Ответы на вопросы контрольной работы по инвестициям
Ответы на вопросы контрольной работы по инвестициям
1. Дать определение
Инвестиционная
политика ― составная часть
экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде
установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования,
источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и
повышения их технического уровня.
Инвестиционный потенциал – это функционально зависимая от
наличия/отсутствия факторов производства и ограниченная рядом условий
(инвестиционный климат) степень (сила) привлекательности данного объекта для
инвестиций.
2. Как
определяется рейтинг инвестиционного потенциала региона на примере Рязанской
области
По классификации, принятой в
рейтинговом агентстве «Эксперт РА», Рязанская область относится к типу 3В1 –
пониженный потенциал при умеренном риске. Эта квалификационная группа уже
несколько лет присваивается области. Помимо Рязанской области к группе 3В1
относятся Липецкая, Белгородская, Тюменская, Архангельская, Владимирская,
Тверская, Ярославская область и еще 18 регионов (это самая «популярная» группа
российских регионов).
Ведущее рейтинговое агентство
Fitch Ratings в конце 2006 года присвоило области международный рейтинг «В+».
Рейтинг отражает диверсифицированную растущую экономику области, рост налоговых
поступлений, низкий уровень задолженности, а также тот факт, что область всё в
большей степени полагается на собственные доходы для финансирования расходов.
Присвоение рейтинга Fitch подтверждает платежеспособность нашей области и дает
ей гарантии надежности при проведении инвалютных операций.
Сферы экономики, перспективные
для привлечения инвестиций: нефтехимия, энергетика, машиностроение,
станкостроение, электроника и приборостроение, агропромышленный и
лесопромышленный комплексы, строительство, промышленность строительных материалов,
транспорт, связь, фармацевтическая промышленность, экология, туризм.
Рис.
1. Динамика инвестиций в основной капитал[1]
3. Назвать
законодательные акты по инвестиционной деятельности в России
Система
нормативно-законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в
России, включает более 30 документов.
В конце 1998
года – начале 1999 года были приняты основополагающие законодательные акты в
инвестиционной сфере. Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке
(залоге недвижимости)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«О соглашениях о разделе продукции», «О внесении в законодательные акты
изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона», «О соглашениях о
разделе продукции».
Дальнейшее
формирование нормативно-правовых основ формирования благоприятного режима
инвестиционной деятельности предопределяет необходимость форсированного
принятия пакета законодательных актов, обеспечивающих стабильный и правовой
режим хозяйственной деятельности российских и зарубежных инвесторов в условиях
российского рынка в связи с новыми подходами к реальному сектору экономики.
Особо следует
отметить, что Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» вводит стабилизационную оговорку
(«дедушкину оговорку»), предусматривающую отсрочку действия нового федерального
закона в случае, если этот закон ухудшает условия осуществления инвестиций при
реализации инвестиционных проектов[2].
Совершенствование правового
регулирования инвестиционного процесса является одним из важнейших условий его
активизации. Базисными законами в области инвестиционной деятельности являются Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» №
39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Федеральный. закон «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ. Правовые основы регулирования
инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Российской
Федерации.
4. Какие
главные источники финансирования капитальных вложений в реальную экономику вам
известны и каковы их потенциальные возможности
Источниками капитальных вложений в коммерческих предприятиях и
организациях являются:
1)
собственные финансовые ресурсы;
2)
заемные средства и привлеченные средства.
Собственными финансовыми ресурсами капитальных вложений служат прибыль и
средства специальных фондов.
Важным источником финансирования капитальных вложений на предприятиях
являются амортизационные отчисления, то есть денежное выражение той части основных
фондов, которая в процессе их использования переносится на вновь созданный
продукт.
При недостатке собственных средств предприятия привлекают на
капитальные вложения заемные средства, кредиты банков, инвестиционных фондов и
займы других хозяйственных организаций.
Возможно, конечно, и государственное финансирование инвестиций,
предоставляемых предприятиям на процентной и беспроцентной и даже безвозмездной
основе в виде адресных субсидий, субвенций, используемых на определённым
условиях. Но в России низкие возможности федерального, субфедерального и
местного бюджетов, внебюджетных фондов предельно сужают государственное
инвестирование производства[3].
5. Какими
мерами можно активизировать инвестиционной процесс
Для создания собственной законодательно-правовой базы по регулированию
и стимулированию инвестиционного процесса в Рязанской области принят закон «Об
инвестиционной деятельности на территории Рязанской области». Законом
определены формы и источники осуществления инвестиционной деятельности в
регионе; закреплены инструменты поддержки инвестиционной активности различных
субъектов хозяйствования, определены также льготы инвесторам и многое другое.
