|
Жизнедеятельность П.А. Кропоткина и ее место в развитии мировой общественной мысли
Уже говоря о самых общих основах мировоззрения
Кропоткина, Боровой был вынужден оговориться: "я вовсе не фанатичный
поклонник П.А. Разделяя его социально-политическое мировоззрение, многое, очень
многое в его мироощущении мне чуждо. Не частные пробелы, не частные противоречия
даже являются препятствием для меня, чтобы принять полно, безоговорочно духовное
наследие П.А. Нет, может быть, мое разногласие с П.А. - больше, глубже, может
быть в самом приближении - подходе его к миру вещей и миру людей сокрыто нечто,
что останавливает меня от беспрекословного принятия его идей".[2]
Безусловно, это "нечто" -
кропоткинский рационализм, отношение к философии вообще и в частности, к
диалектике. Конкретнее об этом А.Боровой пишет в рецензии на книгу Кропоткина
"Современная наука и анархия": "и при самом враждебном отношении
к метафизике, едва ли можно так презрительно отмахиваться от нее, как это
делает Кропоткин по отношению, например, к Канту или Бергсону".
Анализируя то, как Кропоткин применяет
свой излюбленный индуктивно-дедуктивный метод по отношению к социологическим исследованиям,
Боровой отмечает явную слабость теоретической аргументации и явную недостаточность
исследования такого основополагающего аспекта анархической доктрины, как вопрос
о возникновении государства, а если взять шире, - то идеи Кропоткина об эволюции
как основном социологическом законе.[17]
"Вся книга Кропоткина, - пишет
Боровой, - является по существу сплошным обвинительным актом по
адресу государства... И такая точка зрения была
бы совершенно понятной, если бы мы подходили к государству в
любой из его исторических форм с этическим
мерилом... В своем историческом исследовании он сам
приходит к выводу, что история не знает непрерывной эволюции,
что различные области по очереди были театром исторического
развития; при этом каждый раз эволюция открывалась фазой
родового общежития, потом приходила деревенская
коммуна, позже свободный город;
государственной фазой эволюция
заканчивается... Он, как натуралист, должен был
бы искать причин, почему история любого человеческого
общежития, начав с "свободы", кончает
неизбежно"государством-смертью".[17]
Анализируя далее
проблему возникновения государства по Кропоткину,
Боровой приходит к выводу о том, что "он (Кропоткин) почти не
изучает, или не интересуется процессом внутреннего разложения тех общежитий,
которые представляются ему если не идеальными, то
наиболее целесообразными. Он исследует внешнюю политику
по отношению к средневековой коммуне, городу, ремеслу, и не
замечает внутреннего раскола, находящего себе
часто иное объяснение, чем злая только воля заговорщиков
против соседского мира. В развитии общественного процесса он
почти игнорирует его техноэкономическую сторону... Этой
неполнотой исторического анализа объясняется и некоторая
романтичность в его характеристике средневековья".
В результате Кропоткин
приходит к идеализации "всякой коммуны, на какой бы низкой ступени
правосознания она не стояла". Протестуя против этого
явно неанархического взгляда, Алексей Боровой
совершенно справедливо замечает, что "в отдельных
догосударственных формах мы найдем ту же
способность убивать свободную личность и свободное творчество,
как и в современном государстве. И конечно, - заключает он, - у
государства, играющего в изложении Кропоткина
бессменно роль гробовщика свободного общества,
были причины появления более глубокие, чем
рисует Кропоткин. Общество истинно свободных людей не
может породить рабства, истинно
свободная коммуна не
привела бы к рабовладельческому государству".[5]
Неудивительно, что вследствие невнимания,
зачастую просто отказа от серьезного анализа
исторических и общественных явлений, Кропоткин приходит
к чрезмерно романтической оценке таких
основополагающих факторов своей теории, как творчество
масс и взаимопомощь, к необоснованному
противопоставлению обычаев, вырабатываемых обществом,
и законов, якобы возникающих по
произволу жрецов, колдунов и вождей.
Критикуя эти стороны кропоткинского учения, А.Боровой писал:
"необходимо признать, что в самом "народе", в самих
"народных массах" могут также жить и развиваться
освободительные стремления, как и лукавый страх перед благосостоянием
сегодняшнего дня, грошевый утилитаризм, способный и саму свободу
сделать предметом торга... И само государство есть также
продукт творческих сил масс, а не
выдумка случайных прирожденных "злодеев", желающих
во что бы то ни стало портить человеческую историю".[2,17]
А теперь попытаемся определить место Кропоткина в
европейской общественной мысли. Американский биограф Кропоткина М.Миллер утверждает,
что расхождения между марксизмом и анархизмом по вопросам стратегии "не
исключают общих положений". Главным из таких общих положений он считает
цель - коммунистическое самоуправление. По форме такая трактовка анархизма
сходна с принятой у нас. Еще В.И.Ленин писал, что "в целях с нами будут
согласны и анархисты, потому что они стоят за уничтожение эксплуатации и классовых
различий". Различие двух течений - в принципах: "Принципы коммунизма
заключаются в установлении диктатуры пролетариата и в применении
государственного принуждения в переходный период. Таковы принципы коммунизма,
но это не его цель".. Эта общность цели - очень важный показатель,
позволяющий нашим авторам включить оба течения в общее понятие "левые
силы" и покритиковать Кропоткина за излишнюю нетерпеливость. Правда,
некоторых из них не удовлетворяли столь умеренные выводы и они объявляли
Кропоткина "реформистом" и "муниципальным социалистом самого
вульгарного толка". Тем самым "левак" Кропоткин
"сдвигался" вправо и получалась фантасмагория в духе
"право-левацкого" уклона. Но не будем слишком строго судить работы,
вышедшие в те годы, когда само упоминание о Кропоткине не приветствовалось.
Скажем только, что эти высказывания парадоксальным образом совпали с точкой
зрения большинства буржуазных авторов. Трудность определения места анархизма в
истории общественной мысли состоит в том, что на Западе в определение понятий
"правый" и "левый" вкладывается другой смысл, чем тот,
который появился в СССР в последнее время, особенно применительно к нашему современному
обществу. Правыми, по западным понятиям, являются сторонники максимально
возможного ограничения функций государства - либералы в классическом смысле или
неоконсерваторы. Их левой антитезой являются неолибералы, выступающие за
государственное регулирование экономики и социальной сферы. И, наконец, на
крайнем левом фланге - коммунисты, сторонники партийно-государственной
монополии на средства производства и идеологию. Некоторые авторы ставят слева
еще и фашизм. Критерий ясен: чем правее, тем меньше роль государства.[10]
Но мы думаем, что именно сейчас будет уместно решить
еще и другую задачу - попытаться оценить место анархизма среди политических
учений Европы, и приведем точку зрения зарубежных авторов. Политолог из США Дж.
