Рефераты

Диплом: Особенности дополнительного образования взрослых

Диплом: Особенности дополнительного образования взрослых

Дипломная работа

«Особенности дополнительного образования взрослых»

Содержание

1. План

с. 4

2. Введение

с. 5-9

3. Глава I.

с. 10-53

· Основные понятия андрагогики

с. 10-13

· История развития системы дополнительного

образования взрослых в России

с. 14-31

· Андрагогическая модель обучения

с. 32-37

· Сравнение андрагогической и педагогической

модели обучения (общее и особенное)

с. 38-41

· Основные андрагогические принципы обучения

с. 42-44

· Условия применения андрагогической модели обучения

с. 45-51

· Выводы

с. 52-53

4. Глава II.

с. 54-79

· Виды и формы андрагогического образования

с. 54-71

· Практическое изучение видов и форм андрагогического

образования (Анализ результатов анкетирования

и интервьюирования)

с. 72-78

· Выводы

с. 79

5. Заключение

с. 80-83

6. Приложение

с. 84

7. Библиография

с. 85-87

8. Словарь

с. 88-89

ПЛАН

1. Введение

2. Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели

обучения.

· Основные понятия андрагогики

· История развития системы дополнительного образования взрослых в России

· Андрагогическая модель обучения

· Сравнение андрагогической и педагогической модели обучения (общее и

особенное)

· Основные андрагогические принципы обучения

· Условия применения андрагогической модели обучения

· Выводы

3. Глава II. Практическое изучение видов, форм и уровней дополнительного

образования взрослых.

· Виды и формы андрагогического образования

· Практическое изучение видов и форм андрагогического образования

(Анализ результатов анкетирования и интервьюирования)

· Выводы

4. Заключение

5. Приложение

6. Библиография

7. Словарь

1. Введение

В начале нашей работы мы хотим обратить внимание на актуальность выбранной темы

как для педагогики, так и для экономики. Андрагогика (наука, занимающаяся

проблемами образования взрослых) появилась как отдельная часть педагогики

сравнительно недавно. Тем не менее, образование взрослых имеет свои

особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными

характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь один аспект

андрагогики –непрофессиональное образование взрослых. Т.е. мы

изначально исключаем получивший в профессиональной педагогической литературе

наиболее полное освещение аспект профессионального образования.

Теперь, прибегнув к помощи социологии, попытаемся продемонстрировать

значимость нашей темы для педагогики.

В современном мире постоянно растёт безработица. Этот непреложный и

одновременно печальный факт подтверждается социологическими исследованиями.

Из доклада МОТ (Международной организации труда) за 2003 г.: «Количество

безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186 млн.

человек». По данным организации, безработица в промышленно развитых странах

осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%. В то же

время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке безработица

возросла.

Очевидно, Андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных видов

безработицы. Притом при функционной*

безработице улучить общее состояние способны различные курсы повышения

квалификации, самообразование, интенсивные курсы без отрыва от производства и

т.п.

При структурном** типе безработицы

необходимы более «радикальные и долгосрочные меры» -переквалификация и

связанные с нею большие денежные затраты.

Но не только из-за специфики безработицы актуальна в наши дни тема

непрофессионального образования взрослых –всё наше общество устроено так, что

для продвижения по профессиональной лестнице, для активного участия в жизни

страны и социума сегодня категорически недостаточно просто получить

профессиональное образование. Сегодня в нашем постиндустриальном обществе

знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы «не

отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и

околопрофессиональных навыков.

Целью данного исследования было изучение особенностей образования

взрослых, выделение форм и методов андрагогики, их сравнение с формами и

методами педагогики.

Цель определила следующие задачи исследования:

· Изучить педагогическую, методическую, социологическую и историческую

литературу по вопросам образования взрослых.

· Проанализировать практический опыт образования взрослых

· Описать, сравнить, проанализировать, дать рекомендации по

совершенствованию развития образования взрослых

Для решения поставленных задач используются такие методы исследования как:

1. Теоретический анализ литературы

2. Анализ работы преподавателей, работающих в системе андрагогического

образования

3. Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.

В ходе нашей работы будет проведено исследование:

Объектом исследования стала организация непрофессионального

образования взрослых.

