Рефераты

Диплом: Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и

задерживать мяч.

б) Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а

одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель,

используя изученные условные знаки плана).

в) Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают

составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки

окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в

соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.

г) Определение природных зон по иллюстрациям. По заданию учителя

учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко

характеризуют растительный и животный мир.

Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона.

III. Подвижные игры.

Современная практика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста

располагает довольно разнообразным игровым материалом, заполняющим досуг

детей и направленным на переключение ребенка от одного вида деятельности к

другому. Однако учителя ощущают нехватку методического материала по подвижным

играм. Проведение подвижных речевых игр не требует специальной подготовки. Их

можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке.

а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет

значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно

использовать лишь детали костюмов.

б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают

определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений.

Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра

не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в

ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные

ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по

родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их

свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного

полезного ископаемого.

в) Можно использовать игры экологического характера, когда дети

выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические

проблемы.

Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют

установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным

сюжетом игры, личным участием детей.

IV. Деловые игры.

Часто в урок природоведения вводят деловую игру. Примером таких являются

игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению,

закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе.

Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным

участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно

предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо

выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о

природе тех мест, где вы побывали.

После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для

повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите

ваши наблюдения.

4) Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились.

Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто

облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти

направление на север.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на

приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

V. Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных

интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной

познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны:

шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на

сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес

определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес

игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность

для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс

творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Целенаправленное развитие

интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом

механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций,

которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения

логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней.

1) загадки, в которых дается описание предмета или явления путем

перечисления признаков.

1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)

2. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

4. Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев. (Жираф)

2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления.

1. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

2. Он качалка и кровать,

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу.

Покачает на весу. (Гамак)

3. На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Еж)

4. Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

5. Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Красный глазок. (Кролик)

4) В описании загадки использованы метафоры.

1. Много рук, а нога одна. (Дерево)

2. Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

3. Он по-рабочему одет -

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел)

4. Яичко в чашечке

С дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)

5. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета

или явления, а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего:

а) шарады - задачи, в которых нужно разгадать задуманное слово,

состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом.

Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом

дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда

отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

1. Виноград (вино - напиток, град - местожительство)

2. Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они. (Буквы)

3. Начало - нота,

Потом - оленя украшенье,

А вместе - место

Оживленного движенья. (Дорога)

4. Две ноты, две буквы,

Все вместе - игра,

В которую любит

Играть детвора. (Домино)

5. Кто играл в горелки летом,

Да еще «горел» при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали. (Горизонт)

б) метаграммы - задача, основанная на последовательном изменении в слове

одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно

по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко

определить и все остальные слова.

1. СБ - мучительной бываю,

СМ - одежду пожираю,

СР - актеру я нужна,

СС - для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)

2. С буквы 4 для вас я

Друг, приятель.

А стоит 4 сменить на Г,

Как перед вами встанет неприятель. (Врач - враг)

3. С буквой Д вперед шагаю

От зари и до зари.

С П торчу, затем - не знаю.

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной. (День - пень - тень - лень)

в) анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в

нем букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или

отбрасывать буквы не разрешается.

Дорога - (города)

Баян - (баня)

Банка - (кабан)

Вобла - (обвал)

Вижу зверей - (живу резвей)

Камыш - (мышка)

Корма - (комар)

Коршун - (шнурок)

Ложа - (жало)

Мать - (тьма)

Масло - (смола)

Мошкара - (ромашка)

Метрика - (материк)

Насос - (сосна)

Просо - (опрос)

Подвода - (водопад)

Палки - капли - лапки - липки - пилка

Приток - портик - тропик

Пион - пони

Рост - (сорт, торс, трос)

Росинка - (соринка)

Сел - (лес)

Шпала - (лапша)

Ямка - (маяк)

г) логогриф - род загадки, в которой задуманное слово получает различное

значение от перестановки или выбрасывания букв.

1. Без 1 буквы - река,

Без 2-х - местоимение,

Без 3-х - предлог. (Крона - Рона, она, на)

2. Вам известно или нет,

Есть такой на свете цвет.

