Инвестиции и инвестиционная ситуация в Украине
p> Что касается рынка корпоративных ценных бумаг, то здесь активность
индивидуальных частных инвесторов и того ниже. Акции предприятий граждане
приобретали в основном в ходе чековой приватизации в 1993 1994 гг. Но
интерес населения к корпоративным ценным бумагам возрастет по мере создания
соответствующих условий — в частности, улучшения финансовых показателей
предприятий и инфраструктуры рынка, расширения возможностей граждан
приобретать "качественные" и стабильно растущие акции. Актуальность коллективного инвестирования связана также с тем, что для
снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но много ли
ценных бумаг в него поместится, если он невелик? Один, два, да и десять
человек не в состоянии купить даже минимальный лот на инвестиционном
конкурсе или у крупной брокерской компании. Собранные вместе средства тысяч
мелких инвесторов — уже сила, способная выступать в качестве покупателя или
продавца, в частности, в Российской торговой системе (РТС). Кроме того, доходы инвесторов во многом зависят от грамотного
управления капиталом. А для управления объединенным капиталом можно нанять
квалифицированных специалистов. Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких
собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска
существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его
инфраструктуры. Приоритеты в этой сфере определены в "Концепции развития
рынка ценных бумаг в РФ", утвержденной Указом Президента РФ №1008 от 1 июля
1996 г. В ней признается необходимость проведения в России активной и
целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных
бумаг. Особенно актуальным считается развитие коллективных инвесторов как
финансовых посредников между населением и предприятиями, способных не
только привлечь инвестиции в частный сектор, прежде всего в
приватизированные предприятия, передать их "эффективным собственникам", но
и создать надежные финансовые инструменты инвестирования средств населения,
предотвратить социальные взрывы и конфликты, связанные с операциями на
рынке ценных бумаг. "Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и
акционеров", утвержденная Указом Президента РФ №408 от 21 марта 1996 г., к
коллективным инвесторам, требующим всемерной поддержки государства, отнесла
акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные
потребительские кооперативы (кредитные союзы), негосударственные пенсионные
фонды и инвестиционные банки. Все они (за исключением инвестиционных банков) в той или иной мере уже
есть в России, но пока не получили достаточного распространения и не
завоевали доверия населения. Население остается весьма осторожным и
консервативным после краха финансовых пирамид и банковского кризиса,
убедившись, что государство слабо регулирует этот сектор и плохо защищает
права инвесторов. За год после принятия "Комплексной программы" произошли существенные
сдвиги в законодательном обеспечении, особенно паевых инвестиционных
фондов, подготовлены законопроекты об инвестиционных фондах, о
негосударственном пенсионном обеспечении, о негосударственных пенсионных
фондах, о кредитных потребительских кооперативах, которые предстоит
принять. Кроме того, чрезвычайно важно в деятельности всех форм коллективного
инвестирования реализовать унифицированные принципы, сформулированные в
"Комплексной программе". Речь идет об усилении государственного контроля за
их деятельностью, отделении управления активами от их хранения,
многостороннем перекрестном контроле, повышении требований к открытости
информации, совершенствовании системы отчетности. 4.1. Акционерные инвестиционные фонды. Как действует акционерный инвестиционный фонд? Создается акционерное
общество открытого типа, которое выпускает в продажу свои акции, а
привлеченные деньги вкладывает в ценные бумаги других эмитентов. Источником
доходов акционеров такого фонда является его инвестиционная деятельность (в
"просто" акционерном обществе доход приносит и производственная, и торговая
деятельность). 4.2. Паевые инвестиционные фонды. В паевом инвестиционном фонде, в отличие от акционерного
инвестиционного, инвесторы не являются акционерами (со всеми их
обязанностями и правами, в том числе на получение прибыли в форме
дивиденда). Они передают свои деньги в доверительное управление и,
оставаясь их собственниками, получают право участвовать в прибылях. Поскольку заключается контракт между управляющей компанией и
инвестором, такие фонды называются контрактными. Во Франции их именуют
взаимными инвестиционными фондами, в Германии — договорными инвестиционными
фондами, в Италии — взаимными фондами, в Швейцарии общими фондами
размещения, в России — паевыми инвестиционными фондами. Обращает на себя внимание отрадный факт — этот финансовый институт,
пожалуй, впервые в России появился не в правовом вакууме, а только после
того, как была подготовлена солидная нормативная база. Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг примерно за полтора года приняла более 20 нормативных
актов.. 4.3. Негосударственные пенсионные фонды В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются
активными участниками финансового рынка. Они, как и другие коллективные
инвесторы, аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для последующих
портфельных инвестиций. Но их место и роль на рынке ценных бумаг отличаются
от роли и места, скажем, инвестиционных фондов тем, что первые осуществляют
более консервативные инвестиции, поскольку их основная задача — сохранение
и увеличение пенсионных сбережений населения, и, следовательно, минимизация
риска для вкладчиков и участников НПФ. Как коллективные инвесторы НПФ влияют на развитие вторичного рынка
ценных бумаг. К примеру, в США средства НПФ инвестированы в основном в
ценные бумаги, в России ситуация аналогичная. По своей сути НПФ на
финансовом рынке имеют дело с "длинными деньгами". В развитых странах их
инвестиционный горизонт составляет несколько десятков лет. Других подобных
инвесторов нет. Банки и финансовые корпорации планируют долгосрочные
инвестиции на существенно более короткие сроки. Работа с "длинными
деньгами" предполагает долгосрочный период накопления средств,
консервативную политику инвестирования активов, необходимость защиты прав и
интересов участников фонда (будущих пенсионеров) и обеспечения надежности
вложений в НПФ. Без этого дискредитируется сама идея негосударственного
пенсионного обеспечения. 4.4. Инвестиционные банки. Инвестиционные банки появились в США после кризиса 1929 года. Тогда
американская комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) решила отделить
инвестиционную деятельность банков от коммерческой, потому что крах банков
во многом был вызван тем, что они направляли привлеченные средства в
корпоративные ценные бумаги, которые считаются довольно рискованными
вложениями. Комиссия запретила это делать коммерческим банкам, но разрешила
инвестиционным, чтобы клиенты точно представляли себе, где будут
зарабатывать или проигрывать свои капиталы. И до сих пор в США передача средств инвестора в управление
инвестиционному банку оформляется двусторонним соглашением, в котором четко
прописаны направления вложения и постоянно повторяется, что инвестор
понимает, кому он передал свои деньги и что банк будет с ними делать. В европейских странах инвестиционную деятельность банков, связанную с
