Рефераты

роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике России

p> В последнее время многие страны открыто выступили с осуждением своей зависимости, осознав, что они слишком зависят от сбыта одного первичного продукта или от одной страны в качестве потребителя и поставщика. Поскольку хозяйства развивающихся стран имеют небольшие размеры, они обычно значительно больше зависят от конкретной промышленно развитой страны, чем эта страна зависит от них. Например,60% экспорта и импорта Мексики связаны с США, а в с США эти взаимосвязи составляют менее 5%. Таким образом, политика США может значительно сильнее повлиять на Мексику, чем политика
Мексики- на США. Этот вид зависимости развивающейся страны от промышленно развитой приводит к широко распространенному убеждению, что она тормозит прогресс развивающихся стран. Боязнь зависимости привела многие развивающиеся страны к попыткам изменения структуры производства и торговли.

На следующем рисунке показано, что в 21 из 22 промышленно развитых стран (кроме Исландии) на ведущую позицию экспорта приходится менее 25% всех экспортных поступлений. Однако 57% развивающихся стран получают не менее 25% своих экспортных поступлений от одного вида товара.

Рис.№ 2.2.

Зависимость экспортной прибыли от ведущего вида товара.
[pic]

[pic]
Из 22 промышленно развитых стран ни одно не получает свыше половины и только одна получает между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего экспортного товара. Из 28 развивающихся стран 7 стран получают свыше половины и 9-между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего экспортного товара.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран от одного товара показана в следующей таблице:

Таблица № 2.2.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран от одного товара.

|Развивающаяся |Товар |Доля экспорта развивающейся|
|страна | |страны |
|Колумбия |Кофе |59,9 |
|Куба |Сахар |77,1 |
|Габон |Нефть |76,1 |
|Гана |Какао |58,3 |
|Ямайка |Руды основных |65,3 |
| |металлов | |
|Либерия |Сырьевые |90,3 |
| |(нефтяные) | |
| |материалы | |
|Макао |Одежда |56,8 |
|Мали |Хлопок |55,7 |
|Мавритания |Железная руда |49,1 |
|Нигер |Руды урана и тория|83,2 |
|Руанда |Кофе |71,5 |
|Сьерра-Леоне |Полудрагоценные |70,4 |
| |камни и сырьевые | |
| |материалы | |
|Сомали |Живые животные |89,7 |

Развивающиеся страны также сильнее зависят от одного торгового партнера, чем промышленно развитые. Покажем это на рисунке 2.3.

Рис.№ 2.3.

Зависимость от основного партнера по экспорту.
[pic]

[pic]

Торговый партнер, от которого обычно зависит развивающаяся страна, почти всегда относится к категории промышленно развитых стран. Некоторые примеры приведены в следующей таблице (см. таблицу 2.3.)

Таблица № 2.3

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран от торгового партнера

|Развивающаяся страна |Экспортный рынок |Доля экспорта |
| | |развиваю-щейся |
| | |страны, % |
|Бруней |Япония |61,2 |
|Центральноафриканская|Франция |44,1 |
|Республика | | |
|Маврикий |Великобритания |43,5 |
|Мексика |США |64,7 |
|Сомали |Саудовская Аравия |86,5 |

2)Социально- экономическое развитие России.

В период макроэкономической стабилизации в России многие исследователи (особенно зарубежные) высказывали мнение о том, что по ее завершении страна перейдет к экономическому росту. Подобные ожидания базировались на опыте других стран с переходной экономикой. Практически речь шла о том, что либерализованная экономика при условии жестких бюджетных ограничений и подавлении инфляции немедленно поворачивает к росту. Возникло представление о повороте к росту как о естественной награде за глубокие рыночные реформы. Оно отчасти повлияло и на официальные прогнозы, что видно из следующей таблицы

Таблица №2.4.