Если ноту уберете,

В лес сосновый попадете. (Бордо - бор)

3. Я - синоним к слову бык

И известен всем,

Но прибавь мне букву К,

И я козляток съем. (Вол - волк)

4. Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь -

И стану птицей я лесной. (Волга - иволга)

6) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую

может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и

закономерности природы.

Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они должны

использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения, аналогию

рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.). Это

стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные игры

требуют употребления различных лексикограмматических структур, следовательно,

они развивают речь детей и совершенствуют умение рассказывать четко и

образно.

Акробаты.

1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не страшно:

везде листики, травинки - мягкие перинки.

Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая

травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.

(Кузнечики)

(А. Гумбасов «Телеграмма»)

(Изд. «Малыш», 1985)

2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не

строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко

зарываются в ил.

(Лягушки)

Кроме того, все игры можно разделить на 2 большие группы:

1. Игры, разрабатываемые учителем. Некоторые учителя вносят элемент

игры в опорные сигналы, графические конспекты. После разработки игры учитель

предлагает ее детям. На этом этапе от учителя требуется терпение, такт,

умелое руководство игрой.

2. Игры, составленные учащимися под руководством учителя. При этом

проявляется большая творческая активность. Создание игр имеет большое

воспитательное значение, так как в ходе работы учащиеся должны проявить

творчество, трудолюбие, изобретательность.

Предложенные здесь игры составляют открытую систему, так как они могут быть

дополнены вновь разработанными природоведческими играми.

§2 Значение природоведческих игр в развитии учащихся.

В теории и практике применения игр в учебном процессе придается большое

значение этой форме организации деятельности детей.

Прежде всего игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире.

Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой

ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает

формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий

мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то

определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением

трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно

развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать,

классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память,

внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают

вкус к учебной деятельности.

При проведении игр следует отметить:

- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен

к творческой деятельности;

- игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию,

соответствовать их уровню развития;

- яркая наглядность способствует проведению игры;

- игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь

тесную связь с изучаемым материалом по теме.

Игры развивающего характера эффективны в использовании в учебной и внеурочной

деятельности в начальной школе. В игре ребенок раскрывает себя и делает

первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и сверстниками;

закрепляет нормы общения в коллективе; играя, ребенок вступает в мир

человеческих действий и отношений, приобретает необходимые знания, умения и

навыки.

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она

обеспечивает:

1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание

у школьника умения учиться;

2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как

учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной ориентации на овладение

способами учебных действий.

Понимая, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении, учитель

может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или ином

конкретном случае.

Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его

внутренний мир, определяет направление его интересов.

Неоценима роль игр в сенсорном развитии учащихся. Они способствуют развитию

наблюдательности, творческих способностей, изобретательности,

самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Особая роль игр

заключается в возможности безболезненного перехода ребенка из игровой в

учебную деятельность, что и является ведущей задачей начального этапа

обучения.

Занимательность вообще и игры в частности дает учителю возможность не только

по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для

формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех или иных

природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению природоведения.

Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать

новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением игр

становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой

деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти

самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в

уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный

процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это

взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности- любителя, охранника

природы.

Разработка, организация и проведение игр учителем совершенствуют его

профессиональные качества.

В процессе разработки и проведения игры, педагог приобретает дополнительный

запас новых знаний; умение планировать предполагаемые в игре действия;

распределять во времени психическую нагрузку, сопряженную с сюжетом игры. Тем

самым система развивающего обучения, принятая конкретным педагогом,

обогащенная собственными идеями и новообразованиями в различных областях и, в

частности, в области игровой деятельности, совершенствуют личность самого

педагога.

§3 Методика применения игр на уроках природоведения.

Для выяснения влияния игр и игровых ситуаций на качество знаний учащихся нами

разработана конкретная методика использования игр в учебном процессе. Было

разработано 3 урока. Приведем примеры уроков природоведения.

Мы разработали и провели вариант многоплановой сюжетно-ролевой игры - игры-

путешествия. Данную игру можно использовать в различных возрастных группах (в

рамках начальной школы), создавая реальные условия повышения эффективности

работы учителей начальных классов и удобства младшим школьникам для

восприятия необходимого дидактического материала.