Субъект исследования –взрослые, когда либо сталкивавшиеся на

практике с теми или иными формами андрагогического образования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что андрагогическая модель обучения

актуальна для системы современного непрерывного образования при соблюдении

следующих условий:

· Организация различных видов и форм обучения

· Различные уровни обучения

· Специальная подготовка кадров для андрагогической системы

· Методическая поддержка

· Удовлетворение различных целей обучения слушателей (для

удовлетворения своих личных интересов, расширения кругозора; для общения; для

формирования и совершенствования околопрофессиональных знаний, умений,

навыков; получение новых актуальных для профессионального роста умений и

навыков и т.п.)

Мы полагаем, что результаты данного дипломного исследования могут быть

интересны:

· Начинающим специалистам, которые уже работают в сфере образования

взрослых

· Студентам и слушателям магистратуры, которые в дальнейшем хотят

работать в сфере образования взрослых

· Взрослым людям, которые хотят получить непрофессиональное

дополнительное образование

· Организаторам различных форм андрагогического обучения

Примечание к используемой в данной работе терминологии:

Понятие «андрагогическое образование» -относительно новое в педагогике,

поэтому в части «История развития системы дополнительного образования

взрослых в России» для его обозначения используется «дополнительное

образование взрослых», которое также и дальше встречается в нашей работе и

является ни чем иным, как тем же «андрагогическим бразованием».

Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели обучения.

§ 1. Основные понятия андрагогики

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире

нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим

технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и

нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием.

В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно

важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании

взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление,

выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для

взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими

программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг

реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.

По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых - обеспечить

человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и

приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся

обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как

работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни.

К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль

образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и

общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков

образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало "производство

компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои

знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в

умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни"

[1]. Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее многотрудным занятием, ныне

становится еще более сложным, напряженным и тяжелым. Где путеводная нить

Ариадны современного человека, стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи

обучения? Этой нитью является андрагогика ( от греч. aner, andros —

взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых

[2].

Возникновение андрагогики как отдельной отрасли педагогики обусловлено рядом

причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые, прежде

всего, учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в развитии

андрагогики.

Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей

роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной

позиции, что обучаемый в выборе содержания образования занимает в основном

пассивную позицию; исключение составляют только профильные классы (школы),

характерные для старшеклассников; в то время как взрослый учащийся

сознательно избирает не только содержание курса, но и формы, сроки и уровень

обучения.

Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к

осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в

образовании.

В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-новому

организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли обучающегося

и обучающего в процессе обучения.

В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию

необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения.

В-пятых, из-за разной ведущей деятельности у детей и взрослых, необходимо

чётко разделять принципы андрагогической и педагогической моделей обучения.

Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно

обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.

Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в

работах американского ученого М.Ш.Ноулза, англичанина П. Джарвиса, американца

Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г.

Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная

практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики"

[3].

Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?

Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и

достижения различных наук в понимании роли человека в своей

жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта — принципиальных

различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в

частности.

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому

он не обучаемый).

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к

самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным)

опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения

как его самого, так и его коллег.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и

достижения конкретной цели.

5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе

обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени

детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными,

социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу

обучения.

7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности

обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования,

реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как отрасль

педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую

деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса

обучения.

§ 2. История развития системы дополнительного образования взрослых в России

Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно

развивающихся структур непрерывного образования в экономически благополучных

государствах. В то же время его важность для развития всей системы

отечественного образования остается неоцененной в должной мере.

Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и обуславливают

развитие друг друга. Исторически дополнительное образование выполняло

компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному. Сейчас можно

утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на обратное.

[4]

В отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем -

ликвидация "абсолютной" неграмотности, главной социальной миссией

дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение

"относительной", функциональной неграмотности. При этом в системе

дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое

использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и

интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного более

консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного обучения,

мощный импульс распространению которых был дан в 70-80-х в системе

дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки

специалистов.1

История российского образования представляет собой процесс взаимодействия

основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую часть

всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических условий и

образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что понимание особенностей

и роли основного и дополнительного образования в разное время менялось и

современное понимание может отличаться от прежнего.

При этом под основным будем понимать образование, организованное и

контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного

института; дополнительным к нему выступает образование, не отражающее эти

интересы, противостоящее им или выходящее за их пределы.

Помимо этого, в качестве определяющего признака основного образования мы

выделяем функцию контроля и, соответственно, регламентации образовательного

процесса. Стремление уйти от той или иной формы контроля, вырабатываемой

основным образованием и свойственное как учащим, так и учащимся или их

родителям, являлось одним из факторов порождения тех или иных форм

дополнительного образования.

