Диплом: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Диплом: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление
тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила студентка 6 курса
факультета дошкольной педагогики
и психологии Черненко Ю.В.
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии,
Серёдкина Н.Д.
Сдана на рецензию
.........
Допущена к защите
.........
Защищена
.........
Иркутск 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение.
– 3-5
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности
у детей в системе родительских отношений.
1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
– 6-11
1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
– 11-16
1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-
родительских отношений.
– 16 -20
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений
в семье (на материалах констатирующего этапа исследования). – 21 -30
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических
условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни
в системе детско-родительских отношений. –
31-39
Заключение.
–
40
Библиография.
–
41-42
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических,
экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и
других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен
разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные
исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и
страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и
другие).
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают
исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является
психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует,
делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи
её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые
могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным,
либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это
система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и
личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны
обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения
с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается
неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и
практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей
работе.
Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению
тревожности у детей.
Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования – процесс совершенствования
детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей.
Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей
старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-родительские
отношения, а это возможно при условии:
а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического
благополучия ребенка в семье;
б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;
в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической
коррекции в системе детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены
следующие задачи:
1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на
развитие и устранение тревожности у детей.
2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у
детей в системе родительских отношений.
3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-
родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.
Методологическая основа:
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих
отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о
закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как
особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ
авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко,
С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и
другие.
Методы исследования:
1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3.Количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы состоит в разработке
коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе
детско-родительских отношений.
Организация работы:
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.
В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.
Структура и объем работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и
приложения. Основное содержание изложено на страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
1.1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка,
рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов,
историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на
сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия
«семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много
веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью,
проявляются в форме нравственно-психологических отношений» (40).
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-
педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения
потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении
(самоуважении) каждого её члена» (39, 210).
В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная
жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе
принципов и правил, принятых в обществе;
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи
(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может
выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании
ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит
его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании
детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система
воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами
родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на
определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на
развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на
определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают
исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются
родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда
авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В.
Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные
отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова,
можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система
разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в
общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности
ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие
исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н.
Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой
психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее
частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое,
тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное,
сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям,
оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких
семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается
невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом
совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными,
самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются
добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок
растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,
социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их
дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не
влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как
сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных
отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы
семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом
удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний
общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде
всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями:
«кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный
ребёнок», «Золушка» (7, 46).
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии
родительских отношений:
1.«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает
индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-ленным,
неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду,
раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается
во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие
способности, испытывает чувство гордости за него.
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему
маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему
свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель
пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального
успеха.
5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление
инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную
несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным,
открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от
трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,
описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно
заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских
отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь,
сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль,
направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что
взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-
родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают
взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что
психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и
особенностями сотрудничества с родителями.
Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских отношений на
эмоциональное развитие ребенка.
1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских
отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологической науке имеется значительное количество исследований,
посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.
Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство
исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо
дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных
различий.
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека
приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в
специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую
особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных
характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:
-психологическое явление;
-индивидуальную психологическую особенность личности;
-склонность человека к переживанию тревоги;
-состояние повышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство».
Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании
человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в
отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она
возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.
Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни
тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная
(реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных
обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на
какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте
тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные
проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит
становление личности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-с процессом обучения – учебная тревожность;
-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
-с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий
необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает
дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с
деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы.
По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание
характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в
характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые
и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и
компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В
качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия;
лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-
эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-
тивную.
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной
тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению,
эмоциональным нарушениям личности.
Так, какой он, тревожный ребёнок?
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную,
часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко
проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными
признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна
неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов,
минимальная самореализация.
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают
А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения.
Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной
проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-
кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным
избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим,
завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении;
опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого
волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной
адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская
гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и
агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку
даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью
поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее –
«мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием;
воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие, сверхстарательность,
стремление быть первым и распоряжаться другими.
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье
является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-
снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности
у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том,
что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов
ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых
состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и
удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических
черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием
самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как
этиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание
ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью
и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно защитному типу
поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью;
сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими
аффективными реакциями.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой
строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель
воспитания их собственных родителей (29).
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что
причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является
незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм,
методов воспитания ребёнка.
С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка
шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В. Запорожец).
б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку
взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.
Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в сущности
понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка. Одним из
факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности родительского
отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили воспитания, позиция
родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с
ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и
индивидуальных особенностей малыша.
Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это
делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.
1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей
в системе детско-родительских отношений
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.
Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.
Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна
коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в
развитии личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологического развития или поведения человека с помощью
специальных средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена на
повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в обучении,
поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных
творческих резервов человека.
Психологическая коррекция различается по видам и формам.
По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности;
аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;
директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;
специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной
работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек
пытается помочь другому.
Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских отношений,
таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные
стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в
общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей
к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции
когнитивно-поведенческий тренинг.
Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и
программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому проблемы
диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции
ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность
занятий.
А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских отношений –
социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического
воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом
подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям,
техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.
Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения и
психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного
группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере
общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом
рефлексии над собственным поведением других участников группы
В процессе социально-психологического тренинга применяются различные
методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),
ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на рост
тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско-
родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением
родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие на
его самосознание через уровень его развития.
Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на
релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание,
прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на
стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных
защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).
Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в образ»,
терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование
страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так далее.
По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в
котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании
детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением
родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и
индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-
родительских отношений.
Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как
считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-
ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На
современном этапе сложилась система работы с родителями или формы
сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры
родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и
индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание
для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-
передвижки, беседы, посещение на дому.
В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое
распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных
газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в спортивных детских
мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение
природы и т. д.
Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений, наиболее
значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей
(собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение
родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей).
Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских
отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-
психологический).
Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных
исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.
Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований
зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,
А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,
невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного типа
родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но
впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела
личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о
психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах
воспитания.
Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами
проведен констатирующий этап исследования.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании
и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов
направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);
- методика «Неоконченные предложения».
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
-анкетирование;
-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами было
обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест Р.
Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);
-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо
нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность
прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность
изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности
членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку,
присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение
людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на
ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку
комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка
– сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными,
тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка,
прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов
семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от
родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку
деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с
предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица
Страницы: 1, 2
|