Рефераты

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Выпускная квалификационная работа ''АНАЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ'' СОДЕРЖАНИЕ Введение.......................................................................3 ГЛАВА 1. Электромеханические аналогии §1. Электромагнитные и механические колебания..................................5 §2. Решение уравнений, описывающих свободные колебания........................15 §3. Решение физических задач..................................................18 §4. Изучение волновых процессов ..............................................25 ГЛАВА 2. Другие виды аналогий в школьном курсе физики §5.Использование аналогии при изучении транзистора............................32 §6. Изучение электрических цепей с использованием аналогии....................35 §7. Аналогии при изучении постулатов Бора.....................................45 ГЛАВА 3. Изучение аналогий на факультативах, кружках и спецкурсах. §8. Волчок и магнит...........................................................52 §9. Свет и глаз...............................................................62 Заключение....................................................................70 Список литературы.............................................................71 Введение. Аналогия - один из методов научного познания, который широко применяется при изучении физики. В основе аналогии лежит сравнение. Если обнаруживается, что два или более объектов имеют сходные признаки, то делается вывод и о сходстве некоторых других признаков. Вывод по аналогии может быть как истинным, так и ложным, поэтому он требует экспериментальной проверки. Значение аналогий при обучении связано с повышением научно-теоретического уровня изложения материала на уроках физики в средней школе, с формированием научного мировоззрения учащихся. В практике обучение аналогии используется в основном для пояснения уже введенных трудных понятий и закономерностей. Электромагнитные колебания и волны - темы школьного курса физики, усвоение которых традиционно вызывает большие затруднения у учащихся. Поэтому для облегчения изучения электромагнитных процессов используются электромеханические аналогии, поскольку колебания и волны различной природы подчиняются общим закономерностям. Аналогии между механическими и электрическими колебательными процессами с успехом используются в современных исследованиях и расчетах. При расчете сложных математических систем часто прибегают к электромеханической аналогии, моделируя механическую систему соответствующей электрической. Демонстрационный эксперимент при изучении переменного тока вскрывает лишь некоторые основные особенности процессов протекания тока по различным электрическим цепям. Здесь большое значение имеют аналогии, дающие возможность понять ряд явлений в цепях переменного тока, сущность которых трудно разъяснить в средней школе другими средствами. К таким вопросам в первую очередь относятся явления в цепях переменного тока с емкостью и индуктивностью, а также сдвиг фаз между током и напряжением. Использование метода аналогии при решении задач может идти в двух направлениях: 1) непосредственное применение этого метода; 2) отыскание физической системы, которая аналогична данной в условии задачи. В данной работе будут рассмотрены следующие аналогии, изучаемые в курсе физики средней школы: электромагнитные и механические колебания; решение уравнений, описывающих колебания в пружинном и математическом маятниках; решение физических задач; изучение волновых процессов; изучение электрических цепей с использованием аналогии; использование аналогии при изучении транзистора; аналогии при изучении постулатов Бора; волчок и магнит; свет и глаз. Таким образом аналогии позволяют учащимся более глубоко понять известные физические явления, понятия и процессы. ГЛАВА 1 ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ. § 1 Электромагнитные и механические аналогии. В теме " Электромагнитные колебания " рассматривается электромагнитный процесс, возникающий при разрядке конденсатора через катушку индуктивности и делается вывод о колебательном характере этого процесса. Электромагнитные колебания в контуре имеют сходство со свободными механическими колебаниями, например с колебаниями тела, закрепленного на пружине. Сходство относится не к природе самих величин, которые периодически изменяются, а к процессам периодического изменения различных величин. При механических колебаниях периодически изменяются координата тела x и проекции его скорости Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , а при электромагнитных колебаниях меняются заряд конденсатора q и сила тока в цепи i. Одинаковый характер изменения величин (механических и электрических) объясняется тем, что имеется аналогия в условиях, при которых порождаются механические и электромагнитные колебания. Возвращение к положению равновесия тела на пружине вызывается силой упругости F , пропорциональной смещению тела от положения равновесия. Коэффициентом пропорциональности является жесткость пружины k. Разрядка конденсатора (появление тока) обусловлена напряжением U между пластинами конденсатора, которое пропорционально заряду q. Коэффициентом пропорциональности является величина Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , обратная емкости, так как Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы =Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы q. Подобно тому как вследствии инертности тело лишь постепенно увеличивает скорость под действием силы и эта скорость после прекращения действия силы не становится сразу равной нулю, электрический ток в катушке за счет явления самоиндукции увеличивается под действием напряжения постепенно и не исчезает сразу, когда это напряжение становится равным нулю. Индуктивность контура L играет туже роль, что и масса тела m в механике. Соответственно кинетической энергии тела Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы отвечает энергия магнитного поля тока Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , а импульсу тела mv отвечает поток магнитной индукции Li . Зарядке конденсатора от батареи соответствует сообщение телу, прикрепленному к пружине, потенциальной энергии Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы при смещении тела на расстояние Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы от положения равновесия (рис. 1,а). Сравнивая это выражение с энергией конденсатора Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , замечаем, что жесткость k пружины играет при механическом колебательном процессе такую же роль, как величина Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , обратная емкости, при электромагнитных колебаниях, а начальная координата Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы соответствует заряду Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы . Возникновение в электрической цепи тока i за счет разности потенциалов соответствующих появлению в механической колебательной системе скорости Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы под действием силы упругости пружины (рис.1,б). Моменту, когда конденсатор разрядится, а сила тока достигнет максимума, соответствует прохождение тела через положение равновесия с максимальной скоростью (рис.1.в). Далее конденсатор начнет перезаряжаться, а тело смещаться влево от положения равновесия (рис.1,г). По прошествии половины периода Т конденсатор полностью перезарядится и сила тока станет равной нулю. Этому состоянию соответствует отклонение тела в крайнее левое положение, когда его скорость равна нулю (рис.1,д). Рассмотренные выше колебания являются свободными. Здесь не учтено, что в любой реальной механической системе существуют силы трения. Таким образом, соответствие между механическими и электрическими величинами при колебательных процессах можно представить в виде таблицы 1