В российской истории имела место сложная картина взаимодействия не только

трех основных социальных субъектов образовательного процесса (церкви,

государства и общества), но и стоящих за ними сословий, каждое из которых

имело собственные интересы и образовательные потребности и ожидало особых

условий их удовлетворения. Таковыми являлись помещики, купечество,

промышленники, разночинцы, позднее –крестьянство, женщины, национальные и

конфессиональные группы. Еще позже тон стали задавать нетрадиционные

профессиональные группы, проводившие свою образовательную политику через

министерства и ведомства.

"Следы" дополнительного образования можно найти на любом из этапов

отечественной истории; фактически оно возникло и развивалось вместе с

основным.

Образование в допетровской Руси носило религиозный характер; священник

был учителем людей всех возрастов: его обязанность - "учить малых детей в доме,

а всех - в храме". К священнику шли прихожане со своими жизненными проблемами,

от него ожидали совета, ободрения, нравственной поддержки.

Это нельзя назвать образованием в собственном смысле, поскольку основное

обучение шло через повседневную жизнь прихожан, их нравы и традиции, а

священник по сути дела выступал представителем иного образования -

дополнительного по отношению к образу жизни большинства верующих, отвечающего

на духовные потребности населения, -которые выходили за рамки повседневных

забот и не удовлетворялись в практической жизни.

Церковно-религиозное образование, организованное в виде приходской школы, было

основным только по выбранному нами критерию - как отвечавшее интересам

господствующего социального института. Однако по степени распространения эта

форма образования была слабо развитой и не играла большой роли в удовлетворении

образовательных потребностей населения. Основную же роль играло семейное

воспитание и образование. Семья и семейные отношения определяли даже

педагогические принципы основного, церковно-религиозного образования. П. Ф.

Каптерев замечает по этому поводу: "Будучи не в состоянии создать

самостоятельную систему воспитания, русский народ естественно заимствовал то,

что ему было более по сердцу, отвечало складу его жизни, его привычкам и

взглядам".[5]

Таким образом, домашнее воспитание представляло собой внецерковное,

внешкольное обучение и воспитание, а потому может рассматриваться как

исторически наиболее ранняя форма дополнительного образования. В то же время

оно несло основную социальную функцию воспитания и в этом плане выступало как

основное, во всяком случае, для наиболее значительной массы населения.

Иначе говоря, основное и дополнительное образование не разделяется еще в этот

период на самостоятельные формы, точнее, они сосуществуют вместе. Одним из

главных условий разделения образования на основное и дополнительное, условием

формирования у человека потребности в дополнительном образовании, выступило

появление педагогических систем с их монистической и монологической позицией

учителя как представителя определенной педагогической истины.

Патриархальное семейное воспитание в идеальном виде представляет собой

устойчивую самодостаточную социальную функцию, по отношению к которой даже

церковно-религиозное образование оказывалось в роли дополнительного. Его

устойчивость и самодостаточность обеспечили ему выживание в течение не только

всего церковно-религиозного, но и значительного государственного периода

развития педагогики, и лишь отмена крепостного права и размывание

крестьянской общины сделали невозможным его дальнейшее существование в

традиционном виде.

Прежде всего выявилось, что значительная часть образовательных процессов

совершалась вне сферы внимания и влияния церкви, выступавшей основным

социальным субъектом образования в рассматриваемый период. Более того, между

церковным и внецерковным образованием возникало противостояние (которому в

немалой степени способствовал церковный раскол), в результате которого

образовательные процессы принимали скрытый, подспудный характер. Эта сфера

образования в соответствии с заявленным нами критерием должна быть определена

как сфера дополнительного образования населения.

Дополнительное образование населения отличалось от основного характером

образовательных потребностей, которые оно обслуживало: овладение грамотой и

письмом служило средством решения повседневных жизненных задач крестьянина, а

не совершения службы и знания Священного Писания, как это предполагалось

основным образованием.

Дополнительное образование в период развития государственной школы. Со

времен Петра I церковно-приходскую школу и училище сменяет и становится

доминирующей светская, государственная школа, перед которой ставится задача

воспитания работника, служащего, гражданина, а основным содержанием образования

становятся светские, научные знания.