ценными бумагами, не стали законодательно отделять от коммерческой. Банки
там универсальные. Однако принципиальная разница круга клиентов, их
запросов и соответственно наборов предоставляемых услуг вызывает у банков
необходимость все же разделять эти виды деятельности, средства клиентов
(коммерческих и инвестиционных) и специалистов, их обслуживающих.
Инвестиционная деятельность банка порой становится настолько независимой,
что ей впору иметь собственное лицо. 5. ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ Традиционно в России финансирование капитальных вложений
осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно
предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря
на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую
часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую отложить на
будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц.
Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду
и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим,
что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс.
помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования
будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи
составляет 20%. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня
сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных
граждан не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что
некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может
быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на
эти средства новое оборудование или производственные площади) или же
положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей
прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка.
Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые
поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит
зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам
и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые
могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог
или развитие телефонной связи. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в
стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на
приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в
подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает
часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может
быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным
экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она
помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей
осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане)
и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).
Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если
предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового
станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания
сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем
одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В
закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций.
Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть
инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране
внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не
столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать
капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском,
так и в зарубежном банке. Сегодня из общей суммы средств, использованных
предприятиями и организациями на развитие и совершенствование производства,
направляется 20% на социальное развитие 8%. Наибольшую долю в сумме
использованных средств составляли платежи в бюджет 45%. В то же время в
общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в
1995 году основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается
прибыль 56%, на долю амортизационных отчислений приходится 24%,
ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около 9%, кредиты
банков свыше 11%. Рассматривая перспективы использования собственных и привлеченных
средств предприятий для финансирования инвестиций, можно выделить следующие
проблемы. 5.1. Прибыль как источник инвестиций Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет
повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном
хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены,
предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к
проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.
Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в
сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить
необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на
автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более
качественных иностранных моделей. По этому сбыт продукции ВАЗа становится
проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются
меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых
ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются
одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить
возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога
прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992
года. Это могло бы послу жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной
активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и
отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта про изводимой
продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само
по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных
решений.
5.2. Амортизационные отчисления
Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий,
накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала
этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных
накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о
переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в
соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных
фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам
инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для
финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению
внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита
амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости
основных средств. 5.3. Бюджетное финансирование Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на
решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников
финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального
источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного
бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым
использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита
будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности
земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные
централизованные вложения предполагается направлять на реализацию
ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных
структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры,
преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение
наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из
кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного
финансирования будут:
выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных
сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и
топливно-энергетической проблем;
поддержание научно производственного потенциала;
выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно
низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его
падение собственными силами. 5.4. Банковский кредит Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося
предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.
Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его
в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля
1995 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками
(включая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов. 5.5. Средства населения Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи
акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности,
могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как
один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать
инвестиционную активность населения можно путем установления в
инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими
учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств
населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим
в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его
продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на
рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых
организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных
фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить
защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив
строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на
привлечение средств населения. Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей
финансирования капиталовложений, является финансово экономическая
нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения,
что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее
недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать
относительной. 6. Стратегия инвестиционной деятельности на Украине. Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние
производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов
предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки
экономики, решение социальных и экологических проблем. Инвестиции являются
основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.
Во время экономического кризиса инвестиционная деятельность в Украине
значительно снизился спрос на инвестиции падал значительно быстрее чем
производство валового продукта. Одной из причин этого, было то что инфляция
значительно обесценивала инвестиционные средства. На протяжении последних
лет, несмотря на значительное замедление темпов инфляции, уменьшается часть
долгосрочных кредитов, предоставленных субъектам хозяйствования всех форм
собственности в общем объеме кредитов в экономике страны. Если в 1991 году
этот показатель был равен 12,8 %, то в 1994 году - 11,3 %, 1996 году - 11,1
%, а за январь-ноябрь 1997 года - около 10,0 %. Это свидетельствует об
отсутствии у коммерческих банков экономических стимулов кредитования
производственных инвестиций, наличии повышенного риска при предоставлении
таких кредитов и отягощении кредитных портфелей банков директивными
кредитами, своевременное возвращение которых проблематично. Большие
кредитные ресурсы банков оттягиваются также на рынок облигаций внутреннего
государственного займа (ОВГЗ), где проценты более привлекательны по
сравнению с кредитами для инвестиционных проектов. В 1997 году для поддержки строительства крупных инфраструктурных и
производственных объектов необходимо 2377 млн.грн. Эта сумма значительно
превышает бюджетные возможности государства и требует сбалансированности по
объему, источникам и времени. 1998 год может стать годом начала
экономического возрождения страны при условии восстановления опережающей
инвестиционной активности. Со второй половины 1997 года наблюдается
снижение темпов падения валового внутреннего продукта и промышленного
производства. За 11 месяцев 1995 года объемы промышленной продукции уменьшились на
1,8 % против 5,0 % за аналогичный период 1996 года. Уровень инфляции
составил 8,6 %. Наметились позитивные сдвиги в структуре капитальных
вложений в направлении увеличения части объемов, направленных на развитие
производственного потенциала. Введена новая амортизационная политика,
которая дает возможности аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы
непосредственно на предприятиях. Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных ценностей:
стабильные деньги и стабильный цены. С определенной долей уверенности можно
сказать, что Украина, как демократиче-ское государство, сформировала свою
денежную и банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой
стабилизации, которая формирует базовые условия для разворачивания инвести-
ционных процессов в Украине. Большое значение имеет тот факт, что
стабильность гривни - это результат действия рыночных меха-низмов
саморегуляции экономических процессов общества. А результат стабильности
гривни - это ряд качественно новых процессов на рынке капитала, в том числе
реальное увеличение срочных вкладов населения Украины, которые могут стать
важным источником национальных инвестиций. В Украине достигнута нормализация функционирования банковской системы.
С 01 октября с.г. украинская банковская система перешла на международные
стандарты учета и отчетности. Уровень банковского капитала на начало
октября достиг 4,2 млрд.грн., и до конца 1999 года банковская система
страны будет работать в рамках европейских стандартов относительно нормы
капитала на один коммерческий банк. Стабильность - это один из основных залогов развития валютного рынка.
В мае 1997 года Украина стала 138-й страной, которая подписала статью 8
Соглашения с Международным валютным фондом о полной конвертабельности
гривны в рамках текущих операций. Этим были сняты все проблемы репатриации
выручки инвесторов любого типа с территории Украины. С целью демонстрации
стабильности национальных денег на 1997 год была выбрана тактика
подтверждения курсового поведения в рамках валютного коридора 1,7 - 1,9
грн. за доллар США. В середине 1996 года Национальный банк Украины отменил 50-процентную
обязательную продажу валюты на украинском рынке. Результатом этого явился
классически организованный и известный для инвесторов валютный рынок. В
экономической политике 1998 года стабильность денег также будет важным
индикатором общего инвестиционного климата, частью обновления
экономического развития. Важнейшей составной частью экономических реформ является
крупномасштабная приватизация. В конце 1997 года почти завершилась малая
приватизация, в значительной степени приватизированы средние предприятия
и более 50 % всех активов государства, которые подлежат приватизации, уже
приватизированы. Сейчас в процессе продажи, кроме средних и малых предприятий,
находятся около 300 больших предприятий с основным капиталом более 100 млн.
