Диплом: Особенности дополнительного образования взрослых
Диплом: Особенности дополнительного образования взрослых
Дипломная работа
«Особенности дополнительного образования взрослых»
Содержание
1. План
с. 4
2. Введение
с. 5-9
3. Глава I.
с. 10-53
· Основные понятия андрагогики
с. 10-13
· История развития системы дополнительного
образования взрослых в России
с. 14-31
· Андрагогическая модель обучения
с. 32-37
· Сравнение андрагогической и педагогической
модели обучения (общее и особенное)
с. 38-41
· Основные андрагогические принципы обучения
с. 42-44
· Условия применения андрагогической модели обучения
с. 45-51
· Выводы
с. 52-53
4. Глава II.
с. 54-79
· Виды и формы андрагогического образования
с. 54-71
· Практическое изучение видов и форм андрагогического
образования (Анализ результатов анкетирования
и интервьюирования)
с. 72-78
· Выводы
с. 79
5. Заключение
с. 80-83
6. Приложение
с. 84
7. Библиография
с. 85-87
8. Словарь
с. 88-89
ПЛАН
1. Введение
2. Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели
обучения.
· Основные понятия андрагогики
· История развития системы дополнительного образования взрослых в России
· Андрагогическая модель обучения
· Сравнение андрагогической и педагогической модели обучения (общее и
особенное)
· Основные андрагогические принципы обучения
· Условия применения андрагогической модели обучения
· Выводы
3. Глава II. Практическое изучение видов, форм и уровней дополнительного
образования взрослых.
· Виды и формы андрагогического образования
· Практическое изучение видов и форм андрагогического образования
(Анализ результатов анкетирования и интервьюирования)
· Выводы
4. Заключение
5. Приложение
6. Библиография
7. Словарь
1. Введение
В начале нашей работы мы хотим обратить внимание на актуальность выбранной темы
как для педагогики, так и для экономики. Андрагогика (наука, занимающаяся
проблемами образования взрослых) появилась как отдельная часть педагогики
сравнительно недавно. Тем не менее, образование взрослых имеет свои
особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными
характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь один аспект
андрагогики –непрофессиональное образование взрослых. Т.е. мы
изначально исключаем получивший в профессиональной педагогической литературе
наиболее полное освещение аспект профессионального образования.
Теперь, прибегнув к помощи социологии, попытаемся продемонстрировать
значимость нашей темы для педагогики.
В современном мире постоянно растёт безработица. Этот непреложный и
одновременно печальный факт подтверждается социологическими исследованиями.
Из доклада МОТ (Международной организации труда) за 2003 г.: «Количество
безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186 млн.
человек». По данным организации, безработица в промышленно развитых странах
осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%. В то же
время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке безработица
возросла.
Очевидно, Андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных видов
безработицы. Притом при функционной*
безработице улучить общее состояние способны различные курсы повышения
квалификации, самообразование, интенсивные курсы без отрыва от производства и
т.п.
При структурном** типе безработицы
необходимы более «радикальные и долгосрочные меры» -переквалификация и
связанные с нею большие денежные затраты.
Но не только из-за специфики безработицы актуальна в наши дни тема
непрофессионального образования взрослых –всё наше общество устроено так, что
для продвижения по профессиональной лестнице, для активного участия в жизни
страны и социума сегодня категорически недостаточно просто получить
профессиональное образование. Сегодня в нашем постиндустриальном обществе
знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы «не
отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и
околопрофессиональных навыков.
Целью данного исследования было изучение особенностей образования
взрослых, выделение форм и методов андрагогики, их сравнение с формами и
методами педагогики.
Цель определила следующие задачи исследования:
· Изучить педагогическую, методическую, социологическую и историческую
литературу по вопросам образования взрослых.
· Проанализировать практический опыт образования взрослых
· Описать, сравнить, проанализировать, дать рекомендации по
совершенствованию развития образования взрослых
Для решения поставленных задач используются такие методы исследования как:
1. Теоретический анализ литературы
2. Анализ работы преподавателей, работающих в системе андрагогического
образования
3. Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.
В ходе нашей работы будет проведено исследование:
Объектом исследования стала организация непрофессионального
образования взрослых.
Субъект исследования –взрослые, когда либо сталкивавшиеся на
практике с теми или иными формами андрагогического образования.
