Рефераты

Ответы на вопросы контрольной работы по инвестициям

Ответы на вопросы контрольной работы по инвестициям

1. Дать определение


Инвестиционная политика ― составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Инвестиционный потенциал – это функционально зависимая от наличия/отсутствия факторов производства и ограниченная рядом условий (инвестиционный климат) степень (сила) привлекательности данного объекта для инвестиций.


2. Как определяется рейтинг инвестиционного потенциала региона на примере Рязанской области


По классификации, принятой в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», Рязанская область относится к типу 3В1 – пониженный потенциал при умеренном риске. Эта квалификационная группа уже несколько лет присваивается области. Помимо Рязанской области к группе 3В1 относятся Липецкая, Белгородская, Тюменская, Архангельская, Владимирская, Тверская, Ярославская область и еще 18 регионов (это самая «популярная» группа российских регионов).

Ведущее рейтинговое агентство Fitch Ratings в конце 2006 года присвоило области международный рейтинг «В+». Рейтинг отражает диверсифицированную растущую экономику области, рост налоговых поступлений, низкий уровень задолженности, а также тот факт, что область всё в большей степени полагается на собственные доходы для финансирования расходов. Присвоение рейтинга Fitch подтверждает платежеспособность нашей области и дает ей гарантии надежности при проведении инвалютных операций.

Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций: нефтехимия, энергетика, машиностроение, станкостроение, электроника и приборостроение, агропромышленный и лесопромышленный комплексы, строительство, промышленность строительных материалов, транспорт, связь, фармацевтическая промышленность, экология, туризм.


Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал[1]


3. Назвать законодательные акты по инвестиционной деятельности в России


Система нормативно-законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в России, включает более 30 документов.

В конце 1998 года – начале 1999 года были приняты основополагающие законодательные акты в инвестиционной сфере. Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществля­емой в форме капитальных вложений», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», «О внесении в законодательные акты изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона», «О соглашениях о разделе продукции».

Дальнейшее формирование нормативно-правовых основ формирования благоприятного режима инвестиционной деятельности предопределяет необходимость форсированного принятия пакета законодательных актов, обеспечивающих стабиль­ный и правовой режим хозяйственной деятельности россий­ских и зарубежных инвесторов в условиях россий­ского рынка в связи с новыми подходами к реаль­ному сектору экономики.

Особо следует отметить, что Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вводит стабилизационную оговорку («дедушкину оговорку»), предусматривающую отсрочку действия нового федерального закона в случае, если этот закон ухудшает условия осуществления инвестиций при реализации инвестиционных проектов[2].

Совершенствование правового регулирования инвестиционного процесса является одним из важнейших условий его активизации. Базисными законами в области инвестиционной деятельности являются Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Федеральный. закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ. Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации.


4. Какие главные источники финансирования капитальных вложений в реальную экономику вам известны и каковы их потенциальные возможности


Источниками капитальных вложений в коммерческих предприятиях и организациях являются:

1)           собственные финансовые ресурсы;

2)           заемные средства и привлеченные средства.
Собственными финансовыми ресурсами капитальных вложений служат прибыль и средства специальных фондов.

Важным источником финансирования капитальных вложений на предприятиях являются амортизационные отчисления, то есть денежное выражение той части основ­ных фондов, которая в процессе их использования пере­носится на вновь созданный продукт.

При недостатке собственных средств предприятия при­влекают на капитальные вложения заемные средства, кре­диты банков, инвестиционных фондов и займы других хо­зяйственных организаций.

Возможно, конечно, и государственное финансирование инвестиций, предоставляемых предприятиям на процентной и беспроцентной и даже безвозмездной основе в виде адресных субсидий, субвенций, используемых на определённым условиях. Но в России низкие возможности федерального, субфедерального и местного бюджетов, внебюджетных фондов предельно сужают государственное инвестирование производства[3].


5. Какими мерами можно активизировать инвестиционной процесс


Для создания собственной законодательно-правовой базы по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса в Рязанской области принят закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области». Законом определены формы и источники осуществления инвестиционной деятельности в регионе; закреплены инструменты поддержки инвестиционной активности различных субъектов хозяйствования, определены также льготы инвесторам и многое другое.