Динамика макроэкономических показателей и прогнозы[14]

(темпы прироста в %)
|1992г |104,9 |2,8 |0,7 |
|1993г |103,7 |9,0 |0,3 |
|1994г |108,6 |11,3 |0,5 |
|1995г |103,0 |17,4 |0,9 |
|1996г |100,8 |24,2 |0,9 |
|1997г |97,8 |33,0 |0,7 |
|1998г[15] |95,0 |55,0 |1,2 |

Ситуация, при которой государственные заимствования требовали значительно больше ресурсов, чем составляла величина внутренних ликвидных сбережений, предопределила решение о допуске нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. По данным Минфина РФ , в апреле 1998г. доля нерезидентов составляла около 28% рынка. Доступ нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга позволил решить задачу снижения процентных ставок в российской экономике, тем самым уменьшая нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга.
Одновременно широкое участие иностранных инвесторов в финансировании дефицита государственного бюджета резко усилило зависимость экономики
России от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Но существенное ослабление контроля за иностранными капиталом и соответствующее снижение стоимости обслуживания государственного долга создали у правительства иллюзию отсутствия проблем с обеспечением финансирования дефицита государственного бюджета, по крайней мере в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения допуск нерезидентов на рынок внутреннего долга увеличил риск выбора мягкой бюджетной политики, не предполагавшей резкого снижения бюджетного дефицита и соответственно потребностей в государственных заимствованиях.

После кризисного обвала российская экономика постепенно приходит в себя. Однако перспективы оживления инвестиционных рынков, похоже, отодвинуты весьма и весьма надолго. Здесь ситуация гораздо хуже и не внушает особого оптимизма.

Во-первых, неконтролируемая девальвация и спровоцированная ей инфляция разом обесценили ранее сформировавшийся потенциал сбережений и накоплений отечественной экономики. А ведь именно из этих ресурсов формируется спрос на рынке капитала, в том числе на инвестиции в реальные активы.

Вторая причина - это замораживание внутреннего долга, что по сути дела вывело значительную часть ресурсов сбережений из хозяйственного оборона, усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны.

В-третьих, значительная часть финансовых ресурсов оказалась жестко связана низкой платежеспособностью, по сути дела параличом банковской системы и потребностями обслуживания внутреннего и внешнего долга и практически не может использоваться в виде источника финансирования инвестиций реального сектора.

Во многом ситуация оказалась адекватной началу либерализации экономики в 1992 году. В итоге падение инвестиционного спроса после августовских событий значительно ускорилось. В целом по итогам года сокращение инвестиций, согласно прогнозу, составит порядка 8-10 процентов.

В сложившихся условиях падение спроса на инвестиции в текущем году могло бы быть значительно больше. Ведь по имеющимся оценкам, в результате инфляции и трехкратной девальвации рубля совокупный платежеспособный спрос в экономике с учетом структуры денежной массы сократился, как минимум, втрое.

В ситуации общего сжатия спроса в экономике прежде всего страдают инвестиции, поскольку происходит закономерное перераспределение ресурсов от инвестирования к потреблению.

Однако тот факт, что капитальное строительство в последние годы реально работает не на живых деньгах, а преимущественно на квазиплатежных инструментах - бартере, зачетах и т.д., - сделал отечественные рынки инвестиций не столь чувствительными к катаклизмам на финансовых рынках в сравнении с аналогичной ситуацией в развитом рыночном хозяйстве.

Хуже другое - то, что углубление кризисных процессов на инвестиционном рынке в виде отклика на летний обвал наиболее сильно может проявиться в
1999 году. Темпы углубления кризиса в этот период в решающей мере будут определяться тремя критическими параметрами: темпами вероятной девальвацией рубля, уровнем инфляции на внутреннем рынке и уровнем реальной процентной ставки.

Как показывают расчеты, пороговым значением среднемесячной инфляции, за которым обычно начинается регрессия объемов сбережений граждан и, как результат, падение инвестиционного спроса, является рост цен на уровне 8-10 процентов в месяц, что составляет около 250-310 процентов в год. Кстати, именно такая ситуация имела место быть в 1992-94 годах в период высоких темпов инфляции.

Сегодня, даже если абстрагироваться от роста цен в сентябре (почти 40 процентов), угроза инфляционного разогрева экономики сохраняется. Уровень инфляции (например, в ноябре почти 6 процентов) оказывается весьма близок к критическому рубежу, инициирующему усиление спада инвестиций.

Инфляция составляет важную часть экономики в связи с ее воздействием на процентные ставки, обменные курсы, стоимость жизни и общее доверие к политической и экономической системам страны.