Ранкл указывал, что "хотя некоторые современные анархисты испытывают
ностальгию по имевшему когда-то место сотрудничеству с марксистами... у них
больше связей с либерализмом (классическим) на базе признания свободы
индивида". Эта точка зрения далеко не единична. Многие буржуазные авторы в
той или иной степени склонны сближать доктрину Кропоткина с классическим
либерализмом. При таком подходе он должен был бы стоять крайним справа. И
действительно, с неоконсерватизмом его сближает антиэтатизм, проповедовавшийся
им, однако, в самой крайней форме. Но, поскольку выше мы уже отметили, что
четкой границы между государством и анархией нет (смотря что понимать под
анархией) , то в этом смысле не должно быть и непроходимой стены между крайним
классическим либерализмом и умеренным анархизмом. В эту, казалось бы, стройную
схему вклинивается одна "деталь", существенно все меняющая: коммунизм
Кропоткина. Русский мыслитель был не только противником государства, но и
противником частной собственности. Поэтому у анархизма есть общие черты и с либерализмом,
и с коммунизмом. Не в этом ли корни утопии? Можно максимально децентрализовать
общество, развивать непосредственную демократию, сосредоточить власть на
местах. История знает такие примеры. Можно провести всеобщую национализацию,
ликвидировать эксплуатацию - и такое уже было. Но возможно ли и то, и другое
одновременно?[6]
Кропоткин думал не только о переходе от худшего к
лучшему. Он мечтал об абсолютном совершенстве, фактически о рае на земле,
который к тому же должен был быть достигнут сейчас, сегодня, одним мощным прорывом
из обыденности. Н.Бердяев считал эту мечту составной частью русской идеи (имея
в виду, конечно, не только земной, рукотворный рай). Но не справедливо ли и
другое? Это - типично европейская идея нового и новейшего времени. Еще
просветители XVIII в. мечтали о царстве разума. Мечтал о нем и Робеспьер, иначе
не уничтожил бы он столько людей. Ради чего-то меньшего не стали бы себя
закалывать по очереди одним кинжалом "последние монтаньяры" после неудачного
восстания в мае 1795 г. и Бланки не провел бы большую часть жизни в тюрьмах.
Когда идеи просветителей материализовались в обычное буржуазное государство,
мечтатели о всеобщем счастье усовершенствовали свои идеи, добавив к ним
требование экономического равенства. И снова полилась кровь. Террористы конца
XIX в. губили себя и других, мечтая о всеобщем счастье. И в нашей стране, по
крайней мере поначалу, те, кто осуществляли красный террор, думали о всеобщем
счастье, а не о "реальном социализме". Сильная цель заставляла их
прибегать к сильным средствам, на которые сквозь розовые очки смотрели западные
наблюдатели типа Теодора Драйзера или Ромена Роллана, ожидавшие, что здесь-то и
будет реализована их надежда. Русский мыслитель Кропоткин вполне вписывается в
эту общеевропейскую тенденцию. Но ни в коем случае не следует считать, что для
всех ее представителей цель оправдывала средства, что все они были одержимы
желанием крушить и убивать. Кропоткин, как и Жорес, был гуманистом. Для таких
людей не существовало различия между целью и средствами. И то, и другое было
как бы частью единого целого. На генезис социальной теории Кропоткина наложили
заметный отпечаток черты его характера. Чаще всего анархист рисуется в
воображении разухабистым громилой или маньяком-убийцей с горящим взором и
бомбой в руке. Конечно, среди анархистов были и такие, но ничего менее похожего
на Кропоткина, чем этот портрет, наверное, нельзя придумать. Вот как описывал
его Дейч: "Среднего роста...с большой светло-русой бородой, совершенно
лысый, Кропоткин нисколько не напоминал революционера-анархиста. Он был
чрезвычайно подвижен, говорил быстро и плавно, производил очень благоприятное
впечатление своей простотой, очевидной искренностью и добротой". Если
Бакунин был "анархичен" и по образу жизни, то ничего подобного не
скажешь о Кропоткине. Он обладал спокойным, уравновешенным характером, большим
запасом знаний, был способен к систематической работе. Неслучайно именно он
стал создателем целостной теории анархизма. Писал Кропоткин просто, без
"наукообразных" терминов, стремясь быть понятным всем. Важной составной
частью психологического портрета русского мыслителя был оптимизм. Биографы Кропоткина
Дж.Вудкок и А.Авакумович видели причины этого оптимизма в следующем: во-первых,
во влиянии романтической литературы в юности, во-вторых, в общей интеллектуальной
атмосфере XIX в., связанной с верой в прогресс, науку, постепенное движение от
худшего к лучшему, а в конечном итоге - к совершенному. И, наконец, в том, что
Кропоткину всегда все удавалось и он не сталкивался с изнанкой жизни. Интеллигентные
рабочие-часовщики - не типичные рабочие. Точно так же патриархальные духоборы,
которым Кропоткин помог переселиться в Канаду, - не типичные крестьяне. Трудно
сказать, в какой мере правы эти авторы. Важно другое: оптимизм Кропоткина
сыграл не последнюю роль в его социальной теории. Чем, если не им, можно
объяснить всю его анархо-коммунистическую доктрину? Или приведенное выше
заявление во французском суде? "Даже наиболее пламенные последователи
Бакунина выражали сомнение, что все могло устроиться так скоро, тихо и гладко,
как изображал Кропоткин", - писал Дейч.[10]
Другой важнейшей чертой характера Кропоткина была
высокая нравственность. Постоянные нравственные искания были характерной чертой
лучшей части русской интеллигенции XIX в. И поэтому его величайший гуманизм
повлиял на все учение. Для П. А. Кропоткина "взаимопомощь", "солидарность"
- не абстрактные понятия, а нравственные категории, фундамент его этических
воззрений. "Что взаимная помощь, - писал он, - лежит в основе всех наших
этических понятий, достаточно очевидно". Вот почему в своей последней
работе "Этика", оставшейся незавершенной, Кропоткин вновь возвращался
к этому закону. "Общественный инстинкт, прирожденный человеку, как и всем
общественным животным, - вот источник всех этических понятий и всего
последующего развития нравственности", - писал он.[8] Именно на основе
этого закона П. А. Кропоткин формулировал свою этическую концепцию,
рассматривая взаимопомощь как исходный принцип формирования нравственности
человека. Практика утверждения взаимопомощи в процессе длительной эволюции
человечества, по мнению Кропоткина, логически "ведет к развитию чувства
справедливости с его неизбежным чувством равенства или равноправия...".
Равенство в социальном плане - это и есть идеал анархо-коммунизма. Вместе с тем
в трактовке Кропоткина равенство есть признание свободной личности, права на ее
всестороннее развитие, что является также важнейшей исходной посылкой
анархистской доктрины. Проблемы этики, таким образом, Кропоткин неразрывно
связывал с обоснованием анархистского идеала.[3]
Отсюда - чувство долга и вины перед народом. Отсюда -
подвижничество декабристов и народников, да и не только их. Вспомним земских
врачей, готовых уехать из столицы в Сибирь при вести о начавшейся там эпидемии.
