|
Возникновение и развитие феодального государства и права
Сразу же после разгрома таборитов
чешский сейм стал представлять все три сословия - панов, мелкую шляхту (владык)
и мещан (горожан). Но феодальные магнаты (паны) и здесь получили преобладающее
значение. А после 1500 года городской патрициат вообще отстраняется от участия
в сейме.
В начале XVI века над Чешскими,
Венгерскими и Австрийскими землями нависла угроза турецкого завоевания. Это
вызвало необходимость более тесного союза и в 1526 году чешским королем
избирается Фердинанд Габсбург. Началась политика насаждения католичества, ограничение
прав чешских государственных учреждений и привилегий городов. В 1547 году вспыхивает
восстание против политики Габсбургов, но оно было подавлено. Города лишились
последних своих привилегий, король закрепил за собой право назначать на все
высшие должности в стране и определять работу сейма. Чешский трон был объявлен
наследственным владением Габсбургов. В 1627 году самостоятельное
государственное существование Чехии было прекращено.
Развитие права у южных и западных
славян проходило в целом на основе обычного права, но под большим влиянием
зарубежных источников. Если на южных славян определяющее влияние оказало
византийское право, то на западных славян, в Польше и Чехии, преобладающее,
влияние оказало германское городское и каноническое право.
ФЕОДАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ВОСТОКА
Одним из крупнейших феодальных
государств средневековья был Арабский Халифат. Образованный в результате
арабских завоеваний он охватывал огромные территории Ближнего и Среднего
Востока, Северную Африку и часть Европы. Особенностью государственного строя было
то, что глава государства - халиф объединял в своих руках духовную (имамат) и
светскую (эмират) власть.
Одновременно с возникновением
Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально
формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали
Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер
морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и
изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и
судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими
правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва -
письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских
властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
Согласно мусульманскому праву
действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные,
3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго
наказуемые.
Ислам выделил ряд главных защищаемых
ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность.
В соответствии с посягательством на
эти ценности и характером наказаний преступления делятся на:
1) преступления против основ религии
и государства, за которые следуют точно определенные наказания;
2) преступления против отдельных лиц,
за которые также назначены определенные наказания;
3) преступления и правонарушения,
наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания
предоставляется суду.
Другой системой традиционного права,
которое получило широкое признание, было индусское право. Так же, как
ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру
определенных догм, и к определенному пониманию мира. Это понимание предполагает
особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму, все люди
с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты,
варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.
Нормы, говорящие о поведении людей,
изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму, поведение людей
определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием.
Соответственно выделяется и 3 вида шастр: дхарма - учит людей, как вести
себя, чтобы быть угодными Богу; артха - учит как разбогатеть и
специальному искусству руководить; 3) кама - учит удовольствиям.
Индуизм признает за дхармой ее
стержень - комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех, кто
не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире.
Дхармы изложены в специальных
трактатах - дхармашастрах. От дхармашастр неотделимы и нибандхазы,
которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз -
разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными, разрешить
явные противоречия между ними.
Развитие средневекового Китая, его
государственное и правовое устройство в значительной мере определялось
господствующей идеологией конфуцианства.
Ячейка общества - это семья с
иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и
само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь
значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью
жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был
отделен от администрации. •
Попытка преодолеть идеологию
конфуцианства связана со школой легистов, возникшей еще в III в. до н.э. Согласно их
представлениям, власть должна основываться не столько на добродетели правящих
(правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Легисты
настаивали на необходимости постоянно действующих законов, которые правитель
должен знать, а подданные исполнять. Но их идеи остались чуждыми большинству
населения Китая.
Китайские кодексы феодального периода
содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному
праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение
норм обычая влекло уголовные санкции,
Развитие государства и права
средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и
испытало определенное влияние материкового Китая. Первые памятники японского
права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 г. В этот период было введено
периодическое распределение принадлежащих государству рисовых полей в
зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги".
Обязанности каждого "ранга" уточнялись в юридических сборниках
"рицу-ре". Эти сборники включали репрессивные нормы (рицу) и
административные нормы (ре).
С IX века в Японии начинает
развиваться система сеньории (се) -неприкосновенного владения,
освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с
суверенной судебной властью.
Развитие системы сеньории привело к
появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен
реальной власти, она перешла в руки военной касты (букэ, самураи).