долларов США. Среди них есть достаточно привлекательные, с инвестиционной
точки зрения, объекты. Например, нефтеперерабатывающие предприятия,
добывающие нефтегазовые, электрогенерирующие и снабжающие компании,
предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения и других отраслей
промышленности. Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических
инвесторов могут быть определены те, где Украина имеет традиционные
производства, владеет необходимым ресурсным потенциалом и формирует
значительную потребность рынка в соответствующей продукции, а именно:
производство легковых и грузовых автомобилей; тракторо- и комбайностроение;
авиа- и ракетостроение; судостроение; замкнутый цикл производства топлива
для АЭС; развитие энергогенерирующих мощностей; нефтегазодобыча, в
частности на Черноморском шельфе; внедрение ресурсо- и энергосберегающих
технологий; переработка сельхозпродукции; транспортная инфраструктура. Инвестиции являются (в образном смысле) как бы воротами научно-
технического прогресса. Научный потенциал страны, который раньше отличался
мировым уровнем достижений в разных областях фундаментальной науки и
техники, с возобновлением инвестиционной активности получит новое дыхание.
Эффективно решить проблему снижения ресурсо- и энергоемкости можно только
путем широкого внедрения новых технологий современной техники, связав
воедино интересы научных исследований и практики через потребности рынка. В рыночных условиях на новых технологиях и новой технике можно только
тогда заработать деньги, когда они содействуют улучшению жизни. При этом
ученым в новой для них среде международной конкуренции на открытых рынках
следует помнить, что время является главным фактором в современной
экономике. Однако, как ни странно, многие рассматривают время как неисчерпа-
емый ресурс. Современные условия экономического развития требуют проведения
активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине
создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной
деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения
большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их
использования. Одобренным 19 марта 1996 года Законом Украины “О режиме иностранного
инвестирования” для зарубежного инвестора в Украине установлены равные
условия деятельности с отечествен-ным инвестором. Указанным Законом
иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их
капиталовложений. В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат
национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать
иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления чрезвычайных
мер при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях. При этом
зарубежному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение ущерба, включая
упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный им в результате действий,
бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами
Украины либо должностными лицами предусмотренных законодательством
обязательств перед иностранным инвестором. В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному
инвестору гарантируется возвращение его капиталовложений в натуральной
форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также
доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также
гарантирует беспрепятственный и срочный перевод за границу прибылей и
других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в
результате осуществления иностранных инвестиций. Если в дальнейшем специальным законодательством об иностранных
инвестициях будут меняться гарантии защиты зарубежных инвестиций,
определенные вышеуказанным Законом, то на протяжении десяти лет со дня
вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного
инвестора применяются гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные
Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования”. Так говорит Закон. Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения
между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные
соглашения “О содействии и взаимной защите инвестиций”. Такие договоры
являются гарантом придания справедливого статуса инвестициям и защиты их на
территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд
проектов договоров находится на стадии согласования. Положительно влияет на привлечение иностранных инвестиций
сотрудничество и помощь Украине со стороны Международного валютного фонда и
других международных организаций. С целью поддержки разработки и реализации государственной политики по
привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, использования
современного мирового экономического опыта ускорения интеграции Украины в
систему международных хозяйственных связей Указом Президента Украины создан
Консу-льтативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине. Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов
создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания.
Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования
инвестиционных проектов. В июле 1996 года создано Национальное агентство Украины по
реконструкции и развитию, основной целью деятельности которого является
создание благоприятных условий для развития международного экономического
сотрудничества, взаимодействия с международными финансовыми организациями,
соответствующими межгосударственными и региональными организациями,
организациями иностранных государств в сфере привлечения и использования
внешних финансовых ресурсов. Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами
исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их
оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана
Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при
Президенте Украины. Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе
реализации инвестиционных проектов при участии американских компаний, в
октябре 1997 года Указом Президента Украины создана украинская часть
Специальной группы быстрого реагирования (после скандальных результатов
тендера на выдачу лицензий на право оказания услуг мобильной связи GSM-900
американская компания Motorola ушла с рынка связи Украины, что вызвало
определенный политический дискомфорт в отношениях Киев-Вашингтон). Однако, несмотря на созданную определенную законодательную базу,
институционную инфраструктуру, привлекательность экономического потенциала
Украины (сравнительно богатые природные ресурсы, выгодное географическое
положение, наличие квалифицированных “дешевых” рабочих кадров, достижения в
научных исследованиях, значительная емкость внутреннего рынка), поступления
иностранных инвестиций в Украину - незначительные. По сравнению со странами
Восточной Европы объем иностранных инвестиций, которые поступают в
экономику Украины, в 3-7 раз меньше. Две трети мировых капиталовложений приходится на 10 стран мира.
