|
Диплом: Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Для формирования композиционных умений и навыков в рисовании старших
дошкольников были использованы следующие спектакли:
1. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина –
настольный, картонажный театр. (18/I-99 г.)
2. "Куобах кутуруга суох буолбута" Н.Якутского –
настольный театр мягких игрушек. (25/I-99 г.)
3. "Красная шапочка" Ш.Перро – театр петрушек
(3/III-99 г.)
4. Русская народная сказка "Колобок" –
настольный, картонажный театр (3/III-99 г.)
Обучение изображению сюжетов посредством кукольного спектакля проводилось
следующим образом:
Таблица 4
№ | Название спектакля | Исполнители ролей | Методы обучения сюжетному рисунку | 1 | "Сказка о рыбаке и рыбке" | воспитатели | Чтение сказки. Показ спектакля. Беседа с детьми о персонажах сказки. При-думывание собственного продолжения сказки. Расс-матривание иллюстраций В.Конашевича к этой сказ-ке. Рисование иллюстраций | 2 | "Куобах кутуруга суох буолбута" | дети | Чтение сказки. Распределе-ние ролей. Обучение актер-скому исполнительству. Беседа с детьми о персо-нажах сказки. Рассматрива-ние иллюстраций художни-ков Ю.Васнецова, Е.Чару-шина. Рисование сказки | 3 | "Красная шапочка" | дети | Распределение ролей. Обу-чение актерскому исполни-тельству. Беседа с детьми о персонажах сказки. Иссле-дование руками игрушек. | 4 | "Колобок" | дети | Изготовление игрушек вместе с детьми. Распреде-ление ролей. Подготовка. Показ спектакля. Беседа с детьми о композиции ри-сунка, выборе цвета и т. д. |
Остановимся на ход методической работы по каждому спектаклю.
Произведение А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" выбрано неслучайно. В
связи с 200-летним юбилеем великого русского поэта весь учебный год
проводились различные мероприятия (конкурс на лучшее чтение стихов,
пушкинский бал, конкурс рисунков по произведениям, книжная выставка и т.д.).
По нашему мнению, эта сказка более близка к восприятию ребенком: старик три
раза приходит к морю. И каждый раз оно разное: в первом случае- спокойное, во
втором – волнующее, в третьем – беспокойное. Старуха с каждым разом
становится гневной, сварливей. эти контрастные решения характера сказки
оставляют в сознании каждого ребенка неизглазимое впечатление и помогают в
выборе сюжета.
После показа в беседе с детьми мы пытались выяснить, настолько они поняли ход
сказки, различия между персонажами (стариком и старухой), а также предлагали
сами придумать собственный финал сказки.
Вопросы беседы:
1. Каким было море в первый раз, когда к нему
пришел старик?
2. Каким было оно во второй раз?
3. В третий?
4. Пожалел ли ты старика?
5. Жалко ли старуху?
6. Как, по твоему мнению, может завершиться эта
сказка?
7. Что бы ты попросил у золотой рыбки?
Наиболее характерные ответы приводим в таблице 5.
Таблица 5
№ вопро-сов | Ответы | 1 | Море было спокойным. Летали чайки. Светило солнце. | 2 | Море взволновалось. Чайки кричали. Подул ветер. | 3 | Море бурлило. Дул сильный ветер. Солнце спряталось за огромную темную тучу. | 4 | Старика очень жалко. Ведь он старается, чтобы дом у них был красивый и вся посуда была новой. Ведь у них корыто старое, и , наверно, посуда вся старая | 5 | Старуху я не жалею. Она всегда ругает старика. | | Старуху жалко. Она тоже хочет красиво жить. | 6 | Эта сказка может завершиться хорошо. Например, пришла волшебница, заколдовала старуху. Старуха стала доброй, красивой. И они стали жить в красивом дворце. | 7 | Компьютер, красивую большую куклу, много-много шоколадок, конфет, косметику для мамы, игрушечную машинку-джип. |
Анализируя ответы, мы заключаем, что дети остро воспринимают контрастные
состояния моря. Они жалеют не только старика, но и старуху из-за того, что у
неё не исполнились желания. Некоторые дети пытались придумать собственное
завершение сказки при помощи доброй феи, которая улучшила бы жизнь стариков.
Почти все дети хотели бы встретить золотую рыбку, которая сможет исполнить их
желания.
Рассматривание иллюстраций к книге "Стихи и сказки" А.С.Пушкина [ ]
художника В. Конашевича помогло детям в выборе сюжетов своих рисунков.
По этому спектаклю рисовало 10 детей (смотри приложение 4). Воздушную
перспективу использовали 90% детей, яркостью цвета положительных персонажей
выделили все дети, отрицательных персонажей – 60%. Увеличенное изображение
главных героев встречается у 60% детей, а миниатюрное – у 10% детей. Ритм,
как выразительное средство, использовали 80%, динамику движения героев
передало 80% детей. Умение строить композицию по всему листу показали все
дети (100%).
Спектакль по сказке Н. Якутского "Куобах кутуруга суох буолбута" ставился с
участием детей. Для этого были проведены следующие этапы работы:
1. Рассказывание сказки.
2. Показ сказки экспериментатором
3. Распределение ролей между детьми.
4. Показ детьми данного спектакля.
5. Рисование
В данном спектакле были использованы мягкие игрушки: зайчик, мишка,
плоскостные домик и сарайчик.
Распределение ролей происходило по желанию детей под руководством воспитателя.
Для этого мы применили метод беседы с детьми с целью выявления отношения
детей к театрализованной деятельности, план и ответы которых приводим в
следующей таблице.
