: Цвет
желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленый». Если оба
исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не
выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем – то простом. Не
хочется и нельзя двигаться дальше». Наступающее и возбуждающее движение
желтого цвета и противоположное ему успокаивающее и отступающее движение
синего взаимно уничтожаются и консервируются в зеленом. Поэтому зеленый цвет
статичен. Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а
содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Но эта «заряженная»
энергия не покоится в прямом смысле слова, а отражает внутреннее напряженное
состояние и не выходит наружу. Когда Кандинский пишет: «Пассивность –
наиболее характерное свойство зеленого», - он, как и некоторые другие,
видимо, путает статичность с пассивностью. Но имеет в виду именно это
статическое состояние, когда сравнивает зеленый цвет с неподвижно лежащей
коровой.
Скрытая энергия, «заряженная» во всех твердых телах, может иметь, в
зависимости от плотности молекулы, различное напряжение, твердость или силу
сопротивления. То же относится и к зеленому цвету. Чем больше дополняется к
зеленому затемняющего синего, тем сильнее, «холоднее», напряженнее, строже и
устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется
осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, «теплее», расслабленнее,
мягче и гармоничнее действует зеленый. Говорят: «Я радуюсь, я сержусь, я
удивляюсь, я стыжусь, я спрашиваю себя» и т.д.. В человеке происходит,
очевидно, много такого, о чем он более или менее точно знает, что это
касается его самого. И чем внимательнее самого себя наблюдаешь, тем больше
становится очевидным, как много мы занимаемся собой и как мало другими, а
именно – объективной действительностью. Эта само направленность человека
часто перерождается в эгоцентризм и в эгоизм. Однако она в определенной
степени необходима и должна выражаться, например, в способности ограничивать
себя, сдерживаться или радоваться тому, как молекулы образуют в твердом теле
напряженную структуру, не видную извне, так и в каждом человеке чувства само
направленности создают живое напряженное состояние. Это мнение человека о
самом себе, т.е. то, что он воспринимает, как свое «я» или отношение человека
к себе самому.
Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразие отношение к себе
самому. Чистый, как кристалл, жесткий сине, – зеленый цвет предпочитают люди,
которые предъявляют к себе жесткие требования, возводят свои воззрения в
принцип и добиваются его соблюдения с непримиримой последовательностью.
Оставаться верным себе, выполнять самим же избранное обязательство, скорее
уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться, - этого
требует гордость сине, – зеленой само регуляции. Это, собственно, высшая
степень волевого напряжения, но оно предъявляет чрезмерно высокие требования
к нервной вегетативной системе, так как достаточная разрядка отсутствует.
Чистый зеленый цвет, который Кандинский сравнивает с «так называемой
буржуазией», не пытается, как сине, – зеленый, перерасти самого себя, а
только стремится к самоутверждению. Чисто зеленый – абсолютно консервативен.
Люди, предпочитающие чисто зеленый, стремятся, благодаря твердости,
приобрести манеру уверенно держаться. Они стремятся к самоуверенности и к
уверенности вообще. Они уверены в признании окружающих, но в действительности
выглядят обывателями.
Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как
настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста показывает, что люди
экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности,
считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Они надеются добиться успеха без
настойчивого труда, благодаря своей «гениальности» или, по крайне мере,
«личной индивидуальности».
У людей, предпочитающих либо светлый желто, – зеленый, либо более темный
коричнево – зеленый, отношение к самим себе прямо противоположное. Они
добиваются не самоутверждения, а возбуждения извне: при светлом желто, –
зеленом – посредством новых встреч, при коричнево – зеленом – посредством
наслаждений.
Так как зеленый цвет выражает само регуляцию и самооценку, то он имеет
большое значение для психологии тестов и медицинской обработки цветового
теста. Самооценка и само регуляция происходят постоянно, в какие – то
секунды. И лишь в незначительной степени осознаются настолько ясно, что
можно, например, сказать: «у меня нечистая совесть», или «я стыжусь», «я
сержусь», «я счастлив». Но нервная вегетативная система и органы принимают
участие в каждом напряжении (сине, – зеленый) или расслаблении (коричнево –
зеленый), в застойном возбуждении (желто, – зеленый).
Если такое состояние длительно фиксируется, – скажем, напряжение, когда
пациент слишком часто отдает предпочтение сине, – зеленому цвету, то он
чрезмерно перенапрягает себя физически, а также предъявляет повышенные
требования к своей нервно – соматической выносливости. Как только наступает
состояние истощения, пациент отклоняет сине, – зеленый цвет как
несимпатичный. Сине, – зеленый кажется ему теперь холодным, суровым, ядовитым
цветом.
Ослабевшая нервная система защищается от этого заряженного напряжением
цветового оттенка. В этом состоянии пациент жалуется на то, что он страдает
от гнета или суровой ситуации, и воспринимает ее как насилие над собой. Он
пытается, уклонится от требований потому. Что даже обычные задания
представляются ему исключительно сложными, и эти сложности воспринимаются им
как противодействие или даже как личная недоброжелательность и унижение. Если
подобный пациент находится на лечении или отдыхе, то с помощью цветового
теста Люшера, исходя. В частности, из отношения его к сине, – зеленому цвету,
можно определить (даже более точно, чем, опираясь на мнение самого пациента),
пришло ли в норму состояние его здоровья, и может ли он приступить к работе.
Сине, – зеленый.
Светлый сине, – зеленый, или бирюзовый – самый холодный из всех цветов. По
этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо
оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в
горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это
цветовое воздействие используется в освежающих напитках, освежающих сигаретах
или зубных пастах с ментолом. Легко складывается впечатление, что в ледяном
холоде сине, – зеленого цвета должны гибнуть все биологические организмы,
следовательно, и бактерии. Поэтому средне – светлый бирюзовый кажется таким
стерильным. Некоторые дамы, причисляющие себя, в силу своей холодно –
любезной манеры держаться, к высшим слоям общества, даже в одежде
предпочитают фригидно – стерильный, возвышающийся над страстями бледный
бирюзовый цвет.