В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать будущую деятельность и вести прибыльные операции. Компании должны менять цены почти ежедневно, чтобы сохранить достаточный поток наличности для возмещения товарно-материальных запасов и поддержки деятельности фирмы. Точный прогноз инфляции труден, поэтому фирмы выпускают продукцию с заниженной или завышенной ценой, что приводит к нехватке денежных средств или к такой цене, которая оказывается слишком высокой, чтобы можно было сохранить свою долю рынка.

Инфляция приводит к политической дестабилизации. Если правительство пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные доходы населения снижаются и наступает безысходность. Если правительство решает ничего не предпринимать, страна рискует ухудшить экономику до такой степени, что реальные доходы все равно уменьшатся. Введение финансовых ограничений ставит правительство в уязвимую позицию и, самое главное, трудно осуществимо.

Изменение цен по секторам экономики России в 1998г. приведены ниже:

Таблица 3.2.

Изменение цен по секторам экономики России.

на конец года в процентах
| |К предыдущему месяцу|Октябрь 1998г. |Справочно |
| | |к | |
| |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабр|октябрь |
| |т |рь |ь | |ю |97г. к |
| | | | |1997г |1997г.|декабрю |
| | | | | | |96г. |
|Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 |
|потребительских | | | | | | |
|цен | | | | | | |
|Индекс цен |98,8 |107,4 |105,9 |112,4 |112,0 |107,3 |
|производи-телей | | | | | | |
|промышленной | | | | | | |
|продукции | | | | | | |
|Индекс тарифов |100,6|105,0 |101,0 |112,2 |111,6 |100,4 |
|на грузовые | | | | | | |
|перевозки | | | | | | |

В течение 1998г. темпы роста потребительских цен опережали изменение цен производителей промышленной продукции, однако в октябре прирост цен производителей был выше, чем на потребительские товары и услуги.(см.рис.3.1.)

Рис 3.1.
[pic]

Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже:

Таблица 3.3.

Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг.

на конец периода, в процентах
| |К предыдущему месяцу |Октябрь 1998г. |Справочно |
| | |к | |
| |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабрю|октябрь97г|
| |т |рь |ь |1997г. |1997г. |. к |
| | | | | | |декабрю |
| | | | | | |96г. |
|Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 |
|потребительских| | | | | | |
|цен | | | | | | |
|в том числе на:| | | | | | |
| | | | | | | |
| |102,4|139,5 |103,9 |158,2 |155,6 |107,4 |
|продовольственн| | | | | | |
|ые товары | | | | | | |
|непродовольстве|107,1|154,3 |107,4 |182,2 |180,0 |106,7 |
|нные | | | | | | |
|товары | | | | | | |
|платные услуги |101,2|103,4 |101,6 |116,9 |114,8 |120,3 |
|населению | | | | | | |

При анализе факторов, определяющих возникновение отрицательного сальдо платежного баланса по текущим операциям и изменение в 1997г. источников финансирования дефицита платежного баланса, важно иметь в виду внутреннюю противоречивость экономической ситуации в России. С одной стороны, при падении цен на нефть у экономических агентов возникли подозрения относительно завышенности курса рубля и соответственно появились ожидания девальвации. Эти ожидания усиливались также из-за роста спроса на валюту в связи с необходимостью обслуживания и погашения внешнего долга.
Изменения конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей сделали корректировку проводимой курсовой политики и определенное обесценение рубля действительно необходимыми. ,то стало очевидным в IV квартале 1997г., когда обозначилась тенденция использования официальных золотовалютных резервов в качестве одного из основных источников финансирования дефицита.

Однако, с другой стороны, в условиях экономической ситуации, которая характеризуется наличием короткого внутреннего государственного долга и высокой долей нерезидентов на этом рынке, любые попытки изменения курсовой политики (в частности, попытки ускорения обесценения рубля) вызывают массовый отток иностранных инвесторов с финансовых рынков, рост процентных ставок, увеличение спроса на валюту, снижение валютных резервов, повышение риска дефолта по государственным обязательствам и резкой девальвации. В результате политика постепенного обесценения рубля в целях уравновешивания платежного баланса становится практически неосуществимой.

