Рефераты

Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...

Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...


Омский Государственный Университет



Кафедра современной отечественной истории.




Курсовая работа




Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:

Материалы газеты  "  Правда  " в социально-психологическом

аспекте проблемы.










Выполнил: Романенко Т.Л.

Научный       руководитель

к.и.н. АЛИСОВ Д.А.















ОМСК-1995.




Содержание.



     Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3

     Пропаганда и газета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

     Партия  и пропаганда .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

     Социально-психологическое

     содержание центрального органа страны  . . . . . . . . . . 25

     Заключение .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . .36

     Список использованных источников и литературы . . . 39


























Введение.


     Российская история всегда представляла интерес  для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство ,  религия и общество во все времена , будь то ранняя  история или современность ,  настолько занимательны ,  что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции.  Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых,  всегда интересно общество ,  стремящееся к совершенству ,  и одним  из таких обществ является российское.  Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели  ,  представляющий  собою тайну ,  которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое ,  как можно более богатое событиями и происшествиями.  В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки ,  которые не должны  быть вновь совершены.

     Подходящим временным отрезком  для  познания  и  осознания служит  так называемый период " сталинского тоталитаризма ",выросшего на абсолютно гуманистической  идее  построения  лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы  с  гигантской  и  чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников.  Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.

     Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества ,  породила такую жесточайшую систему ?  И почему  эта  самая  система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

     В данной работе не будет попытки ответить на оба эти  вопроса целиком ,  но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том ,  что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития  сталинской  системы  террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного  типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям ,  со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов  заключенных ,  работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного  энтузиазма  в  массах  ,  готовых перевернуть горы для собственной Родины.

     И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии.

     "Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются  и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу ,  социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели  (  программы ) социальной деятельности ,  направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных  отношений," - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов ,  разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том ,  что " ...  идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного  класса..."(1)-  как  пишет  по  этому  поводу В.Иванов  ,  а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его,  говоря,  что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы."(2)

     Таково было мнение ученых относительно идеологии  в  60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А., заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение )  интересов  социальной группы ,  класса ,  профессионального сословия и др."(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в  различные  годы ,  присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание  ,  поскольку  для нас особый интерес представляет общество в целом ,  а значит и те классы, из которых оно состоит.

      "Классы общественные  -  ссылается  на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся  по  их месту в ...  системе общественного производства...  - а также -...по их роли в общественной  организации труда  ,  а следовательно ,  по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают." Это очевидно и спорить не приходится ,  не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов  "  органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем

не  по этой схеме ,  хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х.  На деле существовала прослойка эксплуататоров  трудового народа  ,  именовавшая себя " советской властью ".  "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью  государственно-партийной бюрократии," (4)- пишет А.П.Бутенко , и необходимо добавить ,  что эта самая бюрократия составляла значительную  армию  людей  ,  занимавшихся  совершенно  номинальной работой ,  которую в здоровом государстве трудно и представить. При  этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни

властьимущих ,  а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.

    Таким образом ,  можно говорить о прослойке ,  и даже целом классе ,  имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления.  Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе.  Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии ,  как можно более подходящей для  советских  граждан.  Проблемы в этом не возникало,  поскольку существовала замечательная идея  ,  разрабатывавшаяся  в  течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья ,  совершенно не склонные к насилию ,  и народ  мог  бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.

     Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации ,  созданной еще первым  поколением  большевиков.  Они достаточно хорошо понимали , что "...информация не  является  чем-то  самостоятельным  ,  не представляет  собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - ,  но имеет информационный характер только в отношении  к  системе  , воспринимающей информацию."(5) А в то же время- " ...  Информировать другие системы - это лишь особая  форма  управления,"(6) поскольку  "  ...  Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение,"(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что "...Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны."(8)

            Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: "...Информация  становится  пропагандой ,  если лицо ,  публикующее ее , преследует какие-либо цели,"(9)- а о целях  сталинского  режима мы  уже говорили.  Но теперь необходимо представить :  какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и  приемов  пропаганды  и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.