Гипотеза: Мы предполагаем, что андрагогическая модель обучения
актуальна для системы современного непрерывного образования при соблюдении
следующих условий:
· Организация различных видов и форм обучения
· Различные уровни обучения
· Специальная подготовка кадров для андрагогической системы
· Методическая поддержка
· Удовлетворение различных целей обучения слушателей (для
удовлетворения своих личных интересов, расширения кругозора; для общения; для
формирования и совершенствования околопрофессиональных знаний, умений,
навыков; получение новых актуальных для профессионального роста умений и
навыков и т.п.)
Мы полагаем, что результаты данного дипломного исследования могут быть
интересны:
· Начинающим специалистам, которые уже работают в сфере образования
взрослых
· Студентам и слушателям магистратуры, которые в дальнейшем хотят
работать в сфере образования взрослых
· Взрослым людям, которые хотят получить непрофессиональное
дополнительное образование
· Организаторам различных форм андрагогического обучения
Примечание к используемой в данной работе терминологии:
Понятие «андрагогическое образование» -относительно новое в педагогике,
поэтому в части «История развития системы дополнительного образования
взрослых в России» для его обозначения используется «дополнительное
образование взрослых», которое также и дальше встречается в нашей работе и
является ни чем иным, как тем же «андрагогическим бразованием».
Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели обучения.
§ 1. Основные понятия андрагогики
Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире
нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим
технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и
нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием.
В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно
важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании
взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление,
выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для
взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими
программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг
реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.
По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых - обеспечить
человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и
приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся
обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как
работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни.
К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль
образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и
общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.
Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков
образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало "производство
компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои
знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в
умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни"
[1]. Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее многотрудным занятием, ныне
становится еще более сложным, напряженным и тяжелым. Где путеводная нить
Ариадны современного человека, стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи
обучения? Этой нитью является андрагогика ( от греч. aner, andros —
взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых
[2].
Возникновение андрагогики как отдельной отрасли педагогики обусловлено рядом
причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые, прежде
всего, учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в развитии
андрагогики.
Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей
роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной
позиции, что обучаемый в выборе содержания образования занимает в основном
пассивную позицию; исключение составляют только профильные классы (школы),
характерные для старшеклассников; в то время как взрослый учащийся
сознательно избирает не только содержание курса, но и формы, сроки и уровень
обучения.
Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к
осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в
образовании.
В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-новому
организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли обучающегося
и обучающего в процессе обучения.
В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию
необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения.
В-пятых, из-за разной ведущей деятельности у детей и взрослых, необходимо
чётко разделять принципы андрагогической и педагогической моделей обучения.
Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно
обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.
Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в
работах американского ученого М.Ш.Ноулза, англичанина П. Джарвиса, американца
Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г.
Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная
практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики"
[3].
Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?
Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и
достижения различных наук в понимании роли человека в своей
жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта — принципиальных
различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в
частности.
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому
он не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к
самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным)
опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения
как его самого, так и его коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и
достижения конкретной цели.
5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе
обучения умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени
детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными,
социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу
обучения.
7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности
обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования,
реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как отрасль
педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую
деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса
обучения.
§ 2. История развития системы дополнительного образования взрослых в России
Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно
развивающихся структур непрерывного образования в экономически благополучных
государствах. В то же время его важность для развития всей системы
отечественного образования остается неоцененной в должной мере.
Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и обуславливают
развитие друг друга. Исторически дополнительное образование выполняло
компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному. Сейчас можно
утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на обратное.
[4]
В отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем -
ликвидация "абсолютной" неграмотности, главной социальной миссией
дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение
"относительной", функциональной неграмотности. При этом в системе
дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое
использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и
интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного более
консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного обучения,
мощный импульс распространению которых был дан в 70-80-х в системе
дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки
специалистов.1
История российского образования представляет собой процесс взаимодействия
основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую часть
всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических условий и
образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что понимание особенностей
и роли основного и дополнительного образования в разное время менялось и
современное понимание может отличаться от прежнего.
При этом под основным будем понимать образование, организованное и
контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного
института; дополнительным к нему выступает образование, не отражающее эти
интересы, противостоящее им или выходящее за их пределы.
Помимо этого, в качестве определяющего признака основного образования мы
выделяем функцию контроля и, соответственно, регламентации образовательного
процесса. Стремление уйти от той или иной формы контроля, вырабатываемой
основным образованием и свойственное как учащим, так и учащимся или их
родителям, являлось одним из факторов порождения тех или иных форм
дополнительного образования.
