|
Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.
Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.
Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.
Углубление прогрессивных преобразований и позитивный
внутриполитический курс правительства Ирака сочетались в эти годы с мерами по
укреплению национальной независимости своего государства. Важной составной
частью этого курса было расширение и упрочнение всесторонних связей между
Ираком и социалистическими странами, прежде всего с Советским Союзом. Торговое,
экономическое, техническое сотрудничество с СССР, Венгрией, ГДР, рядом других
социалистических стран позволило Ираку осуществить крупные проекты в области
нефтедобычи, строительства промышленных предприятий и коммуникаций, развития
энергетики и ирригационной сети. Это сотрудничество создало необходимые условия
для подготовки и проведения национализации нефтедобывающей промышленности и
успешного противодействия попыткам иностранных монополий бойкотировать иракскую
нефть на мировом рынке.
После заключения Договора о дружбе и сотрудничестве между
Ираком и СССР отношения между ними продолжали развиваться по восходящей линии.
Характеризуя значение связей с СССР и другими социалистическими странами, VII
региональный съезд ПАСВ отмечал: "Выдвинутый Партией арабского социалистического
возрождения и революцией 17 июля лозунг стратегического союза с СССР и другими
социалистическими странами правилен как с точки зрения принципов, так и с точки
зрения практики. Он не противоречит принципам партии, ее панарабским целям и
задачам борьбы за осуществление единства, свободы и социализма, равно как и
интересам и чаяниям арабской нации и ее борьбе за освобождение и прогресс".
Это сотрудничество стало охватывать самые разнообразные сферы. Только в 1973 г.
между двумя странами были заключены соглашение о культурном сотрудничестве,
договор о правовой взаимопомощи, соглашения о туризме, об экономическом и
техническом сотрудничестве. В марте 1975 г. иракское правительство заключило с
СССР соглашение о строительстве ТЭС в Эн-Насирии, в апреле того же года -
соглашение о ведении совместных исследований по использованию атомной энергии в
мирных целях. В июле 1975 г. Ирак первым из развивающихся государств подписал
соглашение о сотрудничестве с Советом Экономической Взаимопомощи.
Отношения Ирака с капиталистическими странами Запада
развивались в этот период неровно. Важным для иракского правительства
критерием, при помощи которого оно оценивало возможности развития связей с той
или иной страной Запада, была ее позиция в отношении урегулирования
ближневосточного кризиса, а также перспектив независимого, прогрессивного
развития Ирака и других арабских стран. В частности, на развитии Ирака и других
арабских стран. В частности, на развитии американо-иракских отношений
негативным образом отразилась поддержка, которую оказывали США Израилю в
проведении его экспансионистской политики, а также шахскому режиму в Иране.
Так, в ноябре 1971 г., когда иранские войска высадились на трех островах
Персидского залива, принадлежащих арабским эмиратам Шарджа и Рас-эль-Хайма,
Ирак разорвал дипломатические отношения с Ираном и Великобританией. Отношения с
США были прекращены еще в 1972 г. шахскому режиму было обещано любое неядерное
вооружение для осуществления его гегемонистских замыслов в Персидском заливе, а
также помощь американских специалистов в подготовке иранской армии.
В январе 1974 г., после арабо-израильской войны в октябре
1973 г., в ходе которой США и другие империалистические государства полностью
поддержали Израиль, VII региональный съезд ПАСВ (партия арабского
социалистического возрождения) констатировал: "Противоречие, существующее
между нами и этими государствами, особенно США, является фундаментальным,
острым и долговременным. Оно может исчезнуть только в результате радикального
изменения их линии и их отношения к нам и к нашим существенным проблемам."
Исходя из этой позиции, иракское правительство отвергло в 1974 г. предложение
США участвовать в совещании стран-экспортеров и импортеров нефти в Вашингтоне,
расценив его как попытку закрепить и усилить неравноправный характер отношений
между развивающимися странами и империалистическими государствами. В 1975 г.
Ирак осудил действия США, направленные на заключение сепаратных сделок между
отдельными арабскими странами и Израилем, а также соглашение о разъединении
египетских и израильских войск на Синае.
Важной составной частью внешней политики Ирака в 1971-1975
гг. были его отношения с другими арабскими государствами, которые ПАСВ рассматривала
как особую сферу своих международных связей. Сюда относился комплекс проблем,
касающихся совместной борьбы против израильской агрессии, за осуществление
законных прав арабского народа Палестины, а также отношения Ирака с другими
арабскими государствами Персидского залива.
Иракское правительство прежде всего стремилось
нормализовать свои отношения с арабскими странами, непосредственно
противостоящими израильской агрессии, добиться объединения их усилий и лучшей
координации их действий. Однако достижение этих целей осложнялось рядом
обстоятельств, в частности особым подходом Ирака к решению ближневосточной
проблемы. В эти годы для иракского руководства были характерны отказ от самой
идеи политического урегулирования ближневосточного кризиса, признание
вооруженной борьбы с Израилем вплоть до его полного уничтожения в качестве
единственного средства обеспечения прав арабских народов. По этой причине
иракское правительство долгое время отвергало резолюции Совета Безопасности
ООН, идею созыва Женевской мирной конференции и другие предложения,
направленные на урегулирование конфликта мирными средствами.
В конце 1968 г. иракское руководство выдвинуло идею
создания объединенного военного командования с участием Египта, Сирии, Иордании
и Ирака. Президент Египта Насер отверг это предложение, а руководители Сирии и
Иордании приняли его. В марте 1969 г. была достигнута договоренность о создании
объединенного "Восточного командования", в соответствии с которой на
территорию Иордании были введены иракские войска численностью 20 тыс. чел. Однако
в результате сентябрьских событий 1970 г. в Иордании между участниками
соглашения возникли трения, и в январе 1971 г. иракские войска были выведены из
Иордании.