Темный сине, – зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого соревнования,
внезапной изоляции и закоренелой гордыни. На заводах сумеречный сине, –
зеленый используется для окраски несущих стальных конструкций, особенно если
опоры находятся на фоне светло – серой бетонной или силикатной стены, или
красной кирпичной.
Желто, – зеленый.
Заключенная в чистом зеленом скрытая энергия освобождается при добавлении к
нему снимающего напряжение желтого. Зеленый с добавкой желтого освобождается
из своего статистического состояния, из своей консервации и плена: желтый
выпускает его из защищающих и разделяющих стен. Поэтому действие желто, –
зеленого навевает воспоминания о цвете распускающихся из почек листьев, так
как они тоже вырываются из зимнего плена. Желто, – зеленый означает –
распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и
с новым. Так как именно этот цвет может воздействовать несколько навязчиво, в
большинстве случаев его приглушают добавкой серого, и он становится пригодным
для деловых книг и формуляров. Рядом с белой бумагой он выгодно выделяется,
производя впечатление строгого и делового.
Коричнево – зеленый.
Для коричнево – зеленого цвета маслин к чистому зеленому подмешивают желтый и
черный, но не синий. Таким образом, оливково – зеленый раскрывается благодаря
желтому. Однако. В результате одновременного затемнения, он приобретает
дополнительное значение чувственной пассивности. Тот же, что выходит наружу
только с пассивной чувствительностью, далеко не продвинется. «Ближайшее, что
я встречаю и с чем чувствую себя в тесном родстве, - мое собственное тело и
после этого тела других». Поэтому коричнево – зеленый выражает ощущения
собственного тела и чувственные восприятия. Кто выбирает коричнево – зеленый,
тот хотел бы наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства и
содействующим отдыху.
Д). Психологическая характеристика желтого цвета.
В природе солнце редко окрашено в желтый цвет, мы видим его как ослепляющий
свет или как сияющий оранжевый, если оно стоит над горизонтом. И все же
представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем, как и у
детей, рисующих солнце желтым. Желтый цвет воспринимается нами как солнце,
светлым и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий, а потому –
согревающий.
После белого лучше всего отражает падающий свет желтый. Создается
впечатление, словно свет скользит по светлой поверхности и не проникает в
темную внутреннюю глубину.
Тяга к поверхности характерна для желтого цвета во многих отношениях. Яркость
желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая
великолепие блестящего золота. Желтый, как цвет поверхности, не скрывая тайн,
и ни Гете, ни Кандинский не открывают нам о сущности желтого цвета ничего
такого, чего бы мы не воспринимали сами.
Гете: «Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей внешней чистоте он
всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное
возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое
впечатление. Этот эффект теплоты лучше всего проявляется, когда смотришь на
природу через желтое стекло, особенно в пасмурные зимние дни. Глаз радуется,
сердце переполняет восторг, душа поет, кажется, что нас обвеивает настоящим
теплом». Кандинский также указывает на то, «что желтый настолько склоняется к
светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого».
«Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, видишь, что желтый излучает
свет, движется из центра и почти зримо приближается к тебе». Кандинский
чувствует «первое движение желтого – стремление к человеку, которое может
стать назойливым (при усилении интенсивности желтого), и второе движение
желтого – стремление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве. и
бесцельно излить во все стороны».
С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его характер и
отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, в конце концов,
становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеющего к более
светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В
этом случае он звучит как труба, поющая все громче и резче, или высокий звук
фанфар».
Если к зеленому добавить красный (аддитивное смешение цветов), то получится
желтый. Это оптическое объединение обоих цветов в желтый соответствует и
психологическому началу желтого цвета.
Красный – как возбуждение, а зеленый – как направление, создают в результате
состояние возбужденного напряжения. Как из красного и зеленого возникает
другой цвет – желтый, так и возбужденное напряжение приводит к другому
психическому состоянию: к взрыву, разрядке, эксцентрическому расслаблению,
как, скажем, смех после заключительной фразы анекдота. Желтый выражает
эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения.
Зеленый цвет – это концентрическое напряжение и инерция, желтый же –
эксцентрическая разрядка и изменение.
Если сравнить зеленый с заряженной, статистической потенциальной энергией, то
желтый соответствует разряженной, динамической, кинетической энергии.
Чтобы более наглядно продемонстрировать, что означает процесс освобождения и
что представляет собой с психологической точки зрения желтый цвет, можно
привести сравнение (не совсем оправданное научно) с куском сахара,
растворяющимся в воде. Вода преодолевает силы сцепления, действующие в
кристаллическом сахаре, таким образом, что форма сахара, таким образом, что
форма сахара «растворяется» и «изменяется». Напряженное состояние,
способствующее кристаллизации сахара, исчезает благодаря «раздражающему
действию» воды или, другими словами, это действие снимает внутреннее
напряжение и вызывает изменение формы. Отсюда следует, что желтый цвет
следует понимать как изменение и как снятие напряжения посредством
раздражающего действия. (На немецкий язык сексуальный оргазм метко
переводится как «освобождение», «снятие напряжения»). Не вдаваясь особо в
физиологию, можно сказать, что в действительности освобождение наступает
тогда, когда возбужденное напряжение в результате сексуального раздражения
достигает апогея и должно быть снято. Это кратковременное «изменение» психо –
вегетативного состояния во время «освобождения» ощущается как чувство
наслаждения. Только после этого краткого «желтого» состояния наступает покой
«синего цвета».
Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего
счастье, ибо таковое отсутствует. Если же, наряду с этим, отвергается синий –
цвет покоя, удовлетворения и единения, - речь идет о несчастном, неподходящем
для реальной связи человека, который, постоянно обеспокоенный, ищет
удовлетворения в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении
синего часто свидетельствует, например, об «ажитированной депрессии», которую
фармакологи чески следует лечить антидеприссантами, снижающими возбуждение, а
психоаналитически – как позитивную или негативную материнскую связь.
Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность),
а выбирают желтый (поиски и ожидание освобождающей разрядки) и зеленый
(напряжение, самоутверждение), то это характерно для честолюбивого человека,
которому недостает дружеских связей в коллективе и который стремится
завоевать признание с помощью превосходства. В данном случае, когда
отсутствие чувства безопасности (-синий; конфликт связей) ведет к такой
напряженности (+зеленый), что требуется компенсирующая разрядка (+желтый),
часто наступает психо – вегетативная сенсибилизация органов (желудка,
кишечника, желчного пузыря). Всегда, когда в восьми цветовом ряду зеленый и
желтый стоят рядом, образуют одну группу, напряжение и разрядка объединяются
в целях непосредственного снятия и нейтрализующего выравнивания напряжений.
Выбирающий зеленый и желтый нуждается в немедленном подтверждении того, что
его ценят, уважают, чтобы можно было снять (+желтый) напряжение (+зеленый).
Тот же, кто отвергает оба эти цвета, также не может больше выносить
напряженного давления (-зеленый) и раздражающего возбуждения (-желтый). В
этом случае честолюбие настолько заторможено невротическим страхом, что
бросается в глаза подчеркнуто равнодушная и небрежная манера поведения.
Если зеленому отдается предпочтение как полюсу напряжения, а желтый
отвергается как полюс разрядки, такое состояние можно сравнить с батареей,
отдавшей много напряжения и требующей новой зарядки. Если зеленому отдается
предпочтение как полюсу напряжению и требующий новой зарядки. Если же,
наоборот, отвергается зеленый и предпочитается желтый, то это состояние можно
образно сравнить с перезаряженной, «кипящей» батареей.
Если оба полюса – напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) – не замыкаются в
группу, а связываются с возбуждением (красный), то втроем они образуют
«эрготропную функциональную группу».
И, наоборот, в случае сочетания зеленого и желтого с синим (покоем) в этих
трех цветах выявляется «трофотропная группа отдыха».
В то время как расстройства в диапазоне синего и красного цветов (покой и
возбуждение) особенно проявляются в виде заболеваний сердечно – сосудистых,
напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) относятся, в основном, к желудочно-
кишечным заболеваниям. По этой причине пациенты со склонностью к спазмам
гладкой мускулатуры (желудочно-кишечных, желчных и мочевых путей) часто
обнаруживают специфическое предпочтение зеленого и желтого цветов.
Желтый - основной цвет. Он выражает основную психическую потребность –
раскрыться. В развитии и раскрытии заложен индивидуальный смысл всех
изменений. В них заключена надежда, стремление к радости, счастью. Желтый
выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы
разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность
раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью
освобождения от нагрузки, угнетающей их как зависимость. Беременные, которых
тренируют на «безбоязненные» роды, по статистическим данным, как правило,
предпочитают желтый цвет. Им нужны напряжения ожидания и раздражитель
надежды, чтобы не погрузиться в разочарованное, депрессивное расслабление.
Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из – за отсутствия
жилья, из – за домашних условий, в тоске по дальним странам, отправляются в
путешествия. Увлекающиеся «полетами», охотно отрывающиеся от окружающей
реальности люди также предпочитают желтый цвет.
От напряжения (зеленый) и неумолимости реальной жизни некоторые бегут в мир
идей (желтый). Считается, что желтый – цвет озарения, поэтому ореол Христа и
святых также желтый.
Желтый, как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения,
выражает только нервное и психическое состояние. Хотя он отражает и
состояние, стимулирующее фантастические представления, но (как и любой взятый
в отдельности цвет) ничего не говорит о действительном духовном мире
человека. Тяга желтого цвета к поверхности может даже отражать поверхность
человека, а расширение его – бесполезную деятельность. В этом случае
раздражающее напряжение, возникающее из – за неудовлетворенных потребностей,
просто глушится банальными возбуждениями. Если же надежды не оправдываются,
то возникает неприязненное чувство. Которое народная молва приписывает
желтому цвету: «Желтый – цвет зависти». Надеющийся предпочитает желтый,
разочарованный отвергает его. При обследовании 200 хронических алкоголиков
оказалось, что желтый отвергается наиболее решительно, в то время как
фиолетовому отдавалось решительное предпочтение.
Когда разочарованный отклоняет желтый цвет, он еще не пережил боли какой – то
утраты. Раздраженное напряжение, взывающее к надежде и ожиданию,
накапливается и может стать угрожающим. Цветовой тест констатирует
критическое состояние: когда отчаявшийся «хватается за соломинку» и хочет
силой вызвать последнюю надежду, он еще раз выберает желтый цвет, но вместе с
принуждающим черным. Зачастую он, как Ван – Гог, на последней картине
которого (июнь 1890) черные вороны кружат под иссини – черными грозовыми
тучами над волнующимся желтым пшеничным полем, стоит на грани
самоуничтожения.
В категориях времени зеленый выражает застывшую длительность, желтый же,
напротив, соответствует неопределенному будущему и еще не осуществленным
возможностям. Желтый возбуждено – напряженно стремится к развязке, то есть
вперед, к ожидаемому лучшему будущему.
Зелено, – желтый.
