Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов
Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов
Содержание:
1. Введение……………………………………………………….…2
2.
Советский Союз в условиях роста военной опасности……..4
3.
Мюнхенское соглашение и позиция СССР……………………6
4. Международные отношения СССР
с Англией, США и Францией…………………………………………….…………..8
5. Внешнеполитическое положение
СССР на востоке……….13
а) Бои у реки
Халхин-Гол……………………………...….…………..13
б)Советско-японский
пакт о нейтралитете……………...………...14
6. Советско-германские
отношения…………….………………15
а)Советско-германский
пакт о ненападении и секретный протокол…………………………………………………………….………..16
б)Угроза войны перед
Советским Союзом…………..……………….18
7. Заключение……………………………………….……………..20
8. Документы……………………………………………………..22
9. Список
литературы……………………………………….….22
Введение
Размышляя
о самой кровопролитной в истории человечества войне, мы невольно возвращаемся к
предвоенному времени, вошедшему в историю как предвоенный политический кризис,
с тем чтобы понять ту международную обстановку в которой война готовилась и
была развязана. В результате подготовки и частичного осуществления Германией
агрессивных планов по завоеванию мирового господства при попустительстве со
стороны Англии и Франции, продемонстрированном в Мюнхине.
Я
решила выбрать данную тему для моего реферата, так как мне было интересно
узнать правду о Советской внешней политике, кем и чем она определялась, как
влияла на положение Советского Союза и международную ситуацию. В наши дни можно
по-новому взглянуть на разные стороны внешней политики СССР, ее связь с внутренней
политикой, дать на основе исследования ранее закрытых документов оценки и
выводы, позволяющие восстановить реальную картину происходившего.
В
первые годы так называемого мирного существования СССР боролся за установление
более или менее приемлемых дипломатических отношений с капиталистическими
странами. На протяжении 20-ых и 30-ых годов внешней торговле придавалось не
только экономическое, но и политическое значение.
В 30-ых годах
советское правительство активно развивало отношения с фашистской Германией,
которые переросли в активную деятельность по организации коллективного отпора
агрессивным фашистским государствам. Идея создания системы коллективной
безопасности и практическая работа советской дипломатии получили высокую оценку
и признание прогрессивной мировой общественности. Вступление в Лигу Наций в
1934 г., заключение союзных договоров с Францией и Чехословакией в 1935г.,
призывы и конкретные акции в поддержку одной из подвергнушевшихся агресси
держав – Эфиопии, дипломатическая и иная помощь законному республиканскому
правительству Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать
военную помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г.,
наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии накануне
второй мировой войны – такова краткая летопись последовательной борьбы
Советского Союза за мир и безопасность.
Ни один народ,
даже немецкий, не испытывал ничего похожего на то воодушевление, которое в 1941
г. охватило все народы Европы. Всего лишь двадцать лет прошло со времени первой
катастрофы в Европе, и еще никто не забывал перенесенных страданий и жертв. Все
приняли войну как удар судьбы. Даже объявление войны западными державами не
смогло поколебать в немецком народе веру в Гитлера: он был слишком сильно
одурманен лживой пропагандой, чтобы быть в состоянии трезво оценить
происходящее.Гитлер хотел войны, и это является документально подтвержденным
фактом. Но он не добился бы так легко этой цели, если бы не нашел необходимых
союзников и противников в лице Советского Союза, Польши и Англии. Решающее
значение имела позиция СССР.
В данной работе я
попытаюсь осветить основные аспекты отношений СССР с крупными мировыми
державами и факторы, влияющие на эту политику, внутреннее положение СССР,
определяющее взаимоотношение с другими странами перед вступлением нашей страны
во вторую мировую войну.
Советский союз в условиях роста военной опасности
В середине 30-х годов Советское
государство демонстрировало свое миролюбие и заинтересованность в мирном
сосуществовании с капиталистическими странами. Однако набиравшие силу в эти
годы террористические методы руководства во внутриполитической жизни Советского
Союза находили отражение и в его международной политике. Особый «сталинский»
почерк все более проявлялся во внешнеполитических шагах советского
правительства. В
принципиальном плане это выражалось, прежде всего, в том, что советское
руководство давало одностороннюю оценку расстановки и соотношения политических
сил в мире.
На
международное положение страны продолжала оказывать катастрофическое
воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных сталинским руководством на
партийные и военные кадры, дипломатов, на деятелей науки и искусства. В
кризисные для европейской политики дни сталинская машина террора продолжала
функционировать в СССР.
