|
Судебная система Российской империи по Учреждению судебных установлений 1864 г.
Общепринятое
для российского законодательства того времени деление преступлений на уголовные
и на маловажные и проступки было зафиксировано в первом издании Свода уголовных
законов, в ст. 1 которого дается общее понятие преступления как всякого деяния,
запрещенного законом под страхом наказания, а в ст. 2 приводится определение
маловажных преступлений и проступков (в отличие от уголовных преступлений) как
деяний, запрещенных под страхом легкого телесного наказания или полицейского
исправления. В разного рода уставах, содержавшихся в т. XIII, XIV Свода
законов, предусматривались многочисленные нарушения, за которые следовали
назначаемые полицией наказания.
При
подготовке Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года
специально и подробно рассматривался вопрос о создании двух самостоятельных
кодексов – о преступлениях, подлежащих рассмотрению уголовного суда, и о
проступках, которые бы непосредственно и окончательно рассматривались
полицейскими органами. Несмотря на то, что составители сознавали практическую
важность и пользу подобного разделения, вопрос этот положительно решен не был.
В едином Уложении разграничение преступлений и проступков, как известно, было
проведено по объекту посягательства, а также на противопоставлении уставов и
законов, содержащих правила (однако на практике четкой грани между этими
нормативно-правовыми актами не проводилось). Последовательное разграничение
преступлений и проступков в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных
1845 года отсутствует. Более того, в Уложение были включены многие
правонарушения, предусмотренные разного рода уставами, содержавшими нормы о
наказаниях, применяемых полицией. Это обстоятельство, с одной стороны, еще
более затуманивало различие между преступлением и проступком, а следовательно,
между уголовной и административной ответственностью, но, с другой сторона, вело
к освобождению полицейских органов от судебных функций, т. е. к дальнейшему
отделению суда от администрации. Именно это соображение и подталкивало к
составлению отдельного кодекса маловажных преступлений и проступков.
Еще
в 1814 году в записке, представленной графом В. П. Кочубеем на имя Александра
I, ставился вопрос об отделении судебной власти от полицейской учреждением в
уездах «мирных» судей, которые бы разбирали споры и тяжбы, руководствуясь в
основном совестью и здравым смыслом. На эту записку обратил внимание секретный
«комитет 1826 года», созданный для разбора бумаг умершего императора. В 1834
году министр внутренних дел Д. Н. Блудов предлагал для рассмотрения малозначительных
преступлений создать специальные полицейские суды, в которых бы
рассматривались дела крестьян и городских низов. Позднее, занимаясь подготовкой
судебной реформы, Д. Н. Блудов придет к выводу о необходимости создания
мировых судов для рассмотрения мелких дел и особого кодекса для них.
В
начале 1859 года особая комиссия, состоявшая из членов Государственного совета,
рассматривая отчет Министерства внутренних дел за 1857 год, обратила внимание
на низкую раскрываемость преступлений, а также на медлительность рассмотрения в
судах дел о маловажных преступлениях, по которым из-за необходимости соблюдать
все обряды и формы судопроизводства, единого для всех уголовных дел, содержится
под стражей длительное время большое число лиц, приговариваемых к «легкому
исправительному наказанию». Предварительное содержание под стражей этих лиц
было более тяжким наказанием, нежели взыскание, к которому они приговаривались.
«Между тем, эти арестанты во время содержания в тюрьме теряют остаток
нравственности и обременяют казну бесполезным содержанием своим», – отмечалось
в журнале комиссии. Комиссия предлагала выделить маловажные преступления и
проступки, рассмотрение которых производилось бы «судебно-полицейским, или
сокращенным порядком»1. Так был дан новый толчок к организации
мирового суда и к составлению кодекса незначительных преступлений и
проступков, который совпал с подготовкой крестьянской, полицейской, земской и
судебной реформ.
В
апреле 1859 года мнение комиссии было заслушано в Совете министров под
председательством императора. По его указанию предложения комиссии были
переданы главноуправляющему II отделением императорской канцелярии графу
Блудову, где в то время рассматривался проект нового Устава уголовного
судопроизводства.