Таблица 6
| План беседы | Что выявляет вопрос беседы? (Цель) | Лиза Н. | Саша В. | Сеня Н. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | Хотел бы ты принять учас-тие в поста-новке сказки "Как зайчик остался без хвоста?" | Общее поло-жительное и отрицательное отношение к постановке сказки | Да | Нет | Да | 2 | Почему (по какой при-чине) ты хо-тел (не хотел) участвовать в постановке сказки? | Осознавае-мые мотивы, желание или нежелание участвовать в постановке сказки. | (пожимает плечами) | Хочу побольше играть кубиками | Люблю играть игрушками кукольного театра | 3 | Ты уже учас-твовал в та-ких постанов-ка? | Наличие опыта ребенка | Да.Я испол-няла роль незнайки, который не знал правил дорожного движения | Да, участво-вал. Но не помню кого я играл. | Нет | 4 | Какую бы роль ты хотел сыграть? | Наличие привлекательности отдель-ных ролей. | Роль зайчика | Роль Бэтмана, если будет такая сказка | Роль медведя | 5 | Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся? | Наличие интересов в ситуации свободного выбора. | Рисовала | Играл | Не знаю. Наверно, лепил бы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся? | Наличие ус-тойчивого ин-тереса к теа-трализован-ной деятель-ности вооб-ще. Элементы театрализованной деятель-ности –прив-лекательные для ребенка. | Да, Мне нравится роль Мишки | - | Взял бы роль Зайчи-ка | 7 | Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли? | Наличие интересов в условиях проективного вопроса. | Да. Напри-мер:Даша А хочет иг-рать Крас-ную Ша-почку | Кажется, дети любят ставить спектакли | Много. |
При анализе беседы мы обратили внимание на следующее:
а) Получилась ли беседа, если нет, то почему?
б) Особенности поведения ребенка, его мимика, посты, интонация речи, оговорки
и др.
в) На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
е) Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
ж) Какие задачи решены в результате беседы?
Проанализировав беседу перед театрализованной игрой, мы пришли к следующему
выводу: беседа получилась интересной. Лиза Н. и Сеня Н отвечали на вопросы
активно, не отвлекались на внешние раздражители. А речь Саши В. отличалась от
остальных – она была более ускоренной, жестикулировал руками. Его нежелание
участвовать в кукольных спектаклях можно объяснить незаинтересованностью этим
видом деятельности, неустойчивым вниманием его психики и отсутствием опыта.
На предложение экспериментатора сыграть определенную роль в предстоящем
спектакле он ответил удовлетворительно, что подтверждает присутствие
положительного отношения к участии в постановке сказки. Мы думаем, что беседа
имела воспитательный эффект: дети получили возможность творческих проявлений
в театрализованных играх, заинтересованность ими.
Спустя три дня после нашего показа спектакля предложили детям показать уже
известный им спектакль "Куобах кутуруга суох буолбута". Было приготовлено
все, что нужно для спектакля. Каждому ребенку задавалось несколько вопросов:
1. Ты помнишь спектакль, который я показывала в
группе несколько дней назад?
2. Как он назывался?
3. Расскажи про то, что ты видел.
Пересказать содержание короткой и простой пьески предлагалось для того, чтобы
ребенок вспомнил действия и слова персонажей и не путался при последующем
показе. После спектакля ему задавались уточняющие вопросы.
Результаты показали, что дети, которым предполагалось показать спектакль
"Куобах кутуруга суох буолбута", успешно справились с заданием. Одни несмело,
неуверенно, другие довольно решительно и серьезно заставляли Мишку и Зайку
жить, говорить, действовать на полянке, оформленном на столе. Но уровень
исполнении был невысоким, видно было, что у детей нет навыков вождения кукол,
что они недостаточно ориентированно умеют направлять их между игрушечными
деревьями. Действие по сюжету либо замедлялось, затягивалось, либо выглядело
суетливым, отчего игрушки в руках детей становились совсем непослушными и
падали на стол. Маловыразительной была и речь. Разговор двух персонажей
звучал неэмоционально. Дети говорили своим голосом и слова от автора, и
реплики персонажей. Некоторые из них неплохо интонировали, но передать
образность, характерность действующего лица им не удавалось.
Отдельны отклонения от текста и от способов воплощения действия персонажей
свидетельствовали лишь о том, что ребенок рассказывал и показывал, как он
мог, а не как хотел, то, что видел, слышал и запомнил два дня назад.
Преднамеренного желания показать представление именно таким, каким он
смотрел, у ребенка не было, ребенок показывал этот спектакль так, как мог,
поэтому в его показе мы не видели никакого творческого процесса.
Мы имели возможность убедится, что дети рассказывали и показывали сказку в
соответствии со своим видением и пониманием её содержания, что выразительные
возможности материала и форма театрального представления использовались ими
максимально, но целенаправленного поиска выразительных средств не было.
Причину этого мы опять же склонны видеть в отсутствии специального обучения
детей способам театрально-игровой деятельности.
Исходя из этого, мы определили цель: обучение детей технике кукловождения,
актерскому мастерству кукольника, постановке речи (высота, тембр, сила
голоса, дикция, выразительность).
Провели ряд упражнений с детьми по технике кукловождения, опираясь на статьи
Е.С.Деммени. Проведение этих упражнений включало ряд этапов.
1. Подбор или шитье кукол совместно с детьми.,
сшить так чтобы кисть и пальцы свободно сгибались внутри чехла куклы, давая
возможность воспроизводить любые движения корпуса, головы и рук куклы.
2. Упражнения на придерживание основного
положения куклы, которое заключается в том, что ось (воображаемая),
проходящая через кисть и локтевую точку руки кукловода, перпендикулярна
плоскости пола; изменение наклона туловища; закидывание головы куклы;
сведение рук куклы; перемещение куклы по ширме.
3. Распределение ролей. Здесь учитывалось желание
детей, какую роль они хотели бы сыграть.