Сюжетно-ролевая игра-путешествие развивающего характера, содержащая план

путешествия в рамках урока обобщения по природоведению.

I тема: «Игра-путешествие «По Зимней Стране», спланированную в

соответствии с темой «Зима». Изменения в живой и неживой природе».

Литература: 1) Занимательное азбуковедение. Книга для учителя (ст. В.

Волина - М., Просвещение, 1991)

2) Карабельников В.А. Краски природы - М., Просвещение, 1989

3) Журнал «Начальная школа» №2 1995

Оборудование: Плакат-карта Зимней Страны, плакат для игры «Фотоглаз»,

ребус, жетоны, наборы открыток: «Птицы России», «Птичий двор», «Кошки».

Цель: дать младшим школьникам основы экологических знаний, развивать

чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру,

действительности в целом. Поставить ребенка в ситуацию самостоятельного поиска

правильных решений в данной ситуации.

Краткое описание.

Ребята получают письмо от Сороки-Белобоки и Старичка-Лесовичка с просьбой о

помощи, которое определяет необходимость и важность предстоящего путешествия.

Письмо знакомит ребят с героиней игры - Зимней Страной и ее противницей -

Снежной Королевой, чары которой нужно преодолеть.

В игру участвуют три команды, которые совершают путешествие по Зимней Стране,

спешат на помощь к Старичку-Лесовичку и Сороке-Белобоке, которые, сражаясь со

Снежной Королевой, жаждут освободить Красавицу Весну, путешествуя в

соответствии с указаниями на карте и маршрутных листах, учащиеся выполняют

задания Снежной Королевы. В этом им помогают знания по предмету, умение

логически мыслить, самостоятельные наблюдения за природой, сообразительность,

находчивость.

Поэтапное описание.

1. Подготовительный этап заключался в систематизации знаний, полученных

на предыдущих уроках.

2. Игровое действие:

Первая станция на пути «В гостях у непогодушки»:

а) перечислите изменения в неживой природе с приходом зимы. Определите ваши

представления о неживой природе.

б) обрисуйте характер нынешней зимы:

- температуры воздуха,

- осадки,

- как часто дули ветры.

в) В чем основные отличия зимней погоды от осенней?

Вторая станция «Снег и лед»:

а) Загадка: «Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет».

Каким бывает снег зимой?

(Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла

превращается в воду.)

б) Назовите, в каких состояниях бывает снег?

(Поземка - снег лежит на земле, пороша - первый выпавший снег, крупка -

небольшой снег в виде крупок, изморозь - белый пушистый снег, хлопья -

сросшиеся слитки, единые кусочки снега.)

в) Где можно видеть лед зимой? Какой он?

(Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.)

Третье препятствие - игра «Фотоглаз»:

а) Сфотографируйте глазами как можно больше снежных слов и запомните:

Снег Пороша Иней

Снеговик Крупка Хлопья

Поземка Снежинка Сугроб

Снегири Изморозь Снежок

Какое слово здесь не снежное? Почему?

б) «Зимний лес»

1. Как изменились деревья с приходом зимы?

2. Кто работает в лесу?

3. Какую роль играет снег в жизни растений? Как зимуют клюква, земляника,

пшеница, посаженная осенью?

Привал «Птичий»:

1. Отгадайте загадки: Верещунья белобока,

А зовут ее ... (сорока)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает .. (воробей)

2. Найди птицу. Работа с набором открыток.

Преодолев препятствие, мы пришли к замку Снежной Королевы. Осталось разгадать

ребус, узнать, кого заточила в своем замке Королева.

- - - -

- - - сна (Весна)

- - - -

Сорока-Белобока и Старичок-Лесовичок завершают удачное путешествие своей

благодарностью.

Второй вариант урока, который мы разработали и провели, направлен на развитие

восприятия у детей.

II тема: «Весна в жизни растений и животных».

