Рефераты

Диплом: Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Диплом: Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский социально-педагогический колледж

Кафедра педагогики и психологии

«Роль воображения в игровой деятельности дошкольников».

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна студентка группы 5 «Ж»

Научный руководитель: Передельская Светлана Александровна

Рецензент:_________________________________

Дата допуска к защите:______________________

Волгоград 2002г.

Оглавление

1. Введение

.......................................................................................................

3

1

2. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения в игровой деятельности дошкольников.

...................................

5

§1. Теоретическое представление о воображении,

его видах и функциях

.......................................................................................

5

§2. Психологические особенности воображения

детей дошкольного возраста

..........................................................................

22

§23. Проявление воображения

в игровой деятельности дошкольников

.........................................................

26

§3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Вывод по 1 главе

............................................................................................

31

23. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

роли воображения в дошкольном возрасте

.

..................................................

33

§1. Организация и методики изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте

.................................................................................

.33

§2. Результаты изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте и их анализ.

.............................................................

37

§3. Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения у детей

................................................................

.45

4. Вывод по 2 главе

........................................................................................

49

5. Заключение

.................................................................................................

51

3

6. Библиография

...........................................................................................

52

4

7. Приложение

..............................................................................................

53

Введение

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться

в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников

ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения».

Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные

открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И.

Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует

педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное

обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому

классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят

различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к

предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на

занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять»,

«воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались

исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В.,

Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о

психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы,

галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение:

воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и

фантазия.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве. Эффективнее

всего в игровой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные

механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики

операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет

объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся

результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой

нашей работы является «Роль воображения в деятельности дошкольников».

Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности

дошкольников 6-7 лет.

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре

дошкольника.

Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности дошкольника.

Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –

взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно

предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим образом

строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия воображение.

3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в дошкольном

возрасте.

5. Провести исследование воображения в игровой деятельности дошкольников.

6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой деятельности

дошкольника.

1

2. Глава 1. Теоретический анализ

психолого-педагогических исследований роли воображения

в игровой деятельности дошкольников.

1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство –

воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек

узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально,

то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог

быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет,

но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не

произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за

пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и

разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы

из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов,

ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое

сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать

фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и

удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его

впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение

возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда

можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный

момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы или

топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во всех

этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится,

произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных

действий.

С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и

воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние

результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой. Природа

подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось

представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в

сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и

использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных

потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни

огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия,

воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только

у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики

реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе

развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности

человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом

действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие

воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с

реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит

за его пределы. [18]

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам

дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может

выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт,

вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он

никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что

вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем

воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда,

когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая

ли.[1]

Воображение может совершить и такой отлет от действительности, который

создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и

в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И

воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя

действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает ее существенные

стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме,

отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не

порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от

действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая

сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем

определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-

нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под

влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят

тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.[18]

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно

порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ

человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,

созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется

другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием

чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека.

Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам

немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между

тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным

образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при

равнодушном – а может быть, и бездушном отношении к человеку на основании

обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный

облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное

чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных,

наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые

составляют его подлинную сущность.[7]

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее

наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В.

Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,

принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных

способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни

шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже

перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии,

никогда не запустило бы в космос ракеты».

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом,

ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.

Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой

способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных,

необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует

действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно

связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные

впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще

воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с

его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их

построение?

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-

синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или

явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся

комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых

реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном,

измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно

исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому

воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но

только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет

реальностью в будущем.[4]

Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из

временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий

мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен

любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе

конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы

возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. [18]

Функции воображения.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он

продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая

информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно в это время и

начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не

в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них

состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь

возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с

мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в

регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек

способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую

ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и

разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его

участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний

человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью

искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

Посредством образов он получает возможность управлять восприятием,

воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в

формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме,

манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и

программирование деятельности, составление таких программ, оценка их

правильности, процесса реализации. [14]

Виды воображения.

В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под

воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения,

галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди

пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо

сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в

неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном

состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это

«небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание

как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного

мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления.

Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и

глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение

происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед

пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся

незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь,

что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя

сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет

Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно

думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то,

что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы

сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые

получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может

присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по

колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого

подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям,

а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего

красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески

лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ

цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или:

лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него

набросился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится

на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может

сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал

сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее

оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о

которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной

литературы.[19]

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования

последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для

нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может

привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики

являются галлюцинации.

Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей

психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают

черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно

воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он

разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности

последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями. А. С. Пушкин очень

тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего

эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери. («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием

сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то

угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими,

«приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки.

Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия,

истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного

постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых

восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же реакцию, как

и реальные раздражители.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не

связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то

приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии

с потребностями и желаниями.[4]

Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости

ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих образов, но

ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью. Результат такого

воображения остается на уровне идеального, психического. Его реализация в

поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль:

они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и

это доставляет ему удовольствие. [14]

Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души». Манилов,

пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости

что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению.

Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о благополучии

дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-

нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший

дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там

пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных

предметах.»[4]

Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного

построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной

деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее

развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли

(летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.

Д.)д.). Необходимость

построить свое

поведение в соответствии с

приятной

на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить

недостающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности

произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или

репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или

репродуктивное воображение

– это

построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или

по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают

новые образы, но

новые субъективно, для

данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в

определенных предметах культуры.

При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических

и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи

фантазии то, о чем говорится в этих источниках.

Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым

воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать

писатель, рассказчик.

Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение

географических карт.

К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к

географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над

увлекательной книгой.

Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в

глубину тайги. Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой

ясностью, что, кажется, я мог

бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего

воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не

воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами,

знаками и пр.)

Мы как бы расшифровываем

сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматрива

я чертеж (систему линий

на листе),

восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.

Воссоздающее воображение

играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом,

без чего немыслима жизнь в обществе.

Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями

других людей. [3]

Творческое воображение

– это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных

продуктах

деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное

изображение. [15]

Роль творческого воображения

огромна. Создаются новые

оригинальные

произведения, которых

никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей)

настолько жизненны,

реальны, что

начинаешь относиться к

ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского, Наташу Ростову, Анну

Каренину, Татьяну Ларину

.). [4]

Источник творческой

деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом

продукте. Еще наши

далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать,

изобретать новое для удовлетворения потребностей.

Работая руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и

начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее и

лучше выполнять функции рук.

Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек

сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях;

сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое

воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]

Наиболее простым предметом

создания творческих образов является агглютинация (в переводе с

греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или

нескольких предметов, процессов и

соединяются,

«склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом

создавались мифические образы у древних народов (

кентавр:

туловище быка, шея и голова

– верхняя

часть человеческого

тела; русалка:

туловище и голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые

механизмы, машины в настоящее время.

Агглютинация широкого

распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ,

который затем воплощается в реальную вещь.

Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет

надобности воплощать образ в реальный предмет.

Приемом создания творческих

образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится

образ, в чем-то похожий на реально существующую

вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла

специальная область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика

выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей

и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне

действующие приборы разного назначения (локатор

– аналог

с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз

«отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

Аналогия может быть близкой,

непосредственной и отдаленной ступенчатой.

Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это

близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.

Творческие образы создаются

при помощи

акцентирования

и преувеличения (преуменьшения)

. Первое сводится к

тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется,

особо подчеркивается.

Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж

. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые присущие только

ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в

себе сходство

с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель юморист

изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит

осмеянию, что должно

вызвать чувство юмора.

Прием преувеличения

(преуменьшения) несколько отличен от акцентирования.

Если акцентирование – подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то

преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию

. Например, сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов»,

«Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках,

былинах, когда герой изображается мощного

сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым

вражеским войском. [17]

Наиболее сложный прием

творческого воображения – типизация.

Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Чтобы

произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации

выразить ее единичное лицо или событие, а типичное

,

много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс

разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ

(человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).

По этому поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе?

Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а

берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного

ряда, одного настроения и их них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета,

Отелло и т.д. Все это – обобщенные типы».

Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически

бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение является

существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных

сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих

образов используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от

материала,

содержания фантазии

, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение

приобретает аналогия, в изобразительной деятельности

– акцептирование,

типизация, в литературном труде – типизация. [16]

Особый вид воображения –

мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и

деятельности конкретного человека, конкретной личности.

Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его

осуществления.

Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет) человек не мог бы без

воображения, без умения строить новый образ.

Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто

в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин

– образ

творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов»

А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного

объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности.

К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является ме

чта

, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как

свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж,

конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук.

Только единомышленнику можно поверить свою мечту

».

К образам такого рода, как

мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образами жизни,

поведения, отношений, деятельности.

Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного

человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция

развития личности. [4]

Предвосхищая результаты нашей

деятельности, мечта,

создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением

в действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал:

«Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать. если бы он не мог

изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и з

аконченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться

под его руками, - тогда я решительно не могу представить,

какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до

конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической

жизни.» Но из стимула

к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель

действия,

перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой

завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять.

Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют

собой его продукты. Одни находят себе легкое

и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь

завесой своей фантазии от реального дела. Другие

, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего

воображения в реальной дело творчества. Их

творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных

художественным творчеством

произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира,

далеко выходящего за ограниченные рамки

их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают

устаревшие нормы и реально изменяют действительность.

[18]

Еще один вид творческого

воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не

связывается непосредственно с настоящим.

К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические

образы. В фантазии представлены объекты и явлен

ия

, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика

– результат

творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует

им их воображение. [22]

Кусочек фантазии есть в

каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек

фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся под непосредственно

даны;

кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