4. Упражнения для овладения сценическим
пространством:
- игры и упражнения по формированию деятельности в вымышленных
условиях (т.е. в предлагаемых обстоятельствах)
- упражнения на развитие сценического внимания, воображения и памяти;
- действия с воображаемыми и реальными предметами (одиночные и с
партнерами);
- упражнения на развитие образных представлений (движения хитрой
лисы, движения, испуганного зайчика и т.д.)
- групповые игры, необходимые для сыгранности актерского коллектива
(диалоги персонажей на заданную тему);
- использование в этюдах сюжетов с конкретными игровыми задачами
(попросить, приказать, образовать и т.д.)
Мы провели беседу о способах художественнообразной выразительности в
кукольном театре, показали несколько вариантов целесообразного размещения
декораций. Внимание детей мы обратили то, что в каждой сказке есть разные
персонажи, которые не могут говорить и двигаться одинаково, что у каждого из
них есть свои привычки, свои особенности.
Характер деятельности разыгрывании различный ситуаций, задаваемых
экспериментатором, был манипулятивный. Они как бы примеривались к куклам,
производили отдельные движения и лишь потом начинали "оживлять" их.
Задания детям:
1. Обыграть ситуацию – зайчику холодно (под дождем, в холодной избушке);
- хитрая лиса идет к домику зайчика с намерением выгнать его оттуда;
2. Петух разговаривает с зайчиком, выясняет, почему зайчик грустный.
3. Интонацией, голосом показать характер трусливого зайца, хитрой лисы,
храброго петуха.
Композиционные построение рисунков по спектаклю настольного театра "Куобах
хайдах кутуруга суох буолбута" показал средний уровень развития (55,2%) (см.
приложение 5). Овладение воздушной перспективой составляет 85,7%, изображение
ярким цветом положительного персонажа – 75,0%. Дети недостаточно выделяют
увеличенное или миниатюрное рисование персонажей, слабо передают динамику
движения героев (57,1%). Отметим, что все расположили свои композицию по
всему листу. Наибольшую высокую степень овладения художественными средствами
показали Лиза Н. и Сеня Н. (по 75%). Они показывают усвоение воздушной
перспективы, к положительному герою применяют яркий цвет, передают динамику
движения персонажей и т.д.
Следующим произведением, использованным в отражении детей кукольного
спектакля в своих рисунках, является сказка Ш.Перро "Красная шапочка" (театр
петрушек). В постановке этого спектакля участвовали сами дети. Сказка
довольно хорошо знакомая детям, её содержание не доставляет трудностей для
запоминания. В подготовке участвовали все дети экспериментальной группы.
Здесь детям была дана полная свобода деятельности, т.е. они сами были и
художниками, и актёрами, и режиссёрами. Эта деятельность носила игровой
характер и имела свойство импровизационности. Дети живо включались в активный
творческий процесс. Их рисунки после просмотра спектакля, участия в нем
показали высокий уровень средств выразительности (70,3%) (см. приложение 6).
Высокий уровень (100%) отмечается у Иры А., Айтала С. Они используют
наибольшее количество средств выразительности. Низкий уровень (37,5%) у Вали
И. Её рисунок отличается линейной перспективой, яркостью только
положительного героя, отсутствием отрицательного персонажа, ритм и динамика
отсутствуют.
В дальнейшем нашем исследовании мы использовали русскую народную сказку
"Колобок" (настольный, картонажный театр). Хотя это не предусмотрено
Программой обучения и воспитания в старшей группе, рисование по этой сказке
совпал с выступлением перед младшими дошкольниками ясли-сада. Дети
раскрашивали силуэты персонажей, активно включались в создание декораций.
Чтобы помочь красиво и разнообразно изобразить деревья, организовали
наблюдения детей за природой, познакомили их с тем, как передают картины
природы художники в иллюстрациях к произведениям писателей, в пейзажной
живописи. Все это вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик.
При постановке спектакля "Колобок" требовалась большая работа по подготовке
детей к выразительной передаче образов сказки, а затем их образному решению в
рисунках. Велась работа над выразительностью речи, движений персонажей
(быстро и легко) скачет зайчик, тяжело переваливается с ноги на ногу медведь
и т.п.)
Детские рисунки по спектакли "Колобок" отличаются высоким уровнем
композиционного построения (62,5%) (см. приложение 7). Дети все используют
воздушную перспективу, яркость положительных героев, ритм, расположение
композиции по всему листу.
Мы отмечаем недостаточное овладение таким выразительным средством, как цвет и
определенное изображение отрицательных героев (20%). Самый высокий уровень
проявился в рисунке Саши В. Свою работу он дополнил интересным, на наш
взгляд, изображением: зайчик, запряженный в сани, а на санях сидит ёжик с
грибами на спине. Колобок дополнен шляпой. Одежда Лисы в рисунке Саши красиво
украшена узором, на шее бусы, а на голове приколото украшение, т.е. персонажи
очеловечены.
Дети дали своим работам следующие названия: "Встреча колобка с лисой" (Саша
В.), "Колобок, колобок! Я тебя съем!" (Сеня Н.), "Подожди, лиса, я тебе
песенку спою" (Лиза Н.), "Колобок встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка
встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка положила на стол колобка" (Таня Н.).
В основном тема рисунков-встреча колобка с волком. Это возможно объяснятся с
тем, что игры и детей, которые исполняли роль зайца и медведя были
маловыразительными – тихий голос, ошибки ведения персонажа, в частности,
медведя. Медведь несколько раз падал из-за неустойчивой поддержки
кукольников.
На изображение детей повлиял показ иллюстраций к этой сказке художника Е.
Рачева. Так, дети на всех персонажей-животных рисуют одежду, что является
характерной особенностью изображений данного художника..
