Диплом: Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением
окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на
кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно
благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят:
озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка
территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-
кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив,
прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-
краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в
образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении
отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная
деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение
учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с
учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи
позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу
с учащимися.
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников.
Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация
идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с
природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем
современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда
биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей
Среды, рациональное использование природных ресурсов. Содержание
экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого
школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая
выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности
учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить
из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна,
область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся,
особенностями их умственного развития и интересов.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической
культуры младших школьников является ведущим.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы,
экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных
жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат
не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на
будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с
убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные
способы поведения и действий в окружающей среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия
экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со
сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить
тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими
растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям;
как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной
работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения,
которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс
становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту,
кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с
природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках,
схемах и других документах. Все это делает исследования природной Среды и ее
охраны привлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при
условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности.
Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими
знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в
реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных
занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия
предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений,
животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в
окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В
индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят
школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их
состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить
окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка,
подкормить птиц зимой.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению
и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них
занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей
человека с живой природой.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют
массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на
экологические темы.
Выводы по I главе:
1. Проблемы экологического воспитания младших школьников является актуальной
и достаточно в научной и методической литературе.
2. Кружковая работа по формированию экономической культуры младших школьников
не находит широкого применения в практике работы школы.
3. Уровень экологической культуры младших школьников недостаточно высокий.
Глава II. Опыт организации кружковой
работы с младшими школьниками. 2.1. Кружковая работа в системе
экологического воспитания младших школьников.
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее
целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка
должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
¾ научно-познавательного;
¾ ценностного;
¾ нормативного;
¾ практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших
школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной
картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства
предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно
познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний
об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования
отношения детей к своему дому ¾ природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость
изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения
младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-
практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их
любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие,
сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования ¾ это правила
(предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и
социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾
показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между
людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей
и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в
детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять
особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо
повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает
существенные изменения. Ребенок этого возраста ¾ не только объект
воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при
разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший
школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с
окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих
действий в конкретной ситуации.
Практически ¾ деятельностный аспект содержания играет не менее важную
роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая
деятельность ¾ конечный результат формирующихся отношений, критерий
развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и
закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший
школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в
деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и
содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей
среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного
помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках
школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка
сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел.
Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем
школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как
делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц,
собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной
гигиены при уходе за кошками и собаками.
В содержании экологического образования в начальной школе должны найти
отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для
этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших
школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой
обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает
представление о многообразии обитателей природы, о том, как они
приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям
обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние
оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное
воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и
животных.
Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания
живых организмов: о их домах ¾ природных сообществах, в которых
протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью
человека.
В содержании экологического образования многоаспектно должны быть
представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды
зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические,
экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ¾
значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На
начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами,
созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать
роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с
отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации
(оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно
глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в
полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды,
отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой
работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и
транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места
обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье
людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них
деятельности людей, при изучении водоемов ¾ влияние деятельности
человека на чистоту вод и меры по их защите.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут
дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества,
важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в
содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько
содержательных линий:
¾ человек ¾ природное существо и член общества;
¾ многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
¾ экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
¾ труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность
учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или
села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология
села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки
связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически
привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов,
связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута,
составление плана местности.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов
работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени
школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится
понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости
от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных,
растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о
значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его
сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно
дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших
школьников.
Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в
Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области во 2 классе,
нами был проведен констатирующий эксперимент.
Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования
использовался в сочетании с методом интервью.
Анкета
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Назовите охраняемые растения нашей местности.
4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Что такое «фотоохота»?
7. Назовите лекарственные растения.
8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
9. Как человек разрушает природу?
10. Что могут сделать дети для охраны природы?
Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и
диаграммах.(Приложение № 4-10)
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из графика
(приложение № 1), большинство учащихся не имеют полного представления, о том
что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения,
животных, почву, человека; в то же время не были названы ¾ воздух и
вода.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?». Приведенные
данные (приложение № 2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот
вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, лекарства, одежду,
мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.
Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите
охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (приложение № 3)
свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых
растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить
значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и
другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную книгу
нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство учащихся
не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы
охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие
учащиеся не дали полных и точных ответов.
Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?». Как
показывают результаты анкетирования (приложение № 5), учащиеся не смогли
ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения
под руководством учителя ими не проводятся.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое «фотоохота?».Приведенные данные
(приложение № 6) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что
существует в природе безопасный вид охоты ¾ фотоохота.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей
среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение № 8), большинство
учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако
значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это
связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью
школьников об экологических проблемах.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?»
Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся
недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как
видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают, что они могут
сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение
муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу.
Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической
культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как
экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано
предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по
формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность
формирования у школьников бережного отношения к природе.
