Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
Группа факторов
Факторы, препятствующие деятельности
Факторы, способствующие
деятельности
Экономические, технологические
Недостаток средств для финансирования инвестиционных проектов; слабость материально - и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов текущего производства
Наличие резерва финансовых,
материально - технических
средств, прогрессивных
технологий; необходимой
хозяйственной и научно - технической инфраструктуры, материальное поощрение за инновационную деятельность
Политические, правовые
Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства
Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций.
Организационно-управленческие
Устоявшиеся организационные структуры, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации; ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий; жесткость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов.
Гибкость организационных структур, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок; деценрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп.
Социально-пси-хологические и культурные
Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменения статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне.
Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудном коллективе.
Финансирование и кредитование в капитальном строительстве
Создание основных фондов страны и реконструкция, а также техническое перевооружение действующих основных фондов называется капитальным строительством.
Капитальное строительство как отрасль материального производства включает проектно-изыскательские и научно-исследовательские, строительные и монтажные организации, предприятия стройиндустрии, производство строительных материалов и транспорт.
В системе капитального строительства в качестве основных участников инвестиционного процесса обычно выступают организации, которые в соответствии с выполняемыми ими функциями именуются: инвестор, заказчик, застройщик, подрядчик и проектировщик.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из собственных или заемных средств финансирование сооружаемого объекта. Инвестор имеет юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций. Он определяет область приложения капитальных вложений; разрабатывает условия контрактов на строительство объекта; выбирает проектировщиков, подрядчиков и поставщиков оборудования; осуществляет финансово-кредитные отношения с участниками инвестиционного процесса. Инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции (объекта строительства), а также выполнять функции застройщика.
Заказчик - юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и .управляющего по строительству объекта, начиная от разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию 'или выходом объекта строительства на проектную мощность.
Застройщик - юридическое или физическое лицо, обладающее правами на земельный участок под застройку. Он является землевладельцем. Заказчик в отличие от застройщика только использует земельный участок под застройку на правах аренды. В том случае, если заказчику принадлежит земельный участок, на котором сооружается строительный объект, он совмещает две функции - заказчикам застройщика.
Подрядчик (генеральный подрядчик) - строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Генеральный подрядчик по согласованию с заказчиком, может привлекать для выполнения отдельных видов работ субподрядные строительные, монтажные специализированные организации. Ответственность за качество и сроки выполненных работ субподрядными организациями перед заказчиком несет генеральный подрядчик.
Проектировщик (генеральный проектировщик) - проектная или проектно-изыскательская и научно-исследовательская фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку, проекта объекта строительства.
Капитальные вложения — это совокупность затрат, направленных на воспроизводство производственных мощностей, возведение сооружений производственного назначения и объектов непроизводственной сферы. Капитальные вложения могут направляться на создание новых предприятий и реконструкцию действующих.
Целью реконструкции является совершенствование производства на базе использования достижений науки и техники передовых производств. При реконструкции каждого предприятия ставятся конкретные задачи: увеличение мощности; повышение качества продукции; снижение затрат труда, материальных и энергетических ресурсов; улучшение условий труда, охраны окружающей среды; создание условий для выпуска новой продукции и др.
Существует общая тенденция к относительному увеличению капитальных затрат в реконструкцию. Это вызвано тем, что она способствует расширению мощности действующих предприятий, а по затратам денежных средств и срокам выполнения работ оказывается, выгоднее нового строительства.
Капиталовложения финансируются за счет следующих источников:
- собственных финансовых ресурсов инвесторов (чистой прибыли; амортизационных отчислений; сбережений граждан и юридических лиц; средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и т.д;);
* заемных финансовых средств инвесторов;
* привлеченных финансовых средств инвесторов (средств, полученных от эмиссий акций, паевых и иных взносов физических и юридических лиц в уставный капитал);
* средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основе; средств бюджетов субъектов Федерации;
* средств внебюджетных фондов (например, дорожного фонда);
*средств иностранных инвесторов.
Финансирование капитальных вложений может осуществляться как за счет одного, так и нескольких источников.
Финансирование строек и объектов, сооружаемых для федеральных государственных нужд
В настоящее время внесены принципиальные изменения в порядок предоставления средств на централизованные и нецентрализованные капитальные вложения.