В условиях инвестиционного кризиса важное значение приобретают
иностранные инвестиции. Формы их привлечения различны, но чаще они связаны с
созданием совместных и иностранных предприятий. Их в Рязанской области 170 и 60
филиалов. и тем не менее мы лишь в начале использования возможностей
иностранных инвесторов. доля их остаётся низкой: 4,2% от всех инвестиций
области. Кроме того, реально осуществляют свою деятельность лишь 73 совместных
предприятия и 50 филиалов[4].
Несомненно, необходимо чётко зафиксировать в договорах взаимные интересы и
взаимную ответственность. в связи с этим, наряду с повышением эффективности
использования существующих инвестиций, в настоящее время остро стоит вопрос
повышения привлекательности области для иностранных инвесторов, которым
необходимо прежде всего создать в законном порядке благоприятное правовое поле.
Таким образом, благоприятное правовое поле и высокая деловая активность (прежде
всего в промышленной сфере) – два основных слагаемых резкой активизации
инвестиционного процесса, в том числе и с участием иностранных инвесторов.
6. Дать определения
Прямое финансирование - (финансирование, при
котором финансовые ресурсы перемещаются непосредственно от собственников данных
ресурсов к заемщикам, т. е. финансирование, осуществляемое без посредников).
Опосредованное
финансирование - финансирование, при котором
финансовые ресурсы поступают от собственников ресурсов к заемщикам через
финансовых посредников.
Рынок ценных бумаг - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия,
купля-продажа ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг (банки, специальные
кредитные институты и фондовая биржа) аккумулируются денежные накопления
предприятий, банков, государства и частных лиц и направляются на
производительное и непроизводительное вложение капталов. Различают рынок ценных
бумаг первичный, где осуществляется эмиссия и первичное размещение ценных
бумаг, и вторичный, где производится купля-продажа (обращение) ранее выпущенных
ценных бумаг.
Опционный рынок ценных бумаг. Опцион представляет
собой ценную бумагу, являющуюся результатом опционного контракта, в
соответствии с которым один из его участников приобретает право покупки или
продажи какого-то количества ценных бумаг по оговорённой цене в течении
некоторого периода времени, а другой за денежную премию обязуется при
необходимости продать или купить ценные бумаги по определённой договором цене.
7. Какие виды приватизации основных фондов были применены в России
в начале 90-х годов?
Приватизация в современной России началась с октября 1992 года и прошла
несколько этапов:
•
на первом этапе - так называемой ваучерной
приватизации - ставилась задача покончить с господством государственной
собственности. По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля
1994 года) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля
государственной собственности упала до 35%;
•
с 1 июля 1994 года был объявлен второй этап - денежной
приватизации, т. е. имущество государственных и муниципальных предприятий
стало продаваться за деньги. Для этого организуются продажи предприятий или их
акций на аукционах (публичных, открытых торгах), конкурсах и др. Главная
задача второго этапа - способствовать появлению новых эффективных собственников.
Методы приватизации собственности в России:
1) массовая приватизация путем выдачи ваучеров. Этот
метод позволяет сравнительно быстро распределять государственную собственность
среди большого числа граждан. Население России получило 146,1 млн.
приватизационных чеков. Из ваучерной приватизации были исключены: земля, жилой
фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности
России);
2)передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых
предприятий. Данный метод был социально наиболее
приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичное распределение
госсобственности;
3) приватизация методом прямых продаж государственных активов. Преимуществом
этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в
приватизируемое предприятие.
8. Назвать особенности
инвестиций в сферу услуг и предпринимательства по Рязанской области
В
настоящее время в области субъектами малого предпринимательства производится
около 11% промышленной продукции и обеспечивается 33% товарооборота. В этой
сфере хозяйствования получили широкое распространение вторичная занятость
населения, привлечение работников из других предприятий на правах
совместителей, договоров подряда. На предприятиях малого предпринимательства
области выпускается самая разнообразная продукция: оборудование для переработки
сельскохозяйственной продукции (молока, мяса), для пищевой промышленности (полуавтоматы
и автоматы для набивки сосисок, разлива жидких и вязких продуктов, вакуумных
упаковщиков); мини-пекарни; разрабатываются и производятся медицинская техника
(приборы криогенной медицинской техники для хирургии, реабилитации,
травматологии, физиотерапии, электростимуляторы различного назначения);
энергонакопители и конденсаторы, солнечные батареи и автономные источники
питания, приборы измерения уровней; алюминиевые радиаторы отопления, шурупы,
гвозди, краски фасадные и краски для внутренних работ, продукция
деревообработки и т. д. Однако в целом следует отметить, что отраслевая
структура производства малых предприятий региона выглядит неудовлетворительно
― почти половина из них действует в торговле и общественном питании.