     1) Иванов В.  Идеология:  характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.

     2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.:  Лениздат, 1961.-С.234.

     3) Колеватов В.,Носков А.  Идеология: ликвидация недоразумений  или выработка новых подходов ?//  Коммунист. 1991. N4. С.43.

     4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.

     5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.

     6) Там же:с.26.

     7) Там же.

     8) Там же.

     9) Там же:с.27.









Глава 1. Пропаганда и газета.


      Для того ,  чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать ,  необходима  поддержка  миллионов  людей  ,  нужны средства  и  механизмы  распространения идеологических формул в народ .  Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи ,  чтобы существовать в виде идеологии ,  должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать   без   определенной   цели   и  считает  возможным взаимоотношение такого характера ,  тем самым уже  провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2),  и с этим трудно не согласиться.  Применительно к пропаганде это может обозначать то  ,  что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,

но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

     В.И.Бровик и И.В.Попович пишут:  "...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания  ,  без учета особенностей его как определенного процесса.  Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации  присущи  материи лишь на таком уровне ее организации ,  на котором возникают процессы управления."(4) Это  может  означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик ,  но в таком случае процессы управления возникают в социальной   информации   -   а   также   в   математических    и естественнонаучных  теориях.(5)  Но  разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой.  "Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в  процессе  общения людей и отражает факты ,  события ,  явления..."(6) В свою очередь ,  математическая и  иные  информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7),  что формально отделяет их от социальной  сферы.  Из этого  можно  сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной.

      Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации  присутствуют одни лишь цифры ,  она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.

     Несколько слов  необходимо  сказать  об основных принципах политической информации." Условно принципы политической  информации  можно разделить на две группы.  Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации ,  ее направленность.  Это - научность , партийность , всесторонность информирования ,  его связь с  жизнью...  Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др."(8) Кроме того , хотелось  бы  выделить  "...Приемственность - важнейший принцип политического информирования.  Он требует такого построения информационного материала ,  при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с  тем  подготавливает  восприятие  будущего."(9)

     Теперь обратимся к принципам работы политической  информации.  В общих чертах "...процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху  -  вниз  и  снизу - вверх."(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков,-"... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение;  во-вторых , путем  опосредованного воздействия на те явления и факты сознания,  психику людей ,  которые способствуют процессу  формирования общественного  мнения как социально психологического феномена (потребности ,  интересы ,  установки ,  ценностные ориентации и др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента  появляются какие-то эмоции ,  отклики ,  поступающие к информатору.

П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности ,  то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные принципы  работы  политинформации  ,  а как известно "...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том ,  что  без  нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того "...Политическая информация это составная  часть  и база агитационно-массовой работы...",  а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать.

" Идеология  с  помощью  пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как  целесообразную и обоснованную ,  имеющей статус теоретической , научно обоснованной ,  мировоззренческой оправданности ,"-  пишет Гуревич в своей работе.(14),  а В. Ф.Правоторов , в подтверждение этой мысли ,  говорит ,  что "... пропаганда - это деятельность  по распространению в массах идеологии и политики определенных  классов  ,  партий  и  государств."(15)  При   всем   , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на  казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей  структуре  идеологической  системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей ,  но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

      Конечно же существует и более  широкое  значение  термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения.  " В самом широком смысле под пропагандой  подразумевается особый  род социальной деятельности ,  основная функция которой состоит в распространении политических ,  философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов ,  представлений  и эмоциональных состояний ,  оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом  , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить  внимание  поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам.  Пока  же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".

     " Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами ,  партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей ,  воззрений и  ценностей  с целью  оказать  воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,"(17) - пишет Гуревич.  Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания  пропаганды  как  теоретического понятия представить точки зрения различных авторов ,  и мы последуем за ним ,  поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином.