М.Миллер считает, что, хотя русский мыслитель пытался подвести под свою теорию
научную базу, на самом деле она основана именно на высоких нравственных
принципах или, как пишет автор, "на метафоре". Но это ли не великолепно?
И хотя вопрос о научности теории взаимной помощи все еще не решен , мы должны
признать, что в целом анархо-коммунистическая доктрина Кропоткина - утопия. И
что же, еще одной красивой мечтой стало меньше? И да, и нет. Если целый ряд
положений теории русского мыслителя не прошел проверку временем, то другие,
наоборот, звучат весьма актуально. И самая главная из них -это жажда свободы
для всех, активное неприятие косной бюрократической системы. К тому же у
Кропоткина было еще одно качество, компенсирующее в значительной степени
утопизм, - это терпимость. Помимо утопической конечной цели у него была
программа-минимум, и в конкретных своих действиях он исходил из нее, активно
участвуя в борьбе за демократию и справедливость, как в Западной Европе, так и
в России.
§2.
П.А.Кропоткин и проблема революционного терроризма.
В данном параграфе сделана попытка выяснить, что
представляет собой революция глазами теоретика анархизма
П. А. Кропоткина и его отношение к революционному
терроризму, непосредственно связанному с революцией, а также попытка
опровергнуть мнение о том, что Кропоткин противоречит сам себе, говоря о
нравственности, и в то же время поддерживает жестокость и насилие.
Как представлялась Кропоткину социальная революция?
Многие анархисты предвидели кровавые конвульсии старого общества. Более того,
некоторые были одержимы чувством ненависти к эксплуататорам и желанием
отомстить. Так родились нечаевская идея "народной расправы" и
"безмотивный" террор. Последний был направлен против любых лиц, не
относившихся к эксплуатируемым, и фактически сводился к террористическим актам
в дорогих отелях, ресторанах и т.д. Такой террорист-"безмотивник",
некто Э.Анри заявил на суде, что в доме, где он взрывал бомбу, "жили
только буржуа, следовательно, невинных жертв не было". Далее он призвал
истреблять всех буржуа, "включая женщин и детей". А вот слова другого
"безмотивника" М.Меца: "Каждый эксплуататор достоин смерти,
каждая капля его крови, вся его жизнь, богатства сотканы из силы, крови и пота
тысяч порабощенных". Как относился к этому Кропоткин? Что же есть революция по мнению Кропоткина?[11]
Один из исследователей анархизма– П.Рябов отмечает,
что «в самом общем смысле революция, по Кропоткину, есть самоорганизация
населения, вооружение народа, разрушение государства, экспроприация
собственности, развитие местного территориального и производственного
самоуправления.» Сам Кропоткин писал, что они, то есть анархисты, понимают
революции как народное движение, которое примет широкие размеры и во время
которого в каждом городе и в каждой деревне, той местности, где идет восстание,
народные массы сами примутся за перестройку общества. Он утверждал, что революция
является одним из способов завоевания свободы и повышения нравственного уровня
общества, ведь все революции начинались в народе, впрочем, как и сам анархизм.
Революция, по его мнению, является органичной частью эволюции. Революции есть
периоды ускоренной эволюции, ускоренного развития и быстрых перемен, они имеют
подготовительный период, который заключается в следующем: сначала восстают
поодиночке отдельные личности, а затем мало-помалу небольшие группы людей,
проникаясь революционным духом, поднимаются на восстание. Этот период
предшествовал каждой революции. Кроме подготовительного периода, революции
имели свой период эволюции, в течение которого народные массы формулировали
свои революционные требования. Исход каждой революции зависит от нравственного
влияния преследуемых целей.[13]
По мнению Кропоткина, народными массами в революции
движет надежда. «Надежда, – считает он, – а вовсе не отчаяние …
порождают успешные революции». Надежда на улучшение условий жизни ведет
народные массы к революции. Д. Пронякин отмечает: «Революция возможна
тогда, считает Кропоткин, когда, самые широкие угнетенные и эксплуатируемые
массы воспримут передовой общественный идеал и этот идеал станет их идеалом,
усвоят истинно научную теорию общественного развития, когда надежда на воплощение
этого идеала станет единственным двигателем масс».[7]
Революция, вместе с тем, выступает и как созидательная
сила, так как на развалинах старого строя она возводит новое общественное
здание, которое соответствует не только новым историческим условиям, но и требованиям
нового общества.[7]
Революция должна завоевывать равенство для всех,
только таким образом она принесет счастье всему человечеству? Душа революции –
индивидуальная инициатива. Кропоткин говорил, что необходимо, чтобы каждый человек
ощутил смысл и значение революции для себя лично, характер же каждой революции определяется
характером и целью предшествовавших ей восстаний.
Необходимость революции, по Кропоткину, возникает в
эпохи «безумной погони за обогащением, лихорадочных спекуляций, кризисов и
внезапных биржевых крахов». В эти времена, считает он, остро чувствуется потребность
в новой жизни, путь к которой лежит через революцию. Преобразованное общество
должно иметь чистую социальную атмосферу, которая, в свою очередь,
соответствует такому критерию нравственности как свобода личности.[8]
Революция, по мнению теоретика анархизма, является
необходимостью, в результате которой обществу возвращается его естественное
состояние. Необходимость революции возникает с появлением государства, потому
что государство – это уродливая надстройка, мешающая подлинной свободе
личности. Анархист-революционер призывал бороться за уничтожение нравственной
трусости, которая вырастает на почве бесправия. Только путем уничтожения корня
зла, коим выступает государство, можно создать новое общество, обеспечить
свободное существование личности, основанное на равенстве, справедливости и
взаимопомощи. Кропоткин писал: «Или государство раздавит личность и местную
жизнь; завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесет с собою
войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции,
лишь сменяющие тиранов, и как неизбежный конец – смерть! Или государство
должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникает в тысяче и тысяче
центров, на почве энергетической, личной и групповой инициативы».В свою
очередь, путь к уничтожению государства лежит через революцию.[12]
Кропоткин считал, что для революции губительно
«правительство, какую бы оно не носило кличку: диктатура, монархия, парламент»,
что революция и правительство совершенно несовместимы. Таким образом, революционер
отрицательно относился и к идее «революционного правительства». Кропоткин призывал
принять за аксиому, что «никакое правительство не может быть революционным». Даже
идеальное революционное правительство, по его мнению, не может создать новой
силы, которая должна разрушить то, что должно быть разрушено для создания
нового. Всякая власть будет только помехой, задержкой органической работы в
созидании нового.[11]
Таким образом, идея революции является важным
элементом в анархизме Петра Алексеевича Кропоткина. По его мнению, выступая
необходимостью, она играет роль освободителя общества от притеснения
государства и, обладая созидательной силой, способствует повышению
нравственного уровня общества. Отсюда можно сделать вывод, что сама идея
революции, по мнению анархиста, имеет смысл не только в плане преобразования
политической, экономической сфер, но и в плане нравственной стороны жизни.
