Диплом: Роль воображения в игровой деятельности дошкольников
Диплом: Роль воображения в игровой деятельности дошкольников
Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский социально-педагогический колледж
Кафедра педагогики и психологии
«Роль воображения в игровой деятельности дошкольников».
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна студентка группы 5 «Ж»
Научный руководитель: Передельская Светлана Александровна
Рецензент:_________________________________
Дата допуска к защите:______________________
Волгоград 2002г.
Оглавление
1. Введение
.......................................................................................................
3
1
2. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований
роли воображения в игровой деятельности дошкольников.
...................................
5
§1. Теоретическое представление о воображении,
его видах и функциях
.......................................................................................
5
§2. Психологические особенности воображения
детей дошкольного возраста
..........................................................................
22
§23. Проявление воображения
в игровой деятельности дошкольников
.........................................................
26
§3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста
Вывод по 1 главе
............................................................................................
31
23. Глава 2. Опыт экспериментального исследования
роли воображения в дошкольном возрасте
.
..................................................
33
§1. Организация и методики изучения особенностей воображения
в дошкольном возрасте
.................................................................................
.33
§2. Результаты изучения особенностей воображения
в дошкольном возрасте и их анализ.
.............................................................
37
§3. Психолого-педагогические рекомендации
по развитию воображения у детей
................................................................
.45
4. Вывод по 2 главе
........................................................................................
49
5. Заключение
.................................................................................................
51
3
6. Библиография
...........................................................................................
52
4
7. Приложение
..............................................................................................
53
Введение
Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться
в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.
Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников
ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения».
Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные
открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И.
Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует
педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное
обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому
классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят
различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к
предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на
занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять»,
«воображать», сочетая реальное с воображением. [2]
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались
исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В.,
Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.
В современной психологии существует представление о воображении, как о
психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств
путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы,
галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение:
воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и
фантазия.
Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве. Эффективнее
всего в игровой деятельности.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные
механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики
операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет
объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся
результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой
нашей работы является «Роль воображения в деятельности дошкольников».
Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности
дошкольников 6-7 лет.
Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре
дошкольника.
Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности дошкольника.
Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –
взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно
предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим образом
строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.
С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия воображение.
3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.
4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в дошкольном
возрасте.
5. Провести исследование воображения в игровой деятельности дошкольников.
6. Проанализировать полученные в исследовании данные.
7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой деятельности
дошкольника.
1
2. Глава 1. Теоретический анализ
психолого-педагогических исследований роли воображения
в игровой деятельности дошкольников.
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.
В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство –
воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек
узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально,
то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог
быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет,
но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не
произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за
пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и
разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы
из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.
Воображение – это психический процесс создания образов предметов,
ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое
сочетание.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать
фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и
удержать их в памяти.
Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его
впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение
возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда
можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный
момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы или
топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во всех
этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится,
произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных
действий.
С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и
воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние
результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой. Природа
подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось
представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась религия.
Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в
сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и
использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных
потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни
огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия,
воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]
Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только
у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики
реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе
развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности
человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом
действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие
воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с
реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит
за его пределы. [18]
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам
дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может
выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт,
вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он
никогда не видел.
Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что
вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем
воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда,
когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая
ли.[1]
Воображение может совершить и такой отлет от действительности, который
создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и
в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И
воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя
действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает ее существенные
стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме,
отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не
порывает связь с действительностью.
В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от
действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая
сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем
определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-
нибудь конкретной творческой деятельности.
Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под
влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят
тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.[18]
Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно
порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ
человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,
созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется
другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием
чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека.
Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам
немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между
тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным
образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при
равнодушном – а может быть, и бездушном отношении к человеку на основании
обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный
облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное
чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных,
наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые
составляют его подлинную сущность.[7]
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее
наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В.
Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,
принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных
способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни
шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже
перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии,
никогда не запустило бы в космос ракеты».
Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом,
ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.
Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой
способности, был бы тупицей».
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных,
необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует
действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно
связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные
впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще
воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с
его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их
построение?
Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-
синтетическую деятельность человеческого мозга.
Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или
явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся
комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых
реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном,
измененном виде и содержании.
Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно
исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому
воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но
только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет
реальностью в будущем.[4]
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из
временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий
мозга.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен
любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе
конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы
возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. [18]
Функции воображения.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он
продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая
информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно в это время и
начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не
в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них
состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь
возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с
мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в
регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек
способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую
ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и
разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его
участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний
человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью
искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.
Посредством образов он получает возможность управлять восприятием,
воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в
формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме,
манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и
программирование деятельности, составление таких программ, оценка их
правильности, процесса реализации. [14]
Виды воображения.
В психологии выделяют следующие виды воображения:
Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под
воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения,
галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди
пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо
сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в
неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном
состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это
«небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание
как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного
мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления.
Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и
глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение
происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед
пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся
незаторможенными. Характерными для сновидения являются:
- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь,
что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя
сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;
- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;
- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет
Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно
думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то,
что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы
сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые
получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может
присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по
колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.
На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого
подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям,
а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего
красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески
лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ
цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или:
лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него
набросился бандит и душит его.
Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится
на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может
сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал
сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее
оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о
которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной
литературы.[19]
Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования
последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для
нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может
привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики
являются галлюцинации.
Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей
психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают
черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно
воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он
разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности
последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями. А. С. Пушкин очень
тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего
эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери. («Русалка»):
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка одноглазка стережет.
Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием
сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то
угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими,
«приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки.
Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия,
истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного
постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых
восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же реакцию, как
и реальные раздражители.
Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не
связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то
приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии
с потребностями и желаниями.[4]
Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости
ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих образов, но
ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью. Результат такого
воображения остается на уровне идеального, психического. Его реализация в
поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль:
они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и
это доставляет ему удовольствие. [14]
Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души». Манилов,
пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости
что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению.
Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о благополучии
дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-
нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший
дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там
пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных
предметах.»[4]
Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного
построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной
деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее
развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли
(летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.
Д.)д.). Необходимость
построить свое
поведение в соответствии с
приятной
на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить
недостающие предметы и саму ситуацию игры.
По оригинальности
произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или
репродуктивное и творческое.
Воссоздающее, или
репродуктивное воображение
– это
построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или
по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают
новые образы, но
новые субъективно, для
данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в
определенных предметах культуры.
При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических
и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи
фантазии то, о чем говорится в этих источниках.
Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым
воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать
писатель, рассказчик.
Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение
географических карт.
К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к
географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над
увлекательной книгой.
Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в
глубину тайги. Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой
ясностью, что, кажется, я мог
бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».
Суть воссоздающего
воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не
воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами,
знаками и пр.)
Мы как бы расшифровываем
сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматрива
я чертеж (систему линий
на листе),
восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
Воссоздающее воображение
играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом,
без чего немыслима жизнь в обществе.
Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями
других людей. [3]
Творческое воображение
– это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных
продуктах
деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное
изображение. [15]
Роль творческого воображения
огромна. Создаются новые
оригинальные
произведения, которых
никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей)
настолько жизненны,
реальны, что
начинаешь относиться к
ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского, Наташу Ростову, Анну
Каренину, Татьяну Ларину
.). [4]
Источник творческой
деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом
продукте. Еще наши
далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать,
изобретать новое для удовлетворения потребностей.
Работая руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и
начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее и
лучше выполнять функции рук.
Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек
сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях;
сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое
воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]
Наиболее простым предметом
создания творческих образов является агглютинация (в переводе с
греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или
нескольких предметов, процессов и
соединяются,
«склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом
создавались мифические образы у древних народов (
кентавр:
туловище быка, шея и голова
– верхняя
часть человеческого
тела; русалка:
туловище и голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые
механизмы, машины в настоящее время.
Агглютинация широкого
распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ,
который затем воплощается в реальную вещь.
Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет
надобности воплощать образ в реальный предмет.
Приемом создания творческих
образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится
образ, в чем-то похожий на реально существующую
вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла
специальная область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика
выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей
и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне
действующие приборы разного назначения (локатор
– аналог
с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз
–
«отпрыск» глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может быть близкой,
непосредственной и отдаленной ступенчатой.
Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это
близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.
Творческие образы создаются
при помощи
акцентирования
и преувеличения (преуменьшения)
. Первое сводится к
тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется,
особо подчеркивается.
Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж
. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые присущие только
ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в
себе сходство
с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель юморист
изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит
осмеянию, что должно
вызвать чувство юмора.
Прием преувеличения
(преуменьшения) несколько отличен от акцентирования.
Если акцентирование – подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то
преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию
. Например, сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов»,
«Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках,
былинах, когда герой изображается мощного
сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым
вражеским войском. [17]
Наиболее сложный прием
творческого воображения – типизация.
Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Чтобы
произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации
выразить ее единичное лицо или событие, а типичное
,
много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс
разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ
(человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).
По этому поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе?
Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а
берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного
ряда, одного настроения и их них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета,
Отелло и т.д. Все это – обобщенные типы».
Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически
бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.
Воображение является
существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных
сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих
образов используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от
материала,
содержания фантазии
, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение
приобретает аналогия, в изобразительной деятельности
– акцептирование,
типизация, в литературном труде – типизация. [16]
Особый вид воображения –
мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и
деятельности конкретного человека, конкретной личности.
Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его
осуществления.
Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет) человек не мог бы без
воображения, без умения строить новый образ.
Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто
в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин
– образ
творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов»
А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.
Мечта не дает немедленного
объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности.
К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является ме
чта
, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как
свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж,
конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук.
Только единомышленнику можно поверить свою мечту
».
К образам такого рода, как
мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образами жизни,
поведения, отношений, деятельности.
Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного
человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция
развития личности. [4]
Предвосхищая результаты нашей
деятельности, мечта,
создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением
в действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал:
«Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать. если бы он не мог
изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и з
аконченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться
под его руками, - тогда я решительно не могу представить,
какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до
конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической
жизни.» Но из стимула
к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель
действия,
перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой
завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять.
Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют
собой его продукты. Одни находят себе легкое
и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь
завесой своей фантазии от реального дела. Другие
, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего
воображения в реальной дело творчества. Их
творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных
художественным творчеством
произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира,
далеко выходящего за ограниченные рамки
их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают
устаревшие нормы и реально изменяют действительность.
[18]
Еще один вид творческого
воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не
связывается непосредственно с настоящим.
К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические
образы. В фантазии представлены объекты и явлен
ия
, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика
– результат
творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует
им их воображение. [22]
Кусочек фантазии есть в
каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек
фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся под непосредственно
даны;
кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере
Страницы: 1, 2
|