Если к чистому подмешать едва заметное количество зеленого, он будет
выглядеть более холодным и более светлым. Ясность и свет противоречат
инстинктивным требованиям, легко ввергающим в конфликтные ситуации и
отягощающим нас. Кто предпочитает зеленоватый лимонно – желтый, тот тормозит
движущиеся импульсы, контролирует себя, следит за другими и за своим
поведением, избегая конфликтов. Такое поведение, часто опирающееся на
критический, острый ум, служит самозащитой. Такие люди всегда следят за тем,
чтобы не подвергнуться опасной для них критике, не получить отказа или не
скомпрометировать себя. По этой причине лимонно – желтый цвет, который,
благодаря добавлению зеленого (самоутверждение), тормозит разрешение желтого,
предпочитает большинство фригидных женщин и импотентов, тормозящих с помощью
самоутверждения и самонаблюдения возбуждение и способность к отдаче.
Коричнево – желтый.
Прямо противоположное действие оказывает янтарный медово – желтый. Он
объединяет два противоречия: свет и легкость желтого и темноту и тяжесть
коричневого. Хотя в нем все еще доминирует желтый, как цвет самораскрытия и
установления контактов, но вместо поверхности и изменчивости чистого желтого
– коричнево – желтый выражает чувственную приятность. Выбор этого цвета
говорит о потребности в счастливом, полном наслаждения, нежно – ласковом
пребывании.
Красно, – желтый.
Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный, а полученный цвет
приближается к оранжевому, то основное значение желтого – раскрытие и
установление контактов – усиливается в сторону активной интенсивности.
Благодаря красному, желтый становится полнее и весомее. Он выражает
стихийное, сладострастно – радостное ощущение и эмоции. Здесь нет благо
разумности сдержанности или изощренности. Красно – желтый и оранжевый
передают атмосферу, часто изображавшуюся старыми голландскими мастерами на
картинах с кутящими солдатами и пышными девицами.
Золотой.
Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно это его
значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота.
Золото, независимо от его покупательной способности, выражает чувство
лучезарного счастья.
Е). Психологическая характеристика коричневого цвета.
Коричневый – это затемненный желто – красный. Он возникает из оранжевого,
например, к которому подмешивают черный. Импульсивная жизненная сила
красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается, или, как
говорят художники, «замирает». Коричневый теряет активный экспансивный
импульс и ударную силу красного. В коричневом остается только жизненность,
потерявшая активность. Поэтому коричневый цвет выражает жизненные,
чувственные ощущения тела, инстинктивное в управлении им. Отношение к
коричневому цвету информирует об отношении к собственному телу. Кто отвергает
коричневый – игнорирует жизненное состояние тела.
Другие интересы, потребности или притязания настолько доминируют, что
физическому состоянию не уделяется должного внимания. Подавление чувственного
и сексуального удовлетворения или сексуальные излишества и чрезмерное
честолюбие перенапрягают организм. Отклоняющий коричневый едва ли может
спокойно наслаждаться приятным. Вследствии этого, коричневый цвет не только
выражает нервно – соматическое состояние, но и позволяет судить о том, играет
ли чувственное наслаждение в жизни соразмерную роль и действительно ли
принимается во внимание физическое состояние организма. Многие люди,
злоупотребляющие своим здоровьем и отвергающие коричневый цвет,
придерживаются мнения, что в настоящее время они, якобы, находятся в
переходной ситуации, в процессе которой должны особенно утвердить свое
положение ради осуществления своих целей или, по крайне мере, ради соблюдения
собственных интересов. Это усиленное самоутверждение показывает, что чувство
приятной принадлежности и закрепления в эротическом или продолжительном
партнерстве должным образом не удовлетворяется. Если нет друзей,
удовлетворяющих их требованиям, то свое стремление к сближению они
воспринимают как инстинкт и расценивают как унизительную зависимость. Кто в
тесте отвергает коричневый цвет, тот стремится стать выше зависимых от тела
инстинктов и утвердиться в качестве индивидуальности. Поэтому он нуждается
категорическом признании и персональном внимании.
Коричневый, наряду с черным, отклоняется в тесте наиболее часто; это говорит
о том, насколько широко распространены конфликты в отношениях и вытекающие из
них сексуальные проблемы, а так же комплекс неполноценности, в результате
чего многие в качестве компенсации всячески стремятся завоевать престиж. Но
не престиж, завоеванный с помощью соблюдения условностей, ни сексуальная
«страсть», инсценированная ради самоутверждения, не в состоянии повысить
уважение к себе.
Издержки растут; нервно – соматический стресс достигает пика и ведет к
истощению. С этого момента коричневому цвету в тесте отдается предпочтение, и
он занимает 1 – ое или 2 – ое место.
Потребность общения с коллективом ощущается в еще большей степени. Отныне
место чрезмерных требований занимают поиски «примитивного», «первобытного»,
«простой жизни», в которой, якобы, можно найти бесконфликтное спокойствие и
отсутствие проблем. И не удивительно, что обследованные Исфахане (Иран) 70
курильщиков опиума в основном отдали предпочтение коричневому цвету.
Мрачному, тусклому коричневому цвету в тесте часто отдают предпочтение люди,
которым кажется, что их конфликтная ситуация неразрешима. Они больше не хотят
думать и бегут от здравого смысла и рациональной ясности в страхе, что не
смогут вынести той жизни, которую они ведут. Чтобы заглушить голос рассудка,
они ищут убежища в примитивных инстинктах (коричневый). В этом смысле выбор
коричневого означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. В таких
случаях простой крестьянский дом или теплая ванна, и удобная кровать часто
становятся пределом мечтаний. И действительно, статистика показывает, что
очень часто коричневый цвет предпочитает и простое крестьянское население.
Так что неверным был бы вывод, что предпочтение коричневого цвета обязательно
означает физическое истощение.
Если в предметах обстановки широкое применение находит дерево с его
коричневыми тонами, то тем самым выполняются требования уюта, предъявляемые к
жилым помещениям.
Осенняя и зимняя мода предлагает коричневые тона, так как теплый и приятный
коричневый цвет наиболее отвечает условиям этих холодных времен года.