Только 18% ― в промышленности и 15% ― строительстве.
Тем
не менее динамика малого бизнеса за три последних года показывает, что этот
сектор в экономике региона в большинстве своём переходит от стартового этапа к
этапу развёртывания и устойчивого развития.
В
настоящее время основное значение для экономики региона приобретает уже не
столько общее число малых предприятий (хотя и здесь нужен существенный прорыв,
особенно в реальном секторе экономики и секторе социально-значимых услуг),
сколько эффективность и устойчивость их работы, активизация их инвестиционной,
производственно-инновационной деятельности. Это ставит качественно новые задачи
перед законодателями в поиске механизмов их государственной поддержки, усиления
роли программно-целевого метода содействия, акцента на меры долговременного
(инвестиционного) характера, на поиск путей расширения финансовой базы, перенос
части функций поддержки малого бизнеса на муниципальный уровень.
9. Эффективные
направления инвестиций в ВПК на примере Рязанского региона
Государственного Рязанский
приборный завод начал производство многоцелевых атмосферно-оптических систем
связи серии «МОСТ». Он намерен расширять область применения пока не очень
популярной в нашей стране технологии беспроводной передачи цифрового сигнала
посредством оптического луча. Модернизированные системы «МОСТ» будут
поставляться не только на Северо-Запад, но и в другие регионы страны, а
возможно, и за рубеж.
Раньше в данном сегменте
оборудования были представлены лишь системы зарубежных производителей (PAV Data
Systems, Lucent, Canon, MRV Communications), поэтому оптические линии связи
считались слишком дорогими, а их использование было ограниченным.
Теперь появилась значительно
более дешевая отечественная система «МОСТ», не уступающая зарубежным аналогам
по качеству связи. В результате атмосферные оптические линии обещают стать
дешевле радиорелейных каналов.
Линии связи «МОСТ» применяются
при организации телекоммуникационных и локальных вычислительных сетей,
обеспечении доступа к Internet, объединении УАТС. Спрос на атмосферно-оптические
линии наблюдается со стороны не только операторов связи, но и компаний и
государственных учреждений, которые строят или модернизируют собственные
транспортные сети. В Санкт-Петербурге закупить «МОСТ» планирует одна из
коммунальных служб, которой необходимо «перебросить» высокоскоростной канал
связи через Неву. Прокладка оптоволокна под водой или по конструкциям обычных
мостов обойдется намного дороже.
В ясный солнечный день сигнал
может передаваться по атмосферным оптическим линиям на 5–10, а иногда даже на
20 км. Но, как правило, эти системы используются для решения проблемы
«последней мили», и чаще всего «МОСТы» служат для создания каналов доступа
протяженностью не более 1,5–2 км. Преимуществами атмосферных оптических линий
являются высокая пропускная способность (до 100 Mбит/с), возможность быстрой
установки без применения отдельных вышек (приемопередающие модули могут
крепиться на любых поверхностях — крышах домов, капитальных стенах зданий)
и работа в частотном диапазоне, который не требует лицензирования.
Петербургские
операторы, которые активно «прокладывают» радиорелейные каналы связи, пока не
прореагировали на появление в городе «МОСТов». Специалисты компаний, которые
специализировались лишь на беспроводных технологиях, пока не готовы оценить
рабочие характеристики оптических систем. Возможная причина состоит в том, что
предприятия ВПК, к которым относится Рязанский государственный приборный завод,
еще не уделяли должного внимания маркетинговому продвижению своей продукции.
10. Описать
основные документы, регулирующие инвестиционную деятельность фирмы
Федеральные законы: «Земельный кодекс Российской Федерации», «Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений», «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов».
Постановления Министерства Строительства РФ: Порядок разработки,
согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство
предприятий, зданий и сооружений СП-11-101-95, Инструкция о порядке разработки,
согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство
предприятий, зданий и сооружений СНиП 11-01-95[5].
Инвестиционная деятельность на
территории Рязанской области осуществляется в соответствии с федеральными и
областными нормативно-правовыми актами, создающими правовое поле для взаимодействия
инвестора и государства.