Непосредственное управление осуществлял сегун, представитель наиболее
сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться,
продолжало действовать лишь личное право букэ.
В XIV веке была введена единообразная
структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о
правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей
отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых
обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и
земледельцами.
Существовал целый комплекс норм
(гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили
право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев
позором.
ФЕОДАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (средние века)
Салическая правда 1. О ВЫЗОВЕ НА СУД
§ 1. Если кто будет вызван на суд' по законам короля и
не явится, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 con'.
§ 2. Если же кто, вызвавши другого на
суд, сам не явится и если его не задержит какое-либо законное препятствие,
присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызовет на суд.
§ 3. И тот, кто вызывает другого на суд, в
сопровождении свидетелей должен придти к его дому и, если последний окажется в
отсутствии, должен позвать жену или кого-либо из его домашних с тем, чтобы они
известили его о вызове на суд. § 4. Если же ответчик будет занят исполнением
королевской службы, он не может быть вызван на суд.
II. О КРАЖЕ СВИНЕЙ
§ 1. Если кто украдет молочного поросенка и будет
уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 4. Если кто украдет годовалую свинью и будет уличен,
присуждается к уплате 120 ден;, что составляет 3 сол., не считая стоимости
похищенного и возмещения убытков.
§ 14. Если же кто украдет 25 свиней,
причем в стаде более ничего не останется, и будет уличен, присуждается за кражу
всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол.
III. О КРАЖЕ РОГАТЫХ ЖИВОТНЫХ
§ 2. Если кто украдет годовалое или
двухгодовалое животное и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что
составляет 15 сол. § 6. Если кто украдет 12 животных и ни одного не останется
(в стаде),
присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден.,
что составляет 62,5 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
IX. О ВРЕДЕ, ПРИЧИНЕННОМ НИВЕ ИЛИ КАКОМУ-ЛИБО
ОГОРОЖЕННОМУ
МЕСТУ (О ПОТРАВЕ)
§ 1. Если кто застанет на своей ниве
рогатых животных или лошадь, или какой-нибудь мелкий скот, не должен бить его
до изувечения. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стоимость
и изувеченную скотину взять себе. Если же не сознается и будет уличен,
присуждается к уплате 600 ден., не считая стоимости и возмещения убытков.
§ 4. Если чьи-нибудь свиньи или
чей-нибудь скот забежит на чужую ниву и хозяин животных, несмотря на
запирательство, будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15
сол.
X. О КРАЖЕ РАБОВ
§ 1. Если кто-нибудь украдет раба...,
присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
Приб. 4-е'. Если кто украдет рабыню,
платит 35 сол.; а за виноградаря, кузнеца, плотника, конюха, стоящего 30 сол.,
в случае улики, присуждается к уплате 2880 ден., что составляет 72 сол.
XI. О КРАЖАХ ИЛИ ВЗЛОМАХ,
ПРОИЗВЕДЕННЫХ СВОБОДНЫМИ § 1. Если кто из свободных украдет вне дома на 2 ден.,
присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 2. Если же он украдет вне дома на
40 ден. и будет уличен, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35
сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ 5. Если же он произведет взлом
запора или подберет ключ и, проникши таким образом в дом, что-нибудь оттуда
украдет, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол., не считая
стоимости похищенного и возмещения убытков.
XII. О КРАЖАХ ИЛИ ВЗЛОМАХ,
ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАБАМИ § 1. Если раб украдет вне дома на 2 ден., он возвращает
похищенное и возмещает убытки и, кроме того, распростертый на скамье, получает
120 ударов плетью.
§ 2. Если же он украдет на 40 ден.,
он или кастрируется, или же уплачивает 6 сол. А господин раба, совершившего
кражу, возмещает истцу и стоимость украденного, и убытки.
XIV. О НАПАДЕНИЯХ ИЛИ ГРАБЕЖАХ
§ 1. Если кто ограбит свободного
человека, напавши на него неожиданно, и будет уличен, присуждается к уплате
2500 ден., что составляет 62,5 сол.
§ 2. Если римлянин ограбит
салического варвара, должно применять вышеупомянутый закон.
§ 3. Если же франк ограбит римлянина, присуждается к
штрафу в 35 сол. § 6. Если кто нападет на чужую виллу, все уличенные в этом
нападении присуждаются к уплате 62,5 сол.
