Рефераты

Диплом: Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

Исследовательская работа проводилась в специальном дошкольном учреждении № 278 октябрьского административного округа города Омска, 1 группе первого года обучения. В экспериментальную группу входило 10 детей. С группой работает два воспитателя: И. Я. Наливайко (средне специальное педагогическое образование), В. Н. Антоненко (средне специальное педагогическое образование) и дефектолог. Работа начинается с постановки цели исследования, выявления умений детей образовывать слова с помощью суффиксов: -чик, -щик, -енн, -ян, -ов, -к (мн. ч.), -к (ед. ч.), -ик. Для работы и проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие методы: 1. наблюдения за речью детей в разных видах деятельности; 2. анализ «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией О. П. Гавррилушкиной; 3. анализ календарно-тематического плана воспитания; 4. анализ календарно-тематического плана дефектолога; 5. анкетирование родителей и педагогов; 6. беседа с детьми. Исследование проводились в первую вторую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Для эксперимента было отобрано 10 детей. Дети имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь. Способность переключения с одного действия на другое низкая. У детей наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие речи (I уровень – 2 ребенка, II уровень – 4 ребенка, III уровень – 4 ребенка), недостаточное употребление слов обозначающих действие, признаки и отношения. Словарный запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей. Эксперимент проводился в октябре 2002 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства. Анализ программы. Данная группа работает по «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б, Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. Для того, чтобы выяснить предусмотренный уровень словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта, мы обратились к разделу программы «развитие речи». В программе предлагается учить употреблять словообразовательные умения в дидактической игре, но не конкретизуются грамматические категории, которыми должен овладеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения. Анализ плана воспитательно-образовательной работы учителя дефектолога с сентября по ноябрь 2002 года. В плане фиксируются следующие задачи: - развить и активизировать речевое общение - учить отвечать на вопросы полным ответом - закреплять умение слушать ответы товарищей, не перебивая их, уважать их мнение. При прохождении лексических тем: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, домашние животные, дикие животные, птицы, дефектолог планирует работу обучения словоизменению (например, игра «Один - много»), по словообразованию предлагает упражнения на образование слов с суффиксами: -чик, -щик, -ок, -ик, -к (ед. ч.), -к (мн. ч.). Анализ плана воспитательно-образовательной работы воспитателя с сентября по ноябрь 2002 года. Воспитатели проводят дидактические игры («Из чего что сделано», «Угадай, кто мы», «Где чей хвост», «Угадай-ка», «Что из чего какое») направленные на обогащение и активизацию словаря по разным темам, но не конкретизуется задача по формированию словообразовательных умений детей. С целью изучения словообразовательных умений в речи были использованы наблюдения за свободным общением дошкольников с нарушением интеллекта: - постоянные: за речью во время режимных процессов; - периодические: за речью во время игр, прогулок. Речевые проявления записываются дословно (приложение 6). В результате наблюдений мы выяснили, что дети с нарушениями интеллекта первого года обучения в процессе деятельности словообразовательных норм русского языка в своей речи используют редко. При проверки грамматических категорий детей с нарушениями интеллекта мы использовали методику исследования словообразования предложенную З. А, Репиной. Задание 1. Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Все слова были разделены на суффиксы: 1 серия уменьшительно-ласкательных слов: -чик, -ик. Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, стол – столик, мяч – мячик, ковер – коврик, шарф – шарфик, корабль – кораблик, самолет – самолетик, шар – шарик, диван - диванчик). Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие. Например: Я скажу: «шар», а ты «шарик»». Ответ детей записывается и анализируется по следующим показателям: - верные ответы – 1 балл; - неверные ответы – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов. 2 серия: суффиксы –ок. Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей ( кошка – котенок, мышь – мышонок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, собака – щенок, коза – козленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, гусь - гусенок ). Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены животные и их детеныши, и дается задание: «Я буду говорить про взрослых животных, а ты про их детенышей. Например: Я скажу «мышь», а ты «мышонок»». Верные ответы – 1 балл. Неверные – 0 баллов. Высшая оценка 10 баллов. 3 серия: суффиксы –чк, -ек. Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов (доска – досточка, вилка – вилочка, ложка – ложечка, кофта – кофточка, тарелка – тарелочка, сумка – сумочка, носок – носочек, платок – платочек, бутылка – бутылочка, молоток – молоточек, листок - листочек). Методика: перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие». Верные ответы – 1 балл. Неверные – 0 баллов. Высшая оценка 10 баллов. Проанализировав ответы, пришли к выводу, что многие дети не умеют образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Много ошибок было допущено с суффиксами –чк, -ек, -ик. Это говорит о низком уровне словообразовательных умений детей с нарушениями интеллекта. Задание 2. Цель: Образование относительных прилагательных от существительных. Все слова были разделены на суффиксы: 1 серия: суффиксы –ан, -ян. Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей (из дерева: стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки). Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)». Ответы детей оцениваются по 10 балльной системе: верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. 2 серия: суффиксы –ов. Материал: 10 картинок с изображением предметов (из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина). Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделана собачка? (из резины) Значит какая она? (резиновая)». Верные ответы – 1 балл. Неверные – 0 баллов. Высшая оценка 10 баллов. Задание у детей вызвало большие трудности. Было допущено много ошибок. Дети практически не умеют образовывать прилагательные от существительных, в речи не используют суффиксы –ан, -ян. Задание 3 Цель: Образование глаголов от звокоподрожательных слов. Материал: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кошка. Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание: «Скажи, кря-кря – кря! Кто это? (уточка) А что она делает? (крякает)». Верные ответы – 1 балл. Неверные – 0 баллов. Высшая оценка 5 баллов. Проанализировав ответы детей, пришли к мнению, что детям сложно словообразовывать глаголы от звукоподражательных слов. Первое слово дети образовывали с помощью, в ответах детей было допущено много ошибок, некоторые дети с этим заданием не справились, не назвав ни одного правильного ответа. Это свидетельствует о низком уровне словообразовательных умений. Результаты выполненных заданий фиксировались и анализировались. После выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня словообразовательных умений, была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 35 – 55 баллов – соответствует высокому уровню, 21 – 34 баллов – средний уровень, 20 баллов и ниже низкий уровень. (приложение 3). Исходя из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что уровень начальных словообразовательных умений достаточно различен. В речи есть суффиксы: -чик: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.; -ик: Никита Б., Дима З., Андрей Т., Женя М., Миша Г., Саша А.; -чк: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.; -ек: Андрей Т., Егор Н., Саша А., Никита Б.; -ок: Никита Б., Миша Г., Женя М., Андрей Т., Егор Н. , Дима З.; -ан: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н., Лиля А.; -ян: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Надя Т.; -ов: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Женя М., Надя Т.; Речевое развитие ребенка во многом зависит от среды, в которой он находится. Бесспорным является положение о том, что одной из причин грамматических ошибок детей является грамматически неверная речь взрослых. С целью выявления уровня речевого развития педагогов и родителей было использовано анкетирование по различным методикам (приложение 1 и 2). Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что знания детей неразрывно связаны с образованностью родителей, что видно из ответов. Основной вывод сделанный ними при анализе анкет, сводится к тому, что чем шире круг общения ребенка, чем чаще контакт со взрослыми, чем чаще походы в парк, цирк, театр, тем легче он выполняет задания, говорит он раскованнее, у него шире активный словарь. В целом получается, что от родителей зависит умственное, речевое развитие ребенка, его кругозор и интересы. Выявленный же нами уровень знания родителями основ родного языка и основ словообразования в частности достаточно высок у всех родителей, что мы выяснили из бесед с ними. Оценки педагогов также показательны. Все ответы грамотны, содержательные, что говорит о высоком уровне грамматики и способов словообразования в частности. Для выявления уровня словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены следующие критерии оценок: 1. уровень (высокий) – ответы безошибочные или одна ошибка, могут быть неточности, ребенок работает с желанием и интересом. 2. уровень (средний) – допускается 3 – 5 ошибок, есть неточности при ответе, ребенок работает с желанием, заинтересован, но не всегда уверен в правильности своего ответа. 3. уровень (низкий) – более 6 ошибок, есть неточности, ребенок работает без интереса, долго думает, ответы неуверенные. Согласно критериям констатирующего эксперимента: К высокому уровню отнеслось 20% К среднему уровню отнеслось 50% К низкому уровню отнеслось 30% В речи детей употребляется мало суффиксов, что не соответствует требованиям. Причиной тому является несовершенство словообразовательной работы с детьми родителей и воспитателей. С такими результатами и выводами переходим к формирующему эксперименту.
2.2 Совершенствование словообразовательных умений посредствам серии дидактических игр.
Формирующий эксперимент проводился в повседневной игровой деятельности детей. Работа проводилась в естественных для детей условиях методом обучающего эксперимента. Он состоял из индивидуальных занятий и занятий с группой. Занятия проводились в форме дидактических игр. Были поставлены задачи: 1. Определить эффективность использования дидактической игры при работе над усвоением способов словообразования существительных и прилагательных. 2. Подобрать серию дидактических игр для целенаправленной планомерной работы над усвоением детьми с нарушениями интеллекта способов словообразования существительных и прилагательных. Задание 1. Работа по совершенствованию словообразовательных умений детей началась с дидактической игры «Чей голос». Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных. Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок. Ход работы: В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных. Проанализировав результаты, пришли к выводу о правильности выбора данной дидактической игры как средства формирования словообразования у детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют ошибки и наибольшие затруднения детей в процессе игры, что говорит о не совершенстве умений в использовании суффиксального способа словообразования. Задание 2. Далее была предложена игра «Большое и маленькое». Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов –чик, -ик. Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.). Ход работы: Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов. Не все дети экспериментальной группы использовали правильно суффиксы в названии маленьких предметов, допускали много ошибок, путая суффикс –чик, -ик (ковер – ковричик, шарф - шарфичик). Задание 3. Дидактическая игра «Назови меня ласково». Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково. Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж. Ход работы: Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.). Игра вызвала интерес и желание играть в неё. Все дети справились с этим заданием, но дети сильной группы использовали больше уменьшительно- ласкательных слов, используя даже свое словотворчество. Задание 4. Детям была предложена игра: «Магазин одежды». Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет. Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые. Ход работы: Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.). С заданием дети справились в соответствии с возможностями. Дети с высоким уровнем с легкостью справились с заданием, но большие трудности вызвали у детей с низким уровнем, они допускали очень много ошибок. Интерес к игре достаточно высок, все дети с желанием и охотой играли. Задание 5. Была предложена дидактическая игра: «Что из чего, какое?». Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов. Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.) Ход работы: Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)». Если ребенок затрудняется при ответе, при выборе правильно использовать суффикс, то педагог. Проделанная ними такого рода работа позволила достичь цели игры. Дети значительно реже допускали ошибки, что о предыдущей игре не скажешь. Задание 6. Дидактическая игра «Угадай-ка». Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята). Ход работы: Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята). Задание показало эффективность предыдущих игр в названии детенышей животных в единственном числе, но во множественном числе дети испытывали трудности, сомневались в правильности своего ответа, делали много ошибок (тигренки, котенки, утенки, щененки, поросенки и т. д.) Задание 7. Детям была предложена дидактическая игра: «День рожденья Пуха». Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи. Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д. Ход работы: Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами . (детям предлагается назвать детенышей свиньи) . поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д. Проанализировав ответы детей, пришли к выводу, что дети ориентируются в суффиксах, работают с интересом и желанием. Все это свидетельствует о верном наборе обучающего материала. Мы заметили, что с умением использовать тот или иной суффикс при словообразование нарастает частота его использования в речи. В ходе формирующего эксперимента было проведено 20 игр. Из них 13 проведены экспериментатором и описаны в данной работе. Остальные 7 проведены воспитателем и дефектологом по предложенной нами методике. Игры проводились с детьми всей группы, но большое внимание уделялось детям, входивших в экспериментальную группу, особенно тем, которые отсутствовали при проведении игры экспериментатором. Под влиянием дидактической игры умственно отсталых дети приобретают не только знания и умения, у них развивается способность чувствовать правильность той или иной формы. Сравнения полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента доказывает положительную обучающую роль дидактических игры, ее эффективность. Работа шла целенаправленно, систематически и комплексно. Некоторые игры повторялись 3 – 4 раза, что способствовало лучшему закреплению словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения. Применение различных видов дидактических игр помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, сохранить и даже повысить уровень познавательной активности детей.