Учитывая, что созданное изображение анализируется и вновь может дополняться,
развиваться, вызывать новые образы, ассоциации, мы выделяем, что формирование
замысла, его обогащение и уточнение происходит в процессе создания
изображения. Так, дети дополняли колобка кудрявой шевелюрой или придавали ему
облик девочки, пририсовывая яркий бантик.
Нам следует отметить, что на каждом занятии формировались умения и навыков
композиционного построения сюжетных рисунков. Направляли детей на поиски и
внесение в изображение дополнений. При этом использовали поощрение,
привлечение внимания детей к находкам сверстников.
Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-двигательными
ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно. Например:
ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии
движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о
нём. На этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно
говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт.
Исходя из этого, мы проводили закрепление правильных технических навыков и
умений путем рисования и закрашивания любимых игрушек, овощей и фруктов,
образов сказочных героев. Это вызывало их любопытство, желание рассмотреть
объект и изобразить его.
Таким образом, проведенный анализ рисунков формирующего этапа показал, что
дети получили возможность создавать выразительные изображения. Они полно и
свободно воплощают задуманное содержание. Умело используют композиционное
построение, проявляют инициативу, творчество. Вместе с тем характеризованы
индивидуальные различия, свойственные каждому ребенку манеры исполнения.
Результаты проделанной нами работы свидетельствуют о том, что старшие
дошкольники увлекаются театральной творческой деятельностью. При
соответствующей подготовительной работе с ними эффективно приобщаются к новым
формам игр.
В процессе исследования, однако, были выявлены и те трудности, которые мешают
развитию творческих возможностей детей. Это заключается в неумении передавать
замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев,
отсутствие двигательных умений при передаче образа.
Формирование указанных выше качеств помогает активизировать творчество детей.
Направляет их по руслу развития способности художественного восприятия и
выразительных средств посредством искусства.
2.3. Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития
композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе исследовались композиционные умения и навыки контрольной
группы. В проведении контрольного эксперимента применялась та же методика,
что и в констатирующем этапе. Вместо просмотра спектакля проводилось
рассказывание сказки.
После рассказывания с целью закрепления содержания рассказа проводили беседу
по следующим вопросам:
1. Кто из героев вам понравился больше всего?
2. Кто не понравился? Почему?
3. Как поступила девочка Маайа?
4. Что означает выражение "любить маму?"
Проанализировав ответы детей по рассказу "Икки ийэ, икки кыыс", можно
сказать, что дети правильно поняли содержание рассказа. Характерные ответы
детей приводим в таблице 8.
Таблица 8
| 1 | 2 | 3 | 4 | Вилена К. | Понравилась Маайа. Она очень любит свою маму и всегда ей помогает | Клара не понравилась. Она ленивая | Она пожалела маму и дала ей немножко отдохнуть | Всегда ей помогать, жалеть её | Надя Р. | Маайа, конеч-но, понрави-лась. Она ведь трудолюбивая | Клара мне не понравилась, потому что не любит маму. | Маайа занесла дров, пошла искать телен-ка. | Её надо лю-бить, цело-вать, помогать ей | Алик Л. | Маайа понравилась, она похожа на мою сестру. Моя сестра всегда помогает маме | Клара мне совсем не понравилась. Она избало-ванная. Мам её никогда не ругает, поэто-му дочка растет плохой | Маайа помогла маме | Любить зна-чит постоянно быть рядом с мамой. | Саргы Н. | Маайа больше всего понравилась | | Маайа не поцеловала маму, но она ей помогла | Все время ей помогать, не обижать |
При рисовании дети пользовались только акварелью. Анализ рисунков показал
следующее (см. приложение 8): общий уровень умений и навыков композиционного
построения средний (48,7%). У четверых детей наблюдается высокий уровень
композиционных навыков (62,5%). Они владеют умениями построения воздушной
перспективы, используют яркий цвет главных героев, ритм, динамику движения
персонажей, изображают объекты по всему листу.
Очень интересна работа Саши В. Он дополнил свой рисунок рекой, мостиком,
которые в рассказе отсутствуют. Изображение мостика дано с загораживанием
телёнка и девочки: "Они переходят реку. Река темно-голубого цвета, потому что
поднялся ветер, появились волны". Хотя Саша нарушил реальное явление
действительности (девочка сидит верхом на ребенке), рисунок отличается
оригинальностью способа рисования (форма солнца, волн различными линиями).
Рисунок Саргы Н. отличается миниатюрностью изображения персонажей: две мамы
стоят внизу, а наверху две девочки парят как птички. Вот так объяснила Саргы
Н. свой рисунок: "Это мамы хотят поймать своих детей. Девочки не желают
возвращаться домой". Возможно, такое изображение у девочки получилось в силу
психологического барьера, комплекса, причиной которому служит неумение
изобразить человека, т.е. прошла недостаточное обучение по формированию
графического опыта.
Выясняя особенности отношения детей к изобразительной деятельности, мы
провели наблюдение за процессом рисования. Полученные результаты видны в
таблице 9.
Таблица 9
| Имя, фамилия ребенка | Как включиться в деятельность | Как действует | | | По собственной инициативе | По просьбе | По принуждению | Самостоятельно | Увлеченно | Достигает результат | Обращается за помощью | Совместно или индивидуально | 1 | Айтал А. | | + | | | | | + | | 2 | Аня А. | + | | | | | + | | | 3 | Наташа А. | | + | | | | | + | | 4 | Саша В. | + | | | | + | | | | 5 | Галя И. | | + | | | + | | | | 6 | Вилена К. | | + | | | | | + | | 7 | Алик Л. | | | | + | + | | | | 8 | Саргы Н. | + | | | | + | | | | 9 | Вера П. | + | | | | + | | + | | 10 | Надя Р. | | | | + | | + | | |
Как видно на таблице, мотивы к изобразительной деятельности у детей разные. И
потому вступают в исполнение по разному: по собственной инициативе (4), по
просьбе педагога (4), самостоятельно (2). От включения в деятельность зависит
и действие ребенка. Если ребенка, не учитывая его желание, попросят рисовать,
то он часто обращается за помощью или, если это ребенок уже с
формировавшимися умениями и навыками, то он будет рисовать увлеченно. По
собственной инициативе дети включаются в деятельность для достижения
определенного результата: Нарисовать по прочитанному рассказу какой-то
определенный сюжет, понравившееся место рассказа.