Но как бы целеустремленными ни были взгляды П.А. Кропоткина
на революцию, террористом он никогда не был. Как же относился к этому Кропоткин?
Определить отношение П.А.Кропоткина к терроризму непросто. С одной стороны,
М.И.Гольдсмит справедливо писала, что Кропоткин "был всегда крайне
чувствителен ко всему, что походило на безответственный призыв к опасному делу:
право призывать к революционным актам он признавал только за тем, кто сам
совершает их; поэтому в революционной литературе нет ни одной его статьи о
терроре". С другой - известный исследователь терроризма У.Лакер столь же
справедливо зачислил Кропоткина в основатели одного из течений современного
терроризма. "Другим главным центром террористической мысли, - пишет Лакер,
- был ранний анархизм. Роль, которую могут сыграть несколько отчаянных людей,
не удовлетворяющихся словами, убедительно показана в "Бунтовском
духе" князя П.Кропоткина, впервые опубликованном в "Le Revolte"
(Женева, 1880)".
У Кропоткина, действительно, нет работ, специально
посвященных проблеме терроризма. Однако отдельные высказывания в статьях,
письмах, подготовленных им резолюциях позволяют составить достаточно полную, хотя
и весьма противоречивую картину.
В советской литературе существует точка зрения, что он
вообще был противником всяческого насилия. Иногда заметно желание
"уличить" Кропоткина в соглашательстве, посмеяться над тем, как
"великий разрушитель выступает в роли проповедника классового мира".
Эту точку зрения опроверг в своей обстоятельной диссертации А.Н. Бороздин «Идеи утопического
социализма П.А.Кропоткина. М., 1978).[10] Действительно, Кропоткин, будучи
революционером, признавал необходимость вооруженной борьбы, как мы уже отметили
выше, и активно полемизировал с толстовцами по вопросу о насилии.
Кропоткин никогда в принципе не отрицал террор. Однако
его отношение к целесообразности этой тактики и ее эффективности было довольно
осторожным. "Покуда революционная партия говорит: долой самодержавие и
объявляет войну одному самодержавию, она хотя и расшатывает самодержавие, но не
расшатывает ни одну из тех основ, на которых зиждется правление
привилегированных классов. Борьба должна быть направлена главным образом на
экономические, а не на политические формы", писал Кропоткин "Молодой
партии" "Народной воли".
Таким образом, по существу, Кропоткин считал борьбу
народовольцев обреченной на неудачу. Ведь даже в случае их успеха в борьбе за
изменение политического устройства общества он был бы сведен на нет тем, что
при сохранении экономических основ существующего строя положение народных масс
осталось бы прежним. Однако Кропоткин "не становился против этого
движения, а, наоборот, поддерживал его, стараясь дополнить такою же агитацией в
народе".[10]
Но все же с выводом автора (Бороздина), что Кропоткин
"признавал ...стихийный террор народных масс, самосуд, не поддающийся
контролю и руководству", вряд ли можно согласиться. Русский мыслитель был
атеистом и тем не менее в учении Христа находил то, что считал колоссальным
шагом вперед в развитии нравственных принципов, а именно - отрицание мести.
"В словах "не мсти врагам" - истинное величие
христианства", - утверждал Кропоткин. Так, во время Великой французской
революции, считал он, народ совершал жестокости, потому что отчаялся и
ожесточился, не получив ожидаемых хлеба и воли: "Народ понял бессилие
революционных организаций, увидел, как они, а в особенности якобинцы, мешали
революции, и тогда, не видя другого исхода, взял на себя поголовное истребление
своих врагов". Кропоткин, как себя самого, так и других пытался убедить,
что подобное не повторится во время анархистской революции: "Будем
надеяться, что число восставших окажется так велико и внушительно, а
воодушевляющие их идеи произведут такое сильное действие, что у них хватит силы
не прибегать к тем гнусным средствам, какими сейчас пользуется господствующее
меньшинство".
В последней четверти XIX в. Западную Европу
захлестнула волна террористических актов. Их жертвами стали итальянский король
Гумберт I (1900 г.), президент Франции Сади Карно (1894 г.), императрица
Изабелла Австрийская (1898 г.), премьер-министр Испании Кановас-дель-Кастильо
(1897 г.), вице-король Ирландии лорд Кавендиш (1882 г.). Ряд других покушений
окончился неудачей. Например, в 1896 г. была брошена бомба в свадебный кортеж
короля Испании Альфонса XIII, и, хотя сам король и его невеста остались живы,
взрывом было убито и ранено около 40 человек. Кроме того, проводились уже
упомянутые "безмотивные" акты, "экономический" террор
(против фабрикантов во время стачек) и печально известные "эксы" - по
сути дела, грабежи для пополнения партийной кассы. Многие теоретики анархизма,
например И. Мост, оправдывали террор и тем самым способствовали расширению его
масштабов. Какова же была позиция Кропоткина? Согласно воспоминаниям племянницы
Кропоткина Е.Л.Половцевой, И.С.Тургенев так отозвался о Кропоткине: "Если
бы ему по жребию пришлось совершить террористический акт и он, идя на это,
услышал пение соловья, то я уверен, он непременно остановился бы и... -И? - я
взволнованно ожидала окончания фразы. - И не знаю... совершил ли бы он
террористический акт. Нет, нет у него общего с Базаровым... Его воспитание,
внешняя элегантность, ну, а главное, нежная, чуткая, художественная душа".
Кропоткин понимал бесполезность индивидуального террора, но и безоговорочно осудить
террористов он не мог. "Терроризм не делает революции, - писал он в 1882
г. - террор заставляет забыть массы, народ, занявший улицы".[10] Поэтому
Кропоткина интересует не столько непосредственное влияние террористических
актов на политику правительства, сколько их воздействие на народные массы. Он
подчеркивает, что террор расшатывает в народе веру в неприкосновенность царей
как "помазанников божьих". После выстрела А.К.Соловьева Кропоткин
писал, что он, "несомненно, отзовется сильным эхом в миллионах
крестьянских изб, где нужда и нищета убили всякую надежду на лучшее. Этот выстрел
разбудит спящих и заставит лишний раз подумать о том, за что борются
революционеры". Не проходят даром и "бесчеловечные преследования
революционеров правительством - они возбуждают внимание и интерес к революции
широких масс".[12]
Аналогичные мысли высказывал Кропоткин в статье по
поводу цареубийства 1 марта 1881 года: "Конечно, нечего надеяться, что
Александр III изменит политику своего отца. Значение события 1 марта важно не с
этой точки зрения. Событие на Екатерининском канале имеет для нас большее значение
прежде всего потому, что это событие нанесло смертельный удар самодержавию.
Престиж "помазанника Божия" потускнел перед простой жестянкой с
нитроглицерином. Теперь цари будут знать, что нельзя безнаказанно попирать
народные права. С другой стороны, сами угнетаемые научатся теперь защищаться. Как
бы то ни было, первый удар, и удар сокрушительный, нанесен русскому
самодержавию. Разрушение царизма началось, и никто не сможет сказать, когда и
где это разрушение остановится".