Цель: Наблюдения за животными или растениями. Наблюдение за погодой и

временем года. Научить ребенка видеть разные стороны животных и растений:

познавательные и эстетические, нравственные. Эстетическое восприятие направлено

на поэтические сравнения, цветовые сочетания, причудливые формы, контрастные

размеры, красоту общего вида и деталей, чувства, которые они вызывают,

разнообразие движений и поз у животных, их чувства. Нравственное восприятие

предполагает сочувствие, стремление защитить, помочь, видеть отношения между

животными. Познавательное восприятие направлено на выделение формы с структурой

предмета, его частей, их особенностей (формы, цвета, качества, поверхности,

размера, расположение, пропорции, температуры, цвета), образ жизни, повадки,

местность произрастания растений и обитания животных.

При наблюдении за погодой в разное время года надо уделять внимание небу,

осадкам, изменению окраски окружающей местности, изменению настроения у

людей, их деятельности, изменению в растительном и животном мире. Здесь важно

показать взаимосвязь всех изменений, чтобы сформировать целостный образ

явления. Для этого можно использовать поэтические сравнения, стихи,

иллюстрации, дать возможность физически ощутить эти изменения и природные

воздействия, показать способы их изображения в рисунках, подбирать цвета,

характерные для природных изменений.

Главная задача - закрепить за каждым новым понятием (словом, названием)

зрительные образы, весь комплекс других ощущений (запаха, звуков, температуры и

др.), а также настроений и активной деятельности, эстетическое восприятие и

знания об особенностях этих явлений.

1. Расскажи об этих животных.

(Даны рисунки - волка, лисы, зайца)

Как называются эти животные? Где они живут? Опиши их внешний вид. Какие они

по характеру и повадкам? Что ты еще знаешь? По ходу беседы с ребенком

добавляем ему новую информацию, помогая последовательно и подроьно отвечать

на наши вопросы. Дополнительно читаем рассказы об этих животных, знакомим

ребенка с неизвестными ему животными. При описании сравниваем их с другими

животными.

2. Угадай, о каком животном здесь говорится:

- рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе;

- длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках;

- долбит дерево длинным носом, в красной шапочке;

- у него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко, и

есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный;

- зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и

острые зубы.

Потом ребенок сам загадывает другим ребятам такие же загадки про других

животных.

3. Угадай, о каком цветочке здесь говорится:

У него чудесный Желтый сарафанчик

Золотистый цвет. Я сменю потом

Он большого солнца На легкий и воздушный,

Маленький портрет. Ветерку послушный.

Белые платьица, Голубое платьице

Желтые брошки, На тоненькой былинке,

Ни пятнышка нет Качается и гнется

На красивой одежке. У солнечной тропинки.

4. Угадай, о каком времени года здесь говорится:

Вышел на просторы Падают снежинки

Погулять мороз. Тихо с высоты.

Белые узоры В белые метели

В косах у берез. Утром до зари

Снежные тропинки, В рощу прилетели

Голые кусты, Стайкой снегири.

(Е. Авдиенко)

Снег теперь уже не тот - Облака бегут быстрей,

Потемнел он в поле, Небо стало выше,

На озерах треснул лед, Зачирикал воробей

Будто раскололи. Веселей на крыше.

(С. Маршак)

Улетели птицы разные, По лугу пестреют

Смолк их звонкий перепев, Яркие цветы,

А рябина праздник празднует, Золотом облиты

Бусы красные надев. Зеленые листы.

(О. Высоцкая) (И. Суриков)

Потом дети рисуют к стихам рисунки.

5. Угадай, о какой птичке я расскажу:

Мы даем 4 картинки с изображенными на них птицами (кукушка, дятел, ласточка,

синица), он мысленно выбирает птицу и рассказывает все, что о ней знает,

описывает ее, другой ребенок должен угадать, о какой птице идет речь. Потом

то же самое выполняет другой ребенок и так далее.

6. Угадай, какая это погода:

- гремит гром, сверкает молния;

- с неба льется вода;

- с неба падает белая и холодная вата;

- все гуляют, загорают;

- дождика нет, стало грустно, все краски потускнели.

Что еще бывает в такую погоду? Нарисуй погоду.

III. Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время

прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины.

Нами разработано внеклассное мероприятие, которое мы рекомендуем провести в

загородном лагере или во время турист­ского похода в конце учебного года. В

него можно включить одну из игр: «Тропой Робинзона», «По лесной тропинке»,

«Ключ старого леса», «В лес по загадки», «В царстве Берендея».