В 1714 году были открыты цифирные школы для детей от 10 до 15 лет всех

сословий, кроме однодворцев. Они просуществовали недолго, однако школа,

преследующая государственные интересы и решающая .государственные задачи

подготовки служилых людей, в других формах продолжала развиваться по мере

укрепления светского государства, все более и более вытесняя дьячковские

школы и мастеров грамоты в сферу крестьянского сословия и ограничивая область

их распространения.

В других сословиях (дворянском, купеческом) потребность в дополнительном

образовании как отличном от государственного и церковного не исчезла совсем и

удовлетворялась посредством семейного воспитания и в частных, главным образом

иностранных, пансионах. П. Ф. Каптерев писал, что при Екатерине II велась

борьба со старыми дьячковскими школами и частными пансионами, в которых учили

плохо, поскольку большинство учителей-иностранцев были не только не

педагогами, но и мало образованными, а то и невеждами. Однако государственных

школ было мало, а на частные был постоянный запрос. Отметим, что именно

домашнее, частное, по сути дополнительное образование явилось той базой, на

которой стало возможным создание в 1755 году Московского университета.

Достаточно длительная история выяснения отношений между государственными и

частными учебными заведениями предшествовала реформе образования 1804 года,

задуманной еще при Екатерине II и призванной разрешить противоречия между

государственными и частными учебными заведениями в пользу первых. Это стало

возможным за счет снятия ограничений (сословных, национальных) и создания

преемственности различных ступеней образовательной системы (приходское и

уездное училище, губернская гимназия, университет). В последующем тенденция к

преобладанию государственной школы над частной усилилась и стала еще более

явной. Был также утерян всесословный характер образовательной . системы,

придававший ей открытость и преемственность ступеней.

Вместе с тем отношения между самодеятельными (дьячковскими), частными (прежде

всего иностранными) школами, с одной стороны и государственными - с другой

становятся все более разносторонними. Необходимость в дополнительном

образовании возникает по все более многочисленным причинам - таким, как

содержание образования (классическое или реальное, религиозное или светское),

сословность образования, национальность учащегося, профессиональная

квалификация учителя, ограниченные финансовые возможности государства в

открытии новых учебных заведений.

Другими словами, чем более жесткой и разносторонней становилась деятельность

государства по контролю, регламентации и ограничению возможностей получения

того или иного вида образования, удовлетворению той или иной образовательной

потребности, тем больше причин способствовало развитию дополнительного

образования. Лишь в 1857 году было разрешено открытие частных школ и

пансионов, что возвестило начало нового этапа развития российской школы -

периода общественной педагогики.

Дополнительное образование в период общественной педагогики. Этот период

открывается статьей Н.И. Пирогова "Вопросы жизни" (1856 г.)

[6], получившей огромный резонанс в обществе. Статья вызвала самые

противоречивые суждения и положила начало обсуждению вопросов образования в

новой общественной ситуации, которая возникла вместе с окончанием николаевской

эпохи и началом социальных реформ. По этому поводу П. Ф. Каптерев писал: "Новая

русская педагогика вступила в борьбу с прежней государственной, с ее

односторонностью. Против основного догмата государственной педагогики - задача

воспитания заключается в подготовке законопослушного верноподданного сообразно

его сословию - новая педагогия выдвинула коренное положение: воспитание и

образование в своей сути общечеловечны и их задача подготовка человека".

[7]

Провозглашенный Н. И. Пироговым новый идеал и цель образования - оно «должно

готовить дитя быть человеком»[8] -

вызвали недоумение общества и правительства. "Разве вы не знаете, - говорили

ему, - что людей собственно нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе не нужное

для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, механики, моряки, врачи,

юристы, а не люди". Однако противопоставление общего образования

профессиональному было оправданным лишь в начале социальных реформ.

Последовавший затем промышленный и культурный подъем обусловил необходимость

подготовки работников, знающих свое дело, профессионалов, специалистов.

Классическое, формальное образование все более теснилось реальным,

профессиональным. В ходе начавшейся вскоре полемики о народной школе и

национальной образовательной системе выявилась недостаточность и

непроработанность общечеловеческого идеала воспитания и образования.

Одной из форм развития дополнительного образования стали в этот период

воскресные школы, целями и задачами которых были воспитание и обучение

грамоте. Они не имели каких-либо определенных средств для своего

существования, помещений для занятий, стабильного преподавательского

персонала, даже определенных учащихся. Внутренняя организация этих школ

строилась на принципе гуманности; школы управлялись собранием преподавателей,

на которых решались все хозяйственные и педагогические вопросы; особое

внимание уделялось тесным связям между учащими и учащимися, ради чего

исключались всякие наказания, необходимые внушения делались всем, а не

провинившимся; методы обучения создавались самими учителями на основании

существующих руководств; школы имели общеобразовательный характер и тем

отличались от воскресных школ Западной Европы как конфессиональных

учреждений.