Следующим этапом контрольного исследования является рассказывание сказки
"Заюшкина избушка". Анализ рисунков по этой сказке показал средний уровень
композиционных умений и навыков – 53% (см. приложение 9).
Дети в основном изображают только главных героев. В некоторых работах
отмечается отсутствие прорисовываний глаз, носа, рта персонажей. Движения
героев в основном статичные.
Выделяя особенности работ, мы отмечаем, работу Веры П. Девочка рисует
увлеченно, довольно быстро, но достаточно аккуратно, формулируя замысел
словесно: "Я зайку нарисую. За зайкой домик. У зайки ушки опущены, потому что
он грустный".
Действует активно. Не боится загораживания одного изображения другим;
регулирует рисовальные движения по размаху, создавая изображения разной
величины даже внутри группы однородных предметов (изображает траву разными по
величине). Изображения заполняют весь лист. Нарисовав основные персонажи,
девочка выражает желание нарисовать дом. Хитрую лису она рисует маленькой по
отношению к зайчику. Интерес вызывает работа Вилены К. Её рисунок отмечается
передачей воздушной перспективы, разными по величине деревьями. Девочка
изобразила зайчика, который выглядывает из открытой двери. Присутствует
загораживание изображений.
В рисунках, выполненных после рассказывания сказки без наглядных картин или
иллюстраций, без "оживления" персонажей игрушками кукольного театра, дети
изобразили внешние свойства героев, окружающую их обстановку. Выразительные
средства (форма, цвет, ритм, динамика) в продуктах деятельности присутствуют.
Также отмечаем выражение различных эмоций персонажей (грустный зайчик,
храбрый петух, веселая девочка, радостная мама).
Однако, композиционное построение рисунков после ознакомления с
художественной литературой оказалось немного обеднённым.
На данном этапе было проведено видео-занятие, где дети рисовали по спектаклю
кукольного театра "Тэбэнэкээн эмээхсин", поставленного студией кукольного
театра Дома культуры и снятого на видеопленку.
Цель видео-занятия:
1. Разнообразить стимулирование детей к решению изобразительных задач;
2. Ориентировка детей на усвоение восприятия видео-спектакля.
Ход занятия:
Экспериментатор вводит куклу Тэбэнэкээн эмээхсин и от имени куклы говорит:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Тэбэнэкээн. Вы
сейчас будете смотреть кукольный спектакль. Он необычный, потому что записан
на видеопленку. Обратите внимание на декорацию спектакля, внешний вид кукол,
речь актёров. После просмотра нарисуйте, пожалуйста, наиболее понравившиеся и
запомнившиеся сцены. Я их возьму и покажу своим братьям. Они будут очень
довольны вашим интересным рисункам.
Итак, смотрите, спектакль "Тэбэнэкээн эмээхсин"!
После просмотра спектакля Тэбэнэкээн вновь приходит к детям и задает им вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. Как вы думаете, что мнения спасло от гибели?
3. Кто мне помог?
4. Готовы ли вы помочь своим близким?
Характерные ответы приводим в таблице 7.
Таблица 7
| Туяра | Ира А. | Валя Т. | Айтал С. | Сеня Н. | 1 | Да | Да | Да | Да | Да | 2 | Твоя хитрость | Глупость Ала Могус | Хитрость | Ты сказала, что ты ху-дая, поэто-му тебя Алаа Могус не съел | Твоя хитрость | 3 | Тебе помогли твои братья | Твои друзья | Болодой Болот, Курулэй Курэн, Аладай Ада | Помогли твои братья | Братья | 4 | Я всегда помогаю. Например, маме, друзьям в детсаду | Если я могу помочь я всегда помогаю. Например, маленькому братику | Да | Меня пока не просят о помощи. Но я всегда помогаю воспита-телю, нянечке. | Да, я люблю помогать . Особенно маме. |
Перед рисованием каждый ребенок должен был продумать свою картинку, выбрать
подходящий материал (мелки, акварель, гуашь). Когда дети приступили к
реализации своего замысла, экспериментатор, подходя к каждому, спрашивал, кто
какую картинку хочет нарисовать. Подойдя к Вале и увидев у неё бумагу
оранжевого цвета, спросили, какую картинку она задумала. Валя ответила, что
хочет нарисовать старушку у озера... Удивившись такому выбору (казалось, для
изображения озера менее всего подходит бумага оранжевого цвета),
экспериментатор предложил: "Тогда тебе нужна другая бумага." – "Нет, -
возразила Валя, - мне нужна такая бумага. Озеро я буду рисовать так
(показала, как кончиком кисти обведет контур изображения), а здесь (показала
боковые края листа) будет берег".
Валя Т. расположила лист вертикально и объяснила это тем, что она будет
рисовать старушку Тэбэнэкээн крупным планом.
Таким образом, мы видим, что дети осознанно подошли к выбору средств
реализации своего замысла. Приведенный пример показывает, что в случае общего
направления темы у каждого формируется свой замысел, представление от том,
что он нарисует, как решит поставленную перед ним задачу. На этом занятии
каждый ребенок создавал свою иллюстрацию к спектаклю. Даже тогда, когда тема
картинки совпадала, решение было оригинальным.