Приб, 1-е. Если кто нападет на чужую
виллу, выломает там двери, перебьет собак и изранит людей или что-нибудь
вывезет оттуда на повозке, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200
сол.
Имеется в виду народное судебное собрание " Солид
- золотая монета; денарий - серебряная монета, равная 1/40 солида.
' Прибавления эти, позднейшие по времени, изданы
разбитых на статьи - капитулы).
форме
королевских капитуляриев (законов,
XVI.
О ПОДЖОГАХ
§ 2. Если кто сожжет дом с пристройками и будет
уличен, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол.
§ 3. Если кто сожжет амбар или ригу с
хлебом, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол.
XVII. О РАНАХ
§ 1. Если кто вознамерится лишить
жизни другого, но промахнется ударом и будет уличен, присуждается к уплате 2500
ден., что составляет 62,5 сол.
§ 3. Если кто ударит другого по голове так, что
обнажится мозг и выпадут 3 кости, лежащие поверх самого мозга, присуждается к
уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
§ 4. Если же кто будет ранен между
ребер или в живот, причем окажется,' что появится рана и проникнет до
внутренностей, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол., помимо
5 сол. на лечение,
Приб. 1-е. Если же рана болит и не заживает,
присуждается к уплате 62,5 сол. и на лечение 9 сол.
§ 6. Если какой-нибудь свободный
ударит палкой свободного, но так, что кровь не пойдет, то до 3 ударов за каждый
удар платится по 120 ден., что составляет Зсол.
§ 7. Если же пойдет кровь, платится столько же,
сколько полагается за рану железом.
XVIII. О ТОМ, КТО ОБВИНИТ ПЕРЕД КОРОЛЕМ БЕЗВИННОГО
ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Если кто обвинит перед королем
безвинного человека в отсутствии последнего, присуждается к уплате 2500 ден.,
что составляет 62,5 сол.
Приб. 1-е. А если возведет на него
такую вину, за какую, в случае подтверждения обвинения следует смертная казнь,
обвинитель присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
О ТОМ, КТО СХВАТИТ СВОБОДНУЮ ЖЕНЩИНУ ЗА РУКУ, ЗА КИСТЬ
ИЛИ
ЗА
ПАЛЕЦ
§ 1. Если какой-нибудь свободный человек схватит
свободную женщину за руку, за кисть или за палец и будет уличен, присуждается к
уплате 15 сол.
• XXIV. ОБ УБИЙСТВЕ ДЕТЕЙ
§ 1. Если кто лишит жизни мальчика до
10 лет включительно и будет уличен, присуждается к уплате 24 000 ден., что
составляет 600 сол.
§ 3. Если кто нанесет побои свободной
беременной женщине, и если она умрет, присуждается к уплате 28 000 ден., что
составляет 700 сол.
§ 4. Если же кто лишит жизни ребенка в утробе «матери
раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4000
ден., что составляет 100 сол.
Приб. Если кто лишит жизни свободную девушку,
присуждается к уплате 300 сол.
§ 6. Если кто лишит жизни свободную
женщину после того, как она начала иметь детей, присуждается к уплате 24000
ден., что составляет 600 сол.
§ 7. Если же кто лишит жизни (свободную женщину) после
того, как она уже не может более иметь детей, присуждается к уплате 8000 ден.,
что составляет 200 сол.
XXV. О ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯХ
§ 1. Если кто совершит насилие над свободной девушкой,
присуждается к уплате 62,5 сол.
§ 2. Если же кто будет иметь сношения
со свободной девушкой по ее доброй воле, по обоюдному согласию, присуждается к
уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 3. Если какой-нибудь свободный
будет иметь сношения с чужой рабыней и будет уличен, присуждается к уплате
господину рабыни 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 5. Если же свободный явно вступит в
брак с чужой рабыней, он и сам вместе с нею должен стать рабом.
§ 6. Равным образом и свободная, если
вступит в брак с чужим рабом, должна стать рабыней.
XXVII. О РАЗЛИЧНЫХ КРАЖАХ
§ 13. Если кто заберется в чужой
виноградник красть виноград и будет застигнут на месте преступления,
присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 14. Если же вор, сверх того, унесет
виноград к своему дому и поместит его там, присуждается к уплате 1800 ден,, что
составляет 45 сол.
§ 15. Такое же правило надлежит
соблюдать и относительно жатвы.