За счет централизованных капиталовложений осуществляются:
развитие межотраслевых и межрегиональных производств; строительство новых предприятий и решение других особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в программу экономического и социального развития России: Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет централизованных капиталовложений разрешается инвесторам в форме государственного заказа, поскольку в них заинтересованы центральные органы власти. Суммы ассигнований на выполнение федеральных целевых программ предусматриваются ежегодно в соответствующих бюджетах ив государственной инвестиционной программе в объемах централизованных капитальных вложений.
Государственные централизованные капитальные вложения (инвестиции), направленные на создание и воспроизводство основных фондов и финансируемые из бюджета, могут быть предоставлены инвесторам на безвозвратной и возвратной основе.
Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти. Формирование в соответствии с государственной инвестиционной программой перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств федерального бюджета, выделяемых на безвозвратной и возвратной основе, осуществляется в следующем порядке:
1 Минэкономики РФ устанавливает и сообщает госзаказчикам в сроки, определяемые Правительством РФ, предварительные объемы государственных централизованных капиталовложений на предстоящий период;
2) госзаказчики представляют Минэкономики РФ свои предложения по инвестиционным проектам, разработанные на основе предварительных объемов государственных централизованных капиталовложений, с перечнем строек и объектов с соответствующими технико-экономическими показателями на весь период строительства;
3) Минэкономики РФ и Минфин РФ с участием других заинтересованных министерств и ведомств рассматривают предоставленные госзаказчиками предложения по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимают решение о включении их в перечень строек и объектов для федеральных государст- венных нужд. Отбор строек и объектов для включения в перечень производится на конкурсной основе;
4) принятые Минэкономики РФ решения о включении вновь начинаемых строек и объектов в соответствующий перечень являются основанием, в соответствии с которым госзаказчики определяют заказчиков (застройщиков) по строительству данных объектов и организуют проведение подрядных торгов.
Минэкономики РФ и Минфин РФ на основании информации, госзаказчиков о результатах подрядных торгов и заключенных на их основе государственных контрактов (договоров/подряда) уточняют объем их капитальных вложений, размеры и источники их финансирования по каждой вновь начинаемой стройке, включенной в перечень, на весь период строительства с распределением по годам. Включение вновь начинаемых строек и объектов для федеральных государственных нужд является государственной гарантией непрерывности их финансирования до окончания строительства в установленные сроки.
За счет нецентрализованных капиталовложений, финансируемых собственных средств предприятий через коммерческие банки осуществляются:
- техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий;
- расширение действующих производств;
- строительство объектов социального и природоохранного назначения на действующих предприятиях.
Принципы формирования инвестиционных ресурсов
-принцип обеспечения максимальной прибыли и стабильного экономического положения на сравнительно долгом временном интервале;
- принцип рационального использования имеющегося производственного, интеллектуального и природно-ресурсного потенциала;
- принцип форсированного освоения новых сегментов рынка, новых товаров и услуг, сфер и видов деятельности с учетом фактора конкуренции;
- принцип обеспечения экологической безопасности для жизнедеятельности людей;
- принцип достижения социального эффекта.
Данные принципы имеют разную степень значимости в зависимости от социально-политического и экономического статуса инициаторов инвестиционных проектов.
Источники формирования инвестиционных ресурсов
В условиях перехода к рыночной экономике в российской практике обозначился широкий спектр источников финансирования инвестиций. Условно они делятся на экономические и организационно-финансовые.
В первой группе основу составляют источники производственного происхождения, связанные прежде всего с перераспределением производственною сбережения государства, частных лиц, предприятий любой формы собственности, резервные и страховые фонды, средства от приватизации. В эту группу включаются и источники непроизводственного происхождения, в частности средства от кредитной эмиссии ЦБ РФ, реинвестирование полученной в РФ прибыли иностранными инвесторами.
собственные и заемные средства предприятий, включающие амортизационные
отчисления, выручку от продажи незадействованного оборудования, кредиты
банков, ссуды финансово-инвестиционных структур, средства от эмиссии
ценных бумаг, государственную финансовую поддержку в виде льготной арендной,
тарифной, налоговой политики, целевого предоставления льгот на пользование
природными ресурсами и т.п.