В условиях инвестиционного кризиса важное значение приобретают иностранные инвестиции. Формы их привлечения различны, но чаще они связаны с созданием совместных и иностранных предприятий. Их в Рязанской области 170 и 60 филиалов. и тем не менее мы лишь в начале использования возможностей иностранных инвесторов. доля их остаётся низкой: 4,2% от всех инвестиций области. Кроме того, реально осуществляют свою деятельность лишь 73 совместных предприятия и 50 филиалов[4]. Несомненно, необходимо чётко зафиксировать в договорах взаимные интересы и взаимную ответственность. в связи с этим, наряду с повышением эффективности использования существующих инвестиций, в настоящее время остро стоит вопрос повышения привлекательности области для иностранных инвесторов, которым необходимо прежде всего создать в законном порядке благоприятное правовое поле. Таким образом, благоприятное правовое поле и высокая деловая активность (прежде всего в промышленной сфере) – два основных слагаемых резкой активизации инвестиционного процесса, в том числе и с участием иностранных инвесторов.


6. Дать определения


Прямое финансирование - (финансирование, при котором финансовые ресурсы перемещаются непосредственно от собственников данных ресурсов к заемщикам, т. е. финансирование, осуществляемое без посредников).

Опосредованное финансирование - финансирование, при котором финансовые ресурсы поступают от собственников ресурсов к заемщикам через финансовых посредников.

Рынок ценных бумаг - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия, купля-продажа ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг (банки, специальные кредитные институты и фондовая биржа) аккумулируются денежные накопления предприятий, банков, государства и частных лиц и направляются на производительное и непроизводительное вложение капталов. Различают рынок ценных бумаг первичный, где осуществляется эмиссия и первичное размещение ценных бумаг, и вторичный, где производится купля-продажа (обращение) ранее выпущенных ценных бумаг.

Опционный рынок ценных бумаг. Опцион представляет собой ценную бумагу, являющуюся результатом опционного контракта, в соответствии с которым один из его участников приобретает право покупки или продажи какого-то количества ценных бумаг по оговорённой цене в течении некоторого периода времени, а другой за денежную премию обязуется при необходимости продать или купить ценные бумаги по определённой договором цене.


7. Какие виды приватизации основных фондов были применены в России в начале 90-х годов?


Приватизация в современной России началась с октября 1992 года и прошла несколько этапов:

•      на первом этапе - так называемой ваучерной приватизации - ставилась задача покончить с господством государственной собственности. По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 года) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности упала до 35%;

•      с 1 июля 1994 года был объявлен второй этап - денежной при­ватизации, т. е. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. Для этого организуются продажи предприятий или их акций на аукционах (пуб­личных, открытых торгах), конкурсах и др. Главная задача второго этапа - способствовать появлению новых эффективных собственников.

Методы приватизации собственности в России:

1) массовая приватизация путем выдачи ваучеров. Этот метод по­зволяет сравнительно быстро распределять государственную собственность среди большого числа граждан. Население Рос­сии получило 146,1 млн. приватизационных чеков. Из ваучер­ной приватизации были исключены: земля, жилой фонд, сов­хозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности России);

2)передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий. Данный метод был социально наибо­лее приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом пер­вичное распределение госсобственности;

3) приватизация методом прямых продаж государственных акти­вов. Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое пред­приятие.


8. Назвать особенности инвестиций в сферу услуг и предпринимательства по Рязанской области


В настоящее время в области субъектами малого предпринимательства производится около 11% промышленной продукции и обеспечивается 33% товарооборота. В этой сфере хозяйствования получили широкое распространение вторичная занятость населения, привлечение работников из других предприятий на правах совместителей, договоров подряда. На предприятиях малого предпринимательства области выпускается самая разнообразная продукция: оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции (молока, мяса), для пищевой промышленности (полуавтоматы и автоматы для набивки сосисок, разлива жидких и вязких продуктов, вакуумных упаковщиков); мини-пекарни; разрабатываются и производятся медицинская техника (приборы криогенной медицинской техники для хирургии, реабилитации, травматологии, физиотерапии, электростимуляторы различного назначения); энергонакопители и конденсаторы, солнечные батареи и автономные источники питания, приборы измерения уровней; алюминиевые радиаторы отопления, шурупы, гвозди, краски фасадные и краски для внутренних работ, продукция деревообработки и т. д. Однако в целом следует отметить, что отраслевая структура производства малых предприятий региона выглядит неудовлетворительно ― почти половина из них действует в торговле и общественном питании. Только 18% ― в промышленности и 15% ― строительстве.

