее составных частей, отдела правовой информации, информационно-аналитического отдела, отдела контроля и исполнения решений, канцелярии, пресс-службы, приемной, Научно-консультативного совета и иных подразделений.

Функции Секретариата Конституционного Суда РФ:

организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

прием посетителей;

рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не за­трагивают вопросов, требующих изучения судьями;

содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рас­смотрению в заседаниях и на совещаниях;

изучение и обобщение деятельности государственных орга­нов по реализации решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-тех­ническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Численность, структура и штатное расписание аппарата в пределах своей сметы расходов Конституционный Суд РФ ус­танавливает сам.


6. КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Субъектом Российской Федерации может создаваться кон­ституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов со­ответствия законов субъекта Российской Федерации, норма­тивных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Рос­сийской Федерации, а также для ее толкования.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением зако­нодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Феде­рации.

Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

Список литературы:

 

1.     Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.,1997.

2.     Алексеев С.С. Государство и право. Москва 1993 год.

3.     Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999.

4.     Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. - М., 1996

5.     Божьев В. Правоохранительные органы РФ. –М., 1996.

6.  Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 1998;

7.     Воронцов С.А. ''Правоохранительные органы РФ''.

8.     Государственное управление: основы теории и организации, М.,2000.

9.     Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. – М., 1996.

10.  Ковалев М.А. ''Правоохранительные органы РФ''.

11.  КоваленкоА.И. Теория государства и права. Москва 1994 год.

12.  Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. - М., 1995.

13.  Конституция Российской Федерации. 1997г.

14.  Кудрявцев Ю.В. Конституционный Суд России: опыт, проблемы // Государство и право, 1995, № 1;

15.  Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации // Государство и право, 1996, № 1;

16.  Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. – М., 1997

17.  Федеральный конституционный закон РФ ''О конституционном Суде РФ'' от 21 июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001 № 1 ФКЗ);

18.  Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. – Спб., 1996.

19.  Халитов В.Н. Власть. М.,1996.

20.  Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. –М., 1996.



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