Национализация ИПК ("Ирак Петролеум Компани") в
июне 1972 г. укрепила авторитет Ирака в арабском мире. Решение о национализации
было немедленно поддержано правительством Сирии, которое в знак солидарности
национализировало имущество ИПК на территории своей страны. ЛАГ официально
поддержала действия Ирака и Сирии, а ОАПЕК приняла решение о создании
специального фонда помощи этим двум странам, выделив им в виде беспроцентного
займа соответственно 140,1 млн. и 17,7 млн. долларов на покрытие убытков,
связанных с бойкотом капиталистическими странами иракской и сирийской нефти.
В октябре 1973 г. иракские части, направленные в район
Голанских высот, оказали помощь Сирии в отражении израильской агрессии. В
октябре 1974 г. иракские руководители участвовали в работе Рабатского совещания
глав государств и правительств арабских стран, принявшего важные резолюции по
палестинской проблеме, в том числе решение о признании ООП единственным
законным представителем арабского народа Палестины. После октябрьской войны
1973 г. постепенно начали нормализоваться отношения Ирака с арабскими странами,
в частности с Египтом, Ливией и Алжиром.
Что же касается отношений Ирака с арабскими государствами
Персидского залива, то они во многом определялись ситуацией, сложившейся в этом
районе после ухода оттуда в 1969-1971 гг. британских войск и с ростом военного
присутствия Ирана, поддерживаемого США. Стремление противодействовать влиянию
Ирана в заливе в известном смысле стимулировало развитие отношений Ирака с
арабскими государствами этого района.
Вскоре после прихода к власти баасистское правительство
попыталось улучшить ирако-саудовские отношения в надежде на установление
конструктивного сотрудничества в деле создания системы совместной безопасности
стран Персидского залива. В сентябре 1968 г. состоялись ирако-саудовские
переговоры, не внесшие, однако, существенных сдвигов в отношения между двумя
странами. В этот период и несколько позднее на ирако-саудовских отношениях
негативным образом отражалось различие их позиций по ряду вопросов, в частности
в отношении США. В то же время империалистические круги всячески подталкивали
Саудовскую Аравию в ее региональной политике на сближение с Ираном, игравшим
тогда роль американского жандарма в Персидском заливе. На достижение этой цели
был направлен и визит шаха Ирана в Саудовскую Аравию в ноябре 1968 г.
В феврале и мае 1969 г. иракское правительство вновь
предложило Саудовской Аравии сотрудничать в обеспечении безопасности залива, но
и на этот раз саудовские руководители отвергли это предложение, так как
планировали создание оборонительного пакта совместно с Ираном. Ирак дал
отрицательную оценку такому курсу саудовского руководства, расценив его как
фактор, объективно способствующий включению зоны Персидского залива в сферу влияния
США. Такая позиция Ирака практически не претерпела изменений до середины 70-х
годов.
Более успешно складывались отношения Ирака с Кувейтом.
Вскоре после прихода ПАСВ к власти Кувейт признал новое правительство Ирака, а
в конце 1969 г. между двумя государствами было заключено соглашение о
сотрудничестве в области информации. Этому предшествовали переговоры о военном
сотрудничестве в Персидском заливе (апрель 1969 г.), соглашение о компенсации
за национализированную кувейтскую собственность в Ираке (октябрь 1969 г.) и
соглашение о сотрудничестве в области добычи и транспортировки нефти (ноябрь
1969 г.). В феврале 1970 г. были возобновлены двусторонние переговоры о
демаркации общей границы, а в феврале 1971 г. было заключено новое таможенное
соглашение. В июне 1972 г. кувейтское правительство поддержало Ирак в вопросе о
национализации ИПК. Однако в декабре 1972 г. дальнейшее развитие сотрудничества
двух стран оказалось под угрозой, так как кувейтское правительство было
встревожено сообщениями о наращивании иракских вооруженных сил на границе.
Пограничный инцидент, имевший место в марте 1973 г., еще больше обострил
отношения между двумя странами. Такое положение сохранялось вплоть до 1975 г.
Отношение других арабских государств залива к Ираку во
многом определялось сдержанной позицией Саудовской Аравии и Кувейта. Ирак
приветствовал вывод британских войск из этого региона и поддержал решение о
создании в 1970 г. федерации княжеств Персидского залива. Тогда же были
заключены соглашения об экономическом сотрудничестве с Бахрейном и Катаром, а в
1973 г. - соглашение с ОАЭ о предоставлении им помощи иракских специалистов.
Однако в целом контакты Ирака с этими государствами в 1972-1975 гг. носили
ограниченный характер. Настороженное отношение к нему со стороны феодальных
монархий залива объяснялось в значительной мере тем, что их руководители
рассматривали развертывающиеся в Ираке прогрессивные преобразования, в
особенности участие в них иракских коммунистов, как непосредственную угрозу
социальной и политической стабильности в своих странах, а панарабские лозунги
ПАСВ зачастую воспринимали как стремление ее лидеров распространить свое
влияние на весь регион. Поэтому они охотнее шли на сотрудничество с шахским
Ираном, нежели с баасистским Ираком. Иракское же правительство в таких условиях
оказывало поддержку оппозиционным движениям в странах залива. Так, в первой
половине 70-х годов Ирак предоставлял финансовую и другую помощь Народному
фронту освобождения Омана.
Список используемой литературы
1. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М., 1988.
2. Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М.,
1989.
3. Дмитриев Е. Д. Палестинская трагедия. М., 1986.
|
|