К середине ноября 1998г. затих фондовый рынок. Напуганные кризисом инвесторы постарались перевести свои средства в более стабильные финансовые инструменты. В результате объемы торгов российскими акциями упали до неприличных, по словам трейдеров, значений- в среднем чуть более $50 млн. в день (до кризиса объем в $200 млн. никого не удивлял). Такое снижение активности инвесторов привело к тому, что амплитуда колебаний котировок российских акций резко уменьшилась. Сложившаяся динамика цен характерна скорее для развитых, чем для развивающихся рынков.

К сожалению, это вовсе не свидетельствует о том, что российский рынок перерос стадию развивающегося. Просто обычно его на 60-70% поддерживают нерезиденты, а сейчас игру ведут преимущественно российские участники. И такое положение дел, по оценкам начальника финансового управления
Спецстройбанка Максима Рыкова, сохранится: «Сейчас нерезиденты выводят денежные средства с рынка акций- по американскому законодательству инвесторы в конце года должны держать активы в денежных средствах. Поэтому рынок будет поддерживаться лишь за счет российских операторов- крупных банков и инвестиционных компаний». Рассчитывать же на существенный рост активности российских брокеров не приходится.

С особой остротой встает проблема инвестиций на возмещение и обновление производственного аппарата, на пополнение оборотных средств.

Резервы стабилизации и роста производства за счет улучшения использования имеющихся производственных мощностей при увеличении спроса, которые кажутся весьма значительными, на самом деле не столь велики, поскольку даже при увеличении масштабов производства на этих мощностях издержки и качество продукции не будут отвечать новым требованиям и не обеспечат ее конкурентоспособности.

Поэтому проблема состоит именно в инвестициях. Суть ее не просто в наращивании объемов. Повышение доли потребления в валовом внутреннем продукте при относительном сокращении инвестиций является, с одной стороны, естественным стремлением населения сохранить в период кризиса прежде всего уровень жизни.

Но, с другой стороны, сокращение объема инвестиций в переходный период составляет неизбежный момент в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала: от свойственного планово-распределительной системе режима, в которой падающая эффективность вложений восполнялась ростом их объемов, к режиму, характерному для рыночной экономики, при котором рост эффективности инвестиций позволяет получать больший результат при тех же или даже снижающихся их объемах.

Поэтому главное в проблеме инвестиций- их эффективность, создание условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета; предотвращать те капитальные и иные затраты, которые ведут лишь к растранжириванию ресурсов и усилению инфляции.
Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чревато серьезными угрозами. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и возобновления экономического роста. Поэтому
Российское законодательство должно быть направлено на привлечение иностранных инвестиций.

Но сегодня при принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений- одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов
(в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени.

Становление законодательства об иностранных инвестициях- составная часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы наше государство стало действительно правовым. Пока что такое его определение, закрепленное в
Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая реальность.
Таким образом, появилась необходимость создания новых законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции.

***

В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией, продолжающимся экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой
(финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.

2.Иностранные компании на российском рынке.

Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:

1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых.

2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.

3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.

4) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

5) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово- сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

6) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.

7) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

Но несмотря на какие-либо привлекательные стороны инвестирования в российскую экономику иностранные инвесторы считают, что в сравнении с другими странами-импортерами капитала инвестиционный климат России является весьма рискованным. Для такого заключения у них есть основания, поскольку большинство западных исследований утверждает, что комплексная оценка риска вложений капитала в российскую экономику заметно выше, чем, например, в
Западной Европе.

По данным международного финансового журнала «Евромани», который оценивает риск зарубежного инвестирования по 100-бальной шкале (чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот), по состоянию на
1993г. показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет
18,13.[16] Более того, налицо не только низкий уровень привлекательности инвестиционного климата России, но и устойчивое ухудшение инвестиционного рейтинга в мировой иерархии. Так, по данным американской группы «Бизнес
Риск Интернэшнл» в списке из 132 государств, «опасных»для инвестирования,
СССР накануне своего распада в 1991г. занимал 58-е место. В рейтинг-листе стран, привлекательных для инвестирования, журнала «Евромани» в 1992 году
России отводилось уже 129-е место, а в 1993 году - 149-е из 169 стран.