Двадцать лет спустя Кропоткин оставался на тех же
позициях. Вспоминая о положении дел в России в конце 1870-х годов, он писал,
что "когда под влиянием выстрела Засулич, вооруженного сопротивления
якобинцев в Одессе и виселиц небольшая кучка молодежи решила пойти на террор,
теоретически отдавая должное внимание деревенским восстаниям, на деле они
думали только об одном - терроре политическом для устранения царя. Я же считал,
что революционная агитация должна вестись главным образом среди крестьян для
подготовления крестьянского восстания. Не то чтобы я не понимал, что борьба с
царем необходима, что она вырабатывает революционный дух. Но, по-моему, она
должна была быть частью агитации, ведущейся в стране, и отнюдь не всеми, и еще
менее того - исключительным делом революционной партии. Лично я не мог себя
убедить, чтобы даже удачное убийство царя могло дать серьезные прямые
результаты, хотя бы только в смысле политической свободы. Косвенные результаты
- подрыв идеи самодержавия, развитие боевого духа, - я знал, будут несомненно.
Но для того, чтобы всей душой отдаться террористической борьбе против царя,
нужно верить в величие прямых результатов, которые можно добыть этим путем.
Этому-то я и не мог верить до тех пор, пока террористическая борьба против
самодержавия и его сатрапов не шла бы рука об руку с вооруженною борьбою против
ближайших врагов крестьянина и рабочего и не велась бы с целью взбунтовать
народ. Но хотя бы о такого рода агитации и говорилось в программах, особенно
"Земли и воли", но на деле никто не хотел заниматься ею, а Исполнительный
комитет и его сторонники прямо-таки считали такую агитацию вредной. Они мечтали
двинуть либералов на смелые поступки, которые вырвали бы у царя конституцию, а
всякое народное движение, сопровождающееся неизбежно актами захвата земли,
убийствами, поджогами и т.п., по их мнению, только напугало бы либералов и
оттолкнуло бы их от революционной партии...Я глубоко убежден, - заключал
Кропоткин, что в настоящую минуту (лето 1899) для России необходимо
крестьянское восстание как единственный исход для теперешнего положения".[1]
Однако впоследствии, - возможно, под влиянием успехов
эсеровского террора, Кропоткин несколько изменил свои взгляды относительно
прямых последствий удачных террористических актов. Говоря об убийстве
С.М.Кравчинским начальника Третьего отделения Н.В.Мезенцева, Кропоткин
подчеркивал, что нападение на шефа жандармов не было "простою товарищескою
местью", подобно выстрелу Веры Засулич. Покушением Кравчинского
"объявлялась война одной из главных опор государственной власти в России,
- тайной государственной полиции, стоявшей выше всех законных властей и
бесконтрольно державшей в своих руках судьбы интеллигентной России... удавшееся
покушение на шефа жандармов имело, в свое время, такое же решительное влияние
на ход событий в России - в революционном направлении, - какое имело недавно
нападение на министра внутренних дел фон Плеве. Оно подрезало на несколько лет
силу государственной полиции и подсекло, на время, опиравшийся на него государственный
строй".
Роль революционного меньшинства Кропоткин видел прежде
всего в возбуждении революционной активности масс, подталкивании народа к восстанию.
Об этом - зажигательные строки "Бунтовского духа": "Когда в
какой-нибудь стране общее положение становится революционным, но дух протеста
еще недостаточно развит в массах, чтобы проявиться в шумных уличных
демонстрациях, бунтах или восстаниях - тогда именно делом удается меньшинству
пробудить чувство личного почина и смелость, без которых невозможна никакая
революция. Люди чувствующие, люди, которые не удовлетворяются словами, а
стремятся осуществить свои мысли в жизни, неподкупные характеры, для которых
дело нераздельно связано с мыслью, для которых тюрьма, изгнание, смерть -
лучше, чем жизнь, несогласная с убеждениями, люди отважные, которые знают, что
для успеха необходимо умение решиться - являются застрельщиками. Они начинают
сражение задолго до того времени, когда возбуждение в массах станет настолько
сильным, чтобы они открыто подняли знамя восстания и пошли с оружием в руках на
завоевание своих прав...Выступления, привлекающие всеобщее внимание, открывают
идее доступ в умы и вербуют ей новых приверженцев. Один такой акт делает иногда
в один день больше пропаганды, чем тысячи брошюр. Важнее всего то, что он будит
бунтовской дух, пробуждает в людях смелость... Скоро начинает обнаруживаться,
что существующий государственный "порядок" не так уж силен, как
думали раньше. Какого-нибудь смелого акта оказывается достаточно, чтобы весь
правительственный механизм расстроился, чтобы великан пошатнулся...".[1,10]
Несомненно, что в число таких "актов"
Кропоткин включал и акты террористические. Оперируя примерами из истории
Великой Французской революции, он указывал, что "крестьянское восстание
было подготовлено, с одной стороны, общим угнетением и обеднением крестьян, а с
другой стороны - агитациею, которую вели среди народа люди, вышедшие из самого
народа и нападавшие на его непосредственных врагов: на помещика, на богатого
попа, на хлеботорговца, скупавшего хлеб по деревням у голодных мужиков, на
сытого купца, хуторянина... И не раз и не два случалось, что около помещичьего
замка находили чей-нибудь труп, пронзенный кинжалом, у которого к рукоятке была
привязана надпись: "От Жаков!"". В другом месте Кропоткин отмечает
в качестве фактов, отражающих недовольство масс и оказавших в то же время
агитационное воздействие на парижан, убийства Фулона и Бертье ("скупщики
хлеба и грабители". Но нельзя, судя по этим фактам, говорить – он на
стороне убийц – он террорист. И эта точка зрения, что Кропоткин призывал к
террору, ошибочна, он всего лишь рассматривал террор как пропаганду действием,
которая должна быть понятна массам.
В таком же духе Кропоткин высказывался и год спустя,
на совещании российских анархистов в Париже. "В то время в России, - писал
участник совещания Ив.Книжник, - особенно в Белостоке, анархисты совершали
экспроприации и занимались "безмотивным" террором, и это давало повод
многим грабителям пользоваться вывеской анархизма [...] для своекорыстных
целей. П.А. доказывал, что эта тактика неправильна. Он не отрицал террора, но
требовал чтобы его применяли лишь в исключительных случаях, когда он может
давать большой стимул для революционного возбуждения масс. Экспроприации П.А.
совершенно отрицал, т.к. считал, что они дискредитируют революцию, главная сила
которой в нравственном обаянии".[1]
О. Будницкий, изучающий данную проблему, высказывается
по этому поводу следующим образом: « Требование осторожности в применении
сильных средств противоречило высказывавшимся ранее взглядам Кропоткина на террор,
как проявление стихийного протеста масс или отдельных личностей. Ведь нельзя
дозировать стихийные явления!»