Аналитический
аппарат дипломатических, военных и разведывательных служб всех стран пристально
следило за беспрецедентными событиями в СССР и прикидывал потенциал и прочность
страны. Практически все наблюдатели приходили к выводу о глубоком
внутриполитическом кризисе советского режима (независимо от его причин), о
неспособности Советского Союза к крупномасштабным внешнеполитическим
мероприятиям.
Серьезными
недостатками страдала политико-воспитательная работа в армии. Во всей
пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис о могуществе нашей
страны, ее способности противостоять любой агрессии и о том, что в случае
нападения все боевые действия будут вестись только на территории противника.
Не было трезвой оценки сил Красной Армии.
В предвоенные
годы в общественно-политической и духовной жизни страны утвердилось полное
господство идеологической и политико-воспитательной деятельности партии.
Установился идеологический диктант, основывающийся все более и более на личных
взглядах Сталина.
Мюнхенское соглашение и позиция СССР
Советский
Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в дело предотвращения
германской агрессии против Чехословакии. Но британское и французское
правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы заставить ее
капитулировать перед Германией.
Сначала сентября в
Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как
оформить передачу Германии Судетской области.
22
сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с Гитлером.
Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось добиться
согласия на передачу Германии Судетской области не только от собственного, но
также от французского и чехословатского правительства.
Видя
готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил свой требования,
с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации чехословатского
государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы передача Германии
Судетской области была начата немедленно, а именно 26 сентября. Вместе с тем
теперь он решительно настаивал и на передаче Польше и Венгрии некоторых
районов Чехословакии, где большинство населения составляли поляки и венгры.
Наконец, он заявил, что больше нет условий для существования чехословацкого
государства. В случае отклонения его требований Гитлер угрожал войной.
Чемберлен, по его словам, оказался от этих новых требований в состоянии шока.
Но он все же заверил фашистского канцлера, что сделает все возможное для
обеспечения их выполнения.
29-30
сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и
Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от Чехословакии и
присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей
германо-чехословацкой границы.
Чехословацкому
правительству результаты мюнхенского договора четырех стран были переданы как
приговор, не подлежащий обжалованию.
В
результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную часть своей
территории и населения, в том числе исключительно важные в экономическом
отношении районы.
При
заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и Франции
придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом
свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные
дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве
Р.Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает
Советскому Союзу». Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в США,
отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других европейских
столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер … двинется на
Украину».
Мюнхенское
соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой
применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой
проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское
правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло все
положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть Чехословакии,
Германия серьезно укрепила свои позиции.
Отношения
СССР с Англией, США и Францией
В конце
30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную
позицию.
Несмотря
на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией,
политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов
Америки носила резко антисоветский характер.
Это
проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных
происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным
правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций
за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.
1
сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала
начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный
узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны
фашистскогго блока(Германия, Италия, Япония).
Немалая доля ответственности предвоенного
политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та
осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые
демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран,
вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызванна внутреполитическим
положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед
непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед
террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от
вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также
чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения
вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами
других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому
беспамятству». (2)
Советское руководство не могло не знать,
что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав.
Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой
Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский
Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против
фашизма.
Делая в
реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер
придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический
аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности
объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании.
Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты
стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире
и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части
британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали
доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как
союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер
влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.
Однако
Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии
заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью
«сколачивать союз против Англии».
Столь
же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.
Правительство
США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость
«невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики
попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США
рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а
агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в
Европе и Азии.
В
условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил
Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг
другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе
против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного
мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры
зашли в тупик.
Летом
1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую
совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие
круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла
угроза внешнеполитической изоляции.
С приходом к власти в Англии кабинета
Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу
улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен
расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать
своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву
своего “специального и чрезвычайного
уполномоченного” Стаффорда Клиппса для
переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.
Несколько изменился и характер
американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и
непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными
Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный
департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика,
изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря
1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым
правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во
время советско-финляндского конфликта.
В марте 1941 г. американское
правительство и в апреле английское сообщили советскому правительству, что
Германия готовится напасть на СССР. Сталин не посчитался с этими
предупреждениями, расценив их как провокацию, имеющею целью вызвать
советско-германскую войну.
Внешнеполитическое положение СССР на Востоке
Бои у
реки Халхин-Гол
На
Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика Японии. Хотя угроза
надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые действия кануна новой
мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.