Большинство инвесторов США, оценивая инвестиционный климат в России как не очень благоприятный, считают негативными факторами налоговую политику (не стимулирует развитие производства), а также проникновение криминальных элементов в предпринимательскую среду, неразвитость транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, низкий уровень менеджмента и технологий, а также коррупцию и бюрократизм. Кроме того, инвесторы США, имеющие опыт работы в России, отмечают не только отсутствие необходимых законов, но и невыполнение действующих, что приводит к нарушению прав акционеров.

В финансовый кризис в России оказались вовлечены практически все иностранные корпорации, банки и фирмы, работающие в стране.

Из-за сложной экономической ситуации в России большинство иностранных инвесторов воздерживаются от новых инвестиций в российскую экономику.

Анализ деятельности инвесторов США на российском рынке в 1997-1998гг. показывает, что с середины 1997г. большинство из инвестиционных фондов США, специализирующихся на прямых капиталовложениях в экономику России, снизили свою активность. Эта тенденция характерна также для большинства компаний, осуществляющих портфельные инвестиции. В связи с валютно-финансовым кризисом в Азии они в октябре 1997г. стали изымать свои капиталы с российского фондового рынка; процесс завершился в основном в январе-феврале
1998г. Но крупные инвестиционные банки и компании США, имеющие значительные финансовые ресурсы и резервные страховые фонды, а также международные спекулянты продолжали работать с российскими ГКО в связи с их высокой ликвидностью.

По данным Министерства торговли США, с 1995г. были зарегистрированы следующие специализированные фонды: «US-Russia Investment Fund»,
«Agribussiness Partners Fund», «AIG Brunswick Hellennium Fund», «Defence
Enterprises Fund» и другие с общим объемом привлеченных средств более 1 млрд. долл. Их деятельность в России гарантирована правительством США или американскими правительственными организациями. Предполагалось, что эти фонды будут сотрудничать с российскими партнерами в разработке месторождений нефти и газа, инвестировать капитал в связь и энергетику, переработку сельскохозяйственного сырья, высокие технологии, участвовать в конверсии оборонных предприятий РФ.

Итоги 1997г. и I полугодия 1998г. показывают, что рост долгосрочных инвестиций в указанные сектора российской экономики был незначительным. По оценке : «US-Russia Investment Fund», инвесторы США почти не осуществляют прямые инвестиции в обрабатывающую промышленность и высокотехнологичные отрасли России. Так, в машиностроении их доля не превышает 6-7%. Они предпочитают быстроокупаемые проекты в отраслях, продукция которых пользуется спросом населения России, и инвестируют капитал в основном в отрасли с низкой степенью обработки (добыча полезных ископаемых) или в экологически «грязные» производства, продукцию которых можно экспортировать.

Деловые круги США понимают, насколько рискованны инвестиции в производство в России в обстановке неплатежей, обострения проблемы задолженности и ухудшения финансового положения фирм-должников. Специальные инвестиционные фонды (страновые), а также частные компании будут воздерживаться от значительных инвестиций в российскую промышленность, за исключением ведущих нефтяных компаний («Mobill», «Exxon», «Texaco»), а также «Coca-Cola» и ряда других, которые заинтересованы в реализации новых проектов в России или расширении действующих производств.

По оценкам американских экспертов, в 1997г. основными инвесторами в экономику РФ были частные фонды и инвестиционные компании США, которым были выгодны условия доступа на рынок российских ценных бумаг, где они получили значительные прибыли, осуществляя спекулятивные операции. В июне-сентябре
1997г. на фондовом рынке России наблюдался бум, неадекватный состоянию промышленности РФ, и это не могло долго продолжаться. Так, отмечался повышенный спрос на акции компаний, имевших значительные долговые обязательства.

При появлении признаков кризиса большинство компаний США, допущенных на российский рынок покинуло его. В I полугодии 1998г. при обострении кризисных явлений в экономике РФ западные инвесторы перешли на более выгодный и надежный (таким его считали многие иностранные инвесторы) рынок
ГКО, а затем вывели большую часть своих капиталов из страны.