     При первом взгляде на различные определения  пропаганды  , которые дают буржуазные исследователи ,  может показаться , что они абсолютно тождественны.  В самых  общих  чертах  пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида ,  распространение определенных идей и представлений.  Именно  эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке  термина  ,  которую  предлагают  американские  социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку  влиять  на  поведение ,  воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией  смысла и значения окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду ,  а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей  пропаганда представляется в отношении вульгарном ,  повседневном и практическом.  Нас же более интересуют политический и психологический моменты.

     В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что  "  образование  в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие представления , которые не носят противоречивого  характера  ,  одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального  содержания  ,  вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера  пропаганды  ".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент  ,  который  хотелось  бы  разрешить. Проблема в том ,  что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах ,  особенно в 30-е  годы,  и никогда  не  воспринимали  тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории.  В обществе ,  где математика носит  классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера ,  могут носить пропагандистский  оттенок.  Продолжив  эту

дискуссию  обратимся  к  мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является  пропагандой.  Такой же точки зрения придерживается Davies I.  Однако правомерно поставить вопрос ,  какое распространение взглядов можно считать нейтральными ,  чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)

     Французские исследователи Haratonic P.L.  и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной  "ортодокссии" ,  а как совокупность определенных структур ,  абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение.  Иначе говоря ,  пропаганда сводится к символическому отражению мира.  Не подлежит сомнению тот факт ,  что  средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена  идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)

     Разумеется, в этих определениях  фиксируются  определенные грани  пропагандистского процесса ,  но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды ,  свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации.  При этом пропаганда нередко понимается настолько  расширительно ,  что включает в себя фактически всю общественную жизнь.  Так , английский историк Thomson O., полемизируя  с  Lasswell'ом ,  предлагает следующее определение:  " К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи  образов ,  идей или информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда  входят почти все аспекты искусства и коммуникации ".(22) Таким      образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки  зрения:  во-первых ,  представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей  по  "  спорным вопросам  ",  при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов ,  вторая позиция заключается в представлении  пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.

     Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения ,  является формула В.Соковнина ,  который в 1968 году  писал:"...Одной  из форм общения ,  специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда."(23) Без  всякого сомнения пропаганда - это форма общения ,  и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв  пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально  - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех ,  кто  создает  пропагандистские тексты ,  с теми , кто их воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере "Правды".

     Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования ?  Ответ состоит в том ,  что печатная пропаганда  являлась  наиболее  эффективным  средством пропагандистского воздействия в 30-е годы.  После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати  и  организации  лекционной системы  пропаганды..."(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы ,  но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде ,  поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26) Сие  и  предопределило  главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования ,  дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати ,  как объекта исследования  ,  а

сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и  агитации  в печати.

     Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры ,  который различает понятия пропаганды и агитации.  Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение.  В агитации также присутствует элемент просвещения ,  но он не определяет ее сущности."(27) Кроме того ,  автор обращает внимание на то  ,  что "...  предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической  практики."(28)  А  агитация  "...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа."(29) Таким образом  ,  мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач:  пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии ,  агитация занимается тактикой.  Но чего же больше в советской прессе 30-х годов ? В этом мы постараемся разобраться в III главе.


1) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97.

     2) Цит.  по:  Власов  Ю.М.  Пропаганда  за  фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.

     3) Там же, с.27.

     4) Цит. по: Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.

     5) Там же, с.10.

     6) Политическая информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.

     7) Там же, с.9.

     8) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы  теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.

     9) Там же, с.66.

     10) Там же, с.24.

     11) Там же.

     12) Якобсон П.М.  Эмоциональный фактор  в  пропагандистском воздействии./  Проблемы  социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.

     13) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.

     14) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.

     15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.

     16) Там же.

     17) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.

     18) Там же, с.101.

     19) Там же.

     20) Там же, с.102.

     21) Там же.

     22) Там же.

     23) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.

     24) Базылев Б.П.  О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль  буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.

     25) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.