Еще в
июле 1938 г. Япония попыталась захватить ряд важных стратегических пунктов СССР
на Дальнем Востоке. Советские Войска в начале августа 1938 г. разгромили
вторгшиеся японские части и выбросили их с советской территории, и 11 августа
1938 г. Япония была вынуждена заключить соглашение с Советским Союзом о
ликвидации конфликта. Однако Япония на этом не успокоилась. Она решила нанести
удар против Монгольской Народной Республики, с которой Советский Союз имел
соглашение о взаимопомощи.
Весной
1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-Гол. Из советских и
монгольских войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была создана первая армейская
группа под командованием Г. К. Жукова. Советские и монгольские войска 20
августа 1939 г. перешли в наступление и через три дня окружили основные силы
японской армии. Ожесточенные бои продолжались 129 дней. 16 сентября по просьбе
Японии боевые действия были прекращены.
События
у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение. Они предотвратили
попытки создания очага войны на дальневосточных границах СССР. Однако опасность
войны в этом районе сохранялась.
Советско-японский пакт о нейтралитете
Милитаристская Япония издавна имела в
отношении СССР самые широкие захватческие замыслы. Но и к началу второй мировой
войны, когда Япония потерпела жестокое поражение на реке Халхин-Гол японская
военщина была вынуждена отложить до будущих времен агрессивные действия против
СССР и приступила с лета 1940 г. к захватам в южных морях и Юго-Восточной Азии,
что требовало от нее меньших усилий, особенно после того, как война в Европе
привела две западные державы – Францию и Голландию – к разгрому, а третью из них – Англию – к резкому ослаблению.
Одновременно в июне 1940 г. японское правительство предложило Советскому
правительству заключить пакт о нейтралитете. В действительности это было со
стороны Японии лишь маневром. Ведя переговоры о советско-японском пакте и
намеренно затягивая их, Япония сговаривалась с Германией и Италией о
направленном фактически против Советского Союза Тройственном пакте, который и
был подписан в сентябре 1940 г.. В апреле 1940 г. в Москву прибыл министр
иностранных дел Японии Мацуока. Он заявил, что его правительство готово
подписать с СССР пакт о нейтралитете, и предложил сделать это немедленно. 13
апреля пакт был подписан.
Японо-советский пакт о нейтралитете
соответствовал общей линии внешней политики Советского правительства, имевшей
целью обеспечить безопасность СССР и восприпятствовать расширению зоны войны.
Положительное значение пакта для Советского Союза также заключалось в том, что
он обнаружил новые разногласия внутри фашистского блока: гитлеровская Германия хотела, чтобы Япония как можно скорее
начала военные действия на Дальнем Востоке как против Англии и Соединенных
Штатов Америки, так и против СССР, а японское правительство предпочитало
действовать самостоятельно в определении объектов и сроков нападени
Совектско-германские отошения
Советское правительство
делало летом 1939 г. все возможное, чтобы договориться с Англией и Францией в целях предотвращения
германской агрессии, сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались
успехом.
Советско-германский пакт о ненападении и секретный
протокол
В августе 1939 года Германия завершила
подготовку к войне в Европе. Не желая воевать на два фронта, Гитлер предложил
подписать советско-германский договор о ненападении. Договор обещал Советскому
Союзу не только мир, но и расширение западных границ.
СССР
фактически продолжа оставаться в положении международной изоляции, в котором он
оказался в результате мюнхенского договора. В этой обстановке Сталин и Молотов
приняли решение согласиться с предложением Германии о заключении договора о
взаимном ненападении.
Советско-германские
переговоры начались 15 августа 1939 г. в Москве встречей с Молотовым посла
Шуленбурга. Первым итогом их явилось подписание торгового соглашения между
Германией и СССР.
Гитлер,
который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и не мог уже
отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939 г., направил
Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем подписании договора о
ненападении.
Обсудив
с Молотовым полученное послание и выслушав сообщение Ворошилова о ходе
переговоров с англичанами и французами, Сталин в своем ответе Гитлеру дал
согласие на приезд в Москву Риббентропа и подписание соглашения о ненападении.
23 августа
Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали Договор о ненападении. Вместе с
договором был подписан и секретный дополнительный протокол. Он не обсуждался ни
в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в правительстве. В строго секретном
дополнительном протоколе говорилось о разграничении «сфер интересов» в
Восточной Европе. В советскую «сферу интересов» отходили Эстония, Латвия,
Правобережная Польша и Молдавия (позднее к этому списку добавилась и Литва).
Важнейшее значение в этом проекте имел постскриптум, в котором говорилось
следующее: «Настоящий пакт действителен лишь при одновременном подписании
особого протокола по пунктам заинтересованности Договаривающихся сторон в
области внешней политики. Протокол составляет органическую часть пакта».(3)
Сразу же, после
того как договор был подписан, прекратилась антифашистская кампания в советской
печати. Зато Англию и Францию теперь называли «поджигателями войны».