Приб. Если же кто сломает чужую
изгородь, присуждается к уплате 15 сол.
§ 22. Если кто обокрадет незапертую
горницу, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 23. Если кто обокрадет запертую
горницу, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 24. Если кто запашет чужое поле без
позволения хозяина, присуждается к уплате 15 сол.
§ 25. Если же кто засеет его,
присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
Приб. Если кто будет мешать проезду
плуга в чужое поле или выгонит пахаря, или будет чинить ему препятствия,
присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 26. Если кто вступит с чужим рабом
в сделку без ведома господина, присуждается к уплате 600 ден., что составляет
15 сол.
XXVIII. О ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВЕ
§ 1. Если кто подкупит другого для
совершения кражи и будет уличен, присуждается к уплате 2500 ден., что
составляет 62,5 сол.
XXIX. О НАНЕСЕНИИ УВЕЧИЙ
1. Если кто изувечит руку или ногу
другому, лишит его глаза или носа, присуждается к уплате 4000 ден., что
составляет 100 сол.
§ 2. Если же у него изувеченная рука
останется висеть, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол.
§ 3. Если кто оторвет большой палец
на руке или на ноге, присуждается к уплате 2000 ден., что составляет 50 сол.
§ 5. Если же кто оторвет второй
палец, именно тот которым натягивают лук, присуждается к уплате 1400 ден., что
составляет 35 сол.
Приб. 10-е. Если кто повредит другому
язык так, что тот не в состоянии будет говорить, присуждается к уплате 100 сол.
XXX. ОБ ОСКОРБЛЕНИИ СЛОВАМИ
§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к
уплате 3 сол. § 3. Если кто - мужчина или женщина - назовет свободную женщину
блудницей и не докажет этого, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет
45 сол. 8 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.
§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к
уплате 3 сол. § 6. Если кто обвинит другого в том, что он бросил в сражении
свой щит, и не сможет этого доказать, присуждается к уплате 120 ден., что
составляет 3 сол.
§ 7. Если кто назовет другого
доносчиком или лжецом и не сможет доказать, присуждается к уплате 600 ден., что
составляет 15 сол.
XXXII. О СВЯЗЫВАНИИ СВОБОДНЫХ
§ 1. Если кто свяжет без вины
свободного человека, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
§ 2. Если же он этого связанного
уведет куда-нибудь, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
Приб. 3-е. Если кто коварством или
силой отобьет у графа связанного человека, повинен уплатить цену своей жизни.
XXXIV. О НАРУШЕНИИ ИЗГОРОДИ
§1. Если кто отрежет 2 или 3 прута,
которыми связывается и сдерживается сверху изгородь, или сломает или вырвет 3
кола, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 2. Если кто проведет по чужому, уже
взошедшему полю борону или проедет с телегой не по дороге, присуждается к
уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если кто проедет по чужой, уже
начавшей выколашиваться жатве не по дороге и не по тропинке, присуждается к
уплате 600 ден., что составляет 15 сол.;
Приб. 2-е. Если кто зайдет, с целью
воровства, на чужой двор после захода солнца и будет там застигнут,
присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
XXXV. ОБ УБИЙСТВАХ... РАБОВ
§ 1. Если какой-нибудь раб лишит
жизни раба, господа пусть разделят между собой убийцу.
Приб. 1-е. Если кто изобьет чужого
раба и на 40 ночей отнимет у него работоспособность, присуждается к уплате 1,3
сол.
§ 5. Если чужой раб или лит лишит
жизни свободного человека, сам убийца отдается родственникам убитого человека в
качестве половины композиции, а господин раба уплачивает другую половину
композиции.
§ 6. Если кто украдет или лишит жизни
дворового слугу или кузнеца, или золотых дел мастера, или свинопаса, или
виноградаря, или конюха и будет уличен, присуждается к уплате 1200 ден., что
составляет 30 сол.
XXXVII. О ПРЕСЛЕДОВАНИИ ПО СЛЕДАМ
§ 1. Если кто потеряет вследствие
кражи быка или коня, или какое-нибудь животное и, идя по следам, найдет его в
течение 3 суток, а тот, кто ведет его (животное), заявит, что он купил его или
получил в обмен, идущий по следам должен через третьих лиц доказывать, что
(эти) вещи - его собственность. Если же разыскивающий свои вещи найдет их уже
по прошествии 3 суток, а тот, у кого он найдет их, заявит, что купил или
получил их в обмен, сам (ответчик) пусть доказывает (на них) свое право. Если
же (человек), разыскивающий скот, заявит, что признал его (своим), и, несмотря
на протест того, другого, не захочет представить доказательства через третьих
лиц, ни назначить, согласно закону, дня для судебного разбирательства и будет
изобличен в насильственном отобрании (животного), присуждается к уплате 1200
ден., что составляет 30 сол.