Одновременно,
с марта 1859 года, при Министерстве внутренних дел действовала комиссия по
подготовке проекта нового устройства губернских и уездных учреждений. При
обсуждении в ней вопроса о способах осуществления принципов отделения судебной
власти от исполнительной в октябре 1859 года было замечено, что в приложении к
ст. 4133 Губернского учреждения (т. П, ч. 1 Свода законов Российской империи
1857 года) перечислено 55 статей Уложения о наказаниях уголовных и
исправительных, в которых предусматривались наказания за проступки,
подведомственные рассмотрению столичных управ благочиния. Ответственность за
эти проступки не зависела от сословной принадлежности виновных. Это приложение
возбудило мысль о создании Устава о маловажных проступках и стало его основой.
В то же время рассматривался проект Устава о сельских гминных судах в Царстве
Польском, в ст. ст. 622–813 которого в систематическом порядке зафиксированы
«самые маловажные проступки» и наказания за них.
В
комиссии было решено выделить из Уложения о наказаниях уголовных и
исправительных те статьи, которые, по ее мнению, относились к собственно
проступкам, и из этих статей составить особый устав, которым могли бы
руководствоваться мировые судьи. Из Уложения о наказаниях издания 1857 года
было извлечено 652 статьи, предусматривавшие маловажные преступления и
проступки. Это извлечение 30 апреля 1860 г. было представлено в
Государственный совет в качестве 8-го приложения к проекту об уездных
учреждениях.
Следующим
этапом в разработке Устава, который именовался вначале судебно-полицейским,
была подготовка во II отделении императорской канцелярии материалов, составленных
как из статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, так и из других
нормативно-правовых актов, предусматривавших малозначительные правонарушения.
За эти правонарушения следовали незначительные взыскания, их относили к разряду
собственно полицейских проступков, требовавших скорого рассмотрения. Материалы,
включившие 606 статей, явились основной базой для подготовки кодекса
проступков.
Однако
завершение подготовки документов о крестьянской реформе отсрочило составление
судебных уставов. После отмены крепостного права эта работа возобновилась. В
мае 1861 года Александр II обязал II отделение составить
«проект Устава о взысканиях за проступки, подведомые мировым судьям». Но, как
уже отмечалось, эта работа в январе 1862 года была передана из II отделения в
Государственную канцелярию, где уже велась разработка принципов судоустройства
и судопроизводства. В апреле 1862 года записки об основных началах гражданского
и уголовного судопроизводства были представлены в Государственный совет, по
указанию царя они обсуждались в соединенных департаментах законов и гражданских
и духовных дел. В «соображениях», составленных в результате обсуждения
основных начал уголовного судопроизводства, предлагалось в ведение мировых
судов передать все дела о преступлениях и проступках, которые возбуждаются не
иначе как по жалобам частных лиц и могут быть окончены примирением сторон.
Предусматривалась также возможность приговаривать лиц, не освобожденных от
телесных наказаний, за маловажные преступления к штрафу до 15 рублей. При этом
вновь встал вопрос о необходимости составления особого устава о преступлениях,
подлежащих ведомству мировых судей, которая мотивировалась тем, что без такого
устава будет трудно органам дознания, следствия и суда определять подсудность
дел. Особенные затруднения усматривались в том, что подсудность определялась
не столько характером и видом преступлений или проступков, сколько
предусмотренными за них наказаниями.
Александр
II, утвердив Основные положения уголовного судопроизводства, указал
главноуправляющему 11 отделением императорской канцелярии ускорить разработку
Устава о преступлениях и проступках, подлежащих ведомству мировых судей. В ст.
19 Основных положений уголовного судопроизводства предусматривалось включить в
устав: 1) менее важные преступления и проступки, за которые в законах
определены выговоры, замечания и внушения, денежные взыскания в пределах
трехсот рублей, арест до трех месяцев или заменявшие его наказания; 2) дела
частного обвинения;
3)
кража, мошенничество, лесные порубки, присвоение найденных вещей и другие
подобные преступления, совершенные лицами, подлежавшими за эти деяния
заключению в рабочем доме.
При
разработке Устава во II отделении встал вопрос, нужно ли его делить, подобно
Уложению о наказаниях уголовных и исправительных, на общую и особенную части.
Имея в виду, что отсутствие общей части может привести к произволу мирового
суда и что к тому же единоличные мировые судьи могут не иметь основательного
юридического образования, составители решили предпослать уставу, по примеру
многих иностранных судебно-полицейских кодексов, общую часть, но не
разрабатывать ее так подробно, как в Уложении о наказаниях, поскольку
включаемые в Устав проступки в большей части незначительны и не допускают
применения к ним правил о покушении, соучастии, умысле и т. п., определенные
преимущественно для более тяжких преступлений. В результате было решено
ограничить общую часть одной вводной главой, в которой, не вдаваясь в подробности,
определить основные правила, относящиеся к преступному деянию и наказанию.