В российской истории имела место сложная картина взаимодействия не только
трех основных социальных субъектов образовательного процесса (церкви,
государства и общества), но и стоящих за ними сословий, каждое из которых
имело собственные интересы и образовательные потребности и ожидало особых
условий их удовлетворения. Таковыми являлись помещики, купечество,
промышленники, разночинцы, позднее –крестьянство, женщины, национальные и
конфессиональные группы. Еще позже тон стали задавать нетрадиционные
профессиональные группы, проводившие свою образовательную политику через
министерства и ведомства.
"Следы" дополнительного образования можно найти на любом из этапов
отечественной истории; фактически оно возникло и развивалось вместе с
основным.
Образование в допетровской Руси носило религиозный характер; священник
был учителем людей всех возрастов: его обязанность - "учить малых детей в доме,
а всех - в храме". К священнику шли прихожане со своими жизненными проблемами,
от него ожидали совета, ободрения, нравственной поддержки.
Это нельзя назвать образованием в собственном смысле, поскольку основное
обучение шло через повседневную жизнь прихожан, их нравы и традиции, а
священник по сути дела выступал представителем иного образования -
дополнительного по отношению к образу жизни большинства верующих, отвечающего
на духовные потребности населения, -которые выходили за рамки повседневных
забот и не удовлетворялись в практической жизни.
Церковно-религиозное образование, организованное в виде приходской школы, было
основным только по выбранному нами критерию - как отвечавшее интересам
господствующего социального института. Однако по степени распространения эта
форма образования была слабо развитой и не играла большой роли в удовлетворении
образовательных потребностей населения. Основную же роль играло семейное
воспитание и образование. Семья и семейные отношения определяли даже
педагогические принципы основного, церковно-религиозного образования. П. Ф.
Каптерев замечает по этому поводу: "Будучи не в состоянии создать
самостоятельную систему воспитания, русский народ естественно заимствовал то,
что ему было более по сердцу, отвечало складу его жизни, его привычкам и
взглядам".[5]
Таким образом, домашнее воспитание представляло собой внецерковное,
внешкольное обучение и воспитание, а потому может рассматриваться как
исторически наиболее ранняя форма дополнительного образования. В то же время
оно несло основную социальную функцию воспитания и в этом плане выступало как
основное, во всяком случае, для наиболее значительной массы населения.
Иначе говоря, основное и дополнительное образование не разделяется еще в этот
период на самостоятельные формы, точнее, они сосуществуют вместе. Одним из
главных условий разделения образования на основное и дополнительное, условием
формирования у человека потребности в дополнительном образовании, выступило
появление педагогических систем с их монистической и монологической позицией
учителя как представителя определенной педагогической истины.
Патриархальное семейное воспитание в идеальном виде представляет собой
устойчивую самодостаточную социальную функцию, по отношению к которой даже
церковно-религиозное образование оказывалось в роли дополнительного. Его
устойчивость и самодостаточность обеспечили ему выживание в течение не только
всего церковно-религиозного, но и значительного государственного периода
развития педагогики, и лишь отмена крепостного права и размывание
крестьянской общины сделали невозможным его дальнейшее существование в
традиционном виде.
Прежде всего выявилось, что значительная часть образовательных процессов
совершалась вне сферы внимания и влияния церкви, выступавшей основным
социальным субъектом образования в рассматриваемый период. Более того, между
церковным и внецерковным образованием возникало противостояние (которому в
немалой степени способствовал церковный раскол), в результате которого
образовательные процессы принимали скрытый, подспудный характер. Эта сфера
образования в соответствии с заявленным нами критерием должна быть определена
как сфера дополнительного образования населения.
Дополнительное образование населения отличалось от основного характером
образовательных потребностей, которые оно обслуживало: овладение грамотой и
письмом служило средством решения повседневных жизненных задач крестьянина, а
не совершения службы и знания Священного Писания, как это предполагалось
основным образованием.
Дополнительное образование в период развития государственной школы. Со
времен Петра I церковно-приходскую школу и училище сменяет и становится
доминирующей светская, государственная школа, перед которой ставится задача
воспитания работника, служащего, гражданина, а основным содержанием образования
становятся светские, научные знания.