Воскресные школы представляются первым проявлением общественного движения,

имеющего целью удовлетворение образовательных потребностей населения в форме,

отличной от государственных школ. Будучи порождением духовного порыва

передовой российской общественности, вдохновляемой идеей народного просвещения,

воскресные школы способствовали удовлетворению общественной потребности не

только учиться, но и учить. Они выступали формой образования, альтернативной

государственной, формальной, и тем самым были первым проявлением массового

дополнительного начального образования.

Однако в 1862 г. воскресные школы были закрыты "впредь до преобразования". Как

было указано в высочайшем повелении, "в последнее время обнаружено, что под

благовидным предлогом распространения в народе грамотности, люди злоумышленные

покушались в некоторых воскресных школах развивать вредные учения,

возмутительные идеи, превратные понятия о праве, собственности и безверии"

[9].

В истории дополнительного образования особое место занимает период конца XIX

- начала XX века, характеризующийся бурным развитием "вольной" российской

школы как негосударственной системы образования, учебные заведения которой

являлись частными или общественными.

Если воскресные школы в значительной мере были следствием общественного

энтузиазма и формой своеобразного братания интеллигенции с народом, то

негосударственное высшее образование возникло прежде всего под натиском

требований решения "женского вопроса" - устранения неравенства в области

женского образования. После отмены крепостного права и появления свободы

передвижения многие молодые женщины устремились за границу, где они

приобретали образование и образ мыслей, далекий от отечественных

представлений о добродетельной матери семейства, особенно тех, которые

культивировались в отечественных женских учебных заведениях. Под угрозой

оказывалась семья - оплот государства. Так женский вопрос приобрел

государственное значение.

Бурное общественное движение 50-60-х годов, отмена крепостного права,

либерализация образа жизни, переоценка традиционных культурных ценностей

привели к разрушению традиционных социальных структур, и прежде всего

патриархальной семьи и формируемого ею отношения к миру. Стал формироваться в

качестве основного тип буржуазной, городской семьи со свойственными ей

педагогическими принципами. В этих условиях возник вопрос о новой социальной

роли женщины.

Одним из следствий распада патриархальной семьи и традиционного семейного

воспитания явились учреждения дошкольного воспитания, образцом организации

которых в России стали фребелевские детские сады. А. С. Симонович, одна из

русских женщин, получивших образование в Швейцарии, следующим образом описывает

устройство и назначение детского сада: "Внешним образом фребелевский детский

сад основан по образу большой семьи, где дети - братья и сестры, а

воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать. Таким

образом, фребелевский детский сад является дополнением семейного воспитания в

тех случаях, когда в семье не имеется других подходящих по- возрасту детей,

когда мать не имеет достаточного времени или знания, чтобы руководить занятиями

маленьких детей, когда в семье не имеется свободного для игры помещения или

копа житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет

ребенка"[10]. Очень скоро все

перечисленные особенности станут основными характеристиками семьи, которая

сменит патриархальную.

В приведенном описании, на наш взгляд, очень точно употреблены слова "внешним

образом". Действительно, речь может идти только о внешнем сходстве детского

сада ' семьей, особенно патриархальной, потому что по сути различия между

ними радикальные: патриархат в воспитании сменился своеобразным матриархатом

- не только ведущая роль перешла от отца к матери, но и сама фигура отца была

устранена из воспитательного процесса.

По мере того как фигура женщины-матери выдвигалась на первый план не только в

семейном воспитании, но и в общественной жизни, в печальной необходимости

(идея детских садов выросла из детских приютов) стали видеть социальное

благо. И хотя большинство детских садов оставались скорее дневными приютами,

основным мотивом деятелей общественной педагогики оставался идеал дошкольного

воспитания: образованная воспитательница, садовница, которая должна если не

заменить мать, то во всяком случае играть ведущую роль в воспитании ребенка,

обеспечить "умственное и нравственное развитие под руководством сведущих

педагогов". Утверждению этих идей при всей их привлекательности для женщин

предшествовала ожесточенная полемика. Попытка Ушинского еще в 1859 году

реформировать оплот российского женского образования - Смольный институт,

окончилась тем, что он был вынужден покинуть свой пост и выехать за границу.