Тем не менее динамика малого бизнеса за три последних года показывает, что этот сектор в экономике региона в большинстве своём переходит от стартового этапа к этапу развёртывания и устойчивого развития.

В настоящее время основное значение для экономики региона приобретает уже не столько общее число малых предприятий (хотя и здесь нужен существенный прорыв, особенно в реальном секторе экономики и секторе социально-значимых услуг), сколько эффективность и устойчивость их работы, активизация их инвестиционной, производственно-инновационной деятельности. Это ставит качественно новые задачи перед законодателями в поиске механизмов их государственной поддержки, усиления роли программно-целевого метода содействия, акцента на меры долговременного (инвестиционного) характера, на поиск путей расширения финансовой базы, перенос части функций поддержки малого бизнеса на муниципальный уровень.


9. Эффективные направления инвестиций в ВПК на примере Рязанского региона


Государственного Рязанский приборный завод начал производство многоцелевых атмосферно-оптических систем связи серии «МОСТ». Он намерен расширять область применения пока не очень популярной в нашей стране технологии беспроводной передачи цифрового сигнала посредством оптического луча. Модернизированные системы «МОСТ» будут поставляться не только на Северо-Запад, но и в другие регионы страны, а возможно, и за рубеж.

Раньше в данном сегменте оборудования были представлены лишь системы зарубежных производителей (PAV Data Systems, Lucent, Canon, MRV Communications), поэтому оптические линии связи считались слишком дорогими, а их использование было ограниченным.

Теперь появилась значительно более дешевая отечественная система «МОСТ», не уступающая зарубежным аналогам по качеству связи. В результате атмосферные оптические линии обещают стать дешевле радиорелейных каналов.

Линии связи «МОСТ» применяются при организации телекоммуникационных и локальных вычислительных сетей, обеспечении доступа к Internet, объединении УАТС. Спрос на атмосферно-оптические линии наблюдается со стороны не только операторов связи, но и компаний и государственных учреждений, которые строят или модернизируют собственные транспортные сети. В Санкт-Петербурге закупить «МОСТ» планирует одна из коммунальных служб, которой необходимо «перебросить» высокоскоростной канал связи через Неву. Прокладка оптоволокна под водой или по конструкциям обычных мостов обойдется намного дороже.

В ясный солнечный день сигнал может передаваться по атмосферным оптическим линиям на 5–10, а иногда даже на 20 км. Но, как правило, эти системы используются для решения проблемы «последней мили», и чаще всего «МОСТы» служат для создания каналов доступа протяженностью не более 1,5–2 км. Преимуществами атмосферных оптических линий являются высокая пропускная способность (до 100 Mбит/с), возможность быстрой установки без применения отдельных вышек (приемопередающие модули могут крепиться на любых поверхностях — крышах домов, капитальных стенах зданий) и работа в частотном диапазоне, который не требует лицензирования.

Петербургские операторы, которые активно «прокладывают» радиорелейные каналы связи, пока не прореагировали на появление в городе «МОСТов». Специалисты компаний, которые специализировались лишь на беспроводных технологиях, пока не готовы оценить рабочие характеристики оптических систем. Возможная причина состоит в том, что предприятия ВПК, к которым относится Рязанский государственный приборный завод, еще не уделяли должного внимания маркетинговому продвижению своей продукции.


10. Описать основные документы, регулирующие инвестиционную деятельность фирмы


Федеральные законы: «Земельный кодекс Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Постановления Министерства Строительства РФ: Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений СП-11-101-95, Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СНиП 11-01-95[5].