До начала игры команды прибывают на лесную поляну. Пропуском на нее служит

правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.

Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду,

что дети знают правила поведения в лесу и суме­ют ответить на вопросы и

задания, которые получат во время игры.

Далее ведущие знакомят школьников с ус­ловиями игры, раздают маршрутные

листы. На маршрутном листе указаны названия эта­па, номера заданий, оценка,

подпись судьи. Внизу — общий итог.

Этапы могут быть такими: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз»,

«Маленькие тайны природы», «Охрана природы» или «Бе­реги природу», «Бюро

погоды». Количество этапов можно сократить.

На каждом этапе команде выдается кар­точка с вопросами, а на первых трех

этапах даются еще и практические задания: опреде­лить по веточкам пять

деревьев и кустар­ников, три лекарственных растения и т. п.

Пока жюри подводит итоги, ведущие орга­низуют на поляне игры. Приведенные

ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН.

«Зеленый друг».

Какие хвойные деревья и кустарники рас­тут в наших лесах?

(Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

Чем ценна древесина лиственницы?

(Устойчива против гнили, поэтому приме­няется для подводных сооружений, в

судо­строении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?

(Всходы ели под пологом молодого берез­няка не гибнут от заморозков и от

обжигаю­щих лучей солнца.)

Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?

(Сосна — светолюбивое дерево.)

Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?

(В дуплах старых деревьев гнездятся пти­цы, живут летучие мыши, поедающие

опас­ных для леса насекомых.)

Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?

(Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)

Какое дерево цветет позднее всех?

(Липа. Цветет летом.)

Какое растение называют северной мимо­зой?

(Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки

складывают­ся и «вянут», как у мимозы стыдливой.)

Какие ядовитые грибы растут в наших ле­сах?

(Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

Съедобен ли дождевик?

(Молодые дождевики едят.)

В какое время суток следует отправляться за грибами?

(С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя?

(Вороний глаз. Волчье лыко.)

Какую ягоду называют северным грана­том?

(Костянику.)

«Лесная аптека».

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.)

Свежие листья какого растения приклады­вают при ссадинах, ожогах и укусе

насеко­мых?

(Листья подорожника.)

Какое болотное растение можно использо­вать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит

дезинфи­цирующее вещество сфагнол.)

Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)

Плоды каких кустарников очень богаты ви­тамином С?

(Черной смородины, шиповника.)

Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из сухих цветков и листьев — хоро­шее средство от кашля.)

Какую траву любят кошки? При каких бо­лезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли употреб­ляют при нервных расстройствах и

бессон­нице.)

Какие болезни лечит красавица-березка?

(Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство.)

Когда следует собирать лекарственное сы­рье?

(Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки — в

начале цве­тения; листья — перед цветением или в на­чале его; корни и

корневища — весной и осе­нью; кору — весной, в начале сокодвижения, когда она

хорошо отделяется. Собирают рас­тения в сухую солнечную погоду, когда

вы­сохнет роса.)

Назовите правила сушки лекарственного сырья.

(Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного

света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону.

Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четы­ре раза в день

растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на

солнце.)

«Остроглаз»

Чем сорочье гнездо отличается от воронье­го?

(Воронье — лотком, сорочье — круглое, с крышей.)

Как по клюву различить молодого грача и взрослого?

(У взрослого грача основание клюва бе­лое.)

Какие птицы прилетают весной раньше — стрижи или ласточки? Почему?

(Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где

обитают стри­жи, насекомые появляются позднее.)

Какая птица умело подражает голосам многих птиц?

(Скворец.)

У птенцов рот ярко-красный или оранже­вый. Почему?

(Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги) птицы-

ро­дители суют корм в раскрытый клюв.)

На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа?

(Дятел весной пил березовый сок.) - Кто кукует у кукушки? (Самец.)

Какие насекомые появляются весной пер­выми? Почему?

(Зеленовато-синие гренландские мухи, ба­бочки крапивницы, лимонницы, комары-

толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом

состоянии.)

Какие ягоды можно собирать весной из-под снега?

(Клюкву, бруснику.)

Что означает «плач» березы весной?

(Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)

Какое травянистое растение зацветает пер­вым? Когда?

(Мать-и-мачеха, в апреле.)