Проводя
политику нейтралитета, Советский Союз точно выполнял заключенные им с Германией
соглашения. Советское правительство всемерно старалось избегать
трений с Германией и тщательно следило за тем, чтобы не дать ей какого-либо
повода к нарушению советско-германских соглашений. Такими принципами
руководствовались не только дипломатические, военные, хозяйственные и другие
советские ведомства, отвечавшие за состояние отношений с Германией, но также
печать и радио.
Угроза войны перед Советским Союзом
Германское
правительство вело себя по отношению к СССР нелояльно. Начав с лета 1940 г.
тайную подготовку антисоветской войны, оно стало все чаще нарушать
советско-германские соглашения, а после заключения в сентябре 1940 г. германо-итало-японского
Тройственного пакта перешло к открытому нарушению существенных
внешнеполитических интересов Советского Союза. Наибольшую опасность
представляли дипломатические и военные мероприятия гитлеровской Германии в
расположенных поблизости от советских границ “малых
странах”.
Советское
правительство много раз пыталось склонить Германию к прекращению недружелюбных
действий по отношению к СССР и предотвратить расширение зоны войны. Оно
старалось также путем непосредственного контакта с германским руководством
выяснить их действительные намерения. Еще в
ноябре 1940 г. Молотов ездил для этого в Берлин. Но его переговоры с Гитлером
не привели к смягчению напряженности.
Игнорируя
миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в начале лета 1941 г. стала
совершать враждебные действия уже непосредственно против СССР. Самолеты
германской военной авиации вторгались в воздушное пространство СССР; постепенно
эти нарушения из единичных перешли в систематические. Через советскую границу
перебрасывалась вражеская агентура с разведывательными и диверсионными целями.
Советская разведка задолго до предупреждений, полученных от Соединенных Штатов
и Англии, информировала свое руководство о готовящемся нападении на СССР. В
дипломатических кругах усиленно циркулировали слухи о предстоящей
германо-советской войне и даже называли точные даты. Вся мировая печать была
полна сообщений о концентрации германских войск вблизи советских границ. Однако
Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались
в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того и
посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну. Сталин
отклонил все предложения командующих приграничными округами о приведении в
боевую готовность войск этих округов. Советским войскам было запрещено
заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия оборонительные рубежи,
чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в подготовке к нападению на нее.
21
июня советское правительство обратило внимание германского посла на серьезность
сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское правительство о
желании Советского Союза обсудить состояние германо-советских отношений. Ответа
не последовало, а на рассвете следующ
его
дня, в один из самых длинных дней в году, фашистская Германия вероломно напала
на СССР.
***
«Не было в истории 20 столетия обстановки
более сложной, запутанно, более отягощенной многочисленными страхами,
предчувствиями надвигающейся драмы, чем та, которая сложилась между осенью 1938
и концом лета 1939. Не делалось еще за столь короткий срок столько рискованных
шагов в политике, столько ошибок, столько неверных прогнозов и вместе с тем не
было сказано столько многочисленных слов»,(4) - так
оценил обстановку того времени известный историк профессор Д.М. Проэктор.
Решающее значение в возникновении именно
такой ситуации в международных отношениях, несомненно, имел Мюнхен.
Что
касается внешней политики Советского Союза, то его руководство во главе со
Сталиным на протяжении почти двух десятилетий исходило из тезиса о наличии
угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя если иметь в виду наших
непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х годов не был готов и не
имел намерения воевать против Советского Союза.
Документы:
(2).
Правда. 1989, 24 декабря
(3). ADAP.
Serie D. Band VII. S. 125,131
(4).
Проэктор Д.М. Фашизм: путь
агрессии и гибели. М., 1989. С.179
Список
литературы:
1.
Севостьянов Г.Н.
(ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990
2.
Семиряга М.И. Тайны
сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и
3.
Сиполс В.Я. Внешняя
политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.: Наука, 1987
4.
Кирилин И.А.
История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар.
отношения, 1986
5.
Нежинский Л.Н.
(ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 1992
6.
Ржешевский О.А.
(ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей истории, 1990
7.
Типпельскирх К.
История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994
8.
Энциклопедия для
детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+», 1995
9.
Данилов А.А.,
Косулина Л.Г. История России XX век – М.: Просвещение, 1995
10.
История отечества XX
век – М.: Дрофа, 1995
11.
Трухановский В.Г.
(ред.) История международных
отношений
и внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 1967
12.
Кишенкова О.В.,
Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для школьников и абитуриентов
– М.:Дрофа, 1996
|