     26) См.  Проблемы социальной психологии и  пропаганда.-М : Политиздат, 1971.

     27) Шандра В.А.  Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29

     28) Там же, с.25.

     29) Там же, с.30.













































Глава II. Партия и пропаганда.


        В период своего правления сталинское правительство  хорошо помня слова Ленина о том , что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ",  передовым отрядом,  надо и действовать  так  , чтобы  все  остальные отряды видели и вынуждены были признать ,

что мы идем  впереди,"(1)-  основательно  занималось  проблемой пропаганды  и агитации ,  поскольку от того ,  что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела  устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы  трудно  удержать  в устойчивом  положении  гигантский  колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой социально-экономической  политикой,  а  при  его использовании это не так уж и трудно , поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации , в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации ,  затрагивающей их интересы и  ценности  и  помогающей  им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2)  -  свидетельствует  Н.Л.Элива.  И  это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства  и  может затрагивать интересы людей ,  используя их в собственных целях.

     И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году  отмечал:  "  Есть еще  одна  область партийной работы ,  очень важная и очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период  укрепление  партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация ,  устная и печатная , работа по воспитанию  членов  партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для  всех  уровней власти.  Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во  всех  направлениях  внутренней политики  ,  будь то образование ,  производство или социальная сфера.  При этом необходимо действовать истинно  по-ленински  - "... пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно , наиболее ясно и живо..."(4)

     Но для  того ,  чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды , которая "...  обращается не только к жизненным убеждениям человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений.  Поведение одного человека ,  агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей ,  носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности ,  ожидания и идеалы, настроения и перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен.  Личность не только познает , она переживает , анализирует ,  вырабатывает жизненную позицию.  Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без  их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,"(5)- выражаясь  словами Гуревича.  Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан ,  но по  поводу настроений  ,  ожиданий  ,  иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они  то  находились под постоянным наблюдением.

      Наблюдения за поведением народа ,  проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии , стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки , стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию.  Но об это мы будем говорить ниже ,  а  пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

    Все ,что необходимо , для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений ,  как Институт массового заочного  обучения,  политотделы на предприятиях произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

     В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того ,  чтобы успешно руководить делом  марксистско  -  ленинской пропаганды  в партии и государстве ,  для того ,  чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического  отставания партийных кадров ,  ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего  всю  работу  по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)

     Оно должно было ,  по словам Сталина:  "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации  и  объединить отделы  пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и  агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера  должна  была  решить  основную  задачу партийной пропаганды ,  которая "...  состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть  марксистско  - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал ,  поскольку та самая  пропаганда  , несшая  науку  в  кадры ,  влияла и на членов ВКП(б) ,  которые должны были распространять ее ( науку ) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия  , ибо информация  ,  подававшаяся  в  них была неоспорима и абсолютно правильна.  Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда , и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же.

     В конце концов ,  для верхушки тоталитарного режима , хоть и  с  хорошо  поставленной  пропагандистской работой в массах , особую опасность представляет прослойка  мелких  управленцев  , которые весьма желают стать управленцами покрупнее.  Но Сталину удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство -  террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам ,  которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка ,  и сегодня можно  достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у  руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста.

        Так или иначе , партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического  просвещения масс ,  призванную развивать их общественное сознание и активизировать их  историческую  деятельность."(9)  Политическое просвещение ,  одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает  своеобразную  " массовую культуру " ,  имеющую большинство признаков того явления ,  которое советские политологи 70-х обнаружили на  Западе.  Психозы  на  почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР.  Правда , " массовая культура , советского пошиба отличается большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и было некогда думать о себе ,  но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты ,  в  реализации возмездия  за  крушение собственных иллюзий.  Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой  плоскости - в  стремлении  скрыть  кричащие  противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.

     Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных  средств создания " массовой культуры ".  По сему ,  для скорейшего достижения заданной цели  ,  все  шире  используются средства  массовой  информации  и пропаганды ,  главной особенностью которых является всеохватность (11)."  Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал  и Ленин , писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое положения ,  общие организационные идеи ,  общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения ,  помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой  информации в деле пропагандирования населения , поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством.  Один  тот лишь факт ,  что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные ,  так и пространственные  привели  к широкому  распространению  печатной  продукции.  Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)

     Л.М.Каганович ,  выступая  14  сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет.  Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы  получают  в  газете непомерно много места,  а важные наоборот - остаются в тени.  Чтобы избежать этого ,  следует ввести  в газетах  определенные  разделы ,  в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая  трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению  оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже).  Да здесь еще и советы по информированию:"...  Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку,  пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает  он  ,  выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то  ,  что  нарком  сказал  в 1938:  "...Действенность  ,  эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный  фактор  повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов ,  а в качестве.  Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий,  анализировать положение,  делать практические выводы,"- (18)говорит он.

     Таким образом  ,  мы  могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании  ,  и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе ,  а также хорошо виден процесс  централизации  в структурах пропаганды и агитации.


1) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.с.83-84.

     2) Элива Н.Л.  Исследование мышления в советской  психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.

     3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б)  10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.358.

     4) Ленин В.И.           / ПСС.Т.41.с.95.

     5) Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.

     6) Цит.   по:   Большевистская   печать.-М.:   Политиздат, 1940.-с.361.

     7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.

     8) Там же.

     9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.

     10) Там же: с.252.

     11) Средства массовой информации и  пропаганды.-М.:  Политиздат, 1984.-с.65.

     12) Там же: с.66.

     13) Ленин  В.И.  Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.

     14) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.

     15) Там же: с.355.

     16) Там же.

     17) Шандра В.А.  Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.

     18) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- с.356.














Глава III. Социально-психологическое

содержание центрального органа страны.


     Прежде чем говорить о содержании " Правды " и  о  действии этого  содержания  на  массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность  идеологического  воздействия.  Она ( эффективность ) "...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и  организационной  деятельности ,  пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу В.А.Шандра.  Именно поэтому при при разработке методов воздействия  любой  мало-мальски  уважающей  себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты.  И  прежде  всего  внимание должно быть обращено к человеку ,  который "... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева ,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств,  воплощающих черты общественной среды ,  а также конкретной  среды  , которая  его  окружает ( его "микросреды") ,  специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности ,  избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям  и  принципам  социальной  идеологии."(2)  Такое сложное определение,  разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения ,  в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно:  "...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии ,  если эти советы не совпадают с тем ,  чему их учит опыт собственной жизни."(3)

     Таким образом любая пропаганда ,  которая "...ставит своей целью формирование взглядов людей ,  их мировоззрения , убеждений  и  побуждение  их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений..."(4),  и особенно пропаганда ,  от  которой зависит судьба идеологии ,  просто обязана обращаться к отдельным личностям.  В работах советских исследователей  этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации.  Она предлагает аудитории многочисленные варианты  ,  позволяющие  отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей.  Глубокое внутреннее влечение человека  к  осознанию собственного "Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой  манипулятивной пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская ,  но если внимательно проследить ,  то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования ,  которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.