В рамках областного
регулирования действует областной закон от 26 октября 2004 года № 119-ОЗ «О
государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской
области» – основной законодательный акт, формирующий понятийный аппарат и
условия взаимодействия государства в лице областных органов власти и инвестора.
В соответствии с этим законом
областью предоставляются следующие виды государственной поддержки
инвестиционной деятельности:
– предоставление государственных
гарантий Рязанской области;
– предоставление бюджетных
кредитов;
– предоставление бюджетных
инвестиций;
– предоставление субсидий и
субвенций, в том числе на возмещение части затрат по оплате процентной ставки
по инвестиционным кредитам и лизинговых платежей за использование в целях
реализации инвестиционного проекта основных средств, которые предоставлены в
лизинг (финансовую аренду);
– предоставление
инвестиционных налоговых кредитов;
– предоставление налоговых
льгот в части налогов, зачисляемых в областной бюджет;
– полное или частичное
освобождение от арендной платы за государственное имущество Рязанской области;
– участие Рязанской области в
разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов;
– иные формы государственной
поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с действующим
законодательством.
Также существуют другие
нормативно-правовые акты, раскрывающие основные условия получения и механизмы
предоставления государственной поддержки.
Закон Рязанской области от 29
апреля 1998 года № 68 «О налоговых льготах» определяет для инвесторов –
участников Инвестиционной программы Рязанской области льготную ставку налога на
прибыль организаций в части зачисления в областной бюджет на 4 пункта
(процента) ниже обычной, а также уменьшение на 40% суммы транспортного налога в
отношении категории транспортных средств, указанных в инвестиционном
соглашении.
Постановление Правительства
Рязанской области от 29 декабря 2004 г. № 196 «Об утверждении Положения о
порядке рассмотрения инвестиционных проектов, об обязательных требованиях по
оценке эффективности инвестиционных проектов и порядке заключения
инвестиционных соглашений» подробно раскрывает обязательное содержание
инвестиционного проекта, инвестиционного соглашения с областными и муниципальными
органами власти и процедурные и документационные вопросы взаимодействия
инвестора и органов государственной власти.
Важным документом для
инвестора, рассчитывающего на государственную финансовую поддержку области в
виде субсидий и субвенций, является постановление Правительства Рязанской
области от 7 декабря 2004 года № 166 «Об утверждении положения об условиях и
порядке предоставления субсидий и субвенций за счет средств областного
бюджета», определяющее процедурные вопросы получения государственной поддержки,
сроки принятия решений и документооборот.
Закон Рязанской области от 20
сентября 2005 года № 95-ОЗ «Об условиях предоставления государственных гарантий
Рязанской области, порядке их оформления и учета» определяет, что
государственные гарантии могут получить юридические лица на срок до 5 лет на
условиях предоставления поручительства или залога имущества на полную стоимость
гарантии. Государственные гарантии предоставляются на конкурсной основе или без
конкурса для обеспечения обязательств инвесторов, включенных в инвестиционную
программу Рязанской области.
Список литературы
1.
www.ryazanreg.ru./investment/potential/climate. - Официальный сайт
Правительства Рязанской области.
2.
Гурков И., Авраамова Е. Конкурентоспособность и
инновационность российских промышленных предприятий //Вопросы экономики, 2005,№
2.
3.
Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на
экономический рост.// Экономист, 2005, № 9.
4.
Лисин В. Инвестиционные процессы в российской
экономике //Вопросы экономики, 2004, №6.
5.
Оценка и планирование
эффективности инвестиционных проектов и программ: региональный аспект / Под.
ред. В.И. Терехина. - Рязань: РГРТА, 2002.
6.
Перфильев С.В.,
Пономарёв В.С. Местные финансы. – М.: Горизонт, 2003.
7.
Райзберг Б.А. Государственное управление
экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005, с.
346.
8.
Федоткин В.Н.
Законотворческие основы управления в регионе.- Рязань, 2001.
9.
Федоткин В.Н.,
Бухвальд Е. М. Местное самоуправление в России: этап радикальных реформ. –
Рязань, 2004.
[1] www.ryazanreg.ru./investment/potential/climate. - Официальный
сайт Правительства Рязанской области / 02.04.07
[2] Федоткин В.Н. Законотворческие основы
управления в регионе.- Рязань, 2001, с. 90.
[3]
Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными
процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 346.
[4] Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на
экономический рост.// Экономист, 2005, № 9, с. 18.
[5] Лисин В. Инвестиционные процессы в российской
экономике //Вопросы экономики, 2004, №6.
|