Финансирование из бюджетов развития и целевых фондов государственной поддержки предпринимательства
В поисках путей преодоления современного кризиса российской экономики, в том числе в инвестиционной сфере, многие субъекты федерации с 1998 г. формируют и утверждают бюджета развития. Размер и содержание этих бюджетов определяются наличием научно обоснованных инвестиционных проектов с доказанной высокой социально-экономической эффективностью реализации региональных интересов, а также параметрами и динамикой производимого в регионе валового регионального продукта.
Долгосрочное финансирование посредством эмиссии ценных бумаг
В странах со стабильно развивающейся экономикой широко распространен метод мобилизации средств для инвестирования посредством эмиссии ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках.
При открытом размещении ценные бумаги продают сотням, а зачастую и тысячам инвесторов по формализованным контрактам под контролем федеральных и муниципальных органов. Частное размещение, напротив, происходит среди ограниченного круга инвесторов и регулируется гораздо меньшим числом предписаний.
Когда компания выпускает ценные бумаги в расчете на массового инвестора, она, как правило, пользуется услугами инвестиционной компании, поскольку не имеет достаточного опыта и соответствующих специалистов. Основная функция инвестиционной компании заключается в приобретении у реципиента ценных бумаг и последующей перепродаже их инвесторам. За проведение этих операций инвестиционная компания получает разницу между ценой, по которой она приобрела бумаги, и ценой, по которой она продала их инвесторам. Так как для инвестиционных компаний покупка у фирм ценных бумаг и продажа их инвесторам - основной вид деятельности, цена предоставляемых ими услуг ниже, чем у других институциональных инвесторов.
Существует два способа открытого размещения ценных бумаг компании - это традиционный андеррайтинг и резервная регистрация.
Андеррайтинг - способ размещения ценных бумаг, когда инвестиционная компания или их группа берут на себя бремя риска, связанного с реализацией ценных бумаг, оплачивая эмитенту всю стоимость выпуска. Бумаги размещает непосредственно андеррайтер (гарант) выпуска. В момент оплаты реципиент освобождается от риска, связанного с трудностями реализации бумаг. Если размещение выпуска идет плохо из-за того, что цены бумаг завышены, убытки несет уже не эмитент, а гарант.
Традиционный андеррайтинг может осуществляться как на базе конкурентного размещения, так и на договорной основе. При конкурентном размещении компания-эмитент определяет почтовую дату поступления предложений от различных инвестиционных компаний. Инвестиционная компания или их группа, чьи условия наилучшим образом удовлетворяют требованиям эмитента, получают право на размещение выпуска.
При выпуске на договорной основе компания-эмитент выбирает инвестиционную компанию, а затем оговаривает с ней детали будущего соглашения. Они совместно устанавливают стоимость ценной бумаги и срок ее погашения. Инвестиционная компания в зависимости от объема сделки может привлечь к участию и ней другие компании при соответствующем распределении риска.
Иногда компания-андеррайтер выпуска после его размещения создает для новых бумаг вторичный рынок. С точки зрения инвесторов при первом публичном размещении новых бумаг создание вторичного рынка очень важно. В процессе создания рынка гарант контролирует число обращающихся бумаг, проводит котировки цен предложения и спроса на них и всегда готов к тому, чтобы купить и продать бумаги, но этим ценам.
При наличии вторичного рынка, на котором можно свободно купить или продать новую бумагу, последняя становится намного более привлекательной для инвестора, поскольку она в этом случае ликвидна; в конечном счете это повышает эффективность размещения бумаги.
Резервная регистрация - это такое размещение ценных бумаг, когда компания на основании одного документа о регистрации ценных бумаг имеет право на их следующие выпуски. Это позволяет сократить процедуру регистрации. Выход компании на фондовый рынок с новым выпуском ее ценных бумаг становится вопросом нескольких дней, а сами выпуски могут быть невелики по объему. В результате компания достигает значительной гибкости в получении внешнего финансирования. Это доступно главным образом для крупных корпораций, акции которых котируются на фондовых биржах.