Крупнейшие инвесторы - США, Великобритания, Германия, Япония и Франция. В
развивающиеся страны (в основном азиатские) было инвестировано 100 млрд.
долл. США. На долю же 100 стран - наименьших реципиентов (включая Россию и
Украину) - приходится лишь 1,0 % прямых иностранных инвестиций, что для
нашей страны не может считаться нормальной ситуацией. Общий объем прямых инвестиций, которые фактически поступи-ли в Украину
(согласно квартальным данным Госкомстата Украины) начиная с 1992 года, по
состоянию на 01.10.97 года составляет 1797 млн.долл. Это инвестиции из США
- 332,6 млн.долл. (18,5 %), Германии - 173,3 млн.долл. (9,6 %), Нидерландов
- 180,5 млн.долл. (10,0 %), Великобритании - 140,5 млн.долл (7,8 %), Кипра
- 127,4 млн.долл. (7,1 %), России - 121,8 млн.долл (6,8 %), Лихтенштейна -
103,5 млн.долл (5,8 %). Наибольшие объемы иностранных инвестиций в млн. долларов: г.Киев -
555,1; Киевская область - 170,6; Днепропетровская область - 141,5; АР Крым
- 119,8; Одесская область - 119,0; Черкасская область - 106,3. В
инвестициях в одинаковой мере остро нуждаются все регионы Украины. Зарубежные инвесторы проявили наибольший интерес к таким отраслям
народного хозяйства (в млн. долл. США), как пищевая промышленность - 366,5;
внутренняя торговля - 303,6; машиностроение и металлобработка - 152,2;
финансы и кредит - 152,3; строительство и промышленность строительных
материалов - 116,9; химическая и нефтехимическая промышленность 114,1; что
составляет 67,1 % от общего объема. Иностранные инвестиции вложены в 6247 предприятий, из которых лишь
1854 (29,7 %) выпускают продукцию. Общая потребность экономики Украины (прогнозируемая) соста-вляет более
40 млрд. долл. В инвестициях нуждаются практически все отрасли экономики:
металлургия - 7 млрд. долл., машиностро-ение - 8,5 млрд. долл., транспорт -
3,7 млрд. долл., химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долл. Объемы поступлений иностранных инвестиций в 1997 году составили около
530 млн. долл., или 100,7 % от вложенных иностранных инвестиций в 1996
году. Инвестиции из Украины на 01.10.97 года осуществлены в объеме 137,8
млн. долл., в том числе в страны СНГ и Балтии - 52,2 млн. долл., другие
страны мира - 85,6 млн. Долл. Приведенные данные и тенденции, которые из них следуют, сви-
детельствуют о завершении короткого периода романтического от-ношения к
инвестированию в экономику Украины. В реальной ситуации сложился и
негативно влияет на поведение независимых инвесторов целый ряд проблем,
которые требуют безотлагательного урегулирования. Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую
перспективу являются: увеличение объемов капита-льных вложений субъектов
хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление
влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через
увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства
крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного
финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных
кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и
инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации;
увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и
за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования
рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих
институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала,
мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные
отрасли экономики. С целью облегчения поиска эффективных объектов инвестирования и
инвесторов во многих министерствах и ведомствах Украины образованы банки
данных объектов инвестирования в разрезе отраслей народного хозяйства и
регионов (например, база данных Минэкономики включает более 2000 таких
объектов). На основании информации посольств, стран - потенциальных инвесторов и
материалов, которые поступают в правительство, образовано базу данных
иностранных инвестиционных фирм (их более 200), которую используют
украинские производители для поиска иностранных инвесторов. Увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику Украины
способствовало бы образованию отдельных экспортно-промышленных зон (вариант
свободных экономических зон). Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики,
стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет
способствовать улучшению инвестиционного климата в стране. Успешно проведенная денежная реформа монетарными способами
приостановила инфляцию - за 11 месяцев 1997 года ее уровень - 8,6 %,
отменены нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций,
ведется работа по стабилизации и либерализации внешнеэкономической
деятельности, сбалансированности таможенной и ценовой политики,
осуществляется реформирование налоговой системы в сторону уменьшения
давления на производителя, совершенствуется нормативно-правовая база. В соответствии с распоряжением Президента Украины от 18.08.97 года №
298 “О неотложных действиях по ускорению реформ и выводу экономики Украины
из кризиса” готовится ряд законодательных актов, направленных на
стимулирование инвестиционной деятельности, улучшение условий деятельности
инвесторов, в том числе зарубежных, в конкретных сферах хозяйственной
деятельности, а именно:
- об изменениях и дополнениях к Закону Украины “О режиме иностранного
инвестирования”, что предполагает освобождение от ввозной пошлины
иностранных инвестиций в виде устройств, обо-рудования,, которые вносятся в
уставный фонд предприятий с ино-странными капиталом;
- об изменениях к Закону Украины “О государственной пошлине” в части
уменьшения государственной пошлины за нотариальное освидетельствование
договоров залога;
- о восстановлении льгот совместным предприятиям производственной сферы с
иностранными инвестициями, зарегистрированных до 01 января 1995 года;
- об изменениях и дополнениях к Земельному кодексу Украины относительно
предоставления иностранному инвестору права соб-ственности на земельный
участок под предприятия, а также возможности продажи ему объектов
приватизации вместе с земельными участками. Планируется принятие закона Украины о соглашениях по разделению
продукции, который должен ускорить привлечение иностранного капитала для
освоения запасов нефти и газа в Украине. После принятия закона о бухгалтерском учете и отчетности будет
проведена окончательная гармонизация национальной системы отчетности
соответственно к международным стандартам. 2. Государственный кредит. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу
аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для
финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и
юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства
финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика даннная
форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для
покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-
денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем
операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях
развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно
уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная
денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на
заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга
вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых
составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно
скажется на состоянии финансов государства. Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной
основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и
сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения,
культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В
результате сокращается спрос указанных органов на средства из
государственного бюджета. Денежные средства, поступающие от выпуска местных облигаций, обычно
зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо
проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного
бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо
использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных
облигаций. Такие облигации считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их
надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей налоговой
мощи, а также доходами существующих объектов либо недвижимостью строящихся.
Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к
процентным ставкам государственных облигации. Инвесторы, которые приобретают местные облигации, поставляют
муниципальным органам необходимые для реализации проектов заемные средства.
Если бы не эти поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы
использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть
получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск
местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач:
муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные
денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного
бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в
собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный
доход, местное население получает важный для его существования объект и
пользуется его товарами, работами или услугами. Ввиду изложенного выше в большинстве случаев доходы от местных
облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке.
Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для
крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность. Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения,
инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.
Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны
государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным
инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия
полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения
практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность;
относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных
расчетов по бумагам и др. Государственный кредит делится на виды , отражающие специфику
отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита
определяются:
составом заемщиков и кредиторов;
конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации
средств;
местом получения кредита; формой его оформления;
методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
сроками погашения государством своих обязательств;
степенью риска кредитора и заемщика. В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает
централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика
выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны
(Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет
депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия
расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных
проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города,
района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и
невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. По месту получения кредита, государственный кредит подразде-ляется на
внутренние и внешние займы. В Украине казначейские обязательства являются
краткосрочными, если они выпущены со сроком погашения до 1 года,
среднесрочными - от 1 до 5 лет, долгосрочными - от 5 до 10 лет. В каждом
конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного
кредита. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений
различают: государственные облигационные и безоблигационные займы. Выпуск
разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным
банком государственного бюджета (если это разрешено законом; в ряде стран,
например в Дании, закон вообще запрещает государству брать какие-либо
кредиты в национальном банке) - это примеры безоблигационных займов. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем
денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее
выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в
предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не
предусмотрено условиями выпуска). Преимущественно выпускаются облигации внутренних, государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а также обязательную покупку их юридическими лицами. Казначейские обязательства государства - вид ценных бумаг,
удостоверяющих внесение их держателями денежных средств бюджет и дающих
право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими.
Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут
обращаться на вторичном рынке; бумаги, не поступающие на вторичный рынок.
На вторичный рынок могут поступать: казначейские обязательства (вексели),
облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации (или другой вид
ценной бумаги), оформляющие внешний долг; а также обычно, облигации местных
органов власти. Продажу ценных бумаг Кабинета Министров могут осуществлять
уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными
бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк. При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет доход от
нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока,
условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность
исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы
инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль. Для кредитора (юридических и физических лиц) при приобретении ценных
бумаг правительств имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный,
процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того,
что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он
окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный
риск, связанный с обязательствами государства, вытекает из особенностей
должника или эмитента, из характера экономических объектов, на которых
покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный риск возникает в связи с непредвиденными изменениями на рынке
ценных бумаг или в экономике в результате которых привлекательность
правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений (инвестиций)
может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со
скидкой или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с
этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по
облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода
колебаний рыночных ставок вверх и вниз. В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило
диверсификации вложений, т.е. снижения риска серьезных потерь. Этого можно
добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг.
Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям
экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам. Украина как суверенное государство также использует займы как
краткосрочные, так и среднесрочные (облигационные займы). Выпуск облигаций государственного внутреннего займа (ОГВЗ)
осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и
физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита
республиканского бюджета. Кроме финансирования бюджетных потребностей, другой важной целью
выпуска государственных облигации является увеличение притока иностранной
валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, коль
скоро мобилизованную таким образом иновалюту можно использовать в экспортно-
импортных расчетах. Необходимо отметить, что государство не всегда должно
выпускать в этих целях облигации внешнего займа или облигации в иностранной
валюте. В развитых странах оно влияет на приток валюты путем установления
определенного процента на свои облигации, деноминованные в национальной
валюте. Если процентная ставка государственных облигаций выше ставки по
аналогичным ценным бумагам других стран, то иностранные инвесторы могут
отдать предпочтение первым, поскольку доход от них выше. Для приобретения
таких облигаций иностранные инвесторы вынуждены приобретать национальную
валюту страны, в которой выпускаются привлекательные облигации, и
расплачиваться ею за эти облигации. Увеличение продажи национальной валюты
означает, что спрос на эту валюту возрос и, следовательно, повышается цена
на нее. В этом случае говорят, что курс данной национальной валюты
повышается. Наконец, третьей важной целью выпуска государственных облигаций
является оказание сдерживающего влияния на инфляцию. В этом случае денежные
средства, полученные от выпуска государственных облигаций временно
изымаются "из оборота", то есть, "придерживаются". Если в обороте находится
слишком большое количество денежных средств, то оно повышает возможности
покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть
происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и
услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того чтобы, не давать
покупательскому спросу расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить
количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и
услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранение
денег и получение доходов от него было более выгодным, чем расходование их
на приобретение товаров. Именно это и достигается в определенной мере при
помощи выпусков государственных облигаций. Указанные выше цели могут быть достигнуты при условии, что
государственные облигации способны удовлетворять ряду требований, в
частности, требованиям надежности, определенности и ликвидности.
Государственные облигации, как правило, удовлетворяют указанным выше
требованиям. Они считаются самым надежным видом бумаг, поскольку
предполагается, что государство гарантирует выполнение своих обязанностей
по выпущенным им облигациям "всей своей мощью" (7). В развитых странах
вложение средств в государственные облигации рассматривается как
относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща
высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело
с государством, что государственное управление является в большей мере
стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые
бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются. Ввиду надежности и определенности, государственные облигации обладают
также ликвидностью. Их легко можно продать и купить в случае необходимости,
они без каких-либо ограничений принимаются как средство расчета или
обеспечения обязательств. Обладая такими характеристиками, государственные облигации,
естественно, представляют наибольший интерес для крупных институционных
инвесторов - коммерческих и сберегательных банков, финансовых компаний,
страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний.
Указанные инвесторы распоряжаются большими денежными средствами и поэтому
заинтересованы вкладывать их в надежные, определенные и ликвидные ценные
бумаги. Вместе с тем, ввиду наличия снова-таки упомянутых выше характеристик,
государственные облигации являются наименее доходными. Процентные ставки по
государственным облигациям являются наиболее низкими среди всех долговых
ценных бумаг. Однако в определенном смысле и это обстоятельство имеет свое
преимущество, коль скоро все остальные долговые ценные бумаги обладают
большей степенью рискованности, меньшей мерой определенности и могут быть
более или менее ликвидными, то установление процентов по ним осуществляется
на основе сравнения различий по указанным выше критериям между
институционными долговыми ценными бумагами и государственными облигациями,
выпускаемыми на этот же срок. Таким образом, процентная ставка по
государственным облигациям выполняет кроме прочего, также функцию
общерыночного показателя, на основе которого определяются процентные ставки
других долговых ценных бумаг, кем бы они не выпускались в данной стране. Процентные ставки по облигациям других эмитентов находятся в прямой
зависимости от процентных ставок по государственным облигациям. Облигации выпускаются по решению Кабинета Министров Украины
Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и
размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций
осуществляется в виде записей по счетам регулярно со сроками их обращения
от 1 до 12 месяцев. Первичное размещение облигаций производится путем их продажи на
аукционе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении
облигации продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по
предлагаемым на аукционе ценам (цена отсечения), но не ниже цен,
устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск
облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана
определенная доля от их общего количества (например, не менее 10 процентов
и т.д.). Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством
порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с
Министерством финансов может продавать на вторичном рынке ценных бумаг
облигации, не реализованные при первичном размещении, в течение срока их
обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство
обязуется погасить облигации по истечении ока их обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации
(погашения) и ценами приобретения облигаций. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при
расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых
обязательств. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения
установленного числа передаточных подписей, облигации поступят в свободное
обращение на рынок ценных бумаг и могут приобретаться юридическими лицами
Украины и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять
трансформацию государственных облигаций в денежные средства и другие
финансовые активы. Погашение облигаций производится Национальным банком по номинальной
стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной
при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения
облигаций выделяет необходимые средства Национальному банку. Развитие рынка государственных ценных бумаг преследует цель -
закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно-кредитных
отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита государственного
бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшее развитие
вторичного рынка ценных бумаг. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами
производятся также и для управления ликвидностью банковской системы. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего
долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов,
которые связаны с развитием международного кредита. Список использованной литературы. 1. Закон України “Про цінні папери і фондовій' біржі”.