В 1714 году были открыты цифирные школы для детей от 10 до 15 лет всех
сословий, кроме однодворцев. Они просуществовали недолго, однако школа,
преследующая государственные интересы и решающая .государственные задачи
подготовки служилых людей, в других формах продолжала развиваться по мере
укрепления светского государства, все более и более вытесняя дьячковские
школы и мастеров грамоты в сферу крестьянского сословия и ограничивая область
их распространения.
В других сословиях (дворянском, купеческом) потребность в дополнительном
образовании как отличном от государственного и церковного не исчезла совсем и
удовлетворялась посредством семейного воспитания и в частных, главным образом
иностранных, пансионах. П. Ф. Каптерев писал, что при Екатерине II велась
борьба со старыми дьячковскими школами и частными пансионами, в которых учили
плохо, поскольку большинство учителей-иностранцев были не только не
педагогами, но и мало образованными, а то и невеждами. Однако государственных
школ было мало, а на частные был постоянный запрос. Отметим, что именно
домашнее, частное, по сути дополнительное образование явилось той базой, на
которой стало возможным создание в 1755 году Московского университета.
Достаточно длительная история выяснения отношений между государственными и
частными учебными заведениями предшествовала реформе образования 1804 года,
задуманной еще при Екатерине II и призванной разрешить противоречия между
государственными и частными учебными заведениями в пользу первых. Это стало
возможным за счет снятия ограничений (сословных, национальных) и создания
преемственности различных ступеней образовательной системы (приходское и
уездное училище, губернская гимназия, университет). В последующем тенденция к
преобладанию государственной школы над частной усилилась и стала еще более
явной. Был также утерян всесословный характер образовательной . системы,
придававший ей открытость и преемственность ступеней.
Вместе с тем отношения между самодеятельными (дьячковскими), частными (прежде
всего иностранными) школами, с одной стороны и государственными - с другой
становятся все более разносторонними. Необходимость в дополнительном
образовании возникает по все более многочисленным причинам - таким, как
содержание образования (классическое или реальное, религиозное или светское),
сословность образования, национальность учащегося, профессиональная
квалификация учителя, ограниченные финансовые возможности государства в
открытии новых учебных заведений.
Другими словами, чем более жесткой и разносторонней становилась деятельность
государства по контролю, регламентации и ограничению возможностей получения
того или иного вида образования, удовлетворению той или иной образовательной
потребности, тем больше причин способствовало развитию дополнительного
образования. Лишь в 1857 году было разрешено открытие частных школ и
пансионов, что возвестило начало нового этапа развития российской школы -
периода общественной педагогики.
Дополнительное образование в период общественной педагогики. Этот период
открывается статьей Н.И. Пирогова "Вопросы жизни" (1856 г.)
[6], получившей огромный резонанс в обществе. Статья вызвала самые
противоречивые суждения и положила начало обсуждению вопросов образования в
новой общественной ситуации, которая возникла вместе с окончанием николаевской
эпохи и началом социальных реформ. По этому поводу П. Ф. Каптерев писал: "Новая
русская педагогика вступила в борьбу с прежней государственной, с ее
односторонностью. Против основного догмата государственной педагогики - задача
воспитания заключается в подготовке законопослушного верноподданного сообразно
его сословию - новая педагогия выдвинула коренное положение: воспитание и
образование в своей сути общечеловечны и их задача подготовка человека".
[7]
Провозглашенный Н. И. Пироговым новый идеал и цель образования - оно «должно
готовить дитя быть человеком»[8] -
вызвали недоумение общества и правительства. "Разве вы не знаете, - говорили
ему, - что людей собственно нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе не нужное
для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, механики, моряки, врачи,
юристы, а не люди". Однако противопоставление общего образования
профессиональному было оправданным лишь в начале социальных реформ.
Последовавший затем промышленный и культурный подъем обусловил необходимость
подготовки работников, знающих свое дело, профессионалов, специалистов.
Классическое, формальное образование все более теснилось реальным,
профессиональным. В ходе начавшейся вскоре полемики о народной школе и
национальной образовательной системе выявилась недостаточность и
непроработанность общечеловеческого идеала воспитания и образования.
Одной из форм развития дополнительного образования стали в этот период
воскресные школы, целями и задачами которых были воспитание и обучение
грамоте. Они не имели каких-либо определенных средств для своего
существования, помещений для занятий, стабильного преподавательского
персонала, даже определенных учащихся. Внутренняя организация этих школ
строилась на принципе гуманности; школы управлялись собранием преподавателей,
на которых решались все хозяйственные и педагогические вопросы; особое
внимание уделялось тесным связям между учащими и учащимися, ради чего
исключались всякие наказания, необходимые внушения делались всем, а не
провинившимся; методы обучения создавались самими учителями на основании
существующих руководств; школы имели общеобразовательный характер и тем
отличались от воскресных школ Западной Европы как конфессиональных
учреждений.