Вместо того чтобы распространять очередной выпуск своих ценных бумаг среди новых инвесторов, многие корпорации сначала предлагают приобрести эти 'бумаги своим акционерам посредством привилегированной подписки. Такое размещение называют еще приобретением бумаг на льготных условиях. Часто согласно уставу корпорации требуется, чтобы новый выпуск обыкновенных акций или ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, предлагался в первую очередь акционерам, поскольку они обладают преимущественным правом на покупку новых цепных бумаг. Когда корпорация предлагает акционерам свои акции по привилегированной подписке, она рассылает им сертификаты на каждую из акции, которыми они владеют. Если имеет место эмиссия обыкновенных акций, эти сертификаты дают акционерам право на приобретение дополнительных акций согласно условиям их размещения, которые определяют количество сертификатов, необходимых для подписки на одну новую акцию, стоимость подписки и срок окончания действия предложения. Рыночная стоимость сертификатов зависит от текущей рыночной стоимости акций, стоимости подписки и числа свидетельств, необходимых для покупки новых акций.
Предлагая акции в первую очередь своим акционерам, компания-эмитент подключает к размещению выпуска инвесторов, которые уже имеют опыт осуществления подобных операций. Как следствие, повышается вероятность успешного размещения выпуска. Основным инструментом реализации акций является льготная цена, по которой их приобретают акционеры компаний,
тогда как при открытом размещении основным инструментом реализации служит привлечение к размещению акций инвестиционного института. Затраты на размещение в первом случае ниже, чем во втором, поскольку здесь отсутствует гарантия полного размещения выпуска.
Банковское финансирование инвестиционных проектов
Метод финансирования, при котором обеспечивается возвратность средств за счет доходов от инвестиций (денежных потоков, вызванных инвестицией), называется проектным финансированием. Оно обеспечивается через выявление и распределение всего комплекса связанных с проектом рисков между сторонами, участвующими в его реализации (предприятиями-инвесторами, кредитными учреждениями, государственными органами, подрядчиками, поставщиками). В зависимости от доли риска, которую принимает на себя кредитор, используются следующие типы проектного финансирования.
Без регресса на заемщика. В данном случае кредитор не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя почти все коммерческие и политические риски, связанные с реализацией проекта, оценивая лишь денежные потоки, порожденные инвестицией и направляемые на погашение кредитов.
Без регресса на заемщика финансируются проекты, имеющие высокую рентабельность и обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции. Эта форма финансирования используется редко, она наиболее дорогостоящая для заемщика из-за компенсации высокого уровня риска, кроме того, кредиторам предоставляется ряд льгот: участие в уставном фонде, заключение долгосрочных договоров, гибкий график погашения кредитов. Важными условиями проектов при такой форме финансирования являются возможность наиболее точно оценить риски проекта и наличие емкого рынка сбыта.
С ограниченным регрессом на заемщика. При этом наиболее распространенном виде финансирования риски по проекту распределяются между сторонами в той мере, в которой они могут быть приняты, т.е. в мере их компетенции, что очень выгодно для заемщика. Например, заемщик (заказчик) несет риски, связанные с эксплуатацией объекта; подрядчик берет на себя риск завершения строительства, ввода объекта в действие; поставщик оборудования - риски, связанные с комплектностью, качеством поставок.
Под термином «регресс» понимается обратное требование о возмещении предоставленной суммы, предъявляемое одним юридическим (физическим) лицом другому обязанному лицу.
Преимуществом этого типа проектного финансирования является умеренная цена финансирования, принятие сторонами коммерческих обязательств вместо выставления гарантий, благоприятные условия предоставления кредитов, распределение между сторонами платежных обязательств.
С полным регрессом на заемщика. Это наиболее распространенная, простая, быстро оформляемая форма проектного финансирования с относительно низкой стоимостью. Кредитор не принимает на себя никаких рисков, связанных с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств против гарантий спонсоров или третьих сторон, не анализируя денежные потоки, вызываемые проектом. Гарантии кредитору могут быть в форме договоров об управлении, безусловных договоров поставок и т.п.
Применяется эта форма при финансировании:
- малоприбыльных проектов, имеющих государственное значение;
- несамофинансируемых проектов (создание инфраструктуры и т.н.), имеющих возможность погасить кредиты за счет других доходов заемщика;
- экспортных кредитов:
- небольших проектов, которые чувствительны даже к небольшому увеличению доходов.
Для кредитующего учреждения важно оценить финансовое положение заемщика и финансовые риски
После организации финансирования проекта кредитная администрация контролирует выполнение кредитных соглашений в части целевого расходования средств и своевременного погашения кредита.