Составленный
во II отделении «проект Устава о взысканиях за проступки, подведомственные
мировым судьям» состоял из 206 статей, из которых первые 27 относились к общей
части, остальные 179–к особенной. В первой статье проекта говорилось о том, что
мировые судьи определяют наказания только за те проступки, которые в этом Уставе
названы. В объяснительной записке указывалось, что проект составлен на
основании Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, частично
использован Сельский судебный устав, однако специфика Устава для мировых судей,
а также изменившиеся со времени издания Уложения о наказаниях условия, взгляды
и потребности заставили авторов проекта отступить от системы и содержания
общего уголовного кодекса, «при определении же самих проступков признано нужным
означить не все встретившиеся до сих пор уголовные случаи, а по возможности
соединить их и подводить под общие правила». Так, справедливо отмечалось, что
проект значительно упрощал правила об отмене, увеличении и смягчении
наказания.
С
конца декабря 1863 года проекты судебных уставов обсуждались в Министерстве юстиции.
Проект Устава о взысканиях за проступки, подведомственные мировым судьям, не
удостоился значительного внимания. Из замечаний на него выделяются письменные
рассуждения князя Шаховского о всесословной подсудности мировых судов и
равенстве в определении ими наказаний.
3
марта 1864 г. первые три документа судебной реформы были переданы из комиссии
при Государственной канцелярии в Государственный совет, и там уже 4 марта
началось их обсуждение, вначале в расширенном составе соединенных департаментов
законов и гражданских и духовных дел, а затем – в общем собрании. 11 отделение
подготовленный им проект Устава о взысканиях за проступки, подведомых мировым
судьям, представило в Государственный совет только 15 мая. Обсудить его в
комиссии при Государственной канцелярии, где разрабатывались проекты трех
первых законов, для согласования с ними уже не было возможности, и все четыре
проекта обсуждались в Государственном совете одновременно. Но если первые
проекты, особенно уставов уголовного и гражданского судопроизводства,
рассматривались весьма обстоятельно, то этого никак нельзя сказать о проекте
Устава о взысканиях. Из более чем 30 заседаний соединенных департаментов ему
было уделено внимание только на двух (1 и 9 июля). Да и обсуждение касалось в
основном редакционных вопросов, были внесены небольшие коррективы в санкции
некоторых статей. Не имел устав и общественного резонанса. Впрочем, как отмечал
дореволюционный исследователь, все судебные уставы были выработаны без прямого
участия не только широких слоев народа, но даже просвещенных общественных
кругов. Правда, современные авторы отмечают определенное участие
общественности в подготовке судебных уставов.
30
сентября Устав о взысканиях был доложен на заседании Государственного совета,
где также не подвергся существенным изменениям, а 20 ноября 1864 г. вместе с
другими документами судебной реформы утвержден императором как «Устав о
наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
Судебными
уставами восторгались не только их творцы и вдохновители, но и прогрессивные
судебные деятели, отмечавшие их высокое предназначение, считавшие их большим
шагом в деле либерализации судебной системы, ее всестороннего
совершенствования в соответствии с новыми социально-экономическими условиями в
стране. Судебные уставы «были плодом возвышенного труда, проникнутого сознанием
ответственности составителей их перед Россией, жаждавшей правосудия в его
действительном значении и проявлении», – писал А. Ф. Кони1.
Устав
о наказаниях был буржуазным по духу, выгодно отличался по сущности и содержанию
от феодального Уложения о наказаниях, а тем более – от старых полицейских
уставов. Принятие его обусловило значительную переработку старого уголовного
законодательства, в частности, из Уложения о наказаниях уголовных и
исправительных было изъято 652 статьи, в том числе 1-я и 2-я, определявшие
преступление и проступок.
Разумеется,
Устав не был лишен недостатков, феодальных черт. Так, еще после опубликования
Основных положений преобразования судебной части в России в 1862 году Н. П.
Огарев писал: «Для черни есть свои волостные суды, мировые суды – дворянские...
