|
Учения Цицерона о государстве и праве
Учения Цицерона о государстве и праве
Кафедра гуманитарных и
общественных дисциплин
Творческая работа по теме:
"Учения Цицерона о
государстве и праве"
Составил:
Студент
1 курса ??????????
???????????????????????????
Проверила:
??????????????????????????????
Донецк 200?
Содержание:
Введение
3
1. Учение Цицерона о государстве
5
1.1.
Возникновение
государства 5
1.2. Формы государственного
устройства 6
2.Аспекты государственного
устройства Рима по Цицерону 9
2.1. Политическая позиция
Цицерона 9
2.2. Отношение Цицерона к Рабству
11
2.3. Характеристика
государственного деятеля 12
3. Истинный закон по Цицерону
14
3.1. Естественное право
14
3.2. Формулировка законов
15
Заключение
17
Список используемых
источников и литературы 19
Введение
[1]Марк Туллий
Цицерон - род. в 106 до н. э. — ум. 07.12.43 гг. до н. э. - знаменитый римский
оратор, юрист, учёный, писатель, государственный деятель и мыслитель. Римский
эдил, претор, консул. Известен тем, что стремился возродить республиканские
принципы во время гражданских войн, окончательно разрушивших Римскую
республику. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам
государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О
государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается
и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»). Главные
сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О
государстве", "О законах", "О границах добра и зла",
"Катон Старший, или О старости", "Лелий, или О дружбе",
"Об обязанностях" и др. Цицерон познакомил римлян с древнегреческой
философией в собственной интерпретации.
Конец жизни и
деятельности Цицерона (44—43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой
опасности военной диктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида). В
этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени «всей Италии» и всех
сторонников республики, играл, по словам Аппиана, роль «единовластного
демагога». После победы триумвиров имя Цицерона было включено в проскрипционные
списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был
обезглавлен сторонниками триумвиров.
Трактаты Цицерона
"О государстве" и "О законах" крайне ценны как памятник
исторический, сохранивший многие важные сведения и подробности, главным образом
относительно государственного устройства римской республики.
Цицерон широко
известен как знаменитый оратор, - его имя даже стало нарицательным, -
значительно менее он известен как политический деятель и почти вовсе неизвестен
как философ. Такое распределение "аспектов" его славы не случайно.
Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он прочно и на
века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имел отношение
к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков и, наконец,
как философ он едва ли может считаться крупным и самостоятельным мыслителем,
сказавшим в этой области какое-то новое слово!
Теоретические
воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным
влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего учений Платона, Аристотеля,
Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот
Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими
традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой
мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной
обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической
действительности. В целом творческое использование идей предшественников в
политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и
новых положений в области теории государства и права.
Учение Цицерона о государстве
Возникновение государства
Государство (respublica) Цицерон
определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает,
что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было
образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах
права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона
предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов,
что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и
как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое
образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той
юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев,
вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную
причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и
их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе.
Влияние
Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи как первоначальной
ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает
государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и
разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства
является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и
государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение
справедливости и права.
Возникновение
государства
(также и права) не, по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим
требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в
трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство
и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и
справедливости.
Формы государственного устройства
Разум — высшая и лучшая часть
души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в
человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал
Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни
для необдуманных поступков».
[2]В русле традиций
древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению
одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т.
д.
Критерии
различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и
воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал
три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и
народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть находится в руках
у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное
устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то
говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же
(ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках
народа».
[3]Все эти простые формы
государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и
могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том
числе — и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего
участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и
недостатки. В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается
царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением
своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы,
свободой — народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли
Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве
представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же
формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и
обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями
населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные»
формы.
Основной порок
простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они
неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на
«обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Предотвратить подобное
вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях
наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого
путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления.
«Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся
и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету
первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле
народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон
отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.
Как путь к
смешанной форме [4]правления
Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской
власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в
полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в
полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и
народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью
«предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо
придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону
того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное
равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав,
обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов,
достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у
народа».
Аспекты
государственного устройства Рима по Цицерону
Политическая
позиция Цицерона
Достоинства
государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона, плод многовекового
опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от
которого обязательно что-то ускользает. В отличие от Рима в других государствах
формы правления создавали на основе своих законов и установлений отдельные лица
(например, Минос — на Крите; Ликург — в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен,
Деметрий Фалерский — в Афинах и т. д.).
[5]Свою концепцию наилучшей
(смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального
государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом
практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее
существования («при предках»).
Правда, Цицерон
отдавал себе отчет в том, что реальность восхваляемого им римского смешанного
государственного строя — скорее в прошлом, чем в настоящем. Отсюда и его
многочисленные апелляции к этому прошлому. Во времена Цицерона римская
республика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни.
Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти, к
принципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его
суждения о государстве как деле народа явно расходились с современными ему
социально-политическими реалиями и действительными тенденциями развития римской
государственности. Как теоретик и практический политик, находившийся в гуще
тогдашней борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию к
перегруппировке сил и власти, к отливу реальных полномочий от прежних
республиканских институтов и их концентрации в руках отдельных лиц, и, прежде
всего тех, кто опирался на армию. Об этом красноречиво говорили примеры
возвышения Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана и др.
В своем
творчестве и в своей практической политической деятельности (в качестве
квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон последовательно выступал
за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и
против режима личной военной диктатуры.