Ж). Психологическая характеристика серого цвета.
Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не
вызывает никакого возбуждения и свободен от какой – либо психической
тенденции. Серый – это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний
и не внутренний, он не напряжение и не расслабление. Серый – вообще не
территория, на которой можно жить; это только граница: граница – как ничейная
полоса, граница – как контур, как разделительная черта, как абстрактное
деление для расчленения противоположностей. «Серый, дорогой друг, - вся
теория» (Гете, «Фауст»), если теорию понимать как абстракцию.
Если серый как границу ставят в тесте на первое место, то не хотят дать
познать себя, ограждают себя от всяких влияний, чтобы оставаться
невозбудимым. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит
склонность к серому цвету. То же наблюдается и во время экспертизы, когда не
желают давать возможность изучить себя.
Наряду с другими аналогичными исследованиями, об этом свидетельствует
статистика тестирования 1900 молодых мужчин во время отборочных экзаменов на
замещение вакантных должностей, показавшая, что серый цвет поставили на
первое место 26% мужчин вместо обычных 5%. Кто ставит серый цвет на последнее
место, хочет все приблизить к себе, что другими может расцениваться как
вмешательство в их дела. Он находит серый цвет скучным и вытесняет его
неживое спокойствие на последнее место в ряду. Он предпочитает все другие
вычурные цвета вместе с их противоречивым напряжением, так как они выражают
возбуждающие эмоции. Кто отрицает серый цвет, тот, в силу своей готовности к
возбуждениям, сам предлагает свои услуги и боится быть обойденным. Он
стремится исчерпать все возможности, чтобы добиться цели и тем самым обрести
спокойствие.
Кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир на компенсаторно
переоцениваемую сферу, которую характеризует цвет, стоящий на первом месте, и
на сферу всех других, следующих за серым, обесцененных или вытесненных
страхом цветов или жизненных возможностей.
Даже если серый цвет стоит на третьем месте, несоответствие между цветами
предпочитаемыми, стоящими перед серым (границей), и всеми последующими все
еще столь напряженное, что оба первых места следует рассматривать как
компенсаторную мотивацию.
Цвета, которые при повторном тестировании стоят то перед серым, то после
него, будут, в зависимости от того, какую форму примет конфликт, то
появляться перед серой «стеной», то вновь скрываться за ней. Такие
сопровождающие серый цвета, пока серый цвет стоит в первой половине ряда,
заряжены конфликтом.
Статистический анализ подтверждает, что выборы хроматических цветов по
отношению к выборам серого возникают в различных областях личности, так как
они друг с другом не коррелируют. Свет, возбуждающий раздражение, и
успокаивающая темнота, возможно, особенно тесно связана с управлением центра
бодрствования ретикулярной формации ствола головного мозга, так что светло –
темные выборы характеризуют состояние его тонуса и, тем самым,
психоэнергитический уровень.
Во всех ахроматических цветах, (серый, белый, черный) отсутствует
деффиринцированное отношение к объекту. И наоборот, выбор среди ряда
хроматических цветов (по восьмицветовой таблице теста) показывает, насколько
эмоционально относительно фиксированная структура личности реагирует на
окружающую ситуацию.
Светло – серый.
В противоположность темно – серому, светло – серый действует легко. Это
роднит его с красным. Таким образом, светло – серый выражает характер тонуса
свободного и возвышенного психоэнергетического состояния возбуждения. Если
среди других серых тонов предпочитается светло – серый, то можно предположить
наличие готовности к адекватной реакции на раздражитель. Психологически это
вегетативное состояние является готовностью к возбуждению или готовностью к
эмоциям и контактам.
Если же светло – серый отвергается, то испытуемый замыкается в застойном
возбуждении и не поддается никакому воздействию.
Темно – серый.
Темно – серый воздействует (как и темно – синий) спокойно, полно и тяжело.
Возбуждение в этом случае приглушено или заторможено, но это еще не застой.
Кто предпочитает темно – серый, тому присуща повышенная чувствительность. Для
него важно достигнуть постоянного, гармоничного состояния равновесия (без
напряжения и возбуждения), дающего удовлетворение и исполнение желаний. Так
же, как и при коричневом цвете, доминирует потребность в регрессивном,
физическом и душевном удовлетворении. И наоборот, отклоняющие темно – серый
цвет страдают от своей чувствительности. Ожидаемая гармония нарушена, и они
отклоняют также сердечные и чувствительные связи.
Серый (как и другие ахроматические цвета – белый черный) повышает
интенсивность и усиливает действие любого находящегося рядом хроматического
цвета.
При цветовом оформлении необходимо учитывать следующее правило: в большинстве
случаев не должно доминировать или находиться рядом более двух цветных
поверхностей. Для третьей поверхности следует использовать один из
ахроматических цветов. Так, например, зеленая дверь дома на фоне красной
кирпичной стены должна иметь не цветную, а белую дверную раму.
З). Психологическая характеристика белого и черного цветов.
Выбор среди определенных ахроматических цветов отражает эффективное отношение
к определенным эмоциональным сферам. Выбор среди ахроматических цветов
показывает эффективное и психомоторное исходное положение, вегетативный тонус
и психоэнергитический уровень субъекта, причем отношение к объекту
отсутствует или не дифференцируется.
По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется
завершенностью, как конечный пункт яркости, а черный – как конечный пункт
темноты.
В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса,
выбор черного или белого, напротив, демонстрируют абсолютное и окончательное
решение («черно, – белый приговор»), которое принимается, когда лабильное
состояние приводит к кризису. В белом или в черном кризисе, какой – нибудь
возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке.
Черный, как концентрическое сгущение, отражает агрессивное упорство, белый –
как эксцентрическое растворение – бегство. Как известно, решение: «сражаться
или бежать» принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее
сложившихся долях, а именно, в лимбической системе.