Какое растение называют «цветок-буке­тик»? Почему?

(Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке

можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют

окраску.)

Почему у березы молодые листочки клей­кие?

(Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

Какое значение имеет листопад?

(Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита

дере­ва от поломок.)

У каких растений листья краснеют?

(У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)

Почему листья с ветвей у верхушек де­ревьев опадают последними?

(Они самые молодые, дольше живут.)

Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?

(Зимний дуб.)

У каких растений семена снабжены «пара­шютами»?

(У одуванчика, чертополоха, кипрея, осо­та, тополя, ивы.)

Какие животные помогают распространять семена?

(Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурун­дуки.)

«Маленькие тайны природы».

Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это

такое?

(Это домик личинки цикадки-пенницы, или слюнявицы. Она высасывает сок из

растения, выпускает его и ножками взбивает пену, вы­деляя в нее особое

клейкое вещество.)

«Летят паутины над сонным жнивьем». (М. Исаковский.) Объясните это

явление. Когда оно бывает?

(Летающие нити — это паутина, на кото­рой, расселяясь, летят маленькие

паучки. Осенью.)

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?

(Нет, только в ответ на боль, даже сла­бую.)

Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым?

(Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную

погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

Почему крапива «жжется»?

(В волосках на листьях крапивы есть му­равьиная кислота. При прикосновении к

коже кончик волоска ломается, содержащие крем-незем стенки волосков делают

ранку на коже жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

Известно, что новорожденных зайчат зай­чиха покормит и на трое-четверо суток

остав­ляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дро­жат: мышцы работают, выделяя

тепло. Поче­му зайчонка не учует никакой зверь?

(На теле зайчонка нет потовых желез — они расположены на подошвах лап, а

лапки зайчонок подбирает под себя.)

Зайчиха может приносить приплод три ра­за в году. Как называют зайчат каждого

вы­водка?

(Зайчата первого выводка — «настовики», так как они появляются, когда на

снегу есть наст; летние зайчата — «колосовики» и «трав­ники»; осенние —

«листопадники».)

Как называют гнездо белки?

(Гайно. Шарообразное снаружи гнездо за­маскировано листьями, ветками ели,

внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мел­ко нащипанным лыком. У

заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде

разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она

делает в момент опасности.)

Какой зверь самый чистоплотный?

(Барсук. Около норы всегда чисто, туалет — глубокие ямки — барсук устраивает

в не­скольких метрах от норы. Когда ямка за­полняется, барсук зарывает ее и

делает но­вую. Уходя на охоту, он очищает шерстка от прилипшей к ней земли,

распрямляет при­мятые в норе волоски.)

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько

минут Для чего?

(Принимая «муравьиную ванну», птица ос­вобождается от паразитов — муравьи

опры­скивают тело птицы остро пахнущей муравьи­ной кислотой.)

Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

(Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

Назовите самого прожорливого хищника планеты.

(Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит

сама.)

Почему луговую герань называют жура­вельником?

(Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

«Охрана природы».

Почему нельзя разрушать и уносить из ле­са лесную подстилку?

(Лесную подстилку образуют лежащие нг поверхности почвы отмершие хвоя, листы

деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает

благо­приятные условия для жизни землероек, ли­чинок насекомых и т. п.,

предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая

мел­кие грибочки. Какой вред он нанес природе?

(Такой «старатель» погубил грибницу, воз­раст которой, может быть, 300—500 лет.)

Напомните правила сбора грибов.

(Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать,

ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов,

не тро­гать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

Почему не в каждом лесу растут лишай­ники?

(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать

магнитофо­ны, разжигать костры?

(Шум, запах дыма пугают лесных обитате­лей, заставляют птиц бросать гнезда,

зверю­шек искать укромные места.)

Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не

брать в руки птенцов.)

Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой?

(Птицы учат их искать пищу, защищать­ся от врагов. Дома прокормить птенца

труд­но; выпущенный на волю, он будет беспомощ­ным.)

Почему к весеннему шмелю нужно отно­ситься особенно бережно.

(Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

Каковы причины лесных пожаров?

(Непотушенный костер, окурок, молния.)

Как правильно разжечь костер?

Вырать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от

огня. Когда костер будет залит водой, уб­рать головни, уложить дерн обратно и

хорошо полить.)

Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

(Фотоохота.)

«Бюро погоды».

Какая будет погода?

Рыба не клюет — она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоуха­ют цветы сирени, жасмина, желтой

акации.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахох­лились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зон­тик.

(Все это признаки ухудшения погоды.)

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет выле­тают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары-толкуны толкутся столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети. (К сухой погоде.)

(Все это признаки хорошей погоды.)

Литература.

Верзилин Н. М. По следам Робинзона.— Л„ 1974.

Балбышев И. Н. Лесные встречи.— Л., 1981;

Родная природа.— Л., 1975; Из жизни леса.— Л., 1987.

Дмитриев Ю. Д. Путешествие на всю жизнь.— М., 1977; Солнцеворот.— М., 1975.

Стрижев А. Н. Календарь русской приро­ды.— М., 1981.

Плавильщиков Н. Н. Юным любителям природы.— М., 1975.

Ползунов И. Д. Месяцеслов, 1973.

Стрижев А.Н. Профиль года («Человек и природа»), 1978.

§4 Ход и результаты эксперимента.

Разработанные нами уроки были проверены в опытно-экспериментальном обучении

во время педагогической практики в школе №1804 во 2 «Б» классе.

Нам не удалось выделить контрольный класс, поэтому сравнение результатов

экспериментального обучения проводилось с результатами констатирующего

эксперимента, описанного нами в §3 главы I.

На этапе формирующего эксперимента были проведены разработанные нами и

описанные в предыдущем параграфе уроки, в которые включены игры. В этом

случае, как показывают наши наблюдения, дети на уроке были более активны,

высказывали много своих суждений и проявляли интерес к предмету.

Стеснительные и робкие дети стали поднимать руку и пытаться ответить. Так на

уроке «Игра-путешествие «По Зимней Стране» мы зафиксировали 7 самостоятельных

суждений, а на уроке «Весна в жизни животных и растений», с применением игр,

таких суждений было 15.

Эти данные подтверждает заключительная анкета. Она была проведена по тому же

тексту. Были получены такие результаты:

08.02.200114.03.2001

Нравится ли тебе учиться?

Да - 10

Нет - 2

Не очень - 3

Не знаю - 1

11

---

1

---

2. Назови свой любимый предмет.
Большинство отвечали: труд, физкультура, ИЗО, математикаПриродоведение, чтение, математика
3. Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего нравится?
ЭкскурсияПрактическая, экскурсия
4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше?
Бесед, экскурсийРаботы с полезными ископаемыми, практических работ, игр, кроссвордов, походов в лес
5. Нравятся ли тебе уроки природоведения?

Да - 7

Нет - 1

Не очень - 5

Не знаю - 1

11

---

2

1

6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках природоведения?

Да - 7

Нет - 2

Не очень - 1

Не знаю - 2

Остальные ответили, что не знают, что такое занимательный материал, и что игр у них на уроках природоведения не было!

14

---

---

---

7. Если нравятся, то какие?

2 чел. - загадки

1 чел. - доклады

1 чел. - стихи

Остальные не знали что ответить!

Почти все ответили: загадки, кроссворды, ребусы, занимательные вопросы, лабиринты и т.д.

Анализ содержания ответов повторного анкетирования показывает, что дети стали

более заинтересованы в предмете, у них пробудилось желание активно

участвовать в работе на уроке, они проявляли желание узнать больше того, что

они знают. Этот вывод подтверждается и нашими наблюдениями над деятельностью

детей на уроках. Игры, несомненно, повысили активность детей.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в начале

исследования гипотезу.

Выводы по II главе.

В педагогике и методике обучения нет единого мнения о том, что такое игра:

метод или форма. Однако имеет место неоспоримое утверждение, что игра - это

активная деятельность играющего.

В учебном процессе на начальном этапе обучения игра занимает значительное

место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой деятельности в

учебную.

Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику урока, делают его

более разнообразным и результативным.

Анализ экспериментальных материалов показал, что игра активизирует

деятельность учащихся, способствует развитию его личностных качеств.

Заключение.