Далее приводятся противоречия, «разысканные»
вышеупомянутым Будницким, но, думаем, не следует, не изучив большинство фактов,
тотчас же поддерживать его точку зрения. Итак, О. Будницкий обращает внимание на
резолюции анархистского съезда, состоявшегося в декабре 1904 г. По воспоминаниям
М.И.Гольдсмит, резолюция публиковалась только в том случае, если "на ней
сошлись все". Следовательно, Кропоткин разделял соображения о том, что
"личные акты" "не могут быть результатом постановления организаций,
а потому вопрос о том, следует ли прибегать в каждом данном случае к тем или
другим террористическим актам, может быть решаем только местными людьми, в
зависимости от местных и наличных в данный момент условий".
Столь же противоречивое впечатление производит
резолюция "Об актах личного и коллективного протеста", принятая на
съезде анархистов-коммунистов в Лондоне в октябре 1906 г. и проредактированная
Кропоткиным. В резолюции говорилось, что в анархистской литературе
"неоднократно указывалось на неизбежность тех актов индивидуального или
коллективного протеста против опор современного общественного строя, которые
носят название террора. В нереволюционное время они служат часто признаком общественного
возбуждения и поднимают дух независимости в массе. Они подают пример личного
геройства на служении общественному делу и тем самым будят равнодушное
большинство; вместе с тем они подрывают веру в могущество политических и
экономических угнетателей. В революционную же эпоху они становятся общим
явлением... В такое время не нужно даже быть принципиальным революционером,
чтобы сочувствовать такого рода актам. Но, признавая это общее положение,
необходимо помнить, что значение каждого террористического акта измеряется его
результатами и производимым им впечатлением".
Мерилом того, "какого рода акты содействуют
революции, и какие могут оказаться напрасной тратой жизней и сил",
является прежде всего то, что террористический акт должен быть "понятен
всякому без длинных объяснений и сложной мотивировки... Если же для понимания
данного акта человеку из массы, не революционеру, приходится проделать целую
головоломную работу, то влияние его сводится на нуль, или даже оказывается
отрицательным; акт протеста превращается тогда в глазах массы в непонятное
убийство".
Деление террора на политический и экономический, на
центральный или разлитой, - говорится в резолюции, - мы находим совершенно
искусственным. Мы боремся одинаково с экономическим и политическим гнетом, с
гнетом центрального правительства, как и с гнетом местной власти". В том
же номере "Листков "Хлеба и воли"", в котором напечатана
резолюция о терроре, можно найти и своеобразную иллюстрацию к ней. В
"Очерке анархического движения в Екатеринославле" неизвестный
корреспондент сообщал, что "прошлым летом убит начальник тяги
Екатерининской железной дороги Федоров, сыгравший позорную реакционную роль во
время декабрьской забастовки и позднее... Об убийстве начальника тяги была
выпущена прокламация..., в которой объяснялось, что убит он был за то, что
уволил многих рабочих за декабрьскую забастовку и еще за 2 дня до смерти
говорил рабочим, что если они будут бастовать, то "мясо их будет валяться
на улицах".
Позднее был тяжело ранен выстрелом в упор директор
завода Эзау, когда он проезжал в коляске по многолюдной Озерной улице. После
первого выстрела, жена его, ехавшая с ним, бросилась к нему и закрыла его собою.
Стрелявший, чтобы не попасть в нее, прекратил стрельбу. Директор завода Эзау,
выдал многих активных рабочих, работавших под его начальством. Стрелявший
скрылся. После покушения на жизнь директора завода Эзау, социал-демократы распространили
слух, что рабочие против этого покушения, потому что этот директор - либерал;
но рабочие на большом митинге единогласно выразили свою солидарность с этим
актом.[1]
Но впоследствии Кропоткин с осуждением отозвался о той
волне терроризма, которая поднялась в России в годы революции. "Множество
пало у нас самой чудной, самоотверженной молодежи из-за пустейших и часто зловреднейших
экспроприаций, или из-за "распыленного террора", - писал он в 1909
году. - История вспомнит, конечно, имена этих мучеников идеи, шедших на верную
смерть с мыслью, что своим примером они расшевелят, поднимут народные массы.
Сердце кровью обливается при воспоминании об этих гордых, честных, безвременно
погибших людях. Но мы должны сказать также, что выступи они в 1902-м, 1903-м,
1904-м году, когда именно в таких застрельщиках была нужда, они неимоверно
подвинули бы русскую революцию, и даже придали бы ей другой характер".
В подходе Кропоткина к проблеме терроризма, кроме
стороны прагматической, была и еще одна, для него, по-видимому, не менее важная
- этическая. Ведь террористический акт, как бы то ни было, - убийство, причем человека,
личная вина которого не доказана никаким судом. Интересно привести отклик
Кропоткина на гибель императрицы Изабеллы Австрийской, убитой анархистом
Люччени: "Я почувствовал острую боль в сердце, когда узнал о смерти
австрийской императрицы... - писал он. - Образ пожилой женщины особенно
апеллирует к сознанию тех, кто знаком с ее интимной историей... Если бы было
достаточно отдать свою жизнь, чтобы спасти хоть малую часть жертв, которые пали
в разных странах на улицах и эшафотах, я бы сделал это без малейшего колебания".
Но вместе с тем Кропоткин остановился на причинах, толкнувших Люччени на столь
отчаянный акт. Беспризорник в детстве, затем солдат, которого учили
"убивать сразу множество людей без всякого сожаления", затем
свидетель кровавых расправ полиции над итальянскими крестьянами, Люччени был не
только преступником, но и жертвой. Да, преступление может быть оправдано, и только
лишь состоянием самого террориста или же в том случае, если является средством
самозащиты. Подчеркнем еще раз, что для Кропоткина терроризм не является
средством достижения цели, это - симптом революционного возбуждения масс, и,
одновременно, - стимул этого возбуждения. Поэтому для Кропоткина важна не
столько личность жертвы террористического акта, сколько личность самого
террориста. Правая печать рисовала образ террориста, не жалея черных красок. Он
изображался как фанатик-садист, чуть ли не сам Сатана. Но следует помнить, что
подавляющее большинство террористических актов кончалось смертью и самих
террористов. "Люди доведены до отчаяния и поэтому совершают отчаянные
поступки", - писал Кропоткин о покушении П.Палласа, убившего в 1892 г.
губернатора Каталонии М.Кампоса. Станете ли вы, - писал в другом месте,
обращаясь к молодому поколению", Кропоткин, - ...требовать применения закона
к несчастному, не слышавшему ни разу в жизни доброго слова, оскорбляемому с
самого детства, за то, что он убил соседа из-за пяти франков? Потребуете ли вы,
чтоб казнили этого преступника, вернее, больного, когда все общество
ответственно за это преступление? Потребуете ли вы, чтоб послали на каторгу
этого юношу, покушавшегося на коронованного убийцу, стоящего вне закона?..[10]
Если вы сознательно относитесь к окружающему, а не
повторяете то, чему вас учили, если вы освободите закон от фикций, которыми его
затуманили с целью скрыть его происхождение - волю сильного, и его сущность -
оправдание притеснений, завещанных человечеству его кровавой историей, - вы
безусловно отнесетесь с глубоким презрением к этому закону. Вы поймете, что писаные
законы стоят в прямом противоречии с законами совести".