В конце занятия старушка Тэбэнэкээн собрала рисунки детей, поместила их на
стенде. Дети любовались своими работами, рассказывали друг другу о содержании
своих рисунков.
Анализ рисунков показал высокий уровень владения средствами композиции
(78,7%) (см. приложение 10). Отмечено: владение воздушной перспективой,
ритмом – 100%, изображение динамики движения персонажей, расположением
объектов – 90%, яркость цвета положительного персонажа – 80%, яркость цвета
отрицательного героя, увеличенное изображение положительного героя- 70% и
минимальное изображение – 40%. Также выявлено высокий уровень владения
средствами композиции у девятерых детей (от 62,5% до 100%), средний уровень у
одного ребенка (50%).
Степень повышения уровня владения средствами выразительности мы объясняем
тем, что была дана конкретная установка перед просмотром спектакля от лица
самого персонажа, а также заинтересованность детей при помощи нетрадиционной
формы проведения занятия.
Полученные показатели характеризуют о повышении уровня композиционного
построения рисунка. Это позволяет судить о том, что большая часть детей
приобрела навыки нахождения адекватных выразительно-изобразительных средств
для воплощения театрального образа в рисунке. Зная, что в возрасте между 10-
15 годами, у детей наступает период перелома и охлаждения к рисованию (об
этом исследования вели Люкенс, Барнес, Кершенштейнер) [ ]. Можно
предположить, что у этих детей будет отмечаться дальнейшее развитие
изобразительного творчества. Так как сформированные композиционные умения и
навыки путем вариативных и интегрированных занятий содействуют новому подъему
изобразительного творчества.
Заключение.
Полученные нами материалы позволяют заключить, что основа формирования
композиционных умений и навыков в отражении сюжетов кукольных спектаклей
лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали,
анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять
целостное впечатление от спектакля кукольного театра.
Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные
особенности детей – сознательном использовании выразительных средств
изобразительной деятельности.
В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что спектакль кукольного
театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское
творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий художественный
уровень спектакля приводит к интересным и многообразным изображениям в
детских рисунках.
Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности показа спектакля
кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей,
подтверждают, что дети овладевая театральным искусством, усваивают
разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами.
Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции:
познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную,
социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее чувствовать
происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.
Рисунки детей, у которых сформированы артистические навыки в плане
переживания и воплощения образа, отличаются разнообразием, выразительностью:
по характеру реализации замысла, успешности выполнения рисунка путем
применения выразительных средств изобразительной деятельности.
Экспериментальные исследования, направленные на выяснение значения
эффективности интегрированного художественного образа кукольного спектакля,
его эмоционально-эстетических средств, подтверждают овладение детьми более
сложными сюжетными композициями в рисовании.
Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на развитие
творчества детей вызывают у детей как к интуитивным, так и преднамеренным,
как к самостоятельным, так и подражательным действиям.
Мы приходим к выводу, что формирование композиционных умений и навыков зависит:
1. От процесса возникновения и становления творческой изобразительной
деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества –
применение в жизни его продукции).
2. От путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски
средства – воплощение).
3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ
процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция
детей).
На основе заключения нашего эксперимента воспитателям детских садов,
руководителям студийных работ, кружков по изобразительной деятельности
рекомендуем:
1. Применять рисование по сюжетам кукольного спектакля. Это объясняется
тем, что рисунки детей более широко представляют восприятие детьми того или
иного образа. Наш метод варьирования и комбинации различных приемов
формирования композиционного построения может сохранить творчество детей
посредством кукольного театра.
2. Использовать домашний кукольный театр для укрепления психического
здоровья детей как своеобразную "куклотерапию", для налаживания
взаимоотношений детей и взрослых и сближения их психологического контакта.
Список использованной литературы:
1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1977.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.
3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. – Я.,
1968.
4. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. –
М.: Просвещение, 1975.
5. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной
психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.
6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. –
М.: Педагогика, 1981.
7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.: Педагогика,
1972.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
– С.-П., 1997
9. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.
10. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред.
Т.А.Марковой. – М., 1979.
11. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой,
О.С.Ушаковой, -М., 1987.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Меттоды изучения психики ребенка. – М., 1994.
13. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке,
аппликации в игре. –М., 1992.
14. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского
сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др.. –М.: Просвещение, 1991.
15. Дьяконова Ю.И. Якутская сказка. –Ленинград, 1990.
16. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха
(Якутия): Статьи и материалы. – М.: Просвещение, 1992.
17. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию
игры. – М., 1989.
18. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.
19. Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. –М., 1969.
20. Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. –М., 1961.
21. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М.Изгаршевой. – М., 1992
22. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.
23. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971.
24. Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию.
//Дошкольное воспитание. – 1986. - №10
25. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. –М.:
Просвещение, 1982
26. Карамзина У.А. Театр кукол в детском саду. – Якутск: издательство ЯГУ, 1978.
27. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.:
Просвещение, 1977.
28. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. –
М., 1968.
29. Козырева С. Отражение музыкального образа в детских рисунках.
//Дошкольное воспитание. – 1988. -№ 17.
30. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании детей. – М.:
Просвещение, 1977.
31. Коломенсикй Я.Л., Жизневский Б.Г. Социально-психологические аспекты
руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание – 1983. - № 6.
32. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: "Мнемозина", 1995.
33. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е
издание. –М., 1981
34. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду . М.:
Педагогика, 1990.
35. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. –
М.: Педагогика, 1990.
36. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для
воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1985
37. Кэскил: Хрестоматия для якутских детских садов: Учебное пособие.
