Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами. Образование великорусской народности
Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами. Образование великорусской народности
Владимиро-Суздальское
княжество (12-13 вв.).
Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами.
Образование великорусской народности.
В середине 12 в.
Киевская Русь распадается на несколько княжеств внутри которых формируются
более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. Бесконечные усобицы и
половецкие нападения ослабили Киевскую Русь окончательно . до смерти одного из
мономаховичей в 1132 г. Русь ещё с успехом отбивала нашествие половцев. Эта
почти двухвековая борьба Руси с половцами имеет значение для Европы. В то время
как она предпринимала крестовые походы на азиатский Восток, на Пиренейском
полуострове против мавров Русь своей борьбой с половцами прикрывала левый фланг
Европы. Но эта историческая заслуга стоила Руси очень дорого: начался отток населения
из Киевской Руси, который круто изменил её дальнейшую историю.
Отлив населения из
Поднепровья шел в двух направлениях двумя противоположными струями: 1-я – на
запад, 2-я – в противоположную сторону на восток.
С первой половины 12
в. Наблюдается прилив переселенцев из Приднепровья. В конце 11 столетья, после
Любеческого съезда в 1097 г., Суздальская земля выделилась в особое княжество –
она была отдана Владимиру Мономаху, который начал обустраивать её для младшего
сына Юрия. С этого момента началась усиленная колонизация земли и строительство
городов северо-восточного края.
Под давлением русской
колонизации финские племена уходили со своих мест или сливались с пришедшими.
Столкновение
вызывалось не самой встречей с туземцами, а с попытками распространить
христианство, ещё до введения, которого финские племена уже начали перенимать
языческие верования славян. Вместе с язычниками туземцы боролись против
христианства.
Восстание охватило
Ростово-Суздальскую землю и было настолько сильным, что для его подавления
приезжал сам Ярослав Мудрый.
Два фактора в
образовании нового племени: этнографический , вызванный к соприкосновению
русских переселенцев с инородцами в междуречье Оки и Волги, и географический, в
котором сказалось действие природы края.
Сливаясь с Русью,
финны, в свою очередь, оказали на неё своё влияние. Пришлая Русь заимствовала
некоторые элементы быта. Финны, со своими антропологическими и этнографическими
особенностями, со своим языком, обычаями и верованиями входили в состав русской
народности.
Кроме того влияние
финских туземцев на состав общества, какое создавала русская колонизация
Верхнего Поволжья. Туземское финское население пополняло преимущественно села,
причём оно имело признаков значительного социального расчленения, деления на
высшие и низшие классы. В силу этих причин русское и обрусевшее население
становилось более сельским по своему составу, чем оно было в южной Руси. Таким образом,
из встречи русских пришельцев с финским туземским населением вышла тройная
смесь:
1.
религиозная, которая легла
в основу мифологического созерцания великороссов
2.
племенная, из которой
выработался антропологический тип великоросса
3.
социальная, которая в
составе верхневолжского населения дала перевес сельским классам.
Первые
владимиро-суздальские князья.
В пору феодальной
раздробленности Руси на северной окраины Киевского гос. Поднимается новый центр
русской культуры и государственности – город Владимир, младший в семье старых
русских городов северо-востока: Ростова, Суздаля.
Настоящим хозяином
северо-восточной Руси стал сын Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский.
В Ростово-суздальской
земле было два старших вечевых города – Ростов и Суздаль. Однако новый князь
сразу повел решительную борьбу против боярства. Своей столицей он сделал
сравнительно новый город Владимир, а резиденцией – великолепный белокаменный
город-замок в Боголюбове. Первым актом Андрей было изгнание младших братьев и
разгон отцовой дружины.
В борьбе за власть
Андрей стремился опереться на церковь. В области внешней политики он продолжал
действовать в тех же трёх направлениях, которые были намечены ещё Долгоруким:
походы на Волжскую Болгарию, Новгород и Киев.
Взяв Киев, Андрей не
сел на престол, а отдал его младшему брату Глебу.
До сих пор звание
старшего великого князя нераздельно соединено с обладанием старшим киевским
столом. Андрей впервые нарушил этот порядок, отделил старшинство от места,
заставив себя признать великим князем всей русской земли, оставшись в
Суздальской волости. Таким образом, княжеское старшинство как бы получило
личное значение. Это была попытка произвести переворот в политическом строе
русской земли.
1174 год безуспешно
бесславного похода на Киев ускорил развязку. Группа бояр, руководимая
кучьковичами, составила в 1174 г. Заговор против Андрея. Ночью, ворвавшись в
его спальню, они убили великого князя.
На следующий день
после убийства князя горожане, мастера подняли восстание против княжеской
администрации. Более того, после смерти Андрея на Суздальской земле разгорелась
усобица. Старые города Ростов и Суздаль призвали на княжество Андреевых
племянников, а Владимир позвал братьев Андрея, Михаила и Всеволода, усобица
длилась два года. В битве под Юрьевом на реке Колокше победу одержал Всеволод.
При Всеволоде 3 Большое
Гнездо Владимирское княжество усилилось, стало одним из крепких гос. В Европе.
Княжение его было продолжением внешней и внутренней деятельности Андрея.