XXXVIII.
О КОНОКРАДСТВЕ
§ 1. Если кто украдет упряжную лошадь
и будет уличен, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол., не
считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
§ 2. Если кто украдет жеребца и будет
уличен, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
Приб. 2-е. Если кто украдет
королевского жеребца, присуждается к уплате 90 сол., не считая стоимости
похищенного и возмещения убытков.
Приб. Если кто, по коварству или по
вражде, изувечит или испортит чужих коней или упряжный скот, присуждается к
уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
XXXIX. О ПОХИТИТЕЛЯХ РАБОВ
§ 1. Если кто вздумает сманить чужих
рабов и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол,
XL. ЕСЛИ РАБ БУДЕТ ВИНОВЕН В ВОРОВСТВЕ
§ 1. Если будет совершен проступок,
за который свободный должен уплатить штраф в размер 600 ден., или 15сол., раб
пусть будет разложен на скамье и получит 120 ударов плетью.
§ 5, Если же раб будет повинен в
более тяжком преступлении, именно таком, за которое свободный человек может
быть присужден к уплате 45 сол., и если раб сам под пыткой сознается, он
присуждается к смертной казни.
§ 6. Если раб будет уличен в
каком-либо преступлении, истец должен увещевать его господина... чтобы он выдал
раба для справедливой пытки.
§ 9. Если же... по истечении 14 ночей
господин не пожелает отдать своего раба на пытку, он принимает на себя всю вину
и весь штраф; и не как раб, а как свободный, совершивший этот проступок,
принимает на себя весь платеж по залогу.
XU. О ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВЕ
9 1. Если кто лишит жизни свободного
франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен,
присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 3. Если кто лишит жизни человека,
состоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к
уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
§ 5. Если кто лишит жизни римлянина -
королевского сотрапезника и будет уличен, присуждается к уплате 12000 ден., что
составляет 300 сол.
§ 6. Если кто лишит жизни римлянина
землевладельца и не королевского сотрапезника, присуждается к уплате 4000 ден.,
что составляет 100 сол.
§ 7. Если кто лишит жизни римлянина,
обязанного платить подати, присуждается к уплате 62,5 сол.
Приб. 6-е. Итак, каждый человек
должен оплачиваться большею или меньшею вирою.
XLII. О ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВЕ СКОПИЩЕМ
§ 1. Если кто, собравши скопище,
нападет на свободного человека в его доме и там лишит его жизни и если убитый
состоял на королевской службе, убийца присуждается к уплате 72000 ден., что
составляет 1800 сол.
§ 2. Если же убитый не состоял на
королевской службе, убийца присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600
сол.
XLIII. О ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВЕ СКОПИЩЕМ
§ 1. Если кто, находясь в собрании 5
человек, будет кем-то из них лишен жизни, остальные должны или выдать
виновного, или все ответить за смерть убитого; этот же закон соблюдается и в
том случае, когда в собрании будет 7 человек.
§ 2. Если же в собрании будет более 7
человек, то не все отвечают за убийство, а лишь те, чья вина будет доказана;
они и уплачивают виру по закону.
§ 3. Если же кто, находясь вне дома,
в пути или в поле, будет лишен жизни скопищем и если на нем окажется 3 или
более ран, то трое из этого скопища, против которых окажутся улики, по одиночке
должны отвечать за убийство; следующие трое платят 1200 ден., что составляет 30
сол., а последние трое из этого скопища - платят 600 ден., что составляет 15
сол.
XLV. О ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
§ 1. ...Если кто захочет переселиться
в другую виллу и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его,
но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь
права там поселиться.
§ 2. ...Если тот, кому предъявлен
протест, не захочет уйти оттуда, причем его не будет задерживать какое-либо
законное препятствие..., тогда заявивший протест... просит графа явиться на
место, чтобы выгнать его оттуда. И за то, что не хотел слушаться закона, он
теряет там результаты своего труда и, кроме того, присуждается к уплате 1200
ден., что составляет 30 сол.