3. Цвет в трудовой и учебной деятельности.
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и
цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок,
производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем –
снижается. При длительной работе повышению производительности труда
способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования
относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их
результаты следует учитывать и при умственном труде.
Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и
частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса
увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время
как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание
замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к
силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные
физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета,
низкие помещения могут стать «выше», если окрасить потолки в светло – зеленый
или светло – голубой цвет. Контрастные цвета (желтый, – черный) особенно
подходят для маркировки опасных участков на предприятии. В целях информации
следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные
холодные цвета (темно – синий, темно – зеленый) и светлые теплые цвета (ярко
– розовый, солнечно – желтый).
Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет
освещение, его интенсивность и характер поверхности предметов.
При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и
формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь
контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения
вызывают у человека состояния напряжения, пробуждающие интерес к предмету.
Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого
напряжения, что вредно отражается на здоровье.
Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем
воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда
сопровождается переживаниями. Впечатления о красоте человека, рабочего места,
ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, но и в виде
мысленных представлений, доступных человеку в любой момент.
Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие
определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.
Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения
и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума.
Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно
использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться
лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в
спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать
одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное
торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и
рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность),
художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она
введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и
оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность
учебной деятельности.
Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный
вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты
становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения
изобразительного искусства. Художественно выполненные и умело подобранные по
тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным,
снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д.
При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности к их
художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания
тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешанные в
помещении столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако если обилием и
качеством съестного они будут значительно превышать то, что предлагает меню
столовой, то это ведет к снижению аппетита. Такое же отрицательное влияние
оказывают помещенные в кабинетах и приемных администрации школы картины,
изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в темницах, драматические
бытовые сцены. Это необходимо иметь ввиду, если требуется, чтобы убранство
интерьера отвечало своему назначению.
Другие факторы и приемы.
Либропсихотерапия (лечение чтение) – этот прием предложен еще В.М.Бехтеревым.
Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное
воздействие на эмоциональное состояние учащихся при минимально затраченных
средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и
направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки,
пробуждает интерес к познанию, в других – книги заставляют пересмотреть всю
жизнь, изменить не только отношение к чему – либо, но и все поведение.
Книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с задачами, которые
стали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических
особенностей, так как одно и то же художественное произведение может вызвать
у разных людей совершенно разные реакции.
ЦВЕТ | ЛОКАЛИЗАЦИЯ | ВВЕРХУ | БОКОВЫЕ ПОВЕРХНО- СТИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИ- ВЫ | ВНИЗУ | КРАСНЫЙ. | ВОЗБУЖДАЕТ, МО БИМЛИЗИРУЕТ ОКАЗЫВАЕТ ЭРО- ТОГЕННОЕ ВОЗ – ДЕЙСТВИЕ. | ВОЗБЕЖДАЕТ | ВОСПРИНИМАЕТ- СЯ НЕЕСТЕСТВЕН НО, МОЖЕТ “ОБ- ЖИГАТЬ”. | РОЗОВЫЙ | ОЩУЩЕНИЕ ЛЕГ- КОСТИ, СЧАСТЬЯ | ЧУВСТВО НЕЖ – НОСТИ, СЧАСТЬЯ | ЧАСТО АССОЦИ- ИРУЕТСЯ С ОБО- НЯТЕЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ. | ОРАНЖЕВЫЙ | СПОСОБСТВУКТ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ. | ОЩУЩЕНИЕ ТЕП- ЛА, СПОСОБСТ – ВУЕТ РЕЛАКСА – ЦИИ. | ЭФФЕКТ “ПРИНА- ДЛЕЖНОСТИ” И ТЕПЛА, ИНОГДА ВОСПРИНИМАЕТ- СЯ НЕЕСТЕСТ – ВЕННО. | ЖЕЛТЫЙ | ВЫЗЫВАЕТ ПРИ – ЯТНЫЕ ОЩУЩЕ – НИЯ РАЗРЯДКИ, ОТВЛЕЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЕТ РЕЛАКСАЦИИ. | ВОЗБУЖДАЕТ, МОЖЕТ ВЫЗЫ – ВАТЬ НЕПРИЯТ – НЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. | ЭФФЕКТ “ПРИПО- ДНЯТОСТИ”, ИНОГ ДА ПАРЕНИЯ. | ЗЕЛЕНЫЙ | ВОСПРИНИМАЕТ- СЯ НЕЕСТЕСТ- ВЕННО | УСПОКАИВАЕТ. | УСПОКАИВАЕТ, “ОХЛАЖДАЕТ”, МОЖЕТ ОКАЗЫ – ВАТЬ СНОТВОР- НОЕ ДЕЙСТВИЕ. | ГОЛУБОЙ | ОЩУЩЕНИЕ ЛЕГ- КОСТИ, СПОСОБ- СТВУЕТ РЕЛАК – САЦИИ. | “ОХЛАЖДАЕТ”, ВЫЗЫВАЕТ ОТ – ЧУЖДЕНИЕ. | “ОХЛАЖДАЕТ” (БОЛЕЕ ВЫРА – ЖЕННО ЧЕМ ЗЕЛЕНЫЙ). | КОРИЧНЕВЫЙ | ЧУВСТВО ТЯЖЕС ТИ, ДАВЛЕНИЯ (ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЧУВСТВА ТЯЖЕС ТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТ- СЯ) | УГНЕТАЕТ, УСИ – ЛИВАЕТ ИПОХО- НДРИЧЕСКУЮ НАСТРОЕННОСТЬ | ОЩУЩЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ, ТВЕРДОСТИ. | СИНИЙ | ВЫЗЫВАЕТ ТРЕ – ВОЖНОСТЬ БЕС- ПОКОЙСТВО | ОТЧУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ, В ОТНО- ШЕНИЯХ С ПСИ- ХОЛОГОМ. | ТРЕВОГА, ХОЛОД, ОЩУЩЕНИЕ “БЕЗДНЫ” |
Ионизация воздуха.