Воскресные школы представляются первым проявлением общественного движения,
имеющего целью удовлетворение образовательных потребностей населения в форме,
отличной от государственных школ. Будучи порождением духовного порыва
передовой российской общественности, вдохновляемой идеей народного просвещения,
воскресные школы способствовали удовлетворению общественной потребности не
только учиться, но и учить. Они выступали формой образования, альтернативной
государственной, формальной, и тем самым были первым проявлением массового
дополнительного начального образования.
Однако в 1862 г. воскресные школы были закрыты "впредь до преобразования". Как
было указано в высочайшем повелении, "в последнее время обнаружено, что под
благовидным предлогом распространения в народе грамотности, люди злоумышленные
покушались в некоторых воскресных школах развивать вредные учения,
возмутительные идеи, превратные понятия о праве, собственности и безверии"
[9].
В истории дополнительного образования особое место занимает период конца XIX
- начала XX века, характеризующийся бурным развитием "вольной" российской
школы как негосударственной системы образования, учебные заведения которой
являлись частными или общественными.
Если воскресные школы в значительной мере были следствием общественного
энтузиазма и формой своеобразного братания интеллигенции с народом, то
негосударственное высшее образование возникло прежде всего под натиском
требований решения "женского вопроса" - устранения неравенства в области
женского образования. После отмены крепостного права и появления свободы
передвижения многие молодые женщины устремились за границу, где они
приобретали образование и образ мыслей, далекий от отечественных
представлений о добродетельной матери семейства, особенно тех, которые
культивировались в отечественных женских учебных заведениях. Под угрозой
оказывалась семья - оплот государства. Так женский вопрос приобрел
государственное значение.
Бурное общественное движение 50-60-х годов, отмена крепостного права,
либерализация образа жизни, переоценка традиционных культурных ценностей
привели к разрушению традиционных социальных структур, и прежде всего
патриархальной семьи и формируемого ею отношения к миру. Стал формироваться в
качестве основного тип буржуазной, городской семьи со свойственными ей
педагогическими принципами. В этих условиях возник вопрос о новой социальной
роли женщины.
Одним из следствий распада патриархальной семьи и традиционного семейного
воспитания явились учреждения дошкольного воспитания, образцом организации
которых в России стали фребелевские детские сады. А. С. Симонович, одна из
русских женщин, получивших образование в Швейцарии, следующим образом описывает
устройство и назначение детского сада: "Внешним образом фребелевский детский
сад основан по образу большой семьи, где дети - братья и сестры, а
воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать. Таким
образом, фребелевский детский сад является дополнением семейного воспитания в
тех случаях, когда в семье не имеется других подходящих по- возрасту детей,
когда мать не имеет достаточного времени или знания, чтобы руководить занятиями
маленьких детей, когда в семье не имеется свободного для игры помещения или
копа житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет
ребенка"[10]. Очень скоро все
перечисленные особенности станут основными характеристиками семьи, которая
сменит патриархальную.
В приведенном описании, на наш взгляд, очень точно употреблены слова "внешним
образом". Действительно, речь может идти только о внешнем сходстве детского
сада ' семьей, особенно патриархальной, потому что по сути различия между
ними радикальные: патриархат в воспитании сменился своеобразным матриархатом
- не только ведущая роль перешла от отца к матери, но и сама фигура отца была
устранена из воспитательного процесса.
По мере того как фигура женщины-матери выдвигалась на первый план не только в
семейном воспитании, но и в общественной жизни, в печальной необходимости
(идея детских садов выросла из детских приютов) стали видеть социальное
благо. И хотя большинство детских садов оставались скорее дневными приютами,
основным мотивом деятелей общественной педагогики оставался идеал дошкольного
воспитания: образованная воспитательница, садовница, которая должна если не
заменить мать, то во всяком случае играть ведущую роль в воспитании ребенка,
обеспечить "умственное и нравственное развитие под руководством сведущих
педагогов". Утверждению этих идей при всей их привлекательности для женщин
предшествовала ожесточенная полемика. Попытка Ушинского еще в 1859 году
реформировать оплот российского женского образования - Смольный институт,
окончилась тем, что он был вынужден покинуть свой пост и выехать за границу.