Сколько бы мировые суды ни стояли выше правительственного суда исправников, становых
и управ благочиния, но все же они – суды розни сословий». Из подсудности
мировых судов были изъяты дела, подведомственные духовным, военным,
коммерческим, крестьянским и инородческим судам. Таким образом, многомиллионное
крестьянское сословие вынуждено было по весьма значительному кругу дел
судиться в своих волостных судах.
Утвержденный
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, состоит из вводной главы,
содержащей общие положения, и последующих 12 глав, в 153 статьях которых в
систематическом порядке определяются противоправные деяния и наказания за них.
Три главы делятся на отделения, некоторые статьи–на пункты и части. Подлинный
текст Устава подписан председательствовавшим в Государственном совете князем П.
Гагариным, на первом листе перед заглавием – обычная при утверждении закона
надпись императора «Быть по сему», дата утверждения и место – «Царское Село».
Запрещенные
Уставом под страхом наказания деяния именуются проступками. Но можно ли
говорить о декриминализации большого числа преступлений, ранее предусмотренных
Уложением о наказаниях уголовных и исправительных? Тяжесть наказания,
следующая за эти «проступки» по Уставу, не позволяет с полным основанием
сделать такой вывод. Не случайно эти «проступки» в Уставе называются также «преступными
деяниями», привлеченный к ответственности за «проступки» называется
«подсудимым», ему выносится «приговор», после чего он становится «осужденным».
Устав
изобилует отсылочными и бланкетными нормами. Целые главы определяют наказания
за нарушения других уставов (о паспортах, строительного и путей сообщения,
пожарного, почтового и телеграфического), при этом часто не указываются
конкретные статьи уставов. Это создавало значительные неудобства в пользовании
Уставом и на практике приводило нередко («если не в большинстве случаев») к
тому, что судьи не давали конкретной юридической квалификации деяния, за
которое они определяли наказание. Поэтому в последующем Устав издавался также с
приложениями нормативно-правовых актов, упомянутых в нем.
В.
П. Безобразов, восторгаясь мировой юстицией и в целом законодательством о
судебной реформе, отмечает, что Устав о наказаниях, налагаемых мировыми
судьями, является исключением из сказанного им о судебных уставах, он
обработан как будто бы другой рукою, гораздо менее опытной и осмотрительной.
Главный недостаток Устава, по его мнению, – слишком слабое развитие отдельных
его частей. Некоторые группы преступлений весьма слабо разработаны, другие, в
том числе и весьма часто встречавшиеся на практике, не упомянуты вовсе. В
качестве примера он приводит статьи о пьянстве, которые всего «чаще приходится
применять на практике»: их в Уставе всего две, и они ни в коей мере не отражают
многообразия этого явления, его последствий. В процессе применения Устава
выявились его многочисленные недоработки. Так, судебные деятели ставили вопрос
о более подробной разработке общей главы Устава, в частности относительно
решения вопроса о давности исполнения наказания по приговору.
19
октября 1865 г. император утвердил Положение о введении в действие судебных
уставов, а Правительствующему сенату было указано ввести уставы «в полном их
объеме» в течение 1866 года, в десяти губерниях (Санкт-Петербургской,
Московской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Рязанской,
Тверской, Тульской, Ярославской). 17 апреля 1866 г. мировой суд начал
действовать в Петербурге, 17 мая – в Москве. Введение мирового суда, а
следовательно, и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, на всей
территории империи растянулось на 10 лет.
Новые
судебные органы были с воодушевлением встречены общественностью, их
деятельность вызвала доверие у населения. В мировые суды пошли с жалобами на
притеснения и обиды, на мелкие кражи и мошенничество, которые раньше оставались
вне поля зрения правоохранительных органов. Уже в 1867 году мировыми судьями
было рассмотрено 147 651 уголовное дело, т. е. по 430 дел на одного участкового
судью.