Механические величины

Электрические величины

Координата хЗаряд q

Скорость vx=x'

Сила тока i=q'

Ускорение аx=vx

Скорость изменения силы тока i'

Масса m

Индуктивность L
Жесткость kВеличина, обратная электроемкости. 1/С
Сила FНапряжение U
Вязкость bСопротивление R

Потенциальная энергия деформирован­ной пружины kx2/2

Энергия электрического поля конден­сатора q2/(2C)

Кинетическая энергия mv2/2

Энергия магнитного поля катушки Li2/2

Импульс mv

Поток магнитной индукции Li
Выведем уравнение свободных незатухающих электромагнитных колебаний в контуре и колебаний горизонтального пружинного маятника. Применяя к пружинному маятнику закон сохранения энергии, получим равенство: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы +Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , где Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , тогда имеем Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (1) Так как Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы получаем Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы =const (2) Следует заметить, что уравнение (2) так же следует из закона сохранения энергии. В уравнении (2) i=q' - мгновенное значение силы тока, qmax - максимальный заряд на конденсаторе (он не должен вызвать пробоя). Делаем вы­вод о зависимости силы тока от величины за­ряда и находим значение максимальной силы тока: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Откуда Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы при q=0. Как видно формально с точки зрения математики уравнения (1) и (2) являются одинаковыми. Решаем уравнение (2): производная полной энергии по времени равна нулю, так как энергия постоянна. Следовательно, равна нулю сумма производных по времени от энергий магнитного и электрического полей. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы или Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (3) Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Физический смысл уравнения (3) состоит в том, что скорость изменения энергии магнитного поля по модулю равна скорости изменения энергии электрического поля; знак “минус” указывает на то, что, когда энергия электрического поля возрастает, энергия магнитного поля убывает (и наоборот). Поэтому полная энергия не меняется. Вычисляя обе производные получаем: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы так как Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , тогда Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы получаем Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (4) Уравнение (4) является основным уравнением, описывающем процессы в колебательном контуре. Рассмотрим колебания вертикального пружинного и математического маятников. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Выведем груз из положения равновесия, рас­тянув пружину на длину Хm (рис.2) и от­пустим. (Амплитудное растяжение пружины Xm должно быть таково, чтобы был справедлив закон Гука Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и выводимая на его основе формула потенциальной энергии пружины.) Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис.2 Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Мгновенные значения координаты груза х в процессе колебаний лежат в пределах -xm £x£xm . По закону сохраненья энергии имеем: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (5) где X0=mg/k - статическое растяжение пру­жины (потенциальную энергию груза в поле силы тяжести отсчитываем от уровня равно­весия груза, обозначенного на рис. 2 пункти­ром). Учитывая, что Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , получим уравнение колебаний Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы =соnstДиплом: Аналогии в курсе физики средней школы (6) Как видно уравнения колебаний горизонтального и вертикального пружинных маятников одинаковы. Ускорение свободного падения g, имеющееся в уравнении (5), отсутствует в полученном уравнении колебаний. Следовательно, колеба­ния груза на пружине не зависят от g и оди­наковы, например, на Земле и Луне. Хотя в дифференциальные уравнения (1) и (6) входят разные величины, математически они эквивалентны. По аналогии с уравнением (4) описывающем процессы в