Рефераты

Диплом: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Таблица № 2. Результаты использования методики обследования речи детей

дошкольного возраста в контрольной подготовительной группе

Список детей

Возраст

Показатели, %

Уровень успешностиЛогопедическое заключение
1. Фонем. восприятие2. Артикул. моторика3. Звукопр-е4. Структура слова5. Граматика6. Слово-образование7. Связная речьОбщий
1. Миша Р.6,3 г.6065567080767268IIIФФНР. Ст. дизартрия
2. Саша Т.6,1 г.6570607081867973IIIФФНР. Дислалия
3. Лёня Д.6,5 г.6070567090958675IIIФФНР. Дислалия
4. Паша А.6,5 г.6580739583908080IVФФНР. Дислалия
5. Надя Ф.6,6 г.7575668074807374IIIФФНР. Дислалия
6. Фаррук М.6,1 г.6565537080768269IIIФФНР. Ст. дизартрия
7. Лёша К.6,2 г.7075669093898681IVФФНР/ Дислалия
8. Глеб Т.6,4 г.7075609089827677IIIФФНР. Дислалия
9. Мартин П.6,5 г.7075669088837678IIIФФНР. Дислалия
10. Антон Б.6,2 г.7065607080637969,5IIIФФНР. Ст. дизартрия

график № 3

Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения

речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп

Диплом: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

(начало учебного года)

диаграмма№ 4

Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками

экспериментальной и контрольной групп

Диплом: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

(начало учебного года)

2.2. Формирующий эксперимент.

Организация и проведение коррекционной работы в

экспериментальной логопедической группе

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт

взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности,

воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет

много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и

коррекционных задач.

Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с

дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и

методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и

многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование

ведущего вида – игровой деятельности - залог успеха в логопедической работе.

Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной

стороны, это оптимальная «логопедизация» проводимых воспитателем занятий и

режимных моментов, с другой – насыщение логопедических занятий

общеразвивающим материалом, их «психологизация». Этого можно достичь при

условии готовности воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов

преемственности в педагогической работе.

Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей совместно с

воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы. В данном случае

он выступает как специалист, кроме того надо учитывать, что совместный

уровень подготовки воспитателей требует пока ещё очень тщательной, постоянной

консультации их со стороны логопеда. Поэтому мы разработали годовой план

методической работы логопеда с воспитателями по проблемам речевого развития

(см. приложение № 6).

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов,

комплексность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, работы по

преодолению нарушений устной и предупреждению письменной речи, явились

следующие:

Единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач. Принцип

коррекционной направленности общеобразовательных занятий и режимных моментов.

Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка. Принцип

максимального выявления и использования резервов психического развития

дошкольников.

Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и

самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции

познавательной деятельности детей.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти

являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения

дошкольников.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной

диагностики развития дошкольника.

Принцип последовательности в обучении и систематичности в закреплении

сформированных умений и навыков.

Разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной

работы воспитателя и логопеда.

Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных

видов, особенно ведущего вида деятельности в общеобразовательных и

коррекционных целях. Использование в логопедической работе продуктивной и

игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять

коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется

строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего

учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие

логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах

коррекционной работы). Логопед определяет общие и частные задачи развития

речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой

работы. Многие из коррекционных задач решались совместно. Воспитатель

планировал свои фронтальные занятия по развитию речи, познавательному

развитию, письму совместно с логопедом в соответствии с программой

коррекционного обучения детей с ФФНР и соответствующим календарным планом

логопедической работы.

При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение

придавалось системе планирования логопеда и воспитателя при работе с детьми

(см. приложения №4, 5).

2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для

детей с ФФНР в детском саду стали:

1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и

фонематического восприятия;

2) формирование звукопроизношения;

3) формирование навыков дифференциации звуков;

4) формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;

5) формирование звукослогового анализа и синтеза слова;

6) развитие лексики, грамматического строя и связной речи;

7) обучение послоговому чтению;

8) подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами;

9) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;

10) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной

памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации,

распределению и переключению внимания);

11) совершенствование пространственно – временных ориентировок;

12) развитие мелкой моторики рук;

13) развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;

14) развитие конструктивного мышления;

15) развитие изобразительно – графических способностей;

16) развитие сукцессивных способностей.

2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и

воспитателя в подготовительной группе

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

коррекционно-логопедическая работа

Общие

речевые навыки

1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Слоговая структура слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Языковой анализ

и синтез

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).

4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

5. Подбор слов на заданные звуки.

6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З'].

7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».

9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).

10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)

11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.

12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».

2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».

3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».

Связная речь

1. Составление простых распространённых предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Мелкая моторика

1. Работа по развитию пальчиковой моторики.

2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

5. Печатание пройденных букв в тетрадях.

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

коррекционно-логопедическая работа

Общие

речевые навыки

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ

и синтез

1. Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.

2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).

3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).

4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.

7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слова в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

9. Обучить послоговому чтению слов.

Грамматический строй речи

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детёнышей животных.

5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода).

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».

2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

3. «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Мелкая моторика

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).

4. Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.

5. Составление букв из элементов.

6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III период обучения

(март, апрель, май)

коррекционно-логопедическая работа

Общие

речевые навыки

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).