В
то же время деятельность мировых судов с недоброжелательностью воспринималась
администрацией (особенно полицией) во главе с генерал-губернаторами и
обер-полицмейстерами, привыкшей к беспредельной власти и произволу. Со стороны
административно-полицейских органов и должностных лиц началось давление на
мировой суд, развернулась настоящая борьба против судебных уставов, которая
протекала в скрытых формах (в Москве) или приобретала размеры грандиозной
кампании (как это было в Петербурге). Выдвигались требования об изъятии из
подсудности мировых судов полицейских проступков, возобновилось муссирование
выдвигавшейся в ходе полицейской реформы 1862 года идеи о создании в столице
полицейских судов. Полиция, обязанная по закону оказывать содействие мировым
судам, на деле нередко оказывала противодействие им. Гонения на мировой суд,
который, по замечанию А. Ф. Кони, при отдельных своих недостатках был «не
только местом отправления доступного народу правосудия, но и школою
порядочности и уважения к человеческому достоинству», в конечном счете привели
к фактическому упразднению его. В 1889 году мировые судьи в уездах были
заменены земскими участковыми начальниками, а в большинстве городов –
городскими судьями, к которым и перешла подсудность основной массы деяний,
предусмотренных Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Часть дел
передавалась перестроенным волостным судам, а также уездным членам окружного
суда. Оплотом мировой юстиции оставались столичные мировые суды, хотя и ограниченные
в компетенции. В 1912 году мировые суды были восстановлены, хотя и не
повсеместно, и окончательно ликвидированы в процессе слома государственного
аппарата после Великой Октябрьской социалистической революции.
4.4. Устав гражданского судопроизводства.
Документы
судебной реформы включают в себя четыре закона. Один из них посвящен
судоустройству, два – процессу, гражданскому и уголовному, и один новый,
отсутствовавший в «Основных положениях», – Устав о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями – кодекс материального права, содержавший нормы о небольших
уголовных и административных правонарушениях. В целом же судебные уставы
исходили из принципов и идей, заложенных в «Основных положениях».
Устав
содержит вводную часть – «Общие положения» и три книги. Первые две посвящены
процессу соответственно в мировых и общих судебных установлениях, в третьей
регламентируются изъятия из общего порядка гражданского судопроизводства. К
Уставу приложены образцы процессуальных документов – искового прошения и
исполнительного листа.
Закон
предусматривает, что гражданские споры рассматриваются только судами.
Допускаются иски к государственным органам в случае принятия последними
решений, причиняющих ущерб частным лицам. Регламентируются гражданские
правоотношения, возникающие в связи с ущербом, причиненным преступлением.
Провозглашается принцип всеобщей гражданской правоспособности (с некоторыми
исключениями).
В
книге первой, посвященной производству в мировых судебных установлениях,
говорится об их подсудности, о поверенных, о предъявлении иска, о явке
спорящих, о доказательствах, об обеспечении исков, о решении по делу, его
обжаловании, исполнении, о порядке производства во второй инстанции – мировых
съездах, об отводах судей и иных случаях их устранения.
Книга
вторая содержит пять разделов – о производстве в окружных судах, о порядке
обжалования решений общих судебных установлении, о сроках, о судебных издержках,
об исполнении судебных решений. Эта книга имеет вообще сложную структуру:
разделы включают в себя главы, главы – отделения, отделения – подразделения, не
имеющие особого титула, наконец, последние включают в себя статьи.
В
разделе I говорится о подсудности, о поверенных, об исковых прошениях, о цене
иска, о производстве до слушания дела, о слушании дела, о сокращенном
судопроизводстве, о доказательствах и их проверке, о частных производствах
(частные прошения вообще, отводы, обеспечение исков, привлечение третьего
лица, вступление такого лица в дело, устранение судей и прокуроров,
приостановление, возобновление и уничтожение судебного производства), о
решении.
Раздел
II, посвященный порядку обжалования решений общих судебных установлении,
включает в себя две главы – об апелляции (порядок принесения апелляционной
жалобы, производство дел, поступивших в судебную палату по апелляции,
восстановление права апелляции, производство по частным жалобам на окружной
суд) и об отмене решений.
Раздел
III также состоит из двух глав: первая устанавливает общие правила исчисления
сроков, вторая предусматривает возможности отсрочек и восстановления сроков.
В
разделе IV речь идет о судебных издержках: устанавливаются общие правила,
говорится о гербовых, судебных и канцелярских пошлинах, о сборах по
производству дела, о вознаграждении тяжущихся за судебные издержки, о поступлении
и распределении судебных и канцелярских пошлин и сборов по производству дела,
об изъятии из общих правил о судебных издержках.