Неудача была обусловлена тем, что он попытался провести в жизнь

общесоциальные идеи в узкосословном, дворянском учебном заведении, то есть

там, где он менее всего мог рассчитывать на успех.

Таким образом, разрушение традиционных семейных обязанностей женщины, с одной

стороны, и призывы к расширению ее образования - с другой привели к появлению

нетрадиционных образовательных потребностей, которые не могли быть

удовлетворены существующей системой образования. В конце 60х годов

государство разрешило создание дополнительных форм женского образования,

однако, по инициативе и на средства частных лиц и только с педагогическим и

врачебным направлением подготовки. На этой основе был создан Клинический

институт Н. В. Склифосовского и Э. Э. Эйхвальда (вольная медицинская школа),

Аларчинские и Владимирские женские курсы в Петербурге, Лубянские в Москве. В

70е годы создаются Московские, Казанские, Киевские, Бестужевские (в

Петербурге) высшие женские курсы. В 1893 году в Петербурге открываются Курсы

воспитательниц и руководителей физического воспитания.

Дополнительное образование в сфере высшего образования. "Женский вопрос"

был лишь одним из многих факторов, обусловивших появление негосударственного

образования. Помимо ограничений на прием женщин в учебные заведения,

существовали политические, экономические, национальные, сословные, религиозные

и иные ограничения, которые также способствовали возникновению

негосударственных учебных заведений, решавших проблемы, касавшиеся обоих полов

и имевших общесоциальное значение.

Особенно бурное развитие общественно-педагогическое движение получило после

разрешения Николая II (декабрь 1905 года) открывать частные высшие учебные

заведения. В Москве на средства отставного генерал-майора А. Л. Шанявского

был открыт городской народный университет (1908 г.); открываются народные

университеты в Томске, Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове. К февралю 1917 года

в различных городах Российской империи насчитывалось уже 59 негосударственных

высших учебных заведений. По количеству учебных заведений вольная высшая

школа сравнялась с государственной, насчитывавшей 65 вузов.

Общественный успех негосударственных учебных заведений в значительной мере

был обусловлен отсутствием ограничений при приеме абитуриентов: принимались

все желающие, достигшие 16летнего возраста, без различия пола.

вероисповедания и национальности и даже не имеющие аттестата о среднем

образовании. Появилась возможность получать или продолжать образование людям,

не имеющим возможности учиться в государственной системе образования, нашли

свое применение преподаватели, не имеющие или потерявшие возможность работать

в ней.

Помимо всеобщей доступности, в деятельности вольно школы проводились принципы

свободы преподавания и демократизации отношений между учащимися и учащим,

проявлявшиеся как в свободном выборе учебных курсов, та и в свободе их

построения, выбора методов и форм обучения. Однако такая свобода покупалась

не только отказом от субсидий, но и невозможностью выдачи государственных

дипломов об образовании, дающих право занимать определенные должности (диплом

1 степени об окончании государственного вуза давал право на чин Х класса,

коллежского секретаря, учителя гимназии, а диплом 2 степени - чин XI класса,

губернского секретаря, учителя уездного училища).

Вместе с тем несомненно, что подобные формы отвечали общественной потребности

в образовании, которое с полным правом можно назвать дополнительным:

слушатели шли на курсы, в школы и университеты за знаниями, которые не могло

дать официальное образование, мирясь с отсутствием дипломов об окончании

обучения.

Перейдем теперь к важнейшему, ограничению, которое порождало объективную

необходимость в дополнительном образовании.

Содержание образования как, фактор, обусловливающие развитие дополнительного

образования. Содержание образования отражало и выражало интересы сословий и

оставалось основной проблемой образования на всех этапах его развития.

Неудивительно, что оно постоянно оказывалось предметом споров и разногласий.

В допетровские времена содержание образования определялось необходимостью

"править церковный чин", совершать службы и обряды в известном порядке, нести

в мир слово божье. В период петровских реформ проблема содержания образования

решалась в отношении светского и религиозного направлений. Светское означало

прежде всего пригодное для государевой службы.

В начале XIX века проблема содержания определяется борьбой сторонников

классического и реального образования. Начиная с пятидесятых - шестидесятых

годов, проблема общего и профессионального образования приобретает небывалую

остроту и становится одной из самых животрепещущих, в значительной степени

определяя развитие негосударственного, дополнительного образования.

С одной стороны, лучшими представителями общества провозглашается, что

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