//Составители Егорова А.А., Захарова М.П. – Якутск, 1992.
38. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М., 1965.
39. Лебедева Н. Рассказы о художниках. //Дошкольное воспитание. – 1992. - №5
40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
41. Лилов А. Природа художественного творчества. – М., 1981.
42. Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и
родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.
43. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
44. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. – М.: Педагогика,
1990.
45. Маршак Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. – М.,
1965.
46. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под
ред. Н.П.Сакулиной И Т.С. Комаровой. – М., 1997.
47. Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках.
//Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.
48. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры.
//Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
49. Михайлова А. Кукольный театр в рисунках детей. //Дошкольное воспитание. –
1988. - № 7.
50. Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное
воспитание. – 1994. - № 4.
51. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения
социального опыта. – М.: Педагогика, 1983.
52. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия, 1980.
53. Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов. /Под
ред. С.В.Парафеевой. – М.: Просвещение, 1972.
54. Особенности восприятия художественного произведения /Под ред. А.Д.
Кошелевой . – М.: Просвещение, 1985.
55. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. /Под
ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
56. Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. – М., 1992.
57. Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство –
детям. – М., 1976.
58. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.
59. Программа воспитания в детском саду. 9-е издание. - М., 1982.
60. Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития
культуры народов Якутии "Эркээйи". – Якутск, 1992.
61. Пушкин А.С. Стихи сказки. –М., 1985.
62. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших дошкольников в творческой
деятельности. – М., 1978.
63. Развлечение в детском саду /Составитель Л.В. Пантелеева, Л.С.Фурмина,
А.Е.Шибицкая. – М., 1975.
64. Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978
65. Рошаль Г.Л. Театр в жизни. Сб. "Эстетическое воспитание в семье". – М.:
Искусство, 1963.
66. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
– М.: Просвещение, 1982.
67. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова и
В.Н.Аванесовой, 2-е издание, М., 1981.
68. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов /Составители М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль:
Академия развития, 1997.
69. Слепцова А.Д. Шалунишка. – Якутск: национальное книжное издательство
"Бичик", 1992.
70. Субботский Ребенок открывает мир. – М., 1991.
71. Субботский Ребенок объясняет мир. – М.: Знание, 1985.
72. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.
//Известия АПН РСФСР, М., 1947. Вып. 11. с. 19
73. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. – М.:
Просвещение, 1981.
74. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
75. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 1981.
76. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961.
77. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.
78. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для
воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 1990
79. Хрестоматия: Оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго. /Составители
М.П.Захарова, К.А.Егорова. – Якутск, 1980.
80. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.:
Просвещение, 1974.
81. Шадрина А.А. Детские народные игры. –Якутск, 1990.
82. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1985
83. Шорохов Е.В. Основы композиции. –М.: Просвещение, 1979.
84. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. – 1991,
- № 7.
85. Эльконин А.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.
86. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.:
Просвещение, 1985.
87. Эргис Г.У. Якутские сказки, - Якутск, 1994 г.
88. Эркээйи программа. /Под ред. А.П.Оконешниковой. – Якутск: 1993
89. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. -
М.:Просвещение, 1978.
90. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1956.
91. Якутские сказки. /Составители Сивцев - Суорун Омоллоон, П.Е Ефремов.
Перевод С.И.Шуртакова. – Якутск, 1990.
Приложение
Приложение 1
Экспериментальная группа
Код
1. Атласова Ира 01
2. Афанасьева Наташа 02
3. Винокуров Саша 03
4. Иванова Валя 04
5. Никандров Сеня 05
6. Никитина Таня 06
7. Скрябина Туяра 07
8. Слецов Айтал 08
9. Новоприезжая Лиза 09
10. Толстоухова Валя 10
Контрольная группа
1. Александров Айтал 11
2. Алексеева Аня 12
3. Аргунова Наташа 13
4. Васильев Саша 14
5. Илларионова Галя 15
6. Конникова Вилена 16
7. Луковцев Алик 17
8. Николаева Саргы 18
9. Петрова Вера 19
10. Романова Надя 20
Приложение 2
Композиционное построение рисунков по спектаклю
"Икки ийэ, икки кыыс"
(18/XII-98 г.)