Заключительный
раздел книги второй содержит положения о законной силе решений суда, об
исполнительном производстве, об обращении взыскания на движимое и недвижимое
имущество, о порядке распределения взысканной суммы между несколькими
кредиторами, о личном задержании (арест должников и отправление их в места
заключения, порядок освобождения и проч.), об исполнении решений судебных мест
Царства Польского и Великого княжества Финляндского, об исполнении решений
судебных учреждений иностранных государств.
Книга
третья Устава содержит исключения из общего порядка гражданского
судопроизводства. Здесь регламентируются рассмотрение дел казенного управления
(производство дел, возникающих из договоров подряда, поставки и отдачи в
арендное содержание оброчных статей, порядок производства дел в случае
завладения имуществом или нарушения владения), взыскание вознаграждения за
вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц (в административных и
судебных органах), судопроизводство по делам брачным и о законности рождения, примирительное
разбирательство (мировые сделки и третейский суд).
Устав
гражданского судопроизводства – первый в истории российского законодательства
гражданский процессуальный кодекс. Он впервые отделил гражданское судопроизводство
от уголовного, приспособил судопроизводство к новой судебной системе. Впервые
многомиллионные массы освобожденного от крепостной зависимости крестьянства
получили процессуальные гарантии защиты своих гражданских прав, а все
подданные Российской империи сравнялись, независимо от сословной
принадлежности, перед лицом гражданского суда. Устав охватил всю многосложную
систему гражданских правоотношений.1
5. Система судов, их компетенция.
Судебная
реформа 1864 г. провозгласила буржуазные принципы судоустройства и
судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание
всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных
заседателей; установление прокурорского надзора; создание более четкой системы
судебных инстанций.
Реформа
вводила многие институты буржуазного процесса: отделение предварительного
следствия от суда; устность и гласность процесса;
участие
в процессе обвинения и зашиты; равенство сторон, признание подсудимого
невиновным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказана его виновность
(презумпция невиновности); ликвидацию формальной оценки доказательств и
введение принципа свободной оценки доказательств самим судом на основе
обстоятельств дела; апелляцию и кассацию. Но законодательство судебной реформы
и тем более судебная практика знали многочисленные изъятия из указанных
принципов.
Судебная
система состояла из мировых и общих судебных органов.
Местными
судебными органами были мировые судьи и съезды мировых судей. Мировые
судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и действовали
в специальных участках. Кандидат в мировые судьи должен был отвечать целому
ряду требований (иметь образование или стаж службы на определенных должностях,
отвечать довольно высокому имущественному цензу и др.). Список кандидатов в
мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов
мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировым судьям были подсудны
незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал
такие наказания, как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше
300 руб., арест на срок не свыше 3 месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1
года. По гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше
500 руб.
Дела
в мировом суде начинались по жалобе частных лиц, по сообщениям полицейских и
других административных органов, по усмотрению самого мирового судьи. Предварительное
расследование велось полицией.
Мировые
судьи рассматривали дела единолично. Процесс был устным и публичным,
допускалось участие поверенных.
Мировые
судьи округа1 образовывали съезд мировых судей, являвшихся
апелляционной инстанцией для участковых мировых судов.
В
число общих судебных органов входили окружные суды и судебные
палаты. Окружные суды создавались в специальных судебных округах и
состояли из назначаемых императором по представлению министра юстиции
председателя и членов. Для замещения этих судебных должностей надо было
отвечать целому ряду требований (иметь соответствующее образование, стаж
работы, соответствовать классово-политическим требованиям; как правило,
председателями и членами окружных судов были представители дворянского
сословия).
Окружной
суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение
состояло из двух частей – коронного суда и суда присяжных заседателей. В
заседаниях участвовало не менее трех коронных судей (председатель и два
члена).
Окружным
судам были подсудны все (за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из
ведомства мировых судов. Дела о преступлениях, за которые в законе были
установлены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния,
рассматривались окружным судом с присяжными заседателями. Окружным судам были
подсудны все иски, не подлежавшие рассмотрению в мировых судах (т.е. более 500
руб.).
Для
проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные
следователи, которые должны были действовать в тесном контакте с полицией.
Судебный следователь мог поручить полиции производство дознания, сбор
необходимых сведений.
Кандидаты
в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями, во главе которых
стоял предводитель дворянства, и утверждались губернатором. Они должны были
отвечать имущественному цензу, цензу оседлости и другим требованиям. Из крестьян
в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных
судов, волостные старшины и сельские старосты.
