|
Диплом: Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ
Диплом: Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ
Глава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов
деятельности ОУ.
2.1. Организация исследования.
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества
этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования,
когда происходит переход от единообразной системы образования к
разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и
потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.
Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет новые
требования к качественному уровню управления.
Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные,
предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие
решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство
педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг
деятельности.
Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько
руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает
специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую
деятельность.
Ориентация на качественное образование побуждают руководителей принимать
нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения с
участниками образовательного процесса.
Задачи практической части дипломной работы были следующие:
- провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33
города Тюмени;
- выявить роль руководителя в повышении качества образовательного
процесса;
- разработать рекомендации руководителям ОУ.
При исследовании были использованы следующие методы:
- анкетирование;
- анализ внутришкольных документов;
- интервьюрование;
- экспертная оценка.
В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41 человек (из
них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и учащиеся ПУ-33,
в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и 23 учащихся
второго курса).
2.2. Планирование исследования.
Первый блок характеристик описывает факторы эффективности образовательных
учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены нижеперечисленные
факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если присутствует в
работе ОУ; (-), если отсутствует.
№№ | | ПУ-18 | ПУ-33 | 1 | Изучение социального заказа | | | 2 | Доступная система приема | | | 3 | Большой прием учащихся | | | 4 | Методы обучения, соответствующие запросам обучаемых | | | 5 | Дополнительные образовательные услуги | | | 6 | Дифференцированная и индивидуализированная работа с учащимися | | | 7 | Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися | | | 8 | Четкая организационная структура | | | 9 | Творческая управленческая команда | | | 10 | Делегирование полномочий | | | 11 | Текучка кадров | | | 12 | Высокий уровень подготовки педагогов как предметников | | | 13 | Постоянное повышение квалификации педагогов | | | 14 | Стремление педагогов к творческой, инновационной деятельности | | | 15 | Обобщение и распространение передового педагогического опыта | | | 16 | Педагоги с большим стажем, квалификационным разрядом | | | 17 | Наличие собственных авторских методик | | | 18 | Разработка программ развития ОУ | | | 19 | Высокие результаты экзаменов | | | 20 | Осуществление мониторинга и оценки деятельности | | | 21 | Психолого-педагогическая диагностика учащихся | | | 22 | Благоприятный морально-психологический климат в коллективе | | | 23 | Престиж ОУ | | | 24 | Внедрение новых педагогических технологий | | |
То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в работе
руководителя, но их необходимо учитывать для перевода образовательного
учреждения из режима функционирования, в режим развития, тем самым,
обеспечивая качество образования.
К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы отнесли
уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I
полугодие.
| | Средний оценочный балл | | | Рус.яз. | Литер | Алгебра | Геом. | Истор. | Физ. | Хим. | Ин.яз. | Информ. | ПУ-18 | 1 курс | | | | | | | | | | ПУ-33 | 1 курс | | | | | | | | | | | | Средний оценочный балл | | | Рус.яз. | Литер | Алгебра | Геом. | Истор. | Физ. | Хим. | Ин.яз. | Информ. | ПУ-18 | 2 курс | | | | | | | | | | ПУ-33 | 2 курс | | | | | | | | | |
Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных
образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно
искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися знаний
по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах.
Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди учащихся,
классных руководителей и родителей, с целью выявить степень осведомленности
между участниками образовательного процесса.
Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных руководителя
и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек), 2 классных
руководителя и 43 родителя – ПУ-33.
Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных
потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в
семье и т.п.
Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном положении
семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в области
образования и т.п.
Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о
личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности
семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс.
Мы получили следующие результаты по ПУ-18:
Степень осведомленности | Учащиеся | Родители | Классные руководители | | | | |
По ПУ-33:
Степень осведомленности | Учащиеся | Родители | Классные руководители | | | | |
Данные исследования показали, что степень осведомленности между участниками
образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители принимают
активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают личностные
качества и возможности детей. классные руководители информированы о семейной
ситуации, активно сотрудничают с родителями.
Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство
образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между
участниками образовательного процесса.
Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам деятельности ОУ.
Немаловажную роль играет личность руководителя: его личностные качества и
стиль руководства.
Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням:
1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают
преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности, т.е.
четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий.
2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание
профессиональных и социально-коммуникативных качеств;
3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно
коммуникативно-концептуальными навыками.
Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е. человек,
способный грамотно разработать концепцию развития школы, обладдающий высокими
коммуникативными навыками.
В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к качеству
образования, требования к руководителям возросли. Свойства личности,
которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно можно
разделить на три группы.
Наименование группы | Свойства личности | Значение в работе | 1. Интеллектуально-личностные свойства | Понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать. Склонность к продуманному риску. | Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное умение и опыт прогнозирования событий, динамики | 2. Эмоционально-волевые свойства | Позитивный настрой к окружающим, контактность и гибкость. Способность привлекать к себе людей. | Умение устанавливать, поддерживать и регулировать социальные контакты. | 3. Социально- групповые качества | Достижение поставленных задач, мировоззренческая убежденность, ответственность | Умение распорядиться властью и ответственностью, авторская концепция управления, решения проблем. |
В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена методика,
позволяющая проанализировать свои возможности и личные ограничения в
управленческой деятельности. Были получены следующие результаты (по
десятибалльной системе) руководителя ПУ-18.
Сильные стороны управленца:
1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим
развивать и расширять свои возможности.
2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой
деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь со стороны
окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации работников,
современные представления о роли руководителя.
3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов):
способность содействовать развитию и повышению эффективности коллектива,
понимание своих личных ценностей, соответствующие условиям современной
деловой жизни.
Личные ограничения:
1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать
достаточно новые идеи и неумение их использовать.
2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной
мере использовать свое время, энергию, умения.
3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности
добиваться результата от работы подчиненных.
Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не менее,
он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные качества для
управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает достижению
намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток финансирования
и скудная материальная база для внедрения новых идей в образовательный
процесс.
На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим
коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных
считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие, 62%
считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения педагогической
работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не обладает
выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в следующей
таблице:
Способности | Субъективное мнение | Объективное мнение | Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности | Развито | Развито | Творческий подход, пропаганда и внедрение достижений педагогической работы и передового опыта | Не развит | развит | Способность управлять собой | Не развита | Не развита | Умение обучать | Развит | Развито |
Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что творческий
потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им
пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной степени
вовлеченности в образовательный процесс.
Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-33.
Сильные стороны управления:
1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой
деятельности (10 баллов);
2. Умение обучать (9 баллов);
3. Творческий подход (8 баллов);
Личностные ограничения:
1. Способность управлять собой (6 баллов);
2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности
добиваться результата о работы подчиненных;
3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в
формировании эффективно работающей «команды».
У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако,
неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает достижению
целей исследования.
В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92% опрошенных
считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают трудолюбие, 92%
отмечают, что директор обладает способностью руководить; 54% считают, что
директору не хватает умения наладить групповую работу. Сравнительные
результаты можно представить в следующей таблице:
Способности | Субъективное мнение | Объективное мнение | Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности | Развито | Развито | Способность руководить | Не развито | развито | Умение наладить групповую работу | Не развито | Не развито | Умение обучать | Развито | Развито |
Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной оценкой,
сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя считают, что
директор обладает способностью руководить, более того, отмечают эффективность
руководства. Возможно такое противоречие возникает из-за неумения наладить
групповую работу.
|
|