Всеволод уже мог влиять на политику Новгорода, получил богатый удел на
Киевщине, почти полновластно распоряжался Рязанским княжеством, в начале 12 в.
Владимиро-суздальская Русь раздробилась на несколько уделов между
многочисленными сыновьями Всеволода. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский,
Всеволод 3связали свои основные интересы с владимиро-суздальской землёй. Они
начали обустраивать этот регион. В новые города и новоосвоенные земли начался
приток населения. Строительство городов, с одной стороны, было результатом
развития производительных сил, а с другой стороны, - могучим фактором их
дальнейшего роста.
Удельное правление
и его последствия для Руси.
Всеволод умер в 1212
г. В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследства. Его
старший сын Константин хотел вернуться к старым временам первенства Ростова.
Всеволод собрал собор, на котором представители присягнули второму сыну Юрию.
После смерти утверждается новый порядок княжеского владения. За Киевом
оставалось короткий срок лишь значение церковно-административного центра.
Занимая старший Владимирский стол, Всеволодовичи вообще следовали очереди старшинства.
Но постепенно
возникает несколько младших волостей, где правление проходит не по очереди, а
по завещанию, от отца к сыну.
Такой порядок
владения изменяет юридический порядок малых волостей. Теперь отдельная волость
– неотъемлемая собственность князя, личное его достояние. Такие младшие
волости, на которые распались Суздальская земля в 13 в., называются уделами или
вотчинами, и этот новый порядок назывался удельным.
“Золотой Век “
Владимиро-Суздальской Руси (12-13 вв.)
рост производительных
сил не замедлил сказаться на развитии культуры. Несомненно, положительным было
широкое строительство городов, которые явились не только крепостями, но и
сосредоточением ремесла и торговли, важными экономическими и культурными
центрами феодального гос.
Интересным отражением
культуры периода владимиро-суздальского княжества является Владимирский
летописный свод созданный, возможно, при участии старшего сына Всеволода –
Константина Мудрого.
Владимирский
летописный свод 1205-1206 гг. был не только образцом гос. Летописи одного
княжества – он отразил в себе художественную культуру Руси за несколько
столетий. По летописям можно судить и о накоплении научных знаниях на Руси,
расширения географических знаний благодаря торговым связям и путешествиям
русских паломников. Из летописях мы также судим о достаточных математических
знаниях, примиряемых в строительстве храмов, военном деле. Появились на Руси и
свои врачи, находившиеся в ведении духовных властей.
Зодчество.
Многовековая культура
русского народа, его огромный творческий труд запечатленный в драгоценных
памятников прошлого, которыми так богата владимиро-суздальская земля.
Главнейшее место в этих сокровищницах русского искусства принадлежит
прославленным памятникам зодчества, скульптуры: живописи и прикладного
искусства 12-13 вв., которые составляют ценность мирового значения.
В развитии русского
искусства 12-13 вв. различаю три крупных, отличных друг от друга, направления:
поднепровский юг, новгородский северо-запад и владимирский северо-восток.
Ни одна архитектурная
школа Руси 12-13вв. не может сравниться с владимиро-суздальской по богатству и
разнообразию образов, воплощённых в её памятниках. Она символизирует высоту
общего уровня культуры передовых центров древней Руси.
В архитектуре
владимирской земли выступает светское начало, проявившееся в создании
монументальных дворцовых ансамблей, соборов.
В строительстве
крепостей, дворцов и храмов находили выход могучее дарования народа, его
вдохновение, вкусы. Этому способствовала высокая строительная техника, точность
белокаменной кладки, применения в убранстве фасадов резьбы по камню; от суровых
и простых храмов времён Юрия Долгорукого – к созданию таких шедевров, как
церковь Покрова на Нерли.
Особое место среди
русских городов принадлежит Суздалю. Это уникальный город-музей, сохранившийся
до наших дней полный своеобразия архитектурный облик города 12-17 вв., является
вкладом в сокровищницу мировой архитектуры и культуры.
Редчайшим памятником
русской военно-оборонительной архитектуры 12 в. являются золотые ворота в
городе Владимире, которые не находят себе прямых аналогий в архитектуре
европейского средневековья.
Живопись.
С распадом киевской
державы отошло в прошлое искусство мозаики, слишком дорогостоящая она
стала для удельных князей. Будущее принадлежало фреске и иконописи. В развитии
живописи прослеживаются две тенденции. С одной стороны, возрастало влияние
церкви, которая в борьбе с язычеством ужесточила контроль за соблюдением
канонических требований, с другой стороны – активное влияние элементов народной
культуры.
Во времена Андрея
Боголюбского владимиро-суздальская живопись делала первые шаги. Небольшие
фрагменты фресок сохранились в Успенском соборе.
В искусстве 12-13 вв.
всё сильнее сказывается стремление к плоскости, орнаментальности изображения.
Усиливается роль орнамента в системе церковной росписи.
В 12 столетии
сформировалась своя самобытная традиция в зодчестве и изобретательном искусстве
владимиро-суздальской Руси. Она отличается особой поэтичностью и утонченностью.
Владимиро-суздальское искусство явилось во многом преёмником и отзвуком
классической культуры, пришедшеё к нам через византийскую культуру.
Впоследствии эти черты проявились и получили дальнейшее развитие в культуре
московской Руси.
|