§ 3. Если же переселившемуся в
течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться
неприкосновенным, как и другие соседи.
XLVI. О ПЕРЕДАЧЕ ИМУЩЕСТВА
§ 1. При этом нужно соблюдать
следующее: тунгин или центенарий пусть назначат судебное собрание... Затем
пусть отыщут человека, который не приходится ему (завещателю) родственником и
которому он (завещатель) пусть бросит в полу стебель. И тому, в чью полу он
бросит стебель, пусть он заявит о своем имуществе, именно, сколько он хочет
передать, все ли и кому.
И тот, в чью полу он бросит стебель,
должен остаться в его доме. И должен пригласить троих или более гостей и
хранить ту часть имущества, которая ему вверена. И после того тот, кому это
вверено, должен действовать с собранными свидетелями. Потом в присутствии
короля или в судебном собрании пусть возьмет стебель и бросит в полу тех, кто
был назначен наследниками 12 месяцев тому назад, и пусть отдаст имущество тем,
кому оно завещано, в количестве ни большем, ни меньшем того, что ему было
вверено. Если же кто пожелает что-либо возразить против этого, три свидетеля
должны дать клятву, что они присутствовали в том заседании, которое было
назначено тунгином или центенарием, и видели, как пожелавший передать свое
имущество бросил в полу тому, кого он выбрал, стебель; они должны назвать по
отдельности и имя того, кто бросил свое имущество в полу другому, и имя того,
кого объявил он наследником. И другие три свидетеля должны под клятвою
показать, что тот, в чью полу был брошен стебель, был в доме того, кто передал
свое имущество, что он пригласил трех или более гостей, которые за столом ели
овсянку в присутствии свидетелей и что эти гости благодарили его за прием.
Это все должны под клятвою
подтвердить и другие свидетели, а также и то, что принявший в полу имущество
бросил в присутствии короля или в законном публичном собрании стебель в полу
тех, которые объявлены были наследниками упомянутого имущества публично перед
лицом народа... в присутствии короля или на публичном собрании, то есть... пред
народом или тунгином; все это должны подтвердить 9 свидетелей.
XLVII. О РОЗЫСКЕ
§ 1. Если кто признает своего раба
или коня, или быка, или какую бы то ни было вещь у другого, пусть передаст это
в третьи руки, а тот, у кого признаны данные вещи, должен доказывать свое на
них право. И если тот и другой живут по ту сторону реки Луары или . .леса,
истец и ответчик пусть в течение 40 суток назначат срок для судебного
разбирательства; и в течение этого времени все те, кто продал коня или обменял,
или, может быть, дал в уплату, должны войти друг с другом в сношение, именно,
каждый должен вызвать то лицо, с которым заключил сделку. И если призванный на
суд, не имея для того законных препятствий, не явится, заключивший с ними
сделку пусть пошлет троих свидетелей, которые показали бы, что он совершил с
ними сделку публично. Если он выполнит это, освободит себя от обвинений в
воровстве. А тот, неявившийся, на которого под клятвою показали свидетели,
будет признан вором по отношению к истцу и должен возместить стоимость
украденной вещи тому, с кем имел сделку; этот же согласно закону уплатит тому,
кто узнал свои вещи. Все это должно происходить на судебном заседании, в
присутствии ответчика, у которого впервые найдена вещь, переданная затем в
третьи руки. Если же те, у кого признана вещь, живут по ту сторону Луары...,
закон этот должен быть выполнен в течение 80-ти суток.
XLVIII. О ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВЕ
§ 1. Если кто даст ложное показание, присуждается к
уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
XLIX. О СВИДЕТЕЛЯХ
§ 1. Если кто будет вынужден
представить свидетелей и они, может случиться, не пожелают явиться на судебное
заседание, имеющий в них надобность должен удовлетворить их и должен при
свидетелях пригласить их на судебное заседание, чтобы они под клятвою показали
то, что им известно.
§ 2. Если они не захотят прийти и
если их не задержит законное препятствие, каждый из них присуждается к уплате
600 ден., что составляет 15 сол.