В 1998г в финансовых кругах США сложилось мнение, что напряжение в мировой экономической системе достигло предела в связи с постоянным притоком на фондовый рынок производственных ценных бумаг. Возможны потрясения на мировых валютных и финансовых рынках, катализатором которых может стать обострение финансовой ситуации в странах Азии и России.
Эксперты отмечают, что РФ несет большие, чем западные страны, потери из-за потрясений на мировых финансовых рынках.

Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию в России, существуют стратегические западные инвесторы, которые не покидают российский рынок.
Cегодня в России обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов, среди них:
-Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
На сегодняшний день есть информация об участии ЕБРР в следующих проектах: кредит в 90 млн. долл. выделен СП Polar Lights Company, в состав которого входит государственное предприятие по добыче нефти «Архангельскгеология».
Кроме ЕБРР, в финансировании участвуют Международная финансовая корпорация
(60 млн.долл.)и OPIC (Overseas Private Investment Corporation, 50 млн.долл.).Общая стоимость проекта составляет 350 млн.долл. Средства пойдут на разработку Ардалинской нефтяной провинции в Тимано-Печорском регионе.

Помимо нефтегазового комплекса средства выделялись и на поддержку других сфер, в частности, инфраструктуры, ЕБРР предоставил кредит в 3,5 млн. ЭКЮ, направленный на развитие высококачественной международной телекоммуникационной связи в Москве, компании Sovintel (СП между
«Ростелекомом» и SFMT).

ЕБРР оказывает также техническую помощь и консультирование по следующим направлениям: приватизация (53,5% всех затрат в порядке помощи), реструктуризация производства (0,9%), финансы (7,1%), инфраструктурные проекты (36,6%), правовая помощь (1%), прочие (1,2%).

-Международная Финансовая Корпорация, МФК (The International finance
Corporation, IFC).
Международная финансовая корпорация (МФК)- независимый член группы
Всемирного банка. В отличие от другого члена Всемирного банка-
Международного банка реконструкции и развития - МФК работает на микроуровне, финансируя не правительства, а непосредственно предприятия.
Первыми двумя проектами МФК в России на сумму 71,5 млн.долл. (общая сумма привлеченных по этим проектам средств составила 377 млн.долл.) стали вложения в предприятия нефтегазовой промышленности. Один из кредитов (60 млн.долл) выдан СП Polar Lights Company. Кредит в 10- млн. долл. предоставлен СП «Васюган Сервисез» (учредители - ПО «Томскнефть»,
Васюганский производственный отдел и компания Canadian Frackmaster.

В процессе обзора деятельности крупнейших инвестиционных институтов на российском рынке нельзя не упомянуть о такой крупной финансовой организации, как Всемирный Банк. Деятельность большинства отделений банка
(помимо Международной финансовой корпорации) направлена на финансирование правительственных программ и к частным предпринимателям непосредственного отношения не имеет. Однако с этой точки зрения финансовые ресурсы банка могут рассматриваться как средство для создания более благоприятных условий бизнеса в той или иной отрасли, регионе. Главная цель такой поддержки, как сказал директор его представительства в Москве Арди Стаутьездайк ( Ardi
Stautezdaik) - развитие экономики посредством стимулирования частного сектора.

Россия вступила во Всемирный банк летом 1992 года. С тех пор основные инвестиционные средства в страну идут (за исключением средств ранее уже упоминавшейся МФК) через Международный банк реконструкции и развития
(МБРР). За два последних года МБРР направлял на развитие экономики России около 1,5 млрд. долл. ежегодно. Эти средства использовались в основном на поддержание жизненно необходимого импорта (фармацевтики, семян, удобрений и пр.), а также на осуществление крупных инвестиционных проектов в России.

Многие крупнейшие компании - от автомобильных до фармацевтических корпораций- инвестируют в России настолько крупные средства, что это заставляет из заглядывать дальше сегодняшних проблем на российском рынке.

*Генеральный директор отдела международных связей аэрокосмической корпорации «Boeing» Д.Дэвидсон сообщил, что компания не планирует сокращать свой штат в России, но даже увеличит его. Совместные пректы с российскими партнерами будут осуществляться и впредь.