     В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме.  С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой ,  но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но  в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой.  Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих ,  которые как правило с детства работали на шахтах и заводах ,  затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают  эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации.  Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования.  В редакцию газеты  приходят  письма читателей.  Эти  материалы  исключают  практику фальсификации , поскольку они ,  с точки зрения пропаганды ,  совершенны; в них присутствует  четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком  позже Шандра напишет:  "...наряду с теоретико - пропагандистскими  материалами  ,  которые  рассчитаны  на   массовую аудиторию ,  в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам ,  максимально созвучные  их  интересам ,  потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это  искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму.  Примером для сказанного может служить  подборка писем  в  "Правде"  от  1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку ,  которая представляет из себя  "...звено  , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие ,  начинающееся с воздействия внешнего  мира  на индивида,  субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного  синонимического  ряда,  -  которое,- способствует усилению смысла сказанного ,  " нагнетанию " основного  семантического  оттенка данного  ряда..."  (9)  (" благополучный" ," удача" ," успех" , "полный счастья" ," счастливо" ," счастливый" и  наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина "," народная  демократия", "лучшее  государство", "коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у читателей данных  материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В соответствии с усвоенными  установками  люди  реагируют положительно или отрицательно на все ,  что так или иначе касается их  или  как-нибудь затрагивает  их  интересы  ,  их осознанные или бессознательные влечения ,  их ценности."(10) Именно поэтому  существует  столь очевидное  направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности  ,  как  к наиболее совершенному варианту.  Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого ,  хотелось бы привести слова художника ,  которые долго блуждали по страницам прессы.  "...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ?  Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев  и  запечатлеть  эту  героическую  борьбу пролетарских масс."(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству,  причем в этих материалах прослеживается тесная связь  пушкинской  поэзии  и сталинского искусства.  Появляется мысль о том ,  что Александр Сергеевич,  без всякого  сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени  экспрессивности  ("яркие  порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения,  употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении  четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

     "Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,-  это  представление  или образ ,  которые схватывают то или иное явление в целом , сразу ,  без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида  на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных  социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта."(14)

     "Стереотип ,  как всякое психическое образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения ,  из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной  пропаганде  сталинского  режима  знание  находится  в состоянии подчинения к отношению ,  поскольку государство обладало монополией на информацию.  Но существует закономерность  - "...двуединая  структура  стереотипа  (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше  образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает ,  чьим интересам соответствует пропагандистский  материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

     Для начала  обратимся к газетным материалам ,  посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно  же  было посвящено событиям в Испании ,  боевые действия находили широкое отражение на страницах  прессы  всего  мира  и "Правда" не являлась исключением.  Около 17% материалов относились к зарубежным новостям,  и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных ,  было отдано под "испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических  государств.  Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь ,  для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же недостатка не ощущалось,  особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства.

     В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное  пропагандирование  ( в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных  источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной  окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта.  Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что "...Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду. Нельзя жарить  курицу  вместе с перьями ,- продолжает он,- ...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта ,  нужно  уметь извлекать из факта смысл."(17) "... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс  взаимодействия вещей ,  предметов ,  систем, а процесс противоречив ,  так как одновременно содержит в себе  и  момент изменчивости и момент устойчивости."(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами  на общественное сознание.  И  даже  не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных ,  которые " ... в каждом случае будут абсолютно верны .  За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой."(19)

     Комментарий же является одной из наиболее  сильных  сторон сталинской пропаганды.  Пронин говорит:  "... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое  повышение  однозначности  и увеличения информационной избыточности в сообщении ,  иными словами ,- сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом;  комментирование же , понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации."(20) Прекрасно это  заметно на примере материалов "Правды",  посвященных судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины". Присутствие на ее страницах гневных ,  ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене ,  но где же статьи о предыдущей  работе  этих людей  ,  а  они были далеко не рядовыми в партии.  Не может же быть такого ,  чтобы Радек,  Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления ,  причем безнаказанно.  Но так или иначе ,  в номерах "Правды" с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21)

     Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения,  обличительных статей ,  выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы ,  которые недоступны для  буржуазной прессы и поныне.  "Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной крови",  "подлейшие из подлых" и т.д.  Произошло  лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется актуализацией значения  путем наполнения старого слова (формы) новым содержанием.(22) А при этом следует помнить ,  что "...Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме  разного рода коннотаций оценочных,  контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых."(23)