2.3 Определение эффективности использования серии дидактических игр как средства совершенствования словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Для выявления динамики развития суффиксального способа словообразования был проведен контрольный эксперимент в марте 2003 года. Он включал в себя следующие задания: 1. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; 2. образование относительных прилагательных от существительных; 3. образование глаголов от звукоподражательный слов. Как и в констатирующем эксперименте, так и в контрольном эксперименте мы использовали методику исследования, предложенную З. А. Репиной. Задание 1. Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать уменьшительно-ласкательных формы существительных с помощью суффиксов. 1 серия: -чик, -ик. Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов. Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, предлагается рассмотреть каждую в отдельности, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на карточках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?» 2 серия:–ок. Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей. Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены животные и их детеныши и дается задание: «Скажи, кто нарисован на картинках? Как ты скажешь про большого животного и про его детеныша?» 3 серия: –чк, -ек. Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?» Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов. Полученные результаты выявили существенное повышение уровня сформированности словообразования с помощью суффиксов –чик, -ик, -чк, ек, -ок у детей экспериментальной группы. Все дети работали с желанием и интересом. Ошибок было допущено значительно меньше, некоторые дети не допустили ни одной ошибки. Это еще раз доказывает эффективность проделанной работы. Задание 2. Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов. 1 серия: –ан, -ян. Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей. Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего он сделан? Значит, какой он?» 2 серия: –ов. Материал: 10 картинок с изображением вещей и предметов. Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего он сделан? Значит, какой он?» Все ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов. По результатам второго задания, было видно, что уровень знаний детей значительно повысился. Дети старались достичь высокого результата, работали с желанием и интересом. Ошибок практически не было. Задание 3. Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материалы: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кашка. Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание: «Скажи «Кря-кря-кря!», кто это? (уточка) Что она делает? (крякает)» Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 5 баллов. Задание это вызвало трудности у многих детей, но все же некоторые дети дали показательные результаты в лучшую сторону. Исходя из полученных результатов контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития словообразования у детей экспериментальной группы возрос (приложение 4). Дети приобрели необходимые умения образования существительных и прилагательных суффиксальным способом, а вот образование глаголов вызвало трудности у детей. Но не все дети используют свои словообразовательные умения в практической деятельности. Использование дидактических игр, при обучении детей с нарушениями интеллекта словообразованию, является необходимым. Так как в игре знания детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируется умения и навыки, в том числе и словообразовательные. Заключение. Таким образом, результаты экспериментального исследования по формированию словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения в области существительных, глаголов и прилагательных подтверждает гипотезу относительно того, что именно дидактические игры являются наиболее эффективным средством развития и совершенствования словообразовательных умений детей. Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности навыков образования глаголов от звукоподражательных слов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов, усвоению речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его. Расширяется знание детей об окружающих их предметах и явлениях. Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической и целенаправленной работе. Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм. Считаем, что подобранная и разработанная серия дидактических игр эффективно помогли нам сформировать у детей с нарушениями интеллекта словообразовательные умения при изменении существительных и прилагательных. Проведенная нами работа помогла своевременно выявить и исправить грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей с интеллектуальной недостаточностью. Так как у детей с нарушениями интеллекта кратковременная память, следовательно, и впредь необходима систематическая и целенаправленная работа по формированию грамматического строя речи и словообразования в частности. Библиография. 1. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи детей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 62. 2. Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 40. 3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000. – 400с. 4. Арушанова А. Г. Развитие речи детей // дошкольное воспитание. – 1988. - №7 – с. 70. 5. Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – с. 4. 6. Реформаторский А. А. Введение в языковедение. – М.: «Просвещение», 1967. – 200с. 7. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991. – 160с. 8. Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7 – с. 45. 9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение», 1961. – 540с. 10. Михайленко Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1 – с.26. 11. Николаева Л. Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996 – №9 – с. 40 12. Новоторцева Н. Развитие речи детей – Ярославль: «Академия», 1996. – 240с. 13. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1982. – 103с. 14. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – с. 20. 15. Тюрикова И. Дидактические игры и развитие речи // Дошкольное воспитание. – 1988 - №4 – с. 33. 16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: «Академия», 1998 - 433с. 17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2001. – 240с. 18. Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института Психотерапии», 2001 – 300с. 19. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание, - 1997. – №2 – с. 32. Арушанова А. Г. развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, - 1994. - №1- с. 35. Приложение 3. Констатирующий эксперимент. Задание № 1 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. 1 серия: -чик, -ик.