*Московский представитель автомобильной корпорации «General Motors»
Д.Херман заявил, что немногие компании откажутся от планов строительства предприятий в России из-за нынешнего кризиса. «General Motors» имеет совместное предприятие в Татарстане, которое выпускает «Chevrolet Blazer», ведутся переговоры о совместном предприятии с «АвтоВАЗом».

*Представитель итальянской автомобильной компании «Fiat» Г.Раньери сообщил в интервью «Wall Street Jounal», что стратегические решения, которые были приняты компанией два года назад, остаются в силе. В частности, имеется в виду инвестирование 850 млн.долл. в предприятие по производству 150 тыс. «фиатов» в год в сотрудничестве с АО «ГАЗ» и
Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), что в настоящее время является крупнейшей инвестицией западной компании в России.

*Британские компании, ведущие торговые операции в России, не планируют прекращать свою деятельность.

Помощник секретаря Российско-британской торговой палаты К.Томпсон сообщил, что в 1996-1997гг. объем британского экспорта в Россию превышал 1 млрд. ф. ст. в год. В сентябре 1998г. в Санкт-Петербурге прошла британская торговая выставка. Она стала крупнейшей в России в последние годы.

*Японская компания «Matsushita Denki Sangyo» намерена до 2000г. открыть свои представительства в пяти городах России и стран СНГ, в том числе во Владивостоке, Самаре, Минске, и довести их число до девяти.

Компания считает, что до 2000года объем продаж электроприборов бытового назначения в России и СНГ возрастет до 5 млрд.долл. Их сервисное обслуживание осуществляется в Москве и в Финляндии. Она оценивает спрос на цветные телевизоры в 5,5 млн. шт. в год.

Используя ранее открытые в Финляндии и Казахстане и вновь открываемые в четырех городах СНГ представительства, компания рассчитывает создать в центральных регионах России и СНГ сеть для поставок своих товаров, производимых на предприятиях в Европе и Азии.

*Президент японской компании «Itoh. Co.» Мурофуси подписал соглашение о партнерстве с российской группой «Роспром», владеющей нефтяными месторождениями в России.

Они будут сотрудничать в добыче, переработке и продаже нефти, добываемой в Тюменской области, а также в торговле в Японии текстилем, древесиной и химическими товарами, производимыми предприятиями группы
«Роспром». Соглашение предполагает также передачу технологии и возможность совместного инвестирования в проекты на территории России.

*Новые инвестиции итальянской группы «Parmalat» в России составят 5 млн. долл. и будут вложены в строительство завода по производству молока и молочных продуктов в г. Нижний Новгород.

*Новый завод по розливу безалкогольных напитков открыла компания
«ПепсиКо» в Солнечногорском районе Московской области. Это самое крупное из пяти подобных предприятий, созданных корпорацией в России. С выходом на полную мощность завод будет каждый час выпускать 24 тыс. двухлитровых бутылок напитков «Пепси», «Пепси лайт», «Миринда» и «Севен ап». В перспективе планируется установить линию по розливу напитков в алюминиевые банки. Стоимость проекта - 66 млн.долл. На заводе работают 130 россиян, впоследствии число рабочих мест планируется увеличить до 300. К концу
1998г. общий объем инвестиций «ПепсиКо» в России составит 110 млн.долл.

*Испанская компания «Campofrio» намерена расширять сотрудничество с
Россией. Она располагает контрольным пакетом акций СП ООО «Кампомос», которому принадлежат два мясоперерабатывающих предприятия в Москве, производящих ежедневно до 65 тыс.т. мясопродуктов. Испанская компания действует на российском рынке с 1990г. В 90-е годы мощности «Кампомос» увеличились в 15 раз. В 1997г. его товарооборот достиг 215 млн.долл.

*Представитель национальной ассоциации предприятий по производству и экспорту мебели Испании А.Бартомеу сообщила, что испанские мебельщики намерены развивать сотрудничество с Россией. Россия является пятым (после
Франции, ФРГ, Португалии и Великобритании) потребителем испанской мебели, и ее поставки возрастают ежегодно. В 1992г. Испания экспортировала мебель на
49 млн.песет (408 тыс.долл), а в 1997г.-на 2 млрд.песет (13млн.долл.).