§ 3. Если же призванные к
свидетельству, явившись (на судебное заседание), не захотят показать под
клятвой того, что знают), они будут поставлены вне закона и (сверх того) каждый
из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
L. ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ
§ 1. Если кто свободный или лит даст
другому обязательство, тот, кому дано обязательство, по истечении 40 ночей или
установленного между ними срока должен явиться к его дому в сопровождении
свидетелей и с тем, кому надлежит произвести оценку имущества. И если должник
не пожелает выплатить по обязательству, он, сверх обозначенного в обязательстве
долга, присуждается к уплате 15 сол.
§ 2. Но если он будет упорно
отказываться от уплаты по обязательству, кредитор должен призвать его на суд и
так ходатайствовать (перед тунгином) о дальнейшем принуждении: "Прошу
тебя, тунгин, объяви скорейшее принуждение по отношению к противнику моему,
давшему мне обязательство и сделавшему у меня заем". При этом он должен
обозначить сумму долга по обязательству. Тогда тунгин должен сказать: "Я
объявляю по отношению к нему скорейшее принуждение, согласно Салическому
закону". Затем тот, кому было дано обязательство, должен торжественно
потребовать, чтобы должник никому другому не платил, не давал ручательства в
оплате, пока он не удовлетворит следуемого по обязательству. И поспешно, в тот
же день, прежде чем зайдет солнце, со свидетелями он должен явиться в дом
должника и просить об уплате долга. Если он не пожелает исполнить этой просьбы,
пусть назначат ему срок для судебного разбирательства; в таком случае долг
увеличится на 120 ден., что составляет 3 сол. Это должно повторить до 3-х раз,
в течение 3-х недель, и если в 3-й раз не согласится уплатить, тогда долг пусть
увеличится на 360 ден., что составляет 9 сол., так что после каждого призыва на
судебное разбирательство или назначения срока долг увеличивается на 3 сол.
§ 3. Если кто не пожелает выплатить
по обязательству к законному сроку, тогда тот, кому дано обязательство, пусть
отправится к графу округа, в котором проживает, и, взяв стебель, пусть
обратится к нему со следующими словами: "Граф, человек тот мне должен, и я
его законным порядком призывал на суд, согласно Салическому закону. Я собой и
имуществом своим ручаюсь, что ты смело можешь положить руки на его
имущество". И пусть сообщит, на какую сумму и по какой причине дано
обязательство. После этого граф пусть возьмет с собой 7 правоспособных
рахинбургов, отправится с ними в дом того, кто дал обязательство, и скажет:
"Вот ты сейчас по доброй воле уплати этому человеку по обязательству и
выбери двух каких угодно рахинбургов, которые определили бы цену и источники
твоих доходов, и согласно справедливой оценке уплати следуемое". Если на
это не согласится лично или заочно, тогда рахинбурги сами пусть возьмут из его
имущества то количество, которое соответствует величине долга, и из стоимости
имущества, согласно закону две части пусть идут в пользу истца, а третью пусть
берет себе граф в качестве
"fritus'a", если только
"fritus"
уже раньше по этому делу не был уплачен.
§ 4. Если графа попросят выполнить
все вышесказанное и он, не будучи задержан ни уважительною причиною, ни
королевскою службою, ни сам не пойдет, ни пошлет заместителя, который бы
потребовал справедливости и правосудия, он должен быть лишен жизни или выкупить
себя за столько, за сколько следует.
LI.
§ 1. Если кто противозаконно
пригласит графа отправиться для конфискации чужой вещи; именно без
предварительного вызова должника в суд или при отсутствии самого обязательства,
присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 2. Если же граф, приглашенный по
упомянутому делу, осмелится взять что-нибудь сверх законного и справедливого
долга, пусть или выкупится, или заплатит жизнью.
LIII. О ВЫКУПЕ РУКИ ОТ КОТЕЛКА
§ 1. Если кто будет вызван к
испытанию посредством котелка с кипящей водою, то стороны могут прийти к
соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить
соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой в случае улики виновный
по закону должен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол., он может выкупить
свою руку за 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если же проступок будет такой,
за который в случае улики виновный мог бы быть присужден к уплате 35 сол., и
если стороны согласятся, чтобы он выкупил свою руку, пусть он выкупит ее за 240
ден., что составляет 6 сол.
LIV. ОБ УБИЙСТВЕ ГРАФА
§ 1. Если кто лишит жизни графа,
присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
Приб, 5-е. Если кто лишит жизни
священника, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
Приб. 7-е. Если кто лишит жизни
епископа, присуждается к уплате 900 сол.