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического
образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания
младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа составлена из
расчета один раз в неделю.
При построении авторской программы кружковой работы мы сочли целесообразным
заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
¾ познавательном;
¾ познавательно-развлекательном;
¾ практическом;
¾ исследовательском.
Программа кружка «Юный эколог»
срок | познавательные мероприятия | познавательно-развлекательные мероприятия | практические мероприятия | Исследовательские мероприятия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сентябрь | Утренник «Мир вокруг нас» | Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые приключения Маши и Вити». | Работа над проектом «Мое дерево». Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | Путешествие по экологической тропинке (I часть). | октябрь | Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». | Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. | Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). | Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ноябрь | Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. | Утренник «В гостях у жителей подводного царства». | Операция «Малые реки» (рейд в пойму реки Дон). | Опыт «Волшебница вода». | декабрь | Спектакль «Зачем зимой снег». | Утренник «Здравствуй, гостья ¾ зима». | Подготовка материалов для экологической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры». | Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?» | январь | Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». | Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево». | Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | февраль | Беседа «Охраняемые животные Липецкой области». | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». | Операция «Синица» ¾ изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.» | март | Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». | Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». | Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» ¾ изготовление птичьих гнездовий | Опыт со срезанными ветками. | апрель | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». | Операция «Муравей». | Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | май | Турнир-викторина «Охраняемые растения Липецкой области». | Игра-путешествие «По лесным тропинкам». | Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. | Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения. |
Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных
мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы,
путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому
расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства
учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние
деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это
¾ тетрализованные представления на экологическую тему, праздники,
утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного
края, связанное с практическими делами (практическое направление работы
кружка «Юный эколог») ¾ посадкой деревьев и кустарников, охраной
уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников,
подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших
школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих
мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые
способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной
работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.
Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация
проводилась на базе 2 класса Перехвальской средней школы. В ходе работы кружка
нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.
1
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого
возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская
работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на
уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе
процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений,
умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически
грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто
дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений,
животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы
частному решению проблемы, считает может помочь исследовательская работа
младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов
с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на
доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми
исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов
исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по
проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья
играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако
большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает,
что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В
то же время дерево ¾ прекрасный объект для фенологических наблюдений.
На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей
средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую
обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ¾ довольно
крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить
дерево своим другом.
Проект включает три этапа работы. Первый этап ¾ подготовительный. На
этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы, дискуссии,
экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево,
которое ему нравится. Одно из условий ¾ дерево должно находиться в
доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных
наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от
проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники
выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во
дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное
дерево нашей страны ¾ береза. Однако для сравнения результатов важно
проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов
наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива.
Важной задачей работы в рамках проекта ¾ воспитание эмоционального
отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ¾
друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что
все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая
¾ обычные, «человеческие» имена ¾ Саша, Аннушка, Аленушка и
т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие
же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое
отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен ¾ это придуманные
слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени
«Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто
среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности,
но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка
(береза) Ежик (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о
своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными
именами, а не ботаническим названием. Таким образом они подчеркивают свое
личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.
Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого
необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту.
Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать
историю его появления.
Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в
которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких
записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в
разное время года.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом»,
«Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян»,
«Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою
очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из
заданий ¾ «Изучение ствола, коры».
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней
трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих
трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как
изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева
«средняя», так как она «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что
исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в
разное время года.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет
кора дерева?
Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных
погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и
грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими
огурцами».
4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их
внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора,
царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?
Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных
работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения
к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева,
нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания
дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое,
счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно
с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по
уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы «дереву не
было скучно и одиноко», делают кормушки для птиц.
Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений о
дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме.
Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.
«Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую ночь они
подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они
уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром возвращаются на свои
места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые». (Написала
Ульянова Таня)
«У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе.
Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталины, уже
видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим
деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Гаджиев
Борис)
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного
отношения школьников к природе.
Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои
первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц,
насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и
бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.
Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на
всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка
включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет
исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке,
стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для
слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый
вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это
вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все
шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки
шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах
тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от
солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,
звуками». Процесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый
из которых служит достижению общей цели всего наблюдения. Рассмотрим каждый
этап в отдельности (по А.В. Васильевой).
Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту
наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует
на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к
имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким
он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей
к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи
наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может
непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько
отстоять по времени от начала самого наблюдения.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и
сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на
первом этапе.
Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников –
использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда
достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия,
умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в
течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать
художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение
иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь,
на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения
этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на
наблюдательном объекте.
Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный
по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно
сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения
заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного
последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему
содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Первая
часть – обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети
обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту
особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую
характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному
восприятию предмета. Молча созерцать предмет дети могут несколько секунд.
Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным – таким его
делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть – анализ
обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на особенности
предмета. Мы заметили, что младшие школьники сравнительно легко выделяют
Страницы: 1, 2, 3, 4
|