колебательном контуре, запишем уравнение колебания пружинного маятника: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы получим Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , (7) Отклоним теперь математический маятник длиной l (рис. 3) от положения равновесия на длину дуги sm<<l и отпустим. Мгновен­ная высота подъема маятника рис.3 Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы так как при a<<1 можно считать Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , а s=la. По закону сохранения энергии имеем: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , где Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы или Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы =const (8) По аналогии с формулами (4) и (7) x®q®s; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы получаем: S``= - Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (9) Различие уравнений (1), (6) и (9) состоит только в обозначениях и физическом смысле входящих в них величин. Если не предполагать sm<<l (соответственно am=Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы <<1 рад.), то получится слож­ное уравнение, решить которое в рамках школьного курса невозможно. Оно будет опи­сывать колебания, период которых зависит от амплитуды. Строго говоря, период колебаний маятника всегда зависит от am, однако при sm<<l рад. этой зависимостью можно пре­небречь. Процессы в колебательном контуре станут понятнее учащимся при рассмотрении преобразований энергий, которые происходят при колебаниях, используя таблицу 2.
ВремяКолебательный контурПружинный маятник

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

На конденсаторе находится заряд q0; энергия электрического поля Wэ максимальна. Энергия магнитного поля Wм равна нулю

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Смешение X0 тела от положения равновесия — наибольшее; его потенциальная энергия Wп максимальна, кинетическая Wк равна нулю

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ;Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

При замыкании цепи конденсатор начинает разряжаться через катушку: возникает ток и связанное с ним магнитное поле. Вследствие самоиндукции сила тока нарастает постепенно; энергия электрического поля преобразуется в энергию магнитного поля

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Тело приходит в движение, его скорость возрастает постепенно. Потенциальная энергия преобразуется в кинетическую

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Конденсатор разрядился, сила тока I0 максимальна, энергия электрического поля равна нулю, энергия магнитного поля максимальна

Wэ=0; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

При прохождении положения равновесия скорость v0, тела и его кинетическая энергия максимальны, потенциальная энергия равна нулю

Wп=0; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Вследствие самоиндукции сила тока уменьшается постепенно; на конденсаторе начинает накапливаться заряд и

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Тело, достигнув положения равновесия, продолжает движение по инерции с постепенно уменьшающейся скоростью и

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Конденсатор перезарядился; сила тока в цепи равна нулю

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Wм=0

Пружина максимально растянута: скорость тела равна нулю

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Wk=0

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Разрядка конденсатора возобновляется; ток течет в противоположном направлении; сила тока постепенно возрастает

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Тело начинает движение в противоположном направлении с постепенно увеличивающейся скоростью

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Конденсатор полностью разрядился; сила тока I0 в цепи максимальна

Wэ=0; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Тело проходит положение равновесия, его скорость максимальна

Wп=0; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Вследствие самоиндукции ток продолжает течь в том же направлении, конденсатор начинает заряжаться Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