С позиции
«истинного популяра» и борца за «всеобщее согласие» и благо государства он
атаковал своих политических противников, в частности таких лжепопуляров, по его
оценке, как Рулл, Катилина, Клодий. В конце 50-х гг. Цицерон выступал против
всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря и Красса) и возможной военной диктатуры.
В 40-х гг. установление режима личной власти Цезаря он расценил как «ночь
республики», «утрату свободы в государстве» и тиранию. Убийство Цезаря (44 г.
до н. э.) он встретил с радостью. С учетом специфики практической политики и ее
особой логики следует все, же признать, что в своей деятельности Цицерон в
целом оставался, верен основным идеям и принципам той теоретической концепции
государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и
там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов»,
«общем правопорядке» и т. д.
При этом,
разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской
республики, но вовсе не рабов.
Отношение Цицерона к рабству
[6]Рабство, по
Цицерону,
«справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается
им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут
возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении,
между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено
самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же
пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить
соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит
рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными
частями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует
относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и
предоставлять им то, что полагается.
Хотя
характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от распространенных в то
время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения
Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том,
что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что между людьми никакого
различия нет, что человек — «гражданин всего мира, как бы единого града» и т.
д. Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей
истинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи он
критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку
не следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в
общественной и политической жизни. Считая управление государством сочетанием
науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения
практически их применять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что «сама
природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей более
безопасной и более богатой». Он советовал изучать науки о государстве и праве
как «такие науки, которые могут сделать нас полезными государству», усматривая
в этом служении государству «самую славную задачу мудрости и величайшее
проявление доблести и ее обязанность».
Характеристика государственного деятеля
Мудрый
государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и
повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу
событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и
справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства
как «общего правопорядка».
[7]Лицо, ведающее делами
государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым.
Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть
основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».
В том крайнем
случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего
дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по
Цицерону, должен «как диктатор установить в государстве порядок». Здесь политик
выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель
республики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду
за их дела «назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно,
испытывая блаженство».
Обязанности
идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования
таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность.
Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность
или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь
потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.
Истинный
закон по Цицерону
Естественное
право
Цицерон дает
следующее развернутое определение естественного права: «Истинный
закон — это разумное положение, соответствующее природе,
распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к
исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно,
однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает
им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая.
Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство;
сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью
невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа
освободиться от этого закона не можем».
Этот «истинный
закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет
распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы
наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона».
Всякого, кто,
презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, Цицерон
характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо понесет величайшую
(божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания.
Естественное
право, согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный
закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само
государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является
по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает
требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные
законы и т.д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят
от мнения и усмотрения людей.
Формулировка
законов
[8]Соответствие или
несоответствие человеческих законов природе (и
естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или
несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и
праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в
Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э.,
согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему
предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по
отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие
другие «пагубные постановления народов», по словам
Цицерона,
«заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые
разбойниками».
Законы,
принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать
установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение
Цицерон придавал введению к закону, поскольку «закону свойственно также и
стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель
такой преамбулы — укрепить божественный авторитет закона и использовать страх
божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения
правонарушений.
Свои общие
представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им
проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер
этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского
народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
Ряд важных
положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан
Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй
(полномочия должностных лиц) должен быть законным. В общем, виде им формулируется
и следующий правовой принцип: «Под действие закона
должны подпадать все».
Заключение
В учении Цицерона
о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление
самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право
народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью
как естественное право международного общения (т. е. как естественное
международное право). Он формулирует существенный принцип международного права
о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.
Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал
несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и
объявлена». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в
случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны
им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление
мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.
Отдавая должное
этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в области международного права,
следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение к
завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.
Творческое
наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало
большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились
в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций,
Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители
эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне
своего великого предтечу и гуманиста.
В истории
политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов
привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном
правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном
праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Греции,
Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в
поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.
Список
использованных источников и литературы:
1.
Кузищин
В.И. – "История древнего Рима". М., 1994 г. - 366 стр.
2.
Политико-философские
трактаты Цицерона. "О государстве", "О законах",
"Тускуланские беседы" – Русский гуманитарный Интернет университет
3.
Рижский
М.И. - "Цицерон Марк Тулий. Философские Трактаты". М.,1985 г.
4.
Всемирная
история. Эллинистический и Римский периоды. Под ред. А.Н. Бадак , И.Е. Войничь,
Н.М. Волчек и др. М., 1999 г.
5.
Всемирная
история в иллюстрациях. М., 1994 г.
6.
Всемирный
энциклопедический словарь. Главный ред. Адамчик М.В. Минск, 2004 г. – 1640 стр.
[1] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др.
Минск, 2004 г. – С. 1527 – 1528.
[2] Кузищин В.И. История древнего Рима. М.: 1994 г. – 366 с.
[3] Всемирная история. Элинистический и Римский периоды / Под ред.А.Н.
Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. Москва, 1999 г. – С. 422
[4] Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты. / Перевод М.И. Рижский.
Москва, 1985 г. – 256 с.
[5] Всемирная история. Элинистический и Римский периоды / Под ред.А.Н.
Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. Москва, 1999 г. – С. 520.
[6] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др.
Минск, 2004 г. – С. 1525.
[7] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др.
Минск, 2004 г. – С. 1521.
[8] Кузищин В.И. История древнего Рима. М.: 1994 г. – 366 с
|
|