Чувствительность людей к метеорологическим явлениям неуклонно повышается.
Причем, женщины ощущает это гораздо сильнее, чем мужчины, пожилые более
интенсивно, чем молодые. Одним из наиболее изученных факторов являются ионы –
невидимые электрически заряженные частицы газов. Обычно в одном кубическом
сантиметре находится 4 – 5 тысяч заряженных ионов, а в горных районах – более
10000. Показано также, что в городах с загрязненным климатом количество ионов
резко уменьшается. Ученные установили, что многие недомогания вызываются
снижением количества ионов в атмосфере. Ионы сдерживают распространение
грибков, уничтожают бактерии, повышают активность живых организмов. Получены
положительные результаты при лечении отрицательно заряженными ионами
некоторых болезней, в том числе и психических.
Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в
помещениях Центра, предназначенных для отдыха, а также в системе вентиляции
здания.
4).Цвет и возраст.
В 1959 году были подвергнуты испытанию (цветовой тест Люшера) в медицинской
клинике Лейпцигского университета 1000 человек различного возраста, от
детского до старческого. При этом было установлено, что молодые люди,
особенно в возрасте до 25 лет, в большинстве предпочитают красный цвет. Чем
старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона.
Известно, что есть мужчины и женщины, которые в силу своего поведения и
образа жизни очень рано утрачивают свежесть и непринужденность и производят
впечатление стариков. В цветовом тесте они отклоняют активные цвета, красный
и желтый, и выбирают серый, коричневый, темно – зеленый. Эти приглушенные
тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически
молодыми людьми и в тех случаях, когда их жизненная сила снижена
разочарованиями, невротическими нарушениями или изнурительной болезнью. Если
спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и
желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно
услышать: «Конечно, физически за молодыми я не угонюсь, но чувствую себя как
35 – летний».
5. Цвет и имя
Известно, что каждому из цветов спектра соответствует определенная длина
волны – от самой короткой до самой длинной (соответственно фиолетовый и
красный цвет).
Именам соответствуют шесть цветов: три основных – синий, желтый и красный;
три составных – зеленый, фиолетовый и оранжевый. Например, имя Мария – это
небесно – голубой цвет, Михаил – красный, Ян – желтый, и это неслучайно.
Голубой цвет, традиционно символизирующий душу, фиолетовый – тело, зеленый –
ум, разум, желтый – рассудок, красный – страсти, оранжевый – чувства.
Разумеется, речь идет о ведущей тенденции, и не следует полагать, что,
например, Мария – это сплошная духовность или, если Агнесса – это зеленое
имя, то зеленый цвет является для Агнесс любимым.
На уровне цвета имя может быть сложным (если ему соответствует составной
цвет, полученный в результате сложения основных цветов). Таковые имена
Магдалена – фиолетовое имя, образованное путем сложения голубого и красного
цветов; Филипп – зеленое (голубой + желтый); Тереза – оранжевый (желтый +
красный).
6.Цвет и характер.
Вы наверняка по себе заметили, что цвет может вызывать приятные и неприятные
чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный
склад характера человека.
Белый.
Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не
несет – ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера.
Черный.
Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные
тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к
депрессии, сомневаетесь в своих силах. Может, стоит посоветоваться с
психологом.
Серый.
Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем
решится, на что – ни будь. Этот цвет предпочитают те, кто боится
«высунуться».
Красный.
Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ
и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает
раздражение, верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс
неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению.
Оранжевый.
Любимый цвет мечтателей, правда, не лишенных интуиции. Однако в старину ему
присваивали также лицемерие и притворство.
8.Биоэнергетика в цвете.
История изучения парапсихологических феноменов накопила изрядное количество
фактов, которыми вряд ли стоит пренебрегать.
Молодая наука биоэнергетика устанавливает все более тесные связи с
психологией. И на этом стыке близится решение многих вопросов, которые
волнуют сейчас людей.
В поэме «Семь красавиц» Низами – 7 самостоятельных новелл. Каждая из них
рассказывается от лица одной из семи жен главного героя – Бахрама. Жены живут
в особых дворцах, цвет которых соответствует определенному дню недели и
планете, покровительствовавшей этому дню. Порядок их таков: суббота – черный
цвет – планете Кейвон (Сатурн), воскресенье – желтый цвет – Солнце,
понедельник – зеленый цвет – Луна, вторник – красный цвет – Марс, среда –
синий цвет – Утарец (Меркурий), четверг – лиловый цвет – Юпитер, пятница –
белый цвет – Зухра (Венера).
Одеваясь в одежду соответствующего цвета, Бахрам каждый день посещает один из
дворцов и выслушивает одну из историй.
Путь Бахрам символически означает движение вверх по небесным этажам от грубой
чувственности к идеальной любви, от незнания (черный цвет)– к знанию (белый).
В нашем мире существуют более тонкие явления, которые получают в следующих
измерениях временные характеристики. Рост воли, интеллекта, интуиции,, любви
– это координаты четырех -, пяти -, шести -, семимерных пространств.
Нашу Вселенную пронизывает тончайшая субстанция, о которой есть упоминание во
многих космогонических философиях древности – Абсолют, имеющий бесконечное
число измерений. Прошлое, настоящее, будущее в Абсолюте едины. Кроме нашей в
нем существуют и другие Вселенные, но знания о них труднодоступны и более
продвинуты для наземных цивилизаций.
Наша Вселенная объединяет 13 миров: 7 основных, 5 промежуточных, и 1 мир
противоборствующий, мир «темных сил».
Классификация миров, отражающая, законы гармонии и красоты во Вселенной.