Код | Пер-спек-тива | Цвет | Миниатюр-ное и увеличенное изображение | Ритм | Динамика движений | Расположение изображений по всему листу | Владение средствами композиции (%) | | воздушная | яркость положи-тельных героев | яркость отрица-тельных героев | главных персонажей | второстепенных персонажей | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 01 | - | + | + | - | - | + | + | + | 62,5 | 02 | + | + | + | - | - | + | - | + | 62,5 | 03 | + | + | - | + | - | + | - | + | 62,5 | 04 | + | - | - | - | - | + | - | + | 37,5 | 05 | + | - | + | - | + | + | + | + | 75 | 07 | - | + | + | - | - | + | - | - | 37,5 | 10 | + | + | - | + | + | - | + | + | 75 | | 71,4 | 71,4 | 57,1 | 28,5 | 28,5 | 85,7 | 42,8 | 85,7 | 58,9 |
Приложение 3
Композиционное построение рисунков по спектаклю кукольного театра
"Заюшкина избушка" (настольный театр)
(1/XII-98 г.)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 01 | + | + | + | - | - | + | - | + | 62,5 | 02 | - | + | - | - | - | + | - | - | 25 | 03 | + | + | + | - | + | + | - | + | 75 | 04 | - | + | - | - | + | + | - | + | 50 | 05 | + | + | + | + | - | + | + | - | 75 | 07 | + | + | - | - | - | + | + | + | 62,5 | 08 | - | + | + | + | - | - | + | + | 62,5 | 10 | + | + | + | - | - | + | + | + | 75 | | 62,5 | 100 | 62,5 | 25 | 25 | 87,5 | 50 | 75 | 51,6 |
Приложение 4
Композиционное построение рисунков по картонажному театру
"Сказка о рыбаке и рыбке"
(18/I-99 г.)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 01 | + | + | + | + | - | + | + | + | 87,5 | 02 | + | + | + | - | - | + | + | + | 75 | 03 | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 | 04 | - | + | - | - | - | + | - | + | 37,5 | 05 | + | + | + | + | - | - | + | + | 75 | 06 | + | + | - | + | - | + | + | + | 87,5 | 07 | + | + | - | - | - | - | - | + | 37,5 | 08 | + | + | - | - | - | + | + | + | 62,5 | 09 | + | + | + | - | - | + | + | + | 75 | 10 | + | + | + | + | - | + | + | + | 87,5 | | 90 | 100 | 60 | 50 | 10 | 80 | 80 | 100 | 72,5 |
Приложение 5
Композиционное построение рисунков по спектаклю настольного театра
"Куобах кутуруга суох буолбута"
(25/I-99 г.)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 01 | + | + | - | + | - | + | + | + | 75 | 02 | + | - | - | - | - | - | - | + | 25 | 04 | - | + | + | - | - | - | - | + | 37,5 | 05 | + | + | - | + | - | + | + | + | 75 | 06 | + | + | - | - | - | - | - | + | 37,5 | 09 | + | + | - | + | - | + | + | + | 75 | 10 | + | + | - | - | - | + | + | + | 62 | | 85,7 | 75 | 12,5 | 42,8 | 0 | 57,1 | 57,1 | 100 | 55,2 |
Приложение 6
Композиционное построение рисунков по спектаклю
"Красная шапочка"
Ш. Перро
(3/II-99 г.)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 01 | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 | 02 | - | + | - | + | - | + | - | + | 50 | 04 | - | + | - | - | - | + | - | + | 37,5 | 06 | - | - | + | - | + | + | + | + | 62,5 | 07 | + | + | + | - | + | - | + | + | 75 | 08 | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 | 09 | + | + | - | + | - | + | + | + | 75 | | 57,1 | 85,7 | 57,1 | 57,1 | 57,1 | 85,7 | 71,4 | 100 | 71,4 |
Приложение 7
Композиционное построение рисунков по настольному театру
"Колобок"
(3/III-99 г.)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 01 | + | + | + | - | + | + | + | + | | 05 | + | + | - | - | - | + | + | + | | 06 | + | + | - | - | - | + | - | + | | 08 | + | + | - | - | - | + | + | + | | 09 | + | + | - | - | - | + | + | + | | | 100 | 100 | 20 | 0 | 20 | 100 | 80 | 100 | |
Приложение 8
Композиционное построение рисунков по спектаклю кукольного театра "Тэбэнэкээн
эмээхсин"
(5/IV-99 г.)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 01 | + | + | + | + | - | + | + | + | 87,5 | 02 | + | + | - | - | - | + | - | + | 50 | 03 | + | - | + | - | - | + | + | + | 62,5 | 04 | + | + | - | - | - | + | + | + | 62,5 | 05 | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 | 06 | + | + | + | + | + | - | + | + | 87,5 | 07 | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 | 08 | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 | 09 | + | - | + | + | - | + | + | + | 75 | 10 | + | + | - | + | + | + | + | + | 87,5 | | 100 | 80 | 70 | 70 | 50 | 90 | 90 | 100 | 81,25 |
Приложение 9
Композиционное построение рисунков по рассказу С.Данилова
"Икки ийэ, икки кыыс"
(12/IV-99 г.)
(контрольный этап)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 11 | + | + | + | - | - | - | + | - | 50 | 12 | - | + | - | - | - | - | - | + | 25 | 13 | - | + | - | - | - | - | - | + | 25 | 14 | + | + | - | - | - | + | + | + | 62,5 | 15 | + | - | - | - | - | + | + | + | 50 | 16 | - | + | + | - | - | + | - | + | 50 | 17 | + | + | - | - | - | + | + | + | 62,5 | 18 | + | - | - | + | + | - | + | + | 62,5 | 19 | + | + | + | - | - | - | - | + | 50 | 20 | - | + | - | - | - | + | - | + | 37,5 | | 60 | 80 | 30 | 10 | 10 | 50 | 50 | 90 | 47,5 |
Приложение 10
Композиционное построение рисунков по русской народной сказке
"Заюшкина избушка"
(15/IV-99 г.)
(контрольный этап)
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | % | 11 | + | + | - | - | - | + | - | + | 50 | 12 | - | + | + | - | - | + | + | + | 62,5 | 13 | - | + | - | - | - | - | + | - | 25 | 14 | - | + | + | + | + | - | - | + | 62,5 | 15 | + | + | - | - | - | + | + | + | 62,5 | 16 | + | - | - | - | - | + | + | + | 50 | 17 | - | + | + | - | - | + | + | + | 62,5 | 18 | + | - | + | + | + | + | - | + | 75 | 19 | + | + | - | - | - | + | - | + | 50 | 20 | - | - | - | + | + | - | - | + | 37,5 | | 50 | 70 | 40 | 30 | 30 | 70 | 50 | 90 | 537 |
Приложение 11
I. Уровни применения детьми выразительных средств,
выявленные на констатирующем этапе.
Приложение 12
II. Уровни применения детьми выразительных средств,
выявленные на формирующем этапе.
Приложение 13
III. Уровни применения детьми выразительных средств,
выявленные на контрольном этапе
Приложение 14
IV. Уровень применения выразительных средств,
выявленные в рисунках детей после рассказывания сказки
Приложение 15
Динамика повышения композиционных умений и навыков в рисунках, отражающих
сюжеты кукольного театра
Страницы: 1, 2
|
|