Закон України “Про інвестиційну діяльність”.
Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основи інвестування. Пер. З англ. - М.: Діло,
1997.
Інвестиції в Україні. Під ред. С. І. Вакарина (Міжнародний валютний фонд).
- К.: “Конкорд”, 1996.
5. Мертенс А. В. Інвестиції: Курс лекцій по сучасній фінансовій теорії. -
К.: Київське інвестиційне агентство, 1997.
6. Пересада А. А. Основи інвестиційної діяльності. - К.: Либра, 1994. 7. Е. М. Бородина, Ю. С. Голикова, Н.В. Колчина, З. М. Смирнова Финансы
предприятий. Москва, 1995 г.
Джей К. Шим, Джоэл Г. Сигел Финансовый менеджмент. Москва, 1996 г.
Роберт Н. Холт Основы финансового менеджмента. Москва, 1993 г.
Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы Экономики;
11. Строев “Инвестиционная политика государства”. Журнал “ЭКО” №1 за 1998
год;
12. Филатов, “Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике
переходного типа”. Вопросы Экономики, 1995 год;
13. Витин, “Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций”. Вопросы
Экономики, 1994 год; “Коллективные вложения” 1997 год;
15. Гиляров и Д. Ендовицкий “Моделирование в стратегии планировании
долгосрочных инвестиций”. Журнал “Аудитор” №10 за 1997 год;
16. Уринсон “Активизация инвестиционной политики”. Журнал “Экономист” №9 за
1997 год;
17. “О социально-экономическом положении России”. Экономика и жизнь, 1994
год;
18. Уринсон “Перспективы инвестиционной активности”. Журнал “Экономист” №2
за 1997 год;
19. Норин “Инвестиционная деятельность на Дальнем Востоке”. Журнал “Внешне
экономическая деятельность” №7 за 1997 год; “Экономика и жизнь”. номер 5 за 1996 год.
21. “Собрание законодательства Российской Федерации”, номер 4 от 10 октября
1992 года, официальное издание администрации президента Российской
Федерации, Москва.
22. Сакс. “Рыночная экономика и Россия”. М., “Экономика”, 1995 г.
23. Шапошников. “Общеэкономическая оценка инвестиционных программ и
проектов” Журнал “Экономист”. № 5, 1996 год.
24. Шахназаров. “Инвестиции: ситуация и перспективы”. Журнал “Экономист”, №
1, 1994 год.
25. ”Экономика внешних связей” Учебник за 1995 год.
26. Журнал “Международный бизнес России” №1, за 1997 год.
-----------------------
Объем капитала Объем капитала Потребление и государствен-ные расходы А м о р т и з а ц и я Объем капитала Объем капитала Потребление и государствен-ные расходы Амортизация капитала Объем капитала Потребление и государствен-ные расходы Амортизация Объем Чистые инвестиции Научно-исследовательские, изыскательские и опытно-конструкторские работы Проектно-исследовательские работы Инженерная подготовка строительства Непосредственное строительство объекта Пуско-наладочные работы Использование оборудования в холостом режиме Освоение технологических процессов Выход на проектную мощность Стадия подготовки и обоснования Стадия освоения Стадия строительства и монтажа Инвестиционный цикл Наука и научное обслуживание Подготовка и переподготовка персонала Создание социальной инфраструктуры Создание товаро-материальных запасов и резервов Создание производственной инфраструктуры Расширение или модернизация производства Инвестиции
Страницы: 1, 2
|