I МИР – трехмерный – хорошо нам известен. Материя и энергия соответствуют
колебаниям волн красного цвета и созвучны колебаниям волн звука «до» первой
октавы.
II МИР – Эфирный – не имеет живых существ. Энергия соответствует
колебаниям волн оранжевого цвета и ноте «ре». Энергия этого мира идет на
движение живых существ Земли.
III МИР – Астральный – гравитационное поле Луны. Энергия и материя
соответствуют колебаниям волн желтого цвета и ноте «ми».
IV МИР – (четырехмерное пространство) – Ментальный. Материя –
гравитационное поле нашей галактики, соответствует колебаниям волн зеленого
цвета и ноте «фа».
V МИР – (пятимерное пространство) – Нирвана (мир любви). Материя –
гравитационное поле Вселенной соответствует колебаниям волн синего цвета и ноте
«ля».
VII МИР – (семимерное пространство) – Нирвана (мир любви). Материя –
гравитационное поле Вселенной. Соответствует колебаниям фиолетового цвета и
ноте «си».
Существует зеркальное отражение мира – Нирваны – 13 мир. Чувство
противоположное любви, ведущей к созиданию, чувство ненависти, ведущее к
разрушению. Материя и энергия 13 мира соответствует колебаниям волн
коричневого цвета, нота отсутствует. В индуизме это мир Шивы, в христианстве
– мир Люцифера. Этот мир распространяется на всю вселенную, но базовой
планетой 13 мира считается Земля, которая в этом случае становится центром
вселенской борьбы.
Если все цвета радуги смешать воедино, получится белый цвет (цепь созидания и
любви).
Если же сделать тоже самое, но при этом заменить фиолетовый (любовь) на
коричневый (ненависть), то получится черный цвет (цепь разрушения).
При сопоставлении известных законов гармонии в музыке и живописи с
положениями данной системы наблюдается известная закономерность.
Например, консонирующий (созвучный, интервал «до» – «фа») соответствует
гармоничному сочетанию в живописи – красному и зеленому цвету. А в нашей
системе на Земле (красный) и развитие интеллекта (зеленый) дают совершенное
развитие в карме.
Аура – чаще всего это слово употребляется для обозначения особого
цветового свечения вокруг человека, которое воспринимается в особом состоянии
сознания. Электромагнитные излучения есть у каждого человека. Они не являются
статичными, неизменными, а постоянно колеблются, отражая динамику жизненных и
психических процессов личности.
По ветовым качествам этого излучения видящие его способны диагностировать не
только состояние души. Существует особая отрасль нетрадиционной медицины,
изучающая цветовое свечение человека.
1. Известный исследователь человеческой психики Рудольф Штайнер
пишет, что «голубые тона» цветов выступают у благоговейных, преданных натур.
Если же эти люди еще не интелегентны, тогда чередуются голубые и зеленые
излучения, или голубое переходит в зеленое.
2. Изобретательный человек, употребляющий все свои мысли на
удовлетворение чувственных страстей, являет пурпурные оттенки.
3. У того, кто отдает плодотворные мысли бескорыстному существованию
и интересам, преобладают красно – синие цвета.
4. Жизнь в духе, сопутствуемая благородной преданностью и
самопожертвованием, связывается с розово – фиолетовыми или светло – фиолетовыми
оттенками.
С древних времен человечество придавало цвету особое символическое значение.
На православных иконах, на буддийских мандалах, индуистских янтрах
встречаемся мы с духовными откровениями, выраженными языком цвета.
По мнению астрологов, каждая душа обладает своим сущностным цветом и тоном,
и человек интуитивно чувствует свой цвет, хотя не всегда осознает это.
Не надо думать, что каждый из нас обречен, любить один единственный цвет.
Наши цветовые пристрастия зависят от многого – от возраста, настроения,
сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от моды, наконец.
Но все – таки знать свой глубинный цвет хотели бы многие.
Л. Назарова. Я б в астрологи пошел... Кармическая астрология Научно –
популярное издание – Д.: Сталкер, 1996. С.210,212-219.
9. Биоэнергетика в цвете.
У каждого есть цвет его души, его знак зодиака, имеющий силу талисмана.
Овен – предпочитает красный цвет.
Телец – светло – зеленый.
Близнецы – любят все цвета радуги.
Рак – голубой цвет.
Лев – от оранжевого до золотистого.
Дева – синий цвет.
Весы – темно – зеленый цвет.
Скорпион – пурпурный цвет.
Стрелец – любят все цвета радуги.
Козерог – гораздо строже в выборе цвета он предпочитает белый, черный, лиловый.
Водолей – фиолетовый цвет.
Рыбы – все нюансы сине, – зеленого.
И.Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывает, как странник
расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одеждах
воспитанников. «Разгадка тут вот в чем, - отвечает надзиратель, - для нас это
средство узнать характер каждого мальчика. Из нашего запаса тканей и отделок
воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а так же любой фасон и покрой из
ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой
цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека.
Исследования показали, что с помощью цветовых тестов можно выявить некоторые
особенности личности.
Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые сильные люди, они живут
сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня.
Дети, выбирают из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные
подвижные игры.
Дети, выбирающие желтый, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих
фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать
мечтателями «не от мира сего». Такие люди плохо приспосабливаются к жизни.
Подобный тип людей описал Ф.М.Достоевский. «Мечтатель, - пишет он в «Белых
ночах», - если нужно его подробно определить – не человек, а, знаете, какое –
то существо среднего рода. Селится он большей частью, где – ни будь в
неприступном углу, как будто таится в нем от дневного света».
Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые
мечты»), истощение нервной системы. Детям, выбирающим зеленый цвет, обычно
свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.
Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности,
порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.
Коричневому цвету часто отдают предпочтение дети неустроенные в жизни.
Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в
той или другой экстремальной ситуации.
Страницы: 1, 2
|