Закон
специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в
услужении у частных лиц (т.е. рабочие и др.), в списки не вносятся.
В
соответствии с утвержденным губернатором общим списком присяжных заседателей
составлялись годовой и месячный списки. Председатель окружного суда составлял
сессионный список присяжных заседателей. Такой сложный подбор присяжных заседателей
обеспечивал участие в суде благонамеренных и в основном состоятельных людей.
Роль присяжных заседателей была довольно ограниченной: председатель суда должен
был сформулировать и поставить перед ними вопрос о виновности подсудимого, а
присяжные должны были ответить на вопросы коронного суда (т.е. вынести так
называемый вердикт о виновности или невиновности подсудимого). Вопрос о
наказании решался коронным судом.
Приговор
окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть
обжалован (или опротестован прокурором) только в кассационном порядке. Закон
подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и
их равенство в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки
(суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению,
основанному на обстоятельствах дела). Обвинение в суде поддерживал прокурор,
защиту осуществлял или сам подсудимый, или защитник (присяжный или частный
поверенный).
В
окружном суде в большей мере, нежели в других судебных местах России,
соблюдались принципы введенного реформой процесса.
Следующей
судебной инстанцией была судебная палата. Судебные палаты утверждались
по одной на несколько губерний. Они состояли из двух департаментов - гражданского и
уголовного. Председатели и члены судебных палат назначались императором по
представлению министра юстиции.
Судебные
палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным
без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде
всего по делам о государственных и должностных преступлениях, некоторых
преступлениях, против порядка управления. К ведению судебной палаты были
отнесены, и некоторые преступления против веры. Для рассмотрения указанных дел
судебной палатой в качестве первой инстанции к членам уголовного департамента
присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была
учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, один из городских
голов и один из волостных старшин, т.е. сословные представители.
Над
всеми судебными органами России стоял Сенат – орган, формируемый по указу
императора.
Сенат являлся верховным кассационным1
судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой
инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям,
совершенным высокопоставленными сановниками). В 1872 г. при Сенате было
учреждено "Особое присутствие для суждения дел о государственных
преступлениях и противозаконных сообществах", в состав которого кроме
сенаторов вошли назначаемые императором сословные представители (предводитель
дворянства, городской голова и волостной старшина)2. Для
рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом
мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из
председателей департаментов Государственного совета и членов Сената под
председательством председателя Государственного совета.
Кроме
местных и общих судов в России существовали духовные, коммерческие и военные
суды со специальной подсудностью. Судебная реформа 1864 г. по-новому определила
систему и права прокуратуры. Прокуратура, возглавляемая
генерал-прокурором, состояла при общих судебных органах и Сенате. На нее
возлагались обязанности осуществления надзора за судом, следствием и местами
заключения, участия в качестве стороны в процессе. Прокурорские должности
замещались из лиц, отвечавших требованиям особой политической благонадежности.
В
национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не была проведена
совсем, или же была осуществлена с большими изъятиями (не вводился, например,
суд присяжных, мировые судьи не избирались, а назначались).3
Заключение.
В
заключение необходимо подвести итоги проделанной работы.
Судебная
реформа в корне изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное
право Российской империи. Она отделила судебные органы от административных и
законодательных. Был введен суд присяжных. О демократичности этого института
говорит то, что на практике присяжными стали в основном крестьяне, в том числе
и небогатые. Впервые была учреждена настоящая адвокатура. Она стала весьма престижной
и высоко оплачиваемой сферой деятельности, которой не брезговали заниматься
даже титулованные особы, получавшие высочайшие гонорары не только за
уголовные, но и за гражданские дела. Была реорганизована и прокуратура,
освобожденная от функции общего надзора и сосредоточившаяся на работе в суде.
Впрочем, если в уголовном процессе роль прокурора возросла, то в гражданском
она уменьшилась (а на практике была еще меньше). Исследователи установили, что
за 50 лет не отмечено ни одного прокурорского протеста по гражданским делам.
Был
учрежден также институт судебных следователей, независимых и от полиции, и от
прокуратуры, числящихся при окружных судах. До реформы, как известно,
предварительное расследование находилось целиком в руках полиции.
В
процессуальном праве победили принципы состязательности, гласности, устности.