*Ведущая европейская электронная корпорация «Phillips» продает принадлежащую ей часть акций Воронежского телевизионного завода. Решение принято в связи с четырехкратным подорожанием расходов на электроэнергию, обострением конкуренции на российском телевизионном рынке из-за появления на нем более дешевых телевизоров, производимых азиатскими компаниями.

«Phillips» договорилась с администрацией Воронежа о продаже ей этого телевизионного завода, в который голландская компания в 1996-1998гг. инвестировала 18 млн.долл.

*Германский химико-фармацевтический концерн «Bayer» и Российская академия наук (РАН) подписали договор о сотрудничестве в научных исследованиях в области фармацевтики и химии.

Договор предполагает проведение совместных научных разработок в фармацевтике, в производстве полимерных материалов и ряде других областей химии (в частности, в сферах, использующих тонкую химическую технологию), а также обмен специалистами.

Все проекты будет финансировать концерн «Bayer», который уже сотрудничает с тремя российскими НИИ. Исследования лекарственных препаратов проводятся совместно с Институтом биоорганической химии им. Шемякина, специальных продуктов органической химии- совместно с Российским центром прикладной химии (г.Санкт-Петербург). Совместно со Всероссийским научно- исследовательским институтом защиты животных (ВНИИЗЖ) налажено производство высококачественных ветеринарных препаратов во Владимирской области.

*Фирма «Salamander» (ФРГ) намерена расширять присутствие в России, заявил ее представитель. Фирма имеет в Европе 230 финансово самостоятельных предприятий. В России ежегодно продается около 1 млн. пар ее обуви.

«Salamander» владеет предприятием в г.Рязане и инвестирует капитал в совместное предприятие «Ленинвест» (г.Санкт-Петербург), производственные мощности которого загружены лишь на 10%.

Авиакомпания «Аэрофлот- российские авиалинии» и фирма «Rockwell
Collins» (США), производящая бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), открыли в аэропорту «Шереметьево» центр по обслуживанию БРЭО. Он будет контролировать систему ТИКАС, используемую в целях предотвращения столкновения воздушных судов. Оснащение такой аппаратурой самолетов, совершающих полеты в США, является обязательным. В дальнейшем в центре БРЭО будут проходить проверку все другие бортовые электронные системы.

В соответствии с соглашением, американская сторона осуществляет поставку необходимого диагностического оборудования, передала «Аэрофлоту» технологию по проведению проверок. Российские специалисты прошли подготовку в США.

*Компания «Менатеп-Лизинг» подписала рамочные соглашения о сотрудничестве с компанией «Фалькон» (официальный представитель корпорации
«Casa USA», одного из лидеров в производстве малой и средней строительной техники) и фирмой «Chronos Richardson Gmbh» (ФРГ)- производителем оборудования для работы с сыпучими порошкообразными и гранулированными продуктами.

Соглашение предусматривает сотрудничество при сбыте производимой инофирмами продукции. Согласно договоренности «Менатеп-Лизинг» предоставляет российским покупателям альтернативную возможность эксплуатировать оборудование этих фирм, оплачивая его стоимость в течение продолжительного срока по гибким схемам финансирования, разработанным с учетом интересов каждого клиента: лизинговые договоры, рассрочки платежей, кредитные линии.

***

Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки эффективного приложения своего капитала в России (огромные природные богатства, дешевые ресурсы производства, большой производственный и интеллектуальный потенциал, позволяющий в сочетании с богатыми природными ресурсами развернуть производство таких видов продукции, которые пользуются спросом на внутреннем и конкурентоспособны на мировом рынках), весьма осторожно относятся к его вложению в экономику нашей страны и стараются воздержаться. Из-за сложившейся ситуации многие инвесторы покинули российский рынок, но есть и такие, которые остались, которые верят в будущее России.. И в связи с этим хочется надеяться на то, что кризис не затянется надолго, что мы сможем его преодолеть.

3.Количественный анализ иностранных инвестиций.

1)Динамика поступления иностранных инвестиций.

По состоянию на 1 июля 1998г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 37,1[17] млрд.долларов США. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции
(68,6%), осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных организаций, торговые кредиты, банковские вклады и пр.), доля прямых инвестиций составила 30,6%, портфельных- 0,8%.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