Исследование проблемы использования игр на уроках природоведения показало,

что игры можно рассматривать как средство реализации занимательности в

обучении. В истории становления и развития начального естественнонаучного

образования проблема занимательности обучения прошла своеобразную эволюцию от

введения в учебники ярких картинок, живых интересных описаний объектов

природы до разработки и включения в учебный процесс целого комплекса

занимательных материалов, в том числе и игр.

К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое

обоснование как важный вид деятельности ребенка, способствующий развитию его

личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода ребенка

от игры к учебной деятельности.

Однако в практике обучения природоведению нет системы применения игр.

Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из

разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на

уроках.

К настоящему времени не решен вопрос статуса игры: идет спор - относить ли ее

к формам или методам обучения. Мы определили для себя и придерживаемся

мнения, что игра - это форма организации учебной деятельности учащихся, в

которой источником знаний может быть слово (словесные методы), наглядность

(наглядные методы), практические действия, преимущественно моделирование

жизненных ситуаций (практические методы).

Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания

природоведения. Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений,

тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию

личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности

младшего школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать

более эффективным процесс обучения, воспитания и развития младших школьников.

Высказанные выше положения являются результатом анализа нашего опытно-

экспериментального обучения. Таким образом, подтвердилась гипотеза,

высказанная в начале нашего исследования.

Библиография.

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в

начальных классах. - М., 2001

2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд.,

М.: «Просвещение», 1988

3. Балбышев И.Н. Лесные встречи. - Л., 1981; Родная природа. - Л.,

1975; Из жизни леса. - Л., 1987

4. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. -

Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27

5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул.

пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1998

6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Л., 1974

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации.

8. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998

9. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз

Санкт-Петербург, 1997

11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы

к психологии, №6 1966

12. Герд А.Я. Первые уроки минералогии. - Спб, 1874, с.9

13. Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. Пособие для учителей. -

М.: Просвещение, 1979

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986

15. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. - М., 1977; Солнцеворот. - М., 1975

16. Заика Е.В., Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы

психологии. №4 1997

17. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-х

томах. - М., 1986

18. Зуев В.Ф. Избр. педагогич. труды. - М.: изд. АПМРСФСР, 1953, с.56

19. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М., 1993, т.1

20. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. -

Новокузнецк: изд. НПК, 1998

21. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - С.-Пб., 1995

22. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.:

Новая школа, 1994

23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие для

родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997

24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего

возраста. - М.: Просвещение, 1988

25. Колягин Ю.М., Авдеева Т.К. Еще раз о занимательности в обучении младших

школьников. «Начальная школа», №9-10 1992

26. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа», 1975,

с.108

27. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т.3

28. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4

29. Мифтакова Л.Н. Игры и игровы задачи на уроках природоведения. «Начальная

школа», №9 1994

30. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение

«Владос», 1995

31. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика исследования природоведения. -

М.: Просвещение, 1990

32. Плешаков А.А. Природоведение в 1,2,3,4 кл. Метод. рекомендации к

учебникам. - М.: Просвещение, 1994

33. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М., 1975

34. Ползунов И.Д. Месяцеслов, 1973

35. Пучинина О.А. Игра «В мир за знаниями». - «Начальная школа», №2 1997

36. Рутцова Н.С. Кроссворды на уроках природоведения. - «Начальная школа»,

№6 1994

37. Сапронова Д.Д. Использование занимательных материалов на уроке

природоведение. - «Начальная школа», №7-8 1994

38. Смекалка для малышей. Занимат. задачи, загадки, ребусы, головоломки.

Пособие для нач. школы. - М., Омега, 1994

39. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению.

Метод. рекомендации в помощь учителю нач. школы. - М., Новая школа, 1997

40. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М., 1981

41. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989

42. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5

43. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., 1989

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978

45. Эльконин Д.Б. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. - Обучающие

игры на уроках грамоты.

1 Коменский А.Я. Великая дидактика.

Приложение к ж. «Начальная школа» на 1975 г., с.108

1 Ушинский К.Д. Собр. сочин. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т. 5, с. 250

2 Там же: с.312

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т.5, с.27

1 Герд А.Я. Первые уроки минералогии. С-Пб., 1874, с.9

1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959, т.3, с.546

2 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373

1 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373

1 Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!».

Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1998

1 Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993, т.1, с.336

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