LVI. О НЕЯВКЕ НА СУД
§ 1. Если кто пренебрежет явкою на суд или замедлит
исполнение того,
38
что ему определено рахинбургами, и не пожелает войти в
сделку ни путем композиции, ни путем очищения водой, ни каким-либо другим
законным способом, тогда истец должен вызвать его на суд пред лицом самого
короля. И там будут 12 свидетелей, из которых пусть первые три поклянутся, что
они были там, где рахинбург присудил, чтобы он шел на испытание водой или дал
обязательство в уплате композиции, и что он пренебрег постановлением
рахинбургов. А затем другие три должны поклясться, что после состоявшегося
постановления рахинбургов о том, чтобы он очистился или испытанием водою, или
уплатой композиции, они присутствовали при вторичном предложении ему явиться на
суд в течение 40 суток, считая с того дня, и он никаким образом не пожелал
удовлетворить требование закона. Тогда истец должен вызвать его пред лицо
короля, именно, в течение 14 суток, и три свидетеля должны поклясться, что они
были там в то время, когда он вызывал его на суд и назначил ему определенный
срок. Если и тогда он не явится, пусть эти 9 свидетелей под присягой, как мы
выше говорили, дадут свои показания. Равным образом, если он не явится в тот
день, пусть истец назначит ему определенный срок, имея трех свидетелей при
назначении срока. Если истец исполнил все это, а ответчик ни в один из
назначенных сроков не пожелал явиться, тогда пусть король, к которому он
призван на суд, объявит его вне своего покровительства. Тогда и сам виновный и
все его имущество делается собственностью истца. И если до тех пор, пока он не
уплатит всего, что с него взыскивается, кто-нибудь даст ему хлеба или окажет
гостеприимство, будь то даже собственная его жена, присуждается к уплате 600
ден., что составляет 15 сол.
LVII. О РАХИНБУРГАХ
§ 1. Если какие-либо из рахинбургов,
заседая в судебном собрании и разбирая тяжбу между двумя лицами, откажутся
сказать закон, следует, чтобы истец заявил им: "Здесь я призываю вас
постановить решение согласно Салическому закону". Если они (снова)
откажутся сказать закон, семеро из этих рахинбургов до захода солнца
присуждаются к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если же рахинбурги те будут
судить не но закону, тот, против которого они вынесут решение, пусть предъявит
к ним иск, и если будет в состоянии доказать, что они сулили не по закону,
каждый из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
LVIII. О ГОРСТИ ЗЕМЛИ
§ 1. Если кто лишит жизни человека и,
отдавши все свое имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону,
он должен представить 12 соприсяжников (которые поклянутся в том), что ни на
земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом
он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов землю, стать на
пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю рукой бросать через свои
плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и
братья уже платили, тогда он должен этой землей бросать на своих, т. е. на
троих ближайших родственников по матери и отцу. Потом в одной рубашке, без
пояса, без обуви, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родственника по
матери) должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой
по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся
родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы
заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли
на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и
этот не будет иметь чем заплатить все, взявший на поруки убийцу должен
представить его в судебное заседание и так потом в течение четырех заседаний
брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т. е. в
возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своей
жизнью.
LIX. ОБ АЛЛОДАХ
§ 1, Если кто умрет и не оставит
сыновей и если мать переживет его, пусть она вступит в наследство.
§ 2. Если не окажется матери и если он
оставит брата или сестру, пусть вступят в наследство.
§ 3. В том случае, если их не будет,
сестра матери пусть вступит в наследство.
Приб. 1-е. Если не будет сестры
матери, пусть сестры отца вступят в наследство.
§ 4. И если затем окажется кто-нибудь
более близкий из этих поколений, пусть он вступит во владение наследством.
§ 5. Земельное же наследство ни в
каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает
мужскому полу, т. е. братьям.
LX. О ЖЕЛАЮЩЕМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РОДСТВА
§ 1. Он должен явиться в судебное
заседание перед лицо тунгина и там сломать над своею головою три ветки мерою в
локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать
там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов
с ними. И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет,
он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а
наследство его самого должно поступить в казну.
LXII. О ВИРЕ ЗА УБИЙСТВО
§ 1. Если будет лишен жизни чей-нибудь
отец, половину виры пусть возьмут его сыновья, а другую половину пусть разделят
между собой ближайшие родственники, как со стороны отца, так и со стороны
матери.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|