По инерции тело движется к крайнему положению

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Конденсатор снова заряжен, ток в цепи отсутствует, состояние контура аналогично первоначальному

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Wм=0

Смещение тела максимально, его скорость равна нулю и состояние аналогично первоначальному

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Wk=0

§ 2. Решение уравнений, описывающих колебания в пружинном и математическом маятниках. Найдем решение уравнения: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (1) Нельзя считать, что Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы или Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , так как вместо Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы получилось бы равенство Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Чтобы в выражении второй производной Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы был множитель Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы запишем уравнение (1) в виде: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (2) Найдем первую и вторую производные: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Функция (2) есть решение исходного уравнения (1). Функция Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы есть также решение исходного уравнения. Обозначим постоянную величину Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , зависящую от свойств системы, через Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы : Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Тогда решение уравнения (2) можно записать: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (3) Тогда уравнение (1), описывающее свободные электромагнитные колебания примет вид: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (4) Из курса математики известно, что наименьший период косинуса равен 2π. Следовательно, ω0=2π, Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы . Так как Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , тогда период колебаний равен Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы - формула Томсона. Аналогично этим рассуждениям решим уравнение для колебаний вертикального пружинного маятника: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (5) Запишем уравнение (5) в виде: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (6) Найдем первую и вторую производные: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Функция (6) есть решение исходного уравнения. Функция Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы есть также решение исходного уравнения. Обозначим постоянную величину Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы через w0 получим Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (7) Тогда уравнение (5) будет иметь вид: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (8) Период коле­баний для пружинного маятника по аналогии с формулой Томсона Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы где Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы получим Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (9) Аналогично выше изложенным рассуждениям решим уравнение для колебаний математического маятника: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (10) Запишем уравнение (10) в виде: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (11) Найдем первую и вторую производные уравнения (11): Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Функция (11) есть решение уравнения (10). Обозначим постоянную величину Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ,зависящую от свойств системы, через w0 получим: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (12) Тогда уравнение (10) примет вид: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (13) По аналогии с формулой(8) и формулой Томсона, для математического маятника период колебаний равен: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы ; Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (14) Уравнения (4), (8) и (13) являются решениями уравнений, описывающих колебания в пружинном и математическом маятникам. § 3 Решение физических задач. Рассмотрим несколько задач, решение которых методом аналогии возможно на уроках и факультативных занятиях в 11 классах (после изучения раздела "Электрические колебания) и при повторении материала. Задача1. Изобразите механические системы, аналогичные электрическим цепям, схематически изображенными на рис.1,а,б Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Решение. Аналогичная механическая система соответствующая рис.1,а,б должна содержать тело массой m и две пружины с разными жестокостями Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы а) Общая емкость системы конденсаторов (рис.1,а) равна Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Используя аналогию механических и электрических величин, найдем что общая жесткость пружин искомой механической системы находится из соотношения Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Это соответствует последовательному соединению двух пружин. Учитывая, что один конденсатор заряжен, искомую механическую систему можно представить в виде одной сжатой пружины жесткость Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и одной недеформированной пружины жесткостью Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (рис.2,а). б) Аналогично рассмотрим вторую схему. Общая емкость системы конденсаторов (рис.1,б) равна Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Используя аналогию механических и электрических величин, найдем что общая жесткость пружин искомой механической системы находится из соотношения Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Это соответствует параллельному соединению двух пружин(рис.2,б). Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы рис.2. Задача2На рис.3,а,б изображены колебательные контуры. Придумайте механические аналоги им. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы рис.3,а О т в е т. Аналогичная механическая система соответствующая рис.3,а,б должна содержать два тела массами Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , и пружину жесткостью k. а) Общая индуктивность системы при последовательном соединении катушек равна Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Используя аналогию механических и электрических величин найдем, что общая масса Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы А это соответствует рис.4,а Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис. 4.а б) Аналогично рассматриваем вторую схему. Общая индуктивность параллельно соединенных катушек находится из соотношения Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Используя аналогию механических и электрических величин, найдем что общая масса катушек равна Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Это соответствует рис.4,б
Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы
Задача3. Придумайте механическую систему, которая была бы аналогична электрической цепи, состоящей из конденсатора емкостью С и резистора сопротивлением R (рис. 5). Первоначальный заряд конденсатора равен qм . Ключ К замыкается в некоторый момент времени принимаемый за начальный. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис. 5. О т в е т. Электрическую цепь, состоящую из емкости и сопротивления, можно представить как предельный случай электрического колебательного контура, в котором индуктивность настолько мала, что ею можно пренебречь. Поэтому аналогичная механическая система будет представлять собой прикрепленное к пружине (жесткость К) тело с очень малой массой, но с значительным объемом, находящееся в поле действия силы вязкого трения с коэффициентом ß. Задача4. Придумайте механическую динамическую аналогию электрической цепи, представленной на рис. 6. В начальный момент катушка индуктивностью L и резистор сопротивлением R отключены от источника постоянного тока с ЭДСДиплом: Аналогии в курсе физики средней школы . Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис. 6. О т в е т. Аналогичная механическая система состоит из тела, находящегося в поле тяжести Земли и расположенного внутри жидкости с коэффициентом вязкости Р. Если отпустить это тело, то оно падает в жидкости под действием силы тяжести FT= mg.
Задача5. Рассчитайте максимальное значение силы тока в цепи, изображенной на рис.7. До замыкания ключа заряд на конденсаторе Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы равен q, второй конденсатор не заряжен. Воспользуйтесь электромеханической аналогией. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы рис. 7. Решение. Здесь происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую или в соответствии с аналогией энергия электрического поля конденсатора превращается в энергию магнитного поля катушки. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы так как Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы тогда Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы . Отсюда значение максимальной силы тока равно Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Задача 6. Найти максимальную скорость груза на пружине в вязкой среде при действии на него переменной силы F=10sin10t(H) (рис. 8). Масса - груза 0,1 кг, жесткость пружины 2 Н/м, вязкость среды 1 Н. м/с. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис.8 Р е ш е н и е. В связи с тем что такой более сложный процесс, какой представлен в условии этой задачи, в школьном курсе физики не изучается, снова обратимся к аналогии. Аналогичная электрическая система выглядит как колебательный контур, содержащий внешний источник переменного тока (рис. 9). Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис.9 Из закона Ома для переменного то­ка (обозначения традиционные) максимальная сила тока Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Установим соответствия характеристик механической и электрической систем: fДиплом: Аналогии в курсе физики средней школы U: ßДиплом: Аналогии в курсе физики средней школы R :mДиплом: Аналогии в курсе физики средней школы L:KДиплом: Аналогии в курсе физики средней школы 1/C. Учитывая аналогичность систем, полу­чаем: Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы =Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы При подстановке следующих данных: F=10Н, Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы =10с-1, ß=1 Н•м/с, w=0,1кг, K=2 Н/м окончательно получаем vm Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы 1,28 м/с. Задача 7. Источник с ЭДС Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы и нулевым внутренним сопротивлением соединен последовательно с катушкой индуктивности L и конденсатором С (рис. 10). В начальный момент времени конденсатор не заряжен. Найти зависимость от времени напряжения на конденсаторе после замыкания ключа. Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы рис.10. Решение. Искать нужную зависимость, используя законы электромагнетизма, довольно сложно и не наглядно, поэтому целесообразно использовать механическую аналогию. На рис.11 приведена аналогичная механическая колебательная система. Аналогом источника с ЭДС может служить поле силы тяжести. При выдергивании подставки из-под прикрепленного к пружине груза начинаются его колебания. Он совершает гармоническое колебание около точки Xm, график которого дан на рис. 12. а. Уравнение координаты имеет вид: xm-x(t)=xm cos wot, или x(t)=xm (1 - cos wot). Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис. 11 Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис. 12 Аналогичное электрическое колебание (график дан на рис. 12, б) описывается следующими уравнениями: q (t)=qм (1 – cos wot); qм =Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы С, q (t)=CДиплом: Аналогии в курсе физики средней школы (1 — cos wot) , U(t)= Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы , U(f)= Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы (1 — cos wot). Здесь wo =Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы . В заключение отметим, что рассмотренные нами аналогии широко используются в научных исследованиях. Интересно, что принцип работы аналого-вычислительной машины основан на «поразительной анало­гичности» механического и электрического процессов. §4.Изучение волновых процессов. Рассматривая вопроссы излучения и распространения любых волн, следует сформулировать условия, необходимые для образования и излучения волн: 1) наличие источника колебаний в некоторой точке; 2) возможность передачи колебаний от данной точке к соседним (роль среды); 3) наличие достаточной связи источника колебаний с передающей средой. Рассмотрим следующие волновые процессы: излучения и распространения электромагнитных волн, интерференция света, дифракция света и поляризация света. 1. Излучение и распространение электромагнитных волн. При изучении вопросов излучения и распространения электромаг­нитных волн целесообразным аналогом будут акустические волны, факт распространения которых в окружающем пространстве легко устанавливается. Если взять простейший источник акустических волн (камертон без резонансного ящика), то связь его со средой малая и излучение звуковых волн незначительно. Поставив камертон на резонирующий ящик, замечают, что излучение звука значительно усилилось, так как связь со средой стала большей. Если рядом со звучащим камертоном поставить другой камертон, имеющий ту же частоту, то такой камертон возбуждается. Здесь наблюдают явление резонанса. Камертон, имеющий другую частоту собственных коле­баний, не возбудится. Излучение камертона возможно только в среде, обладающей определенными физическими свойствами. Как известно, излучение энергии замкнутым колебательным кон­туром незначительно, так как электрическое поле в этом случае ло­кализовано между обкладками конденсатора, а магнитное поле — вокруг катушки. Чтобы подчеркнуть это свойство замкнутого коле­бательного контура, уместно воспользоваться аналогией с колеблю­щимся камертоном (без резонансного ящика), излучение которого незначительно. Открытый колебательный контур излучает энергию значительно лучше, так как в этом случае магнитное и электрическое поля совмещены и занимают окружающее контур пространство. Чтобы проиллюстрировать данный факт, уместна аналогия с камер­тоном на резонансном ящике, хорошо излучающем энергию благо­даря связи со средой. Явление резонанса при звуковых процессах является хорошей аналогией для объяснения приема электромагнитных волн. В антенне приемного устройства возникают колебания всевозможных частот, но приемник «выбирает» из всех колебаний только те, на частоту ко­торых он настроен. Это аналогично возбуждению камертона, имею­щего ту же частоту, что и излучающий. При излучении электромагнитных волн возникают возмущения в электромагнитном поле, так же как возникают возмущения в упругой среде вокруг камертона. Природа же распространяющихся при этом волн различна. 2.Интерференция света. Интерференция света представляет собой сложное явление, объяснение которого требует рассмотрения вопроса о наложении волн, об условиях усиления и ослабления колебаний и т. д. Здесь применяют аналогию с поверхностными волнами на воде. Вначале, возбудив в волновой ванне две волны, наблюдают результат их наложения и объясняют полученную картину(рис.1). Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы Рис.1. В любой точке М на поверхности воды будут складываться колебания, вызванные двумя волнами (от источников O1 и О2). Амплитуды колебаний вызванных в т.М будут отличаться друг от друга, так как волны проходят различные пути D1 и D2 . Но если расстояние l между источниками много меньше этих путей (l <<D 1и l<<D2), то обе амплитуды можно считать одинаковыми. Результат сложения волн в точке М зависит от разности фаз между ними. Пройдя различные расстояния, волны имеют разность хода ΔD=D2-D1 Если разность хода равна длине волны l, то вторая волна запаздывает по сравнению с первой ровно на один период. Следовательно, в этом случае гребни (впадины) обеих волн совпадают. Сложение волн в зависимости от разности их хода объясняют на специально вычерченных графиках, показывая, как складываются колебания при условии совпадения фаз и в случае когда колебания происходят в противофазе. Зависимость от времени смещения х1 и х2 вызванных двумя волнами при DD=l. Разность фаз колебаний равна нулю, так как период синуса равен 2p (рис.2).

Диплом: Аналогии в курсе физики средней школы

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