     Такие свойства  средств языка в политике приводят к тому , что образуется "...языковое поле ,  которое объединяет ключевые политические термины и символы (миф) ,  название доктрин , специальную политическую лексику ,  слова-лозунги."(24) Это языковое поле существовало и в советской политической системе. И более того ,  оно переросло в "...Политический  язык  -  основной язык пропаганды."(25) Lasswell H.  полагал , что "...Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме ,  она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы  ,  эффект  воздействия будет достаточным."(26) Этого можно достичь при помощи "политического мифа",  а каждый "политический миф" состоит из большего или  меньшего числа "политических формул".  С помощью "ключевых символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает на массы поток "политических формул"."(27)      Несколько опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: "... Если  для  данного времени имеется какой-то лозунг ,  надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом  сознание той среды ,  к которой вы обращаетесь."(28) Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот  совет  ,  насыщая  лозунгами каждую  пядь газетной полосы.  При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция ,  характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности ,  доведенная до полуистерии.  Даже за ,  казалось бы , нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства"  скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка  подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина.  А что уж говорить о таких лозунгах , как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам", "Раздавить гадину" и т.п.  , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию  газеты все новые и новые отклики ,  продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип.  И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину,  Рыкову,  Раковскому,  Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда права".

     А права партия (вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы ,  для создания "политического  мифа" о непогрешимости и "святости" товарища Сталина ,  а вот Бухарин ,  например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком  ,  не  сумел.  Сталин  оказался хитрее и практичнее всех своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть  пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля.  Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных.



     1) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25.

     2) Афанасьев В.Г.  Социальная информация и управление  обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398.

     3) Ленин В.И.  Речь по аграрному вопросу.  22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178.

     4) Свечников П.В.  У истоков   партийной  пропаганды.- М.: Московский  рабочий, 1978.-С.110.

     5) Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.254.

     6) Шандра В.А. Указ. соч., с.63.

     7) См.: "Правда" от 1 января 1937г.

     8) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38.

     9) Стриженко А.А.  Основные  закономерности  использования языка  в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20.

     10) Цит. по: Проблемы социальной психологии и  пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38.

     11) Цит. по: Парамонов А.В.,Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69.

     12) См.: "Правда" от 9-12 февраля 1937г.

     13) Артемов В.Л.  Правда о неправде. Критические очерки по современной  империалистической  антисоветской  пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201.

     14) Там же, с.213.

     15) Артемов В.Л.  Объективная природа стереотипов и их использование  империалистической пропагандой./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.95.

     16) Там же, с.102.

17) Цит.  по: Володин Цифры и факты. Как их использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9.

     18) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29.

     19) Там же, с.28.

     20) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей... С.30.

     21) См. "Правда" от 21-30 января 1937г.

     22) См. Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15.

    23) Стриженко А.А.  Язык и идеологическая  борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988.-С.15.

    24) Там же, с.7.

    25) Ермоленко Д.В.  Пропаганда и семантика./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49.

    26) Цит.  по: Проблемы социальной психологии и пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50.

    27) Там же.

    28) Цит.  по:  Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.8.

    29) См. "Правда" от 28 января 1937г.





























Заключение.




     Подводя итог работе , можно говорить о том , что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение  идеологического  информирования  масс  (  или проще говоря пропаганды ) во всех сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом процессе.  " Ее функции,- писал в 1937 году Albert Williams,- не делать деньги или развлекать читателя, а информировать  его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм."(1)

     Для прессы и в часности для "Правды" это означало то  же , что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание идеологических и политических мифов ,  воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для получения  необходимых системе стереотипов,  осуществлялось "...различными способами,- пишет о системе буржуазной пропаганды,  не слишком отличающейся от  советской,  А.Д.Пароятникова,- здесь и простой обман, и дезинформация,  и подтасовка фактов,  и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием..."(2) В случае с "Правдой" прекрасно  использовались  семантические  особенности языковых  единиц.  Четкая  организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения ,  с которым неизменно связана всякая  пропаганда(3),  позволила  газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан.  Под воздействием  пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности,  и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят,  чтобы "...дать  понимание  социализма 175  миллионам людей союза;  усилить в них энтузиазм для строительства  социализма;  заменить   старые   индивидуалистические представления  и  взгляды на мир общественными,  коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма."(4)

     Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений.  Слепое поклонение партии и лично  товарищу  Сталину, бессознательное  осуждение  всякого  неугодного партийной линии процесса,  совершенно бессмысленные поступки,  единственным оправданием  которых  служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе.  А в формировании самым непосредственным  образом  участвовали  структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским  лозунгом  о  постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда  проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты.

     Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу: "Зло подобает приукрашивать  словами."(6)  Но  человечество  не прислушалось  к этим словам ,  за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят  людей на путь истинный,  на котором они не будут вновь совершены.



     1) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.374.

     2) Пароятникова А.Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде./ Язык и  стиль  буржуазной  пропаганды.-М.:  Изд-во МГУ, 1988.-С.75-76.

     3) Артемов В.Л.  Объективная природа стереотипов и их  использование империалистической пропагандой./Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.96.

     4) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.369.

     5) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом./ ПСС.Т.43.С.58.

     6) Nominibus millire licet mala.(лат.) - Зло подобает приукрашать словами.( Овидий "Наука любви" )


































Список использованных источников

и литературы.



        Источники:

1) Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-472с.

2) История ВКП(б).Краткий курс.-М.:Политиздат,1950-350с.

3) Ленин  В.И.  Доклад  о  замене  разверстки натуральным налогом./ПСС.Т.43.С.57-74.

3) Ленин  В.И.  Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.С.3-72.

4) Ленин  В.И.  Речь  по  аграрному  вопросу  22 мая ( 4 июня ) 1917г./ ПСС.Т.32.С.168-190.

5) Ленин В.И.  Что делать ? /  ПСС.Т.6.С.3-195.

6) Правда.Январь-март.1937г.

7) Williams   A.R.  Nhe  Soviets.-New York: Harcort, Brace  and Company, 1937.-p.554.

        

Литература:

1) Артемов В.Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде.-М.:Политиздат,  1984.-270с.

2) Афанасьв В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М.:Политиздат,  1975.-448с.

3) Беглов С.И. Внешнеполитическая  пропаганда.  Очерк  теории  и практики: Учебное пособие.-М.:Высшая школа,  1980.-366с.

4) Бутенко А.Н. Откуда и куда  идем:  Взгляд   философа  на  историю  советского  общества.-Л.:Лениздат, 1990.-288с.

5) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом  новостей.-М.: Изд-во  МГУ, 1976.-143с.

6) Володин В. Цифры и факты.  Как их  использовать.-М.: Политиздат, 1968.-63с.

7) Гуревич П.С.  Пропаганда в  идеологической борьбе.-М.: Высшая школа,1987-263с.

8) Иванов В. Идеология: характер и  закономерности развития.-М.: Политиздат,1977.-303с.

9) Идеология и общественная психология.- Фрунзе:Илим,1968.-119с.

10) Колеватов  В., Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?//  Коммунист.1991.N4.С.41-55.

11) Маслов  Н.Н. Идеология сталинизма: История утверждения и сущность (1929-1956).-М.:Знание,  1990.-64с.

12) Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М.:  Изд-во  МГУ, 1982.-14с.

13) Парамонов А.В.,  Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-272с.

14) Политическая информация.-М.:Политиздат,  1973.-192с.

15) Политическая  информация. Некоторые  вопросы  теории  и практики.-М.:Мысль,  1974.-140с.

16) Проблема социальной психологии и пропаганда.-М.: Политиздат, 1971.-183с.

17) Свечников П.В. У истоков партийной  пропаганды.-М.: Московский рабочий,1978.-176с.

18) Средства массовой информации и пропаганды.- М.:  Политиздат, 1984.-352с.

19) Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди - М.:Политиздат, 1989.-447с.

20) Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского унив-та,  1988.-152с.

21) Шандра В.А. Газета , пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.:Мысль, 1982.-143с.

22) Ядов В.А.Идеология как форма духовной деятельности общества. - Л.:Лениздат, 1961.-234с.

23)Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ,1988.-200с.



© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