Языковой анализ

и синтез

1. Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю.

2. Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.

3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю.

6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.

Грамматический строй речи

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).

Лексика

  1. «Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. Мебель», «Посуда. Продукты питания».
  2. «Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».
  3. «Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Весенние с/х работы», «Лето. Цветы».

Связная речь

1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

Мелкая моторика

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).

4. Составление букв из элементов.

5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

2.2.3. Методика организации логопедической работы

в экспериментальных группах

Преодоление ФФНР достигается целенаправленной логопедической работой по

коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система

обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и

подготовку к полноценному овладению грамотой (см. приложение №4).

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений

об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений

и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Коррекционная работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них

речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных,

подгрупповых и фронтальных занятий.

На индивидуальных занятиях работа велась по развитию артикуляционной

моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции

нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные

упражнения связаны с определённой темой, например «Птицы», «Звери», и игрой.

На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как

одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в

инопланетян, героев сказок, зверят и т.д., и, таким образом, развивается

воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная

выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединялись.

С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению словаря,

развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических

форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей.

Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики,

голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания

объединялись одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который

порой по ходу действия (занятия) сочиняли дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения отличается от учебно-

дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы.

Комплексным подходом с использованием игровых приёмов занимались О.С.Ушакова,

Ф.А.Сохина, А.И.Максимова, Г.А.Тумакова, А.И.Максаков, Г.А.Каше. Игровые

приёмы предлагалось использовать при устранении заикания (Г.А.Волкова,

И.Г.Выгодская, Е.А.Пеллингер), при воспитании звуковой культуры у детей в

детских садах (М.Г.Генинг, Н.А.Герман, А.И.Максаков, Г.А.Тумакова,

Г.С.Швайко).

Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются:

- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в

подготовительной к школе группе). – М., Просвещение, 1978.

- Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием. Филичёва Т.Б.,Чиркина Г.В. – М.,1993

- Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи (7-й год жизни).- М., Просвещение, 1986.

- Перспективное планирование работы логопеда в подготовительной группе

дошкольного образовательного учреждения (ФФНР, ОНР). Сост. Н.В.Серебрякова.

- Перспективное планирование работы логопедической работы в

подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР. Сост.

Н.В.Нищева.

- Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков

звукового анализа и обучению грамоте. Сост. Т.А.Ткаченко.

- Календарный план коррекционной работы в подготовительной группе для

детей с ФФНР. Сост. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.

А также используются труды Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Фотековой Т.А.,

Колесниковой Е.В., Астафьевой Е.Г., Гаркуша Ю.Ф., Грибовой О.Е., Пожиленко

Е.А., Васильевой С.А., Соколовой Н.В., Фомичёвой М.Ф., Парамоновой Л.Г. и

многих других авторов.

В системе занятий реализовался принцип специального образования – принцип

коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно:

коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

- развитие слухового внимания;

- развитие сенсорных и моторных функций;

- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения,

восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности

(дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности,

оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и

потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования в программе распространяются на все фронтальные и подгрупповые

занятия в логопедической группе:

1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и

грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные

занятия).

4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа и содержания работы.

5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

9. Недопустимость использования дефектных звуков.

При организации фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения

у дошкольников использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая

организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития

познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так

как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические

приёмы, которые носят развивающий характер.

Последовательность ознакомления со звуками в основном в соответствии с

рекомендациями Г.А.Каше, присутствует и варьирование последовательности

изучения звуков.

Учитывались в программе требования к коррекции всех сторон речи: фонетики,

лексики, грамматики, семантики и просодии.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматривались

задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществлялась

подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского

организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия,

приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развёртываются

действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово»,

«предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в

произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов,

чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно

разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием:

- сказочных сюжетов;

- элементов фольклора;

- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

- литературных персонажей;

- известных и придуманных игр;

- элементов сюжетно-дидактической игры;

- сюжетных и пейзажных картин;

- специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик,

панно;

- настольно-печатных игр;

- сюжетов и героев мультфильмов.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

- развитию всех компонентов речи;

- формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- развитию познавательных процессов;

- развитию творческих способностей детей;

- воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации

звуков включает обязательные элементы:

1. оргмомент;

2. сообщение темы занятия;

3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5. произношение звуков в словах;

6. физминутка;

7. работа над предложением;

8. обучение элементам грамоты;

9. итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:

- задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;

- подготовка к обучению грамоте;

- лексико-грамматические задания;

- физпаузы (взаимодействие речи и движений);

- голосовые, дыхательные, мимические упражнения;

- имитация движений и действий;

- творческие задания;

- словотворчество;

- упражнение на развитие познавательных процессов;

- стихи, диалоги.

Данные элементы дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и

гармоничное развитие ребёнка.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-

тематических фронтальных занятий.

1. Организационный.

Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение,

пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так же коррекция

психофизических функций. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, включаются

релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у

детей с дизартрией. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц,

способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая

гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию

воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к

теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки

или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними,

выделяют изучаемые звуки из названия персонажей. На других занятиях детям

предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат

изучаемые звуки. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