Важная
страница истории судебной реформы – практическое создание новых судебных
органов и организация их деятельности, т. е. проведение судебной реформы в
различных регионах страны. Это не был акт простого технического свойства. В
ходе реализации судебных уставов проявилось подлинное отношение к ним
правительственных кругов, их всемерное желание ограничить демократические
институты и сузить сферу их применения.
19
октября 1865 г. было утверждено «Положение о введении в действие судебных
уставов». Проведение реформы затянулось на 35 лет. Официальный акт о ее
завершении – специальный указ царя был издан 1 июля 1899 г. За это время сами
уставы подверглись кардинальным изменениям, из них были выброшены многие
демократические институты.
Список литературы.
1.
Виленский Б. В. Подготовка судебной реформы 20
ноября 1864 г. в России. – Саратов, 1963.
2.
Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в
России. – Саратов, 1969. История государства и права России. Учебник. / Под.
Ред. Ю. П. Титова – М.: «Проспект», 1998.
3.
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений
дореволюционной России. – М., 1983.
4.
История государства и права России. Учебник. / Под.
Ред. Ю. П. Титова – М.: «Проспект», 1998.
5.
Ключевский В.О. Соч. Т. V "Курс русской
истории". – М.: изд. Соц. экон. литературы, 1958.
6.
Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. / К
пятидесятилетию судебных уставов. – М., 1914.
7.
Коротких М. Г. Борьба в правительственных кругах по
поводу принципов судебной реформы в России (1857-1859). / Государственный строй
и политико-правовые идеи России второй половины XIX
столетия. – Воронеж, 1987.
8.
Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864
г. в России. – Воронеж, 1989.
9.
Немытина М. В. Пореформенный суд в России:
деформация основных институтов уставов 1864 г. // Правоведение. 1991. №2.
10.
Радутная Н. В. Суд присяжных (история, социальные и
правовые аспекты) / Уч. пос. – М., 1991.
11.
Российское законодательство Х-ХХ вв. – М., 1987.
Т.5; М., 1991. Т. 8.
12.
Сперанский М. М Записка об устройстве судебных и
правительственных учреждений в России / Проекты и записки. – М.-Ленгиград,
1961.
13.
Судебная реформа: Сб. статей / Под ред. Полянского
Н. М., 1915.
14.
Филиппов М. А. Судебная реформа в России. Т. 1. –
Ленинград, 1951.
15.
Шувалова В. А. О сущности судебной реформы 1864 г.
в России // Советское государство и право. 1964. №10.
________________«___»
августа 2000 года
1 Волокита и бюрократизм принимали ужасающий характер.
По свидетельству В.0. Ключевского, в 1842 г. министр юстиции представил
императору отчет, в котором значилось, что в судебном производстве
насчитывалось 33 млн. незаконченных дел (см.: Ключевский В.0. Соч. Т. V
"Курс русской истории". М.: изд. Соц. экон. литературы, 1958. С.
271).
1 Сперанский М. М Записка об устройстве судебных и правительственных
учреждений в России / Проекты и записки. – М.-Ленинград, 1961, С. 95-101,
172-174.
1 Коротких М. Г. Борьба в правительственных кругах по поводу принципов
судебной реформы в России (1857-1859). / Государственный строй и
политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия. – Воронеж,
1987. С. 11.
1 Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Судебная реформа.
Том. 8. Ред. Виленский Б. В. – М., 1991. С. 5-12.
1 Указ. произведение. С. 12-13.
1 Филиппов М. А. Судебная реформа в России. Т. 1. –Л., 1951. С. 617.
1 Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов,
1969. С. 116.
1 Филиппов М. А. Судебная реформа в России. Т. 1. –Л., 1951. С. 612.
1 Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. / К пятидесятилетию судебных
уставов. – М., 1914. С. 118.
1 Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Судебная реформа.
Том. 8. Ред. Виленский Б. В. –М., 1991. С. 12-18.
1 По судебной реформе 1864 г. создавались специальные судебные округа,
которые не должны были территориально совпадать с губерниями.
1 Кассацией назывался пересмотр дела с целью проверки
соответствия судебных решении и приговоров нормам права (пересмотра дела по
существу не производилось).
2 В 70-е годы в
Особом присутствии Сената были проведены многие важные политические процессы
(например, над народниками).
3 История государства и права России. Учебник. / Под.
Ред. Ю. П. Титова – М.: «Проспект», 1998. С. 201-205.
Страницы: 1, 2
|
|