Кропоткин призывал к снисхождению к этим людям с искалеченными душами.
Вот что писал он толстовцу В.Г.Черткову о Дж. Пассананте, совершившем в 1878 г.
неудачное покушение на жизнь итальянского короля Гумберта I: "Ведь это был
простой, полуграмотный повар... И как его мучают! 17 лет в полутемной камере...
изможденного, без единого волоска... без зубов... полупомешанного. И когда
Палата послала своего депутата взглянуть на этот труп, депутат представил свой
доклад и просил выпустить старика. "Никогда. Не упоминайте о нем!" -
был ответ Гумберта. Все можно ему простить или хотя бы объяснить (король,
мол!). Но этого ничем ни оправдать, ни объяснить нельзя".
Кропоткин писал в "Этике анархизма":
"Перовская и ее товарищи убили русского царя, и все человечество, несмотря
на отвращение к кровопролитию, несмотря на симпатию к тому, кто освободил своих
крестьян, признало, что они имели право на этот поступок.
Почему? Не потому, чтобы этот акт был признан
полезным: три четверти человечества еще сомневается в этом, но потому, что
каждый чувствовал, что Перовская и ее товарищи ни за какие сокровища мира не
согласились бы стать в свою очередь тиранами. Даже те, которым неизвестна эта
драма в ее целом, тем не менее убеждены, что в этом поступке сказалось не
удальство молодых людей, не попытка к дворцовому перевороту, или стремление к
власти, а ненависть к тирании, ненависть, доходящая до самоотвержения и смерти.
"Эти люди, - говорят про них, - завоевали себе право убивать". [8]
Террор оправдан, если он является ответом на насилие.
Террористический акт должен быть следствием эмоционального потрясения, а не
холодного расчета. После гибели С.М.Кравчинского, одного из первых русских террористов,
Кропоткин писал Н.В.Чайковскому: "Ну, а насчет террора вот что я тебе скажу.
Люди, принимавшие в нем деятельное участие, личное участие, все, по мере того,
как факт отходил в прошедшее, начинали бояться, как бы их пример не повлек за
собою молодой рисовки террором, как бы факты такие не случались без необходимой
крайности, как бы люди молодые не прибегали к нему легкомысленно. [...] В этом
смысле он [Кравчинский - О.Б.] и говорил, и писал: "Террор - ужасная вещь,
есть только одна вещь хуже террора: это - безропотно сносить насилие".
Когда живой рассказ заставлял его пережить злодейства,
ну хоть французских штрафных батальонов, он становился террористом. Но он
всегда боялся, как бы молодые люди не шли в террор без достаточно глубоких аффектов.
Оно - так. Террор понимают только те, кто переживает аффекты, вызывающие
его".
Однако отношение Кропоткина к террору революционного
правительства было иным: он осуждал его безоговорочно.[10]
Неслучайно начало нисходящего этапа Великой
французской революции Кропоткин связывал с якобинским террором. Робеспьер,
несмотря на отдельные положительные оценки, в целом представлялся ему довольно
мрачной фигурой. Причиной террора была, по его мнению, не столько необходимость
подавления контрреволюции, сколько стремление Робеспьера к усилению личной
власти. Об этом, считал он, свидетельствовала речь Робеспьера в Конвенте 8
термидора 1794 г.: "Все ждали заключений его речи, и когда он дошел до
них, то всем стало ясно, что в сущности он требовал только усиления власти для
себя и своей группы. Никаких новых взглядов, никакой новой программы! Перед
Конвентом стоял просто человек правительства, требовавший усиления власти,
чтобы карать врагов его власти".
В значительной степени этический подход определил
неприятие Кропоткиным "планового" террора эсеров и, с другой стороны,
критики эсеровского терроризма социал-демократами. "К организованному
террору он относился неприязненно, - свидетельствовала М.И. Гольдсмит, - так,
ему была несимпатична - даже в самую блестящую ее эпоху - Боевая организация
с.-р., именно потому, что в ней были вожди, намечавшие определенные акты и выбиравшие
исполнителей". Не удивительно, что возмущение Кропоткина вызвала статья в
анархистском журнале "Хлеб и Воля" "К характеристике нашей
тактики. II.Террор". В статье содержались призывы создать в каждой губернии,
уезде, волости "охотничьи команды", которые постоянно будут "нападать
на врага, с целью дезорганизовать его, смутить, сбить с позиции". Хотя
"хлебовольцы" заявляли, что "из всех форм борьбы" они
считают "наиболее выгодным и целесообразным" децентрализованный и разлитой
террор, здесь же говорилось, что "исключать из числа людей, имеющих право
на смерть и только на смерть, каких-нибудь тиранов, какую бы кличку они не
носили - короля, царя, султана - мы считаем совершенно нелогичным".
"Но, не говоря о крупных тиранах, бывают моменты, когда "с чисто
педагогической целью" является прямо необходимым "изъять из
обращения" некоторых из самых мелких представителей власти". [9]
Прочитав статью о терроре в "Хлебе и Воле",
Кропоткин писал В.Н.Черкезову, что она поразила его "крайне
неприятно", а "построение и тон" ее первой половины
"показались возмутительными". "Если якобинцы могут взывать к
террору из Швейцарии, то анархисту это непозволительно, - раз он понимает, что
такого рода пропаганда может делаться только примером. Такого тона в
анархистской прессе никогда не было. Вообще, террор возводить в систему,
по-моему, глупо. Затем уверять читателей, что люди несут голову на плаху, чтобы
"изъять из обращения с педагогической целью" - просто возмутительно.
Таким тоном говорили только буржуазята, ворвавшиеся одно время в парижское
анархистское движение, чтобы поиграть ницшеанскими фразами".[9]
Также и в письмах В.И.Ленину (1918 г.) Кропоткин протестовал против
красного террора и критиковал руководителей РКП (б) за "призывы к массовому
красному террору; их приказы брать заложников; массовые расстрелы людей, которых
держали в тюрьмах специально для этой цели - огульной мести". Эти меры
напоминали Кропоткину политику "Комитета Общественной безопасности и его
полицейских органов во всех секциях... В русском народе - большой запас
творческих, построительных сил. И едва эти силы начали налаживать жизнь на
новых, социалистических началах, как обязанности полицейского сыска,
возложенные на них террором, начали свою разлагающую, тлетворную работу,
парализуя всякое строительство и выдвигая совершенно неспособных людей... Куда
это ведет Россию? К самой злостной реакции».[15]
Сейчас, оглядываясь назад и вспоминая расстрелы
невинных людей, этапы заключенных, трагедию "раскулачивания", мы
должны по-новому услышать пророческие слова русского мыслителя и по-новому их
оценить.