Неудача была обусловлена тем, что он попытался провести в жизнь
общесоциальные идеи в узкосословном, дворянском учебном заведении, то есть
там, где он менее всего мог рассчитывать на успех.
Таким образом, разрушение традиционных семейных обязанностей женщины, с одной
стороны, и призывы к расширению ее образования - с другой привели к появлению
нетрадиционных образовательных потребностей, которые не могли быть
удовлетворены существующей системой образования. В конце 60х годов
государство разрешило создание дополнительных форм женского образования,
однако, по инициативе и на средства частных лиц и только с педагогическим и
врачебным направлением подготовки. На этой основе был создан Клинический
институт Н. В. Склифосовского и Э. Э. Эйхвальда (вольная медицинская школа),
Аларчинские и Владимирские женские курсы в Петербурге, Лубянские в Москве. В
70е годы создаются Московские, Казанские, Киевские, Бестужевские (в
Петербурге) высшие женские курсы. В 1893 году в Петербурге открываются Курсы
воспитательниц и руководителей физического воспитания.
Дополнительное образование в сфере высшего образования. "Женский вопрос"
был лишь одним из многих факторов, обусловивших появление негосударственного
образования. Помимо ограничений на прием женщин в учебные заведения,
существовали политические, экономические, национальные, сословные, религиозные
и иные ограничения, которые также способствовали возникновению
негосударственных учебных заведений, решавших проблемы, касавшиеся обоих полов
и имевших общесоциальное значение.
Особенно бурное развитие общественно-педагогическое движение получило после
разрешения Николая II (декабрь 1905 года) открывать частные высшие учебные
заведения. В Москве на средства отставного генерал-майора А. Л. Шанявского
был открыт городской народный университет (1908 г.); открываются народные
университеты в Томске, Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове. К февралю 1917 года
в различных городах Российской империи насчитывалось уже 59 негосударственных
высших учебных заведений. По количеству учебных заведений вольная высшая
школа сравнялась с государственной, насчитывавшей 65 вузов.
Общественный успех негосударственных учебных заведений в значительной мере
был обусловлен отсутствием ограничений при приеме абитуриентов: принимались
все желающие, достигшие 16летнего возраста, без различия пола.
вероисповедания и национальности и даже не имеющие аттестата о среднем
образовании. Появилась возможность получать или продолжать образование людям,
не имеющим возможности учиться в государственной системе образования, нашли
свое применение преподаватели, не имеющие или потерявшие возможность работать
в ней.
Помимо всеобщей доступности, в деятельности вольно школы проводились принципы
свободы преподавания и демократизации отношений между учащимися и учащим,
проявлявшиеся как в свободном выборе учебных курсов, та и в свободе их
построения, выбора методов и форм обучения. Однако такая свобода покупалась
не только отказом от субсидий, но и невозможностью выдачи государственных
дипломов об образовании, дающих право занимать определенные должности (диплом
1 степени об окончании государственного вуза давал право на чин Х класса,
коллежского секретаря, учителя гимназии, а диплом 2 степени - чин XI класса,
губернского секретаря, учителя уездного училища).
Вместе с тем несомненно, что подобные формы отвечали общественной потребности
в образовании, которое с полным правом можно назвать дополнительным:
слушатели шли на курсы, в школы и университеты за знаниями, которые не могло
дать официальное образование, мирясь с отсутствием дипломов об окончании
обучения.
Перейдем теперь к важнейшему, ограничению, которое порождало объективную
необходимость в дополнительном образовании.
Содержание образования как, фактор, обусловливающие развитие дополнительного
образования. Содержание образования отражало и выражало интересы сословий и
оставалось основной проблемой образования на всех этапах его развития.
Неудивительно, что оно постоянно оказывалось предметом споров и разногласий.
В допетровские времена содержание образования определялось необходимостью
"править церковный чин", совершать службы и обряды в известном порядке, нести
в мир слово божье. В период петровских реформ проблема содержания образования
решалась в отношении светского и религиозного направлений. Светское означало
прежде всего пригодное для государевой службы.
В начале XIX века проблема содержания определяется борьбой сторонников
классического и реального образования. Начиная с пятидесятых - шестидесятых
годов, проблема общего и профессионального образования приобретает небывалую
остроту и становится одной из самых животрепещущих, в значительной степени
определяя развитие негосударственного, дополнительного образования.
С одной стороны, лучшими представителями общества провозглашается, что
Страницы: 1, 2, 3
|