№п/п

Список детей

Стул – стуль

чик

Мяч - мячик

Шарф – шарф

ик

Стол – стол

ик

Ковер- коврик

Шкаф

шкаф

чик

Корабль

- кораблик

Самолет

- самолетик

Шар

- шарик

Диван

диван

чик

Общее кол-во баллов

1Саша А.
2Никита Б.
3Миша Г.
4Дима З.
5Женя М.
6Лиля А.
7Андрей Т.
8Юра П.
9Надя Т.
10Егор Н.
Верно – 1 балл Высокий уровень – 7 – 10 баллов
Неверно – 0 баллов Средний уровень – 4 – 6 баллов
Низкий уровень – 0 – 3 баллов
Задание № 1 2 серия: -ок.

№п/п

Список детей

Кошка –

котен

ок

Лягушка -лягушонок

Мышь –

мыш

онок

Коза

козл

енок

Собака –

щенок

Свинья

-

порос

енок

Утка

-

утен

ок

Гусь

- гусенок

Корова - теленок

Лошадь - жеребенок

Общее кол-во баллов

1Саша А.
2Никита Б.
3Миша Г.
4Дима З.
5Женя М.
6Лиля А.
7Андрей Т.
8Юра П.
9Надя Т.
10Егор Н.
Верно – 1 балл Высокий уровень – 7 – 10 баллов
Неверно – 0 баллов Средний уровень – 4 – 6 баллов
Низкий уровень – 0 – 3 баллов
Задание № 1 3 серия: -чк, -ек.

№п/п

Список детей

Кофта -кофточка

Вилка-вилочка

Тарелка-тарелочка

Сумка-сумочка

Носок -

носоч

ек

Платок –

платоч

ек

Бутылка –

бутылоч

ка

Лист -листочек

Молоток –

молоточ

ек

Ложка –

ложеч

ка

Общее кол-во баллов

1Саша А.
2Никита Б.
3Миша Г.
4Дима З.
5Женя М.
6Лиля А.
7Андрей Т.
8Юра П.
9Надя Т.
10Егор Н.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