Таким образом, Кропоткин считал терроризм неизбежным
спутником революционного движения, симптомом нарастания недовольства масс и одновременно
средством революционной агитации. Террор должен расти снизу, дело же
революционера-анархиста - принять в нем участие, если он чувствует, что
совершение того или иного террористического акта отвечает настроениям масс и
будет ими понято. Централизованный террор не эффективен, если приводит к изменениям
лишь в политической сфере, не сопровождаясь радикальными изменениями
экономической структуры общества. Но Кропоткин никогда не был действительным
сторонником террора.
Заключение
Петр
Алексеевич Кропоткин был уникальной и во многом символичной фигурой в русской
истории на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Вступая в ХХI век, мы оглядываемся назад, чтобы полно
и ясно представить себе картину того, что происходило ранее, чтобы не повторять
ошибок прошлого. Ведь недаром говорят, что если вы забыли прошлое, то обречены
повторить его вновь; и поэтому мы хотим вынести из нашего прошлого все то
полезное и необходимое, что может нам пригодиться в будущем. И те ошибки, которые
допускали люди, не обращая внимания, а порой и не зная о тех выводах, к которым
пришли гениальные мыслители прошлого, показывают нам, что для того, чтобы
миновать эти и другие ошибки в будущем мы должны основываться на опыте прошлых
лет, на достижениях мысли всех предыдущих поколений. И это только часть ответа
на вопрос «почему работы Кропоткина представляют собой интерес не только для
современного, но и для будущего общества?».
Несмотря на всю многочисленную критику, вылитую на
теории Кропоткина, эти учения все-таки несут в себе великую силу, думаем, в
нашей работе достаточно свидетельств того, что деятельность П.А.Кропоткина
внесла значительный вклад в развитие мировой общественной мысли. Много значило
его учение и в развитии непосредственно анархизма как течения, об этом
свидетельствует то, что верхушка движения, не имевшая после смерти П.А. Кропоткина
в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.
Многие анархисты заявили о кризисе движения, его перерождении в своем желании
трудиться на благо большевиков и вступили в РКП(б). Другая часть духовному
гнету и лжи предпочла иммиграцию или была выслана за границу. Наконец,
оставшиеся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу, но
их ничтожно мало, а к 30-м годам анархические организации в стране прекратили
свое существование.
П.А. Кропоткин видел путь к новому обществу через
очищение и воскрешение культуры. Он был проповедником нравственного возрождения
общества, основанного на принципах альтруистической любви и этики солидарности.
Нам хотелось бы привести сейчас слова Питирима Сорокина: "В безумстве
декадентского мышления человек чувственного общества сегодня снова разрушает
свой чувственный дом, который он с такой гордостью воздвигал последние пять столетий.
Чувственная этика и право вновь зашли в тупик, отмечающий конец настоящей
эпохи. Без перехода к этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации
ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Таков вердикт истории в отношении
прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в
отношении настоящего кризиса". Этическое учение - колоссальная работа
мысли, обобщение многовекового опыта развития этической теории и нравственной
практики, позволяющих автору дать свою оригинальную концепцию этики. Этика П.А.Кропоткина
- это этика консолидации общественного, этика, позволяющая индивиду максимально
и полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и
санкций, а просто говорит человеку, что общество и его нравственность суть
продукт эволюции природы и самого человека и что соблюдение этой нравственности,
действия в соответствии с ней есть не что иное, как следование своей
собственной человеческой природе, законам ее прогрессивного развития.
Нравственность возникла из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей,
и ее основное предназначение - развивать и совершенствовать эту человеческую солидарность.
В этом и заключается непреходящая гуманистическая
ценность этических идей П.А.Кропоткина. И не случайно сегодня, в наше сложное и
подчас трагическое время мы все чаще обращаемся к сознанию человека, к нравственности,
к ее ценностям, справедливо надеясь на нее, как на ту естественную духовную
силу, которая способна помочь удержать общество от разрушения и хаоса.
Он приветствовал новый, лучший мир и старался работать
для его приближения. И закончим такими словами Кропоткина, которые дают и
сейчас каждому человеку ту планку жизни, которую ему необходимо преодолеть, тот
моральный уровень, к которому должен стремиться каждый, несмотря на то, что
слова эти были написаны около века назад: "Чтобы быть действительно плодотворной,
жизнь должна изобиловать одновременно умом, чувством и волей. Но такая
плодотворность во всех направлениях и есть жизнь единственное, что заслуживает этого
названия. За одно мгновение такой жизни те, кто раз испытал ее, отдают годы растительного
существования. Тот, у кого нет этого изобилия жизни, тот - существо, состарившееся
раньше времени, расслабленное, засыхающее, нерасцветши, растение".
Петр Алексеевич Кропоткин - поистине явление не только
отечественной, но и мировой культуры. Весь свой могучий талант исследователя
природы и общества он посвятил одной цели - сделать достойной жизнь человека,
гармонизировать общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя
органической частью природы.
Список использованной литературы
1. Будницкий О.В. П.А.Кропоткин
и проблема революционного терроризма//Отечественная история.-1994.-№8.
2. Боровой
А. Проблема личности в учении П.А.Кропоткина//Сборник статей памяти П.А.Кропоткина.
М.: Голос труда, 1922.
3. Волгин
В.П. Очерки истории социалистических идей, М., 1975
4.
Гроссман-Рощин И. К критике основ учения П.А.Кропоткина//Вопросы истории.-1993.-№7.
5. Исаев А. Второй призыв // Община. 1987. N 6.
6. Комин B.B.
Анархизм в России. Калинин, 1969.
7. Кропоткин
П.А. Записки революционера.-М.,1990.
8. Кропоткин П. А.
Этика: Избранные труды.- М., 1991.
9. Кропоткин П.
А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия.-М., 1990.
10. Мкртичян
А.А. П.А.Кропоткин и Западная Европа//Вопросы истории.-1996.-№4.
11. Пирумова Н.
М. Петр Алексеевич Кропоткин.- М., 1972.
12. Пронякин Д.
Анархизм: «исторические» претензии и уроки истории.-Л., 1990.
13. Рябов П. Краткий
очерк истории анархизма// История: Приложение к газете «Первое сентября»- 2000.-
№ 5.
14. Старостин Е.В.
ПА. Кропоткин (1842-1921). Библ. указатель печатных трудов.- М., 1980.
15. Старостин Е.В. О встречах В.И.Ленина и
П.А.Кропоткина. Археографический ежегодник. 1968.
16. Ударцев С.Ф. Кропоткин П.А.- М., 1989.
17. Цовма М.Д. А. Боровой и П. Кропоткин//Вопросы
истории.-1996.-№2.
18. Шикман А.П. Деятели отечественной истории.
Биографический справочник.- М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3
|
|