Инвестиционная деятельность на территории Рязанской области осуществляется в соответствии с федеральными и областными нормативно-правовыми актами, создающими правовое поле для взаимодействия инвестора и государства.

В рамках областного регулирования действует областной закон от 26 октября 2004 года № 119-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» – основной законодательный акт, формирующий понятийный аппарат и условия взаимодействия государства в лице областных органов власти и инвестора.

В соответствии с этим законом областью предоставляются следующие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности:

– предоставление государственных гарантий Рязанской области;

– предоставление бюджетных кредитов;

– предоставление бюджетных инвестиций;

– предоставление субсидий и субвенций, в том числе на возмещение части затрат по оплате процентной ставки по инвестиционным кредитам и лизинговых платежей за использование в целях реализации инвестиционного проекта основных средств, которые предоставлены в лизинг (финансовую аренду);

– предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

– предоставление налоговых льгот в части налогов, зачисляемых в областной бюджет;

– полное или частичное освобождение от арендной платы за государственное имущество Рязанской области;

– участие Рязанской области в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов;

– иные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Также существуют другие нормативно-правовые акты, раскрывающие основные условия получения и механизмы предоставления государственной поддержки.

Закон Рязанской области от 29 апреля 1998 года № 68 «О налоговых льготах» определяет для инвесторов – участников Инвестиционной программы Рязанской области льготную ставку налога на прибыль организаций в части зачисления в областной бюджет на 4 пункта (процента) ниже обычной, а также уменьшение на 40% суммы транспортного налога в отношении категории транспортных средств, указанных в инвестиционном соглашении.

Постановление Правительства Рязанской области от 29 декабря 2004 г. № 196 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения инвестиционных проектов, об обязательных требованиях по оценке эффективности инвестиционных проектов и порядке заключения инвестиционных соглашений» подробно раскрывает обязательное содержание инвестиционного проекта, инвестиционного соглашения с областными и муниципальными органами власти и процедурные и документационные вопросы взаимодействия инвестора и органов государственной власти.

Важным документом для инвестора, рассчитывающего на государственную финансовую поддержку области в виде субсидий и субвенций, является постановление Правительства Рязанской области от 7 декабря 2004 года № 166 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления субсидий и субвенций за счет средств областного бюджета», определяющее процедурные вопросы получения государственной поддержки, сроки принятия решений и документооборот.

Закон Рязанской области от 20 сентября 2005 года № 95-ОЗ «Об условиях предоставления государственных гарантий Рязанской области, порядке их оформления и учета» определяет, что государственные гарантии могут получить юридические лица на срок до 5 лет на условиях предоставления поручительства или залога имущества на полную стоимость гарантии. Государственные гарантии предоставляются на конкурсной основе или без конкурса для обеспечения обязательств инвесторов, включенных в инвестиционную программу Рязанской области.


Список литературы


1.                 www.ryazanreg.ru./investment/potential/climate. - Официальный сайт Правительства Рязанской области.

2.                 Гурков И., Авраамова Е. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий //Вопросы экономики, 2005,№ 2.

3.                 Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.// Экономист, 2005, № 9.

4.                 Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросы экономики, 2004, №6.

5.                 Оценка и планирование эффективности инвестиционных проектов и программ: региональный аспект / Под. ред. В.И. Терехина. - Рязань: РГРТА, 2002.

6.                 Перфильев С.В., Пономарёв В.С. Местные финансы. – М.: Горизонт, 2003.

7.                 Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 346.

8.                 Федоткин В.Н. Законотворческие основы управления в регионе.- Рязань, 2001.

9.                 Федоткин В.Н., Бухвальд Е. М. Местное самоуправление в России: этап радикальных реформ. – Рязань, 2004.


[1] www.ryazanreg.ru./investment/potential/climate. - Официальный сайт Правительства Рязанской области / 02.04.07

[2] Федоткин В.Н. Законотворческие основы управления в регионе.- Рязань, 2001, с. 90.

[3] Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 346.

[4] Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.// Экономист, 2005, № 9, с. 18.

[5] Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросы экономики, 2004, №6.



© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